Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Robert E. Franken human motivation fifth Edition
Скачать 6.89 Mb.
|
600 Часть. Рост мотивации и саморегуляции Окончание университета - большое достижение, которое может открыть и открывает новые интересные возможности делать. Роджерс утверждал, что для позитивного мышления о себе нам необходимо обладать чувством собственной ценности, которое не зависит от конкретного поведения. Каждый из нас совершает ошибки всем нам иногда не везет. Столкнувшись с действительностью, мы часто ощущаем условность собственной ценности Если я веду себя определенным образом, я достойный человека если я себя так не веду, значит, недостойный. Она в конечном счете приводит к негативной Я-концепции. По мнению Роджерса, осознание того, что мы никогда не сможем достичь определенных целей — жить в соответствии с собственными идеалами порождает чувство бесполезности. Безусловная же любовь порождает позитивное отношение к себе. Если любовь не зависит от поведения, предписываемого нормами, то наши временные неудачи и ошибки ничего не значат. Роджерс подчеркивал, что если те не связаны напрямую с ощущением самоценности, их можно рассматривать более реалистично и менее деструктивно. Например, как составляющую процесса созревания или как обратную связь, касающуюся наших результатов. Если родители отказывают в любви, чтобы показать свое неодобрение, это вызывает у ребенка серьезную тревогу, потому что они для ребенка — главное средство выживания. Этот аргумент перекликается с идеей Двек (Dweck, 1991), что у людей, стремящихся к одобрению окружающих, формируется ориентация на результативность, а не на научение, при которой цель — повысить личную компетентность. Это также согласуется сданными Куперсмита о том, что дети с высоким уровнем самоуважения воспитываются в условиях приятия и что таковые способствуют формированию ориентации на овладение навыками. Глава 13. Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважений 601 Когнитивный компонент Ряд недавних исследований был посвящен анализу того, как представления человека о себе и его отношение к миру влияют на его самоуважение. Начнем с оценки контроля. Я-концепция и самоуважение. На основе раннего опыта у человека формируется Я-концепция, которая либо способствует повышению и поддержанию самоуважения, либо нет. Рассмотрим некоторые различия между людьми с высокими низким уровнем самоуважения. Существует немало доказательств того, что первые из них отличаются четко дифференцированной Я-концепцией (Campbell, 1990; Markus & Nurius, 1986). Это означает, что у них имеется ясное представление о важных сферах жизни, а также о своих сильных и слабых сторонах. В результате возникает ясное и стабильное представление о себе, поэтому они могут справляться как с позитивной, таки с негативной обратной связью. Люди с низким самоуважением, напротив, не имеют отчетливых представлений ни о важных для них сферах жизни, ни о своих преимуществах и слабых сторонах. В результате они неспособны справляться с негативной обратной связью. Напомним, что высокое самоуважение предполагает умение признавать и принимать собственные недостатки. Это, по-видимому, ослабляет влияние негативной обратной связи. Как отмечает Баумгарднер (Baumgardner, 1990), знать себя — значит любить себя (р. 1062). Будучи осведомленным о себе, человек может добиться максимума результативности, так как ему известно, что он может, а что — нет. Например, найти способы компенсировать свои недостатки. Люди, которые не ведают их, неспособны предпринимать эффективные действия. В итоге они испытывают чувство неуверенности. Одна из стратегий лиц с низким или нестабильным (позитивным, но неустойчивым представлением о себе) уровнем самоуважения — уклониться от обратной связи (Kernis, Gannemann & Barclay, 1989). Хотя это уберегает их от негативных данных, такая стратегия препятствует формированию четких представлений о том, кто они, и лишает их ценной информации, необходимой для корректировки действий. Человек скорее станет обучаться и развиваться, если стремится получить оценки и помощь. Шоуерс (Showers, 1992) полагает, что некоторые люди делят познания о себе на позитивные и негативные. Когда активируется одна из этих категорий, доступ к другой блокируется. Следовательно, задействуя позитивное, человек доволен собой негативное, — недоволен. Люди с высоким уровнем самоуважения воспринимают прежде всего свои положительные качества или сильные стороны, поэтому в целом они собой довольны. Люди с низким уровнем — наоборот, и потому остаются собой недовольны. Исследователь (Showers, 1992) также считает, что наличие высокодифферен- цированной Я-концепции (множества самостоятельных категорий) уменьшает влияние негативной обратной связи. Развитие самоуважения Как мы выяснили, результаты исследований показывают, что люди с высоким уровнем самоуважения отличаются оптимизмом и надеждой (Franken & Prpich, 1996). Сточки зрения Селигмана (Seligman, 1990), первый из двух позволяет 602 Часть. Рост мотивации и саморегуляции человеку ставить себе в заслугу собственные успехи и избегать чувства стыда в случае неудачи. Ш на й дери группа ученых считают, что надежда дает ощущение субъектности и способность находить пути достижения цели (Snyder et al., 1991). Субъектность — склонность предпринимать действия, демонстрировать поведение копинга и контроль. Дечи и Райан (Deci & Ryan, 1991) называют это самодетерми нацией. Способность отыскать пути к цели — осознание, что ее можно добиться разными способами. Если один из них не работает, всегда есть какой-то другой. Людям же с низким уровнем самоуважения свойственны пессимизм и отчаяние (Franken & Prpich, 1996). Как поменять их на оптимистический настрой, надежду Большинство исследователей (например, Osborne, 1996) утверждают, что для этого нужно определить свои сильные стороны, которые вызывают чувство гордости, собственного достоинства. Человек должен ориентироваться на овладение навыками. Лица, не добивающиеся дома любви и принятия, часто не уважают себя. Подростки, не ощущающие собственной ценности в семье, обращаются к друзьям. Дети с низким уровнем самоуважения более склонны к употреблению наркотиков и правонарушениям (глава 8), поскольку их привлекает любая группа, которая удовлетворяет их потребность быть принятым. В научной литературе проводится мысль о том, что наше самоуважение связано с получением от жизни желаемого. Если человек считает, что обладает навыками и способностями, необходимыми для этого, он станет себя уважать. Эта мысль, основанная на представлениях о контроле, позволяет ставить перед собой цели и проявлять настойчивость, невзирая на трудности. Одной из главных причин самонеува жения является неспособность человека воспринимать себя обладателем навыков и способностей, позволяющих реализовать свои цели (например, Osborne, 1996). Для развития самоуважения необходимо изменить Я-концепцию. Человек должен считать, что у него достаточно ресурсов, чтобы получить от жизни самое важное. Значительная часть желаний человека отражает ценности общества, родителей и сверстников. Обладание навыками, соответствующими этим ценностям, позволяет испытывать самоуважение (Harter, 1993). Если же достоинства связаны с какими-то другими сферами, ему необходимо поменять свои ценности, так чтобы его дарования позволяли уважать самого себя. Низкий уровень самоуважения исправить непросто. Тем не менее исследователи считают, что человек способен изменяться. Многие из нас будут больше себя уважать, став оптимистичнее и осознав свои достоинства и недостатки. В конечном счете, лучший подход — это помочь людям сориентироваться на овладение навыками. Резюме Сточки зрения Пареки, самоуважение — это гордость за себя, когда человек осознает и принимает собственные недостатки и одновременно высоко ценит свои достоинства и положительные качества. Лазарус полагает, что ее суть — расширить нашу эго-идентичность благодаря способности ставить себе в заслугу создание ценного объекта или достижение — и наше собственное, и другого человека или группы, с которыми мы себя идентифицируем. У детей гордость создает ощущение автономности, собственной силы и уверенности в себе. Оно дает им основание счи- Глава 13. Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении 503 тать себя способными осуществлять изменения. Лазарус утверждает, что у детей, испытывающих гордость, формируется высокий уровень самоуважения. Неуважение самого себя — это стыд, возникающий из представлений об отсутствии у себя навыков и способностей, важных для ценимых людей. Исследования свидетельствуют, что уровень самоуважения — производное от самооценки, а также от успеха пли неудач в важных сферах жизни. Кроме того, он зависит от интериоризованных социальных ценностей. Неоднократно было продемонстрировано, что лица с низким уровнем самоуважения склонны его сохранять. Это можно объяснить трояко: человек стремится к предсказуемости, к самопроверке и хочет избежать чувство стыда. Поскольку такие люди обычно более тревожны, а тревога генетически обусловлена, можно утверждать, что низкий уровень самоуважения зависит и от биологических факторов. Однако данные исследований показывают, что самоуважение можно повысить путем тренинга овладения навыками. Работы Куперсмита убеждают, что родители, создающие атмосферу принятия, не вызывающую тревогу, способствуют развитию самоуважения. Она, по-видимому, поощряет любопытство и исследовательское поведение. Роджерс заключает, что у людей, воспитывающихся в атмосфере безусловной любви, создается позитивное отношение к себе. Самоуважение — результат Я-концепции, способной его поддерживать. Особенно важно иметь высокодифференцированную, сложную Я-концепцию. В научной литературе постоянно проводится мысль, что для изменения человек должен научиться испытывать гордость за свои достоинства. Наконец, люди с высоким уровнем самоуважения более склонны к сравнению с худшим, к использованию стратегии, которая еще более укрепляет их самоуважение. Основные положения 1. Исследования близнецов показали, что примерно 30% различий, касающихся личного контроля (интернальности), обусловлены действием генетических факторов. 2. Можно выделить два стиля личного контроля активный и самоконтроль. В разных культурах предпочтение отдается различным стилям. 3. Мюррей определял потребность в достижении как желание или тенденцию преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее. 4. Мак-Клелланд утверждает, что мотив достижения формируется на основе более глубокого побуждения делать что-то лучше — и вовсе не для того, чтобы добиться одобрения или другого рода вознаграждения извне, а ради самого процесса. 5. Согласно теории социального научения, достижение можно объяснить через процессы моделирования и подражания. 6. Сточки зрения Аткинсона, мотивация достижения слагается из потребности достичь цели и потребности избежать неудач. 604 Часть. Рост мотивации и саморегуляции. Люди имеют разные имплицитные представления о природе интеллекта. Одни считают его фиксированным качеством, придерживаясь сущностной модели, другие — изменяемым, разделяя инкрементальную модель. 8. Приверженцы сущностной модели интеллекта стараются выбирать цели, позволяющие им проявить себя с лучшей стороны, а люди, придерживающиеся последовательно инкрементальной модели, ставят перед собой цели, позволяющие повысить компетентность. 9. Пареки определяет самоуважение как гордость за себя, когда человек осознает и принимает собственные недостатки и одновременно высоко ценит свои достоинства и положительные качества. Неуважение к себе можно определить как стыд, возникающий из представлений об отсутствии навыков и способностей, важных для ценимых людей. 10. Люди с высоким уровнем самоуважения имеют установку на восприятие своих позитивных качеств или достоинства люди с низким уровнем, напротив, — негативных качеств или недостатков. 11. В развитии самоуважения важную роль играют три фактора — принятие родителями, наличие ограничений и возможности исследовать окружающий мир. Это влияет на самоуважение и сказывается на склонности ребенка достигать целей. 12. Роджерс считает, что безусловная любовь способствует развитию самоуважения. 13. Люди с высоким уровнем самоуважения обычно имеют четко дифференцированную Я-концепцию и ориентированы на овладение навыками. 14. Сверхобобщение — это способность негативных результатов вызывать чувства, связанные с неполноценностью, причем это переносится в другие сферы, не имеющие отношения к первой неудаче. ГЛАВА Саморегулирование мотивации Что такое саморегуляция Существуют ли ее ограничения Следует ли ставить перед собой отдаленные цели Необходимо ли иметь ближайшие цели Превращается ли когда-нибудь целенаправленное поведение в привычку становится ли оно автоматическим) или мы должны постоянно его совершенствовать Нормально ли испытывать сомнения в собственных силах Что важнее для успеха — способности или мотивация Как научиться сохранять оптимизм и не стушевываться перед трудностями Важна ли для успеха положительная Я-концепция? Можно ли изменить Я-концепцию? Саморегуляция — это способность использовать свои знания о закономерностях человеческого поведения для того, чтобы достичь целей, которые принесут нам пользу или просто удовольствие. Ученые уже установили, что одних хороших намерений недостаточно. Они должны превращаться в действия. Этот процесс, как мы отмечали в предыдущих главах, предполагает учет, с одной стороны, биологических факторов, ас другой — научения и когнитивных факторов. Саморегуляция поведения Интересующие нас теории возникли из социально-когнитивных моделей поведения. Саморегуляция слагается из трех процессов самонаблюдения (отслеживание своего поведения самооценки (суждение о себе • самореагирования (побуждение себя) (Bandura, 1991b). 1. Самонаблюдение. Прежде чем изменить свое поведение, мы должны его осознать. Для этого необходимо отслеживать свои действия. Чем систематичнее это происходит, тем быстрее мы их осознаем. Внимательно следя за результатами, мы ставим перед собой цели, позволяющие планомерно усовершенствовать последние. Желая, например, улучшить свои социальные навыки, мы для начала составим список того, что делаем при таких обстоятельствах (например, делаем комплименты, критикуем, жалуемся. Затем станем наблюдать, сколь часто поступаем таки при каких условиях. Наконец, определяем для себя цели, которые помогут нам стать такими, какими мы хотим быть. 606 Часть. Рост мотивации и саморегуляции Самоценна Следующий этап — решить, соответствует ли то, что мы делаем, желаемому или, другими словами, нашим личным стандартам. Последние формируются на основе информации, получаемой от ценимых нами людей. Заметьте, что мы отнюдь не пассивно перенимаем стандарты окружающих. Их поведение и его результаты тщательно анализируется нами. Например, мы спрашиваем себя, стоит ли критиковать тех, с кем хотелось бы дружить. Согласно социально-когнитивной теории, большинство из нас обладают обширными знаниями о том, как лучше всего действовать, чтобы добиться определенного результата, ноне имеют четких представлений о совершаемом нами в настоящий момент. Вот почему следует начать с самонаблюдения. Осознав свое поведение, следует определить, стоит ли его изменять. Оценив последствия, возможно понять, хотим ли мы этого. Поразмыслив над последствиями своего поведения, мы сможем определить, несвойственна ли нам чрезмерная критичность или неоправданная пассивность. Решив, как же надо поступать, мы ставим перед собой некую цель, а затем пытаемся добиться соответствия ей своего поведения. Оценивая себя далее, сможем понять, на правильном ли мы пути. 3. Самореагирование. Выносимые о себе самом суждения обычно сопровождаются определенными аффективными реакциями. Когда мы добиваемся успеха или когда у нас все в порядке, мы испытываем удовольствие или удовлетворенность. Столкнувшись с неудачей или затруднениями, мы переживаем негативные эмоции или недовольство. Это заставляет нас задаться более смелыми целями или отказаться от уже поставленной. Чтобы достичь их, нам необходимо избрать действия, которые породят позитивное самореагирование, и не совершать тех, какие вызовут негативное. Если удовлетворенность собой зависит от приближения к определенным целям, мы стремимся их достичь. Те, кто способен управлять своей мотивацией, эффективно используют самопобуждение: например, удовлетворенность собой сочетается у них с выполнением определенных действий, необходимых для достижения поставленных целей (Bandura, 1991b). Биологический компонент Эволюция сознания Хотя многие ученые рассматривают сознание как нечто существующее или нет, точнее было бы говорить о нем как о неких возрастающих уровнях (Damasio, 1999). Соответственно уровень сознания можно определить через динамические качества или характеристики, отражающие подвижность нашего мышления и реагирования на окружающий мир. Это согласуется с определенными субъективными переживаниями иногда мы ясно осознаем происходящее вокруг, а иногда — нет. Если животные обладают теми же качествами, порождающими сознание, допустимо считать их его обладателями. Хотя, вероятно, оно находится на более низком уровне, чему человека, и отлично от него. Сточки зрения Антонио Дамасио (Antonio Damasio, 1999), в основе сознания лежит бодрствование и способность генерировать образы объектов. По его мнению, чтобы обладать центральным сознанием, необходимо также иметь чувство Я. У человека эго порождает понимание того, что формирующиеся образы имеют к нему некоторое отношение. С эволюционной Глава 14. Саморегулирование мотивации 607 точки зрения такая способность имела адаптивный характер. Подумайте, чтобы произошло, если бы мы не могли сформировать образы объектов. Если бык примеру, хищник спрятался за камнем, для нас он перестал бы существовать и мы не ощущали бы никакой угрозы. Обладая способностью создавать фиксируемые некоторое время образы хищника, наши предки развили умение сохранять бдительность, даже когда их рецепторы больше не раздражает вид зверя. Подумайте, как бы мы жили без чувства Я. Знание о том, что хищник приближается или удаляется, важно для выживания. Чтобы скоординировать действия, необходима некая точка отсчета, и ею становится сам человек — его Я. По мнению Дамасио, для более высоких уровней сознания (включая автобиографическое Я) требуются устойчивые образы (долгосрочная память, которые мы бы могли извлекать в любое время, а непросто мимолетные, помогавшие нашим предкам быть бдительными. Как и другие ученые, он утверждает, что высокий уровень сознания, позволяющий людям использовать прошлое и будущее для управления своими действиями, стал возможен благодаря крупному мозгу человека, и особенно развитию долговременной памяти. Большой ее объем позволяет задействовать свой прошлый опыт при принятии решений. Он также позволяет более или менее параллельно рассматривать разные альтернативы. Исследователи считают, что эти возможности объясняются наличием большого переднего мозга. Например, активность префронтальной коры связана с решением задачи творчеством. Дамасио (Damasio, 1999) называет этот высший уровень расширенным сознанием. Сюда относятся центральное сознание и объемная рабочая память. Оно создает автобиографическое Я, куда входят воспоминание о прожитой жизни и планы на будущее. Эти воспоминания человека о себе связывают истории, которые он создает. Дамасио воспринимает индивида как естественного рассказчика. В центре таких историй — Я. Оно отражает весь наш опыт и обеспечивает нашу уникальность. Хотя большинство исследователей придерживаются той мысли, что свойственным человеку уровнем сознания (Damasio, 1999), способностью к самонаблюдению (Ornstein, 1991) и эффективному решению задач (Pinker, 1997) мы обязаны крупному мозгу, не все столь единодушны в том, почему он достиг таких размеров. Одни утверждают, что развитие коры было связано у наших предков с адаптацией мозга к холоду' (Ornstein, 1991). Другие полагают, что оно обусловлено необходимостью решать задачи (Pinker, 1997). Быть думающей машиной — значит иметь ряд преимуществ. Не дожидаясь, пока множество поколений адаптируется к какой-то новой ситуации, такого рода машина, настроенная на решение проблем, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире, а затем использует ее при принятии решения. Это позволяет привлекать в своем поведении прошлый опыт. С развитием речи мы получили возможность передавать его своим потомками тем самым повышать их шансы на выживание (Pinker, 1997; Tooby & Cosmides, 1992). Вопреки всем этим великолепным аргументам эволюционная теория исходит из того, что разные виды адаптации, например укрупнение мозга, обусловлены столкновением наших предков с некой проблемой. Что это была за проблема Однозначно ответить на это не представляется возможным. Очевидно, автор имеет ввиду развитие теплорегуляторных механизмов мозга. — Примеч. науч.ред. |