Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
К ПРОБУЖДЕНИЮ б ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ поэтому даже малые и преходящие добродетели становятся великими и неистощимыми. Как говорится во Введении в практику (Так сильно зло, что только устремлё¸нность всесовершенная, ноне иная добродетель, его сумеет одолеть». И далее (1.14,21-22,12): «[ Устремлё¸нность] — как огонь в конце времен вмиг дотла сжигает злодеяния...» «Имея только мысль о помощи простой, как, например избавлю я существ от боли головной, — и то неистощимые заслуги обретаешь а что уж говорить, когда желаешь избавить каждого от бесконечных бед и сотворить огромнейшее благо...» «Как банана древо, добродетели другие истощаются, взрастив плоды древо ж устремлё¸нности, хотя и плодоносит постоянно, — расцветает, а не иссякает 2. Методика порождения устремлённости 484 Здесь четыре главы Как и от каких факторов зарождается [устремлённость]. Этапы воспитания устремлённости к Пробуждению. Нужная степень ее зарождения. Принятие при помощи ритуала. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а Как и от каких факторов зарождается устремлённость] 486 Здесь три раздела из них первый — 1. Четыре условия зарождения устремлённости Четыре условия зарождения [устремлённости]: 1) зарождение от мысли Это Пробуждение, в котором пребывают Будды, великая сила, — возникшей благодаря тому, что лично увидят или услышат от достойных доверия о непостижимой силе Будды или бод- хисаттвы; 2) если этого не видели и не слышали, то возможно ее зарождение от благоговения перед мудростью Будды, когда услышал свод Учения, возникшего из высшего Пробуждения) если же Дхарму не слушали, то, увидев, что святая Дхарма бодхисаттв близка к упадку, можно зародить устремлённость, думая Благодаря существованию такой Дхармы уничтожаются страдания бесчисленных существ так ради того, чтобы святая Дхарма могла долго существовать, я порождаю устремлённость!»; 4) если упадок Дхармы неосознан, можно зародить устремлённость от осознания трудности ее порождения, думая В это смутное время распространения заблуждений, бессовестности, бесстыдства, ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ зависти и скупости трудно обрести устремлённость даже к пробуждению шраваки или пратьекабудды, что уж говорить о порождении устремлённости к высшему Пробуждению если мне удалось бы хоть на миг зародить устремлённость, это повторилось бы ив другой раз». Таковы эти четыре подхода к зарождению. Зарождение устремлённости состоит в порождении желания достичь Пробуждения, подобно тому как сказал себе некогда Будда Устремляюсь к великому Пробужде- нию!» [Рассмотрим подробнее условия, от которых это желание возникает. Первое. У увидевшего чудеса (сотворенные Буддой) или услышавшего о них возникают изумление и мысль И я достигну такого же Пробуждения!» Второе. Слыша из проповеди Дхармы о достоинствах Будды, сначала порождают веру, затем возникает желание обрести их. Третье. У того, кто не может стерпеть упадок учения Махаяны, возникает желание достичь совершенного знания Будды. Здесь есть еще и мотив уничтожения страданий, ведь, если Учение не придет в упадок, существа избавятся от страданий. Но неспособность стерпеть упадок Учения является основой данного условия зарождения устремлённости. Иначе здесь просто повторилось бы нижеизложенное мнение, что зарождение устремлённости основывается на состра- дании. Четвертое. Главное побуждение достичь состояния Будды здесь возникает благодаря осознанию великой редкости этой устремлённости, имеющей огромную ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 188 б ценность. Такое зарождение устремлённости представляет собой лишь желание достичь Пробуждения, но без понимания его цели. Если отсутствует желание достигать состояния Будды, исходящее из укрепления веры в достоинства Будды, невозможно отойти от мысли, цепляющейся за надежду о достаточности Покоя для достижения цели-для-себя. Силой освоения любви и сострадания осознается необходимость осуществить цель-для-других, вследствие чего возникает желание достичь состояния Будды — желание, которое способно избавить от мнения, что Покоя достаточно для осуществления цели-для-других, ноне может освободить от первой мысли — о достаточности Покоя для себя. Нет другого средства устранить ее, помимо желания состояния Будды, исходящего из укрепления веры в достоинства Будды. Однако без избавления от мысли о достаточности Покоя для собственной целине обойтись, ибо одно лишь Освобождение от сансары оставляет нас в Хинаяне и не спасает от ограниченности понимания, вследствие чего собственная цель остается недостигнутой: хотя мы избавляемся от бед обусловленного существования, от ущербности Покоя не освобождаемся. Поэтому и говорится, что совершенная собственная цель — Дхармакая Будды. Поэтому, когда, укрепив веру в достоинства Будды, мы понимаем, что даже для исполнения собственной цели, тем более цели-для-других, необходимо достичь состояния Будды, это служит важным условием, удерживающим от возвращения в Хинаяну. Описанные выше два первых вида устремлённости не побуждаются любовью и состраданием. Однако в Слове ив трактатах есть много указаний, что желание ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а достичь состояния Будды, даже возникшее из одного осознания достоинств Физического и Духовного тел Будды, следует считать зарождением устремлённости. Также есть высказывания, что клятва привести всех существ к состоянию Будды тоже является зарождением устремлённости. Но оба эти вида следует причислять к порождению устремлённости только в расширенном смысле — “номинально”]. Чтобы устремлённость была подлинной, недостаточно устремиться достичь состояния Будды, руководствуясь лишь заботой о других. Необходимо осознать, что и собственная цель не может быть осуществлена без состояния Будды. При этом нисколько не умаляется значение цели-для-других: забота о благе других тоже необходима. Как сказано в Украшении из ясных постижений (Зарождение устремлё¸нности — желание правильно и совершенно пробудиться ради блага других». То есть совершенная устремлённость включает две заботы заботу о собственном Пробуждении и о благе других. Зарождение от четырех причин Это зарождение устремлённости на основе) благородного происхождения) помощи благого друга) сострадания к существам) неунывания из-за трудностей сансары. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 189 б 490 3. Зарождение от четырех сил Это зарождение устремлённости на основе) личной силы — рожденного собственной силой желания совершенного Пробуждения) силы других — вдохновленного силой других желания совершенного Пробуждения) силы причин, рождающейся оттого, что Махаяна уже практиковалась в прошлых жизнях и теперь достаточно услышать прославление Будд и бодхисаттв, чтобы зародилась [устремлённость к Пробуждению) силы подготовки в этой жизни, когда, опираясь на благородного Учителя, долго слушаем Дхарму, размышляем над ней и развиваем другие добродетели. В Уровнях бодхисаттв» сказано, что, если устрем- лённость зарождается на основе одной или нескольких из восьми причини условий, отличной силы и силы причин, она устойчива, а если зарождается от силы других и силы подготовки, — неустойчива. Таким образом, хорошо зная, что сейчас общее Учение Будды и учение Махаяны близки к упадку и все идет к худшему, и сознавая, что теперь чистосердечное зарождение устремлённости — великая редкость, следует, опираясь на святого друга усердствовать в слушании свода Махаяны, размышлении над ними в других подготовках. Надо собственной силой, а не по побуждению других, слепо им следуя или подражая, укоренить в глубине сердца росток устремлённости; ибо на него должны будут опираться все деяния бодхисаттвы. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ Этапы практики зарождения устремлённости к Пробуждению 492 От великого Чжово идут две традиции порождения устремлённости]: одна следует наставлениям [Чандракирти, Чандрагомина и Камалашилы] о семи причинах-плодах, другая — сочинениям бодхисаттвы Шантидевы. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 190 а. Семь причин-плодов Совершенное состояние Будды рождается из (7) устремлённости к Пробуждению эта устремлённость рождается из (6) ответственного решения ответственное решение — из (5) сострадания сострадание — из (4) любви любовь — из (3) благодарности благодарность из (2) осознания доброты осознание доброты из (1) осознания всех существ своими матерями всего семь. В этой части два раздела I Обоснование этапов. II Поэтапное воспитание [устремлённости]. I Обоснование этапов Здесь два параграфа § 1 Разъяснение, что основа пути Махаяны — сострадание. § 2 Каким образом другие причины-плоды являются причинами или плодами сострадания. 494 § 1 Здесь три части из них первая — 1. Великая важность сострадания вначале Если душой движет великое сострадание, оно, несомненно, приводит к твердому решению вывести всех существ из сансары, а если сострадание слабо, оно к этому не приводит. Поэтому, если не брать на себя эту ношу, невозможно стать махаянистом. Следовательно, вначале сострадание очень важно. Поэтому поводу в Сутре, которую изложил Акшаямати» (MA 132a5-6), говорится: «К тому же, почтенный Шарадватипутра, великое сострадание бодхисаттв неисчерпаемо. Почему же А потому, что оно является определяющим условием. Вот дыхание, например, почтенный Шарадватипутра, есть определяющее условие жизненной способности человека. Таки великое сострадание бодхисаттв является определяющим условием истинного осуществления Махаяны». И в Сутре Гаяширши» (CA 286b3-4) сказано: «“О, Манджушри, с чего начинаются деяния бодхисат- тв и что является их объектом ” Манджушри сказал Сын богов, деяния бодхисаттв начинаются с великого сострадания. Их объект — существа Осознав, что это твердое решение не исполнить, не осуществив двух великих накоплений начинайте ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б столь тяжкое собирание накоплений. Таким образом, сострадание является основой для начала деяний. Великая важность сострадания в середине Случается, что иногда и возникнет устремлён- ность, но, увидев, как существ много, какие они плохие, а также как трудна и необъятна практика бод- хисаттвы] и какого бесконечного времени она требует, можно испугаться и отступить в Хинаяну. Поэтому, не довольствуясь лишь однократным зарождением великого сострадания, надо все больше и больше свыкаться с ним тогда, пренебрегая собственным счастьем или страданием, мы не устанем трудиться для блага других и все накопления будут благополучно попол- няться. Как говорится в Первой ступени созерцания (KI Движимые великим состраданием, бодхисаттвы, пренебрегая собой, заботясь лишь о великой помощи другим, приступают к изнурительному занятию — собиранию накоплений трудному и длительному. Согласно Сутре символа прихода к зарождению силы веры (TSHA 15a4), великое сострадание выражается в следующем чтобы довести всех существ до полной духовной зрелости, нет такого мучительного рождения, какого они не приняли бы на себя, нет такого приятного рождения, от которого не отказались бы. И когда они решаются на такие трудные поступки, полное завершение накоплений не затягивается и, не- ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 191 а 496 сомненно, достигается состояние всеведения. Поэтому корень всех достоинств Будды — именно сострадание. Великая важность сострадания в конце Будды, хотя и обрели плод не пребывают, подобно хинаянским [архатам], в Покое, но трудятся на благо существ, покуда длится пространство. Такова волшебная сила великого сострадания. Без нее они уподобились бы шравакам. А в Средней ступени созерцания) сказано: «Охваченные великим состраданием, Будды-Бхагава- ны, хотя и полностью достигли совершенной собственной цели, действуют, пока полностью не иссякнет область существ И далее: «Причина непребывающей нирваны 418 Бхагаванов — именно сострадание». Как для урожая сначала самое важное — семена, в середине — вода и наконец — созревшие плоды, так для урожая состояния Будды ив начале, ив конце, ив середине самое важное — сострадание. Об этом говорит почтенный Чандракирти (Введение в срединность», Поскольку сострадание с любовью для урожая Буддства совершенного сравнимо с семенем и влагой для ростка и, кроме этого, с плодом созревшим, ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ дающим долго нам в достатке житья прежде всего славлю сострадание». [Будда], узрев значимость этого, изрек в Истинном своде Дхармы» (ZHA О Бхагаван! Бодхисаттва не должен практиковать много дхарм. О Бхагаван! Если бодхисаттва твердо соблюдает и понимает единственную дхарму, все качества Будды лежат у него на ладони. Какую единственную дхар- му? — Это великое сострадание. О Бхагаван! Благодаря великому состраданию все качества Будды лежат на ладонях бодхисаттв. О Бхагаван! Как владелец драгоценного колеса царя-чакравартина владеет всей армией, также, Бхагаван, у кого есть великое сострадание бодхисаттвы, у того имеются все качества Будды. О Бхагаван, если есть, например, жизненная способность, то есть и другие способности. Также, Бхагаван, если есть великое сострадание, рождаются и другие качества бодхисаттвы». Если мы убедились, что сострадание является святой сущностью пути, что доказано бесчисленными свидетельствами текстов и логическими аргументами почему же учение о сострадании как основе устремлённости не счесть наивысшим наставлением?! Поэтому, когда Шангна Чунг-тонпа сказал Когда мы просим у Чжово наставление, он ничего не говорит, кроме Откажитесь от мирского образа мысли и осваивайте устремлённость к Пробуждению, — геше Тонпа, посмеявшись над этими словами, заметил Ведь это сущность наставлений Чжово, а он-то знал, что главное в Учении». ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 191 б Поскольку именно в этом как рази трудно убедиться, надо вновь и вновь накапливать добродетели, очищаться от дурного, читать Устройство древа и другие сутры с толкованиями, стремиться к твердой убежденности. Как сказал достославный Матричета 419 : «Герой, ты знаешь только лишь один, что устремлё¸нность драгоценная твоя есть семя, сердце высшего пути, взрастающее в совершенство Пробуждения; другие не умеют оценить е 2 Как другие причины-плоды становятся причинами или плодами сострадания Рассмотрим, каким образом [причины-плоды] от (1) осознания существ матерями до (4) любви (включительно) являются причинами [(5) сострадания]. Если усердно размышлять о страданиях существ, обычно возникает некоторое желание, чтобы они избавились от страданий, но, чтобы желание возникало легко, стало сильными постоянным, надо, чтобы существа имели милый и приятный сердцу образ. Ведь если страдание приходит к ближнему, мы не можем этого стерпеть если страдание приходит к врагу, мы радуемся а если страдать приходится человеку, кото- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а б 499 рый нам ни враг, ни близкий, то мы обычно остаемся равнодушными. Когда существо дорого — насколько его любим, настолько и нестерпимы для нас его страдания. Если любовь мала или умеренна, стерпеть его страдания нетрудно, а если очень его любим, даже ничтожные его страдания становятся совершенно невыносимы. Когда видим страдающего врага, не только не возникает желание, чтобы он избавился от страдания, а приходит неприязненная мысль Пусть еще больше страдает, пусть не избавляется от страдания И от большей или меньшей неприязни зависит большее или меньшее удовольствие от страданий [врага]. Отсутствие же чувства нетерпимости или радости от страдания того, кто ни враг, ни близкий, — результат отсутствия дружелюбия и неприязни. Раз так обстоит дело, все существа созерцаются как родные, чтобы вызвать чувство дружелюбия к ним. Ближайшая родственница — мать, поэтому (1) созерцание существ как своих матерей, (2) осознание их доброты и (3) благодарность к ним вызывают дружелюбие и любовь, а (4) любовь, отдавание сердца существам как единственному ребенку есть совершенный плод этой триады, из которой рождается) сострадание. Между любовью — желанием существам счастья и состраданием причинно-следственная связь не очевидна. Значит, сознавание существ своими матерями и остальные два из трех предметов освоения являются основой обоих любви — желания существам счастья и сострадания — желания ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 193 а существам избавления от страданий поэтому надо усердствовать в них. О таком созерцании существ своими родственниками для зарождения устремлённости наставляли Учитель Чандракирти, почтенный Чандрагомин и Учитель Ка- малашила. [Теперь рассмотрим, каким образом (6) ответственное решение и (7) устремлённость являются плодами [(5) сострадания]. Может возникнуть вопрос Если сострадание зарождается благодаря освоению этих этапов, стало быть, его вполне достаточно, чтобы возникло желание достичь состояния Будды ради блага существ зачем же еще ответственное решение?!» [Ответим:] безмерные любовь и сострадание, желание, чтобы существа были счастливы и не знали страдания, шравакам и пратьекабуддам тоже присущи. Но принятие на себя ноши создавать счастье и избавлять всех существ от страданий есть только у махаянистов. Поэтому необходимо породить ответственное решение, то есть особую решимость, наделенную мощью состра- дания. Значит, недостаточно желать, чтобы все существа обрели счастье и избавились от страданий необходимо самому всем сердцем нести ответственность за осуществление этого, по которой и отличаем [махаянистов от не махаянистов]. В Вопросах Сагарамати» (PHA 86a3-6) говорится: «Представь, Сагарамати, что некий купец или домохозяин имеет единственного сына любимого, красивого, милого, безукоризненной внешности. Однажды этот сын, прыгая и скача, по своему ребячеству падает в отстойную яму. |