Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
2. Воспитав в себе желание практиковать, принимаем обет бодхисаттвы] В Толковании Главы о нравственности я подробно описал, как принимать обет, как остерегаться коренных падений и проступков и как исправлять нарушения. Поэтому перед принятием обета необходимо изучить это Толкование. Черпайте сведения оттуда. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 605 3. Методика практики после принятия обета Здесь три деления ]: I предмет практики II каким образом он заключает в себе все требования практики порядок практики Предмет практики Его разновидности бесчисленны, но если их сгруппировать, то требования практики бодхисатт- вы сводятся к шести парамитам. Поэтому шесть пара- мит — это великий Свод, содержащий все принципы пути бодхисаттвы. Сюда входят и четыре средства обращения (1) даяние понятно (2) добрые слова — это наставление учеников о шести парамитах; (3) помощь — это реальное приведение других к тому, о чем наставляем) соответствие методу словами и делами — это осуществление самими того, что проповедуем уче- никам. И хотя два накопления, три практики и прочее тоже содержат в себе весь путь бодхисаттвы, такого четкого представления о нем, какое создают шесть парамит, другие классификации создать неспособны. Это важнейшее основание для сведения предмета практики к шести парамитам. ЭТАПЫ ПРАКТИКИ 606 II Каким образом он заключает в себе все требования практики Здесь два параграфа § 1 Определение подлинной роли [парамит]. § 2 Установление последовательности Определение подлинной роли парамит Бхагаван поведало шести парамитах лишь вкратце. Грядущий истолковал поведанные исходные принципы согласно замыслу Победителя, благодаря чему родилось ясное понимание, выраженное в данных определениях. Поэтому, если полностью убедиться в них, они станут высшим наставлением в практике шести парамит. Попробуем убедиться. Шесть определений, данных в Украшении сутр. Определение относительно высокого положения Чтобы полностью завершить великие деяния для Пробуждения, требуется бесконечная вереница жизней. К тому же, чтобы шло продвижение по пути, необходимо некое совершенное во всех отношениях положение. Ибо без совершенного положения в каждой жизни — ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 232 б хоть и будем практиковать в таком, как сейчас, положении, обладающем лишь отдельными характеристиками существенной пользы не будет. То есть необходимо иметь четыре блага (1) достаток, (2) подходящее тело, (3) сподвижников и (4) способность завершать начатые дела. Однако сами по себе эти блага вполне могут быть и условиями омрачений. Но если мы и уверены, что они не служат омрачениями, этого недостаточно необходимо хорошо, безошибочно разбираться вальтер- нативах поведения — в том, что приемлемо и что нет. В противном случае блага сходят на нет подобно плодам бамбука и бананового дерева или беременности мула 498 Если мы разумны, то признаем, что блага явились следствием прежних добрых деяний, и вновь усердствуем в созидании причин для их роста. Если же мы неразумны, то наслаждаемся накопленными плодами, пока они не истощатся, не взращиваем новых, кладя таким образом начало будущему страда- нию. Так и с появлением шести [парамит] в другой жизни без причини от несоответствующих причин они не появятся, а соответствующие причины, несомненно, опять-таки шесть парамит. Поэтому в этой жизни надо неустанно осваивать шесть парамит. Ведь чем превосходнее причины, тем больше достоинств имеют плоды. Эти блага — временное высокое положение. Совершенное тело и другое, предельное высокое, положение имеются лишь в состоянии Будды. Поэтому поводу в Украшении сутр (16.2) сказано: ЭТАПЫ ПРАКТИКИ а Нужны блага высоких положений достаток, тело подходящее, а также сподвижники и [завершенье] начинаний, и постоянная неподчиненность омрачениям, и безошибочный поступков [выбор]». 499 Если деяния практикуются в таком положении, для бодхисаттвы существуют всего лишь два требования осуществлять собственную цель и цель других. Итак — 2. Определение относительно осуществления двух целей При осуществлении цели других сначала надо помогать материально. Но практиковать даяние и одновременно причинять зло существам никуда не годится. Основательный, полный отказ от причинения зла сам по себе является большой помощью другим. Поэтому необходима нравственность. Но, если и рази другой не стерпишь зла, причиненного другими, чистой нравственности не получится. Поэтому требуется терпение — кротость в ответ на причинение зла. Поскольку, не отвечая назло, мы препятствуем накоплению другими скверны и тем самым вдохновляем их приобщаться к добру, это большая помощь другим. Что касается собственной цели, то блаженство Освобождения достигается силой мудрости. Но она не приходит, если мысль блуждает. Поэтому необходима медитация, благодаря которой, полностью сосредоточивая ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ ум, достигаем его послушности для устойчивой фиксации на любом объекте. Поскольку это не для лентяя, необходимо усердие денно и нощно. Следовательно, оно — основа всего пре- дыдущего. Итак, ясно, что обе цели осуществляются посредством шести парамит. Согласно сказанному в Украшении сутр (Усердствующий ради всех существ даянием их цель осуществляет, терпеньем и непричиненьем зла; благодаря сосредоточению, Освобожденью и основе 500 он исполняет собственную цель во всех аспектах». Здесь нет цели-для-других во всех аспектах. Под устойчивым сосредоточением и Освобождением подразумеваются пребывание сосредоточенной мысли на объекте — печать медитации и освобождение от сан- сары — печать мудрости. Если хорошо различаем эти две вещи, тоне будем принимать безмятежность за про- никновение. Таким образом, желающие достичь глубокого сосредоточения мысли тоже должны освоить все шесть парамит, ибо каждая из них становится составной частью медитации. Определение относительно совершенного исполнения цели других во всех аспектах Сначала даем существам вещи, устраняя таким образом их бедность. Затем не только не причиняем ЭТАПЫ ПРАКТИКИ б а никому зла, но и терпим причиняемое нам зло. Поддерживая дружбу сними, практикуем усердие без всякого уныния. Опираясь на медитацию, с помощью магических сил и прочего вдохновляем существа когда они становятся подходящими сосудами, мудро разъясняем им [Дхарму] и, устраняя таким образом сомнения, освобождаем их от круговерти. Поэтому ясно, что совершенное исполнение цели других во всех аспектах проявляется в шести парамитах. Согласно сказанному в Украшении сутр (Устраняя их бедность и зла не творя, терпеливо обиды снося, с неустанным усердьем вдохновляя существ, хорошо проповедуя [Дхарму], цель-других достигаем и вместе стем цель-для-себя». Эти две цитаты говорят, что нельзя осуществить ни собственной цели, ни цели других, не опираясь на шесть парамит. Если мы увидим, как благодаря им осуществляются эти цели, то относиться к их практике станем с почтением. Определение относительно охватывания всей Махаяны (1) Незаинтересованность в благах отсутствие заботы об их обретении и непривязанность к обретенным благам тогда становишься способным соблюдать требования практики, поэтому возможно) принятие нравственных обязательств и преданность им (3) непреклонное терпение страданий, причиняемых существами и неодушевленными пред- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 234 б 611 метами; (4) неустанность, энтузиазм в любых благодеяниях освоение (5) недискурсивности мысли в йоге безмятежности и (6) недискурсивности мысли в йоге проникновения — эти шесть охватывают всю Махаяну. Они осуществляются шестью парамитами соответственно, а кроме них больше ничего не требуется. Согласно сказанному в Украшении сутр (Радость не искать в благах и полностью нравственности преданность хранить, стойким быть по отношению к обоим, без раздумий йогу постигать — вот что полностью содержит Махаяну». То есть желание приобщиться к Махаяне и отказ от практики шести парамит несовместимы. Определение предназначения [парамит] для всех аспектов пути, или метода Путь, или метод непривязанности к обретенным благам, — даяние, ибо, привыкая к щедрости, избавляемся от привязанности к ним. Метод прекращения суетной заботы об обретении еще не обретенных вещей — нравственность например, соблюдающий обет монаха совершенно далек от суеты мирских дел. Метод неотторжения существ — терпение, поскольку не позволяет никаким страданиям от причиненного другими зла вызвать разочарование в заботе о них]. ЭТАПЫ ПРАКТИКИ Метод приумножения благого — усердие, ибо оно приумножается усердными стараниями. Метод полного очищения омрачений — две последние парамиты: медитация очищает от завесы омрачений, а мудрость — от завесы всезнанию. Поэтому ясно, что шесть парамит нужны для всех аспектов пути. Согласно сказанному в Украшении сутр (Одна из них —] путь непривязанности к вещам; другие — к оставленью суеты для обретенья их, к неотверганию существ, приумножению благого и остальные — две завесы устранять. То есть, чтобы не поддаваться суете от имеющихся вещей — объектов наслаждения, необходимо бескорыстное даяние. Чтобы не стремиться к новым вещам, нужна нравственность, воздержание от бессмысленной, пустой суеты. Как противоядие против отвращения от заботы о других из-за того, что всё растет число существ-лиходеев, необходим твердый навык в терпении. Чтобы приумножать добродетели, совершая их много и долго, необходим великий энтузиазм, неустанное усердие, черпаемое из размышлений об их пользе и тому подобном. Ради полного подавления ростков омрачений необходима медитация, а ради уничтожения их семян и завесы всезнанию — мудрость. Это очень хорошо объясняет шесть парамит. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 235 а 613 6. Определение относительно трех практик Сущность практики нравственности — нравственность. При этом если мы осваиваем бескорыстное даяние, то принятие обетов подлинно. Поэтому даяние — снаряжение нравственности. Подлинно же приняв обеты, мы, благодаря терпению, остерегаемся отвечать на причиняемые нам обиды и прочее. Поэтому даяние и терпение — спутники [нравственности]. Медитация — это практика сосредоточения мысли. Мудрость — практика мудрости. Усердие относится ко всем трем практикам. Поэтому ясно, что три практики — это шесть пара- мит. Согласно сказанному в Украшении сутр (16.7)]: Победитель истинно учил шести парамитам, для удобства их сводя к трем высшим практикам первая охватывает три первые парамиты], две последние же — две последние, и одна [парамита — усердие —] к всем трем высшим практикам относится». Итак, мы узнали, что именно шесть парамит есть та совершенная основа, опираясь на которую доводим до завершения собственную цель и цель других, — та колесница, в которой мы обладаем всеми аспектами метода. Следовательно, шесть парамит совершенно представляют собою и заключают в себе основу осуществления практики, цель Махаяны, средства и требования практики [бодхисаттвы]. Размышляйте, пока не приобретете полную уверенность, что шесть парамит] являются сводом всех принципов практики бодхисаттвы. ЭТАПЫ ПРАКТИКИ б Три дополнительных определения Харибхадры:] [а. Определение парамит как избавителей от препятствий] Есть два фактора, не позволяющие вначале пути отступить или оторваться от сансары, — это привязанность к богатству и привязанность к дому. Противоядия от них — даяние и нравственность. Два фактора, мешающие совершить уход из санса- ры], опять возвращающие к ней, если мы однажды и оторвались, — это жалость к себе от причиняемых существами обид и усталость, досада от долгого вершения благих дел. «Противоядия» от них — терпение и усердие. Если, узнав, как не отвечать на причинение нам страдания и вреда и поддерживать энтузиазм, воспринимающий бесконечное время как один день, мы будем разнообразно упражняться в этом, то зародятся терпение и усердие, способные противостоять возвращающим факторам. Поэтому очень важно [упражняться]. Эти бодхисаттвенские деяния предназначены не только для периода угрозы тех факторов, но и для повседневного совершения благих дел. Ведь если при этом мала наша способность преодолевать некоторые трудности и ничтожна сила энтузиазма в осваиваемом пути, то, хотя и многое начинаем, нам трудно не бросить дел в середине из-за того, что мы не упражнялись в терпении и усердии, согласно настав- лениям. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 236 а Два фактора пропажи результатов благих дел — если мы и не бросаем их в середине — это отклонение мысли от созерцаемых благих объектов и неразум- ность. Противоядия против них — медитация и мудрость. Ведь сказано, что чтение мантр и тому подобное при рассеянности мысли бесполезно. А если не увеличиваем мудрости — способности хорошо разбираться в смысле корзин буддийского Учения, — допускаем ошибки поведения даже в несложных ситуациях, нехорошо поступаем. Это было определение [парамит] как противоядий против препятствующих факторов. б. Определение [парамит] как основы для осуществления всех качеств Будды Первые четыре парамиты — это снаряжение для самадхи. То есть все четыре осуществляют сосредоточение парамиту неблуждания ума. Осваивая на его основе проникновение постигаем высшую реаль- ность. в. Определение [парамит] как средств помощи духовному развитию существ Оно аналогично вышеизложенному третьему определению Эти три определения дал наставник Харибхадра, придерживаясь мнения святого Асанги. Они очень важны для уяснения шести парамит. ЭТАПЫ ПРАКТИКИ б 616 § 2 Установление последовательности Оно тройственно: а. Очередность Бескорыстие, ник чему не привязанное даяние позволяет принять обеты нравственности. Обладая нравственностью, надежно отвращающей от проступков, мы становимся терпеливыми к причиняемому нам злу. Если в трудностях обладаем непреклонным терпением, то возможность отступления мала, и поэтому мы способны к усердию. Если усердствуем денно и нощно, вырабатывается самадхи, способность к длительному установлению мысли на любом благом объекте. Приме- дитативной погружённости 504 ума приходит постижение реальности как она есть. б. Степени совершенства Каждая последующая [парамита] совершеннее пре- дыдущей. в. Степени утонченности Поскольку предыдущие грубее относительно последующих, их легче осуществить и взрастить последующие тоньше, их осуществление труднее предыдущих. Как говорится в Украшении сутр (Последующие на предыдущих зиждутся. Чтоб показать ступени совершенства их и утонченности, последовательно перечисляются и объясняются парамиты». ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ ЭТАПЫ ПРАКТИКИ Порядок практики Здесь две части общая практика деяний особые практики двух последних парамит. Общая практика деяний] Здесь две главы практика парамит, осуществляющая созревание качеств Будды у себя самого практика четырех средств обращения, способствующих духовному совершенствованию других. 620 ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 237 а Практика парамит] 622 Здесь шесть разделов 1. Даяние. 2. Нравственность. Терпение. 4. Усердие. 5. Медитация. 6. Муд- рость. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 623 1. Даяние Здесь четыре подраздела I сущность даяния II способ побуждения к даянию III разновидности даяния заключение Сущность даяния ] В Уровнях бодхисаттв» (WI 61b4-5) сказано: «В чем суть даяния — Это помыслы, возникающие на основе непривязанности бодхисаттвы, пренебрегающего всем имуществом и собственным телом, и побужденные ими деяния тела и речи — отдавание всех подлежащих даянию вещей». Согласно сказанному, — это благие помыслы о даянии и побужденные ими деяния тела и речи. При этом совершенство парамиты даяния не зависит оттого, избавляем ли мы от бедности существ благодаря отдаванию им подлежащих даянию вещей, или нет. В противном случае прежде приходившие Победители не исполнили бы даяние в совершенстве, ибо и сейчас есть множество бедных. Таким образом, тело и речь здесь главной роли не играют главное — мысль. Ведь парамита даяния обнаруживается лишь тогда, когда даем от всего серд- ДАЯНИЕ 624 ца, преодолев привязанность к своему телу, имуществу и корням добродетели, более того — когда привыкаем мысленно отдавать существам даже все плоды даяния. Поэтому поводу во Введении в практику (5.9-10) го- ворится: «Если избавление существ от бедности было бы парамитой даяния, как же у ушедших Покровителей совершенной бы была сия парамита, раз поныне существуют неимущие?! [Буддой] сказано, что в мысли отдавание существам заслуг всех и имущества и является парамитой даяния следовательно, мысль есть парамита]!» Итак, практикой парамиты даяния является — даже если в действительности и не даем другим вещей — вызывание в себе и усиление всевозможных помыслов о даянии Способ побуждения к даянию Преодоление всяческой скаредности по отношению к телу и имуществу еще не является парамитой даяния. Ведь и оба типа хинаянских архатов 505 полностью избавляются от скаредности и ее семян, ибо она относится к страсти... Поэтому необходимо не только избавиться от всякой скаредности как препятствия к даянию, но и породить ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 237 б стремление от всего сердца отдавать другим все имущество. Для этого нужно созерцать вред цепляния за имущество и пользу его отдавания. Поговорим об этом. В Лунном светиле сказано: «Поелику привязаны все “дети” к сей гнили, к жизни преходящей, с телом, не властным над собой, иллюзии и сну подобными совершают злодеяния большие, при этом, подпав под власть дурных поступков, [себя очистить не умеют, — их уносят Владыкой смерти посланные слуги в страшнейший Жаркий ад живых существ». То есть тело нечисто, а жизнь несется, как в водопаде. И тело, и жизнь — оба подвластны карме, поэтому лишены независимой самости. Необходимо, смотря на них будто на сон или иллюзию, оборвать привязанность. Если не отвязаться от них, привязанность овладевает нами и мы, накопив большие проступки, идем в дурную участь. Ив «Дхарани, открывающем бесчисленные двери (цит. по Собранию практик, KHI 13b5-6), сказано: «Всех столкновений между существами главнейший корень — жадность. Так отбросьте желание вещей отсутствие желаний — вот дхарани, поддерживающее жизнь]». И в Собрании практик (KHI Это тело и ум мои с каждым моментом отходят прочь; если ж с помощью бренного тела, в нечистотах погрязшего, ДАЯНИЕ 238 а 626 Пробужденья сумею достичь я святого и чистого, обретение это великое будет почти что задаром!» И в джатаке 507 говорится: «Тот неразумен, кто не рад возможности помочь другим сим телом, что бессамостно, [ежемгновенно] рушится и бесполезно, страдающе, неблагодарно и всегда нечисто». Согласно сказанному, много проистекает пользы для себя и других, если мысленно отдать другим бесполезное тело, которое, как ни старайся сохранить, все равно придется оставить. Думайте Я был бы дураком, если бы не приучался к этому, — и по возможности старайтесь породить стремление отдать другим тело и прочее. Во Введении в практику (3.11) говорится: «Все отдавая, от страдания уходишь — вот нирвана; нирвану хочет обрести моя душа. Сейчас или потом, придется мне совсем расстаться так лучше существам сейчас добро отдать». И в Кратком изложении парамит» (Когда богатство видим преходящими сострадание большое нам присуще, то достоянье наше — правильно рассудим — даяния предмет и, более того, другим [принадлежит]. Что отдаем, стем связанные беды уже не возникают а имущество лишь всяческие беды порождает: гнетущую нужду его от посягательств охранять |