Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница41 из 50
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   50
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    236 б
    и жадность. Если же богатство отдадим, для зла сего мы неприступны станем.
    Даяние приносит счастье даже после того, как покидаем этот мира скаредная скупость даже в этой жизни страдание влечет. Богатство человека — летящая звезда глядишь, и нет его,
    [хотя] не отдавал ничуть.
    Неотданные деньги — преходящи, пропадают что отдано, — становится сокровищем для жизни.
    А если их даем, взяв на себя о существах заботу, то смысла не имевшие богатства обретают [смысл].
    Кто раздает богатства, славится средь мудрых. Накапливают их усердно дети — существа.
    [Но] невозможно вечно сохранить богатства, даянье же всегда благополучие приносит.
    Когда все отдано, нас не окутывают омрачения а скупость далека от благородного пути и омрачения порождает. Даянье — высший путь, противный ему путь дурным святые называют».
    Если же и все посаженные большие и малые корни добродетели отдавать существам, искренне желая, чтобы благодаря этому они достигли великого временного и конечного блага, то обретаем суммарную заслугу зависимо от каждого существа и таким образом легко пополняем накопление заслуг. Как говорится в Драгоценном ожерелье (Когда б вещественны заслуги стали эти, они не поместились бы во всех мирах, ДАЯНИЕа неисчислимых, как песчинки Ганга.
    Так Бхагаван сказали логика доказывает это:
    ведь существа в мирах неисчислимы;
    так и заслуга от желанья им помочь [безмерна]».
    Кроме того, не следует держать ранее принятых, а также принимать от других новых вещей и слуг, которые препятствуют увеличению щедрости, увеличивают скаредность, не дают пробудиться помыслу об отдава- нии и губят его, если он возник. Об этом говорится в Кратком изложении парамит» (1.3-4):
    «Бодхисаттве надо полностью избавиться от богатств вредящих и обманчивых, взращивающих скупости порока даянью, щедрости расти мешающих.
    Недостойны, чтобы бодхисаттва взял их в дар, драгоценности, богатства или даже царство, если предается мысль об отдавании; если станут на пути они мешать, истинному Пробуждению препятствовать».
    Когда будете делать согласно сказанному, если возникнет скаредная привязанность к вещам, вспомните свое твердое решение идти по стопам Муни, который, оставив все имущество, стал осуществлять Пробуждение. Затем думайте Если я, мысленно отдав существам свое тело, все свои блага и добродетели, все еще привязываюсь к имуществу, то поступаю как слон, который, изнемогая от жары, входит вводы, омывается, потом выходит на сушу и валяется по земле увидев, что его тело испачкалось землей, снова входит вводу, потом опять делает как прежде Так избавляйтесь от привязанности.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    239 б
    В том же сочинении (1.5-6)] сказано:
    «Вспомнив о деяньях превосходных Муни и о том, как клялся подражать им, ради избавленья от скупой привязанности ты в уме такую мысль святую породи:
    “Я подн¸ёс всем существам вот это тело, даже все заслуги этого даянья им оставил так зачем же привяжусь я вновь к вещам другим, словно слон, который, искупавшись,
    [пачкается снова]!”»
    Если вы, многократно обдумав пользу такого отда- вания, способны породить сильный порыв осуществить его и, благодаря размышлению о пагубности привязанности, устрашиться, то установка все отдавать зародится естественным образом.
    Также порождайте помысел об отдавании всего после освоения любви и сострадания, после размышлений над жизнеописаниями Победителей, их сынов и т. д. Способ порождения такой установки описан во Введении в практику (Мое тело и все, что дает наслажденье, и заслуги, что собраны в трех временах, — я дарю с удовольствием, без сожаленья, на благо всем существам-матерям».
    Согласно сказанному, вообразив свое тело, имущество и корни добродетели, мысленно отдавайте их всем существам.
    В Кратком изложении парамит» (1.11-12) говорится, что того, кто неустанно так упражняется в помысле об отдаче всего, отбросив страстное цепляние за ДАЯНИЕа любое имущество как за свое, можно назвать бодхи- саттвой:
    «“Все имущество мое — пусть будет ваше, [существа];
    нет гордыни мне его владельцем называться, — в ком присутствует такая мысль день ото дня,
    подражающая Будды совершенного достоинствам, того Будды, существа непостижимые и высшие,
    “бодхисаттвой” называют безошибочно».
    В Собрании практик сказано, что, хотя с незрелой и несильной верой тело уже мысленно отдано существам, реально отдавать плоть и подобное не надо но если не будем упражняться, не привыкнем отдавать свое тело в воображении, то ив будущем не сумеем отдать тело и жизнь. Потому необходимо с этого времени упражнять воображение.
    Если, пользуясь пищей, одеждой, жилищем и прочим, что от всей души было мысленно отдано существам, забываем, что я пользуюсь ими для блага других, и пользуемся ими во имя собственного блага, то это омраченное падение. Если же такое стремление чуждо, номы забываем думать о всех существах или определяем те вещи лишь для некоторых существ, это
    неомраченное падение.
    В Собрании практик (KHI 80b3-4) говорится, что если вещь, мысленно отданную другим, используем для себя, сознавая, что она принадлежит им, то это присвоение чужого, а, если вещь полноценная, — потеря обетов монаха-гелонга. Некоторые возражают Поскольку вещь посвящена всем существам, тона одно существо никакой полной ценности не остается, поэтому нарушения нет».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    236 а
    Другие говорят, что всякая вещь, однако ж, целиком посвящается каждому существу в отдельности, поэтому мнение Собрания практик несостоятельно ибо использовать полную ее ценность якобы нельзя.
    Некоторые же говорят Хотя вещи и посвящены другим, они не воспринимают их как свою собственность, поэтому нарушения нет».
    А в Собрании практик вот что имелось ввиду потеря обетов [монаха-гелонга] происходит, если берем для себя ценную вещь, искренне мысленно отданную людям, зная при этом, что она принадлежит другими те люди тоже знают, что являются е хозяевами. Поэтому неправильно считать это традицией других школ.
    Если же пользуемся, думая Пользуясь имуществом существ, могу трудиться для их блага, — то дурного нет. Как говорится в Собрании практик
    (KHI Если пользоваться, думая Не принадлежащие мне блага поддерживают жизнь не принадлежащего мне тела, — то дурного нет вещи, которые необходимы для жизни слуги, служащего государю, не являются его собственностью Но может возникнуть мысль Если, посвятив вещи существам, пользоваться ими без разрешения, это проступок. Проступка здесь нет ибо там же говорится
    (KHI Нет проступка услуги, который печется о благе государя и, когда тот болен и т. пне желая его тревожить, пользуется необходимыми вещами, не испрашивая соизволения ДАЯНИЕа Не допускайте и таких скептических мыслей Это воображаемое, а недействительное отдавание всего существам является обманом, поэтому смысла в нем нет. Ведь сказано там же (Не годится, не видя реального в такой практике бод- хисаттвы, не верить, поскольку широко известно, что установка на отдавание всего весьма удивительна. Пусть никто в этом не сомневается Разновидности даяния Здесь три параграфа § 1. Методика, общая для всех положений. § 2 Особенности даяния в двух отдельных положениях. § 3 Собственно разновидности даяния 1 Методика даяния, общая для всех положений. Наделение даяния шестью превосходными качествами (1) Превосходная опора
    Опираясь на устремлённость, действуем, руководствуясь ею) Превосходный дар
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    В общем это относится ко всем даваемым вещам, а в частности — это приверженность установке [отдавания всего) Превосходная цель
    Совершаем даяние ради временного счастья и высшего блага всех существ) Превосходное мастерство
    Говорится, что это сознание без мыслетворения при даянии. Для начинающего же это понимание отсутствия самобытия явлений) Превосходное посвящение
    Добродетели, проистекающие от даяния посвящаем совершенному Пробуждению) Превосходная чистота
    Уничтожаем завесы омрачений и всеведению.
    Это было объяснено согласно Собранию Махаяны».
    2. Наделение даяния ] шестью парамитами-совершенствами
    
    Что касается наделения даяния всеми шестью совершенствами, то, например, при (1) даянии Учения это (2) нравственность воздержания от устремления ума к состоянию шраваки и пратьекабудды;
    (3) терпение и преданность по отношению к Учению о всеведении и терпение в перенесении обид от других) усердие, заставляющее постоянно стремиться совершенствовать это (5) медитация, которая, благодаря сосредоточению ума, при котором все заслуги посвящаются достижению совершенного Пробуждения, не имеет ничего общего с хинаянской медитаци-
    ДАЯНИЕ
    241 бей) мудрость, смотрящая на даваемое, дающего и принимающего дар как на иллюзию.
    Если действовать, доводя до полноты эти шесть, тов даянии проявляется исключительная сила. Эти положения излагаются в Большом толковании на Восьмитысячную Разные особенности даяния в двух отдельных положениях В «Пратимокше бодхисаттв» (цит. по Собранию практик, KHI 81a7-b2) говорится, что вообще даяние вещей обычно совершает бодхисаттва-домохо- зяин, а бодхисаттве-монаху следует совершать даяние
    Дхармы:
    «Шарипутра! Если бодхисаттва-домохозяин заполнит все земли Будд, бесчисленные, как песчинки Ганга, семью видами драгоценностей и поднесет их Татхагатам-ар- хатам-истинно-совершенным Буддам, а бодхисаттва-монах изложит одно-единственное четверостишие [Дхармы], то последний посеет гораздо больше благих заслуг, нежели первый. Поэтому, Шарипутра, Татхагата не поощряет монахов заниматься даянием вещей».
    И в Собрании практик говорится, что монах не должен заниматься даянием вещей, специально трудясь для их обретения, поскольку это мешает слушанию
    [Дхармы] и подобному, но добавляется, что, если монах, не причиняя урона своим благим занятиям, обре-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    242 а
    тает много вещей благодаря прошлым заслугам, пусть раздает их.
    Устами Шаравы:
    «Я говорю вам не о пользе даяния вещей, а о зле привязанности к ним]!»
    Здесь он выказывает неудовольствие в адрес монахов, раздающих милостыню, накапливая для этого богатство в изнурительных поисках, наносящих многочисленные раны их нравственности 3 Собственно разновидности даяния. Даяние Дхармы
    
    Это безошибочное разъяснение святой Дхар- мы или правильное обучение [Дхарме] наряду сиз- учением ремесел и других безгрешных мирских занятий побуждение других принять требования обетов. Даяние защиты Это спасение существ от насилия царя, разбойников и других людей от нападения львов, тигров, морских чудищ и всякой нелюди от опасностей воды, огня и других стихий.
    ДАЯНИЕ

    636 3. Даяние вещей Двух видов Ареальное даяние вещей и Б — воображаемое даяние.
    А
    
    Здесь три темы
    1. Правила даяния вещей. Что делать, если не можешь совершить даяние. Использование противоядий против препятствий к даянию. Правила даяния вещей Здесь четыре пункта а. Объекты даяния. б. Установки дающего. в. Как совершать даяние. г. Дары.
    а. Лица — объекты даяния]
    Их десять (1) помогающий тебе друг, родственник
    (2) причиняющий вред враг (3) нейтральный, не делающий тебе ни добра, ни зла (4) обладающий нравственностью и другими достоинствами (5) порочный человек, нарушающий нравственность и т. п
    (6) тот, который хуже тебя (7) равен тебе (8) лучше тебя (9) богатый и счастливый (10) бедный и стра- дающий.
    509
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    242 б
    б. Мысленные установки [дающего]
    [Разделим пункт на два) С какими мыслями нужно [давать]
    Нужно иметь три мысли:
    Мысль о цели даяния Благодаря этому станет совершеннее парамита даяния — снаряжение для высшего
    Пробуждения».
    Мысль о дарах Они принадлежат другим, — рассматривание отдаваемых вещей, словно возвращаемых доверившим их для сохранения, поскольку бодхисаттва еще раньше мысленно отдал существам все свое иму- щество.
    Мысль об объектах даяния размышление о просящих и непросящих: Благодаря им совершенствуется моя парамита даяния, поэтому они — мои благие

    друзья».
    По этому поводу в Кратком изложении парамит»
    (1.55) сказано Когда просители действительно приходят,
    то сын Победоносных, чтоб пополнить то, что скопил для Пробужденья совершенного,
    считает, что, даря, имущество чужое возвращает,
    и смотрит на просителей с любовью как на друзей благих».
    Мысль о цели когда, отдавая каждый предмет, думаем Отдаю для такой-то цели, — подробнее изучите по Вопросам Субаху» и Краткому изложению парамит».
    ДАЯНИЕ
    243 а
    Мысль об объектах даяния необходимо иметь по отношению к любому из ранее перечисленных десяти объектов то есть это общая мысль.
    Отдельные установки следующие.
    Причиняющим вам зло надо давать с дружелюбием страдающим — с сочувствием обладающим достоинствами с радостью помощникам — бескорыстно. Кроме того, необходимо равное отношение ко всем объектам даяния. При этом благие плоды даяния надо отдавать принимающим дари другим существами особенно важно питать любовь и сочувствие к страдающим объектам. Об этом говорит Чандракирти:
    «Тот дар, который, скупость отвергая, даешь равно сосудам всеми “не-сосудам”, заслуги за даянье тоже посвятив с любовью тому, кто по нужде просил твой дар, — тот дар без скупости восславится святыми».
    И в Хвале беспредельным достоинствам (KA
    197a4-5) сказано:
    «Тот, кто низменных видит и бедных существ,
    уповающих на подаяние],
    но, сочувствия к ним не питая отнюдь и гонясь за плодами благими,
    все надеется лучше сосуды для дара найти,
    наделенные сонмом достоинств, тот глупец и, давая, — сродни попрошайке;
    и поэтому ты, [Бхагаван],
    вс¸ё изволил давать с состраданием равным к просящим».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    243 б

    639
    (2) Какие мысли нужно отбросить
    Не должно быть ослепленности ложными взглядами, то есть нельзя давать, думая, что даяние бесплодно что вредный дар может обернуться Дхармой; что даяния, сопровождающегося добрыми предзнаменованиями и благопожеланиями, или совершенного даяния достаточно для избавления от мирских и немирских привя- занностей. Нельзя давать с такими мыслями.
    Не должно быть надменности или гордыни то есть нельзя презирать просителя, соперничать с другими дающими и надменно думать Я способен давать и давать, а другие — нет. Также в Сутре об очищении от кармической скверны говорится:
    «Простаки, [Манджушри], практикуя даяние, презирают жадных, да еще и гневаются на них, из-за чего идут в ад. Поэтому о таком даянии говорится как о препятствии».
    И далее:
    «Соблюдая нравственность, они плохо говорят о е нарушителях итак проявляют неуважение ко множеству людей. Из-за этого неуважения они впадают в дурную участь.
    Практикуя терпение и другие [парамиты], они непочтительно говорят о тех, чье поведение с этим не согласуется.
    Поэтому такая и ей подобная нравственность — препятствие Поступайте же согласно сказанному в Хвале беспредельным достоинствам (KA Если ты учен и очень умен, не хвались, почитай и малые достоинства других.
    Даже множество достоинств обретя, замечай свои малейшие пороки. ДАЯНИЕа Не должно быть задней мысли например нельзя давать с надеждой прославиться.
    Не должно быть малодушия Слушая о необходимости радоваться перед даянием, быть искренним при его осуществлении и не сожалеть потом, а также о великих дарах бодхисаттв, мы не должны малодушно разувери- ваться в своих силах. Наоборот, наш энтузиазм должен возрастать.
    Не должно быть пренебрежения Надо давать беспристрастно, с одинаковым состраданием и врагами друзьями безразличным.
    Не должно быть надежды на благодарность Нельзя давать, надеясь, что другие будут нам помогать поскольку видим, что существа лишены счастья, что их жжет огонь вожделения, что они неспособны избавиться от страданий и что само их естество — стра- дание.
    Не должно быть упования на плоды даяния Нельзя уповать на обретение в будущем благих плодов — богатства и тела, ибо знаем, что все обусловленное лишено сути и смысл имеет лишь высшее Пробуждение. Не возбраняется уповать на них как на временные результаты, нужные для пути воспрещено стремиться к обретению только лишь сансарного тела и богатства только лишь для житейских нужд.
    Кроме того, не должно быть неправедной мысли, например Если буду давать, царь и другие узнают, что я щедр, и будут уважать».
    Не должно воздерживаться от даяния из-за боязни обеднеть из-за мысли, что проситель обманывает из- за равнодушия, гнева, блуждания ума. Не должны вас отталкивать проступки просителя. Хотя видите, что проситель обманывает вас и другие проступки [совер-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    244 б

    641
    шает], не должно быть мысли о разглашении этого. Даяние делайте суверенностью, что каждый дар влечет соответствующий благой плод, в котором нельзя об- мануться.
    в. Как совершатъ даяние
    Здесь два аспекта, из которых первый —
    (1) Как не надо давать
    Надо отказаться от следующих способов даяния) давать не сразу, ас отсрочкой) давать, будучи омраченным омрачениями, то есть заставив просителя пострадать) давать, побуждая делать то, что противоречит Дхар- ме или мирским законам) решив Дам вот столько, — дать меньше или худшего качества, чем решил) давать с расчетом на благодарность) давать понемногу, когда надо было дать сразу) будучи царем, отнимать чужих детей, жени даровать другим) давать другим вещи, настойчиво выпрашиваемые у отца, матери, слуги прочих) давать за счет причинения вреда другим) по лени поручать даяние другим) давать, ругая, оскорбляя или пугая просителя грубыми выражениями) давать способом, который противоречит правилам практики, установленным Буддой
    (13) давать не сразу, как обрел какие-нибудь блага, а долго их копив.
    ДАЯНИЕ
    245 а
    Что касается даяния таких накопленных даров, то для бодхисаттвы это считается порочным, а даяние только что обретенных благ — безгрешным. Ведь подобное накапливание, пока, наконец, не приступаешь к даянию, не только не порождает больших заслуг, напротив вовремя накапливания из-за отказав даянии множеству просителей вызывает много огорчений, пока дают некоторым, раньше не просившим.
    Так говорится в Уровнях бодхисаттв», и это весьма важно. Понятно ведь, что вовремя накапливания возникают жадность и многие другие омрачения что забота о сохранении накопленного и подобное мешают многим добрым делами что даяние заканчивается неудачей, поскольку большая часть заслуг за это время пропадает) Как надо давать
    Надо давать со светлой улыбкой и сердечными словами, с почтением, какой бы ни был проситель, давать собственными руками, в подходящее время, не причиняя вреда другим, стойко перенося мучительные труд- ности.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   50


    написать администратору сайта