Главная страница
Навигация по странице:

  • 490 Часть III. Эмоции и мотивация

  • Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


    Скачать 6.89 Mb.
    НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
    АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    Дата19.05.2017
    Размер6.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    ТипКраткое содержание
    #7886
    страница64 из 86
    1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   86
    3. Научитесь использоваться деструктивными объяснениями Многие автоматические комментарии отличаются постоянством и глобальностью. Человек должен научиться находить объяснения, уместные в определенное время ив конкретной ситуации. Мать может научиться судить так В общем я хорошая мать, но после полудня, когда наступает жара или я устаю, становлюсь раздражительной. А в жару и у этого маленького негодника
    Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные) 487 Резюме Исследования близнецов свидетельствуют о наличии генетической предрасположенности к депрессии. Убедительно доказано, что последняя связана с низким уровнем катехоламинов (норадреналина и дофамина, а также серотонина. Бак полагает, что существуют два ее типа, которые возникают вследствие неспособности соответствовать требованиям среды или социальным ожиданиям. Доказательством связи между нейротрансмиттерами и депрессией служат также результаты исследований, в которых использовались ингибиторы моноаминоксидазы ( ИМ АО. МА О — это энзим, регулирующий нейротрансмиттеры в мозге. Многие специалисты считают, что депрессию следует рассматривать как адаптивный механизм, помогающий справиться с трудностями окружающего мира. Согласно модели Селигмана, столкнувшись с отрицательным стимулом, например ударом тока, и не имея возможности избежать его воздействия, животное или портится настроение. Студенту надо сказать У меня был неудачный день. Экзамен выдался не таким, как я ожидал, да и я выучил совсем не то, что было нужно. Подростку, неправильно поведшему себя в обществе, следует научиться говорить себе Я думало чем-то другом и оговорился. Если бы кто-нибудь все это снял на камеру и показал поте левидению, вот было бы забавно.
    4.
    Научитесь отвлекаться от мрачных мыслей Занять себя чем-нибудь - лучший способ отвлечься от мрачных мыслей. Как мы узнали, мужчины чаще женщин используют эту стратегию. Из множества ее видов назовем чтение книг, встречу с другом за чашечкой кофе, хобби, поход в кино или просто представляя себя за любимым занятием.
    5.
    Научитесь не ограничивать ощущение счастья Многие люди ставят жесткие рамки, определяя, что сделает их счастливыми. Они, например, говорят Яне буду счастлив, пока не куплю новую машину. Я буду счастлива, когда влюблюсь. Яне могу быть счастлив, если знаю, что кому-то не нравлюсь. Я буду счастлива, когда выйду на пенсию. Каждое из этих утверждений накладывает жесткие ограничения на то, когда или как можно быть счастливым. Все это толкает нас к депрессии. Нет ничего плохого в желании купить новую машину, влюбиться или ожидать выхода на пенсию. Проблема - в утверждении, что мы не можем быть счастливы, пока эти наши желания не исполнятся. В таком внутреннем диалоге утверждения становятся правилами или принципами. Человек же теряет способность быть счастливым, пока не будут выполнены поставленные им условия. К сожалению, когда те исполняются, счастливые минуты длятся недолго, поскольку счастье редко приходит вместе с достижением цели. Оно наполняет сам процесс ее обретения. Чтобы снизить риск депрессии, вы должны оценить и перестроить свой внутренний диалог. Во-первых, отыщите время для его анализа и определите, не ограничиваете ли вывоз можности своего счастья. Осознайте свои автоматические мысли. Запишите их, чтобы затем рационально проанализировать. продолжение наследующей странице.

    488 Часть. Эмоции им от ива ц и я человек впадают в состояние беспомощности. И напротив, это чувство не возникает, если отрицательного импульса удается избежать. Люди, ощущающие беспомощность, неспособны предпринимать действия, которые позволили бы им избегать неприятных ситуаций. Те же, у кого это чувство не возникает, предпринимают действия, которые помогут им избежать таковых. Как отмечает Селигман, данные различных исследований свидетельствуют оценка двух событий в качестве независимых значительно затрудняет восприятие их в дальнейшем как зависимых или связанных между собой. В результате человек, в опыте которого эти события зафиксированы как независимые, будет вести себя так, словно они не подчиняются никаким закономерностям. Хотя Селигман утверждает, что представление о неуправляемости событий лежит в основе выученной беспомощности, оно необязательно должно приводить к ощущению беспомощности. Так, если человек усвоил, что какие-то два события связаны между собой, резкое превращение их в независимые не вызовет такого чувства. По-видимому, подобного усвоения достаточно, чтобы препятствовать воздействию факторов, провоцирующих беспомощность. Одни люди поддаются вли-
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 10.2
    продолжение) Осознав негативные автоматические мысли, замените их на позитивные. Вот, например, как возможно перестроить уже приведенные утверждения, не поколебав поставленных целей, ноне исключив при этом вероятности счастья Эта машина неплоха, но моя цель - купить в конечном счете новую машину. Мне нравятся романтические свидания, но мне хотелось бы влюбиться. Хотелось бы, чтобы меня считали отзывчивыми тактичным человеком. Но, поскольку мои ценности отличаются от ценностей других людей, мне нужно усвоить, что другие не всегда понимают и разделяют мою позицию. Замечательно быть здоровыми зарабатывать приличные деньги, и то и другое сделает жизнь после выхода на пенсию особенно приятной.
    6.
    Научитесь ориентировать внутренний диалог на процесс Вы можете превратить каждую мысль о счастье в утверждение, сфокусированное больше на процессе и меньше наконечной цели. Большинство людей получают удовольствие от самого процесса достижения цели, потому что человеку свойственно быстро пресыщаться статичными эмоциями
    (Frijda, 1988). Ниже приведено несколько примеров того, как превратить исходные умозаключения о счастье в утверждения, ориентированные на процесс Я очень люблю ездить на машине и надеюсь за свою жизнь купить несколько отличных машин. Любить и быть любимой - это искусство. Я постараюсь сделать так, чтобы в моей жизни любовь играла главную роль. Моя цель - добиться в жизни уважения и восхищения многих людей. Те, кто достиг чего- то большего, чем я, развивали свои способности, набирались опыта. Посмотрим, смогу ли я их превзойти. Чтобы быть действительно счастливым на пенсии, нужно много работать и планировать. Нужно получше познакомиться с людьми, которым жизнь пенсионера в радость, и тогда, выйдя на пенсию, я бы смогла быть действительно счастлива.
    Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные 489
    янию последних, вызывающих ее, а другие — нет. Согласно заново переосмысленной теории выученной беспомощности, это связано с различиями в стиле объяснения. Люди, считающие неприятные события временными, специфическими и вызванными внешними причинами, менее подвержены беспомощности и депрессии. Многочисленные исследования подтверждают, что депрессия — результат пессимистического стиля. В частности, ученые продемонстрировали, что пессимисты более склонны к депрессии, ау людей, получающих антидепрессанты и проходящих когнитивную психотерапию, больше шансов избавиться от депрессии, чему тех, кто принимает только фармакологические препараты. Бек отмечает, что депрессивные люди видят настоящее и будущее в черном свете. Этот негативный стиль мышления обусловлен наличием стабильной внутренней репрезентации, схемы. Человек в состоянии депрессии, как утверждает Бек, предубежден против себя. Это приводит к таким ошибкам мышления, как слишком широкие обобщения и выводы без учета альтернативных точек зрения. Ученый выделяет два типа людей, склонных к депрессии, — социотропных и автономных. По его мнению, для представителей первого типа хорошие социальные отношения важнее, чем для второго. Связь между перфекционизмом и суицидальными тенденциями указывает на роль когнитивных переменных в депрессии и суицидальном поведении. Одной из основных особенностей людей, испытывающих депрессию или имеющих повышенный уровень тревожности, — склонность к руминациям. Чтобы контролировать свои мыслимы должны научиться распознавать автоматические мысли опровергать деструктивные автоматические мысли избегать использования деструктивных объяснений отвлекать себя от мрачных мыслей создавать меньше самоограничений для ощущения счастья ориентировать внутренний диалог на процесс. Вина и стыд Вину и стыд обычно рассматривают как отчасти похожие эмоции. До недавнего времени эмпирическая информация об их природе и истоках была довольно скудной (Zahn-Waxier & Kochanska, 1990). По мере накопления данных было установлено, что они играют значимую роль в целом ряде форм мотивированного поведения человека. Важны по крайней мере пять моментов.
    1. Вина и стыд присущи только людям, хотя некоторые утверждают, что собаки способны чувствовать вину.
    2. Вина и стыд важны для целого ряда форм поведения, включая сексуальное оскорбление, насилие, нарушения в употреблении пищи, физические расстройства, вызванные стрессом, алкоголизм, разводи эмоциональные нарушения. В дальнейшим исследователи, вероятно, обнаружат новые связи между эмоциями и разными формами мотивированного поведения.

    490 Часть III. Эмоции и мотивация
    3. Стыди особенно вина связаны с пессимизмом и депрессией. Люди, пребывающие в подавленном состоянии, испытывают более глубокое чувство вины и стыда. Некоторые ученые полагают, что последние — причина депрессии
    (Zahn-Waxler & Kochanska, 1990).
    4. Способность испытывать эти эмоции является врожденной, однако форма их выражения усваивается в процессе развития (Zahn-Waxler & Kochanska,
    1990). Это, в частности, означает, что люди различаются потому, как они выражают свои эмоции, поскольку неодинаков их жизненный опыт. Кроме того, если форма выражения усваивается в процессе развития, ее можно скорректировать и сделать адаптивнее.
    5. Как и все негативные эмоции, становясь чрезмерными, вина и стыд нарушают адаптивное поведение. Поэтому, если человек хочет добиться поставленных целей, он должен научиться тому, как контролировать эти эмоции. Многие современные исследователи считают, что это вполне возможно (Thompson,
    1990). Вина и стыд могут пробуждать и сохранять одни формы поведения (например, направленные на достижение цели, сотрудничество) и препятствовать другим (например, проявлению гнева и агрессии. Сточки зрения адаптивности это очень важно. Необходимость выполнить определенные действия требует активации и подавления различных эмоций. Например, деловые люди, обсуждающие условия контракта, должны подавлять выражение гнева и неприязнь. Следует также различать нежелательные действия (например, гнев, агрессию, умаление чьих-либо достижений, критику) и упущения (например, неспособность достичь цели, обеспечить семью, учитывать семейные ценности. Принимая это во внимание, Лазарус (Lazarus, а) полагает, что в основе вины лежит нарушение определенного морального императива, а в основе стыда — несоответствие эго- идеалу. Исследователи считают, что противоположность вины — эмпатия (Родители играют главную роль в формировании у детей чувства вины и стыда

    Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные) 491|
    Waxier & Kochanska, 1990). Вину мы переживаем в тех случаях, когда оказываемся невосприимчивыми к чувствам или потребностям других людей (действуя в собственных интересах, а вот эмпатия подразумевает обратное. В следующей главе мы рассмотрим проблему эмпатии и уважения — двух важнейших эмоций, на которых основаны отзывчивость и альтруизм. И вина и стыд влияют на целенаправленное поведение. Желая добиться поставленной цели, мы порой делаем то, что заставляет нас испытывать чувство вины. Например, можем пойти наикратчайшим путем, утаить информацию, чтобы другие не смогли найти решение. Можем выдавать чужие идеи за свои или исподтишка мешать другим. Или стыдиться того, что не достигли уровня, на который рассчитывали, не работали достаточно усердно, не выиграли приз, который обязаны были выиграть, и т. п. Хотя некоторые исследователи по-прежнему утверждают, что стыди вина тождественны, совсем недавно была продемонстрирована разница между этими эмоциями (Tangney, Miller, Flicker, & Barlow, 1996). Главное различие состоит в том, что чувство стыда интенсивнее, неприятнее и связано с более значительными физиологическими изменениями. Молодые люди, испытывающие его, чувствуют себя более одинокими, подавленными, неполноценными. Они в большей мере склонны скрывать и не признавать, что совершили. Опровергая представление о том, что скорее стыда не вина имеет социальный характер, исследования показывают, что оба чувства возникают и на людях, ив одиночестве. Биологический компонент Вина и стыд как адаптивные эмоции Многие исследователи разделяют представление о том, что вина и стыд в основе своей — эмоции адаптивные. Они обеспечивают хорошие социальные отношения
    (Buck, 1999; Kagan, 1984). С эволюционной точки зрения поддержание их очень важно, поскольку выживание отдельного человека зачастую зависит от условий, складывающихся в группе, к которой он принадлежит. Исследователи полагают, что это зависит от двух взаимодополняющих процессов восприимчивости к потребностям других людей и стремления загладить свою вину или возместить нанесенный ущерб, если нарушены нормы. Иными словами, поддержание хороших социальных отношений зависит от способности испытывать чувство вины. Хоффман (Hoffman, 1982), исследовав это чувство, вызванное причиненным вредом другим людям, считает, что мотивационной основой вины является эмпатический дистресс. Последний приводит к осознанию человеком того, что он навредил другому или причинил тому боль. Движимый чувством вины, он стремится возместить нанесенный ущерб. Это выполняет функцию восстановления нарушенных социальных отношений и группового согласия. Теория дискретных эмоций Согласно теории Изарда (Izard, 1977), вина — это отдельное чувство. Значит, она одна из первичных составляющих мотивации. Помысли ученого, дискретные эмоции включают три элемента нервный субстрат, характерную мимику (или нервно-мышечный паттерн экспрессии) и отчетливые субъективные переживания.

    492 Часть. Эмоции им от ива ц и я Первый связан с сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной системами. Согласно этой теории, эмоции сформировались входе эволюции как некая адаптивная функция, а передача их происходит благодаря распознаванию мимики.
    Изард утверждает, что основная адаптивная функция вины — предотвратить ущерб и эксплуатацию. Ответственность и устранение причиненного вреда помогают человеку выжить, сохранить социальные отношения ив конечном счете, позволяет выжить обществу и цивилизации. Чувство вины подавляет агрессию и побуждает людей возмещать нанесенный ущерб, заглаживать его, что является главным методом восстановления согласия. Обратите внимание на то, что с эволюционной точки зрения выживание группы важнее, чем отдельного человека. Эта позиция сходна с мнением, высказанным Баком (Buck, 1999). Как уже отмечалось, тот считает, что наше выживание обусловлено возникновением входе эволюции просоциального аффекта. Иными словами, такие эмоции, как вина и стыд, адаптивны и важны для понимания человеческого поведения. Они призваны противостоять нашему врожденному эгоизму или компенсировать его. Компонент научения Сторонники теории научения, пытаясь объяснить механизмы социального поведения и хороших отношений в сообществе, стараются не употреблять такие термины, связанные с мышлением, как вина или стыд. Они предпочитают понятия поощрение, наказание, угасание, дискриминация и генерализация. Согласно данной теории, исток предпочтительного социального поведения, в том числе и уместного проявления агрессии, — наше взаимодействие в социуме, особенно с родителями. Если те обнаруживают разочарование или неодобрение, мы испытываем негативные эмоции (наказание, которые начинают ассоциироваться у нас с вызвавшим неодобрение событием. Повторение подобного поведения будет затем автоматически вызывать негативные чувства. Оно даже может породить воспоминания и мысленные образы родителей. Чувствуя вину за какой-то проступок, мы можем, к примеру, представлять нахмуренное лицо матери. Ощущая стыд за несоответствие собственной жизни какому-либо идеалу, можем представить разочарованное лицо отца. Вина, согласно теории научения, не подразумевает наличия ментальных или когнитивных элементов. Это всего лишь обусловленное негативное чувство (Zahn-Waxler & Kochanska, 1990). Приверженцы научения сосредоточиваются главным образом на аффективно окрашенном чувстве вины (на эмпатической вине и той, в основе которой лежит тревога или страх. При этом анализируются временные параметры и строгость наказания, конкретные его методы и качество аффективных отношений между родителем и ребенком (Zahn-Waxler & Kochanska, 1990). Рассмотрим ту часть исследований, которая посвящена проблемам установления дисциплины и родительской любви. Методы установления дисциплины Можно выделить три их типа (Hoffman, 1970b, 1982):
    1. Использование силы и власти — физическое наказание, угрозы, лишение привилегий или объектов, непосредственный контроль.
    Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные 493
    2. Отказ в любви — нефизические проявления неприязни и гнева, при которых родитель демонстрирует свое неодобрение отворачиваясь, отказываясь разговаривать и угрожая ребенку покинуть его.
    3. Внушение — объяснение ребенку, почему его поведение неправильно (например Когда ты дразнишь Салли, она обижается. Натуралистические исследования с привлечением детей продемонстрировали, что использование силы и власти приводит к низкому уровню нравственного развития. Об этом судят, к примеру, по способности сопротивляться соблазну, по чувству вины или признанию собственных проступков. Внушение же, напротив, соотносится с высоким уровнем нравственного развития. Отказ в любви связан с ним, ноне так тесно, как внушение (Hoffman, 1970b). Отказ в любви и внушение В некоторых исследованиях было обнаружено, что отказ в любви и внушение вызывают разные типы переживания вины. Хоффман (Hoffman, а, например, разделил детей на две группы. Он исходил из типа вины, который те испытывали дети, отличающиеся гуманностью и гибкостью (переживающие из-за того вреда, что причинили другому человеку) и конвенционально-ригидные (их больше волнует то, что они нарушили установленные нормы. Хоффман полагает, что первыми движет чувство эмпатии, а вторыми — недостаток контроля побуждений. Последний тип соотносится с психоаналитическим понятием вины. Исследовав процесс социализации у представителей двух групп, Хоффман обнаружил, что детей, отличающихся гуманностью и гибкостью, воспитывают в основном методом внушения, тогда как конвенционально-ригидных — отказывая в любви. Качество аффективных отношений между родителем и ребенком В целом исследования свидетельствуют о наличии позитивной связи между родительским теплом и развитием у детей совести и чувства вины. Одна из причин неустойчивого влияния, какое оказывает отказ в любви на ощущение виновности, связана стем, насколько родитель склонен проявлять свою любовь к ребенку. Некоторые данные указывают, что отказ эффективен лишь в том случае, если родители в целом проявляют любовь и принимают своего ребенка. Когнитивный компонент Согласно когнитивной теории, вина — это сознательный процесс, подразумевающий наличие хорошо развитой структуры Я. Чувство вины возникает, когда в процессе рефлексии мы приходим к выводу, что наше поведение не соответствовало неким внутренним стандартам. Как мы узнали, Лазарус (Lazarus, а, Ь) видит истоки стыда в Я-концепции (в эго-идеале). Как формируются внутренние стандарты поведения Большинство сторонников когнитивной теории считают, что они частично представляют собой результат научения или принятия роли (например, мы перенимаем представления и ценности наших родителей или усваиваем социальные нормы, а отчасти — процесс, связанный с анализом совокупных фактов об окружающем мире и представлени-

    1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   86


    написать администратору сайта