Главная страница
Навигация по странице:

  • А Воспитание равного отношения ко всем существам B соответствии стем, как указывалось наста- диях низшей и средней личностей, и здесь вводите и ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница34 из 50
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   50
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    Когда мать и родственница видят его в яме, они горько плачут, рыдают по поводу случившейся беды, но лезть в отстойную яму, чтобы вытащить ребенка, не решаются.
    Затем прибежавший отец видит своего единственного сына в яме. После некоторого замешательства он, горя желанием вытащить сына, влезает, не чувствуя отвращения, в отстойную яму и вытаскивает сына».
    Отстойная яма здесь символизирует Трикосмие; единственный ребенок — существ мать и родственница шравак и пратьекабудд, которые, видя тонущих в сансаре существ, плачут и рыдают, но вытащить их не могут купец-домохозяин символизирует бодхисаттву.
    То есть шравакам и пратьекабуддам присуще только сострадание, подобное состраданию материк своему единственному любимому ребенку, упавшему в яму. Нона основе сострадания должно быть порождено ответственное решение о принятии ответственности за Освобождение существ.
    Когда зарождается помысел об Освобождении существ, думаем В моем теперешнем положении я неспособен привести к цели даже одно существо. Даже если достичь одного из двух типов архатства
    420
    , я был бы способен осуществлять цель Свободы лишь для некоторых, но никого не смог бы привести к всеведению. Но ведь существ бесконечно много, кто же сможет осуществить все их временные и конечные цели. Приходим к выводу, что такая способность имеется лишь у Будды, и тогда зарождается желание достигнуть состояния Будды ради блага существ.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    194 а

    502
    II Поэтапное воспитание
    [устремлённости к Пробуждению Здесь три параграфа § 1 Воспитание заботы о цели-для-других. § 2 Воспитание заботы о собственном Пробуждении. § 3 Определение устремлённости к Пробуждению как плода практики 1 Воспитание заботы о цели-для-других

    
    Здесь два отдела 1. Обоснование этой установки. Процесс ее порождения. Обоснование этой установки Две [части]:
    А Воспитание равного отношения ко всем существам Б Облечение всех существ в милый образ.
    А Воспитание равного отношения
    ко всем существам B соответствии стем, как указывалось наста- диях низшей и средней личностей, и здесь вводите и ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ
    исполняйте предварительные и другие этапы практики Если еще не выработано равное отношение — без привязанности к одним существами неприязни к другим, то любовь и сострадание зарождаются пристрастными. Поэтому надо осваивать равностность (беспри- страстие).
    Из трех видов равностности: равностности движущих сил, нейтральности ощущения и беспристрастия как одного из четырех безмерных — имеется ввиду по- следнее.
    Упоминаются еще два типа равностного отношения
    (1) устранение привязанности к существам, неприязни и других омрачений; (2) равное отношение, когда произвольно отступаем от привязанности и неприязни к существам. Здесь имеется ввиду второе.
    Этапы его освоения следующие. Сначала, поскольку это легче, объектом созерцания выберите какого-нибудь нейтрального человека, не делающего вам ни добра, ни зла, и, упраздняя зачатки привязанности (симпатии) и неприязни (антипатии, достигайте равностного отношения к нему].
    Затем, когда осуществите это беспристрастное отношение, достигайте равностности по отношению к любимому другу. Неравное отношение здесь создает пристрастность, большая или малая привязанность. Достигнув равностности по отношению к другу, осваивайте равностное отношение к врагу. Неравностное отношение к нему создается неприязнью, возникающей из-за видения в нем только враждебного. Достигнув равностного отношения к врагу, созерцайте равност- ное отношение ко всем существам.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    194 б
    Но что созерцать для избавления от привязанности и неприязни В Средней ступени созерцания
    (KI 42b7-43a4) рекомендуются две мысли (1) мысль с опорой на существ Поскольку все равны в своем желании счастья и нежелании страдания, нехорошо одним, считая их близкими, делать добро, а другим, считая их чужими, делать зло или не делать добра, — и (2) мысль с опорой на себя Нет такого существа, которое в безначальной круговерти сотни раз не становилось бы моим родственником так к кому же привязываться и кого ненавидеть А вот что сказано о привязанности к друзьям в Вопросах девушки Чандроттары» (TSA Я всех вас раньше убивала, да ивы меня терзали и на части разрубали друг другу все бывали мы врагами, убийцами, — так как же может в вас такая страстная привязанность родиться?»
    Также размышляйте, согласно поведанному о горести неопределенности, как быстро все враги и друзья меняются ролями, — это поможет избавиться от злобы и привязанности. Это надо делать, сохраняя различение понятий врага и друга избавляться от идей врага и друга необязательно благодаря осознанию, что враг есть друг, приходит конец пристрастным приязненному и неприязненному — состояниям ума.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Б Облечение всех существ в милый образ В Средней ступени созерцания (KI 43a2-3) сказано:
    «Увлажнить душу любовью — словно подготовить почву. Если затем бросить туда семя сострадания, оно легко даст сильный росток. Затем, проникнувшись любовью, следует осваивать сострадание».
    Любовь, о которой здесь говорится, — это отношение к существам как к любимому ребенку. Освоение равного отношения сглаживает неровности симпатий и антипатий. Когда сознание, как хорошо возделанную почву, увлажнить любовью, то брошенное туда живое семя сострадания легко прорастет великим состраданием. Это суть наилучшего способа практики.
    В этой части три пункта, из которых первый —
    (1) Созерцание существ матерями
    Как безначальна сансара, так безначальны и наши перерождения. В круговерти вереницы рождений и смертей нет таких тел, которых мы бы не обретали, нет мест, где не перерождались, и нет существ, которые не бывали нашими матерями и близкими. В Конкретных основах уровней (TSHI 100b6-7) приведена цитата:
    «Я (Будда) не вижу таких мест, где бы вы за все долгое прошлое не перерождались, не ходили и не умирали. Не вижу существ, которые за все долгое прошлое не побывали ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    195 б
    вашими отцами, матерями, братьями или сестрами, наставниками, руководителями, Учителями или им подобными».
    Помимо того, что они побывали матерями раньше, в будущем опять бессчетное множество раз станут нашими матерями.
    Так размышляя, надо стремиться к твердой убежденности, что все существа являются нашими собственными матерями. Когда уверитесь в этом, легко возникнет осознание их доброты итак далее, а если нет уверенности — осознание их доброты и подобного не имеет основания) Освоение осознания доброты
    [матерей]
    Если после созерцания существ матерями в первую очередь созерцать доброту матери этой жизни, осознание доброты всех существ-матерей] возникает быстро таково поучение Потобы, согласно которому и следует созерцать.
    Ясно представьте перед собой облик материи несколько раз подумайте Помимо нынешнего времени, в безначальной сансаре она побывала моей матерью бесчисленное множество раз».
    Затем сосредоточенно размышляйте Будучи матерью, она всегда охраняла меня от невзгод, оказывала всяческую помощь. И особенно в этой жизни сначала она долго носила меня во чреве затем, после рождения, согревала меня, озябшего, теплом своего тела, качала меня на руках, кормила грудью, пеленала, утирала нос, очищала руками мои испражнения — всячески без устали заботилась обо мне. Также она кормила и поила ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    меня, когда я хотел есть и пить, одевала, когда было холодно, давала мне тов чем я нуждался, отказывая во всем себе. И эти вещи было нелегко приобрести они доставались ей изнурительным трудом, бывали связаны с проступками, страданиями и злыми речами. Если мне, ребенку, случалось болеть или как-то иначе страдать, она — от всей души решив, что лучше самой умереть, болеть, страдать, лишь бы ее ребенок не умер, не болел, не страдал — всегда находила средства избавить меня от бед. Одним словом, насколько ей позволяли разумение и способности, она оказывала мне всяческую помощь, избавляла от золи страданий».
    Когда от такого созерцания зародится неподдельное осознание ее доброты, применяйте такое же созерцание к отцу и к другим близким, представив их своими матерями. Потом созерцайте это в отношении посторонних людей, представив их матерями. Когда по отношению к ним зародится такое же чувство, как в отношении близких, — врагов тоже представьте матерями и применяйте это созерцание к ним. Когда по отношению к ним возникнет такое же чувство, как к матери, — осваивайте тоже в отношении всех существ десяти сторон света, сначала осознав их матерями и постепенно расширяя это осознавание.
    (3) Освоение благодарности
    Нет большей неблагодарности, чем, освобождаясь из сансары самому, бросить там своих добрых, родных — хотя и незнакомых из-за череды рождений и смертей — матерей, страдающих и бесприютных. Об этом сказано в Послании к ученику (ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    196 б
    Неблагодарности подобной нету хуже, чем, обретя Освобожденье самому, оставить павших в бездну матерей, в сансары океане тонущих, — не узнанных тобою лишь из-за череды рождений и смертей».
    Итак, поразмыслив Если даже низменным людям не пристало оставлять столь добрых матерей-существ, разве это может быть совместимо с моей натурой, — надо брать на себя ношу благодарности. Как говорится в том же тексте (96, Какой же негодяй посмеет бросить тех, чье молоко беспомощным младенцем сосал, окутанный горячей их любовью, кто столько натерпелся из любви к нему]?
    Кто, даже низменный и жестокосердный, посмеет бросить здесь (в сансаре) тех, страдающих и любящих, но бесприютных, в чьем лоне был зачат и был взращен, тех, кто с любовью и заботой его носили в чреве и оберегали?»
    И в Хвале беспредельным достоинствам (KA
    196b3-4) тоже сказано:
    «“Не мне свободным в одиночку стать, существ, неведением ослепленных, бросив, чей ум блуждает шатко, — кто,
    как отец и сыновья мои, почтение выказывали мне, любовь и помощь — так изъяви неколебимое и пылкое решенье существ, защиты не имеющих, спасти».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ
    Давайте, однако, подумаем, как отблагодарить их за добро.
    Какого бы сансарного счастья мои матери-[существа] ни достигли с моей помощью, все будет обманчиво. Значит, я был бы тогда похож на того, кто сыплет соль и другие едкие вещества на страшную рану, нанесенную осаждающими бесами омрачений: я причинил бы новые страдания уже страдающим. Поэтому благодарность за добро надо мыслить так Этих существ, с любовью оказывавших мне помощь, я приведу к блаженству Свободы, к нирване».
    Как говорится в Сущности срединности» (DZA Я б уподобился тому, кто сыплет на раны соль страдальцам-существам, которых ужи так терзают бесы
    омрачений, — им это принесло бы только вред.
    Кроме нирваны, может ли другая быть благодарность тем, которые меня в других рождениях любили, почитали, помогали?»
    Говорится, что бремя неблагодарности за содеянное добро весит больше мирового океана и горы Меру, а благодарность за содеянное добро восхваляют мудрые. Об этом сказано в Стихах царя наг по имени Барабанный звук (
    nàgaràj abheri-gàthà
    , № 325 SA Океан, гора Сумеру и земляне большая тяжесть для меня, но моя неблагодарность за добро тяжелее мироздания всего.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    197 а
    Не заблудший мыслью человек благодарен за добро и, помня целый век, никогда его не забывает, — мудрые такого прославляют».
    Подвожу итог. Представьте, ваша мать, обезумевшая, помешавшаяся, ослепшая, без поводыря, спотыкаясь на каждом шагу, идет прямо к страшной бездне. На чью же помощь матери надеяться, как не на помощь сына И если сын не спасет мать от страшной опасности, кто это сделает Поэтому сын обязан спасти ее от такой
    [опасности].
    И существа — такие же матери, их душевный покой возмущают демоны-омрачения; из-за этого они лишены своей воли и словно одержимы. Обезумевшие, они утрачивают глаза, видящие путь к высокому рождению и подлинному благу. Нету них и поводыря, испытанного друга. Каждый миг они совершают проступки, ведущие к разладу и падениям. Вы видите, что они идут ко дну океана сансары и особенно дурных уделов. На кого могут надеяться эти матери, кроме сына Сыновья обязаны спасти матерей.
    Так размышляя, готовьтесь отблагодарить матерей истинным Освобождением из сансары. В Собрании практик (KHI 194a5-6) сказано:
    «Обезумевшие от
    омрачений, ослепленные неведением, с каждым шагом спотыкающиеся на пути [сансары], рытвинами усеянном, другие, как и мы, страдают, ибо в пороках и страдании равны все существа».
    Хотя таки сказано, это не значит, что следует подобным образом искать чужие пороки. Напротив, говорит-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    511
    ся, что надо восхищаться каждым замеченным достоинством. Пороки не для осуждения отмечены здесь, а чтобы показать, как несчастны существа, — это позволительно. Процесс порождения заботы о цели-для-других]
    
    Здесь три части из них первая А Освоение любви Объект созерцания при освоении любви — лишенные счастья существа.
    Выражение любви — это думание Почему бы им не встретить счастье, Пусть обретут они счастье и Я помогу им обрести счастье!».
    Польза любви объясняется в Царе самадхи» Заслуги постоянно подносимых Буддам даров бесчисленных в бессчетных землях [Будд] не достигают даже части тех заслуг, которые взращенная любовь приносит».
    Здесь говорится, что от любви гораздо больше благих заслуг, нежели от постоянного подношения величайших даров [Буддам] в бесчисленных их землях. В Устройстве земли Манджушри» (GA 262b4-263a1) поведано:
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    198 а
    На северо-востоке — мир Будды Махешварараджи Тысячекратно украшенный. Как монахи счастливы пребывать там в медитации прекращения, таки другие существа там счастливы. Положим, некто прожил там праведнейшим образом триллион лета кто-нибудь другой здесь, на этой земле, породил бы любовь ко всем существам лишь на миг щелчка пальцами, — он стяжал бы гораздо больше благих заслуг, чем первый. Что уж говорить, если бы он пребывал в любви денно и нощно!»
    И в Драгоценном ожерелье (Подношение Сангхе, каждый день потри раза, вкуснейшей пищи в сосудах трехстах не сравнится по силе и счастью заслуги одного лишь момента любви.
    Освоенье любви, даже если не дарит от сансары] свободы навек,
    но приносит, однако, восемь благ превосходных, возникающих силой любви) дружелюбье богов и людей, (2) их защиту) удовлетворенность и (4) много счастья) неприступность для яда и (6) для оружия) достижение желаемого без усилий) рождение в мире Брахмы».
    К любящему дружелюбны и благосклонны боги и люди, он наилучшим образом защищен, поскольку Будды силой любви побеждают злых духов и т. п. Поэтому, хотя это и трудно, надо стараться породить ее. В Собрании практик сказано:
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    Следует обратить все мысли к тем строфам святой Сутры золотистого света, которые учат развитию любви и сострадания, и созерцать их, размышляя, или хотя бы читая нараспев. Вот те слова:
    Благодаря громкому барабанному бою святой Сутры золотистого света да утихнут в мирах Трикосмия страдания смерти, бедности, дурных участей!»
    И так далее.
    Этапы освоения любви
    Сначала созерцайте относительно близких, друзей, затем относительно посторонних, затем в отношении врагов. Потом постепенно осваивайте любовь ко всем существам.
    Способ освоения любви
    Когда, усердно размышляя о том, как существа страдают, зародите какое-то сострадание, старательно думайте о том, что существа лишены оскверненного и неоскверненного счастья, и о том, как они нуждаются в счастье. Когда при созерцании возникнет искреннее желание, чтобы они обрели счастье, вообразите в уме различные виды счастья и даруйте их существам.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    Б Развитие сострадания Объект сострадания — существа, испытывающие три аспекта страдания
    423
    Выражение — сосредоточенное думание Хорошо, если бы они избавились от этого страдания, Пусть избавятся и Я помогу им избавиться!».
    Этапы развития [сострадания]
    Сначала осваивайте сострадание относительно родных и близких, затем относительно посторонних, затем в отношении врагов. Когда ум обретет такое же отношение к врагам, как к друзьям, постепенно осваивайте сострадание ко всем существам десяти сторон света.
    Такое постепенно усложняющееся освоение равного отношения, любви и сострадания установил Учитель
    Камалашила, следуя «Абхидхарма-сутре», и оно имеет большое значение. Потому что, если их осваивать сразу в отношении всех, без подразделения, создается лишь иллюзия их зарождения если же проверить — окажется, что в отношении некоторых никакого зарождения нет. Если же, следуя изложенному, зародим в душе переживание любви и прочего по отношению к некоторыми, постепенно расширяя их круг, наконец освоим сопереживание по отношению ко всем, зарождение будет чистыми ко всеми к каждому.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Метод освоения
    Это размышление о том, как матери-существа, тонущие в сансаре, испытывают общие и отдельные страдания. О страданиях уже говорилось раньше. А если прежде, на этапе средней личности, зародилось осознание собственного страдания, то, созерцая, можно войти в положение существ на примере собственного положения и сострадание зародится легко. Размышление о собственном страдании приносит установку отречения, а размышление о страдании других приносит сострадание. Однако, если сначала не размышляем о собственном страдании, проникновенное сострадание не зарождается.
    Это лишь общие указания. Способные к более подробному созерцанию пусть созерцают в качестве опоры сострадания сто десять видов страдания, рассмотренных в Уровнях бодхисаттв» (P5538: 190.5.1-
    192.1.1). Там говорится, что бодхисаттва, благодаря освоению сострадания, переживает страдания сильнее шраваки, который смотрит на страдание с глубокой удрученностью благодаря тому, что до конца постиг Истину страдания.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    199 б
    Если обдумывать с многих сторон, как страдают существа и как они несчастны, любовь и сострадание тоже зарождаются многосторонними, и, если об этом размышлять долго, они становятся сильными и устойчивыми. Если же, довольствуясь лишь скупыми указаниями, откажемся созерцать виды страдания, описанные в великих источниках, то зародившиеся любовь и сострадание будут иметь ничтожную силу.
    При этом, как уже говорилось, зарождение сострадания и любви обязательно происходит, если, проанализировав, хорошо разобраться, почему зарождение устремлённости является дверью вступления в Махаяну, каким образом сострадание является основой пути Махаяны] и т. д. А если нет точного знания, то опыт, почерпнутый из усердия в отдельных предметах, не имея ориентиров, никуда не приводит. Это относится и к другим этапам практики.
    Нужная степень зарождения сострадания
    В Первой ступени созерцания (KI 23b7-24a1) ска- зано:
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   50


    написать администратору сайта