Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 273 б 709 3. Подробное изложение предметов терпения Возникающие страдания надо терпеливо переносить. Нов связи с чем же возникают эти страдания Здесь восемь [предметов]: [Страдания], связанные с монашескими принадлежностями Монашеская одежда, подаяния, спальные принадлежности, подстилка для сидения, лекарства и прочее монашеское имущество — это вещи, способствующие чистому образу жизни. Не унывая и не печалясь, если они плохие, если их мало, если другие не относятся к ним с почтением или слишком медлят подносить их, — терпеливо переносите проистекающие от этого страдания. [Страдания], связанные с мирским Бедность, бесславие, хула, несчастье, разрушение, истощение, старость, болезнь и смерть — уничтожение всего смертного — это девять мирских явлений 540 [Следует] поразмыслить о страданиях, связанных со всеми сразу или с отдельными из них, и терпеливо их переносить. [Страдания], связанные с положениями тела Хождение, стояние, сидение и лежание — это четыре положения тела. Когда денно и нощно очищаем ум от омрачений при помощи первого, второго и третьего из них, следует терпеливо переносить ТЕРПЕЛИВОСТЬ проистекающие от этого страдания, а не ложиться не вовремя на кровать, матрас, на подстилку из травы или листьев. [Страдания], связанные с преданностью Дхарме (1) Совершать подношения Трем Драгоценностями почитать их, (2) совершать подношения Учителю и почитать его, (3) соблюдать положения Дхармы, (4) подробно разъяснять другим соблюдаемые положения, (5) возносить хвалы, (6) с праведными помыслами пребывать в уединении и (7) совершать йогу — освоение безмятежности и проникновения — это семь аспектов преданности Дхарме. Терпеливо переносите страдания, проистекающие от усердствования в них. [Страдания], проистекающие от житья подаянием) Бритье волос и бороды и прочее, что делает тело некрасивым (2) ношение одежды из кусков и некрасивого цвета (3) полный отказ от всех мирских дел — ведение другого образа жизни (4) отказ от земли и прочей собственности, получение необходимого у других — ведение жизни, зависимой от других (5) ненакапливание имущества — прошение всю жизнь у других монашеской одежды и прочего) отказ от нечистого образа жизни — избегание до самой смерти человеческих желаний (7) отказ от танцев, шуток и подобного — избегание до самой смерти людских увеселений и игр, отказ от приятелей, любимых, дружков и подобного и от привычки ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 274 а к веселью и пению — это семь аспектов житья по- даянием. Терпеливо переносите проистекающие от них стра- дания. [Страдания], связанные с усталостью от прилежания Терпеливо переносите страдания из-за усталости изнеможение, утомление ума и тела от усердствования в благих занятиях. [Страдания], связанные с трудом на благо существ Бодро переносите страдания, проистекающие от одиннадцати видов труда на благо [существ]. [Страдания], проистекающие от повседневных дел Есть повседневные дела, связанные с чашей для подаяния, монашеской одеждой и прочими хозяйственные такие, как безгрешные сельскохозяйственные работы, торговля, служение за жалованье государю и тому подобное. Терпеливо переносите проистекающие от них страдания. Какие бы страдания ни возникали от этих восьми предметов, следует, нив чем не ослабляя усердия, стремиться к Пробуждению, не позволяя им стать отвращающими препятствиями и не допуская уныния. ТЕРПЕЛИВОСТЬ 274 б 712 § 3 Порождение незыблемой убежденности, веры в Дхарму (1) Предметы веры Предметов веры восемь) Предмет благоговения — достоинства Трех Драгоценностей) Предмет выявления — реальность отсутствия двух видов самости) Предмет желания — великая сила Будд и бодхи- саттв, а именно три силы сила сверхъестественных способностей, сила шести парамит и сила «вместерожден- ности» 542 (4 и 5) Предметы, которые следует принять или отбросить благие и дурные поступки сих желанными и нежеланными результатами те. здесь два предмета и 7) Предметы освоения — это цель достижения — Пробуждение и средство достижения — весь путь практики бодхисаттвы; здесь тоже два предмета) Предмет постижения вследствие слушания и размышления — это, по мнению Долунгпы, сфера познания те. непостоянство и прочее. Нов Главе о видах силы сказано, что восьмое — это двенадцать подразделений Слова и прочая святая Дхарма. Поэтому думаю, что нужно с этим согласиться. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 275 а Способ проявления веры — хорошо ознакомившись с этими предметами, хранить безукоризненную преданность ими неустанно размышлять о них. Эти две группы по восемь предметов, касающиеся безропотного перенесения страдания и убежденности в Дхарме, изложены согласно Уровням бодхисаттв», где, в частности, об убежденности в Дхарме говорится подробнее Что надо делать, практикуя терпение Практикуя каждую из разновидностей терпения, наделяем их всеми шестью превосходными качествами и шестью парамитами. За исключением того, что даяние терпения — это приведение других к терпению, остальное подобно тому, что говорилось в разделе о даянии]. ТЕРПЕЛИВОСТЬ 714 IV Заключение Памятование и освоение устремлённости — опоры деяний является корнем желания привести всех существ к безупречному смирению. Поэтому следует, все более усиливая ее, делать объектами стремления также и аспекты терпения высоких уровней и упражняться в них. Кроме того, хорошо рассмотрев правила практики терпения начинающего, надо как подобает соблюдать их, а если допускаем отступление оттого, что было сказано о терпении, необходимо усердствовать в исправлении проступка. Если же вовремя практики пренебрегать этим, то будем постоянно погрязать во множестве больших проступков, да ив других жизнях наша практика совершенных деяний бодхисаттвы будет весьма затруднена. Если же, опираясь на священную суть пути (те. устремлённость), практиковать сейчас те аспекты смирения, на которые мы способны, а также упражняться ив тех, которые пока неспособны практиковать, то, согласно сказанному в Вопросах Субаху», парамита терпения потребует лишь малых усилий и малых страданий, чтобы стать совершенной. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 275 б 715 4 Практика парамиты усердия Здесь пять подразделов I сущность усердия как начать его практику III разновидности усердия IV что надо делать вовремя практики V резюме Сущность усердия Объект его — благое, а форма проявления — энтузиазм. Как сказано во Введении в практику (Усердие — энтузиазм к добродетели». В Уровнях бодхисаттв» указано, что усердие — это безупречный энтузиазм к накапливанию добродетелей, к труду на благо существ и побуждаемая им колеблемая карма трёх дверей Приход к практике усердия Это частые размышления о пользе усердия и об ущербности его отсутствия потому что, если постоянно возвращаться к этой мысли, усердие зародится. УСЕРДИЕа Польза [усердия] В Побуждении к искренности (CA 147b5-7) гово- рится: «Постоянно опирайтесь на усердие святое, темноту ума и все страдания развеивающее, как основа всеми Буддами хвалимое избавленья полного от участи дурной. Ведь нетрудно обрести через усердие всевозможные прекраснейшие вещи и мирские, да и немирские тоже, кто же мудрый станет ослаблять усердие?! Кто вступил на путь, ведущий к Пробуждению, осознав порочность вялости с сонливостью, практикует пусть всегда усердие — вот мое для них увещевание». И в Украшении сутр (17. 66,67) говорится: «Усердье — высшее из накопленья добродеяний: ведь все достоинства благодаря ему мы обретаем и без задержек достигаем высшего блаженства, мирские все и надмирские совершенства. Благодаря усердию сансарные блага все обретаем к чистоте великой нравственной приходим лишаемся мы своего эгоцентризма, Освобождения достигнем, Пробужденья высшего». И далее (Усердный не падет к благам привязанности жертвой, не станет жертвою уныния иль омрачений. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 276 б Тот, кто усердие являет, тот не может пасть жертвой своих малых достижений». И в Уровнях бодхисаттв» (WI 108a4-5) сказано: «Поскольку нечто иное, как усердие является главной и высшей причиной подлинного осуществления благих качеств бодхисаттвы, Татхагаты учат, что усердие — это движитель к достижению высшего, истинно совершенного Пробуждения». И в Кратком изложении парамит» (4.2) сказано: «Нет ничего, чего нельзя достичь усердием великим, неустанным». И далее (Усердному и нелюдь помогает он всех самадхи быстро достигает. Кто ночь и день проводит не зазря, собрание достоинств пополняет. А качества его, превыше, чем мирские, растут и, как цветок утпала, расцветают». Чем плохо отсутствие усердия, сказано в Вопросах Сагарамати» (PHA О, для лентяев Пробуждение так далеко, за тридевять земель! У них нет ни даянья, ни других парамит], ни цели-для-других». И в Неотступном памятовании (Дхармасамуччая, ХХХ.58-59): «Одна лишь лень — основа омрачений! УСЕРДИЕ И кто ей предается, у кого есть лень, тот не имеет никаких достоинств». Согласно сказанному, если нет усердия, мы попадаем под власть лени и все наши хорошие качества убывают, мы отдаляемся от всех временных и высших человеческих целей Разновидности усердия Здесь два параграфа § 1 собственно разновидности усердия § 2 метод порождения усердия 1 Три его вида 1. Усердие панциря. 2. Усердие в накоплении благих качеств. 3. Усердие в труде набла- го существ. Усердие панциря Практикующие усердие бодхисаттвы, перед тем как приступить к [какому-либо] делу, надевают духовный панцирь вдохновения Если бы мне пришлось достигать состояния Будды ради устранения страданий единственного существа ценой пребывания только в ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 277 а Аду существ три мириада безмерно великих периодов каждые сутки которых равнялись бы тысяче махакальп, и то я готов проявлять энтузиазм, ничуть не ослаблять усердия во имя совершенного Пробуждения. Тем более я не оставлю усердия из-за менее долгих, гораздо меньших страданий». Такая мысль называется усердием панциря. Бод- хисаттва, который порождает хотя бы только веру и благоговение перед таким усердием, уже становится стойким. Что уж говорить, если c таким усердием он старается безмерно приумножить причины несравненного Пробуждения Для него вовсе нет такого деяния во имя Пробуждения и ради других, трудность перенесения тягот которого вызвала бы малодушие. Об этом упомянуто в Уровнях бодхисаттв». Если привыкнуть к подобной мысли, она становится подлинной причиной появления способностей, свойственных семье Махаяны. Поэтому упражняйтесь в этой мысли. Ив Кратком изложении парамит» (4.5,6,8) говорится об усердии «панциря»: «Сказано, что стойкий и мужественный впервые обретает истинно сострадательный характер, когда, пренебрегая собственными страданиями в сансаре, порождает безмерно твердый панцирь готовности провести годы, складывающиеся из дней и ночей, долгих, как прежний и будущий пределы сансары; кальпы, длящиеся столько таких лет, сколько океан сливается по каплям, — чтобы хоть раз породить устремлё¸нность к высочайшему Пробуждению УСЕРДИЕ б и готовность так собирать каждое из накоплений, избавляясь от слабостей с помощью сострадания, не разочаровываясь, неустанно трудясь ради святого Пробуждения». Кроме того, в Вопросах Акшаямати» неистощимым панцирем назван такой панцирь, когда бодхи- саттва] не устрашается, даже если ему на порождение одной лишь устремлённости к Пробуждению и единственное узрение Будды потребовалось бы сто тысяч лет по двенадцать месяцев из тридцати дней, где один день равен времени от начала безначальной сансары до настоящего, а на познание души и жизни каждого существа потребовалось бы столько таких периодов времени, сколько песчинок в Ганге, и таким образом ему надо было бы познать души и образ жизни всех существ. Это усердие наивысшего панциря. Одним словом, если суметь породить каждую из таких мыслей, они служат высшей основой успешного пополнения безмерных накоплений очищения бесчисленных омрачений и неотвратимости. И чем более долгому периоду мы способны радоваться, тем быстрее достигаем Пробужденности. А если мы желаем пробудиться через короткое время, не чувствуя никакого энтузиазма к бесконечным деяниями длиннейшему периоду времени, то состояние Будды весьма отдаляется от нас, ибо это служит препятствием к зарождению совершенной силы духа сынов Побе- дителей. В чем же и с какой целью усердствуем, надев такой панцирь? ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 278 а 721 2. Усердие в накоплении благих качеств Проявляем усердие в шести парамитах ради подлинного их осуществления. Усердие в труде на благо существ Проявляем усердие в каждом подходящем из одиннадцати видов труда на благо существ 2 Метод порождения усердия Как уже говорилось, от него зависит рождение, пребывание и умножение всех благих качеств двух накоплений. Поэтому практика его порождения весьма важна. Зная, что ее легко понять и удобно применять, следуя сочинению великого мудреца Шантидевы 545 , буду излагать по его методу. Здесь четыре части 1. Избавление от препятствующих усердию факторов. 2. Собрание способствующих факторов. 3. Прилежное применение усердия на основе тех двух. 4. Воспитание готовности тела и ума к труду. УСЕРДИЕ 722 1. Избавление от факторов, препятствующих усердию Здесь две темы А — определение препятствующих факторов Б — применение метода избавления от них. А Определение препятствующих факторов Есть два рода отказа от вступления на путь а) отказываемся от вступления, хотя сознаем, что сумеем практиковать б) отказываемся от вступления из-за малодушия Как же я сумею такое практико- вать!» Хотя есть и непрактикующие, вообще не думавшие, смогут практиковать или нет, их касаться не будем, поскольку здесь обсуждаем устремленных к Освобождению. Первый из них делится на два лень-откладывание из-за мысли, что время ещё есть, а если этой мысли и нет — поглощенность низменными, обыденными заня- тиями. По этому поводу во Введении в практику (7.2) ска- зано: «Укажу препятствия усердию это лень, пристрастие к дурному, малодушное самоуничижение». Причины возникновения лени — привязанность к безделью, к низменным удовольствиям влечение к удо- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 278 б 723 вольствию сна отсутствие разочарованности сансарой. Как сказано во Введении в практику (Лень возникает так легко, когда ты праздно наслаждаешься, когда всегда готов поспать, сансарою не удручаешься». Некоторые придерживаются мнения, что последние три строки показывают, в каких формах возникает [лень]. 546 Б Применение метода избавления от тех [факторов] а. Преодоление лени-откладывания Благодаря созерцанию трех тем это обретенное тело недолговечно после смерти [из-за лени впаду в дурную участь снова обрести это прекрасное положение трудно, — подавляем ленивую надежду, что еще есть время, и стараемся осознать, что время не ждет. Эти три уже обсуждались на этапе низшей личности. б. Преодоление пристрастия к дурным занятиям Осознав, что священная Дхарма является причиной возникновения в этой ив других жизнях безграничной УСЕРДИЕ радости, а пустая болтовня, хохот и прочие праздные занятия сводят на нет огромное значение этой жизни и порождают множество бессмысленных страданий в других созерцайте осознанное и подавляйте пристрастие к дурным занятиям. Как сказано во Введении в практику (Почему же праздным шуткам, развлечениями прочим бед и мук своих причинам бодро радуешься ты, чистой Дхармы драгоценность, благотворнейший источник высшей радости оставив?» в. Преодоление малодушия или самоуничижения Подавив таким образом лень-откладывание и пристрастие к дурным занятиям, мы испытываем энтузиазм к священной Дхарме. Но этого недостаточно необходимо практиковать Махаяну. И потому может возникнуть малодушная мысль Такие, как я, неспособны практиковать. От нее следует избавиться. [Существуют] три аспекта преодоления малодушия) преодоление малодушия по отношению к цели достижения) преодоление малодушия по отношению к методу достижения (3) преодоление малодушия по отношению к местопребыванию при практике. (1) Если возникает малодушная мысль Ведь цель достижения состояние Будды — является избавлением ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 279 а от всех пороков и обретением всех достоинства мне кажется очень трудным реализовать даже одно из достоинств и избавиться от какого-нибудь одного порока разве такие, как я, могут достичь Плода, — это отступление от устремлённости, поэтому пагубность ее велика. Надо с самого начала, пока такая мысль не возникла, предохраниться от нее. Способ предохранения Ободряйте себя, думая Если такой авторитетный человек, как Блаженный, — говорящий правдиво, истинно, а не ошибочно или лживо, сказал, что даже мухи и прочие твари достигнут Пробуждения, то почему же мне его не достичь, если не ослаблю усилий ведь у меня, рожденного человеком, есть прекрасное положение и умение отличить приемлемое от неприемлемого Как говорится во Введении в практику Не надо малодушно говорить: “Да разве я способен к Пробуждению ведь Татхагата, только правду говорящий, поведал истину о том, что даже мухи, и оводы, и пчелы, даже червив конце концов, усердия набравшись, достигнут высшего на свете Пробуждения. А я родился в человеческом роду и знаю, что полезно и что вредно. Так почему же я не пробужусь, коль не оставлю я деяний бодхисаттвы?» Преодолевайте малодушие и с помощью такого размышления Прошлые, настоящие и будущие Будды тоже вначале небыли и не будут совершенными УСЕРДИЕ б 726 Буддами, завершившими путь, а точно также, как мы, шли, идут и будут идти вперед, пока не достигли или не достигнут состояния Будды. Поэтому поводу в Драгоценном облаке (WA 21a3-6) говорится: «Бодхисаттва должен так думать “Татхагаты-арха- ты-истинно-совершенные-Будды, которые достигли совершенного Пробуждения, достигают совершенного Пробуждения и которые в будущем достигнут совершенного Пробуждения, точно таким же способом, таким же путём и таким же усердием достигли, достигают и достигнут совершенного Пробуждения. Значит, Татхагаты становятся Татхагатами, а не являются сами по себе совершенно Пробужденными. Таки я, как они, буду стремиться, стараться — при помощи усердия, присущего всем существами усердия, направленного на благо всех существ, достичь высшего, истинно совершенного Пробуждения”». И в Хвале безграничным достоинствам (KA 196b7- 197a1) сказано: «Ты, [Бхагаван], сказал нам, что иные из тех, кто приобрел сознание Сугаты, в условия гораздо хуже наших попадали. И ты, попав в беду, себя не унижала коль в действительной беде нельзя сдаваться, то людям, кто в расцвете сил, пристало ль малодушие являть?!» Что касается малодушия, то оно возникает, если мы, ясно осознав, что на пути необходимо бесчисленными способами осуществлять достоинства и избавляться от пороков — поскольку достоинства состояния Будды безграничны, а результаты осуществляются соответ- |