Главная страница

Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition


Скачать 6.89 Mb.
НазваниеRobert E. Franken human motivation fifth Edition
АнкорФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
Дата19.05.2017
Размер6.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФрэнкин Р. Мотивация поведения.pdf
ТипКраткое содержание
#7886
страница79 из 86
1   ...   75   76   77   78   79   80   81   82   ...   86
594 Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции Подросткам, решившим не принимать ценности своих ровесников, например не курить, труднее будет ощутить самоуважение. Важно отметить, что последнее — это результат оценки своего поведения в связи с некоторыми стандартами или ценностями. Лица, не обладающие навыками, необходимыми для достижения таких норм, обладают низкой степенью самоуважения. Один из способов повысить ее — пересмотреть ценности. Нужно ли быть богатым, чтобы стать счастливым Надо ли получать отличные отметки, чтобы добиться успеха Столь ли необходимо побеждать в спортивных соревнованиях, чтобы ощутить гордость Иногда, ориентируясь на собственные достоинства, а не на стандарты, внушаемые обществом, родителями или сверстниками, человек и приобретает самоуважение. Наше общество не очень высоко ценит художественные навыки. В результате степень самоуважения людей, преуспевающих лишь в изобразительном искусстве, может оказаться меньше. Для некоторых из них знакомство с группой художников, ценящих имеющиеся у них навыки, стремительно увеличивает ее.
Гендерные различия При метаанализе тендерных особенностей в глобальном самоуважении выявили небольшое, но статистически значимое различие в пользу мужчин (Kling, Hyde,
Showers & Buswell, 1999). Причины этого не совсем ясны. Сравнение полов затрудняется тем, что мужчины и женщины добиваются самоуважения разными путями первые занимают активную жизненную позицию, а вторые ориентируются на групповые (социальные) ценности. Поддержание низкого самоуважения Поведение людей, обладающих незначительным самоуважением, позволяет тому сохраниться на исходном уровне. Во-первых, хотя большинство теоретиков считают, что человек стремится к ощущению собственного достоинства и самоуважения например, Rogers, 1959), исследования показывают иное те, самоуважение кого невелико, не воспринимают положительную обратную связь, а только отрицательную. Похвала для них — необоснованный комплимент. А вот порицание — верная, справедливая информация. Интуиция подсказывает, что в этом нет никакого смысла. Это также означает, что они обречены не уважать себя всю оставшуюся жизнь.
Во-вторых, люди с низкой степенью самоуважения не ставят перед собой смелых целей. Сточки зрения Двек (Dweck, 1991), это объясняется стремлением избежать неодобрения в случае неудачи. В-третьих, они вредят себе те. сами чинят себе препятствия на пути к успеху, например напиваются накануне экзамена или не готовятся к проводимой на работе презентации. Поскольку самоуважение связано с таким поведением, ученые утверждают, что в нем отражается целостное отношение человека к миру. Оно включает также и стратегии постановки целей, реагирования на трудности и на неудачи (Swann,
1996). Интересно, что эти стратегии как будто специально созданы для поддержания низкого самоуважения. Почему Исследователи дают три объяснения
1. Потребность в предсказуемости. По-видимому, потребность в предсказуемости, о которой шла речь вначале этой главы, побеждает принципы под
Глава 13, Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении 595 крепления. Этим можно объяснить, почему человек со слабым самоуважением игнорирует положительную обратную связь, ас сильным — отрицательную.
2. Потребность в самопроверке Самопроверка связана с поддержанием Я-кон- цепции. Исследования показывают, что та начинает формироваться уже на первом году жизни. В это время ребенок начинает отделять себя от окружающего мира. Свонн (Swann, 1983) полагает, что необходимость самопроверки усиливает потребность в предсказуемости или доводит ее до максимума.
3. Потребность не испытывать стыда Стыд означает вероятное исключение из группы или коллектива. Поскольку это существенным образом отражается на способности человека выжить, в мотивации он побеждает гордость. Таким образом, ставя перед собой легкие цели, человек с низким уровнем самоуважения получает возможность избежать стыда, связанного с неудачей. Заметьте, что люди, ориентирующиеся на овладение навыками, обычно отличаются высокой мерой самоуважения, а выбирающие результативность — низкой например, Franken & Prpich, 1996). Эти данные согласуются с представлением о том, что вторыми движет потребность или желание избежать стыда, а первыми — испытать чувство гордости. Самоуважение и реакции на успехи неудачи Неоднократно было продемонстрировано, что люди, уважающие себя, справляются с заданиями одинаково хорошо и после успеха, и после неудачи, а не уважающие себя, потерпев поражение, выполняют задания значительно хуже. Однако водном из исследований (Brockner, 1979) выявилось, что это справедливо лишь в том случае, когда речь идет о сосредоточенности испытуемых на самих себе. Если людей поощряли концентрироваться на собственных результатах или они были особенно заинтересованы в них, лица с низким уровнем самоуважения, кого постигла неудача, справлялись с заданиями менее успешно. Эти результаты подтверждают модель, которую предлагает Карвер (Carver, 1979). Вызывающие тревогу или страх стимулы, становясь интенсивными, ухудшают результативность. Карвер считает, что, когда это случается, человек начинает оценивать вероятность выполнения задания. Испытуемые, имеющие позитивные ожидания, например после успеха, стремятся сообразовывать свое поведение со стандартом. Однако если они начнут думать, что им не удастся справиться с заданием, реакцией станет пассивный уход. Люди, несклонные уважать себя, невысоко оценивают собственные способности, поэтому они реагируют на неудачу ослаблением мотивации. При проверке этой модели оказалось, что по сравнению с негативными ожиданиями позитивные в самом деле усиливают настойчивость или результативность. Но это происходит только в том случае, когда испытуемый сконцентрирован на самом себе (Carver,
Blaney & Scheier, а, b). Выводы о том, что человек, имеющий высокое самоуваженияе, отличается в реакции на неудачу оттого, чье уважение к себе невелико, согласуются стой мыслью, что последними движет потребность избежать стыда. В следующем разделе мы попытаемся объяснить этот феномен.

596 Часть. Рост мотивации и саморегуляции Интересно, что и те и другие люди, потерпев неудачу, сомневаются в своих силах. Одна из стратегий, направленных на преодоление подобных сомнений, описана в Практическом применении 13.1. Следует также отметить, что лица с низким уровнем самоуважения делают чрезмерные обобщения в отношении будущих неудач. Эта тенденция анализируется в Практическом применении 13.2. Там также предлагаются способы ее преодоления. Развитие самоуважения Как мы выяснили, уровень самоуважения относительно стабилен и не подвержен изменениям. Более того, в целом ряде исследований было продемонстрировано, что он устанавливается в довольно раннем возрасте. Рассмотрим биологический и когнитивный аспекты этого процесса, а также аспект научения. Биологический компонент Люди с высоким самоуважением обычно менее тревожны, чем люди с низким самоуважением (например, Franken & Prpich, 1996). Поскольку исследования убедительно свидетельствуют о наличии в тревоге выраженной генетической составляющей глава 5), есть основания полагать, что низкое самоуважение отчасти и объясняется этой эмоцией. Как отмечалось ранее, люди, отличающиеся повышенной тревожностью, с опасением глядят в будущее (Barlow, 1988). Кроме того, они имеют установку обработать сигналы опасности (глава 10) и стремятся ко всему знакомому и предсказуемому (глава 12). Другие, напротив, характеризуются установкой на восприятие новых стимулов (глава 12). Кроме того, эти люди более склонны к овладению ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 13.1 Преодоление сомнений в своих силах после случившейся неудачи сравнение с худшим В продвижении к цели чаще всего нас обескураживает неудача. После нее каждый вне зависимости от степени самоуважения начинает сомневаться в своих силах и ослабляет прикладываемые усилия. Люди с невысоким самоуважением отказываются в такой ситуации от борьбы, ас высоким - быстро оправляются после удара и ведут себя, словно ничего и не произошло. Почему так По-видимому, после неудачи вторые умеряют свои ожидания, по крайней мерена какое-то время. В частности, не сравнивая себя с уже достигшими трудных целей, они сопоставляют себя с теми, кого обогнали на пути к успеху. В результате довольно высокое мнение о себе сохраняется. Они воспринимают себя не отстающими в лидирующей группе, а лидерами в отстающей. Иными словами, считают себя победителями они гордятся тем, чего уже достигли. Люди же с низким уровнем самоуважения этого не делают. Они продолжают сравнивать себя с авангардом и начинают думать, что их достижения весьма скромные. В результате оказываются неспособными гордиться своими прошлыми достижениями и расценивают себя неудачниками (например, Gibbons & McCoy, 1991; Wills, 1981, 1991). Можно задаться вопросом почему вообще кто-то выбирает лидеров как стандарт для сравнения Почему не выбрать группу с невысокими результатами Не гарантирует ли это достаточно высокого самоуважения
Глава 13. Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении 597 навыками. Такой паттерн поведения сходен стем, что демонстрируют люди с низкими высоким уровнем самоуважения соответственно (Osborne, 1996). Хотя эти два паттерна поведения похожи, большинство исследователей признают, что самоуважение — конструкт более высокого порядка, связанный с тревогой и нашим представлением о мире. Компонент научения Движение за рост самоуважения выросло из идеи о том, что последнее — результат положительного жизненного опыта. Поэтому для его развития человеку необходимы условия, в которых успех более вероятен, чем неудача. Кроме того, если баланс позитивного и негативного опыта смещается в сторону первого, люди, самоуважение которых довольно низко, автоматически начинают вести себя так, как и обладающие высокой его степенью внезапно они начинают выбирать трудные задачи и т. д. Подобные метаморфозы можно назвать прямо-таки волшебными. Именно эта идея, по-видимому, сделала движение за рост самоуважения столь привлекательным. Она, казалось, позволяет обойти все трудности, связанные с обучением человека постановке целей, поощрением независимости и настойчивости. Но исследователям не удалось получить подтверждения правильности этого подхода (Osborne, 1996). Он даже порой приводит к обратным результатам. Так, было обнаружено, что дети, которым предлагались легкие задания, гарантировавшие успех, оказались менее уверенными в своих способностях, чем их сверстники, которым не предлагались легкие задания (Meyer, 1982). Исследования самоуважения убедительно демонстрируют его связь с ориентацией на овладение навыками. Кроме того, люди с высоким самоуважением обычно В действительности для большинства людей это неприемлемо по двум причинам. Во-пер­
вых, обычно они отлично понимают, что являются частью общества ив конечном счете их оценят в соответствии с результатами группы. Во-вторых, некоторым приносит удовольствие совершенствование собственных навыков и возможность стать лучшим. Стремясь понять, что означает быть лучшим, они сравнивают себя с окружающими. Врожденная эта тенденция к превосходству или приобретенная, - остается непонятным. Исследования также показывают, что после неудачи люди с высоким уровнем самоуважения в качестве стандарта для сравнения вновь выбирают лидеров, поскольку последние мотивируют их развивать навыки. Заметьте, некоторые никогда не принимают лидеров как стандарт. Предпочитая видеть таковой в человеке, добившемся невысоких результатов, неудачники хотят поддержать свое самоуважение. Остановиться на выборе лидеров было бы для таких людей пагубным. Пожалуй, главное, - это понимание того, что мы должны выбирать ролевые модели, превосходящие нас, ноне настолько, чтобы не было надежды когда-нибудь сними сравняться. По возможности нам следует находить образцы для подражания, которые поделятся снами секретами своего успеха. Успех - это неслучайность, а совокупность всех согласованно действующих факторов, которые и приводят к конечному результату.

598 Часть. Рост мотивации и саморегуляции выбирают трудные задачи (например, Franken & Prpich, 1996). Работы Мак-Клел- ланда (MacClelland, 1985) свидетельствуют, что имеющие выраженную потребность в достижении также отличаются и большим самоуважением. Хотя среди сторонников движения за самоуважение господствовало представление, что подобным образом возможно добиться достижений, работы Мак-Клелланда показывают достижения основаны на развитии независимости. Аналогичные выводы можно сделать исходя из классического исследования Куперсмита, которое мы проанализируем ниже. Самоуважение и родительское руководство Стэнли Куперсмит (Stanley Cooper- smith, 1967) пришел к выводу о том, что люди, обладающие высокой мерой самоуважения, существенно отличаются от тех, чье уважение к себе невелико. Первые ставят перед собой более трудные цели, менее тревожны, испытывают меньший стресс. У них отмечается меньше психосоматических симптомов. Они менее чувствительны к неудачами критике, в большей степени обладают контролем и менее подвержены беспомощности. Их характеризует предприимчивость при попытках разрешить проблемы. У них сильнее выражено стремление к исследовательскому поведению, — они более любопытны по отношению к себе самими к окружающе-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ 13.2 Учитесь не делать чрезмерных обобщений после неудачи Склонность людей с низким уровнем самоуважения к сверхобобщению, следующему зане удачей, порождается недостаточным дифференцированием. Сверхобобщение - это способность негативных результатов вызывать чувства, имеющие отношение к неполноценности в других сферах, которые никак не связаны с первым отрицательным результатом (Kernis,
Brockner & Frankel, 1989). Это означает, что, приобретя негативный опыт - скажем, на работе, - человек переносит его на иные сферы своей жизни, например на социальные отношения, свою внешность, свой интеллект. Иными словами, критика заставляет его ставить под сомнение не только свои профессиональные достоинства, но и интеллект, внешность и социальные навыки. В этом процессе, по-видимому, особую роль играют руминаций. Размышляя о своих промахах, человек вспоминает прежние неудачи. В результате он может прийти к выводу о собственной ничтожности. И уровень самоуважения стремительно падает. Что происходит с людьми, отличающимися высоким самоуважением, когда они получают негативную обратную связь Во-первых, потому, что их Я-концепция сильно дифференцирована, она не затрагивает других сфер жизни - между ними сохраняются четкие границы, Если в профессиональной области столь же сильно подобное разделение, они смогут найти для негативной обратной связи соответствующую подкатегорию. В итоге просто получат еще одно подтверждение тому, что знали о себе до того, как получили негативную обратную связь. Заметьте, последняя вызывает сомнения в собственных силах у любого человека. Однако если лица с низким самоуважением в этом случае делают чрезмерные обобщения, то с высоким - так не поступают. Источник проблем - склонность к сверхобобщениям. Это заставляет вспомнить о предвестниках пессимизма и депрессии. Пытаясь уберечься от такой тенденции, следует сосредоточиться на том, что оказалось неправильным в данном конкретном случае, а затем составить план действий для подобных ситуаций в будущем. Эта стратегия активного разрешения проблемы отвлекает от румина­
ций и помогает восстановить уверенность в управляемости большинства событий.
Глава 13, Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении 5 9 9 му миру. Это внутренне мотивированные люди, которых отличает не только компетентность, но и позитивное отношение к себе. Исследования Куперсмита показали, что самоуважение можно развивать и что родители играют в этом процессе очень важную роль. Те из них, чье чадо обладает высоким уровнем самоуважения, принимают своего ребенка и уважают его. Они устанавливают понятные ему правила, регламентирующие дозволенное и недозволенное поведение. Также они предоставляют в рамках этих правил широкие возможности для исследовательского поведения. Куперсмит утверждает, что такие родители создают психологический климат, позволяющий ребенку не испытывать тревоги и сомнений. В этих условиях тот может свободно исследовать мир вокруг и развивать компетентность. Ученый отмечает, что поступающие таким образом родители поощряют своих детей быть ответственными и компетентными, а также принимают независимость и разнообразие проявлений, сопровождающие зарождение подобного поведения. Иными словами, ребенок узнает от своих родителей — источника принятия и любви, что он ценный человек, который в целом может рассчитывать быть воспринятым со стороны взрослых и общества, даже если иногда он не выполняет или нарушает какие-то нормы. По мнению Куперсмита, ребенок реагирует на этот сигнал, продолжая ставить перед собой высокие цели и настойчиво пытаясь их добиться. Работы Куперсмита показали, что самоуважение отчасти опосредует тенденцию к достижениям. Они также установили, что его индивидуальные различия формируются на начальных этапах развития. Как отмечалось ранее, одной из причин затруднительности изменить поведение, связанное с достижениями, является необходимость поменять восприятие человеком собственных способностей. Если самоуважение сказывается в этом (компетентности, необходимо скорректировать его масштаб. Работы, посвященные изменению мотивации достижения, свидетельствуют также о том, что нам следует сосредоточиться не только на нем, но и на восприятии собственных способностей (контроле, поскольку они влияют друг на друга. Исследования Куперсмита подсказывают пути развития у детей чувства гордости, а следовательно и самоуважения. Если считать детей независимыми, автономными и способными осуществлять выбор, они поймут, что могут добиться превосходства и победить. Это даст им уверенность, необходимую для преодоления трудностей в дальнейшей жизни. Карл Роджерс рассматривал родительскую роль с несколько иной позиции — условной и безусловной любви. Проанализируем этот подход. Самоуважение и безусловная любовь. Роджерс (Rogers, 1959) исходил из того, что мы изначально стремимся к самоуважению, которое он называет позитивным отношением к себе. Сформируется ли оно у нас, — зависит оттого, воспитывались ли мы в условиях безусловной любви. Если все обстояло наоборот (нас любят не зато, кто мы есть или во что мы верим, аза то, что мы делаем или чего достигли, нам будет трудно сформировать позитивное отношение к себе. Сточки зрения
Роджерса, условная любовь часто приводит к негативному образу себя. Если родители и другие важные для нас люди подчеркивают ценность достижения значимых целей или определенного поведения, до того как мы станем позитивным образом думать о самих себе, у нас возникают нереалистические идеи, что нам следует

1   ...   75   76   77   78   79   80   81   82   ...   86


написать администратору сайта