Главная страница
Навигация по странице:

  • • {продолжение наследующей странице)

  • 498 Часть. Эмоции им от ива ц и я

  • . Миф о том, что жизнь трудна и счастливы совсем немногие Исторически сложилось так, что многие авторы — от Альбера Камю и Теннесси Уильямсадо Бертрана Расселла (1930/1985)

  • D.G. Myers E. Diener

  • Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


    Скачать 6.89 Mb.
    НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
    АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    Дата19.05.2017
    Размер6.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    ТипКраткое содержание
    #7886
    страница65 из 86
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   86
    494 Часть. Эмоции им от ива ц и я
    ями о них. Например, прочитав ряд статей, посвященных проблеме загрязнения окружающей среды, мы можем решить, что правильным является повторное использование отходов. И можем придерживаться этого мнения, даже если наши родители и друзья его не разделяют. Важно разграничивать нежелательные действия (за которые мы испытываем вину) и упущения (вызывающие у нас стыд. Если первые, как правило, изначально направлены против других людей, то вторые обусловлены неудачей на пути к целям, поставленным либо родителями (Ты должен стать инженером, либо нами самими (Яне хочу становиться инженером, потому что не люблю математику или Я думаю, мне нужно стать врачом, потому что мне нравятся естественные науки и нравится помогать людям. В повседневной речи мы склонны говорить о чувстве вины ив связи с действиями, ив связи с бездействием. Но как психологам нам нужно знать о различиях между виной и стыдом. Представители когнитивного направления считают, что мы не только создаем стандарты, но и меняем их в процессе рефлексии. Так, мы можем поменять цели, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 10.3 Преодоление чрезмерного чувства вины и стыда Многие люди испытывают преувеличенное чувство вины и стыда - несоразмерное серьезности ситуации. Например, женщина чувствует вину, когда кто-то из членов ее семьи начинает ссориться. Зная, что они склонны к конфликтам, она винит себя, что вовремя не вмешалась. Ребенок иногда считает себя виноватым за развод своих родителей. Мужчина может ощущать вину из-за увольнения жены. Он может посчитать, что если бы был более дружелюбен по отношению к ее начальнику, даже если он ему не нравится, то жену бы не уволили. Тоже самое касается и стыда. Получив четверку с плюсом вместо ожидаемой пятерки, студентка может решить, что потерпела неудачу не только она сама, но и ее семья. Отец, всегда учивший своих детей честности, способен сгорать от стыда, вспоминая, как его вызвали к директору из-за сына, списавшего чью-то работу. Глава компании впадает в отчаяние из-за финансовых потерь своего предприятия в период экономического упадка. Он думает, что ему следовало лучше подготовиться к этому периоду. Часто люди осознают, что вина и стыд, которые они испытывают, неоправданны, но все жене могут справиться со своими чувствами. Им кажется, что они зашли в тупик. Фриджда (Frijda,
    1988) объясняет это законом сохранения эмоционального импульса как ограничения закона привыкания. Он полагает, что при определенных условиях эмоциональные события способны вызывать эмоции бессчетное число раз, если им не противостоит повторное переживание этих событий, позволяющее возникнуть угасанию или привыканию, в той мере, в какой они возможны (р. 354). Ряд авторов считают, что наше поведение контролируют две параллельные системы. Система сознания обычно рассматривается как более абстрактная и рациональная. Она, к примеру, связана с логическими объяснениями. Система же бессознательного чаще оценивается как основанная на чувственном опыте и действующая посредством образов, воспоминаний, принципов ассоциативного научения, к которым относится классическое обусловливание (например, Lazarus, 1991b), или основанная на переживаниях и действующая посредством конкретных образов, метафор и нарративов (например, Epstein, 1990). В описанной Лазарусом
    Глава Эмоции, нес о впадающие с целями отрицательные осознав несоответствие им наших способностей. У меня есть друг, поступавший в университет, чтобы выучиться на инженера, как его дядя. Поняв, что его больше интересует не инженерная сфера, а экономическая, он решил отказаться от своей прежней цели, которую выбрал не без помощи родителей, и поставил перед собой новую. Со временем родители примирились сего выбором и оказали ему всемерную поддержку. Если мы можем создавать для себя новые стандарты, то способны преодолеть чувство вины и стыда, изменив стандарты (см Практическое применение 10.3). Связь между чувством вины и депрессией Согласно теориям Бека и Селигмана, вина и депрессия тесно связаны. Бек считает
    (Beck, 1967), что депрессивные люди возлагают на себя ответственность за события, имеющие негативный исхода это приводит к чувству вины, самообвинению, самоуничижению и унынию. По заново переосмысленной теории Селигмана (Seligmana,
    1990), человек опять-таки возлагает на себя ответственность за негативный исход системе, базирующейся на чувственном опыте, образы и воспоминания связываются с чувствами, так что первые автоматически вызывают вторые. В системе, где важен чувственный опыт, вину вызывает такая простая вещь, как нахмуренное лицо. Если моя мать хмурилась, когда я делал что-то не так, я чувствовал вину при одном виде нахмуренного лица любого другого человека. Считается, что конкретное чувство зависит от чувства, которое я испытал, будучи уличенным в своем проступке. Это может быть потеря любви, боль из-за наказания или просто негативные эмоции, связанные с конфликтом. У разных людей они имеют различную окраску. Что можно сказать о чувствах, связанных с рациональной системой Некоторые теоретики утверждают, что они резко отличны от тех, что порождаются системой, основанной на чувственном опыте. Хоффман (Hoffman, 1982), к примеру, полагает, что первая основана на эмпатическом дистрессе. Мы переживаем вновь не нашу собственную боль, а боль или ди­
    стресс других людей. В целом, по мнению большинства исследователей, чувства, порождаемые системой, основанной на чувственном опыте или на нарративе, изменить значительно сложнее, чем вызываемые системой рациональной (например, Epstein, Lipson, Holstein & Huh, 1992; Epstein,
    1990). Теоретически первые можно ослабить (благодаря привыканию, неоднократно сталкиваясь со стимулами, их вызвавшими. Номы часто делаем все, что устраняет стимулы, провоцирующие чувство вины. Соответственно, если кто-то хмурится, мы перестаем поступать так, чтобы вызывать у человека подобную реакцию. В результате чувство вины никогда не достигает апогея, и поэтому к нему невозможно привыкнуть (Frijda, 1988). Большинство теоретиков считают, что привыкание достигается при полной реализации соответствующего действия которое, так сказать, истощается. Кроме того, действия, направленные на возмещение ущерба, служат позитивным подкреплением, поскольку ослабляют или устраняют негативное чувство вины. При устойчивом позитивном подкреплении мы заглаживаем свою вину и никогда не оказываемся в ситуации, делающей возможным привыкание к этим эмоциям. Поскольку мы прилагаем максимум усилий, чтобы не огорчать наших родителей, то продол-
    • {продолжение наследующей странице)

    496 Часть. Эмоции им от ива ц и я событий, и эти атрибуции ответственности постоянны, глобальны и неизменно имеют внутренний характер. Очевидно, что чувство вины является результатом слишком большой ответственности за негативные события, возложенной на себя. Негативные эмоции и целенаправленное поведение Все негативные эмоции, о которых шла речь в этой главе, препятствуют целенаправленному поведению. Воспринимая окружающий мир как угрозу, испытывая, например, страхи тревогу, человек не склонен направлять свои усилия на достижение поставленной цели. Он замыкается и переключает свою энергию на защиту от окружающего мира, который кажется ему враждебным. И наоборот, как будет показано в следующей главе, люди, воспринимающие мир оптимистичнее, склонны его исследовать, осваивать и влиять так, чтобы он доставлял им радость и удовольствие. Аналогичным образом, интерпретируя любую неудачу как свидетельство своей беспомощности, что свойственно людям, пессимистически и депрессивно настроенным, человек отказывается от попыток достичь поставленной цели. И напротив, о чем мы скажем в следующей главе, неудачи не обескураживают оптимиста, он продолжает идти к своему ориентиру, невзирая на препятствия. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 10.3 (продолжение)

    жаем чувствовать вину в их присутствии. Привыкание достигается лишь в том случае, если наши родители расстраиваются. Из этого примера явствует, что чувство вины минимизирует конфликт, нов тоже время порождает значительное внутреннее напряжение. Вопрос чрезмерности следует рассматривать как проблему руминаций. Люди, испытывающие вину и стыд, часто анализируют собственные чувства и впадают в уныние. Примечательно, что переживание вины и стыда поощряется нашим обществом. Людям говорят, как важно быть внимательными к чувствами желаниям других людей, особенно наших родителей, даже если это мешает нам преодолевать какие-то события собственной жизни. Людей также хвалят зато, что они берут на себя полную ответственность за свои действия. Есть ли какой-то выход для человека, испытывающего чрезмерное чувство вины Вероятно, наилучшим будет рассмотреть проблему на рациональном уровне. Эпштейн (Epstein, 1990) утверждает, что, действуя на уровне чувственного опыта, мы склонны к сверхобобщениям. Нам нужно понять, что наши реакции на других людей, например родителей, - результат нерационального анализа, а научения, происходящего благодаря системе чувственного опыта. Чувство вины и стыда легче преодолеть, если использовать стиль объяснения, не предполагающий постоянства и глобальности. Беки Селигман рекомендуют нам не пытаться избавиться от этих чувств (привыкнуть к ним, а сделать так, чтобы они относились только копре деленной ситуации и времени. Большинство людей, бывает, мучаются угрызениями совести, и нет ничего плохого в том, чтобы быть восприимчивым к социальному конфликту и желать возмещения нанесенного ущерба или загладить свою вину. Люди, не сопереживающие и не поддерживающие хорошие социальные отношения, нередко становятся психопатами. Чувство вины и стыда необходимо рассматривать как напоминание о том, что мы социальные существа. Своевременная корректировка и способность загладить свою вину всегда отличала культурных и тактичных людей. Суть заключается в том, чтобы не требовать от себя полного совершенства и не стремиться угодить каждому.
    Глава. Эмоции, нес о впадающие с целями отрицательные Наконец, людей, устанавливающих слишком высокие стандарты, может переполнять чувство вины или стыда. Люди же со стабильным чувством собственного достоинства радуются своим успехами прощают себя за неудачи. Резюме Согласно теории Лазаруса, вина — результат нарушения нравственных императивов, а стыд — несоответствия собственных действий эго-идеалу. Сторонники биологического подхода утверждают, что чувство вины врожденное и универсальное, а формы его выражения усваиваются в процессе развития. Сточки зрения теории адаптации оно призвано поддерживать хорошие социальные отношения. По мнению Изарда, главная адаптивная функция вины в предотвращении ущерба и эксплуатации. Она способствует выживанию не только отдельного человека, но и социальной группы. Сторонников теории научения интересует главным образом аффективно окрашенное чувство вины (эмпатическая вина и вина, основанная на тревоге и страхе. Исследование методов поддержания дисциплины свидетельствует, что наиболее высокий уровень нравственного развития достигается благодаря внушению, а наиболее низкий — при применении силы и власти. Отказ в любви не всегда связан с нравственным развитием. Работы Хоффмана показали, что отказ в любви сопровождает два разных типа вины — гуманную, гибкую и конвенционально-ригидную. Каждый из них связан с разными процессами социализации. Представители когнитивного направления, исследуя проблему вины, сосредоточиваются на символических и репрезентационных навыках, например на роли и саморефлексии. Они утверждают, что вина и стыд обусловлены внутренними нормами (часто усваиваемыми при принятии роли) и рационально (посредством са­
    морефлексии) сформированными стандартами. Благодаря последней человек способен изменить свои стандарты. Беки Селигман напрямую связывают чувство вины и стыда с депрессией. Чтобы смягчить таковую, необходимо справиться с чрезмерностью этих чувств. Основные положения

    1. Грей считает, что причиной тревоги является активация системы поведенческого подавления (BIS).

    2. BIS активируют как условные, таки безусловные стимулы.
    3. BIS обусловливают два класса стимулов сигнализирующие о предстоящем наказании и предупреждающие о неполучении поощерения (фрустрирую- щие его.
    4. Непроизвольные или навязчивые мысли связаны с тревогой.
    5. Потеря контроля и неспособность конструктивно реагировать на трудности обусловлены склонностью к тревоге.
    6. Исследования свидетельствуют, что люди, воспринимающие окружающий мир как угрозу, более расположены к тревоге.

    498 Часть. Эмоции им от ива ц и я
    7. Ученые обнаружили, что снижение уровня определенных катехоламинов и серотонина провоцируют депрессию.
    8. По мнению Бака, существуют два типа депрессии один вызывает неспособность соответствовать требованиям среды, а другой — социальным требованиям.
    9. Согласно пересмотренной теории выученной беспомощности, к депрессии предрасполагает объяснительный стиль, для которого характерны постоянство, глобальность и персонализация.
    10. Мысль о том, что пессимизм вызывает депрессию, подтверждают данные о том, что люди, использующие пессимистический объяснительный стиль, более поддаются депрессии при столкновении с неприятными событиями.
    11. Согласно теории Бека, депрессия — результат негативного стиля мышления, который изменяет способ отбора, дифференцирования и кодирования информации из окружающего мира. Предубеждение человека против самого себя приводит к когнитивным искажениям или ошибкам мышления.
    12. Бек выделяет две разновидности депрессии и связывает их с личностными типами. Социотропными людьми движет потребность быть принятыми и понятыми другими, а независимыми — необходимость достичь, контролировать и избегать межличностных препятствий.
    13. Согласно эволюционной теории, вина и стыд — непременное условие для выживания человечества как вида.
    14. При когнитивных подходах к чувствам вины и стыда подчеркивается роль Я и связь их с саморефлексией.
    15. Избавляться полностью от вины и стыда неправильно, однако чрезмерность этих чувств мешает целенаправленному поведению, и поэтому необходимо научиться справляться с такими эмоциями.
    ГЛАВА Эмоции, совпадающие с целями положительные) Что такое счастье Что делает людей счастливыми Можно ли научиться быть счастливым Почему некоторым людям доставляет удовольствие риск Чем оптимизм отличается от надежды Оптимистами рождаются или становятся Какую роль для счастья и оптимизма играет ранний детский опыт Почему люди, обладающие надежной системой социальной поддержки, счастливее и здоровее К эмоциям, которые совпадают с целями, относятся те, что облегчают достижение личных целей (Lazarus, 1991b). В этой главе мы кратко рассмотрим некоторые из них, чтобы уяснить их роль в повседневной жизни. В главе 13 проанализируем еще одну — гордость. Счастье — яркий пример позитивной эмоции. Лазарус определяет его как планомерное продвижение к поставленной цели (Lazarus, 1991b, p. 121). По мнению исследователя, здесь отражается взаимодействие между личностью и средой. Эмоция счастья — когнитивная оценка такого взаимодействия. Счастье Существуют два способа операционального определения счастья. Первый — попросить людей дать оценку по шкале от 1 до 10 тсго, насколько хорошо они чувствуют себя в данный момент. Чтобы получить средний показатель позитивного аффекта, испытуемому периодически сигнализируют на пейджер, чтобы он зафиксировал свое эмоциональное состояние в данный момент. Среднее от этих оценок будет искомой величиной. Одной из наиболее предпочтительных является также методика оценки субъективного благополучия ( С Б ) . Благодаря ряду вопросов она позволяет выяснить когнитивную и аффективную оценку человеком собственной жизни. Лицам, имеющим высокие показатели СБ, свойственно следующее множество позитивных эмоций малое число негативных эмоций стремление заниматься интересной деятельностью удовлетворенность собственной жизнью (Diener, 2000).

    500 Часть. Эмоции им от ива ц и я Было обнаружено, что люди с такими показателями имеют множество желательных качеств. Они чаще участвуют в общественной деятельности, более симпатичны окружающим, реже разводятся, живут дольше, более успешны в профессиональной деятельности и имеют более высокие доходы (Diener, 2000). Культурные различия проявляются в том, как люди решают, счастливы ли они, удовлетворены ли собственной жизнью. В тех национальных культурах, где преобладает индивидуализм, (например, в США) ориентируются на собственные чувства, используя позитивный аффект как предсказатель удовлетворенности жизнью. В обществах же, где доминирует коллективизм (например, в Южной Корее, люди ориентируются на социальные нормы, которыми и продиктованы критерии удовлетворенности. Кроме того, представители коллективистских культур, оценивая собственную жизнь, чаще принимают во внимание мнение семьи и друзей (Suh,
    Diener, Oishi & Triandis, 1998). Два мифа об истоках счастья

    1. Миф о том, что жизнь трудна и счастливы совсем немногие Исторически сложилось так, что многие авторы — от Альбера Камю и Теннесси Уильямсадо Бертрана
    Расселла (1930/1985) думали, что счастливы лишь немногие, а достичь успеха — трудная задача. Некоторые психологи даже полагают, что лишь 10-20% людей по-настоящему счастливы (Hart, 1988; Winocur, 1987). Однако, судя потому, что говорят сами люди, создается совершенно иное впечатление. На рис. 11.1 приведены данные 916 опросов, в которых приняли участие более 1,1 млн людей 45 национальностей. Из рисунка определенно явствует, что в целом люди довольно счастливы (Myers, 2000).
    2. Миф о том, что деньги делают человека счастливым Думая, что деньги сделают их счастливыми, люди покупают лотерейные билеты записываются на кур-
    Рис. 11.1. Данные 916 опросов, в которых приняли участие 1,1 млн людей 45 национальностей (ответы приводились в соответствии со шкалой от 0 до 10, где 5 - нейтральный ответа- высший уровень. Средний уровень субъективного благополучия составил 6,75. (Гистограмма - Эд Динер (Ed Diener), сопоставление данных - Руут Винховен (Ruut Veenhoven). Гистограмма приведена в статье The Pursuit of Happiness, D.G. Myers & E. Diener, Scientific
    American, 1996, 274, 54-55.)
    Глава. Эмоции, совпадающие с целями положительные
    сы повышения квалификации, чтобы добиться карьерного роста меняют место работы. Действительно, данные исследований показывают, что деньги весьма важны. Они позволяют удовлетворить базовые потребности, например в пище, крове, одежде. Однако, что интересно, в странах с валовым национальным продуктом, составляющим $8000 на человека, положительная корреляция между богатством и благополучием исчезает (Myers, 2000). Это свидетельствует о том, что, если базовые потребности удовлетворены, дальнейший рост доходов не делает человека более счастливым. Дэвид Лайккен (David Lykken, 1999), опираясь на собственные исследования, заметил Люди в рабочих комбинезонах, едущие на работу в автобусе, в целом не менее счастливы, чем те, кто едет в деловом костюме на собственном "мерседесе (р. 17). Обследование внезапно разбогатевших людей показывает, что подобная удача действительно повышает уровень субъективного благополучия, но только на краткий срок (Brickraan, Coates & Janoff-Bulrnan, 1978). Как отмечает Майерс (Myers,
    2000), «из-за нашей способности привыкать к славе и богатству вчерашняя роскошь может вскоре стать сегодняшней необходимостью и завтрашним пережитком прошлого (р. 60). Нет никаких доказательств, что деньги как таковые приносят счастье. Но существует немало подтверждений уверенности людей в том, что те очень важны или даже абсолютно необходимы для хорошей жизни. Когда студентов колледжей просили оценить, насколько важно или существенно для хорошей жизни быть финансово обеспеченными иметь свою жизненную философию, найти смысл жизни, выявили, что за последние 35 лет произошел сдвиг в сторону материализма (рис. 11.2) (Sax, Astin, Korn & Mahoney, 1998). По мнению исследователей, в этом главную роль сыграли СМИ, пропагандирующие идею о том, что потребление различного рода товаров сделает нас счастливыми (Diener, 2000). Рис 11.2.
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   86


    написать администратору сайта