Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а Если, рождаясь, приходим одни и, умирая, уйдем одиноки, если другому не взять наших мук, что в этих дружбах, мешающих Дхарме?!» Вышеописанные шесть горестей можно объединить в три (1) невозможность положиться на сансару; (2) невозможность окончательно насытиться, сколько ни вкушаешь ее удовольствий (3) безначальное пребывание в ней]. В первый пункт тогда войдут четыре горести а) невозможность положиться на обретенное тело, те. нескончаемое оставление тел (б) невозможность положиться на подразделение на друзей и врагов, те. неопределенность (в) невозможность положиться на на достигнутое благополучие, т. к. за взлетами следуют падения (г) невозможность положиться на дружбу, те. уход одиноким в другой мир]. [Второй пункт — горесть (Третий пункт — нескончаемые перерождения не- явленность начала ряда рождений. Поразмышляйте и над такой классификацией. Размышление о трех аспектах страдания [а. Страдание изменчивости Если, например, полить нарыв или воспаленную язву холодной водой, делается вроде бы получше. Приятные ощущения существ круговерти подобны это- РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б 374 му; когда они проходят, возникает страдание, поэтому они названы страданием изменчивости. Но таковы не только сами приятные ощущения к страданию изменчивости относятся и связанное сними сознание, и другие психические процессы, а также порождающие их омрачающие объекты, на которые направлено вни- мание. [б. Страдание мучения] Если воспаленную язву полить раствором соли или чем-то едким, то разболится. Именно таковы мучительные ощущения. Как только они возникают, мучаются тело и душа. Поэтому они называются страданием мучения, пример — почечные колики. Как и выше, это страдание — не только лишь ощу- щение. [в. Страдание обусловленности] Большая язва, когда ее не касаются те два (холодная вода или едкое, подобна нейтральным омраченным ощущениям, связанность которых с потенциями скверны делает их страданием обусловленности. Как ив предыдущем случае, это страдание тоже не сводится к ощущениям. Поскольку оно обусловлено прошлой кармой и омрачениями и сопряжено с семенами, из которых будут произрастать будущие страдания и омрачения оно всецело охвачено потенциями скверны. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ Когда возникает приятное ощущение, увеличивается привязанность (страсть. Когда возникает мучительное ощущение, растет нетерпимость. А когда, непостоянное тело, связанное со скверными потенциями, без приятных и мучительных ощущений, считаем постоянными так далее, то растет заблуждение. Страсть вызывает будущие перерождения в существ пяти уделов и другие страдания. Нетерпимость приносит горе и подобное в этой жизни, а в будущем вызывает перерождения в дурной участи. Заблуждение же заставляет отдаваться этим двум ядами испытывать оба порождаемые ими страдания. 342 Следовательно, если смотреть на приятное ощущение как на страдание, подавляется страсть. Если думать о мучительном ощущении как о боли, исходящей от совокупностей, ибо они есть скопище причин страдания, то подавляется нетерпимость. И если нейтральное ощущение сознавать как непостоянное и преходящее по сути своей, подавляется заблуждение. Благодаря этому три типа ощущений не питают трех «ядов». Все это объяснялось с позиции [Асанги] в Уровнях йогической практики и Собрании установленного, а теперь коснемся мнения мадхьямиков]. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а Как, например, несущий тяжелую ношу несчастлив, пока должен ее нести, таки мы, пока должны тащить бремя прихватываемых совокупностей, испытываем страдание. Эти совокупности тесно сопряжены со страданиями и скверными потенциями омрачений. Поэтому, пока существует это страдание обусловленности, хотя иногда и не бывает мучительных ощущений как только находятся подходящие условия, разными путями создается множество страданий. Значит, это страдание обусловленности виновно во всех страданиях и является корнем двух других аспектов страдания. Поэтому, многократно созерцая его, разоча- руйтесь. К тому же приятные ощущения, увеличивающие привязанность, в большинстве случаев являются чувством удовольствия, возникающим от прекращения страдания. Они не являются самодовлеющим удовольствием, независящим от ухода страдания. Например, когда сядешь, умаявшись от слишком долгой ходьбы, становится приятно. Постепенно исчезает прежнее мучение, и приходит ощущение удовольствия. Но это удовольствие не самодовлеюще, ибо, если сидеть слишком долго, снова возникает страдание. Если бы существовали причины самодовлеющего удовольствия, то, подобно тому как растут страдания тем больше, чем дольше действуют их причины, должно было бы расти и удовольствие тем больше, чем дольше гулять, сидеть, лежать, пить и есть, быть на солнце или в тени итак далее. Но видим, что, если делать [что-то] слишком долго, возникает только страдание. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б Об этом же говорится во Вхождении во чрево (P760: 109.3.3-6): «Нанда! Знай, что действия ходьбы, сидения, стояния и лежания каждый в отдельности тоже есть страдание. Созерцателю следует размышлять об этих действиях и их природе следующим образом если ходить весь день, не остановиться, не присесть, не прилечь, от такой ходьбы пришлось бы терпеть только лишь страдание — страшное, жестокое, ужасное, нестерпимое мучение, ходьба не доставляла бы и тени удовольствия». Сказав подобное и о трех остальных действиях, Будда рек:] «Нанда, все-таки, когда по прекращении одного страдания из-за действия приходит на смену другое, новое страдание, — испытывается удовольствие. Когда оно возникает, Нанда, возникает, однако, лишь страдание и, когда прекращается, прекращается только страдание. Когда оно возникает, по сути, возникают движущие силы, когда оно прекращается, по сути, исчезают движущие силы». И в «Четверосотнице» (37) сказано: «В то время как блаженство, затянувшись, в обратное, мы видим, переходит, так не бывает, чтобы, затянувшись, в обратное страданье перешло». РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а Б Размышление о страданиях каждого из шести уделов О страданиях трех дурных уделов уже говорилось в разделе для низшей личности, а теперь — остра- даниях трех счастливых уделов:] г. Страдания людей Это страдания от голода и жажды, жары и холода, от изнуряющих забот о пропитании и, кроме того, — рождение, старость, болезнь, смерть и прочие из семи 343 уже описанных страданий. К тому же в Речи собранию) говорится: «Видно, что и у людей бывают все страдания дурных уделов, их мучения подобны адским мукам, а лишения — как в мире Ямы 344 Есть здесь и страдания животных: сильные несильных угнетают, точно также и морские твари целиком друг друга пожирают. Для одних судьбою стала бедность, для других — без меры ненасытность. И добыча пищи — вот мученье! Всюду и убийства и вражда». И в «Четверосотнице» (33) сказано: «У высших личностей болит душа, ау простых существ страдает тело. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б Так каждодневно и без перерыва страдания два эти мир гнетут». д. Страдания асур В Послании к другу (102) сказано: «И асуры сильно страдают душевно, поскольку естественное величье богов ненавидят. Хотя они разумом и обладают, но все же по омраченности участи истину им не узреть». То есть их души мучает нестерпимая зависть к величию богов. Когда возбужденные ею [асуры] воюют с богами, они терпят рассечение тел, отсечение конечностей и множество других страданий. И хотя они разумны, из-за созревших кармических препон (sgrib pa) не могут видеть истину. «Неотступное памятование о благой Дхарме]» относит их к животным, а Уровни йогической практики — к уделу небожителей. е. Страдания богов (небожителей) Это размышление делится на две части, из которых первая —] (1) Страдания богов сферы желаний [Они] трояки: (а) страдания смерти и падения; (б) страдание от зависти РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а в) страдания отсечения, рассечения, убиения и из- гнания. (а) Первые страдания двояки: Страдания смерти «Хотя и велики блаженства рая, страданья смерти там намного тяжелее. Так поразмыслив, мудрые не жаждут попасть в невечные раи». 345 Согласно сказанному, когда приходит время умирать, оставить прежние божественные наслаждения, бог, видя пять предзнаменований смерти, гораздо больше страдает, нежели умирающие существа других уделов. Пять предзнаменований смерти перечислены там же (Послание к другу, 99, Становится тело богов некрасивого цвета, и трон им не в радость, и вянут цветов их гирлянды. Одежда богов покрывается грязью, а тело потеть начинает, чего не случалось доныне. Богам, что в раю проживают безбедно, являются пять смерть предвещающих знаков, подобно тому, как и людям на нашей земле являются знаки — предвестники смертного часа». Страдание падения в низшие состояния «Когда уходит бог из рая, — если благих заслуг нисколько не осталось, становится животным он невольно, иль претой, или мучеником ада». 346 СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б) Зависть Боги, у которых запас заслуг побольше, испытывают больше наслаждений. Когда это видят боги с меньшими заслугами, они завидуют. Из-за этого они очень страдают и унывают. (в 1 ) Страдания отсечения, рассечения и убиения Воюя с асурами, боги терпят отсечение главных и второстепенных членов, рассечение тела, убиение. Умирают они, когда им отрубают голову остальные отрубленные и рассеченные члены отрастают и заживают. (в 2 ) Изгнание Когда разгневаются более сильные боги, они изгоняют богов послабее из их жилищ. Кроме того, боги испытывают страдание душевного смятения. В Речи собранию (P5422: 233.3.3-5, 6-7) говорится: «Но в райских своих наслаждениях богине ведают счастья в душе. У этих божеств, что сжигаемы жаром заразной болезни страстей, — утеху которых сознанье в смятенье, откуда быть счастью у них? Поскольку без смуты в душе и волненья не могут и мига прожить, они, чья природа — волненье, метанье, спокойствия не достигая вовек, РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б с деревьями схожи в стихии пожара, который под ветром горит». И далее: «[Они] походят на больных, немножко подлечившихся, питающихся вредной пищей) Страдание богов высших сфер] Боги двух высших сфер — формы и бесформно- сти — тех страданий не испытывают. Однако они, имея омрачения и кармические препоны, не властны над смертью и длительностью пребывания там. То есть и они подвержены страданию обусловленности потенциями скверны. И в Речи собранию (233.3.7-4.1) говорится: «Те, кто в раях сферы форм и не-форм, уйдя от страданий мученья, блаженствуя, пребывают в самадхи безбедно в течение кальп, неистинно все-таки освободились и снова оттуда падут. Хоть кажется, что в океане сансары они от рождений плохих, крушащих, как волны бушующей бури, ушли и навеки спаслись, но, как бы ни тщились, недолго им быть там, как птицам, что в небе парят. Как стрелы, которые дети пускают, в итоге на землю падут. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а Как долго горящий светильник на масле исходит огнем каждый миг, вот также страдания двух тонких видов — изменчивость и обусловленность — им конец каждый миг приближают». Когда, благодаря подобным размышлениям об общих и отдельных страданиях пяти или шести типов существ, становимся удручены сансарой, появляется потребность понять В чем причина этой ужасной сансары?» Поэтому далее идет —] § 2 Размышление об [Истине] источника, ходе погружения в сансару Здесь три раздела 1. Осквернение омрачениями (клешами). 2. Накапливание кармы из-за них. 3. Смерть, переход в бардо] и перерождение. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ 384 1. Хотя для существования круговерти необходимы два фактора — карма и омрачения главный — омрачения. Ведь если нет омрачений, хотя кармы накоплено и безмерно много, то, подобно тому как не всходит росток из семени без влаги, земли и т. п, росток страдания тоже не всходит из-за отсутствия условий, содействующих карме. А если омрачения есть, то, хотя бы и не было накопленной кармы, она сразу накопилась бы заново и будущие совокупности личности были бы обретены (те. переродиться пришлось бы). Так же говорится ив Толковании логики В другое рожденье не может швырнуть карма того, кто влечение к жизни преодолел навсегда. — Ведь иссякли содействующие карме условия». И далее (88.2.3): «... а если жажда есть, приходится опять родиться». Поэтому весьма важно использовать противоядия против омрачений, а поскольку это зависит от их познания, будем познавать омрачения. [Здесь] четыре части А Определение омрачений. Б Их происхождение. В Причины проявления. Г Пагубность омрачений. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б А Определение омрачений 1. Общая характеристика В Антологии Абхидхармы» (P5550: 253.3.5-6) сказано: « Омрачения — это элементы, которые, возникая в потоке психики, создают беспокойство. То есть основная черта омрачений — взбаламучивать поток психики». Согласно сказанному, омрачения — это факторы, будоражащие душу своим возникновением. Характеристика каждого из десяти омрачений 347 (1) Страсть Это привязанность к внешними внутренним те. мысленным) приятным, красивым объектам. Как, например, трудно удалить въевшееся в ткань масло, также из-за страсти, влекущей к своим объектами растущей трудно от этих объектов отказаться) Гнев Это озлобленное раздражение (нетерпимость) по отношению к существам, к своему страданию, кору- жию, колючкам или другим вещам, причиняющим страдание злонамеренность по отношению к этим объектам. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а 386 (3) Гордыня Это опирающаяся на эгоцентрическое воззрение высокомерная трактовка своего и чужого как великого и ничтожного, хорошего и плохого (соответственно самомнение) Неведение Это омраченность от незнания, совершенной неосведомленности относительно Четырех Истин, закона кармы, Трех Драгоценностей) Сомнение Это колебание существует или не существует, есть или нет — по отношению к Истинами другим из тех трех) Эгоцентрическое воззрение Это омраченность разума, взирающего на прихватываемые совокупности как на я и мое, как на себя и самость. Буквальное название превратный взгляд на бренное скопление дано для того, чтобы показать, что субстрат личности, который представляется при этом воззрении, является непостоянными составным, а непостоянной и единой личностью, — ибо бренное равносильно непостоянному, а скопление — составному) Приверженность к одной из крайностей Это омраченность разума, взирающего на я — в реальность которого он верит из-за эгоцентрического СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ воззрения — как на вечное и непреходящее или же как на кончающееся с этой жизнью, без будущего перерождения) Ослепленность ложными воззрениями Это ослепленность разума, верящего в непреложную истинность эгоцентрического воззрения, одного из крайних воззрений или совершенно ложного воззрения и всевозможных теорий, построенных на них) Одержимость моральными правилами и аскетизмом Это омраченность разума, одержимого (1) правилами во избежание аморального и жесткими аскетическими предписаниями относительно (2) одежды, (3) способа действия, (4) тела и (5) речи — и полагающего, что эти правила и предписания очищают от греховности, избавляют от омрачений и воистину спасают из сансары соответственные совокупности личности) Совершенно ложное воззрение Это омраченность разума, отрицающего прошлую и будущую жизни, закон кармы и подобное или верящего, что первопричиной существ является Бог, Природа и подобное. Эти десять омрачений описаны согласно Антологии Абхидхармы», Уровням йогической практики и Объяснению пяти совокупностей». РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б Б Происхождение [омрачений] Если эгоцентрическое воззрение и неведение считать отдельными [омрачениями] 354 , то — подобно тому как свернутую веревку в сумраке по неясности ее подлинного образа принимают за змею — из-за мрака неведения, затемняющего подлинную сущность скандх, они ошибочно принимаются за я, а отсюда возникают все другие омрачения. Если же эти два омрачения рассматривать как одно целое то корень всех омрачений — именно эгоцентрическое воззрение. То есть, когда из-за эгоцентрического воззрения цепляемся за я, происходит разделение на я и другие. От этого разделения возникают привязанность к себе и неприязнь к другим. От дум о себе рождается высокомерие, возникают воззрение о вечности или конце этого я — теория атмана и подобное, а также вера в превосходство дурных деяний, связанных с этими [воззрениями]. К тому же возникает совершенно ложное воззрение — не существует — по отношению ко Всемирному Учителю, учащему о нереальности як изложенным им закону кармы, Четырем Истинам, к Трем Драгоценностям или же сомнение существуют они или не существуют, есть или нет?». В Толковании логики (221-222) сказано: «Если представление о я ты допускаешь, тотчас возникает представленье о «других». Если разделяешь я — другие, — возникают чувства неприязни и приязни, а от них появляются и все другие омрачения». СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а В Причины проявления омрачений Их шесть) Основа, то есть омрачения как факторы подсознания) Воспринимаемое, то есть внешние и мысленные объекты, пробуждающие омрачения) Мирская компания, то есть неблагородные люди, плохие друзья, которым невольно подражаешь) Лжеучения или слушание ложных учений) Привычки или склонности, сформировавшиеся от прежней долгой дружбы с омрачениями. (6) Установки или приписывание вещами явлениям характеристик приятное и неприятное, цепляние за непостоянное как за постоянное и другие неправильные представления. Г Пагубность [омрачений] Проявляющиеся омрачения прежде всего резко омрачают сознание и искажают восприятие, а также укрепляют скверные подсознательные склонности, влекут за собой сходные омрачения причиняют вред самому индивиду, другими обеим сторонам вместе порождают проступки этой жизни, другой и обеих вместе, приносят страдания телу и душевные переживания создают будущее рождение и другие из семи страданий, удаляют от нирваны, отклоняют от добродетелей, изводят благосостояние, будучи среди РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б окружающих, испытываешь из-за них — уныние, безрадостность, опасения омрачения повсюду сеют дурную славу вызывают порицание Учителей, Защитников и других святых из-за [омрачений] приходится горько раскаиваться в смертный часа после смерти — идти в дурную участь, не достигнув своей цели. И в Украшении сутр (17.25-26) говорится: «Вредят омрачения нами другим существами нашей нравственной силе вредят они тоже. От омрачений — слабость усердия, скудость даяний, упреки Хранителей, Учителей недовольство, а также злоба других и слова, неприятные нам. И несвободные перерождения после смерти, утрата добытых или возможных заслуг. В итоге страшная мука проистекает в душе». И во Введении в практику (Как злоба и страсть и другие враги, подобные этим, способны, ни рук не имея, ни ног, ни отваги, меня покорять, превращая в раба?! Им стоит лишь только в душе появиться, кончаются радость и счастье мои. Терпимость к вредителям этим постыдна! Нельзя их терпеть, не стыдясь! Когда бы все боги и асуры разом врагами набросились на меня, они не сумели б столкнуть меня все же в Авичи, где адский пылает огонь. |