Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition
Скачать 6.89 Mb.
|
566 Часть. Рост мотивации и саморегуляции Рассмотрим некоторые основные ее компоненты очерчивание проблемы, знания, способность создавать образы или категории, умение синтезировать, а также готовность воздержаться от суждений. Очерчивание проблемы Определение проблемы задает направление нашим рассуждениям. Поняв, в чем она состоит, мы можем осознать, какие из паттернов, генерируемых нашим умом, потенциально важны или полезны. Продюсеры фильмов, издатели, а также руководители крупных компаний часто обращаются за необходимым решением к другим людям. Если они не будут знать, в чем суть проблемы, тоне смогут определить, какое из предложенных решений стоит рассматривать. Обычно время, затраченное на уточнение ее, ускоряет последующий творческий процесс. Намечая проблему, мы отделяем существенное от неважного. Очевидно, при отсутствии лишней информации прийти к решению легче. Знания Чтобы отыскать иные альтернативны или сгенерировать новые идеи, нам необходимо обладать полноценной базой информации или знаний. Идеи не возникают спонтанно. Они являются результатом синтезирования информации (Langley, Simon, Bradshaw & Zytkow, 1986). Соответственно креативность в некоторой степени связана с интеллектом, поскольку для приобретения требуемой базы знаний нам нужно обладать соответствующим его уровнем. В этом случае креатив ных людей от других отличает мотивация к сбору информации или к выстраиванию необходимой базы знаний. В последнее время стали обучать креативности, не обеспечивая необходимой базой знаний. Детей поощряют сочинять творческие истории или нанимают репетитора, помогающего при решении задач. Не следует думать, будто креативность не зависит от знаний. Если они скудны, творчество, может, и расцветет, но немедленно поблекнет, как цветок без плодородной земли. Новые идеи часто оказываются уточнением, развитием или иным способом применения уже существующих. Например, Стив Джобе и Стив Возник, изобретатели Apple Computer, использовали при создании первого PC идеи и технологию из самых разных источников (Young, 1988). Джазовый композитор Дейв Брубек использовал при написании некоторых своих шлягеров основные темы из Шопена и японской музыки (Calgary, 1997). Если творчество — развитие уже существующих идей, есть все основания систематически изучить сделанное до нас. Эта база знаний могла бы стать составляющей чего-то нового. Чтобы изобрести электрическую лампочку, Томас Эдисон собрал группу инженеров, которые последовательно проверили всевозможные идеи и принципы. Величайшие находки обычно рождаются в головах хорошо образованных людей. Неслучайно США сих одними из лучших в мире университетами дали больше лауреатов Нобелевской премии, чем любая другая страна (Business Week, Special Issue, 1989). Чтобы конкурировать с Америкой, Япония ввела принцип постоянного постепенного усовершенствования, принятый потом многими индустриально развитыми странами (Business Week, Special Issue, 1989). Создание образов и категорий Информацию можно рассматривать как состоящую из групп паттернов или компонентов. Мысли о небе, к примеру, возбуждают группу клеток, соответствующую сенсорному опыту, получаемому, когда мы смотрим в небо. Я также могу заставить свой мозг активировать некоторые воспомнна- Глава 12, От любопытства к креативности 567 ния или паттерны и одновременно создать новый образ. Например, добавить к картине неба облака, аэроплан и даже воронку торнадо. На каждом этапе мой образ неба будет резко изменяться. Соединяя различные паттерны, можно создать образы, которых нет в природе. Например, представить на своем небе летающего слона. Сны, считают исследователи, — это нечто иное, как несколько пучков нейронов, одновременно посылающих импульсы (Hobson, 1988). Любую вербальную категорию, например, собака или столовое серебро, можно рассматривать как паттерн, даже если отсутствует зрительный образ. Слово собака возбуждает группу клеток, соответствующую атрибутам, определяющим эту категорию. Если я попытаюсь думать одновременно о нескольких разных животных, например о собаках, кошках, медведях и волках, то активируется категория более высокого порядка — животных или, возможно, млекопитающих. Синтез. Под ним подразумевается соединение разрозненных элементов веди ное целое. Как это происходит Иногда — спонтанно. Это инсайт или творчество. Иногда — при логическом осмыслении. Так считает по крайней мере Дебоно (DeBono, 1970,1987), специалист в области развития творческих способностей. Ученый рассматривает мозг как сложный аппарат для решения задач, ищущий избыточность. Когда она найдена, возникает некий новый паттерн. Эта модель согласуется с представлениями других исследователей о появлении отчетливых образов. Сточки зрения Дебоно, мы можем ускорить процесс поиска избыточных элементов, мысленно активируя различные паттерны. Это называется латеральным мышлением (DeBono, 1987). По его мнению, нам ненужно осваивать способы распознавания появляющихся паттернов. Как только создается новый паттерн, он тут же опознается именно так. Паттерны составляют основу категорий. Единственное, что остается сделать при появлении такового, — дать ему имя, чтобы потом извлечь его из памяти. Авторы, обратившиеся к этим вопросам первыми, описывали креа тивность как инсайт. Такое переживание возникает, когда человек внезапно осознает, что два разрозненных элемента связаны, поскольку обладают определенными общими чертами. Избыточность — основа восприятия и осмысления. Например, если мы способны увидеть нечто — например, стул — как отличное от фона, значит, мы это воспринимаем. Осмысление обычно подразумевает интенцию. Таким образом, беря другого человека под руку и ведя его по улице, мы говорим, что это действие имеет смысл, — оно направлено на оказание помощи. Очевидно, идея о призванности мозга производить поиск избыточных элементов согласуется сданными о том, что креативность связана с толерантностью к неопределенности с готовностью одновременно воспринимать различные, кажущиеся несвязанными между собой сведения. Это соответствует и представлению о связи между творческим действием и открытостью для поступления новой информации. Мозг всегда готов распознать ее, чтобы включить в процесс поиска избыточности. Решая задачи, мы обращаемся к латеральному мышлению за поиском альтернатив. Не ожидая появления хорошей идеи, мы активно ищем варианты решения, прибегая к прошлому опыту. Желая снять с крыши мяч, я могу придумать множество способов, наиболее очевидный из которых — использовать приставную лестни- 568 Часть. Рост мотивации и саморегуляции цу. Если ее нет, придется искать креативные решения например, бросать в мяч камни, сбить его струей воды из шланга, забраться на дерево, растущее рядом с домом, и перепрыгнуть на крышу, нанять вертолет и т. д. Конечно, некоторые из этих идей более разумны, и я могу легко выбрать подходящие варианты. Еще один пример латерального мышления наугад открыть словарь и читать слова, надеясь, что какое- нибудь из них подскажет ответ. Слова активируют различные паттерны в мозгу. Хобсон (Hobson, 1988), идеи которого о мечтах и сновидениях мы рассматривали в главе 6, считает, что мозг связывает эти разрозненные паттерны в единую историю. Другие теоретики полагают, что мозг создает категории, которые позволяют выделить существенное из массива информации (Langer, 1989). Кроме того, некоторые ученые утверждают, что осмысление информации происходит благодаря определенного рода реорганизации или реинтеграции (Kaha, 1983). Если вы, к примеру, находитесь в Новом Орлеане, то можете задаться вопросом, почему на улице так много людей, одетых в карнавальные костюмы. Информация будет осмыслена благодаря осознанию того, что празднуется Марди Грае. Все эти гипотезы — составление связного рассказа, создание категорий и реинтеграция — подразумевают определенного рода синтез. Воздержанность от суждений. Вынесение суждений останавливает процесс творчества — прекращает синтез (Strickland, 1989). Людям с твердыми убеждениями трудно быть креативными, потому что они выносят поспешные суждения. Лэнгер (Langer, 1989) рассматривает их как причину или свойство неосознанного поведения. Хобсон (Hobson, 1988) считает, что для мечтания (своего рода креатив ного повествования) человек должен отключить системы самоконтроля и самоана- ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 12.2 Развитие креативности с помощью вопроса А что, если Мозг обычно противится формированию новых идей. Когда человек пытается мыслить творчески, тот порождает лишь социально приемлемые идеи истинного или должного. В результате предлагается лишь переформулировать уже хорошо известное. Поэтому проблема в том, чтобы заставить мозг отбросить существующие паттерны и создать новые. Для возникновения таковых необходимы по крайней мере три условия (DeBono, 1970). Во- первых, нужно сопоставить кажущиеся разрозненными идеи. Так мозг найдет новые способы связать информацию. Хотя сопоставить две отдельные идеи нетрудно, мозг изначально стремится проигнорировать само это сопоставление. Если те небыли осмыслены ранее в единстве, он посчитает, что они не являются связанными и должны остаться таковыми. Поэтому второе, что необходимо сделать, - это заставить мозг воздержаться от подобного поспешного суждения. Иногда для повышения креативности достаточно приказать себе отказаться от этого. В-третьих, нужно позволить мозгу совершить свою работу. При наличии достаточного количества времени он способен обнаружить области сходства, каким бы отдаленным оно ни было. Когда идеи вынашиваются, он тщательно рассматривает идеи под разным углом зрения. Этот процесс руминаций позволяет мозгу раскрыть новые связи. Иногда за этим процессом можно понаблюдать через внутренний диалог. Случается слышать такое Если я сделаю X, тогда, вероятно, произойдет Y, а если я сделаю У, должно произойти Z». Необходимое условие для руминаций - толерантность к неопределенности. Постоянно стремясь к определенному и предсказуемому, мы мешаем творческому процессу. Глава 12. От любопытства к креативности 569 лиза. Некоторые исследователи полагают, что принятию правильных решений препятствует излишняя сосредоточенность на себе. Например, Уилсон и Скулер (Wilson & Schooler, 1991) обнаружили, что в условиях, способствующих осознанию причин собственного выбора, люди использовали неоптимальные стратегии. Это, вероятно, происходило потому, что они отвлекались от более важной на тот момент проблемы. Для спонтанного возникновения категорий необходимо избавить свое сознание от ограничений. Чтобы процесс творчества состоялся, нам необходимо научиться воздерживаться от поспешных суждений. Помочь в этом может установка на игру. Сама суть последней заключается в получении удовольствия, а не необходимости достичь цели или найти выход. Игра позволяет справляться с неопределенностью и включать фантазию. В чистой форме креативность подразумевает полную воздержанность от суждений. Научение творчеству Поскольку мозг осуществляет синтез, возможно развивать творчество благодаря простому сопоставлению информации, запечатленной в нем. Данные множества исследований подтверждают эту гипотезу. Отдаленные ассоциации. Водном из них продемонстрировали следующее предлагая умеренные, а не слишком отдаленные словесные ассоциации, возможно добиться большей креативности (Gough, 1976; MacKinnon, 1962). Первые подразумевают определенную смысловую связь между словами, в то время как вторые — слабую. Когда речь идет о строительстве здания, название формы, например пирамида, представляет умеренно отдаленную ассоциацию, а какого-либо фрукта, В книге Латеральное мышление (Lateral Thinking, DeBono, 1970) Дебоно предлагает ряд приемов, облегчающих сопоставление идей и подавляющих естественную тенденцию мозга отвергать подобные сопоставления. Один из них - метод случайных слов. Споткнувшись на какой-то задаче, следует просто открыть словарь и читать первые попавшиеся слова. Цель такого приема - стимулировать мозг к активации ранее незадействованных паттернов, чтобы на пути к решению они помогли связать две кажущиеся отдельными идеи. Кроме того, метод случайных слов формирует игровую установку, помогающую подавить процесс вынесения суждений. Дебоно подчеркивает, что поиск решения производится поэтапно. Это противоречит мифу о том, что правильные решения возникают сразу в их окончательном виде. Исследователь утверждает, что ключ к исполнению задачи креативности - заставить мозг сделать то, что он осуществляет в естественных условиях искать связи между тем, что сначала казалось отдельным друг от друга. Заставив найти и научившись в процессе этого толерантности к неопределенности, мы должны стать более творческими людьми. По мнению Дебоно, нам следует воздерживаться от суждений, принимать различающиеся взгляды и не бояться неясности. Мы должны научиться задаваться вопросом А что, если. Приняв такую игровую установку, мы освободимся от условности, традиций, окончательного решения, постоянства, логики, времени и места. Иными словами, сможем сопоставлять все что угодно и как угодно. Делая это, мы предоставим мозгу идеальные условия для реализации его предназначения - генерировать новые варианты, новые альтернативы и реальности. 570 ' Часть. Рост мотивации и саморегуляции например груша — слишком далекую. Понятно, что упоминание пирамиды уместнее, чем груши. Сточки зрения Дебоно (DeBono, 1987), упражнения на отдаленные ассоциации способствуют развитию креативности. Он разработал ряд подобных упражнений см. Практическое применение 12.2). Если приемы, которые применяются для выполнения этих заданий, становятся привычными, человек может научиться креа тивности. Эту идею подтверждают материалы, показывающие, что сны творчески настроенных работников менее реалистичны, чему их коллег (Sladeczek & Domino, 1985). Вероятно, считает Дебоно, некоторые люди приобретают способность находить более отдаленные ассоциации, и этот стиль мышления отражается в их снах, а также в сознании, когда они бодрствуют. Мозговой штурм и групповое творчество Мозговой штурм изначально использовался в малых группах, чтобы стимулировать поиск решения поставленных задач. Он превратился в весьма популярный метод, к которому часто прибегают на предприятиях ив организациях (Farr, 1990). Он приносит пользу, если людям даны хорошие инструкции, асам мозговой штурм осуществляется под чутким руководством (Simonton, 2000). Исследователи полагают, что с развитием Интернета появится возможность проводить его с людьми, находящимися далеко друг от друга. Под мозговым штурмом подразумевается генерирование идей. Его главное правило гласит, что ни одна предложенная идея не рассматривается как глупая, абсурдная или ошибочная. Поощряемые к свободным ассоциациям без оценки, люди способны придумывать больше идей. Кроме того, те, что сначала кажутся глупыми и даже абсурдными, нередко стимулируют появление более плодотворных. Креативность на протяжении всей жизни В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. Мало кто из психологов считает, что с возрастом способность к творчеству ослабевает. Часто люди среднего возраста обладают великолепной базой знаний, и поэтому у них есть потенциал больших достижений. Кроме того, тот факт, что им принадлежат менее значимые результаты, свидетельствует о способности работать со сложным материалом. Наконец, существуют доказательства того, что многие люди остаются полными творческих сил до конца своих дней. А вот мотивационные акценты с возрастом, по-видимому, сдвигаются. Например, достигнув средних лет, человек начинает больше ценить прагматические достижения. Это объясняется, видимо, тем, что его в большей мере, чем молодых, интересует карьерный рост (например, Vaillant, 1977). Данные исследований также говорят, что для молодых генерирование идей важнее, чем для людей зрелого возраста (Macon, 1987). Что можно сказать о способности находить отдаленные ассоциации Опять- таки это связано с мотивацией. Хотя молодые люди выдвигают ряд креативных решений — например, по проблемам, требующим технической изобретательности, Глава 12. От любопытства к креативности 571 люди среднего возраста делают более реалистичные выводы. Вероятно, с опытом к человеку приходит понимание того, какие ассоциации принесут реальные результаты (Owens, 1969). Или же с опытом он склонен полагаться на проверенные методы, которые подавляют реинтеграцию, потому что стабильны, испробованы и автоматичны (Barsalou, 1993). Резюме Существует по крайней мере три причины того, почему человек занимается творчеством удовлетворить потребность в новой и разнообразной стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать проблемы. Множество определений креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть. Дебоно считает, что входе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного, результат чего — сопротивление формированию новых паттернов. Также и Лэнгер утверждает, что многие действия становятся автоматическими (привычными, и мы перестаем осмысливать свое поведение. Как и Дебоно, она говорит об адаптивной способности совершать действия, не думая о них. К сожалению, при изменении обстановки мы продолжаем вести себя, как и раньше, хотя это поведение становится уже неадаптивным. Чтобы избавиться от привычных его паттернов, необходимо осознать свое поведение. Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Также и ригидные люди стушевывают свою креатив ность, так как хотят предсказуемости, Идея о потенциально творческом настрое всех согласуется стем фактом, что в определенных условиях не отличающиеся креативностью люди неожиданно демонстрируют способность к творчеству. Кроме того, ее можно усиливать, поощряя. К личностным особенностям, связанным с креативностью, относятся интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой и заинтересованность в достижении высоких результатов, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе, толерантность к неопределенности, готовность разрешить конфликт, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения. Можно утверждать, что, получая удовольствие от творчества, человек усваивает определенные ориентации по отношению к миру и к самому себе — представления и установки, которые развивают креативность. Эту гипотезу подтверждают исследования о влиянии раннего опыта и опыта взрослой жизни. Творчество предполагает по меньшей мере пять этапов очерчивание проблемы, сбор информации и накопление знаний, создание образов или категорий, синтез и воздержанность от суждений. Многие авторы считают, что мы можем научиться быть более креативными. Водном интересном исследовании, посвященном этой проблеме, было продемонстрировано, что при предъявлении умеренно отдаленных словесных ассоциаций люди показывают себя более творческими, чем при предъявлении крайне отдаленных ассоциаций. |