Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница44 из 50
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    Это высказывание во Введении в практику почти дословно заимствовано из Краткого изложения пара- мит»] Арьяшуры.
    В Сутре проявлений Манджушри» говорится, что вспышка гнева уничтожает добродетельные заслуги, накопленные за сто эпох.
    Однако во Введении в срединность]» (3.6) сказано, что возникшая даже на миг гневная мысль уничтожает добродетели, накопленные за сто кальп осваивания па- рамит даяния и нравственности.
    Каков же должен быть объект гнева, способного уничтожить столько заслуг Некоторые говорят, что таким объектом должен быть бодхисаттва. Другие считают, что это может быть любой объект.
    Мнение первых подтверждает высказывание, содержащееся во Введении в срединность]» (Все добродетели даяния и нравственных деяний,
    накопленных трудами сотни кальп, уничтожаются всего одним мгновеньем вскипевшего на бодхисаттву гнева».
    Что же касается субъекта, допустившего гнев, то, если на бодхисаттву гневается бодхисаттва, корни его добродетели уничтожаются, а если на него гневается не бодхисаттва — тем более так говорится в Толковании Введения в срединность]”».
    Также говорится, что неважно, знает или не знает гневающийся, что объект гнева — бодхисаттва; основателен или безоснователен повод гнева — упомянутые заслуги все равно уничтожаются.
    Вообще, для уничтожения корней добродетели необязательно, чтобы объектом гнева был бодхи-
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    260 а

    676
    саттва. Об этом говорится в Собрании практик
    (KHI Ив текстах арья-сарвастивадинов говорится О монахи Вот монах, обратя свой ум к искренней вере, простирается ниц перед ступой, в которой хранится волос и ноготь [Татхагаты]”.
    — Да, Почтенный Это так Монахи Этот монах столько тысяч раз обретет царскую власть чакравартина, сколько песчинок находится под покрытой его поклоном площадью земли вниз на протяжении йоджан вплоть до золотого диска
    522
    Тогда достопочтенный Упали, повернувшись к Бхагава- ну со сложенными ладонями, произнес Бхагаван сказал, что велики корни добродетели этого монаха. Но, хотя поклоны мы все делаем, чакраварти- нов так мало, Бхагаван, так как же сокращаются, истощаются, исчезают, уничтожаются эти корни добродетели Не вижу, Упали, чего-либо подобного нанесению раны или причинению иного зла одним другом Дхармы другому. Из-за этого, Упали, великие корни добродетели истощаются, исчезают, уничтожаются. Поэтому, Упали, из такого примера понятно, что злонамеренность нельзя обращать даже к неодушевленным предметам, а уж по отношению к наделенному сознанием телу — и говорить нечего!»
    Что же значит уничтожение корней добродетели Поэтому поводу некоторые ученые говорят Происходит уничтожение способности быстро порождать плоды прежних добродетелей, и появление плодов надолго задерживается. То есть сначала проявляются плоды ненависти или подобного омрачения, ноне бывает, чтобы, встретив условия, благие ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    260 б а
    корни не принесли бы свои собственные плоды в будущем. Ведь если никаким мирским путем нельзя искоренить подлежащее искоренению семя дурного поступка, то и омрачение не может искоренить семя благого деяния]».
    Такой довод выглядит неубедительным [во-пер- вых], потому, что, хотя простой человек посредством четырех сил противоядий и не вычищает небла- гое до искоренения его семени, это семя, даже встретив сопутствующие условия, уже не созреет [во-вторых], поскольку нет искоренения семени, даже когда благие и неблагие деяния истощаются, дав свои плоды, то, хотя их семена и остаются, они уже не могут производить плодов, даже встретив сопутствующие условия и [в-третьих], поскольку при достижении уровней вершины и терпеливости стадии применения еще не искореняются семена неблагого — причины ложных воззрений и дурной участи, они уже не могут привести к ложным воззрениями дурной участи, даже встретив сопутствующие условия.
    Кроме того, согласно ранее приведённой цитате Деяния, которые тяжки, — благие и неблагие деяния, плоды которых созревают раньше, хотя и задерживают на некоторое время созревание плодов других деяний, мы не можем считать одну эту задержку уничтожением благого или неблагого, и этого никто не утверждает.
    Поэтому нельзя определять уничтожение добродетелей лишь как задержку на некоторое время созревания их плодов, иначе пришлось бы утверждать, что всесильные неблагие деяния, созревающие первыми, уничтожают корни добродетели.
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    Поэтому Учитель Бхававивека говорит, что и очищение неблагого посредством четырех сил, о котором говорилось ранее, и уничтожение корней добродетели ложными воззрениями или злонамеренностью оба делают невозможным созревание плодов, хотя оставшиеся семена и встречают сопутствующие условия подобно тому как невсхожее семя, хотя и встречает благоприятные условия, уже не дает ростка.
    Это не противоречит тому, что, хотя, как было сказано, накопленные проступки и очищаются посредством четырех сил, зарождение высоких стадий пути замед- ляется.
    В некоторых случаях, хотя и уничтожаются такие плоды прошлого даяния и соблюдения нравственности, как обилие благ и прекрасное тело, — в силу естественного следования привычке к даянию и воздержанию корни добродетелей даяния и нравственности опять легко рождаются уничтожению не подвержены. В других случаях уничтожаются соответственные естественные следствия, непрерывно проистекающие из нравственной установки и тому подобного, но порождение плодов относительно тела, богатства и других благ не уничто- жается.
    [Возьмем] вышеупомянутый случай, когда гнев бод- хисаттв] возникает не в отношении предреченного бод- хисаттвы
    530
    . При этом если гнев вспыхнет у того, кто сумел целую кальпу безошибочно идти по пути, то, хотя пройденный путь и не исчезает, завершение пути отодвигается еще на одну кальпу.
    Одним словом, думаю, что как с очищением небла- гого, каково бы оно ни было, необязательно очищается все его действие, таки с уничтожением благого, каково ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    261 б
    бы оно ни было, необязательно его действие полностью уничтожается.
    Однако это исключительно важно и требует только такого анализа, который опирается на подлинные заповеди Будды и основанные на них логические рассуждения. Поэтому анализируйте, внимательно вчитываясь в
    Слово.
    Итак, неочевидная пагубность гнева состоит в том, что он с большой силой открывает путь нашим созревшим неприятным кармическим плодами перекрывает дорогу бесчисленным лучшим созревшим плодам.
    Его очевидная пагубность в том, что ум лишается покоя и уверенности, былые радость и внутреннее благополучие улетучиваются и не возвращаются, мучает бессонница, теряется невозмутимость. Если злоба сильна, то даже те, кто раньше пользовался добрым покровительством озлобившегося человека, забывают доброту и, разгневанные, готовы убить его. Даже близкие и друзья, недовольные, бросают его не остаются снимите, кого он привлек подарками и подобным. Об этом говорится во Введении в практику (Когда терзает сердце ненависти шип, то умни радости не знает, ни покоя,
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    262 а
    ни счастья и ни отдыха, ни сна.
    И даже те, кто раньше получал блага и славу оттого, кто ныне злобен, и пользовался милостью его, — теперь за злость убить его готовы.
    Он до отчаянья друзей своих доводит и те ученики, которых он привлек даянием своим, его покинут.
    Короче говоря, не испытает гневливый счастья никакого и ни с кем».
    И в джатаке сказано
    531
    :
    «Лицо, испорченное злобности огнем, и украшения не сделают красивым.
    Хоть в прекраснейшей постели ты лежишь, душа страдает от болезни гнева.
    Когда, забыв заботу о своем же благе, ты гневом загорелся, то вступил на скверный путь разрушишь славу, растеряешь достижения и, как ущербная луна, лишишься красоты.
    Обуянного гневом человека не спасет друзей надежная защита от провала в бездну.
    Ведь помогать другими опускаться до злонамеренности — сумерки ума.
    Дурная карма создается гневом, которая заставит сотни лет страдать в дурных уделах. Гнев ужасен он хуже, чем враги, лишающие жизни.
    Я осознал, что гнев — мой внутренний противник кто ж разрастанье сил его захочет допустить?!»
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    262 б
    Вновь и вновь созерцайте эти и другие аспекты пагубности гнева, пока не почувствуете прочной уверенности в этом. Итак, во Введении в практику (6.2) сказано:
    «Нет ненависти равного порока нет аскетизма, равного терпению.
    Поэтому усердно, всеми способами терпение осваивать старайся!»
    Согласно сказанному, сначала рассматривайте пользу смирения и пагубность гнева, затем усердствуйте в разностороннем освоении терпения. Толкование Введения в срединность]”» (3.6) дает обоснование первой строки:
    «Как невозможно измерить вес вод великого океана, так невозможно измерить и пределы созревшего плода ненависти. Поэтому нет проступка хуже, чем ненависть, которая несет столь неприятный плоди наносит такой вред корням благих заслуг».
    Так и есть поскольку другой проступок, хотя бы они влек за собой величайший неприятный плод, если не уничтожает корней благих заслуг, тоне является таким огромным.
    Тем не менее помимо ненависти есть много других проступков, заключающих в себе оба типа пагубности влекущих крайне неприятные плоды и уничтожающих корни благих заслуг.
    Это, например, ложное воззрение, отрицающее при- чинно-следственную связь отказ от священной Дхармы; презренье к бодхисаттве или Учителю или проявление гордыни по отношению к ними им подобными прочие. О них можно узнать из Собрания практик».
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    263 а

    682
    III Разновидности терпения Их три § 1 безответность на причиняемый другими вред § 2 безропотное перенесение страданий § 3 незыблемая убежденность, вера в Дхарму.
    § 1 Безответность на причиняемый вред Здесь две темы 1 преодоление нетерпимости козлу, которое причиняет вредитель 2 преодоление досады, возникающей оттого, что вредитель благоденствует, и подавление радости оттого, что он бедствует Здесь два подраздела А — преодоление нетерпимости к тому, кто чинит препятствия счастью и причиняет страдание Б — преодоление нетерпимости к действиям, препятствующим уважению и подобному, а также к проявлению презрения и остальным из трех подобных действий]
    532
    А
    
    Здесь два объяснения 1. Объяснение, что гневаться неразумно. 2. Объяснение, что имеет смысл любить [вредителя].
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    683 1.
    
    Здесь три рассуждения, касающиеся (а) объекта, б) субъекта ив) оснований
    533
    а. Рассуждение, касающееся объекта
    (1) Нелепость гнева, очевидная из рассуждения она личии или отсутствии свободы воли
    Зададимся вопросом В чем основание для гнева на вредителя Допустим, в следующем Вредитель, действуя преднамеренно, с желанием причинить зло, создает препятствие моему счастью и приносит физические и душевные страдания».
    Далее, гневаюсь ли я на того, кто причиняет мне вред по собственной воле, хотя мог бы этого не делать, или гневаюсь на того, кто не имеет свободы воли вообще, а причинять мне вред его заставляют другие?
    В первом случае сердиться не подобает потому, что предположение ложно сам вредитель над собой не властен. Ведь если собираются вместе такие причины и условия, как наличие семени давно привычного омрачения присутствие объекта для вреда и неправильная установка, то, хотя человек и не думает Порождаю злонамеренность, — ее порождают те причины и условия. Если же набор причини условий неполный, то, хотя бы и думать Порождаю, — злонамеренность все равно не зародится.
    Таким образом, именно причины и условия порождают желание причинить зло, а оно побуждает к вред-
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    263 б

    684
    ным поступкам, причиняющим другим страдания. Следовательно, тот индивид не имеет ни малейшей свободы воли. Ведь он сам находится под властью омрачений: является как бы их рабом.
    Если же у вредителя вообще нет никакой свободы воли — если его заставляют причинить вред другие, тотем более не следует сердиться.
    Например, когда в кого-то вселяется злой дух, беря над ним власть, то он, желая причинить зло, избивает благодетеля или иначе вредит изгоняющему из него злого духа. Но тот понимает Он это делает не по своей воле, а по воле злого духа, — и, ничуть не сердясь, старается избавить его от злого духа. Это же должен понимать и бодхисаттва, когда вредитель причиняет ему зло Он это делает по принуждению злого духа омрачений», — и, ничуть не сердясь, пусть подумает Я должен усердствовать в деяниях бодхи- саттв, чтобы избавить его и подобных от омраче-
    ний». Поэтому поводу сказано ив «Четверосотнице»
    (TSHA Как врач не поддается гневу из-за действий того, в кого вселился злобный дух, таки на
    омраченья Муни смотрит, понимая:
    “они виновны, а не скованные ими люди!”»
    И наставник Чандракирти сказал:
    «“Здесь вовсе не порок живых существ здесь виноваты лишь присущие им
    омраченья”, — к такому выводу путем анализа придя, разумные сердито никого возле не обвиняют».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    264 а
    Хотя во Введении в практику представлено много доводов, но именно эти наиболее убедительны и служат сильным противоядием от гнева. И хотя в Уровнях бодхисаттв» говорится о терпеливом перенесении вреда с помощью одного только помышления о Дхарме, — это, по сути, одно и тоже. Поэтому вновь и вновь созерцайте эти доводы, пока они не убедят вас.
    Преодолевайте гнев еще и такой мыслью Если бы эти существа обладали свободой воли, они совсем не подвергались бы страданию поскольку они не хотят страдать и были бы вольны не страдать. Кроме того, когда их приводит в смятение сильное омрачение они могут, хотя и очень лелеют себя, причинить зло даже себе повеситься, прыгнуть в пропасть, поранить себя шипом, оружием и т. д совершенно отказаться от пищи и т. п, — то что уж говорить о причинении зла другим. Во Введении в практику
    (6.31) говорится:
    «Итак, все обусловлено одно зависит от другого и власть самане обладает властью.
    Постигнув это, гневаться не стану ни на какую призрачную сущность».
    И далее (Поэтому, когда увидишь друга иль врага, творящего дурное, думай Есть причины происшедшего, — и сохраняй благое настроение без гнева].
    Если б мы могли осуществить все, что хотим, то никто из телом обладающих
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    264 б
    никогда страданья не изведал бы нет желающих испытывать страдание!»
    И еще (Под властью
    омрачений способны мы убить самих себя, — которых нет дороже.
    Так если в этот миг тыне щадишь себя],
    то разве пощадишь кого-нибудь другого) Нелепость гнева, очевидная из рассуждения ослу чайности или врожденности [зла]
    Порок зловредности к другим у существ может быть или не быть врожденным, третьего не дано. Если он внутренне присущ, то сердиться не следует глупо ведь гневаться на огонь из-за того, что он жжет и сжигает. Если же он случаен, тоже не следует сердиться глупо ведь гневаться на небеса из-за того зла, что их заволокло дымом и т. п.
    Так размышляя, одолевайте гнев. Во Введении в практику (6.39-40) поэтому поводу сказано:
    «Если зловредность в природе детей — гневаться будет абсурдно, как не рассердишься тына огонь, природа которого — жечь.
    Если ж зловредность — случайный порока природа существ неизменно добра, тоже сердиться абсурдно на небо мы не рассердимся, если в дыму».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    265 а

    687
    (3) Нелепость гнева, понятная из рассуждения о том, непосредствен вредитель или косвен
    Если сердиться на непосредственного вредителя, то следовало бы сердиться на палку и подобное вместо человека. Если же гневаемся на косвенного вредителя, то следовало бы гневаться на гнев ведь как человек приводит в действие палку и подобное, таки его гнев приводит к причинению зла. Как сказано во Введении в практику (Если я злюсь на того, кто бьет, а не на палку в его руке, то также, раз гнев побуждает его, на гнев бы я должен сердиться».
    Итак, как не сердимся на палку, так нельзя сердиться и на наносящего удары а если сердимся на наносящего удары, то следует сердиться и на гнев. Непризнание этого означает, что умна неправильном пути.
    Убедившись же, что этот довод подходит ко всем случаям, ум склоняется к тому, чтобы точно также не гневаться на ударяющего, как и на палку. При этом палка и наносящий удары не отличаются из-за отсутствия или наличия у них злонамеренности это ясно из приведенного выше довода, отрицающего свободу воли
    [вредителя].
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    265 б

    688
    [4] Нелепость гнева, следующая из рассуждения о причине, заставляющей причинять вред
    Испытываемое от вреда страдание не может возникнуть беспричинно и от несоответствующей причины. Оно возникает от соответствующей причины, а именно от прошлых неблагих деяний. То есть вред неизбежно приносит собственная карма. Поэтому во всех случаях преодолевайте гнев, мысленно обвиняя себя самого За собственную вину гневаться на других нехорошо. Например, стражников ада порождает собственная дурная карма индивида то есть, он, сам себя мучает. Таки здесь. Как говорится во Введении в практику (В прошлом я сам так вредил существам.
    Поэтому справедливо теперь мне, причинителю зла существам, такой же вред от них претерпеть».
    И далее (Хоть детине хотят страдать, причины всех своих страданий они любят. Поэтому, когда мне больно, — в том моя вина, — зачем же буду на других сердиться?
    На кого же сердиться Ведь боль этой жизни рождена моей прошлою кармой так, она порождает и стражников ада, и деревья с мечами листов
    534
    Мои же прежние деянья заставляют вредителя сейчас мне вред творить.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    266 а
    И если его в ад ведут его поступки, не я ли в ад его толкаю этим?»
    И устами Шавопы:
    «Пока говорим Яне виноват, — показываем, что, по сути, у нас нет ни капли Дхармы».
    б. Рассуждение относительно субъекта, показывающее, что гневаться нелепо
    Если гневна вредителя возникает из-за непереносимости страданий, то это противоречие поскольку оттого, что сейчас не можем стерпеть каких-то малых страданий, обязательно зарождается причина безмерного страдания в дурной участи. Поэтому, мысленно устыдив себя Какой же я глупец, — старайтесь не давать воли гневу. Как сказано (Если даже этого страдания я сейчас стерпеть не в состоянии, почему же гнев не унимаю, — он же адские мученья причинит мне?!»
    Причиняемые нам страдания есть результат прошлой кармы, и когда мы их переживаем, прошлая карма истощается. Если потерпим, тоне накопим новых проступков и приумножим благие заслуги. Поэтому надо чувствовать благодарность к вредителю, который, как бы не обращая внимания на то, что сам нарушает Дхарму, действует для очищения наших проступков.
    Как сказано в джатаке
    535
    :
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    Коль некто, несмотря на то, что Дхарму нарушает, своим поступком мою карму очищает, — кто был бы более меня неблагодарен, когда б терпение к нему не проявлял?!»
    И во Введении в срединность]» (3.5) сказано:
    «Ведь именно страдание, считаем, плод вредоносной кармы истощает.
    Так для чего же гневом или делом злым мы будем сеять семя много большего страдания?!»
    Поэтому как терпим пускание крови и прижигание, чтобы излечиться оттяжкой болезни, таки ради избавления от большего страдания очень полезно терпеть малое страдание.
    в. Рассуждение относительно оснований, показывающее, что гневаться нелепо) Рассуждение о причинах вреда и о виновности или невиновности
    [Во Введении в практику (6.43-44)] говорится:
    «Есть две страдания причины это тело и грозное оружие врага.
    Оружие являет он, я — это тело так на кого же гневаться зато Я, страстью одержимый, так цепляюсь за это человеческое тело, подобное назревшему нарыву, к которому нельзя и прикоснуться,
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50


    написать администратору сайта