Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница45 из 50
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    266 б
    не вызвав острой боли. На кого же мне гневаться, коль делают мне больно?»
    И далее (Когда одни вредят по заблужденью,
    другие ж гневаются, тоже заблуждаясь:
    кто виноват из них, кто прав — как рассудить) Рассуждение о принятом на себя [обязательстве]
    Укрепляйте безгневие, размышляя так Если уж шравакe, заботящемуся лишь о собственном благе, не подобает гневаться, то что говорить обо мне, когда я, зарождая устремлённость, принял обязательство осуществлять благо и счастье всех существ и, устремившись к цели-для-других, забочусь о всех существах!»
    И устами Потобы:
    «Учение Будды — не делать зла. Если жене практикуем терпения, когда причиняют какой-то вред, то, гневаясь, до самого корня нарушаем, повреждаем Учение и, следовательно, отступаем от обета. Когда таким образом Учение в корне нарушено, у нас не остается общей Дхармы, а отступление от своего обета — наше собственное падение».
    И еще он сказал]:
    «Если расседлываемый як трясет от нетерпения задом и прыгает, то седло бьет ему по ногам. Если же он расслаблен, то подхвостник легко отпадает. Таки мы, если не проявляем расслабленности по отношению к вредителю, а противоборствуем ему, — становится еще хуже».
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    267 а

    692 2. Объяснение, почему вредителя следует любить От всего сердца размышляйте Все существа в безначальной круговерти побывали моими отцами, матерями и другими родными и друзьями. Из-за непостоянства они расстаются с жизнями и страдают от трех аспектов страдания. Одержимые злым духом омраче-
    ний, они разрушают свое благо этой и других жизней. Я должен их любить Можно ли сердиться и отвечать им назло?!»
    Б Преодоление нетерпимости к тому, что вредитель препятствует уважительному отношению ко мне со стороны окружающих и подобному, а также проявляет презрение и остальные из трех подобных установок Разделим материал на две части, из которых первая —
    1. Преодоление нетерпимости к созданным вредителем препятствиям похвалами остальным из трех подобных вещей Здесь три пункта а. Размышление о том, что похвалы и подобное не являются достоинствами. б. Размышление о том, что они ущербны. в. Вывод, что следует радоваться, когда им препятствуют.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    693
    а.
    «То, что другие будут хвалить меня и моя слава широко распространится, не относится ник одному из двух благ ник долголетию, здоровью и подобному в этой жизни, ник обретению благих заслуги подобного для другой жизни. Следовательно, унывать из-за помех этому — значит уподобиться маленькому ребенку, который оплакивает разрушающийся песчаный замок, непригодный для жилья. — Так мысленно порицайте себя и не привязывайтесь к похвалами тому подобному. Как сказано
    536
    :
    «Похвалы и почет — не заслуги и не долголетье, не становятся силой, здоровьем иль благом для тела они.
    Я ведь знаю, в чем благо;
    так разве благое найдешь в них?!»
    И далее (Когда рушатся замки из песка, дети плачут, от беды изнемогая. Таки ум мой плачет, как ребенок, если похвалы и славу отнимают».
    б.
    Размышляя так Похвалы и подобное склоняют ум к бессмысленным вещам, нарушают разочарованность в круговерти, вызывают зависть к обладающим достоинствами, сводят на нет благие дела, — порождайте в себе удрученность ими. Как сказано (ТЕРПЕЛИВОСТЬ б
    Похвалы, славословья отвлекают меня от благого, отвращенье к [сансарным благам]
    разрушают всецело, вызывают к достойнейшим зависть и благо мое разрушают».
    в.
    Размышляя: Итак, воспрепятствование похвалам, моим славе, обретениям и почестям охраняет меня от попадания в дурную участь, разрубает цепи при- вязанностей, закрывает вход в страдание оно — как благословение Будды, — искренне преодолевайте гневи радуйтесь. Поэтому поводу говорится (Поэтому разве тот, кто причастен к крушению славы моей и похвал, меня не хранит от будущих бед и не спасает от участи горькой?!
    Ведь я устремлен к Освобожденью и не хочу оков обретений и почестей. Разве могу я сердиться на тех, кто отцепи спасает меня?!
    Как я могу сердиться на того, кто, будто благословенье Будды, прекословит желанию, ведущему к страданию меня, готового соблазну почестей поддаться?!»
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    268 а

    695 2. Преодоление нетерпимости к презрению и остальным из трех подобных установок Подумайте Поскольку ум бестелесен, другие не могут причинить ему непосредственный вред. Но допустим, что вред уму — это, действительно, следствие вреда, причиненного телу. Однако презрение и подобное не могут нанести телу вред. Значит, они не вредят ни телу, ни уму, поэтому можно радоваться».
    Так преодолевайте уныние ибо, если его преодолеть, ненависть не возникает. Об этом сказано и во Введении в практику (Ум бестелесен, и поэтому никто и никогда ему не может повредить.
    [Допустим, что, поскольку он привязан к телу, ему вредят телесные страданья.
    Но ведь презренье, грубые слова и порицание не повреждают тело так почему же разъярен ты, ум?»
    Устами Шаравы:
    «Сколько ни хвалили Камлунгпу, Нэузурву и Дабпу, они оставались безразличными, как камни, и это приносило им счастье. Нынешние не могут устоять против похвали это приносит им несчастья.
    Когда Шентона хулили, что он такой и сякой, он говорил себе Не принесшее еще плодов мое оговаривание тоже должно быть искоренено надо раскаиваться за свое прошлое злословие”».
    Когда йогину Шейраб-дорчже пожаловались Хотя мы держим втайне, все равно это разглашает-
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    268 б

    696
    ся... люди говорят об этом, — он сказал Дао чем же еще могут говорить люди, как не о людях, — и добавил Надо избавляться от всякого повода для злословия Можно подумать, что если другой человек меня презирает и т. д, то он чувствует ко мне неприязнь, — поэтому я унываю. Однако, даже если другой действительно захотел бы посредством неприязни причинить мне вред, он ничего не смог бы сделать. Поэтому уныние следует отбросить. Как сказано во Введении в практику (Никто из тех, кто не любит меня, нив той и нив этой жизни не собирается съесть меня почему ж он мне неприятен?!»
    Можно подумать, что, хотя неприязнь и немо- жет причинить мне вредно из-за нее создается препятствие к получению благ от тех, кто плохо ко мне относится, и потому я сержусь, когда меня презирают, хулят или порицают. Однако, даже если я получу блага, их придется оставить с уходом из этой жизни, а проступки гнева будут следовать за мной. Поэтому лучше умереть скоро и без благ, чем долго жить, приобретая жизненные блага скверным образом.
    Сколь долго ни живи с благами — от смерти не спастись, умереть придется. А в час смерти все равно — прожил литы счастливо сто лет или только год. Ведь тогда и то и другое станет лишь воспоминанием, ив то время нет никакой разницы меж былым счастьем и страданием.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    269 а
    Это подобно тому, как два проснувшихся человека, один из которых испытал во сне сто лет счастья, а другой — лишь одно его мгновение, уже ничуть не счастливее один другого.
    Если, размышляя таким образом, отступимся от пристрастия к обретениям и почестям, то презрение, оскорбительные слова и прочее не ввергнут нас в уныние, поскольку если не заботиться о возвышении себя в глазах других, то, даже если не достигаем возвышения, внутреннее удовлетворение не исчезает. Поэтому поводу во Введении в практику (6.55-59)] говорится:
    «Когда я что-то не приемлю, это потому, что не хочу препятствий для приобретений.
    Но обретения свои я оставляю с этой жизнью, проступок гнева же пребудет постоянно.
    Так лучше мне сейчас же умереть без благ],
    чем долго скверно жить, приобретая блага нечестным способом. Ведь, даже когда б в грехе я долго и богато жил,
    все ж наконец не миновать страданий смерти.
    [Вот, если некто пробудился ото сна, в котором испытал сто лет блаженства,
    [другой же пробудился ото сна, в котором испытал мгновенье счастья:
    для этих двух, восставших ото сна, их сновидение не стало явью.
    [Подобно же в час смерти — все равно,
    [в довольстве долго жил ты иль не долго.
    [К тому же, даже если долго и блаженно я радовался множеству приобретенных благ,
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    ведь все равно уйду из жизни голый, как будто я разбойником ограблен. Преодоление досады, если враг благоденствует, и радости, если он бедствует Подумав Велико противоречие в том, что я породил устремлённость к Пробуждению ради блага и счастья существ, но гневаюсь из-за того, что существа обретают счастье сами. Разве я не хотел, чтобы все существа стали Буддами, почитаемыми в трех мирах а досадую из-за того, что им достаются столь незначительные обретения и почести, — необходимо, изгнав зависть к благоденствию других, какие бы они ни были, зародить в себе самую искреннюю радость по отношению к ним. В противном случае
    устремлённость и осуществление блага и счастья существ становятся пустыми словами. Как говорится во Введении в практику (Желая привести скорее всех существ к блаженству высшему, рождаю
    устремлё¸нность. Зачем же я сержусь из-за того, что существа нашли себе немного счастья?!
    Когда ты говоришь Желаю, чтобы все достигли Пробуждения и стали в мире чтимы!”, — то почему ты огорчаешься, когда кому-то небольшое уваженье оказали?
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    269 б
    Когда твой родственник,
    которого ты кормишь, все даешь,
    обрел бы сам себе для жизни средства, ты и тогда бы гневался и не был рад?!
    Кто не желает, чтобы существа хотя б обычные блага приобретали, как может породить желанье, чтобы они, как все, достигли Пробужденья?!
    Откуда
    устремлё¸нность у того,
    кто сердится на благоденствие другого?!
    Когда вредитель получает от дарителя блага или, дарителем являясь, дома их имеет, твоими никогда они не будут, и тогда зачем завидовать — кто дарит, кто не дарит?!»
    К тому же радость, что враг бедствует, и злой помысел о его уничтожении сами по себе не могут причинить врагу вреда они приносят страдания лишь нам самим. Но, если бы и причиняли зло, они разрушали бы и нас самих, и других. Обдумав пагубность подобных чувств, всегда пресекайте их. Поэтому поводу во Введении в практику (6.87-89)] сказано:
    «Нет толка в радости несчастию врага.
    Одной своею мыслию ему не повредишь ты.
    Но, если бы твой помысел и причинил ему страданье, какую радость испытаешь ты тогда?!
    [Возникла мысль Удовлетворен его бедой”.
    Что может быть опаснее, чем этот крючок, заброшенный нам омрачением [злорадства]?
    Коли меня зацепит этот страшный крюк,
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    270 а
    то неизбежно попаду в котлы я ада, где стражники замучают меня».
    Итак, если смотреть на препятствование желаниям нашим или наших друзей, на создава- ние неприятного и на благополучие нашего врага как на сугубо нежелательные вещи, то возникает уныние. Когда оно возрастает, возникает ненависть. А если отбросить всепоглощающее недовольство — избавимся от уныния и ненависть не возникнет. Поэтому, отстраняясь с помощью ранее изложенных доводов от такого всепоглощающего недовольства, всеми способами преодолевайте гнев, ведь он так пагубен!
    Практический же совет о его преодолении таков дав отпор своему омрачению приведенными ранее доводами сынов Победителей, обращайте взор внутрь и преодолевайте злейшего врага — гнев. Если преодолевать гнев, тщательно и проницательно исследовав с позиций многих доводов, то это препятствует многим разновидностям гнева и порождает многоразличное терпение.
    Поскольку же познание истинного смысла проповедей с помощью безошибочного логического рассуждения является глубоким опытом, оно запечатлевается очень прочно.
    Знайте, что пренебрежение мудрыми аналитическими созерцаниями является пренебрежением этими всеми другими великими деяниями бодхисаттв и поэтому наихудшим препятствием наделению смыслом своего и чужого благоприятного рождения. Избегайте его, как яда.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    270 б

    701
    § 2 Взращивание способности терпеливого перенесения страданий Здесь три темы 1. Причина сущей необходимости смиренно переносить страдания. 2. Способ взращивания способности к этому. 3. Подробное изложение предметов терпения Во Введении в практику (6.12): сказано:
    «Причины счастья так редки, причин страданья ж очень много».
    Соответственно, нам постоянно приходится испытывать всяческие страдания. Поэтому надо знать, что сними делать, как использовать на пути. В противном случае, согласно сказанному в Собрании практик, они вызывают или недовольство, или малодушие при освоении пути и становятся препятствием к благим за- нятиям.
    Что касается страданий, то некоторые из них причиняются другими некоторые порождает прошлая карма, независимо оттого, усердствуем или не усердствуем в пути некоторые же, как увидим ниже, возникают, когда занимаемся благими делами, и не возникают, когда не занимаемся.
    От страданий, которые непременно возникают в силу прошлой кармы и теперешних условий, никак ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    не избавиться сними надо смириться. В противном случае к этому естественному страданию прибавляется страдание душевной подавленности, порожденное нашими горькими мыслями, кои бывает перенести очень трудно. Если же смириться, то, хотя и не избавляемся от основного страдания, душевная подавленность — чувство угнетенности из-за направления внимания на основное страдание — вовсе не возникает. Если при этом к основному страданию применить умение использовать его на пути, страдание сильно уменьшается и становится терпимым.
    Итак, очень важно научиться терпеливо переносить страдания Здесь два раздела А — устранение поглощающего недовольства, возникшего из-за страдания Б — разъяснение, что страдание следует терпеливо перено- сить.
    А
    
    Если возникшее страдание устранимо, унывать не надо. Если же оно неустранимо, то, хотя и будешь унывать, ничего не поделаешь. Поэтому унывать бесполезно, а ущербность уныния налицо ведь при неумении терпеть очень трудно перенести даже ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    271 а
    ничтожное страдание, а если какое-то умение есть, мы способны стерпеть даже великое страдание. Как сказано (Что унывать, когда поправить можно [дело]?
    Что унывать, когда оно непоправимо?!»
    И далее (Жара или холод, дождь или ветер, болен ли, связан я иль избиваем — мне нетерпимость негоже являть с нею все станет лишь хуже».
    Б
    
    Разделим содержание натри части 1 размышление о достоинствах самого страдания 2 размышление о достоинствах терпеливого перенесения добровольно взятых на себя тягот 3 о том, что, если постепенно привыкнуть к смиренному перенесению страдания, оно становится нетрудным У страдания пять достоинств) достоинство побуждения к Освобождению ибо, если бы не было страдания, не возникло бы желание окончательно спастись от него) достоинство устранения высокомерия ибо, когда приходит страдание, пропадает надменность;
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    271 б

    704
    (3) достоинство отвращения греходеяний: ибо приходится осознать, что, если испытываем что-то мучительное, оно возникло от неблагих деяний, поэтому, если не хотим таких плодов, надо сторониться их причин) достоинство вдохновения к совершению благих дел ибо мученик желает счастья, а необходимая для него причина — совершение благодеяний) достоинство порождения сострадания к скитальцам сансары с помощью сравнения их положения со своим Другие существа тоже так страдают».
    На примере этих достоинств самостоятельно поймите другие достоинства и неустанно упражняйтесь в мысли Эти страдания желанны. Как сказано во Введении в практику (Без страданий не случится отреченье от сансары]; потому ты постоянно, ум мой, стойкость сохраняй».
    И далее (К тому же страданий достоинства славны оно гордость и высокомерие губит, жалость к скитальцам сансары рождает, от действий дурных существ отвращает, к благодеяниям вдохновляет».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    705 2 Размышление о достоинствах терпеливого перенесения добровольно взятых на себя тягот Здесь два размышления а размышление о пользе этого для Освобождения и других великих целей б размышление о пользе этого для избавления от бесчисленных страданий.
    а.
    Укрепляйте дух, вновь и вновь размышляя Если раньше, вращаясь в круговерти я, хотя и знал, что каждая низменная нужда, малейшее желание влечет за собой страдание, не обращал внимания на многие причины страдания и тем самым навлек на себя массу будущих бессмысленных страданий, то ныне, когда я на стезе добродетельного осуществления безмерного блага для себя и других, мне следует взять на себя безмерно больше страданий, чем ранее, что уж говорить о меньшем количестве. И во Введении в практику (6.74-75) сказано:
    «Идя тропою низменных желаний, я сотни разв аду страдал от жара.
    Не помогло мне это в достижении ни цели-для-себя, ни цели-для-других.
    А эти тяготы мучительны не так, как те. К тому же, их одолевая, великие мы достигаем цели поэтому лишь радоваться нужно страданьям, избавляющим от бед».
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    272 а
    Согласно сказанному, размышляйте, что вы раньше предавались лишь таким тяготам, которые нисколько не приближали ни цели-для-себя, ни цели-для-дру- гих, и вселяйте в себя бодрость, думая Почему же мне ныне не переносить страданий, благодаря которым исполняются великие цели ведь, хотя и приходится страдать, зато я обрету благо!»
    Также, размышляя о том, что обманываемые плохими учителями на дурном пути протыкают себя трезубцами, терпят жар пяти огней и творят прочие бессмысленные истязания, и о том, что ради низменной мирской нужды люди берутся терпеть страдания земледелия, торговли, сражений, да и многие другие, — порождайте бесстрашие перед благородной аскезой.
    б. Размышление о пользе терпеливого перенесения взятых на себя тягот ради избавления от бесчисленных страданий
    Если как следует подумать о различиях краткого и долговременного страдания Когда человек спасается от смерти, отделываясь лишь отрубленными пальцами, он очень радуется. Так, если и я, благодаря таким малым страданиям подвижничества, смогу совершенно избавиться от бесчисленных страданий сансары, а в особенности — от адских и прочих страданий дурных уделов, будет прекрасно, — тогда зарождается бесстрашная сила духа в отношении подвижничества. Как сказано во Введении в практику (ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    272 б
    Если ты от смерти спасся, потеряв лишь только руку,
    разве это не прекрасно?!
    Если малые страданья защитят тебя от ада, разве это не прекрасно. О том, что, если постепенно привыкнуть к смиренному перенесению страданий, оно становится нетрудным Во Введении в практику (6.14)] сказано:
    «Такого нету качества характера, которого б привычка не меняла.
    Коль к малому смирение освоишь, — то стерпишь и великие страдания».
    Согласно сказанному, если, надев панцирь готовности, терпеливо переносить страдания, понемногу привыкать к страданию, то способность перенесения страданий постепенно увеличивается. Ив Собрании практик (KHI 101a6-7) об этом говорится:
    «Если сначала привыкнуть к малым страданиям, вырабатывается привычка к тяготам средними большим. Например, по привычке все существа смотрят на страдание как на счастье. И мы, благодаря привыканию неустанно смотреть на всякое возникшее страдание как на счастье, укрепляемся в понимании страдания как счастья».
    «Когда оно (те. страдание) приходит — отбрасывайте мимолетные мысли, подобные хлопковому пуху, сказано в Вопросах Угры» (NGA 26b5-6). А в «Уст-
    ТЕРПЕЛИВОСТЬ
    273 а

    708
    ройстве древа (цит. по Собранию практик, KHI Дочь Чтобы уничтожить все омрачения взращивай стойкость духа».
    Согласно сказанному, необходима весьма стойкая сила духа душевная слабость не годится.
    Итак, если с самого начала взрастить немалую силу духа, то даже великие страдания становятся помощниками так, например, когда некоторые храбрецы вовремя сражения видят свою кровь, их отвага растет.
    Если же с самого начала принижать себя, говоря Я об этом не слышала если и слышал, таким стать не могу, — то даже ничтожное страдание может послужить поводом отступления от пути как, например, некоторые малодушные падают в обморок, увидев даже чужую кровь. Как сказано (Одни при виде собственной крови делаются намного храбрее, иные при виде крови другого от слабости теряют сознанье.
    [Первые] — мужественны и тверды духом, а вот вторые, увы малодушны».
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50


    написать администратору сайта