Главная страница
Навигация по странице:

  • 628 Часть. Рост мотивации и саморегуляции

  • Высокодифференцированная Я-концепция.

  • Позитивная Я-концепция.

  • Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


    Скачать 6.89 Mb.
    НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
    АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    Дата19.05.2017
    Размер6.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
    ТипКраткое содержание
    #7886
    страница83 из 86
    1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   86
    624 Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции времени и сил, однако эти дополнительные усилия с лихвой окупаются. Успешная жизнь — это жизнь сознательная (Damasio, 1999; Langer, 1989; Ornstein, 1991). Резюме Согласно теории постановки целей, они активизируют усилия укрепляют настойчивость указывают направление мотивируют разработку стратегий. Различают ближайшие и отдаленные цели. Оба типа важны, но выполняют разные функции. Обычно следует ставить перед собой трудные, но достижимые цели. Мотивация действовать, чтобы достичь тех из них, какие поставлены другим человеком, опосредуется приверженностью им. Интересно, что люди, которых просят показать максимум возможного, преуспевают не больше, чем не имеющие целей. Согласно теории, необходимо оптимальное расхождение. Это означает, что задача должна быть и не слишком трудной, недостижимой, и не слишком легкой, не требующей приложения усилий. Теория самоэффективности выдвигает два главных понятия ожидания относительно результатов и чувство самоэффективности. Как считают ее приверженцы, мотивацию создают самостоятельно поставленные цели. Механизм, прекращающий ее, — это приближение к представлению. Целенаправленное поведение традиционно рассматривается как интенционное. Вместе стем существует ряд данных, что оно способно стать автоматическими нередко таковыми является. Действенный способ облегчить целенаправленное поведение — прибегнуть к мысленному моделированию. Это процесс, помогающий ослабить такие эмоции, как сомнение в своих силах, и создать мотивацию для разрешения проблем и планирования. Исследовав его, а также намерения человека, ученые заключили надо превратить свре поведение по большей части в автоматическое (перевести его под контроль бессознательного. При этом мне хотелось бы предупредить читателя, что такой шаг может превратить нас в бездумных роботов. Следует помнить, что радость, которую мы получаем от жизни, часто связана с возбуждением эмоций, их управлением, а также с творчеством. Задача состоит в нахождении оптимального соотношения. В идеале необходимо значительную часть своего поведения поставить на автопилот, освободив сознание для чего-то более важного (что мы хотим или должны делать для счастья. Если у нас не будет некой отлаженной программы поведения, мы будем тратить все свои силы на повседневные мелочи. Иными словами, спонтанность, как и автоматичность, должна иметь свои пределы. Справиться с эмоциями важно для достижения поставленных целей. Мы можем преодолевать неуверенность в себе, научившись управлять навязчивыми мыслями. По мнению Бандуры, эмоционального контроля возможно достичь двумя способами уметь контролировать свои мысли, а также развивать навыки копинг- поведения. Пораженческие мысли следует держать под контролем, отслеживая внутреннюю речь, когнитивно реструктурируя их, замещая негативные мысли позитивными, а также дистанцируясь от них.
    Глава 14. Саморегулирование мотивации 625 Саморегуляция и Я-концепция Как показали эксперименты, наш успех связан нес интеллектом, ас образом мыс­
    лен об окружающем мире (Epstein, 1991; Seligman, 1990). Одни научились думать так, что это привело их к успеху другие мыслят деструктивно, терпя неудачи. Многие теоретики считают, что от Я-концепнии зависит то, какие цели мы ставим перед собой, как оцениваем успешность продвижения к ним, а также влияние успеха и неудачи на наше целенаправленное поведение в будущем. Иными словами, Я — это основа саморегуляции. Например, некоторые люди предпочитают трудные цели, поскольку их Я-концепция дозволяет им верить в собственную способность достичь таковых. Вероятно, она связана с идеей об обладании ими способности к обучению, или большой трудоспособности, или умениями отыскивать верные пути, ведущие к цели. Имея такую уверенность, они могут представить себя достигшими своих ориентиров и направить усилия на это.
    Я-концепцию возможно рассматривать как знания о себе. Она отражает то, как мы рассуждаем об окружающем мире и о взаимодействии с ним. Возникая в результате попыток осмыслить собственное поведение, наша Я-концепция проявляет прошлое, настоящее и будущее. Например, определяет то, как мы перерабатываем информацию, испытываемые нами чувства, наши сны, мотивацию к действию, реакции на обратную связь и то, как мы рассуждаем о своих успехах и неудачах (Deci
    & Ryan, 1991; Dweck, 1991; Markus & Wurf, 1987).
    Я-концепция может осознаваться или нет. Также мы отдаем отчет в законах, по которым она функционирует, или не понимаем их. Скажем, для кого-то очевидна его приверженность сущностной или инкрементальной модели интеллекта. Решив на определенном уровне сознания придерживаться одной из них, мы станем вести себя достаточно предсказуемо. Если, например, нам близка инкрементальная модель, наш настрой — прилагать усилия.
    Я-концепция выполняет три главные функции
    1. Предоставляет информацию Она позволяет нам оценивать наши возможности. Однако информация, содержащаяся в Я-копцеиции, не всегда основана на реальных фактах, и значительная ее часть не подтверждается социальным опытом (Markus & Nurius, 1986). Если она содержит недооценку навыков и талантов людей, то им сложно и даже невозможно создать устремления, мотивирующие к выбору трудных целей.
    2. Обеспечивает контекст Человек склонен расценивать обратную связь, касающуюся его поведения, в контексте устойчивых устремлений и целей. Четверка ничего не значит для того, чье главное желание — поскорее окончить школу, но важна для желающего попасть в медицинскую школу. Также и несостоявшееся свидание за ланчем значит для нас разное это зависит от чувства одиночества или просто надежды получить интересную информацию от потенциального приятеля.
    3. Обеспечивает интеграцию Я-концепция — это вместилище информации о Я, которую она интегрирует (Higgins, 1996). Благодаря этому возникает ощущение идентичности. В свое время Эрик Эриксон (Eric Erikson, 1950) заме

    626 Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции тил, что оно позволяет нам рассматривать Я как нечто непрерывное и само­
    тождественное. Интересно, что последнее затрудняет изменение, предполагающее отказ, по крайней мерена какое-то время, от представления о том, кто мы и каково наше предназначение. Согласно многим современным теориям, Я — это результат и научения и творчества (Deci & Ryan, 1991). Первого — в смысле интериоризации взглядов и установок окружающих нас людей, например родителей и учителей, второго — как формирование новых представлений в процессе взаимодействия с окружающим миром. Даже если моих родителей и не волновал окружающий мир, видя, что происходит вокруг меняя мог научиться волноваться о нем. Мои родители могли внушить мне благожелательное отношение к правительственным социальным программам, но, наблюдая рост национального долгая мог изменить свою точку зрения и стать приверженцем ограничения социальных программ и их большей умеренности. Знания о себе и функции саморегулирования Знания о себе уникальны, поскольку это касается нашего выживания. Кроме того, такие знания необходимо постоянно регулировать, приводя в максимальное соответствие с реальностью, чтобы опять-таки обеспечить выживание (Higgins, 1996). Они избирательны включают в основном те аспекты, которые важны для существования, например сильные и слабые стороны. В конечном счете Я помогает нам взаимодействовать с окружающим миром. Выделяют три его компонента, выполняющих разные функции саморегулирования инструментальное Я ожидаемое Я контролируемое Я.
    1. Инструментальное Я. Это информация о том, что произойдет, если мы будем вести себя определенным образом или не станем поступать так. Например Если я не передам своей начальнице это телефонное сообщение, она будет раздосадована, Если я буду с другом также великодушен, как он со мной, наша дружба сохранится. Она часто касается результатов соответствия или несоответствия желаниями ожиданиям значимых для нас людей, например Маме понравилось бы, если бы я был добр к другим людям или Если я промедлю, отец огорчится. Поэтому на наше поведение в рабочей атмосфере повлияет не только то, что, на наш взгляд, важно или адекватно, но и то, что мы выносим из своего прошлого (Higgins,
    1996).
    2. Ожидаемое Я. Оно информирует о вероятном событии, какое случится, если мы займемся конкретной деятельностью. Если, например, я назначу кому-то свидание, то стану ожидать определенного результата — в зависимости отряда факторов, связанных с моим прошлым опытом. Или, скажем, когда я играю в теннису меня возникнут представления о том, что произойдет в этом контексте. Репрезентация определенных способностей явно выполняет функцию, обеспечивающую
    Глава. Саморегулированием от ива ц и и 627 выживание. Понимая, чего следует ожидать, я смогу подготовиться. Так, если впереди неудача, то я буду знать, что делать дальше. Ожидаемое Я — нечто большее, чем сумма наших ожиданий. Оно обеспечивает мотивацию планирования например, переключение на менее трудную задачу, если при выполнении сложной возникли затруднения. Тони Хиггинс (Е. Tony Higgins,
    1996) считает, что ожидаемое Я следует рассматривать как некое состояние расположенности. Оно стимулирует деятельность, конкретное действие же определяется другими элементами Я.
    3. Контролируемое Я. Оно предоставляет информацию о наших успехах, касающихся некоторой цели или желаемого состояния. Иными словами, помогает уменьшать расхождение между реальными идеальным Я. Если последнее формируется заново, хотя бы потому, что устанавливаются новые близкие отношения, контролируемое Я задействуется в создании другого критичного Я Соответственно это важно для выживания человека. Поскольку расхождение между идеальными существующим Я мотивирует поведение, сосредоточенность на таковом облегчает достижение поставленной цели (Higgins, 1996). Эти три Я дополняют друг друга. Инструментальное дает информацию о том, как окружающий мир реагирует на нас, ожидаемое — как мы реагируем на окружающий мира контролируемое — насколько мы соответствуем определенным желаниями требованиям. Все эти сведения позволяют выбрать действие, наиболее подходящее в данных обстоятельствах. Существование этих более или менее самостоятельных систем должно способствовать нашему выживанию.
    , Два аспекта Я Уильям Джемс (James, 1890) разграничивал две сферы — Я и Мое. Эдвард Дечи и Ричард Райан (Edward Deci & Richard Ryan, 1991) характеризуют их как субъект и вместилище общественных ценностей общества соответственно. Мое сохраняет такие столпы, как семья, справедливость, а также процессы регуляторные и касающиеся общности, например настойчивость, следование правилам, воздержание от агрессии. Мы интериоризуем их, потому что как существа социальные обладаем потребностью в причастности. Чтобы достичь этого чувства, нами усваиваются представления значимых для нас людей, например родителей и друзей. Субъектная сторона ( Я ) автономна и требует контроля. Если ей позволяется развить навыки и компетентность посредством освоения окружающего мира, у человека появляется чувство самодетерминации. Субъектная сторона отвечает за активную интеграцию информации (а не ее поглощение, а также за генерирование правили принципов, управляющих нашими действиями. Она активно создает область вместилища. Постепенно мы приспосабливаем свои ценности и процессы саморегуляции к автономной части Я. Мы можем отказаться от идеи иметь детей, поскольку она не соответствует нашему желанию реализовать определенные планы, например путешествовать по миру. Теория расхождения Я Согласно теории, выдвинутой Хиггинсом (Higgins, 1987,1996), существует расхождение между реальным Я, отражающим атрибуты, которыми мы, по нашему мнению, обладаем, и идеальным Я отражающим наши надежды, желания и устремле-

    628 Часть. Рост мотивации и саморегуляции
    ния. Согласно этой модели, второе рассматривается как Я -направляющее Идеальное Я также является источником аффекта соответствие ему создает позитивный аффект (скажем, удовлетворенность собой, а обратное ему — негативный. В этой модели имеется одно сущностное Я и одно идеальное Я. Но другие теоретики считают возможным наличие множества идеальных Я, которые являются результатом переосмысления сущностного (Higgins, 1996). Возможные Я Знания о себе как таковые не приводят к росту и развитию. Хейзел Маркус и Паула
    Нуриус (Hazel Markus & Paula Nurius, 1986) считают, что возможные Я, которые мы для себя создаем, порождают мотивацию и, следовательно, основу для изменения. Они связаны с нашей Я-концепцией. Думая о том, какими могли бы стать, мы руководствуемся знаниями о себе. Например, спрашиваем себя, достаточно ли у нас навыков или способностей, чтобы сделать что-то, сможем ли мы развить их, готовы ли приложить усилия и проявить настойчивость, можем ли отказаться от других дел. Иными словами, эти возможные Яне берутся откуда-то с потолка, — они создаются на основе информации, содержащейся в Я. Эти образы реальны, поскольку основаны на знаниях человека о себе. Однако, как и устремления, они абстрактны и условны. Это лишь потенциальные Я, которые возникают только по результатам определенных действий. Создаются они избирательно, соответствуя нашему опыту в определенной сфере деятельности. Когда мы осознаем свои способности и таланты, у нас развивается устойчивая восприимчивость к задачам, при решении которых возможно применить такие способности (Nicholls, 1990). Зная, к примеру, что у нас высокая успеваемость, мы окажемся восприимчивее к вопросам интеллекта и школьных достижений. Понимая, что нам удается ладить с другими людьми, предпочтем профессию, в которой сможем реализовать эти таланты. Я содержит также социаль­
    но-культурную и историческую информацию (Stryker, 1984). Она либо предоставляет свободу, либо накладывает ограничения. Будучи из бедной семьи и видя, что выходец из подобной социальной среды стал президентом США, у меня рождается мысль, что, несмотря на происхождение, мне не следует ограничивать цели. Однако, отдавая себе отчет, что никто из моей семьи никогда не добивался больших успехов, я могу неосознанно заключить и мне тоже нечего надеяться на успех. Возможные Я и цели Ученые считают, что благодаря возможным Я осуществляется связь с целями
    (Markus & Nurius, 1986; Markus, Cross & Wurf, 1990). Исследователи отмечают Включение представлений о возможном в Я-концепцию позволяет ей стать динамичной (Markus & Nurius, 1990, p. 960). Они являются компонентом Я-концепции, направленным в будущее. Вариаций их множество идеальное Я, которого мы хотели бы достичь, успешное, креатив­
    ное, богатое, любимое, уважаемое, а также и Я, которого мы бы хотели избежать, — одинокое, депрессивное, некомпетентное, страдающее алкоголизмом, безработное. Если мы, к примеру, осознаем, что получаем удовольствие от употребления наркотиков, одно из возможных Я может быть зависимым от них. Если знаем свою
    Глава 14. Саморегулирование мотивации 629 неспособность принимать решения, таковым окажется человек, полагающийся на других. Возможные Я либо становятся непосредственным источником мотивации, либо нет. Иногда мы не намерены поступать в соответствии сними. Импульс, заставляющий перейти далее к устремлениям, не совсем ясен. Это может быть и просто ободряющее слово другого человека, и результат тщательного взвешивания всех за и против. В конечном счете он связан с принятием решения. Развитие множества возможных Я У человека, желающего многого достичь, должна быть Я-концепция, позволяющая развивать различные возможные Я. Маркус и Нуриус (Markus & Nurius, 1986) отмечают, что если та достаточно четкая, то возможно и их создание. Существует по крайней мере три характеристики отчетливой Я-концепции: высокая дифферен- цированность, позитивность и связь с оценкой компетентности. Рассмотрим по очереди каждый из этих аспектов.
    1. Высокодифференцированная Я-концепция. Как мы узнали из главы 13, люди, которым свойственна такая Я-концепция, чаще добиваются сложных целей.
    Маркус и Нуриус (Markus & Nurius, 1986) полагают тот, кто считает, что его Я разнообразно (обладает множеством возможных Я ) , способен достичь большего числа целей, поскольку в этом случае возможно сыграть больше ролей. Лайнвилл
    (Lineville, 1987) утверждает, что люди сочень сложным Я (обладающие широким диапазоном концепций идентичности) в большей мере способны достичь цели и преодолеть всяческие неприятные события. Будучи способными представить себя в различных ситуациях, они перешагивают через возникающие трудности исправляются с образующимися ситуациями. Джеинифер Кэмпбелл ^Jennifer Campbell, 1990) полагает имеющие высокий уровень самоуважения обладают и более отчетливой
    Я-концепцией. Используя методики, оценивающие уверенность, она установила, что такие испытуемые увереннее в своих качествах. Энн Баумгарднер (Ann Baum- gardner, 1990) подчеркивает важность быть уверенным относительно свойств личности. Скажем, уверенность в своей спортивности или креативности является основой самоуважения, а оно, в свою очередь, — попыток освоить нечто новое. Как уже отмечалось, Баумгарднер (Baumgardner, 1990) утверждает Знать себя — значит любить себя (р. 1062). Она утверждает, что устойчивая Я-концепция, которой свойственна глубина и определенность, способствует развитию чувства контроля над будущими, таким образом, приводит к позитивному аффекту и уверенности в себе.
    2. Позитивная Я-концепция. Кэмпбелл (Campbell, 1990) обнаружила, что люди с высоким уровнем самоуважения приписывают себе больше позитивных черт. Во множестве исследований было продемонстрировано, что такие испытуемые обладают качествами, связанными с успехом, а также лучше справляются с изменениями и стрессом. Например, детям с высоким уровнем самоуважения свойственны во-первых, уверенность, любопытство, независимость, инициативность во-вторых, способность адаптироваться к переменами стрессовым воздействиям. Детям же с невысокой степенью самоуважения присущи низкий уровень уверенности,

    630 Часть. Рост мотивации и саморегуляции любопытства, независимости и инициативности неспособность адаптироваться к изменениям (Harter, 1990). Аналогичные размышления прослеживаются в научной литературе, посвященной Я-концепции. Для тех, у кого она положительная, мотивацией выступают трудности эти люди справляются со стрессом (например, Epsyein, 1992). Еще одна распространенная мысль заключается в том, что чем выше самоуважение, тем очевиднее склонность позитивно реагировать на новые задачи (Seligman, 1990). Существует немало доказательств того, что одним из необходимых условий уверенности является светлое восприятие человеком мира. В добром окружении индивид пойдет на риск.
    3. Я
    1   ...   78   79   80   81   82   83   84   85   86


    написать администратору сайта