Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ Плоды такого [даяния] О них сказано в Главе о говорящем истину (PA Даяние с почтением приносит почтение друзей и прочих. Благодаря даянию собственными руками обретаешь уважение. Даяние в подходящее время позволяет своевременно достичь целей». И далее: «Благодаря даянию без причинения вреда другим обретаешь надежное богатство. Даяние при терпеливом перенесении неприятного приносит любовь окружающих». В Сокровищнице (4.115) сказано, что благодаря даянию собственными руками обретаешь великое богатство. О надежном богатстве в Толковании Сокровищницы пояснено, что это богатство, которому не могут повредить другие, его не может уничтожить огонь и прочее. Приобщение к даянию других Если у вас есть богатство, зайдите в дом скупердяев, которые ни разу не совершали даяние, и радостно, ДАЯНИЕ б весело скажите им так Я имею большое богатство и ради совершенствования своей парамиты даяния ищу просителей. Если встретите просителей, не прогоняйте их прочь берите из моих богатств и давайте им. Или направляйте их ко мне и радуйтесь моему даянию». И они будут рады так делать, поскольку не теряют своего богатства. Так в них будет посеяно семя избавления от порока скаредности постепенно они начнут давать и малость своего богатства маленькая непривязанность приведет к средней, атак большой. Также, отдавая вещи своим наставникам, учениками неспособным к даянию жадным друзьям, неспособным к даянию, или жене жадным, но неимущим, — побуждайте их совершать даяние Трем Драгоценностям, лишая этой возможности себя. Благодаря этому будет посеяно очень много заслуг для себя для других же — у некоторых будут подавлены омрачения у некоторых исполнятся праведные желания, а также это послужит обращению существ в Дхарму] и их развитию. Если у вас нет материальных благ, обретайте их с помощью ремесел, трудов и совершайте даяние, а также влияйте на неимущих и скупых праведными речами о своем желании совершать даяние. Также, если просители получают дары в доме верующего богатого человека, вы тоже, придя туда, приобщайтесь как можете к его даянию. При этом из предназначенных к даянию вещей отдавайте сначала лучшие, потом худшие и ничего из приготовленного к дарению не оставляйте. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 246 а г. Дары) Краткое определение подходящих и неподходящих даров (2) подробное разъяснение. (1) Бодхисаттвы должны давать другим такие дары, которые временно порождают в них ощущение счастья, не содержат причин дурной участии помогают в конечном счете, избавляя их от проступков или приобщая к добродетели и те, которые, хотя не приносят временного счастья, но помогают в высшем смысле. Он не должен давать такие дары, которые порождают и временное мучение, ив конечном счете вредны и те, которые, хотя временно приятны, вредят в конечном счете) Подробное разъяснение Здесь два аспекта (а) уместное и неуместное даяние тела (б) внешние уместные и неуместные дары. (а) Если узнаем, когда даяние тела неуместно, то поймем, от противного, и когда уместно. Поэтому вначале объясню, в каких случаях неуместно. Их три. Даяние, неуместное повремени Хотя с самого начала бодхисаттва от всего сердца мысленно отдал существам тело и остальное, ему не ДАЯНИЕ б следует реально отдавать свою плоть и подобное до тех пор, пока его душу не охватит великое сострадание, не оставляющее места удрученности из-за трудности такого дара. Об этом говорится в Собрании практик (KHI Когда усердие приносит удручё¸нность? Когда силы малы, а дело трудное или требует долгих стараний или когда не имеющие вполне созревшей веры берутся за труд- ноисполнимые дела, например такие, как даяние своей плоти. Хотя тело мысленно отдано существам, надо воздержаться от действительного исполнения этого. В противном случае бодхисаттва унывает из-за (принимающих дар) существа это утрата семени устремлё¸нности, из-за чего теряется великое множество плодов. Поэтому и сказано в Благородной сутре небесной сокровищницы Преждевременное притязание — дело Мары”. И во Введении в практику (5.87) сказано Пока решимость состраданья нечиста, не отдавайте тело. В этом и других рождениях отдать его спешите лишь для великой цели». Дар, несоответствующий нужде [просителя] Ради ничтожных целей тело не отдавайте. В этом же сочинении (5.86)] сказано: «Ради пустяков не причиняй вреда телу, практикующему Дхарму. Только если такты поступаешь, быстро чаянья существ осуществятся!» ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 247 а Когда, с одной стороны, не имеешь скаредности и прочих препятствий к даянию и, с другой стороны, существует большая необходимость работать на благо множества существ, не отдавая тела, — не следует отдавать конечностей и подобного, даже если об этом попросят. Не отдавайте себя другим даже на миг, если вас об этом попросят ради свершения убийства и прочих злодеяний, вредящих другими себе. Дар, неуместный в отношении просителя Если божество из полчища Мары или же обуянное им существо со злым умыслом попросит у вас конечности или подобное, не давайте ведь такой дар был бы им же во зло. Если вас об этом будут просить безумцы или помешанные, тоже не давайте, поскольку их просьба не идет от сердца это всего лишь лживые слова. Не даровать им — вовсе не провинность, наоборот давать — падение (ltung За исключением этих случаев, если попросят тело, даруйте. Существуют два вида такого даяния когда отдаем тело, отрубая конечности и подобное и когда отдаем его на службу или в иное временное распоряжение для праведных нужд. (б) Внешние уместные и неуместные дары Неуместные внешние дары Их пять Дар, неуместный повремени Это, например, поднесение после полудня ДАЯНИЕ б пищи монахами, принявшим однодневный обет Дар, неуместный в отношении объектов даяния Это, например, подношение остатков пищи и питья подвизающимся в обетах, а также подношение им пищи и питья, запачканных испражнениями, мочой, слюной, соплями, рвотой, гноем или кровью подношение чеснока, лука, мяса, алкоголя и смешанных сними пищи и питья тем, кто их не употребляет или тем, кому этого не позволяет принятый обета также даяние детей, слуги подобных — даже если ими хорошо разъяснён смысл даяния и они были бы рады этому по настоянию недругов, якшей, ракшас, жестоких или неблагодарных, не помнящих добра даяние больным испорченных пищи и питья или же хороших пищи и питья в неподобающем количестве даяние хорошей пищи тому, кто просит ее из-за чрезмерной жадности и по расчету даяние Книг, когда их просят ищущие ссоры иноверцы или те, кто, не интересуясь тем, что написано в Книгах, смотрит на них как на имущество. Так говорится в Уровнях бодхисаттв». Подробнее об этом можно узнать из Собрания установленного в Уровнях бодхисаттв» (ZI 39a3-b2), которое настав- ляет: «Отдавать книги Дхармы просителям, ум которых не- зрел, неправильно. Отдавать их тем, кто намерен их отдать им, тоже плохо. Нет проступка в том, чтобы отдавать их, лишь если даритель думает Я способен верить в эти глубокие учения и побуждать других их придерживаться ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 248 а Давать книги, искажающие святую Дхарму, или трактаты иноверцев — побудив [кого-то] их переписать или уже переписанные, свои или взятые у других — тем, кто в них верит, неправильно. Бодхисаттва должен твердо знать, что бессмысленно хранить такие писания у себя и вместе стем переписывать или хранить Слово Будды. И другим нужно всегда говорить, что это нехорошо. Если же кто-нибудь просит чистой бумаги, бодхисат- тва должен спросить Что выбудете с ней делать Если ответят Продам и куплю необходимое, — но бумага специально приготовлена для Дхармы, бодхисаттва не должен ее отдавать, а должен дать какую-нибудь другую ценную вещь. Если же у него нет ничего ценного, проступка не будет, если и ничего не даст. Если же бумага специально для Дхармы не приготовлена, ее обязательно надо отдать просящему, чтобы он мог пожить в достатке. Кроме того, надо знать, что нет проступка не дать бумагу просителю, который желает писать на ней что-нибудь плохое. Как с желающим писать плохое, таки с собирающимися писать что-нибудь посредственное. Если же ее не дать просящему, который желает на ней писать превосходный текст, то это проступок Дар, неуместный поличным обстоятельствам Это, например, даяние просящему Книги, когда она еще нужна самому ивы лишены порока скаредности по отношению к ней, но стремитесь почерпнуть из нее знание. Такой дар неуместен последующим причинам. Дар Дхармы, подобный этому, предназначается, как знаем, для исполнения хотя бы одной из трех ДАЯНИЕ б нужд. Но две последние нужды с лихвой исполняются с помощью отказа от даяния, а не благодаря даянию. Первую же нужду исполнять нет необходимости поскольку в этом случае вы не осквернены скаредностью, то омрачения скупости подавлять не надо. Отказ даст много для накопления прозрений, а даяние — немного. Поскольку этот отказ от даяния увеличивает накопление прозрений во имя блага и счастья всех существ, то он может доставить радость и этому существу -просителю, и всем остальным существам, а даяние лишь немного обрадовало бы только одного. Так говорится в Уровнях бодхисаттв» о большей и меньшей потребностях. И во Введении в практику (5.83) сказано: «Ради малого большим не жертвуй». Поэтому не давать в таких случаях не только неплохо недопустимо давать! Как отказывать в даянии Отказать надо не грубыми словами, наподобие Не дам тебе этого, — а проявив искусность. Искусность Бодхисаттва в самом начале от всего сердца посвящает все свое имущество Буддам и бодхисаттвам десяти ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 249 а сторон как, например, монах, посвятив мысленно монашескую одежду и прочие вещи своим наставникам, хранит [их]. Даже накапливая вещи, при таком их посвящении член благородной семьи, бодхисаттва, бесконечно увеличивает свои благие заслуги. И все это имущество он считает доверенным ему Буддами и бодхисаттвами на хранение. Если приходит проситель и вещь может быть ему отдана, то он, с мыслью Нет такой вещи, которой Будды и бодхисаттвы не отдали бы существам, — отдает ее. Ежели вещь, например Книга, не может быть отдана, он должен вежливо сообщить На основании того, милейший, что эта Книга мысленно отдана, согласно ритуалу, она принадлежит другими я не могу вам ее отдать». При этом, если дать что-то вдвое или втрое дороже, нежели та Книга, проситель поймет Вовсе не из- за жадности бодхисаттва не дает Книги видимо, они впрямь не имеет права ее отдать». Так поступают разумные Неподходящие для даяния вещи Это, например, собственные родители пища и питье с живыми существами дети, жена, слуги и подобные, а также люди, помогающие, учащие детей и жену, которые объяснен или не объяснен им смысл даяния — не хотят быть отданы. Они не должны быть отданы в услужение, хотя и считаются вещами — самыми до- рогими. В Собрании установленного в Уровнях бодхисат- тв» (ZI 39.1-3) говорится, что, если в их отношении нет ДАЯНИЕ б корыстных помыслов, нет проступка в отказе от даяния трех монашеских одежд и остальных принадлежностей, разрешенных монахам Буддой, ибо они весьма важны для добродетельных целей: «Нет проступка, если бодхисаттва-монах, исследовав желающих подаяния, дарует остальные вещи, — кроме разрешенных Буддой трех монашеских одежд и принадлежностей, служащих лишь для блага и удобства тела. Поскольку они служат добродетельным нуждам, не относятся к сфере желания, нет никакого проступка, если он их не отдает». И в «Пратимокше бодхисаттвы» (цит. по Собранию практик, KHI 81b4-5) сказано: «Шарипутра, если бы бодхисаттва отдал все три свои монашеские одежды, он поставил бы просителя выше монахов, и тот уже не довольствовался бы малыми желаниями Поэтому для бодхисаттвы-монаха отдать монашескую одежду — падение Дар, неуместный из-за [вредности] Это, например, даяние яда, оружия, огня или алкоголя просящему их ради нанесения вреда себе или другим даяние просителю предметов увеселений и игр, из-за которых накапливаются причины дурной участи поучения, как пользоваться сетями, капканами и т. п. для причинения зла существам или даяние тех вещей просителю вместе с поучениями. То есть этим указано, что недопустимы даже поучения, как отнимать жизнь существ или наносить ущерб их бла- госостоянию. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 250 а Также недопустимо, например, дать землю или водоем просящему их, чтобы причинить зло тварям, живущим на той суше или вводе отдать царство просящему его для причинения вреда людям той страны или другой выдать по просьбе недругов их врага. Правила даяния внешних вещей Если время, избранное для даяния такому-то индивиду, не запрещено Учителем, если индивид не является недостойным для получения этой вещи и если дар идет ему на пользу, давать надо. Также, если индивид не входит в вышеприведенный список неподходящих, а вы имеете скаредную привязанность к Книге, а проситель стремление к познанию, — отдать ее надо, даже если она еще нужна. Можно, конечно, дать второй экземпляр, если имеете, а если не имеете, — дать денег на изготовление копии. Если и их не имеете, тогда отдавайте, подумав Даже если я, отдав ее, стал бы немым в этой жизни, лучше мне не мириться со своей скупостью». Обязательно надо давать вещи, которые не относятся к упомянутым. И хотя не годится, будучи царем, отдавать чужих детей, жени прочих, отрывая их от хозяев, но вместе с городом или подобным просимым имуществом их отдавать можно. Также надо отдавать просителям предметы увеселе- ний, которые не влекут за собой дурные участи сети и подобные вещи, которые не будут использованы во вред другим землю с сушей и водоемами, в которых живут живые твари, — если им не намереваются причинить зла пищу и питье, в которых нет насекомых и червей. Также давайте яд, оружие, огонь и алкоголь, если их просят во благо себе или другим. ДАЯНИЕ 250 б Но что делать, если практикуешь даяние материальных благ и объявляются сразу два просителя — бедный и богатый? Если водно время объявляются эти два просителя ивы можете удовлетворить желания обоих, удовлетворяйте. Если не можете, подумайте Сначала удовлетворю желание бедного, — и делайте так. Когда не можете удовлетворить желания обоих, вежливо сообщите богатому Милейший, эту вещь я раньше обещал этому бедняку, и потому не думайте, что я вас отвергаю, — и удовлетворяйте желание неимущего. Эти правила практики даяния весьма важны для новичка, принявшего обет бодхисаттвы, потому и описаны. За некоторым исключением, я изложил их, придерживаясь Уровней бодхисаттв». 2. Что делать, если не можешь совершить даяние Когда проситель просит [что-нибудь], а вас охватывает скупость, думайте так С этой вещью все равно [когда-нибудь] придется расстаться она меня ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 251 а покинет, и я ее покину. Поэтому, если ее отдать, в час смерти я буду чувствовать радость и получу пользу. В час смерти я не буду привязан к имуществу, не буду чувствовать сожаления, буду радостен и весел». Если, так поразмыслив, вы все жене способны совершить даяние, делайте, как сказано в Вопросах Угры» (NGA 264b5-265a4), то есть укажите просителю три вещи: «Я лишь начинающий махаянист; сила моих прежних добродетелей мала, а нынешние добродетели незрелы; мною еще владеет скупость. Мое воззрение — потворство себе, я еще цепляюсь за я и мое. Прошу Вас, благородный человек, простить и не обижаться. Как Вы и все существа совершенствуются, таки я буду». Такие слова служат устранению дополнительной ошибки обоюдного неуважения, а не порока скупости. В Собрании практик сказано, что скаредность бодхисаттвы достойна порицания. Однако так все же предотвращается полное нарушение обета [бодхисат- твы] из-за недаяния Дхармы или имущества по скупости. Ив Кратком изложении парамит» (1.57-58) говорится: «Если к вам пришел проситель, ну а вы оказались слабы и, (не накопив заслуги, неспособны совершить даяние, тогда, посетителя стараясь не обидеть, словом вежливым хотя бы усладите. Надо избавляться от порока скупости и, напрягая силы, ДАЯНИЕ 251 б жадность истребить, чтобы проситель, вновь придя к вам в поисках подмоги, не ушел с поникшей головою. Использование противоядий против препятствий к даянию Согласно Собранию установленного, препятствий четыре (1) отсутствие привычки (2) бедность (3) привязанность (4) недооценка плода. (1) Это нежелание давать просителю, хотя благ для даяния достаточно. Противоядие против этого — быстро осознать Этот порок — определенно результат того, что я не привык к даянию, — и подумать Если ныне не совершать даяния, то ив будущей жизни не буду рад давать, — и совершать даяние, не поддаваясь злу отсутствия привычки. (2) Из-за того, что благ очень мало, не возникает даже мысль о даянии. Противоядием против этого является мысль Вращаясь в колесе круговерти и не помогая другим, я, силой прошлой кармы или власти других, испытывал голод, жажду и много других тяжких страданий. Поэтому, даже если бы я умер в этой жизни из-за помощи другим, лучше я буду давать, а не отказывать просящим. Как-нибудь проживу и без этих жизненных благ буду ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 252 а кормиться дикорастущими растениями и подобными совершайте даяние, принимая страдания бедности. (3) Из-за привязанности к очень приятной и красивой вещи, подлежащей даянию, не возникает мысль отдать ее просящему. Противоядие против этого — быстро осознав порок привязанности, подумать Это мое цепляние за ошибочное представление о страдании как о счастье принесет будущие страдания, — и, оставив привязанность, отдать ту вещь. (4) Близорукость в отношении плода проявляется, когда мысль о даянии возникает не от осознания его пользы для совершенного Пробуждения, а от осознания его пользы для дальнейшего обогащения. Противоядие против этого быстро осознав этот порок, поймите, что всё обусловленное непрерывно разрушается и благосостояние тоже рухнет, уйдет. Поэтому всякое даяние посвящайте великому Пробужде- нию. [Даяние] с заботой о благосостоянии и о других мирских плодах подобно продаже разных вещей купцом, который получает лишь прибыльно не обретает благих заслуг — обретает большое благосостояние, а не Свободу. Как сказано в «Четверосотнице» (5.95): «Даянье с мыслью о плодах великих что ты получишь больше, чем отдашь, — ДАЯНИЕ б довольно низменно ив сущности, подобно торговой выгоде, что получаешь при продаже». |