Главная страница
Навигация по странице:

  • СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ а КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ бГордыня

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница32 из 50
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50
    Ненависть — враг, приносящий страдания в этой и следующей жизни, уничтожающий накопленные кор-
    КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ б
    ни добродетелей. Как сказано во Введении в практику Нет зла, равного гневу!»
    Поэтому всегда, во всех обстоятельствах усердствуйте в терпении.
    Если ненависть не возникает, даже в этой жизни будете очень счастливы:
    «Кто побеждает усердно свой гнев, будет счастливым в той жизни ив этой, — сказано во Введении в практику (Страстная жажда придает силу, мощь всей ранее накопленной благой и неблагой карме, творящей сансару. У обитателей сферы желаний она возникает от ощущения при контакте с объектами наслаждения. Поэтому от нее следует избавляться, много созерцая внешнее и внутреннее отвратительное, а также дурные последствия от привязанности к предметам желания. Великий наставник Васубандху сказал:
    «Пятеро: мотылек, рыба, олень, бык, пчела — одним из пяти могут быть побеждены
    406
    Если один побеждает, как же вместе пятине одолеть того, кто им предается всегда?»
    Кроме того, следует усердно бороться против жажды четырех желанных вещей, от которых трудно отказаться богатства, славы, похвалы и удовольствия, — и против уныния из-за четырех их противоположностей
    407
    Когда созерцание общей ущербности сансары, а особенно памятование смерти войдет в сердце, от этой жажды и уныния избавитесь.
    СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ а
    КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ б
    Гордыня — величайшее препятствие для вступления на путь в этой жизни и причина становления слугой или рабом в будущей, поэтому она должна быть отброшена. Способ отбросить ее указан в Послании к другу (Подвластен болезням я, старости, смерти,
    разлуке с желанными действию кармы, — такие неустанные размышленья противоядием станут — и гордость исчезнет».
    Если обрести убежденность в Четырех Истинах, Трех Драгоценностях и законе кармы, не возникнет еще один тонкий умножитель скверны — со-
    мнение.
    Вторичные же омрачения сонливость, вялость, возбужденность, лень, беспечность, бессовестность, бесстыдство, забывчивость, неб- дительность — препятствуют добродетели. Поэтому, осознав их зло, следует, пользуясь противоядиями, обрести навык в последовательном уменьшении их силы.
    Зло их следующее. В Послании к другу (44) ска- зано:
    «Возбужденность-сожаление
    408
    и злонамеренность,
    вялость-сонность, сластолюбие, сомненье — вот пять скверн, которые являются расхитителями клада добродетели».
    В Побуждении к искренности (P760: 60.4.5-6) го- ворится:
    «Кто вялости, сонливости привержен, возобладает в теле у того
    желчь, флегма или «пневма», отчего значительно расстроится здоровье.
    Кто вялости, сонливости привержен, желудок засорится у того остатками дурными старой пищи. Он станет в теле тяжесть ощущать, и плохо выглядеть, и говорить невнятно».
    И далее (Кто вялости, сонливости привержен, невеждой без усердья к Дхарме станет.
    О глупое дитя Достоинства теряет, — утратив свет, уходит он во мрак...»
    Такова безмерная пагубность тех омрачений]. Еще в Неотступном памятовании о благой Дхарме»
    (P953: 138.1.7) сказано:
    «Лень — источник всех
    омрачений для того, кто ей предается.
    В том, кто лени исполнен, совсем нет святого Ученья».
    В Отделах (P992: 91.2.1-2): Человек, впадающий в беспечность, как ребенок, глуп себе вредит он.
    Мудрый так лелеет добродетель, как купец хранит свое богатство».
    В джатаке (№ 12) тоже сказано:
    «Чем, совесть потеряв, взять надушу противное для Дхармы, пусть для того,
    СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ
    чтоб Индрой стать, царем богов, — уж лучше с глиняным горшком, в одежде жалкой мне попрошайничать у вражеского дома».
    И в Послании к другу (Твердый контроль, о владыка, за телом и остальными дверьми — вот Сугат путь.
    Ты сохраняй его крепко, надежно, ибо с контролем теряешь и Дхарму». И, как говорится во Введении в практику (V, Верой и знаниями обладать, старательным быть, прилежным, но бдительность потерять — значит в паденьях погрязнуть».
    Итак, хотя пока и нет сил воспрепятствовать всем главными вторичным омрачениям, не годится не смотреть на омрачения как на врагов, цепляться за них, поддаваться им. Прибегая к противоядиями усердствуя в подавлении омрачений, следует поддерживать совершенно чистую нравственность, соблюдая принятые обеты.
    Ученик великого Атиши Шри Гонпапа сказал Нэу- зурве:
    «Е[шей]-бар, допустим, завтра или послезавтра вас спросят В чем главный завет всех ваших наставников Быть может, в обретении сверхспособностей или узрении лика божественного йидама?”
    [“Нет! — вы ответите. — В обретении все лучшего познания причинно-следственного закона кармы ив безупречном соблюдении принятых обетов. КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ а
    Из сказанного следует, что при ослаблении неведения и прочиx омрачений приxодят и сиддхи созерцания.
    Во время вражды с другими, порождающей в этой ив другой жизни лишь зло да мучение, и то мы самоотверженно терпим все страдания тогда случается быть и ранеными т. п. Если вы согласны со сказанным, тотем более суровое терпение потребно, когда усердствуем в борьбе с омрачениями. Во Введении в практику (IV,
    39) сказано:
    «Если для нас в украшение — шрам, даже случайным врагом нанесенный, что же страданья за вред мне считать в истинном рвении к цели великой?!»
    Победителя врагов-омрачений в такой борьбе можно назвать героем, а подавление прочих врагов — поскольку воюешь с обреченными насмерть подобно убиванию трупов. Об этом сказано во Введении в практику
    (VI, Кто, презирая страдания все, гневи подобных врагов подавляет и побеждает их, это — герой.
    Битвы других — убиение трупов».
    Поэтому, как сказано там же (VIII, Здесь, в этом месте, где сборище
    омрачений,
    тысячекратное пестуй терпенье.
    Как среди лис и других тварей — лев, будь ты для армии
    омрачений неприступен».
    Согласно сказанному, следует быть неприступным для всего, что противоречит пути, побеждать все это.
    СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ б
    КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ
    Разъяснение этапа средней личности закончено КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ “…�…,� .2=C= “!�ä…�L ë,÷…%“2, ƒ=*%…÷�…%.
    573 465
    КАКОЙ ПУТЬ ОСВАИВАТЬ “…�…,� .2=C= “!�ä…�L ë,÷…%“2, ƒ=*%…÷�…%.
    573
    Этап духовного развития
    высшей личности
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    С уважением склоняюсь пред досточтимыми великомилосердными святыми Поняв из всестороннего и долгого созерцания ущербности сансары, что любая жизнь в ней — все равно что в огненной яме, всем сердцем загораемся желанием достичь Свободы — полного успокоения омраче-
    ний и страданий. Ради этого выполняем три драгоценные практики которые и приносят избавление от сансары — Свободу. Но, хотя Свободу нельзя потерять снова, как райское благополучие небожителей, поскольку она все жене представляет собой полного истощения пороков и обретения всех достоинств — цель-для-себя еще не достигнута, поэтому и помощь другим остается ограниченной. Все равно в конце концов по побуждению Будды надо будет войти в Махаяну, поэтому разумные вступают в Махаяну сразу. Как сказано в Кратком изложении парамит» (Отринув твердо обе колесницы, у которых нет сил осуществить все благо мира, те, кто заботою проникнуто других, встают на проповеданный из состраданья путь Будд могучих
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    183 б
    И далее (Кто счастье и несчастье сознает как сони видит попранных невежеством существ, как может пренебречь он подвигом святым всерадостной заботы о других и прилагать усилия лишь к цели-для-себя?!»
    Не подобает в семье Победителей не любить других, не споспешествовать их благу. Осознай, что и другие существа, также как ты, как, тонут в пучине обусловленного существования и, спотыкаясь на каждом шагу о дурное, неспособны шагать к избавлению от бед, ибо закрыто око разума, отличающее приемлемое от неприемлемого. В том же тексте (6.73) сказано:
    «В ком же из семьи Победоносных, ради всех существ добро творящей, не возникнет сострадание к скитальцам, к существам, чье око разума закрыто?
    Кто из них не устремится потрудиться — поусердствовать в рассеянье невежества!»
    На этом этапе счастье, слава и сила человека измеряются тем, сколько заботы о других он способен принять на себя, ведь забота лишь о своем благе свойственна и животным. Поэтому характерная черта великих — радение исключительно о пользе и благе других. Как говорится в Послании к ученику
    (100, Вот животные тоже — увидев пучок травы,
    побегут и съедят ее сами.
    Когда, мучимы жаждою, воду найдут, пьют ее самозабвенно
    Человек же радеет о благе других,
    над животными этим возвысясь, — в этом именно счастье его и величие.
    Как великое солнце, конями влекомое в небе,
    все вокруг освещает,
    как земля держит мир, не считая это за тяжесть, такова же природа великих, о своем не пекущихся благе,
    ведь они озабочены только лишь пользой и счастием мира».
    Тот зовется высшей личностью и мудрецом, кто, видя измучившихся существ, усердствует для их блага. Сказано в том же тексте (Кто, узрев бессильно павших в огнь пылающий страданий,
    заплутавших в этом мире, в дымном облаке незнанья, бросился для их спасенья, будто пламенем охвачен, — высшей личностью достоин зваться, или — мудрецом».
    Поэтому великий путь, по которому идут всему- дрые, источник всех благ для себя и других, лекарство от всякого упадка, состоит в служении всем существам, всем, кто видит, слышит, сознает или осязает. Итак, думая О, это вступление в Махаяну, где искусные методы в силу осуществления чужого блага полностью осуществляют и мое собственное, является моим лучшим обретением, — совсем пылом входите в высшую колесницу. В Кратком изложении пара- мит» (6.69) сказано:
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Воплотившая чистую мудрость высшая из колесниц появилась на свет из Всеведения мудрого Муни, светящегося состраданием великим, как око,
    и она, точно око Вселенной, светит для всех состраданьем, подобным лучам восходящего солнца».
    Так, обозрев с разных сторон достоинства Махаяны и пробудив к ней симпатию и великую почтительность, — входите в нее Итак, этап духовного развития высшей личности охватывает три части. Разъяснение, что единственная дверь вступления в
    Махаяну — устремлённость к Пробуждению. Методика порождения устремлённости.
    3. Методика практики деяний [бодхисаттвы] после зарождения устремлённости.
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ

    1. Разъяснение, что единственная дверь вступления в Махаяну —
    устремлённость к Пробуждению

    474
    
    Итак, войти в Махаяну необходимо, но как это сделать, через какую дверь Победитель говорило двух
    Махаянах: великом пути совершенств (Парамитаяне) и великом пути сокровенной Мантры (Мантраяне). Другой Махаяны, помимо этих двух, нет. В какую бы из них мы ни вступали, единственной дверью является
    устремлённость к Пробуждению. Когда она зарождается в потоке сознания, человек уже махаянист, даже если какие-либо другие достоинства отсутствуют. Но как только отступаем от устремлённости — даже если постигли пустоту и обрели другие достоинства, — скатываемся до уровня шравак. Во многих основных текстах
    Махаяны говорится, что это деградация по отношению к великой колеснице. Логически это тоже доказано.
    Таким образом, стать махаянистом можно только благодаря зарождению устремлённости, а утратить принадлежность к Махаяне — только утратив ее то есть пребывание в Махаяне полностью определяется наличием устремлённости и, наоборот, ее отсутствие означает непричастность к Махаяне.
    По этому поводу во Введении в практику (I.9) ска- зано:
    «Лишь зарождается в сознанье
    устремлё¸нность, — и узника, страдавшего в тюрьме
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    475
    сансары, к сыновьям Сугаты отныне уже можно причислять».
    И еще (Сегодня я родился в Будд семье,
    вот стал я сыном Пробуждё¸нных».
    То есть, как только зарождается устремлённость, человек становится сыном Победителей. Ив Сутре жизнеописания святого Майтреи»
    409
    сказано:
    «Дети благородной семьи Ведь и обломок драгоценного алмаза превосходит все золотые украшения и способен обогатить любого бедняка, не теряя имени драгоценного алмаза. Так, дети благородной семьи, и драгоценный алмаз
    устремлённости ко всеведению, даже при отсутствии практического усердия, превосходит все золотые украшения достоинств шравак и пратьекабудд и не лишает его обладателя из-за отсутствия практического усердия имени бодхисаттвы; ион способен обогатить любого бедняка
    круговерти».
    Здесь говорится, что тот, у кого есть устремлённость, является бодхисаттвой, даже не совершая деяний. И покровитель Нагарджуна
    411
    говорит:
    «Если мы со всеми вместе в этом мире к Пробужденью высшему стремимся, его корень —
    устремлё¸нность быть должна прочной, словно Меру — царь могучий гор».
    В «Тантре посвящений Ваджрапани» (DA 148b3-4) сказано:
    «“Ваджрапани, как необычны твои слова, что нельзя учить порочных людей этой пространной, глубокой, труд-
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    185 а

    476
    ноизмеримой, сокровеннейшей из сокровеннейших манда- ле великих мантр великих бодхисаттв. Это неслыханно Кого же тогда можно учить этому ”
    Ваджрапани ответил О Манджушри, когда осваивающие
    устремл¸ённость к Пробуждению полностью ее развили, пусть, Манджушри, эти бодхисаттвы приходят к деяниям бодхисаттвы через дверь сокровенной Мантры, вступают в мандалу мантр, получая посвящение ввели- кую мудрость, ау кого
    устремлё¸нность к Пробуждению несовершенна, тем нельзя туда вступать даже взор их не должен коснуться мандалы. Таким нельзя показывать мудры и обучать сокровенной Мантре”».
    Следовательно, если вера человека — Махая- на, это еще ничего не значит решающее значение имеет его подлинное вступление в ряды маха- янистов. А поскольку махаянистом делает именно
    устремлённость к Пробуждению, то пока устрем-
    лённость остается лишь пустым звуком, и последователь Махаяны» таков же. Но если устремлён-
    ность совершенна, тогда это подлинный махаянист. Над этими надо трудиться. В Устройстве древа
    (KA б) сказано:
    «Дети благородной семьи,
    устремл¸ённость — семя всех достоинств Будды».
    Поскольку эти слова необходимо глубоко усвоить, объясню их подробнее.
    Соединяясь с семенем риса, вода, удобрение, тепло, земля и другие факторы служат причиной ростка риса. Соединяясь с семенем пшеницы, гороха или других растений, они служат причиной ростка соответству-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    477
    ющего растения. Поэтому они являются общей причиной Семя ячменя, с каким бы условием оно ни сошлось, не станет причиной ростка риса или чего-то другого и, значит, является специфической причиной ростка ячменя при этом влага, удобрения и т. д. тоже являются причиной ростка ячменя.
    Так же и среди причин ростка состояния Будды
    устремлённость к высшему Пробуждению — специфическая причина, подобно семени, между тем как мудрость, постигающая пустоту является, подобно воде, удобрениями т. п, общей причиной трех видов Пробуждения. Поэтому в Высшей тантре» (1.34) сказано:
    «Преданность высшей колеснице — семя, мудрость же — мать Будды достоинств».
    Иначе говоря, устремлённость — как бы отцовское семя, а мудрость, постигающая отсутствие самости, — мать.
    Так, например, у отца-тибетца не может родиться сын-индиец, монгол или кто-то другой отец является причиной, определяющей природу сына. А от мате- ри-тибетки могут родиться дети разных национальностей, так как она является общей причиной.
    Покровитель Нагарджуна
    414
    сказал:
    «Но только ты есть путь Освобождения — опора Будд, пратьекабудд и шравак,
    уверенно скажу другого нет [пути]».
    Здесь возносится хвала Праджняпарамите; шра- ваки и пратьекабудды тоже на нее опираются, по-
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    186 а
    этому Праджняпарамита и называется матерью, она мать сыновей обеих колесниц — Махаяны и
    Хинаяны. Следовательно, не мудрость постижения пустоты определяет различие между Махаяной и
    Хинаяной; различие определяют устремлённость и великие деяния. В Драгоценном ожерелье (4.90) сказано:
    «Как можно бодхисаттвой стать в шравакской этой колеснице?
    В ней не указано ни устремлений, ни деяний бодхисаттвы, ни посвящения заслуг другим]!»
    [Итак,] не воззрение отличает махаяниста от хиная- ниста, а деяния.
    Если даже мудрость постижения пустоты не является особым путем Махаяны, надо ли говорить об иных методах Поэтому, когда устремлённость практикуют не в качестве важнейшего из наставлений, а лишь начиная вызубренными словами о ней медитацию, но старательно усердствуют в деталях пути, это показывает очень малую осведомленность в Дхарме.
    Как для рождения ребенка необходимы и отец, и мать, так для полноценного пути необходимы и метод, и мудрость. Особенно необходимы глава метода устремлённость и глава мудрости — постижение пустоты. Если в духовной практике ограничиваться целью-для-себя, заботясь лишь о спасении из сансары, необходимо осваивать отсутствие самости, смысл пустоты не принимая безмятежность за проникновение. А если считаете себя махаяни- стом — необходимо воспитание устремлённости к Пробуждению. Как сказано почтенным Майтреей ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    479
    ( Украшение из ясных постижений, В сансаре не дает погрязнуть мудрость,
    а состраданье не дает Покою затянуть».
    Согласно сказанному, мудрость препятствует впадению в крайность сансары, а сострадание необходимо, чтобы не впасть в крайность Покоя. Поскольку мудрость не препятствует падению в Покой, а последователи
    Хинаяны тоже избегают крайности сансары, главное, что надо победить на пути бодхисаттвы, — падение в крайность Покоя.
    Вот почему сыны Победителей, достоверно толковавшие замысел Слова, придерживались, следующего достойного мнения Этот превосходный путь начинается тогда, когда в потоке сознания зарождается эта драгоценная устремлённость». Их не волновало зарождение в потоке сознания отдельных малых достоинств, радующих детей. Во Введении в практику
    (1.25) сказано:
    «Стремление трудиться ради всех существ та драгоценность, что другие и для себя взять не рискуют есть чудо небывалое, рожденное в душе».
    Далее (Какая праведность сравнится с нею?
    А разве может с ней сравниться друг?
    Есть ли заслуга, с ней сопоставимая?»
    И далее (I.36) сказано:
    «Я поклоняюсь телу существа,
    в котором родилась святая
    устремлё¸нность».
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    187 а
    И еще (Она же масло — сущность, извлеченная сбиваньем молока святейшей Дхармы».
    Здесь об устремлённости] говорится как о высшем положении Учения, сущности Слова.
    Поэтому, хотя почтенный Атиша придерживался взглядов мадхьямаки, а Серлингпа — мировоззрения читтаматры-саткарьявады, обретя устремлённость с помощью [Серлингпы], он считал его самым добрым из Учителей. Если благодаря некоторому пониманию основ Слова вникнуть в эту деталь биографии [Ати- ши], она хорошо послужит для понимания сущности пути.
    Когда от стараний взрастить устремлённость] возникает подлинный ее росток, то даже даяние ворону кусочка пищи становится деянием бодхисаттвы. А если этого нет, деянием бодхисаттвы не будет даже даяние заполненного драгоценностями Трикосмия. Также не будут деяниями бодхисаттвы остальные парамиты] от нравственности до мудрости, созерцание божеств, энергетических каналов, ветров, капель и т. д.
    Как в мирской притче о косьбе травы и точении серпа пока эта драгоценная устремлённость не созревает, сколько ни усердствуй в добродетельных занятиях, никакого продвижения быть не может, — как при срезании травы тупым серпом. А если устремлён-
    ность созревает, она подобна серпу, наточенному сразу, как притупился даже при самом малом усилии он срежет много. Тогда появляется способность каждый миг легко очищать скверны и накапливать заслуги, ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50


    написать администратору сайта