Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

  • Гордость по отношению к делу

  • Гордость своими способностями

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 285 а Гордость перед лицом омрачений

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница47 из 50
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    280 а

    727
    ственно причинам, — считаем, что это превышает наши способности. Если же наше знание о пути ошибочно, если мы думаем, что безграничные достоинства Будды реализуются благодаря тому, что мы, упорно практикуя, гоняемся за какой-то малой частицей достоинств, — то сейчас малодушие вовсе не возникает.
    Но это не благой признак оно не возникает из-за ложного мнения о легкости пути, вследствие того, что не обретено ясное познание способа прохождения пути или же, если и обладаем отрывочными знаниями о нем, сами еще не брались. А когда приступаем к практике, то каждый раз, когда нам в общих чертах описывают начало, конец пути и этапы, составляющие его протяженность, мы говорим Если столько всего требуется, кто же сумеет это — и нам кажется, что лучше оставить [путь].
    Устами Шаравы:
    «Бодхисаттве, пока он не приступил к практике деяний они кажутся такими же легкими, как пуск стрелы, и поэтому малодушие вовсе не возникает. Пока еще человек полностью не ознакомился с Дхармой, он не приходит к состоянию малодушия и самоуничижения. А когда он полностью ознакомился, малодушие и самоуничижение вполне могут возникнуть».
    Сказано весьма правдиво) Преодоление малодушия по отношению к методу достижения
    Допустим, кто-то думает Чтобы стать Буддой, необходимо отдавать ноги, руки и прочее так я не смо-
    УСЕРДИЕ
    280 б

    728
    гу». Но такие страдания все равно придется переносить ведь и не практикуя деяний живя бесцельно, вращаясь в сансаре, переносим разрезание, расчленение, протыка- ние тела, сожжение и прочие неописуемые страдания, но от этого не исполняется наша цель. А тяготы подвижничества во имя Пробуждения не составляют даже малой части тех страданий и очень нужны, чтобы исполнить цель-для-себя и для-других. Об этом говорится во Введении в практику (Когда пугаюсь я, что мне придется кому-то руки, ноги, прочее отдать, то страх мой оттого лишь, что не знаю, что трудно, что воистину легко.
    Когда б я помнил, как в аду меня пилили, бесчисленные кальпы жгли, рубили, дырявили, — и это не смогло помочь мне в достиженье Пробуждения.
    Сегодняшние тяготы мои сравнительно малы, но помогают мне в осуществленье Пробуждения как малое страдание под лезвием врача спасает от страдания смертельного недуга.
    Благодаря перенесению ничтожных страданий от лекарств, лечебных процедур болезнь уничтожается и ради уничтожения всех мук от круговерти мне надо малые страдания стерпеть».
    Что касается даяния тела, то сначала это бывает страшно, поэтому сразу и давать не надо. Но, постепенно упражняясь в даянии, мы отходим от привязанности ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    281 а
    к своему телу и, если случается большая нужда отдать тело, когда наша сила сострадания уже велика, дать уже нетрудно. Как сказано (Целитель высший для лечения не применяет болезненных обычных процедур.
    Великую, безмерную болезнь [
    омрачений] лечит посредством очень мягкой процедуры:
    сначала Предводитель нам пропишет даянье овощей и прочей снеди нищим когда освоили, то постепенно, шаг за шагом, научит отдавать и собственное тело.
    Когда на тело мы научимся смотреть так, как на овощи и прочее съестное, — тогда подносят тело и подобные дары, — что ж трудного в дарении подобном?!»
    Итак, это сочинение убедительно опровергает расхожее мнение, что, поскольку в колеснице Парамиты необходимо отдавать тело и жизнь, это мучительный и трудный путь.
    Ведь пока возникают мысли о трудности такого даяния, его не совершают оно совершается лишь тогда, когда станет таким же легким, как жертвование овощей и подобного. Преодоление малодушия по отношению к местопребыванию при практике
    Если возникает мысль Чтобы стать Буддой, необходимо добровольно перерождаться в сансаре бесчисленное множество раз, то есть подвергаться УСЕРДИЕ
    страданиям круговерти на такое я неспособен размышляйте так Благодаря тому что бодхисаттва, избегая проступков, уходит от причин страдания, результаты — мучительные ощущения не возникают, а благодаря устойчивому сознаванию сансары как не имеющей собственной природы, подобной иллюзии, [бодхисаттва] не знает душевного страдания, его тело и душа исполнены блаженства следовательно, нет повода для боязни, даже если остаться в сансаре». Как сказано во Введении в практику Отойдя от проступков дурных,
    [бодхисаттва] не знает страданий телесных, приобщаясь же к мудрости высшей, он не знает уныния. Ибо причина всех страданий души или тела — нашей мысли ошибки и дурные дела.
    От заслуги благой наслаждается тело героя, а от мудрости дух его пребывает в блаженстве. Отчего же досадовать полному состраданья, даже многие кальпы] скитаясь в сансаре для блага других?!»
    И далее (Так кто из оседлавших лошадь бодхичитты, опережающую и унынье, и усталость, и понимающих, что скачут от блаженства к блаженству, малодушию поддастся?!»
    Также не следует бояться задерживаться в сансаре] безмерное время длительность времени не повод для уныния. Ведьмы унываем, даже когда короткое время ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

    281 б
    испытываем очень большое страдание, и не унываем, когда долгое время не испытываем страдания, ощущаем счастье. Поэтому поводу сказано в Драгоценном ожерелье (Нам трудно перенесть даже короткое страдание что ужо длительном страданье говорить.
    А [бодхисаттве], кто страданий не имеет, испытывает только лишь блаженство, какая бесконечность сможет повредить?!
    Телесного страданья он не знает, душевное — откуда же придет?!
    [Но] он страданья мира сопереживает и из-за этого в в сансаре] остаётся.
    Разумный духом не падет от мысли]:
    “Как долго Буддства мне придется достигать — он ради избавленья от пороков, [обретения]
    достоинств усердно, постоянно оба
    накопленья] собирает».
    Также не падайте духом, думая Чтобы пробудиться, необходимо завершить неисчислимые накопления это очень трудно, поэтому я не смогу».
    Неисчислимые накопления нетрудно завершить, если, руководствуясь желанием обрести бесчисленные достоинства Будды ради бесчисленных существ, намереваясь пребывать в сансаре] бесконечное время, дать себе клятву Осуществлю неисчислимые накопления При наличии клятвы — спим мы или не спим, блуждает наша мысль или нет — постоянно накапливаются благие заслуги, громадные, как небо. Как говорится в том же сочинении УСЕРДИЕа С мыслью о том, что страдающим нет числа, как нет предела пространства, земли, воды, огня и ветра во всех сторонах света, клятву дает бодхисаттва, любовью движим, бессчетных существ от страданий от всех спасти и привести к состоянию Будды.
    При неустанной такой [
    устремлё¸нности], бодрили спит он, или ж беспечен, после того как подлинно он дал ту клятву, из-за того, что существа неисчислимы, стяжает он безмерные заслуги.
    Так знайте при бесчисленных причинах нетрудно приобресть бесчисленные свойства Будды. Кто захотел в сансаре] пребывать (1) безмерно долго, чтоб спасти (2) бесчисленных существ, достичь (3) бесчисленных достоинств Пробуждения и совершать ради существ (4) добро без меры, — быстрее тот достигнет Пробуждения, которое достоинствами безгранично, через собранье этих четырех бессчё¸тных».
    Если имеем мысль — вдохновляемую величайшей силой любви, сострадания и устремлённости — о достижении за короткое время состояния Будды для блага существ, это весьма редкостно. Но, когда нет ни следа той силы и мы, видя необходимость практиковать долгое время бесчисленные деяния и множество трудных подвигов, думаем Кто же сумеет идти по такому пути — и говорим, что ищем короткий путь, происходит косвенное нарушение вдохновенной

    устремлённости и прямое нарушение практической ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    282 б

    733
    устремлённости; способность к Махаяне становится все меньше, а состояние Будды отодвигается все дальше поскольку это полностью противоречит методу увеличения силы устремлённости, приведенному в систему Нагарджуной и Асангой согласно замыслу
    Победителя.
    Итак, малодушное прозябание ничем не помогает оно влечет еще большее малодушие. Если же, как следует ознакомившись с методами достижения Пробуждения, подбадривать себя, то осуществление цели уже почтив наших руках. Об этом говорится в джатаке О Сурараге», Малодушие от горя не поможет нам спастись. Если жене горевать, а к знанию прибегнуть и надежный метод цель достигнуть отыскать, то легко спастись и от больших проблем.
    Значит, нам, друзья, не подобает унывать, надо правильными средствами победы достигать. Тот, кто стойкостью блеск знаний обрамляет,
    исполнение всех целей держит уж в руках».
    Арья Асанга многократно повторяет, что необходимо иметь два качества отсутствие малодушия при хорошем знакомстве с методами практики обширных деяний и неудовлетворенность малыми достоинствами. Ныне же, обретя некое подобие достоинств или действительные, но односторонние достоинства, мы думаем Я прошел большой этап пути, — и, привыкая к этой мысли, довольствуемся этим. А когда некто сведущий в основах пути извещает нас, используя авторитетные доказательства УСЕРДИЕа и логику Хотя и имеешь некоторые достоинства, только сих помощью никуда не придёшь», — наш ум впадает в великое малодушие. А ныне очень редко кто не довольствуется односторонними достоинствами, а ищет высшие достоинства и, узрев необходимость исполнять бесчисленные требования практики, не опускает руки. Собрание способствующих усердию факторов Оно четверично: взращивание сил (1) стремления (mos pa)
    547
    , (2) стойкости, (3) радостного рвения и
    (4) отдыха) Сила стремления]
    [Буддой] сказано, что стремление (‘dun pa) — основа усердия. Поэтому mos pa здесь означает стрем-
    ление.
    Необходимо взрастить стремление, согласно сказанному во Введении в практику (7.39-40)]:
    «Из-за того, что в прошлых жизнях и теперь я не имел стремления к Учению, пришли теперь ко мне все эти беды зачем же як Учению стремление оставил Стремление — всего благого корень, — Муни рек».
    Как породить стремление, сказано там же (ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    283 б
    Его основа — постоянное осваивание
    [убежденности] в созревании плодов [деяний]».
    Здесь говорится о созерцании закона происхождения приятных плодов от хороших деяний и неприятных — от плохих. Ведь, поскольку сказано, что стремление опирается на веру, — два аспекта убежденной в таком законе веры порождают два желания избегать дурного и браться за благое].
    То есть метод порождения стремления — это размышление об общем законе деяния-плода ив частности, о пользе, проистекающей от деяний бодхисаттвы, а также о причинах и вреде отступления от них. Об этом говорилось ранее.
    После такого порождения стремления к Махая- не вступаем в ее дверь, те. принимаем обязательство уничтожать все пороки и реализовать всевозможные достоинства для себя и других. Затем необходимо понукать себя, думая Для уничтожения каждого отдельного порока и склонностей к нему и полного завершения каждого отдельного достоинства необходимо трудиться множество кальп, ау меня невидно икру- пицы усердия к уничтожению пороков и осуществлению достоинств я растрачиваю зря свое благоприятное положение. Как говорится во Введении в практику (Свои бессчетные пороки и чужие я должен уничтожить до конца.
    На устранение отдельного порока, однако, я затрачу море кальп.
    Когда во мне невидно и крупицы усердия пороки устранять,
    УСЕРДИЕ
    то ждут меня чрезмерные страдания так почему же дух расслаблен мой?!
    Достоинств множества хочу достигнуть сам для себя, а также для других.
    Но ради каждого отдельного достоинства и то приходится трудиться море кальп.
    Раз у меня вообще еще не появлялся навык освоить даже малую частицу тех достоинств, то как же я растрачиваю зря так трудно обретенное рождение) Сила стойкости
    Это неотступность, доведение до конца того, в чем стал усердствовать.
    Но, прежде чем приступить к делу, надо хорошенько взвесить, сможете ли завершить его. Если сможете, приступайте, а если нет — не приступайте. Лучше уж не браться, нежели взяться за него и бросить незавершен- ным.
    Почему? А потому, что если привык отступать отданного себе слова не бросать дело незавершенным, то ив другой жизни, естественно, будешь отступать от обязательства практиковать и подобного. Так в этой жизни погрязнем в проступках, а в других жизнях их результатом будет обилие страданий. К тому же, когда помышляли о совершении ранее предпринятого дела, мы не совершили других добродетелей, а поскольку прежнее дело мы бросили, то плоды ничтожны но и оно само полностью не совершилось, поскольку не закончено.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    284 а
    Короче говоря, если мы даем себе слово что-нибудь совершить, но оказываемся неспособны, это препятствует совершению других дели, естественно, приводит к ненадежности в соблюдении принятых обетов. Поэтому поводу во Введении в практику (7.47-48)] ска- зано:
    «Способности сначала надо взвесить, затем уже — начать иль не начать.
    Чем бросить начатое, лучше бы не браться, не то ив будущем привыкну я дела бросать.
    Грехи, страдания при этом будут умножаться, плоды последующих дел ничтожны будут, и прочие возможные дела потом не совершатся».
    Итак, желая исполнить до конца принятое обязательство следует осваивать три типа гордости. Согласно сказанному там же (Проявляй три типа гордости в отношении дела,
    омрачений и своих способностей».
    Гордость по отношению к делу
    Ни от кого не ожидая помощи для осуществления собственного пути, осуществляем его сами, одни. Как сказано там же (Я сделаю все сам, один — вот это гордость перед делом».
    И в Послании к другу (Достичь Освобожденья только сам могу.
    Другие здесь ничуть помочь не смогут».
    УСЕРДИЕ
    284 б
    И эту мысль Не надеясь на других, реализую сам — называют гордостью, поскольку она на неё похожа.
    Гордость своими способностями
    Практикуем, размышляя так Существа подвластны
    омрачениям и потому неспособны осуществлять даже цели-для-себя, а тем более цели-для-других. Я же способен осуществлять цель-для-себя и для-других». Как сказано во Введении в практику (Эти миряне, подвластные
    омрачениям,
    [даже] своей цели достичь неспособны и уж подавно — двух целей, как я, — значит, один я для них все достигну».
    Практикуйте, размышляя итак Если они (простые существа) беспрестанно усердствуют в простых делах, то почему же я не прилежен в деле осуществления совершенного Плода Согласно сказанному там же (Другие ведь прилежны в бытовых делах.
    Так почему же я сижу [сложивши руки]?!»
    Однако, трудясь для тех двух целей, нельзя презирать других, быть высокомерным практикуя, надо смотреть на них с любовью, не предаваться гордыне. Как сказано там же (С такой гордыней не тружусь, поскольку отсутствие гордыни — вот что ценно».
    А мысль Другие неспособны, а я способен — похожа на гордыню, поэтому и называется «гордость».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    285 а
    Гордость перед лицом омрачений
    Думая: Во всех случаях презирая омрачения я буду их побеждать, а они меня никогда не одолеют, — вселяем в себя и укрепляем отвагу в преодолении препятствующих факторов. Как сказано во Введении в практику (Я буду побеждать пороки все, они жменя не одолеют никогда, — в такой вот гордости я, сын Победоносных Львов, пребуду».
    Если, так не делая, пасть духом, то даже слабый скверный фактор способен повредить. Об этом сказано Увидев подыхающего змея, ворона чувствует себя Гарудой.
    Поэтому и я не должен раскисать, не то любая слабость меня сгубит.
    Какое может быть Освобождение от бед, коль, предаваясь малодушию,
    [я] рвение оставлю?!»
    Устами Шаравы:
    «Подумай о том, что удовольствия по оставлении Дхар- мы не превосходят прежних удовольствий, и о том, что, оставив Дхарму в этой жизни, придется в другой и далее испытывать безмерные страдания. Если не проявлять рвения, омрачения становятся безжалостны и ты, утратив способность применять противоядия, не скажешь Я совершенствуюсь. Тогда Будды и бодхисаттвы тоже не смогут защитить».
    УСЕРДИЕ
    285 б
    Если же проявлять вышеописанную гордость, то даже сильная скверная наклонность не сможет стать препятствием. Поэтому необходимо вселить в себя эти виды гордости, о чем и сказано во Введении в практику (Поскольку гордость порождает рвение, то даже сильное дурное искушение нас одолеть не сможет так легко.
    Поэтому с неколебимым духом одолевай пороки искушений».
    В противном случае пороки будут одолевать практикующего и потуги одержать победу над омрачени-
    ями трех сфер сделают его посмешищем для мудрых Когда б меня пороки одолели, то шуткой будет выглядеть мое желание победу одержать над [
    омраченьями] трех сфер».
    Это называется гордостью перед омрачениями», поскольку презираем омрачения и хотим их уничтожить. Хотя многие комментаторы иначе это излагают, думается, предыдущее изложение соответствует нашему источнику.
    Итак, надевайте панцирь готовности трудиться в одиночку, не надеясь на других.
    Также убеждайтесь, что другие неспособны трудиться для обеих целей, а вы способны. Сознавая это, порождайте стойкость духа, помогающую вовремя практики побеждать омрачения и никогда не позволяющую им одолевать вас. Кроме того, размышляйте ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    о пагубности отступления от своего слова. Как следует поразмыслив об этом, упражняйтесь, пока не обретете стойкость духа и желание довести до конца все дела, исполнить которые вы обязались) Взращивание силы радостного энтузиазма
    После того как посредством силы мощного стремления впервые порождаем усердие, а затем, чтобы не отступить от порожденного, создаем силу стойкости или силу гордости, следует взрастить силу радостного энтузиазма с радостью приниматься задело, стремясь не прерывать дело, за которое взялись с чувством нена- сытности.
    Каким должно быть порожденное чувство ненасытности им Об этом говорится во Введении в практику (Как дети, кто увлекся жаждой насладиться веселым удовольствием игры, так [бодхисаттва] увлекается неодолимо тем делом, что он делает ему все мало, не нарадуется делу».
    Согласно сказанному, следует стараться породить состояние духа, подобное детской ненасытности в играх.
    Но, кроме ненасытности радостными результатами дел, необходима и ненасытность в самих делах — их причинах. Ведь простаки, хотя и сомневаются, достигнут или не достигнут приятных результатов дел, усердно принимаются за них. О делах же, которые наверняка несут радостные плоды, и говорить нечего. Как сказано в том же тексте УСЕРДИЕа Хотя работают простые люди ради счастья, неведомо — достигнут литого, к чему стремились. Но если я не совершаю дел, в самих себе несущих радость, то как, не сделав их, я счастье обрету?!»
    Не подобает пресыщаться делами для других еще и по такой причине (Когда не устаем от чувственных услад, которые — как мед на лезвии ножа, то как пресытиться возможно [бодхисаттве], творя заслуги, от которых происходят счастливое рождение, успокоение [страданий]?»
    Поразмыслите, согласно сказанному, о том, что если уж не пресыщаемся чувственными наслаждениями, подобными меду на остром лезвии ножа, — при слизывании меда мы режем язык, те. хотя те наслаждения и доставляют сейчас немного удовольствия, впоследствии приносят безмерные страдания, — то разве может быть оправдано пресыщение накапливанием заслуг, которые приносят безгрешное временное счастье и непреходящее счастье Порождайте в себе ненасытность их накапливанием].
    Итак, чтобы полностью завершать начатые благие дела, принимайтесь за них так, как измученный полуденной жарой слон входит во влекущее прелестное озеро с цветущими лотосами. Упражняйтесь, пока не зародится такое состояние духа.
    Как сказано там же (Итак, чтобы исполнить дело до конца, хватайся за него с таким же чувством,
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   50


    написать администратору сайта