Главная страница

Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


Скачать 6.95 Mb.
НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Дата06.06.2022
Размер6.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
ТипРуководство
#573471
страница26 из 50
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   50
НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
от участи дурной себя спасая, как слон, что вылезает из болота.
Монах приверженный благоразумию на легкомыслие со страхом смотрит,
с себя он стряхивает все проступки,
как ветер с древа сбрасывает листья».
Итак, в Послании к другу (47) сказано:
«Если подлинно стремишься краю иль Освобожденью, обрести необходимо навык в правильном воззренье. Тем, кто не творит дурного,
но погряз в воззренье ложном,
от ужасных результатов уберечься невозможно».
Согласно сказанному, сей правильный взгляд на причинно-следственный закон двух типов деяний является обязательной основой осуществления всех колесниц и всех целей человека. Поэтому, руководствуясь вышеизложенным, читайте Неотступное памятование, Сутру о мудрости и глупости, Сто деяний, Сто сказаний, рассказы Винаи и прочее из Слова Будды и таким образом порождайте в себе мощную и неослабную убежденность, помня о ее существенной важности.
132 б
УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
Мера зарождения
[нужной] установки


Сначала у нас проявляется неподдельная забота об этом мире, а забота о загробной судьбе — всего лишь слова. Когда же, наоборот, забота о загробной судьбе становится главной, а забота об этом мире — лишь второстепенной, — это и есть зарождение нужной установки. Однако необходимо ее укреплять. Поэтому развивайте ее и после зарождения.
НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ
Упразднение ложных представлений о ней

334

Слово Будды учит, что нужно отвратить ум от всех благ сансары. На этом основании некоторые могут ошибочно подумать Высокое рождение, те. тело, богатство и прочие блага являются сансарой, поэтому не следует порождать заботы о них».
[Есть] две заботы забота о преходящем и забота о вечном. О первой цели — сансарном теле и прочих благах приходится временно заботиться и тому, кто заботится об Освобождении поскольку на их основе в ряду перерождений, наконец, достигается подлинное благо.
Высокое рождение — благо тела, богатства и близких не сводится к сансаре, ибо окончательное совершенство тела и прочих благ — это Формное тело, богатство его мира и его окружение.
Это подразумевается в словах Украшения сутр Высокое положение — прекрасные достояние и тело, прекрасные сподвижники и успешное завершение начинаний...»
Здесь речь идет о том, что первые четыре парамиты создают высокое рождение. Также во многих источниках говорится, что они творят Формное тело.
Итак, поскольку осуществляющие Всеведение долгое время практикуют нравственность, даяние, терпение и многие другие превосходные достоинства, то и заботятся об их превосходных плодах — отеле и других составляющих высокого рождения.
Об осуществлении подлинного блага во Введении в практику (VIII, 14) сказано:
«В лодке человеческого тела ты переплывай страданий реку».
НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
Согласно сказанному, на основе счастливой участи, которую олицетворяет человеческое тело, нужно переправляться через океан обусловленного существования и идти ко Всеведению, а поскольку для этого требуются многие жизни, то нравственность как священная причина сотворения этого тела является основой пути.
Но, хотя тело счастливой участи, обладающее неполным набором благих качеств, и позволяет осуществлять путь, — продвижение мало. Нужен полный набор. Для негоже недостаточно соблюдать требования обета шраманеры и т. п необходимо стараться полностью соблюдать требования обета бхикшу и т. п.
Некоторые говорят Если нравственность блюдут ради сотворения счастливой участи, то последняя обретается даже однодневным обетом какая тут нужда в трудном и малополезном обете бхикшу и т. п Другие говорят Если уж пратимокша служит ради достижения архатства, то, поскольку до двадцати лет нельзя принимать обет бхикшу и поскольку архатство достигается даже в положении упасаки, — это положение заслуживает хвалы, а какой прок в трудном и малополезном обете бхикшу?!»
Такие речи воспринимайте как вздорную болтовню незнающих принципов Учения и, на основе низших обетов принимая высшие, старайтесь совершенно соблюдать их требования б
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложение этапа духовного развития низшей личности закончено
Этап духовного развития
средней личности
С уважением склоняюсь пред досточтимыми великомилосердными святыми Памятуя, как было указано, о смерти и обдумывая возможность впадения после смерти в дурную участь, мы отвращаемся душой от этого мира, загораясь заботой о счастливом перерождении. Поэтому практикуем общее обращение к Прибежищу и, уяснив хорошие и плохие деяния сих плодами, стараемся избегать зла и творить добро. Так обретаем счастливую участь. Но довольствоваться ею здесь не следует. Взрастив установку малой личности, надо взращивать установку средней личности — отвращение от всего сансарного, а на ее основе — взрастить устремленность к высшему Пробуждению. Итак, продвигаясь по духовной стезе к высшей личности, необходимо воспитывать установку средней личности.
Ведь, хотя и достигаем состояния человека или небожителя, мы не уходим от страдания обусловленности. Поэтому неправильно считать, что природа этих состояний счастье. В действительности они — несчастье, ибо плохо кончаются — новым впадением в дурную участь.
[Они] словно передышка на краю пропасти, перед тем как упасть в нее.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
Во Введении в практику (9.156) сказано:
«Обретая порою счастливый удел, каждый раз наслаждаешься счастьем.
Но потом, после смерти, ввергаешься вновь в те рожденья, где боль и мученье».
И в Послании к ученику (18): Кто, в круговерти без конца кружась, в ней передышку почитает счастьем, — беспомощно тот обречен блуждать тысячекратно вновь по всем уделам».
Поэтому счастливая участь достойна столь же великого сожаления, сколь и дурная.
В «Четверосотнице» (164) сказано:
«Ведь мудрых даже рай — и тот, подобно аду, ужасает.
Нет в круговерти ничего, что страха в них не вызывало б».
И в Собрании драгоценных достоинств
(P735:192.2.8): Привязанный к сансаре вращается в ней вечно».
И в Послании к ученику (Насколько усилится мысль о блаженстве, настолько же мрак заблужденья сгустится. насколько усилится мысль о страданье, настолько же мрак заблужденья растает.
Чем больше приятного воображаешь, тем пламя желаний сильней возрастает б
Чем больше думаешь о неприятном,
тем пламя желаний сильней угасает».
То есть если привыкнуть к созерцанию страдания и неприятного как к противоядию против безначальных привычек считать блага сансарного существования счастьем и воображать их приятными, то эти привычки отпадут. А если не созерцать, то, как сказано, заблуждение и страсть возрастают и круговерть про- должается.
Поэтому созерцание ущербности сансарного существования играет наиважнейшую роль.
Итак, этап духовного развития средней личности охватывает четыре раздела. Развитие нужной установки. Мера ее развития. Упразднение ложных представлений о ней. Основы пути Освобождения.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ
Развитие нужной установки

342

В этом разделе две части 1 определение заботы о Свободе 2 метод ее взращивания.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАБОТЫ Определение заботы о Свободе Свобода — это Освобождение от оков — кармы и омрачений, приковывающих к сансаре. Суть прикованности в том, что силой этих двух факторов личность с ее совокупностями перерождается в сфере желаний или в другой из трех сфер небожителем или другим существом из пяти или шести уделов, в чреве или в другом из четырех мест рождения, поэтому Освобождение от этого перерождения и есть Свобода.
Желание обрести ее — это забота о Свободе».
Но не следует думать, что Свобода — это исчезновение движущих сил кармы и омрачений вслед за их возникновением иначе придем к заблуждению, что все свободны без каких-либо усилий, так как все возникающее моментально исчезает независимо от освоения противоядий и прочих условий.
Поэтому, если не взрастить противоядия, приходится и далее перерождаться, а сила взращенного противоядия приводит к избавлению от перерождения

344
2 Метод взращивания заботы о Свободе Подобно тому, как возникновение желания утолить муки жажды зависит от осознания тягостности томления жаждой, таки возникновение желания достичь Свободы — успокоения страданий совокупностей личности зависит от осознания ущербности этих сово- купностей, ибо им присуще страдание. Поэтому, пока в результате созерцания ущербности сансарного существования не родилось желание избавиться от него, не возникает и желание достичь успокоения тех страданий.
В «Четверосотнице» сказано (Кто [сансарой] не разочарован, разве будет почитать Покой?!
Круговерть ему — как дом родимый, и е оставить будет трудно».
Итак, метод взращивания заботы о Свободе состоит из двух частей Размышление о страдании и его источнике Размышление о двенадцатизвенной формуле обусловленного происхождения. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б

345
I. Размышление о страдании и его источнике Здесь два параграфа § 1 Размышление об ущербности сансары согласно Истине страдания.
§ 2 Размышление об Истине источника, ходе погружения в сансару.
§ 1

Здесь два раздела 1. Разъяснение замысла, по которому Истина страдания проповедана первой из Четырех Истин. 2. Созерцание страданий Поскольку источник — это причина, а факт страдания — результат, то источник является предшествующим, а факт страдания — последующим. Если так, почему же Победоносный, не придерживаясь такого порядка, сказал Монахи, вот благородная Истина о страдании. Вот благородная Истина об источнике
[страдания]»?
Здесь нет ошибки, ибо Всемирный Учитель, поменяв местами причину и результат, преследовал важную практическую цель. В чем же она заключается В сле- дующем.
Если сначала ученики сами не загораются искренним желанием освободиться от сансары, они оторва-
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ

346
ны от основы. Как же вести их к Свободе Ученики вначале окутаны мраком неведения. Они превратно принимают за счастье блага сансары, которым присуще страдание. Поэтому поводу в «Четверосотнице»
(151) сказано:
«Этого моря страданий конец
[сам по себе никогда не придет.
Ты же в нем издавна тонешь, дитя. И не страшишься ничуть?!»
По этим словам видно, что круговерть в действительности страдание, а не счастье.
То есть нужно, описывая многие формы страдания, вызвать в учениках удрученность. Посему Истина страдания изложена первой.
Потом, когда ученики осознали себя тонущими в океане страдания, они видят, что, если хочешь от него спастись, необходимо приложить усилие к избавлению от страданий, и понимают, что от них не уйти, не избавившись от причины страдания. Тогда у них возникает вопрос Какова же причина — и они вникают в истину источника. Поэтому она про- поведана следующей.
Затем, когда из истины источника ученики узнают, что страдания сансары порождает омраченная карма, карму порождают омрачения а корень омрачений — цепляние за я, и видят, что можно избавиться даже от цепляния за я, они твердо решают осуществить прекращение страдания. Поэтому следующей изложена Истина прекращения.
[Возможно возражение Желание Свободы возникает уже от проповеди Истины страдания значит, по-
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а

347
сле Истины страдания следовало излагать Истину прекращения Ошибки нет. Ибо, хотя бы и ощущалось тогда желание освободиться, достигнуть прекращения, успокоения страдания, — без установления причины страдания и осознания возможности ее устранить не возникла бы уверенность Прекращение осуществимо Свобода не воспринималась бы как достижимая цель.
Когда ученики убеждаются Свобода, прекращение страдания осуществимо, — они задумываются А каков же путь к этому — и приходят к Истине пути, которая, соответственно, проповедана последней.
Такое же мнение высказано ив Высшей тантре»
(4,52):
«Заболеванье — распознать, причину — устранить, здоровье нужно обрести, лекарство — применять.
Вот так страдание, истоки пресеченье, путь, ты распознай и устрани, достигни, практикуй».
Итак, эти Четыре Истины очень важны для Освобождения, поскольку Сугата — многократно говоря о них ив Махаяне, ив Хинаяне — собрал в них основы знания о погружении в сансару и выходе из нее. Они также являются великим сводом принципов практики. Поэтому учеников надо вести в такой последовательности, как проповеданы Истины. Раз благодаря размышле-
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б

348
нию над Истиной страдания не обретено подлинное отвращение от пристрастия к сансаре, то желание обрести Свободу остается лишь на словах, и все, что ни делается, становится источником страдания. Если, благодаря размышлению над Истиной источника, как следует не уяснили, что корни сансары — карма и омрачения мы уподобляемся стрелку из лука, невидящему мишени, рушим основы пути и полагаем спасительным путем то, что им не является, отчего безрезультатно изнемогаем. Также, если не распознать страдание и его источник, подлежащие устранению, невозможно ясно представить себе Свободу от них и вся забота о Свободе остается мнимой. Созерцание страданий Здесь две части А Размышление об общих страданиях сансары. Б Размышление о страданиях отдельных [уделов].
А

Здесь три раздела 1. Размышление о восьми страданиях. 2. Размышление о шести горестях. 3. Размышление о трех аспектах страдания.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а

349 1. Размышление о восьми страданиях Из Послания к другу (Справедливый Отвратись от сансары — источника многих страданий неисполненья желаний, смерти, болезни, старения и прочих».
Созерцайте так, как сказано.
Освоение отвращения от сансары — это созерцательное размышление о ней как об источнике многих стра- даний.
«Страдания» — это неисполнение желаний и другие из четырех указанных да еще четыре, подразумеваемые среди прочих всего восемь.
Об этих восьми Бхагаван, разъясняя Истину страдания, говорит во многих сутрах.
Везде, где только учебный материал средней личности совпадает с материалом, уже изложенным для низшей личности, — он пропущен берите его оттуда. Что касается новых тем, то тот, кто имеет большие умственные способности, пусть размышляет над ними так, как написано (ничего не пропуская)
320
Ежели умственные способности малы, пропускайте цитаты и размышляйте лишь над сущностью соответствующих тем.
Хотя это лишь аналитическое созерцание, избегайте возбужденности и подобного, не допуская отклонения мысли от созерцаемого предмета к другим предметам, будь они благие, неблагие или нейтральные. Также не допускайте сонливости, вялости и расплывания мысли. Пусть созерцание течет непрерывно, в русле очень РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б
светлого и ясного сознания. Ибо, как сказано во Введении в практику (5, Чтобы ни делал ты мантры читал долгие годы аскезы держался, — если при этом умом отвлекался, — все бесполезно, — так Мудрый сказал».
То есть, если ум отвлекается, — плоды всех благих занятий ничтожны.
И в Сутре освоения благоговения к Махаяне» ска- зано:
«Дети благородной семьи Подобным же образом знайте, что всевозможное благоговение перед великой колесницей бодхисаттв и прекрасные дела, порожденные великой колесницей, — все возникают из правильных размышлений о духе и букве Дхармы, производимых совершенно неотвлекающимся умом».
«Совершенно неотвлекающийся ум — это неоткло- нение мысли от благого предмета. Духи буква Дхар- мы — ее смысли слова. Правильные размышления — аналитическое исследование.
Здесь указана необходимость тех двух (те. неот- влечения и анализа) для любого осуществления до- стоинств.
Итак, обретение любых достоинств трех колесниц требует двух вещей (1) устойчивого сосредоточения мысли, не отклоняющейся от благого предмета, — подлинной безмятежности или же некоторого ее подобия
(2) различения сущности и явлений, через анализ благого предмета, — подлинного проникновения или жене- которого его подобия.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ
Как сказано в Священной сутре истолкования замысла 17.3.3-4):
«Майтрея! Знай, что все мирские и немирские благие качества шравак, бодхисаттв и Татхагат — плоды безмятежности и проникновения».
Здесь выражение безмятежности и проникновения подразумевает также и их подлинные подобия, ибо нет определенности, что все достоинства трёх колесниц обретаются как плод лишь подлинных безмятежности и
проникновения.
а. Размышление о страданиях рождения первом из восьми видов страдания
[Рождение несет с собой пять [страданий]:
(а) Страдание в процессе рождения
Четыре типа существ обитатели адов, преты сплошного мучения, рождающиеся из чрева и рождающиеся из яйца — в процессе рождения испытывают множество мучительнейших ощущений.
(б) Страдание из-за скверны, актуализируемой рождением Поскольку все движущие силы трех сфер осквернены потенциями омрачений, они не могут служить по нашему желанию и неподвластны воле. Когда при рождении существ трех сфер их движущие силы актуализируются, они сопрягаются со скверными потенциями омрачений. Одним словом, движущие силы сопрягаются с семенами омрачений, стремящимися к РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
проявлению, процветанию и возрастанию, поэтому не поддаются устойчивому служению добродетели, неподвластны воле.
(в) Страдание, обусловленное рождением
Из-за рождения в любой из трех сфер процветают старость, болезнь, смерть и прочие страдания.
(г) Страдание от омрачений, влекомых рождением Когда в очередной раз рождаемся в сансаре, рождаются и три яда — страсть, нетерпимость и неведение по отношению к соответственным объектам. Очень беспокоя, изводя тело и душу, они не дают счастливо жить. Тело и ум всячески мучаются из-за
омрачений.
(д) Страдание оттого, что, против желания, жизнь уходит.
Неизбежный конец всех родившихся — смерть, но ее не желают, что тоже влечет лишь страдание.
Таким образом, многократно размышляем остра- даниях в процессе рождения, об обретении при рождении скверных потенций, о том, что рождение влечет за собой болезни, старость и т. да также омрачения и смерть, тоже заставляющие страдать.
Подробнее о страданиях, испытываемых во чреве
[матери].
В Послании к ученику (19) сказано:
«Теснит нетерпимо зловонный навал нечистот, и ты, оставаясь в кромешном и давящем мраке, находишься в чреве, мучительном, словно ады, СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
и должен сносить своим скрюченным тельцем великие муки».
Смысл этих строк раскрывается в сутре Вхождения во чрево (P760: Это место заполнено всякими нечистотами и тысячами видов червей, имеет два зловонных прохода, много отверстий и пор, как у кости. Оно содержит грязную смесь выделений мочи, мозга, мозжечка и костного мозга. Ниже желудка, выше тонких кишок пребывает плод, передом повернутый в сторону позвоночника, а задом — к коже живота. Каждый месяц это место раздувается от месячной крови
323
Измельченная двумя рядами зубов и поглощенная пища матери, увлажненная снизу слюной, загрязненной нечистотами из ранок рта, и сверху пропитанная выделениями мозжечка пищевые остатки, подобные блевотине поступая через пуповину, производят развитие овального — нур-нур-по, продолговатого — «мер-мер- по, удлиненного — нар-нар-по, затвердевшего — гор- гор-по и полностью оформленного плода с изогнутыми руками и ногами. Его руки, ноги и щеки обернуты плеви- стым мешочком. Сопли и испражнения плода невыносимо воняют. При движении матери он то поднимается, то опускается в кромешной темноте. Горькие, кислые, едкие, соленые, острые и терпкие вкусовые свойства пищи ощущаются, как огненные искры. Словно глист, он питается нечистой жижей, пребывает в горячей массе разлагающихся нечистот. Его жизненная сила зыбка. Внутренний жар тела матери отовсюду щиплет, очень щиплет, нестерпимо щиплет, жжет, очень жжет, нестерпимо жжет, сжигает, РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
очень сжигает, целиком сжигает, принося ему сильную, страшную, жестокую, ужасную, нестерпимую боль.
Как только мать шевельнулась, двинулась, задвигалась, так его будто сковывают пятью оковами (руки, ноги, голову) и помещают в огненную яму он испытывает сильную, страшную, жестокую, ужасную, нестерпимую, невообразимую боль».
К тому же, когда мать ест слишком много или слишком мало, ест слишком жирную, грубую, холодную, горячую, соленую, кислую, сладкую, слишком горькую, острую или терпкую пищу, когда она совокупляется, бегает, прыгает, засиживается, купается, сидит слишком близко к огню или на корточках, — это тоже, там говорится, приносит боль пребывающему во чреве. Желудком и кишечником сдавленный, пребывает он, словно пятью оковами скованный или насаженный накол говорится.
Во время исхождения из чрева и после рождения — тоже страдание.
Из Послания к ученику (Как масло из кунжутных зерен выдавливает твердый пресс, так постепенно выжимают тебя наружу вот рожденье!
И если с жизнью не расстался немедля в этот миг,
то уготованы тебе в миру мученья.
Когда толкается тело во чреве среди нечистот и, маточной слизью покрыто,
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   50


написать администратору сайта