Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а Почему, породив устремлённость, необходимо совершать деяния ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница38 из 50
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   50
    [устремлённости]
    
    Многие говорят, что если, мол, проходит четыре часа без раскаяния после допущения одного из четырех плохих факторов, или пятого — отвержения существ, или шестого — отхода от устремлённости при мысли Яне способен достичь состояния Будды, — то это отказ от вдохновенной устремлённости.
    Если же в течение четырех часов раскаяние приходит, то это становится лишь фактором нарушения. Также лишь фактором ее нарушения они считают и отступление от шестикратного ее порождения и практики двух накоплений допустив фактор отказа, по их мнению, необходимо повторить ритуал принятия вдохновенной

    устремлённости, а если допущен лишь фактор нарушения, то повторять ритуал нет необходимости — достаточно раскаяния.
    [Но] отказ от устремлённости происходит, как только ее оставляем при мысли Яне способен стать Буддой. А поскольку он не зависит ни от какого четырехчасового периода, это мнение совершенно несостоятельно.
    Четыре же плохих фактора не являются факторами отказа от устремлённости в этой жизни — это причины для непроявления устремлённости в других жизнях поэтому их в этой жизни избегают. Об этом сказано в Светоче на пути (18):
    «... чтобы сохранить ее ив прочих жизнях, исполняй, что требуется ею».
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    219 а
    Что требуется ею, указано в Вопросах Кашьяпы»
    (CHA 120a3-4). Таков же смысл этой сутры ведь враз- деле о четырех хороших факторах там ясно сказано:
    «Кашьяпа, у бодхисаттвы, обладающего четырьмя факторами,
    устремлё¸нность проявляется во всех жизнях, как только он перерождается, ион никогда не забывает ее до самого Пробуждения».
    Следовательно, хотя в разделе о четырех плохих факторах ясно не сказано об отказе из-за них от устремлён-
    ности] в этой или в других жизнях, следует понимать, что отказ произойдет в других. Хотя, если предаваться всем плохим факторам, сила устремлённости ослабеет ив этой жизни.
    Если было бы не так, то принявший обет бодхи- саттвы, (1) сказав в шутку несколько слов лжи, или
    (2) чуть обманув другое существо, или (3) сказав несколько худых слов, рассердясь на бодхисаттву, или
    (4) вызвав тень сожаления в другом человеке о взращиваемых им корнях добродетели и не раскаявшись в этом в течение четырех часов, — допустил бы отказ от обета бодхисаттвы, ибо из-за тех плохих факторов он якобы отказался от вдохновенной устремлённости; поскольку в Уровнях бодхисаттв» (WI 85b7-86a4) ив Собрании практик (KHI 43a5-b2) говорится, что, отказавшись от вдохновенной устремлённости, отказываемся от обета.
    Если придерживаться такого мнения, то эти факторы следовало бы считать коренными падениями, но так нигде не говорится, и логически это неверно.
    К тому же о четырехчасовом периоде — мнение о котором как бы опирается на Вопросы ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    569
    Упали — в этой сутре говорится вовсе не в том смысле это я подробно доказал в Толковании Главы о нравственности, поэтому здесь повторяться не буду.
    Что касается отвержения существ, то, если их отвергнуть, думая Осуществить цель стольких существ я неспособен имея ввиду всех существ, ясно, что это будет именно отказ от вдохновенной устремлённости. И если допускаем мысль в отношении какого-нибудь одного существа Никогда больше не буду заботиться о его благе, — это тоже утрата устремлённости
    469
    , порожденной ради всех существ в целом, подобно тому как теряется сумма, если вычеркнуть одно слагаемое. Если было бы не так, устремлённость должна была бы зародиться совершенной ив том случае, если бы мы отбросили двух, трех, четырех или еще сколько-то существ и порождали ее ради блага остальных.
    В Толковании Светоча на пути (KHI 249b3-250b1) указаны различные мнения об обязанностях, связанных с порожденной устремлённостью, — мнения царей [Дхармы] Индрабхути, Нагарджуны, Асанги, Шуры
    (Ашвагхоши), Шантидевы, Чандрагомина, Шантирак- шиты и других:
    «Некоторые говорят, что это все обязанности, связанные с обеими
    устремлё¸нностями: как впервые порожденной, таки побудившей практиковать деяния. Некоторые утверждают, что подлежит соблюдению все сказанное в сутрах или же что следует соблюдать то, что требуется на пути снаряжения. Другие воздерживаются от определения обязанностей, связанных с
    устремлё¸нностью], или же полагают, что это обязанности, проистекающие из обра-
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    220 а

    570
    щения к Прибежищу, плюс восемь факторов, не дающих забыть
    устремлё¸нность или способствующих ее забвению».
    После такого обозрения говорится Мнения тех Учителей основаны на сутрах, поэтому мой Учитель говорил Какие мнения вы усвоили от своих Учителей, таких и придерживайтесь. Очевидно, автор полагает, что все эти традиции содержатся в сутрах.
    Вообще говоря, великие Учители линии преемственности геше Тонпы не признавали, что это Толкование сочинил Чжово, а в линии преемственности Нагцо верили в это и считали одним из тайных наставлений, переданных лоцаве] Нагцо
    470
    Однако известно, что [Чжово] сочинил в Пуранге короткое Толкование, а когда он прибыл в Самье, ло- цава, испросив разрешения, расширил. И вот к краткому Толкованию было присовокуплено много материала, изложенного в стиле [Атиши], но, помимо множества детальных пояснений, правильно передающих смысл источников, туда вкралось несколько явных ошибок. Именно безошибочное я цитирую в Большом руководстве и других сочинениях.
    Поэтому полагаться только на такое объяснение обязанностей принявшего устремлённость] нельзя. Если с устремлённостью отождествляются требования практической устремлённости, то недостаточно лишь исполнять обязанности, проистекающие из обращения к Прибежищу, и осваивать или (соответственно) избегать восемь хороших и плохих факторов. Если же имеется ввиду всего лишь вдохновенная устрем-
    лённость, тоне нужно практиковать все обязанности, упоминаемые в сутрах, или требования после начала ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ
    деяний; иначе требования обета лишились бы своей специфики.
    Остальные обязанности, помимо двух уже описанных, таковы же, как в Светоче на пути и Ритуале
    устремлённости». Об их исполнении в Сутре семи законов сказано:
    «Если желаете быстро достичь сверхъестественных способностей, — исполняйте!»
    [Но], поскольку они не являются специфическими обязанностями вдохновенной устремлённости, о них не пишу.
    Итак, по нашей традиции если нарушены другие обязанности, за исключением обязанности не отказываться от вдохновенной устремлённости и не отвергать умом существ, то, хотя это и не относится к падениям бодхисаттвы, пока не принят обет бодхисаттвы, — это является нарушением принятых обязательств переходной добродетели и, значит, проступком, который следует очищать четырьмя силами.
    Если же это происходит после принятия обета бод- хисаттвы, то становится нарушением обета — падением, и поэтому следует совершить то, что установлено исправление падения. То есть обязанности, касающиеся вдохновенной устремлённости, тогда входят в состав требований практической устремлённости и не иначе.
    Однако шестиразовое порождение устремлённости остается особой обязанностью вдохновенной [устрем-
    лённости].

    3. Методика практики деяний после зарождения
    устремлённости

    
    Здесь три главы почему после порождения
    устремлённости необходимы деяния разъяснение, что нельзя достичь состояния Будды, если практиковать лишь метод или мудрость этапы практики
    [бодхисаттвы].
    574
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Почему, породив
    устремлённость, необходимо совершать деяния
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ Хотя, согласно вышеприведенной цитате из Жизнеописания Майтреи» (A 324a5-7), порождение вдохновенной устремлённости чрезвычайно полезно, даже если не практиковать затем даяния и другие средства, без подлинной практики бодхисаттвы достижение Пробужденности невозможно. Поэтому надо практиковать деяния. В «Гаяширше» (CA 291b3-4) сказано:
    «Пробуждения достигают те великие бодхисаттвы, которые осуществляют суть практики, а не те, кто совершают по сути ложную практику».
    И в Царе самадхи» (DA Поэтому следует практиковать существенное. Почему Потому, юноша, что осуществляющий суть практики легко достигает высшего истинно совершенного Пробуждения».
    Практика — это метод осуществления состояния Будды — практическое осуществление наставлений для бодхисаттв. В Первой ступени созерцания (KI 25a5-6) тоже говорится:
    «Таким образом, породивший
    устремлё¸нность бодхи- саттва, сознавая, что, не обуздав себя духовно, нельзя обуздать других, всем сердцем отдается практике даяния и прочих совершенств. Без практики Пробуждение недостижимо НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ б
    И в Толковании логики (Гл. 2, 132) сказано:
    «Сострадательный, чтоб одержать победу над страданьями своими и чужими, обращается к разнообразным средствам.
    Но, когда основа средств не проявилась, трудно будет объяснить другим их».
    Если имеем большую любовь к другим, то чувствуем необходимость уничтожить их страдание. Но для его уничтожения недостаточно доброй мысли Пусть они избавятся от страданий, — нужно применить средства. Однако мы не сможем освободить других, если сначала не воспользуемся средствами уничтожения своего страдания. Поэтому желающий осуществить благо других сначала должен обуздать себя.
    Здесь говорилось о необходимости осуществлять суть практики, а после принятия обета — исполнять его требования. Следовательно, очень важно, чтобы не было ошибок ив практике осуществлялось бы главное
    Разъяснение, почему нельзя достичь состояния Будды, если практиковать только метод или только мудрость

    580
    
    Одного желания стать Буддой недостаточно. Необходимо приступить к методу осуществления состояния Будды, и метод должен быть безошибочен. Сколько ни старайся идти по ошибочному пути — плода не достигнешь, как не надоить молока, дергая корову за рога.
    Но и когда избран безошибочный путь, если в нем нет всех частей, старания не увенчаются успехом, подобно тому как при отсутствии семени, воды, земли или какого-нибудь другого необходимого условия росток не вырастает. Об этом говорится в Средней ступени созерцания (KI Даже если очень долго усердствовать в ошибочных средствах, желаемого результата не достичь как не выдоить молока из рогов.
    Если практиковать не все необходимые средства, тоже не будет плода как не вырастает росток и тому подобное, если нет семени или какого-нибудь другого необходимого фактора].
    Поэтому, желая достичь плода, полагайтесь на безошибочные причины и условия и на полный их набор».
    Но что такое безошибочность при полноте причини условий Об этом определенно говорится в Полном Пробуждении Вайрочаны» (THA ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Хозяин таящихся Всеведущее сознание имеет корнем сострадание, растет при условии
    устремлё¸нности ивы- зревает благодаря методу».
    О сострадании уже говорилось. «Устремлённость — это относительная и абсолютная бодхичитта, а метод даяние и все другие [парамиты]», — объясняет великий подвижник Камалашила.
    Имея ложное представление о таком пути, китаец
    Хэшан и некоторые другие говорили:
    «Пока имеются мысли, даже хорошие мысли, не говоря о плохих, — поскольку они привязывают к сансаре, их результатом не может быть выход из круговерти. Одинаковы страдания скованного золотой цепью или связанного веревкой, одинаково закрывают небо белые и черные облака, одинакова боль от укуса белой и черной собаки.
    Следовательно, только полное прекращение мыслетво- рения является путем к пробужденности. Даяние, соблюдение нравственности и подобное Будда проповедовал для глупцов, неспособных созерцать высший смысл. Поэтому, постигнув высший смысл, предаваться тем деяниям все равно что царю уподобиться простолюдину или искать следы слона, когда слон уже найден».
    Хэшан пытается доказывать это, цитируя 80 мест в сутрах, где восхваляется отсутствие мыслетворения. Нов своем утверждении Все без исключения составные части метода не есть подлинный путь Будды, — решительно пренебрегая относительной истиной, он далеко отступает и от абсолютной истины, поскольку не признает проницательного анализа бессамостной реальности — сердца Учения Победителя.
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ б
    Это худшее из превратных воззрений, согласно которому прекращение мыслетворения есть святая святых пути и которое кое-в-чем можно уподобить лишь безмятежности было полностью опровергнуто великим бодхисаттвой Камалашилой с помощью свидетельств Слова Будды и непогрешимых логических доводов, что послужило укреплению благого пути, радующего Победителей.
    Но теперь, когда Учение идет к закату и перевелись великие мужи, способные при помощи устной передачи высшего смысла и непогрешимых логических доводов твердо установить совершенные принципы пути, когда существа обладают ничтожными добродетелями и когда, хотя жива еще некоторая вера в Дхарму, сила мудрости везде ничтожна, — опять и опять видим, что некоторые, пренебрегая соблюдением обетов и другими аспектами деяний отбрасывают их, осваивая путь, или делают еще что-нибудь в духе Хэшана. Некоторые же считают, что, за исключением отказа от метода воззрение
    Хэшана правильно. Другие, не признавая аналитической мудрости, считают правильным безмысленное созерцание Хэшана.
    А ведь такой путь не содержит ни составных частей созерцания пустоты ни самого объекта. Но, если и согласиться, что это является созерцанием пустоты такие речи, как Осваивающие безошибочный метод созерцания, установив подлинный смысл пустоты созерцают лишь пустоту и не осваивают составных частей деяний, представляющих относительную истину, или же Нет необходимости, считая деяния существенными, прилагать к ним усилия с множества сторон, — полностью проти-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а

    583
    воречат всему Слову и далеки от правильного пути. Ведь цель махаянистов — непребывающая нирвана
    475
    Непребывание же в сансаре осуществляется посредством мудрости, постигающей реальность в этапах пути, опирающегося на высшую истину, — посредством глубокого пути накопления прозрений, или так называемого аспекта мудрости. А непребыва- ние в нирване Покоя должно осуществляться посредством мудрости, познающей явления, в этапах пути, опирающегося на относительную истину, — посредством широкого пути накопления заслуг, или так называемого аспекта метода. Об этом говорится в Сутре непостижимой тайны (цит. по Третьей ступени созерцания, KI Накопление прозрений избавляет от всех омраче-
    ний. С помощью накопления заслуг поддерживаем всех существ. Раз так, Бхагаван, великосущному бодхисаттве следует усердствовать в накоплении заслуги прозрений».
    И в Святой сутре небесной сокровищницы (PA
    253b6) сказано:
    «Знанием, опирающимся на мудрость, избавляемся от всех
    омрачений. Знанием метода постоянно заботимся о всех существах».
    И в Сутре истолкования замысла (CA Яне учил, что высшее, истинно совершенное Пробуждение это отстранение от заботы о существах или отстранение от любой деятельности».
    И в Сутре проповедей Вималакирти» (MA 201a7-b2) об этом подробно говорится:
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ б
    Что есть оковы, что Свобода бодхисаттв?
    Оковы — страсть к скитанию без метода в сансаре. Скитание в сансаре методом владеющих —
    Свобода.
    Пристрастие к скитанию без мудрости в сансаре —
    оковы.
    Скитание в сансаре мудростью владеющих —
    Свобода.
    Мудрость без метода — оковы.
    Мудрость с методом — Свобода.
    Метод без мудрости — оковы.
    Метод с мудростью — Свобода».
    Поэтому после того как возжелали плода — состояния Будды, в пути надо опираться на оба метод и мудрость. С одним без другого осуществление невозможно. Как говорится в «Гаяширше» (CA Если коротко характеризовать путь бодхисаттв, то его составляют два компонента. Какие два — Метод и мудрость».
    И в Первом лучшем счастии» (цит. по Средней ступени созерцания, KI 52b3-4) сказано:
    «Парамита мудрости — это мать. Искусность в методе отец».
    И в Вопросах Кашьяпы» (42):
    «Кашьяпа, как министры царя исполняют всё необходимое, таки бодхисаттвы, имеющие мудрость и искусные в методе вершат все дела Будд».
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    Поэтому следует созерцать пустоту обладающую наивысшей формой — полным набором частей метода даянием и прочим. Одна пустота в пути Махаяны никуда не приводит. Об этом подробно говорится в Сутре головной драгоценности (CHA После того как надевают панцирь любви и пребывают в великом сострадании, пустоту обладающую наивысшей формой, осуществляют в медитации. Какова эта пустота обладающая наивысшей формой Это такая пустота которая неотъемлема от даяния, неотъемлема от нравственности, неотъемлема от терпения, неотъемлема от усердия, неотъемлема от медитации, неотъемлема от мудрости, неотъемлема от метода».
    В этом же духе говорится ив Высшей тантре» Скажу, что нравственность,
    даяние, терпение и прочее как будто рисовальщики,
    а образ — пустота как форма наивысшая».
    Здесь — в притче о том, как для того чтобы нарисовать образ царя, собралось много художников один умеет рисовать только голову, другой — только руки и т. д если же одного рисовальщика не будет хватать, образ выйдет несовершенным — пустота уподобляется образу царя, а даяние и прочее — рисовальщикам если нет полного набора средств — даяния и прочего, образ останется без головы, безрук или по- добного.
    Кроме того, сам Бхагаван, придерживаясь этой позиции, опровергает утверждение Когда осваивает-
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ б

    586
    ся созерцание пустоты ничего другого осваивать не надои говорит, что если бы было так, то даяние, соблюдение нравственности и другие совершенства, которые он, будучи бодхисаттвой, практиковал многие кальпы, были бы глупостью, незнанием высшего смысла. Как сказано в Собрании всех переплетений
    (DZA 183a3-7):
    «Майтрея, ведь подлинная практика шести парамит бод- хисаттвы предназначена для совершенного Пробуждения. Но глупые люди говорят “Бодхисаттве следует практиковать одну лишь парамиту мудрости практиковать другие пара- миты ник чему, — и не признают других парамит. Непобедимый, как ты думаешь, — совершил ли я глупость, когда, будучи царем кашийцев, отдал голубю кусок своей плоти?
    Майтрея ответил
    — Нет, Бхагаван!
    — Майтрея, принесли ли мне вред корни добродетели шести парамит, накопленные мною в деяниях бодхисаттвы?
    Майтрея ответил
    — Нет, Бхагаван!
    Бхагаван сказал Непобедимый, вот ты шестьдесят кальп подлинно практиковал парамиту даяния, шестьдесят кальп — пара- миту нравственности, шестьдесят кальп — парамиту терпения, шестьдесят кальп — парамиту усердия, шестьдесят кальп — парамиту созерцания и шестьдесят кальп подлинно практиковал парамиту мудрости. А глупые люди говорят Единственным способом реализуется Пробуждение, а именно — путем созерцания пустоты, — и их практика, таким образом, становится совершенно порочной».
    Поэтому говорить Если есть постижение пустоты нет необходимости с большим усердием практиковать ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   50


    написать администратору сайта