Главная страница
Навигация по странице:

  • Гла8а 12. От любопытства к креативности 563

  • Я-образ и креативность

  • Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


    Скачать 6.89 Mb.
    НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
    АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    Дата19.05.2017
    Размер6.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    ТипКраткое содержание
    #7886
    страница74 из 86
    1   ...   70   71   72   73   74   75   76   77   ...   86
    Потребность в новой, разнообразной и сложной стимуляции Один из способов ее удовлетворить — создать или найти новое, что стимулирует наши чувства (например, новые рецепты блюд, новые предметы искусства, новые автомобили) или заставляет работать интеллект (например, книги, компьютеры, фильмы. Берлайн (Berlyne, 1960) объясняет этим творчество и стремление к прекрасному.
    2. Потребность делиться своими идеями и ценностями Переживая за судьбу детей, умирающих от голода, фотограф пробуждает в нас сочувствие, показывая истощенного ребенка. Политик, желающий повлиять на взгляды людей, пишет книгу, ставящую под сомнение наши представления и стимулирующую нас к действиям.
    Глава 12. От любопытства к креативности 5 5 9 Художник постоянно стремится найти новые способы выражения некой идеи или эмоции
    3. Потребность в разрешении проблем Обнаруживая у себя болезни или сталкиваясь с неудачами в бизнесе, мы ищем выход, дающий нам надежду на то, что все образуется. Определение Вокруг понятия креативности ведутся горячие споры (Mumford
    & Gustafson, 1988). Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Однако тогда некоторые из всемирно известных произведений живописи или литературы нельзя назвать продуктом творчества. Другие авторы считают, что креативность — черта личности (MacKinnon, 1962). Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая — нет. Одни авторы предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи (Guilford, 1967). Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами и не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Другие авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи (Tyler, 1978). Тогда продюсер или издатель, выпускающий креативный продукт, сам играет творческую роль. Все эти определения отражают продуктивный взгляд на креативность. Мы же исходим из того, что она является тенденцией генерировать или распознавать идеи и альтернативы, полезные для решения всевозможных задач, коммуникации с другими людьми, развлечения себя и других. В этом разделе мы постараемся лучше понять, какова по сравнению с интеллектом роль мотивации в творчестве.

    560 Часть. Рост мотивации и саморегуляции Биологический компонент Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронталь- ной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами (Dozier, 1998). Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другим. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы.
    Креативность связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной извилине когнитивную гибкость и облегчающего выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения (Ashby,
    Isen & Turken, 1999). Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, при которой мы позволяем себе создать новый порядок или новое сочетание различных вещей. Ученые, исследующие эту проблему, отмечают, что творческие люди часто ведут себя как дети. Они, по-видимому, обладают своего рода раскрепощенностью (Klahr
    & Simon, 1999). Многие авторы подчеркивают, что вовлечению в подобную игру препятствует естественное стремление комбинировать предметы привычным образом (DeBono, 1970, 1987). Люди, научившиеся творчеству и зафиксировавшие психические процессы, используемые в нем, делают вывод, что креативность — это психический феномен, являющийся результатом обычных когнитивных процессов (Smith, Ward, & Finke, 1995; Ward, Smith & Vaid, 1997). Но данные исследований свидетельствуют, что определенные интеллектуальные особенности и склонности наследуются генетически (Bouchard, 1994; Eysenck, 1995). В целом накопленные материалы показывают, что один из главных факторов креативности — мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество часто рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья
    (Csikszentmihalyi, 1997). Будучи таковым, оно основано на функционировании
    BAS. Как мы увидим, есть все основания утверждать, что одним из препятствий на пути к творчеству является активность BIS,
    связанной с ощущением тревоги и угрозы. В этом смысле оно сходно с исследовательскими игровым поведением. Трудно быть творческим (поглощенным чем-то новыми неизвестным, когда твоя жизнь подвергается опасности. Интеллект и креативность Первые исследования с использованием стандартных тестов IQ
    выявили, что для творчества необходим определенный уровень интеллекта. Но вот выше этого уровня между интеллектом и креативным поведением нет никакой корреляции (Barron
    & Harrington, 1981). В последние годы стали утверждать, что существует множество видов интеллекта. Гарднер (Gardner, 1993) выделяет музыкальный, телесно- кинестетический, межличностный и внутриличностный виды. Кроме того, он счи-
    Глава, Отл ю б опыт ст в а к кр е ат ив нос т и 561 тает, что каждый из них связан со специфическим проявлением креативности, например рисованием, хореографией или психологией. Личность и креативность Исследователи давно пришли к выводу, что творчеству способствует определенный стиль личностной предрасположенности. Многие попытались выявить его например, Martindale, 1989; Sirnonton, 2000). Креативные люди обычно отличаются независимостью, нонконформностью, пренебрегают условностями и по-своему богемны. Кроме того, у них широкий круг интересов, они более открыты новому опыту, их характеризует значительная поведенческая и когнитивная гибкость, а также большая готовность к риску (Sirnonton, 2000). Наконец, водном из исследований было обнаружено, что они еще и более склонны к неврозу (Gelade, 1997). Полученные Цукерманом (Zuckerman, 1979) подтверждения того, что люди, стремящиеся к новым ощущениям, в большей мере креативные, указывают творчество помогает удовлетворить потребность в разнообразии и изменении. Оценивая близость поиска новизны и креативности, становится ясно, что в их основе лежат одни и те же системы. Компонент научения/когнитивный компонент Гнет старых привычек
    Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970,1987) посвятил немало работ вопросам кре­
    ативности. Он считает, что входе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на пего стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один его элемент. Например, кролику достаточно увидеть только голову собаки, чтобы пуститься наутек. Конечно, такая реакция обладает адаптивной ролью. Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то большего, нам трудно составить их каким- тоновым, оригинальным способом. Как же тогда люди учатся перегруппировывать их Ученый посвятил большую часть своей жизни разработке упражнений, помогающих научиться этому.
    Эллен Лэнгер (Ellen Langer, 1989) рассуждает примерно также, когда объясняет недостаток креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение — бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения рутинных действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточиться на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением. Обстановка изменяется, а мы продолжаем реагировать также, как и ранее, даже если наши реакции уже не имеют собственно адаптивного характера. Чтобы разрушить устоявшиеся поведенческие паттерны, нам необходимо осмыслить свое поведение, но как Лэнгер полагает, что для этого надо осознать саму возможность иных действий. Затем понять, каковы альтернативные способы поведения. Это подразумевает поиск с учетом нашей оценки ситуации.

    562 Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции Исследовательница убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, ситающим, что люди могут научиться быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения.
    Креативность как раскрепощенность Условности и традиции. Как полагают исследователи, многие люди склонны к творческой реализации, однако подавляют ее из страха быть отверженными обществом (Franken, 1990). Таким человеком движет не столько потребность в разнообразии и переменах, сколько в принятии или принадлежности. В итоге его точкой зрения становится общепринятая, традиционная. Вместо того чтобы ставить под сомнение ценности общества, как это делают креативные личности, эти люди плывут по течению. Исследования показывают креативный — это обладающий способностью отказываться от привычных взглядов (Strickland, 1989), иными словами — раскрепощенный. Мы не должны бояться новых способов комбинировать элементы, даже если они кажутся бессмысленными или неверными. Ригидность. Многие люди боятся изменений или стараются их избегать. Они испытывают тревогу, страх или чрезмерное возбуждение. Стремясь одолеть их, они ищут в окружающих их условиях то, что предсказуемо и постоянно. Те, кто обладает повышенной тревожностью, ведут себя чрезмерно ригидно. Чтобы стать кре­
    ативными, им необходимо, как бы это ни было трудно, отказаться от своей ригидности (например, Berlyne, 1960). Последняя также может быть обусловлена тем, что мы позволили привычкам управлять нашим поведением, о чем говорит Лэнгер (Langer, 1989). Безусловно, она несовместима с творчеством. Психологический климат и креативность Исследователи доказали, что в определенных условиях люди, раньше никак не проявлявшие свои творческие силы, внезапно обнаруживают их (Mumford &
    Gustafson, 1988). Например, если они знают, что от них ждут именно этого, у них повышаются показатели дивергентного мышления (Harrington, 1981; Torrence,
    1965). При его оценке испытуемым обычно предъявляют вопросили стимул и просят предложить как можно больше идей и ассоциаций, не думая о полезности или практической ценности своих ответов. Например, предлагают придумать наибольшее число способов использовать кусочек мела. Чем больше идей предлагает испытуемый, тем выше его показатель дивергентного мышления. Иногда за необычность идеи — например, бросить мелок, чтобы привлечь чье-то внимание, — участнику начисляют дополнительные баллы. Накопленные материалы говорят о повышении научной продуктивности в условиях, когда организационный климат обеспечивает физическую поддержку креатив­
    ным действиями поощряет их независимость. Другими словами, когда компания стимулирует творчество и новаторство, награждает креативных сотрудников и пытается предоставить все, что может помочь работнику стать таковым (Andrews, 1975;

    Гла8а 12. От любопытства к креативности 563
    Taylor, 1972). Это подтверждают и другие результаты исследований поддержка и признание креативных начинаний, особенно на первых этапах реализации проекта, способствуют инновациям (например, Lind & Mumford, 1987). Целый ряд данных показывает, что ликвидация факторов, препятствующих творческим проявлениям, например неоправданной приверженности привычками традиции, а также поощрение творческих заделов может превратить в креативную личность практически любого человека. Но есть и такие условия, что активно подавляют креа­
    тивность. Некоторые материалы указывают, что наиболее сильны творческие проявления при позитивном аффекте. По-видимому, он облегчает когнитивное структурирование — в частности, усиливает тенденцию отыскать новые способы комбинирования элементов и новые связи между разрозненными стимулами (Isen, Daubman,
    & N o w i c k i , 1987). Неблагоприятный психологический климат и креативность Как было установлено, в неблагоприятных условиях или при необходимости общения с множеством людей человек становится креативнее (Sirnonton, 2000). Здесь важны два момента. Во-первых, когда обстоятельства ввергают индивида в новые ситуации, называемые диверсифицирующим опытом, он вынужден отказаться от прежних способов мышления и действий. Не будучи стесненным результатами прошлой социализации, он начинает мыслить по-новому. Во-вторых, часто, будучи погруженным в неблагоприятные условия, человек познает важность настойчивости (Sirnonton, 2000). Не получив, к примеру, работу сразу, а после ряда попыток, он узнает, как важно не отказываться от борьбы. Поощрение и креативность По мнению некоторых ученых, вознаграждение извне подавляет развитие внутренней мотивации. Соответственно и креативности. Айзенбергер и Кэмерон (Eisenberger &
    Cameron, 1996) утверждают, что эта идея — миф. Если человека поощрять за творческие находки при решении одной задачи, его креативная энергия при выполнении другой повысится (Eisenberger & Selbst, 1994). По-видимому, вознаграждение снижает энергию при решении последующих задач только в том случае, если человека поощряют за низкую креативность. Айзенбергер и Кэмерон (Eisenberger &
    Cameron, 1996) утверждают, что в этих условиях происходит поощрение за лень или нетворческий подход. Чтобы повысить креативность, важно вознаграждать человека, когда он по-настоящему креативен. Критики этой идеи отмечают ошибочность предположения о том, что награда пагубна лишь при определенных условиях. Соглашаясь с возможностью обучения человека не реагировать на нее, они отмечают, что поощрение обычно снижает кре­
    ативность (Hennessey & Amabile, 1998). Это происходит, вероятно, по причинам, которые указывают Райан и Дечи.
    Я-образ и креативность
    Бэррон и Харрингтон (Barron & Harrington, 1981) связывают ее с рядом личностных черт, в том числе с творческим Я-образом. Как он способствует креативности? Рассмотрим следующее объяснение. Если я ценю творческие находки, то, скорее

    564 Часть. Рост мотивации и саморегуляции всего, стану более толерантен к неопределенности или буду открыт новому опыту, потому что таковы ключевые элементы творчества. Я также научусь ценить автономность, независимость и креативность. Чтобы защитить себя или стать менее уязвимым для критики, я постараюсь отказаться от стереотипов и предрассудков или даже поставлю под сомнение существующие традиции. Поскольку креативность требует увлеченности своим делом, стану ориентироваться на достижение. Согласно этой интерпретации, черты, характеризующие креативного человека, развиваются постепенно, по мере осуществления этого его стремления. В соответствии с предложенной моделью на креативность влияют две взаимозависимые противоположные силы вознаграждение как результат креативных действий и наказание, к которому также иногда приводят творческие действия. Подросткам хорошо известно наказание (критика, которое они получают, когда носят необычную одежду или изобретают новые слова — подростковое арго. Таки ученые не понаслышке знают, что такое наказание (критика, обрушивающееся на них, когда они выдвигают новую теорию (например, Seligman, 1990). Чтобы стать по-настоящему креативным и получить удовольствие от приходящих с творчеством наград, человек должен научиться по мере возможности ослаблять наказание (критику. Этого можно добиться, придавая меньше значения мнению окружающих. Пренебрежение условностями также помогает защититься от критики. Ранний опыт и креативность Исследовав детский опыт, ученые установили в развитии личностных особенностей, способствующих креативности во взрослой жизни, важную роль играет научение. Во-первых, исследователи доказали, что интеллектуальные достоинства творческого человека формируются в его семье. Там, где поощрялось интеллектуальное развитие, появляется больше креативных людей (Mumford & Gustafson, 1988).
    Во-вторых, автономность и независимость также воспитываются в семье. Исследования, например, показывают, что наиболее одаренные в творчестве ученые росли в менее структурированной обстановке, они в меньшей степени подвергались дисциплинарному воздействию (Stein, 1968). Их родители не контролировали поведение своего ребенка слишком жестко и поощряли в нем открытость новому опыту (Getzels & Jackson, 1962), а семейная обстановка давала устойчивое ощущение себя как творческой личности (Trollinger, 1979). Эти данные подтверждают вывод о том, что креативность — это приобретенное качество. Опыт взрослой жизни и креативность Существует немало доказательств итого, что творческий настрой развивается на более поздних этапах жизненного пути под влиянием наставников и.учителей. Те помогают молодым специалистам интериоризовывать жесткие профессиональные стандарты, а также стремление к мастерству, достижениями уверенность в себе
    (Zuckerman, 1974). Это справедливо по крайней мере для научной сферы. Тема мастерства, достижений и уверенности в себе проходит красной нитью в исследованиях, посвященных развитию креативности в зрелом возрасте. Наставник учит — часто своим собственным примером — условиям, необходимым для развития творчества.
    Глава 12, От любопытства к креативности
    565 Порядок рождения и креативность В своей интересной книге о порядке рождения и семейной динамике Салловей
    (Sulloway, 1996) приводит доказательства того, что средние и младшие дети более креативны, чем первенцы. Он считает, что те, принимая родительское внимание первыми, при появлении в семье братьев и сестер стремятся к сохранению своей особой позиции. Они добиваются этого подчинением родителями соблюдением семейных традиций. Иными словами, стараются поддерживать статус-кво. Средние и младшие дети, утверждает Салловей, чувствуют себя оттесненными от привилегированной позиции, которую занимает первенец. Они восстают против его репрессивного воздействия и изобретают стратегии, помогающие получить признание и привилегии. Таким образом, они развивают свои креативные способности и тенденцию восставать против условностей и традиций. Это согласуется с полученными Салловеем данными о том, что средними младшим детям свойственны открытость новому опыту, а также не являющееся общепринятым смелое поведение и даже бунтарство. Таким образом, открытость опыту — это приобретенная черта личности, которая формируется, когда человек перестает воспринимать себя как неудачника.
    Салловей предлагает интересное историческое подтверждение своим взглядам. Например, вероятность того, что средние и младшие в семье дети приняли бы теорию Дарвина до публикации его работ, оказалась выше в 9,7 раза, чему первенцев. Во времена Реформации вероятность быть сожженным на костре утех была враз выше, нежели у первенцев. Революционеры левого толка враз чаще, чем политики правого крыла, оказываются средними и младшими детьми. Процесс творчества В этом разделе мы покажем, что развить креативность возможно. Определив условия, благоприятствующие творчеству, мы узнаем, как мотивировать людей к творческой деятельности. Процесс творчества предполагает использование имеющихся знаний для того, чтобы решить точно очерченную проблему


    1   ...   70   71   72   73   74   75   76   77   ...   86


    написать администратору сайта