Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
Б Воображаемое даяние Надо прийти в уединенное место, обратить ум внутрь и искренне, с твердой верой представить, что создаешь бесчисленное множество разных даров и отдаешь их существам. В Уровнях бодхисаттв» (WI 68b3-4) говорится, что таким образом от малой заботы проистекают неисчислимые благие заслуги и что это даяние мудрого бодхисаттвы. В Вопросах Субаху» (CA 156a4-b5) сказано, что такое даяние следует практиковать, когда не имеешь вещественных благ, — но оно годится и когда их имеешь. В Уровнях бодхисаттв» (WI 68b3-4) говорится, что такие мысленные даяния, когда отсутствуют материальные блага, имеют место лишь пока не достигнут первый уровень стадии чистейшего ответственного решения после достижения этой стадии бедности не бывает: «Итак, пока бодхисаттва не достиг чистейшего решения он не имеет изобилия материальных благ и, будучи бедным, совершает мысленное даяние. Когда бодхисаттва достигает чистейшего ответственного решения истинно освобождающего от дурной участи, он во всех жизнях будет обретать неистощимое богатство». ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 253 а 659 IV Заключение Приняв обет бодхисаттвы, необходимо совершенствоваться, стремясь к практике даяния высоких уровней практиковать даяние, узнав, как изложено выше, что позволительно и что запрещено для приступающих к даянию, и особенно — прибегать к противоядиям против скаредности по отношению к телу, имуществу и корням добродетели, стараться расширять установку щедрости. Кроме того, нужно осваивать энтузиазм к такой практике и порождать глубокое сожаление об отсутствии духовного развития на этом поприще. Ведь если так делать, то, согласно сказанному в Вопросах Субаху» (CA 157ab), в других жизнях мы будем способны ничтожными усилиями сделать парамиту даяния совершенной. Если же все это отринуть, то ив этой жизни нас будут постоянно опутывать тяжкие пороки, ив других жизнях будет очень трудно — из-за нежелания — приступить к деяниям бодхисаттвы. Помимо этого, в Кратком изложении парамит» (1.61) сказано: «Подобного даянья корень — устремлё¸нность; давая, вы не оставляйте этого мотива ведь Победитель рек, что высочайший даятель в мире тот, кто дарит с бодхичиттой». Согласно сказанному, основа практики — памятование и освоение устремлённости. Стремление к Пробуждению и молитвы о его достижении являются корнем всех даяний и наилучшим из всех даяний. В этом следует усердствовать. Такова глубинная суть Вопросов Субаху». ДАЯНИЕ 253 б 660 2. Парамита нравственности Здесь пять разделов I сущность нравственности подход к ее освоению III разновидности нравственности как осваивать нравственность V заключение Сущность нравственности Нравственность — это установка на отказ от причинения другим зла и от его основы 575 Доведенное до совершенства освоение этой установки приводит к парамите нравственности, хотя совершенствование парамиты нравственности не зиждется на приведении всех существ к отказу от всякого зла. Если было бы не так, то, поскольку существа и ныне не отказались от причинения зла, парамита нравственности Победителей, приходивших ранее, была бы несовершенной и они не смогли бы вести существ к отказу от причинения зла. Итак, независимо оттого, отказались или не отказались все другие существа от причинения зла, — именно собственное усвоение установки отказа от зла другим является практикой нравственности. Как сказано во Введении в практику (Ведь нигде пока не прекратились ловля рыбы и охота, но, как только ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 254 а помысел рождается все это прекратить, возникает нравственности парамита». Хотя есть три типа нравственности, здесь заглавную принята нравственность воздержания, определяемая как установка отказа от [зла] 516 Если рассматривать нравственность вместе с мотивацией то это десять отказов от подлежащих отбрасыванию десяти неблагих поступков. Собственная же ее сущность — семь отказов от семи подлежащих отбрасыванию неблагих деяний тела и речи. Как говорится в Толковании Введения в срединность]”» (Потому она и нравственность, что нетерпима к омра- чениям, не дает возникнуть проступкам, потому что прохладна благодаря угашению пламени привязанности души. Она причина счастья, на которую опирались святые. И сущность ее — отказ от семи [неблагих деяний тела и речи]. Побуждают к этому три обстоятельства отсутствие страсти-привязанности, отсутствие гнева-отвращения и истинное воззрение. Поэтому, когда имеют ввиду нравственность вместе с такими побуждениями, ее рассматривают как десять путей благой кармы Подход к освоению нравственности Кто, зародив вышеописанным способом устремлённость, дает обещание практиковать деяния НРАВСТВЕННОСТЬ б тот дает клятву сделать всех существ обладателями украшения нравственности совершенного Будды и потому должен трудиться для их блага. Но сначала в нем самом должна проявиться сила чистейшей нравственности. Если собственная нравственность нечиста, нарушаема, происходит падение в дурную участь и даже собственная цель не исполняется, не говоря уже о цели других. Поэтому усердствующий ради других должен быть предан нравственности и, не ослабляя ее, твердо соблюдать обеты. Об этом говорится в Кратком изложении парамит» (Кто трудится ради того, чтоб существа в себе Победоносного мораль взрастили, — в себе сначала нравственность шлифует, рождая силу — нравственную чистоту». И далее (Ведь нарушающий моральные запреты не может даже цели-для-себя исполнить. Откуда же возьмется сила у него, чтоб цель-других сполна осуществить?! Поэтому тот, кто трудиться хочет, чтоб цель-других исполнилась скорее, нив чем не должен ослаблять морали и нравственности преданность свою». Упомянутая чистейшая нравственность зависит от практического знания того, что можно и что нельзя по закону Будды. Кроме того, поскольку ее приводит в действие мощное и постоянное желание соблюдать ее, порождайте это желание, длительно ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ созерцая пагубность несоблюдения и пользу соблю- дения. О первом в том же тексте (2.49)] сказано: «Поэтому слабинки даже малой не допускайте, на нее взирая как на беду большую». Согласно сказанному, следует стараться не допустить даже малых проступков, боясь их пагубности. Что же касается более грубых нарушений нравственности — десяти неблагих деяний, — то размышляйте об их пагубности согласно изложенному ранее. О пользе соблюдения нравственности уже говорилось, и Арьяшура говорит о ней в том же Кратком изложении парамит» (Ну, кто же будет слишком удивляться, узнав, что нравственность — залог богатства и радостей земных, да и блаженных сладчайших благ на высших небесах, когда известно от нее исходят все Будд достоинства?!» Кроме того, благодаря ей происходит превосходное духовное развитие индивида, создается равенство по практике с великими сострадательными личностями, достигается чистое сознание, свободное от всех семян проступков. Она является высшим украшением другие украшения, если их надеть на слишком молодого или слишком старого человека, заслужат укоры, не будут уместны, а украшение нравственности — обладает ли им старик, молодой или человек среднего возраста — всегда и всем доставляет радость. Другие НРАВСТВЕННОСТЬ а ароматы распространяются лишь по ветру и не распространяются против ветра, потому ущербны, — а славный аромат нравственности распространяется вовсе стороны. Ароматическая сандаловая мазь и прочие мази, облегчающие жар, не дозволены монахам, — а мазь, избавляющая от жара омрачений, монахам дозволена ее надлежит употреблять. И если обладающий лишь признаками монаха обладает богатством нравственности, он богаче других. Об этом говорится там же (Нравственность — это путь к совершенству делает нас милосердными природой своею влечет она чистую мудрость, — вот почему ее высшим зовут украшеньем. Она — аромат превосходный, приятный в трех сферах, целебная целебная, что дозволена даже монахам. Одетый, как нищий монах, но морально богатый богатством своим остальных превосходит намного». Помимо того, необходимые материальные блага накапливаются сами собой — без произнесения льстивых речей, без громадных усилий нравственного без принуждения почитают все существа, любят даже те, кто не принадлежит к числу его близких или родных, кто не был другом или знакомым. Даже следам его на земле кланяются боги и люди, берут этот прах его следов и несут на места почитания. Так говорится в том же сочинении Без слови усилий нравственный обретает блага и помощников, мир же его почитает ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 255 б а без принуждения. Он без малейших трудов может богатым проснуться. Нравственному все существа поклониться готовы — даже тому, кто в роду невысоком родился, — также и те, кто помощником не был или товарищем, с кем он в затворе сидел, те, о которых он раньше не знали не ведал. Прах от следов его, приносящий благое, великие к темени почтительнейше подносят, а боги и люди простые с поклоном земным к нему головой припадают, берут и несут на все стороны света поэтому нравственный относится, без сомнения, к высшему роду». Подобным образом хорошо поразмыслив о пользе и пагубности, мудрый человек должен хранить нравственность, согласно сказанному в том же сочинении Счастья желая себе, бодхисаттва нравственность должен хранить неусыпно». И далее (Наслаждаясь Свободой своею, мудрый нравственность соблюдает, словно славное украшение носит; выполняя условия практики все в совершенстве, он совершенным не мнит себя, подлинно моральный закон исполняя». Так, как сказано, и нужно ее соблюдать. Кроме того, ее следует хранить ради приведения всех су- НРАВСТВЕННОСТЬ 666 ществ на стезю нравственности, а не только из страха перед дурной участью или стремления к благам богов и людей. Об этом говорится в том же сочинении Кто верит, что, став Буддою, сумеет бескрайнюю Вселенную к морали высочайшей повести, тот соблюдает нравственность для блага мира, и эта нравственность парамитой зовется. Поэтому во имя мира подлинно храните чистейшую мораль, ее усердно соблюдайте, отбросив страх пред участью дурной и жажду царской власти или рая Разновидности нравственности Основные — три § 1 нравственность воздержания нравственность накопления добродетелей § 3 нравственность труда на благо существ. § 1 Нравственность воздержания В Уровнях бодхисаттв» говорится о семи видах пратимокши 518 . В том случае, когда принявший обет бодхисаттвы обладает обетом пратимокши, нравственность воздержания составляют конкретный принятый обет пратимокши, относящийся к категории обетов домохозяина или монаха, и общее обяза- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 253 а 667 тельство избегать проступков. Для принявшего обет бодхисаттвы, но неподходящего для принятия обетов пратимокши, нравственностью воздержания будут относящиеся и к обетам пратимокши обязательства надлежащим образом избегать естественных и запретных проступков 2 Нравственность накопления добродетелей Уделяя внимание шести парамитам и другим добродетелям, порождаем в себе еще не зародившиеся добродетели, не допускаем упадка уже зародившихся и взращиваем их 3 Нравственность труда на благо существ Уделяя внимание одиннадцати видам труда на благо существ, надлежащим образом, без погрешностей осуществляем их благо для этой и последующих [жизней]. [Все] это я уже разъяснял в Толковании Главы о нравственности. Поэтому обязательно читайте его, раз за разом. Итак, предписания пратимокши составляют один из аспектов требований к практике монаха, приняв- НРАВСТВЕННОСТЬ 257 а 668 шего обет бодхисаттвы. Поэтому они не являются чем-то сторонним от требований практики бодхи- саттвы. Из трех же видов нравственности наиважнейшей для бодхисаттвы вначале является именно нравственность воздержания — те. правильное соблюдение конкретных предписаний пратимокши или того, что у обета бодхисаттвы] с ней общее. Поэтому следует ее практиковать. Как говорится в Собрании установленного из Уровней бодхисаттв» (P5539: Из трех видов нравственности именно нравственность воздержания делает нас собранными и годными для пути. Если твердо ее соблюдать, то и остальное твердо соблюдается. Если же ее твердо не соблюдать, то и другое твердо не соблюдается. Поэтому можно сказать если приходит в упадок нравственность воздержания то и все остальные обеты приходят в упадок». Следовательно, отбрасывать ее предписания и запреты, думая Обеты пратимокши — для шравак!», или говорить Требования практики бодхисаттвы — это другое, — значит не знать сути учения о нравственности бодхисаттвы. Ведь [Бхагаван] неоднократно говорит, что нравственность обетов есть основа и источник двух других видов нравственности. Главное в нравственности воздержания — не допустить естественных проступков, а среди наиболее пагубных естественных проступков — десять неблагих деяний, о которых говорится ив высшей, ив низшей колесницах. Поэтому, не допуская даже малейшей склонности к ним, надо держать три двери крепко за- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 253 а 669 пертыми. Как говорится в Кратком изложении пара- мит» (Блаженный путь в рай и к Свободе таков благих путей кармы держись десяти! Коль в них пребываешь, то помысел твой ответственный — только о благе других плоды принесет, ведь сказал Победитель Настоящая нравственность есть обуздание — тела, речи, ума обузданье”. То есть это основа. Обуздывай их». И наставник Чандракирти в разделе о совершенстве нравственности указывает на отказ от десяти неблагих деяний. Также об этом говорится в Десяти уровнях и многих других сутрах. Поэтому, если вначале, согласно вышеизложенному, развить установку воздержания от них, легко осуществятся и остальные виды нравственности Как практиковать нравственность Следует наделить ее шестью превосходными качествами и шестью парамитами. При наделении ее шестью парамитами даяние нравственности осуществляется в том случае, если, пребывая в нравственности сам, приводишь к нравственности других. Наделение ее остальными [парамитами] подобно тому, как при даянии]. НРАВСТВЕННОСТЬ 670 V Заключение Недопущение упадка и укрепление основы практики — устремлённости является корнем вхождения в нравственность и другие деяния и является наивысшим отказом от причинения зла всем существам. Упражняйтесь, устремляясь к нравственным практикам высоких уровней. Ныне же искренне практикуйте предписания и запреты, относящиеся к нравственности новичка. В особенности старайтесь каждый день многократно зарекаться от десяти проступков — тех естественных и запретных проступков, которые знаете, и тем более повторяйте зарок не совершить коренных нарушений принятых вами обетов. Если так делать, то, благодаря плодам, отражающим причину — действие, вы сможете ив других жизнях с малыми усилиями и малыми тяготами совершенствовать практики бодхисаттвы. А если сейчас пренебрегать этим, будете постоянно оскверняться тягчайшими проступками и нарушениями и еще много жизней не сможете заняться практикой бодхисаттвы. Поэтому усердствуйте сейчас. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 258 а 671 3. Парамита терпения Здесь пять подразделов I сущность терпения II как начать его освоение III разновидности терпения IV как практиковать V заключение Сущность терпения Это безответность к вреду, причиняемому другими смирение со страданиями, возникающими в собственной душе незыблемая убежденность в Дхарме. Три противоположности этому первой — гнев второму озлобление и малодушное уныние третьей — неверие, нежелание [Дхармы]. Совершенная парамита терпения есть лишь доведенная до совершенства привычка ума не допускать в себе гнева и подобного. Для нее не требуется избавить всех существ от нетерпимости, так как мы неспособны этого добиться итак как необходимое исполняется именно через обуздание собственного ума. Как говорится во Введении в практику (Несдержанных существ число подобно небу; их нетерпимости никак не одолеешь. Но, если одолел лишь свой гневливый ум, ты одержал победу над врагами всеми! ТЕРПЕЛИВОСТЬ 258 б Где столько кожи ты возьмешь, чтобы покрыть всю землю? Но, если кожею подбил подошвы у сапог, считай, что землю всю ты кожею покрыл! Вот точно также не могу предотвратить дурное, что вне меня но, если я избавлю свой ум от гнева ко всему, что не по мне, нужды не будет мне обуздывать других Как начать освоение терпения Хотя есть много врат терпения, здесь поведаю лишь о созерцании пользы терпения и ущербности не- терпения. [Сначала] о пользе. В Уровнях бодхисаттв» гово- рится: «Вначале бодхисаттва рассматривает пользу смирения Терпеливый человек в будущем будет иметь мало врагов, нечасто будет расставаться с близкими, будет испытывать много счастья и довольства в час смерти он не испытает угрызений совести, а после смерти возродится в счастливой участив райской земле, среди богов. Благодаря такому рассмотрению пользы смирения бод- хисаттва и сам набирается терпения, и других побуждает быть терпеливыми, восхваляет смирение и, когда видит терпеливого человека, чувствует радость и восторг». И в Кратком изложении парамит» (3.3-5) говорится: ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 259 а Будда рек Терпенье — высшее противоядье от отказа ради цели-для-других трудиться”. От порока гнева охраняет разрушителя услади той и этой жизней, высшее из украшений для могучих, для подвижничества — несравненный метод. Для неистового пламени злых мыслей, как поток прохладный, — терпеливость Избавитель от всех бед бессчетных в той ив этой жизнях — терпеливость. О панцирь терпенья великого мужа ломаются стрелы злых слови поступков злодея, который совсем необуздан, ион, пораженный, почувствовав веру, начнет подносить похвалы, — как цветы цветы же сплетаются в славы венок». И далее (3.8): «Смиренье — мастерская, где ваяют прекраснейшее тело Формы Будды, исполненное знаков [совершенства]». Так многими примерами его полезности восхваляется смирение оно не позволяет отступить отце- ли-для-других; охраняет от гнева — врага, уничтожающего многочисленные корни добродетели благодаря тому, что терпение проявляют даже к слабым вредителям, оно — прекрасное украшение и является высшей силой для аскетов, сжигающих омрачения потоком воды, заливающим пожар злонамеренности, непробиваемым панцирем для стрел вредных поступков необузданных, искусным творцом прекрасного золотистого ТЕРПЕЛИВОСТЬ б тела Будды, очаровывающего глаза и умы существ, итак далее. Во Введении в практику (6.6) сказано: «Кто усердно побеждает гнев, счастлив в этой жизни ив другой». Согласно сказанному, если постоянно проявлять терпение, то ив этой жизни не будет угасать душевная радость, будешь все время счастлив, ив последующем. Будет заграждена дорога в дурную участь и дарована превосходная счастливая участь, а в конце концов — высшее благо. Поэтому смирение — счастье и для этой, и для последующих [жизней]. Созерцайте эти и другие примеры полезности смирения, пока не обретете сильной и постоянной убежденности в достоинствах причинно-следственной цепи, исходящей из терпения Что касается пагубности гнева, то вначале обсудим его неочевидную 527 пагубность. Во Введении в практику) сказано: «Все добрые заслуги тысячи эпох, заслуженные с помощью даяний и подношений Будде и подобным, уничтожаются одною вспышкой гнева». |