Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
(а) Отличия основных свойств Основное свойство драгоценности Будды — совершенное Пробуждение драгоценности Дхармы — что она плод этого Пробуждения и драгоценности Сангхи — подлинное практическое осуществление [Дхармы] с помощью наставлений других. (б) Отличия воздействия [Будда] дает хорошие наставления [Дхарма] направляет к избавлению от омрачений и страданий [Сангха] вдохновляет. (в) Отличия почитания Следует преданно стремиться к почитанию Будды, к осуществлению [Дхармы] и к дружбе с [Сангхой] при помощи подарков, разрешаемых Дхармой. (г) Отличия практики Соответственно: подношение и поклонение приобретение навыка в йоге совместная практика, когда делятся с другими Дхармой и материальными бла- гами. (д) Отличия памятования Памятуются достоинства каждой из Трех Драгоценностей Этот Бхагаван...» 234 и т. де) Отличия умножения заслуг Заслуги весьма умножаются в зависимости отлично- стей или Дхармы. 232 92 б НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Будда и Сангха относятся к первым. При этом заслуги умножаются при почитании одной или множества личностей ибо подлинную Сангху составляют не менее четырех личностей. Обращение к Прибежищу, принятие его Это обращение к Прибежищу исходя из признания Будды Учителем Прибежища, Дхармы ухода от страданий — подлинным Прибежищем и Сангхи — другом в осуществлении Прибежища. Так говорится в Большом толковании Винаи». 4. Обращение к Прибежищу, при условии непризнания других прибежищ Осознав превосходство буддийских Учителя, Учения и учеников над таковыми иноверцев, почитайте Прибежищем только Три Драгоценности несогласных же сними Учителей и т. д. Прибежищем не при- знавайте. [Поговорим] о различиях этих двух [сторон]. Различия Учителей Будда не имеет пороков и обладает всевозможными достоинствами. Иноверные Учители — наоборот. Об этом говорится в Хвале Превосходнейшему (P2001: Иных учителей оставив, обращаюсь к тебе я, как к Прибежищу, Победоносный 233 94 а ПРИБЕЖИЩЕ А почему — Нету тебя пороков, достоинствами всеми ж обладаешь». И далее (P2001: Чем больше размышляю я над догмами чужих учений, — тем веру большую душа в тебя, Защитник, обретает. А течей разум искажен ошибками чужих теорий, кто не всеведущий, как ты, и мыслит ложно, — те не видят непогрешимости твоей». Различия учений Учение Победителя позволяет блаженным путём достичь блаженного плода, выводит из потока сансары, полностью избавляет от омрачений, не обманывает жаждущих Освобождения, всецело благодетельно, очищает проступки. Учения же иноверцев — не таковы. Как сказано в Хвале Превосходнейшему (P2001: Так как твое Ученье позволяет блаженство высшее блаженно обрести, — то возникает вера у существ в твои, Лев красноречия, законы». И в Хвале достойному восхваления (P2029: 45.3.5-8) говорится: «Достойно следованья или же — отказа, всеочистительно или осквернено, — НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ так различаются, Герой, твои реченья с писаниями вер других. Твои реченья истинны всецело, чужие — ложны в сущности своей. Так нужно ль приводить еще отличья твоих речей от иноверных слов?! Твои речения — для всех благодеянье. А иноверные — препятствуют во всем. Ну разве большее найти отличье твоих речей от иноверных слов?! Те — оскверняющи и сами оскверненны, Твои же — очистительны, — вот в чем и заключается отличие, Защитник, твоих речей от иноверных слов!» Из сказанного можно судить и об отличиях общин Обязанности, следующие из обращения к Прибежищу Они — двояки: А) изложенные в Собрании и Б) изложенные в других наставлениях. А) Здесь две четверки обязанностей 235 94 б ПРИБЕЖИЩЕ Первая четверка) Вверение себя святому человеку Признав, как ранее изложено, святого друга вместилищем всех достоинств, вверьтесь ему, поскольку обращение к Прибежищу Будды обязывает считать Учителя пути своим Прибежищем, а отсюда проистекает требование воистину ввериться Учителю пути) Слушание Дхармы и) правильные размышления о ней Слушайте Дхарму, проповеданную Святым Буддой или его учениками сутры и прочее, что подобает, — и размышляйте о тех ее положениях, усвоение которых избавляет от омрачений: ведь обращение к Прибежищу Дхармы предполагает словесную и реализованную Дхарму предметом претворения в жизнь, а отсюда проистекают эти обязанности) Соответствующая Дхарме практика Это практика, соответствующая Дхарме ухода от страданий ведь обращение к Прибежищу Сангхи обязывает нас считать друзьями идущих к нирване индивидов, а отсюда проистекает требование практиковать также, как стремящиеся к Освобождению НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Вторая четверка) Неблуж дание чувств Осознав порочность блуждания ума, беспечно влекущегося вслед за объектами чувств, отвращайте ум от объектов) Подлинное принятие обетов Принимайте, какие можете, обеты, установленные Буддой) Проявление сострадания Поскольку Учение Победителя особо отличается состраданием, то и обращение к Прибежищу обязывает проявлять к существам сострадание и любовь отказаться от причинения зла) Регулярное подношение Трем Драгоценностям Ежедневно совершайте подношение Трем Драго- ценностям. Б) Обязанности, изложенные в других наставлениях Они двояки: 1) по отношению к отдельным Драгоценностями) общие 237 95 а ПРИБЕЖИЩЕ 1. Обязанности по отношению к отдельным Драгоценностям Они двух родов а) запреты и б) предписания. а. [Запреты]: В Нирване (P787: 184.1.1-2) сказано: «Кто обращается к Троичному Прибежищу, — тот истинный упа´сака. Ион в других богах Прибежища не ищет никогда. К Ученью Будды обратившись как к Прибежищу, отбрасывает мысль о причинении вреда и об убийстве. К Прибежищу Общины обратившись, с противниками Дхармы он не дружит». Согласно сказанному, запретов — три (1) не обращаться к Прибежищу чужих богов, (2) не причинять зло существами) не водить дружбы с иноверцами) Нельзя почитать высшим Прибежищем мирских богов, таких как Рудра и Вишну; что уж говорить о Хозяевах земли, относящихся к претам, или нагах. То есть нельзя им доверяться по недостатку веры в Три Прибежища, хотя не запрещено полагаться на их помощь в некоторых мирских благих делах как, например, полагаются на помощь милостынедателя, чтобы получить средства проживания, или возлагают на врача надежду, что он излечит болезнь) Нельзя причинять вред, зло существам как в мыслях, таки наделе избивать людей, животных и т. д, 238 95 б НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ связывать их, заключать в тюрьму, прокалывать ноздри, нагружать на них непосильную ношу и т. п) Нельзя входить в согласие с теми, кто не верит в Три Драгоценности как в Прибежище и злословит против них. б. Предписания) Какие бы ни были статуя или образ Будды — хорошие или плохие, — не порочить их, не ставить в плохое место, не отдавать в залоги, отбросив всякую непочтительность и пренебрежение, почитать их, как Учителя. Согласно сказанному в Послании к другу (Какова бы ни была статуя Сугаты — хоть сделанная из дерева, или подобного, — мудрый почитает ее». В Разъяснении Винаи» (P1032:205.2.7-8) рассказано о том, как сын Ману, Капила, из-за своих восемнадцати разных дурных высказываний в адрес учащихся и неу- чащихся членов Сангхи, как, например Ну, слоновья голова, что ты знаешь из Дхармы и не-Дхармы?» — перерождался рыбой-чудовищем с восемнадцатью разными головами, оставаясь животным соврем н Учителя Кашьяпы до Царя Шакьев. Малые предметы Винаи» повествуют о том, что, когда после ухода в нирвану Учителя Кракуччханды по приказу царя Чарумана стали сооружать великую ступу, некий рабочий два раза недовольно проворчал Такую огромную ступу начали строить уж не 239 96 а ПРИБЕЖИЩЕ знаю, когда закончим Позже, когда ее успешно закончили, он раскаялся и на свое жалованье заказал изготовить золотой колокольчик, который повесил на ступу. Вследствие этого он переродился в некрасивого маленького человека с прекрасным, благозвучным голосом. Поэтому не говорите освященных изображениях, что они такие и этакие. Также нельзя упрекать других зато, что они делают статую и т. п. из прекрасного материала или слишком большую, отговаривать их от этого и т. д. Нэлчжорпа-ченпо показал Чжово статуэтку Манджу- гхоши и сказал Какова она хороша или плохая Если хорошая возьму ее за четыре шо золота, отданного мне ронгцем 239 Гаргевой». Чжово молвил Тело достопочтенного Манджугхоши не бывает нехорошим, но ваятель посредственный, — и приложил статуэтку к макушке 240 Говорят, что он поступал так со всеми завершённы- ми изображениями) Отбросить непочтительность к Дхарме, начиная с одной шлоки 241 ; не отдавать книги в заклад, не продавать их, не класть на голую землю, не класть в плохое место, не носить их вместе с сапогами, не перешагивать и, оставив любую иную непочтительность, почитать их как Драгоценность Дхармы. Рассказывают, что когда благой друг Чэнгава видел принесенную книгу Слова, он складывал ладони и вставала позже, когда уже не мог вставать, складывал ладони Когда Чжово прибыл в Нгари, один тантрист не слушал у него Дхарму, а некий писарь нечистотами 240 96 б НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ со своих зубов делал отметки на книге. Чжово не вытерпели сказал Ах, нельзя, нельзя Эти слова вселили веру в того тантриста, ион стал слушать Дхарму. И устами Шаравы: «Мы всячески шутим с Дхармой, тогда как непочтительное отношение к Дхарме или проповеднику является причиной бестолковости. Глупости же у нас и теперь достаточно не созидайте новых причин глупости. Что сможем, если еще больше поглупеем) Почитать даже символы монашества, не бранить и не презирать монахов и тех, кто обладает лишь отличительными признаками монаха и сами эти признаки никогда не смотреть на них как на врагов, подразделяя Вы и мы почитать их как Драгоценность Сангхи. В Побуждении к искренности (P760:59.4.2-4) ска- зано: «В лесу живущие отшельники-монахи, достоинств высших истинно желая, пусть не помыслят Я другим не равен, я лучше всех. Гордыня эта станет основой всяческого неблагоразумья, поэтому пускай монахи те, кто выше в практике, не презирают низших, иначе ив течение эпох они Освобожденья не достигнут, так следовать Ученью надлежит». Драгоценный Тонпа и Нэлчжорпа-ченпо не перешагивали ни одного желтого лоскутка ткани, хотя бы они лежал на дороге. Они отряхивали его и относили на 241 ПРИБЕЖИЩЕ чистое место. Практикуйте подобное Ведь чем больше мы будем почитать Драгоценности, тем больше существа будут почитать нас. Как сказано в Царе самадхи» Какое совершишь деяние, — такой и плод получишь. Общие обязанности Их шесть: а. Вновь и вновь обращаться к Прибежищу, памятуя об отличиях и достоинствах Трех Драгоценностей Это многократное обдумывание объясненных ранее различий между иноверными Учителями, учениями и общинами и буддийскими Тремя Драгоценностями, а также отличий и достоинств этих Трех. б. Памятуя о великой милости Трех Драгоценностей, постоянно усердствовать в подношении [им] [Символически] подносить часть пищи и питья перед каждой едой]. В Царе самадхи» (9.58) сказано 242 97 а НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ «Хотя и пищу обретают благодаря заслугам Будды, но эти дети-существа ему неблагодарны Согласно сказанному, следует признать, что всякое благополучие, символизируемое здесь нахождением пищи, приходит к нам по милости Трех Драгоценностей, и с благодарностью совершать подношение [им]. Оно состоит из (1) действительного подношения и (2) сопровождающих мыслей) Действительное подношение Здесь — десять [разрядов]: Подношение Телу Это подношение реальному Формному телу Будды. Подношение ступе Это посвященное Будде подношение ступе и по- добному. Очное подношение Это подношение при непосредственном восприятии тех двух (Формного тела или ступы) органами чувств. Заочное подношение Это когда Будда и его ступа непосредственно не воспринимаются подношение всем Буддам и ступам 243 97 б ПРИБЕЖИЩЕ Когда, после ухода Будды в нирвану, изготавливают его статую, ступу и подобное, — это тоже заочное под- ношение. При подношении какому-нибудь из тех двух сущность одного из них является сущностью всех остальных. Поэтому, если, поднося непосредственно воспринимаемым, еще подумать Подношу и всем другим Буддам трех времени бесчисленным ступам десяти сторон света, — то это и очное, и заочное подно- шение. Сказано, что заслуги первого велики, второго еще больше, а третьего (очно-заочного) — еще огромнее. Поэтому, когда подносите одному Будде, его изображению или ступе, важно проявить помысел о подношении всем [Буддам], помня о нераздельности их сущности. Собственноручное подношение Это совершение подношения собственными руками, не пытаясь по лени, равнодушию или легкомыслию побудить других совершить его. Подношение через побуждение других Когда сам обладаешь малым имуществом, побуждаешь других к подношению, — с состраданием думая Если эти страдающие существа, имеющие малые заслуги и лишенные способностей, совершат подношение, они станут счастливыми». Когда совершаешь подношения вместе с другими, которых побудил к этому, — это будет совместное под- ношение. Величина благих плодов этих трех соответствует предыдущим а НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Подношение вещественных благ и почестей Это подношение Будде или его ступе одежды, яств, постельных принадлежностей, сидений, исцеляющих болезни лекарств, домашней утвари, благовонных курительных палочек и порошков, духов, цветочных гирлянд, звуков музыки и разных светильников произнесение почтительных слов, поклоны, почтительное вставание, складывание ладоней, разные хвалы, земные поклоны пятью частями тела обхождение их посолонь; даяние им земли и прочих неистощимых даров, подношение драгоценностей, серег, браслетов и других украшений или хотя бы колокольчика осыпание монетами и натягивание вокруг них нитей. Великое подношение Это длительное подношение благ и почестей. В нем — семь аспектов (1) обилие даров, (2) прекрасное их качество, (3) очное-заочное подношение, 4) собственноручное совершение подношения и 5) побуждение к нему других, (6) подношение с радостью от всего сердца и с сильной верой, (7) посвящение благих заслуг совершенному Пробуждению. Совершенно неомраченное подношение В нем — шесть аспектов) Не побуждение — из-за пренебрежения, легкомыслия или лени — других к совершению подношения, а совершение его собственными руками (2) совершение с почтением (3) совершение без отвлечения мысли (4) совершение без привязанности и прочих омрачений; (5) совершение не из на 245 98 б ПРИБЕЖИЩЕ дежды получить блага и почести от царя и других, верующих в Будду (6) подношение подходящих даров. Подходящие дары — это те, которые можно подносить, в отличие от неподходящих, таких как окропление аурипигментовым раствором, омовение топленым маслом, воскурение бделлием, колючие и ядовитые цветы и т. д. или негодная домашняя утварь. Если вещественные подношения совершать лично и подносить не то, что выпросил у других если при этом радоваться с почтением всем подношениям Тат- хагатам, какие только совершаются во Вселенной, — то малыми усилиями совершается безмерно великое подношение и быстро накапливается собрание заслуг для Пробуждения. Поэтому следует с чувством счастья и радости постоянно усердствовать в таком [подношении]. Также, согласно сказанному в Драгоценном облаке ив Установлении трех обязательств, следует подносить и никому не принадлежащие цветы, плоды, деревья, драгоценности и прочее. Подношение практики Это ежедневное памятование — хотя бы столько времени, сколько доится корова — о четырех безмерных, о четырех сводных положениях Дхармы 249 , о Трех Прибежищах, парамитах; это — вера в глубокое пустоту и пребывание в недискурсивном сосредоточении на ней твердое соблюдение нравственности усердное культивирование [37] факторов Пробуждения, парамит и четырех средств обращения Подношение Трем Драгоценностям всеми десятью способами — это совершенное подношение) Мысли, сопровождающие подношение] Во время тех подношений, хотя и что-то малое подносим какой-нибудь из Трех Драгоценностей, плоды будут неизмеримы, если подносить с шестью мыслями Ты — непревзойденное поле достоинств, наилучший помощник, высшее из существ великая редкость, подобная цветку удумбара»; уникум, поскольку единствен в мириадах миров почва всех мирских и немирских благ». Это выписано из Уровней бодхисаттв» (P5538: Постоянно совершайте какие-то из этих подношений. Вовремя праздников и знаменательных дат устраивайте как можно лучшие подношения. К тому же, поскольку нам постоянно приходится есть и пить, то, если перед тем всегда подносить первую часть пищи и питья, — много заслуг накапливается малыми усилиями. Поэтому от всего сердца совершайте и подношения первой части всего, что вкушаете или НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ à o%ä…%ø�…,� Š!�ì d!=ã%ö�……%“2 ì "“�ì, ä�“ - 2üþ “C%“%K=ì, O .2% “%"�!ø�……%� C%ä…%ø�…,�. [(2) l/“ë,, “%C!%"%›ä=þ?,� C%ä…%ø�…,�] b% "!�ì 2�. C%ä…%ø�…,L, .%2 , ÷2%-2% ì=ë%� C%ä…%“,ì *=*%L-…,K3äü ,ƒ Š!�. d!=ã%ö�……%“2�L, Cë%ä/ K3ä32 …�,ƒì�!,ì/, [�“ë,] C%ä…%“,2ü “ ø�“2üþ ì/“ë ì,: &[Š/] O …�C!�"ƒ%Lä�……%� C%ë� ä%“2%- ,…“2"[, &…=,ë3÷ø,L C%ì%?…,*[, &"/“ø�� ,ƒ “3- ?�“2"[; &"�ë,*= !�ä*%“2ü, C%ä%K…= ö"�2*3 3ä3ì- K=!=[; &3…,*3ì, C%“*%ëü*3 �ä,…“2"�… " ì,!,=ä=. ì,!%" 252 [; &C%÷"= "“�. ì,!“*,. , …�ì,!“*,. Kë=ã[. }2% "/C,“=…% ,ƒ &r!%"…�L K%ä.,“=22"[ (P5538: 187.4.4-190.2.2). [o%ä…%ø�…, ] .2, “%"�!ø=L2� C%“2% ……%, C% %K“2% 2�ëü“2"=ì. b% "!�ì C!=ƒä…,*%" , ƒ…=ì�…=2�ëü- …/. ä=2 3“2!=,"=L2� *=* ì%›…% ë3÷ø,� C%ä…%ø�…, . j 2%ì3 ›�, C%“*%ëü*3 …=ì C%“2% ……% C!,.%ä,2“ �“2ü , C,2ü, 2%, �“ë, C�!�ä 2�ì "“�ãä= C%ä…%“,2ü C�!"3þ ÷=“2ü [C,?, , C,2ü ], O ì…%ã% ƒ=“ë3ã …=*=C- ë,"=�2“ ì=ë/ì, 3“,ë, ì,. o%.2%ì3 %2 "“�ã% “�!äö= “%"�!ø=L2� , C%ä…%ø�…, C�!"%L ÷=“2, "“�ã%, ÷2% 354 99 а |