Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б Также, если устремлённость устойчива, он легко может осуществлять унимающие и остальные из четырех действ и быстро обретает обычные сиддхи 458 Где бы он ни поселился, прежние беды прекращаются и новые беды, опасности, голод, вредительство нелюди не возникают. Переродившись, он тоже мало испытывает дурного, имеет крепкое здоровье а если и потерпит неприятности, они не бывают продолжительными и сильными. Проповедуя Дхар- му или иначе трудясь на благо существ, он не испытывает усталости, забывчивости, подавленности. Также член семьи бодхисаттв имеет мало врожденной скверны когда зарождается устремлённость, физические и душевные потенции скверн сильно уменьшаются. Он терпелив и благороден терпит причиняемый вреди не причиняет вреда другим, а когда видит вредящих другим, весьма недоволен. Гнев, зависть, лицемерие, скрытность и прочее в нем почти не возникают, а если и возникнут, — не бывают сильными и продолжительными, быстро проходят. Почти невозможно его перерождение в дурной участи, а если и случается, он быстро освобождается оттуда и страдания испытывает малые притом это испытание порождает в нем сильную разочарованность в сансаре и великое сострадание к суще- ствам. Если бы благие заслуги, проистекающие от устрем- лённости, овеществились, они не поместились бы ив небе. Подношения Буддам материальных благ не достигли бы даже малой их части. Об этом говорится в Вопросах Вирадатты» (KI ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 213 а Когда б овеществить заслуги бодхичитты, они б заполнили и переполнили пространство. Когда бы некто земли Будд, числом превосходящие число песчинок Ганга, наполнил драгоценными камнями и подарил Защитникам Вселенной, — а кто-нибудь другой, соединив ладони, душой бы устремился к Пробужденью, то это подношение намного превысило бы первую заслугу оно воистину бы стало беспредельным». Рассказывают, что, когда великий Чжово, почтительно обходя святыню Ваджрасаны, размышляло том, что надо делать, чтобы быстро достичь совершенного Пробуждения, малые статуи храма Маха- бодхи] встали со своих мести обратились к большим Что надо делать, чтобы быстро достичь Пробужден- ности?» — Практиковать устремлённость», — последовал ответ. Также рассказывают, что, когда одна девушка спросила о том же некую старушку, явившуюся в пространстве над храмом, она услышала ответ, подобный прежнему, и прочно утвердилась в устрем- лённости. Итак, поймите, что устремлённость — суть всех наставлений Махаяны, великий кладезь всех сиддхи; особенность Махаяны, отличающая ее от Хинаяны; святая основа, побуждающая бодхисаттв к великим деяниями все больше усердствуйте в ее освоении как томящийся от жажды, который слушает речи оводе. Ведь Будды и бодхисаттвы, обретая за многие ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б 555 кальпы совершенную, все более тонкую мудрость и с ее помощью исследуя пути, узрели, что именно [устремлённость] является великим средством достижения состояния Будды. Как сказано во Введении в практику (Отшельников Владыки, кальпы многие исследуя пути, ее полезнейшей сочли». Б Практика шестикратного порождения устремлённости ради ее усиления Это требование из двух частей а. Старание не отступить от зародившейся вдохновенной устремлённо- сти. б. Практика усиления [устремлённости]. а. Итак, перед Буддами, бодхисаттвами и благим другом как свидетелями дана клятва спасти неспасшихся существ и т. д. Если затем — впав в малодушие по осознании, что существ, творящих зло, бессчетное множество, и что ради этой цели нужно трудиться в течение множества кальп, и что необходимо собирать два безмерных накопления и практиковать трудные дела, — сбросить ношу порожденной устремлённости, то это даже больший проступок, чем нарушение пратимокши. Поэтому поводу сказано в Собрании драгоценных достоинств Праджняпарамиты]» (Хотя и десять миллионов кальп ты практикуешь десять добрых действий, ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 214 а когда при этом возникает жажда стать буддой-для-себя или архатом, ты нравственность серьезно нарушаешь. Такое нарушение морали гораздо хуже непростительных монашеских проступков». 460 Здесь говорится о нарушении нравственности бод- хисаттвы. Нравственная установка бодхисаттвы выше установок обетов шраваки или пратьекабудды. Поэтому, если от нее отступить, нравственность нарушается. А если не отступать, то даже непрестанные чувственные наслаждения не влекут потерю особого обета бодхисат- твы. Там же (31.4) сказано: «Когда пришедший к Будде, Дхарме, Сангхе бодхисаттва стремится Буддой стать, к всеведенью идет, — хотя б и ублажая свои чувства пятью объектами, он пребывает, как известно мудрецам, в моральном совершенстве». Если же отбросить такую клятвенную устремлён- ность, приходится долго скитаться в дурных уделах. Во Введении в практику (4.5-6) говорится: «Ведь сказано, что, если кто задумал отдать другим хоть бы дешевую, ничтожную вещицу, но этого не сделал, — создана причина [перерожденья] претой. Какое может быть перерожденье в участи счастливой, ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б когда, во всеуслышание пообещав всем существам дать высшее блаженство, он всех их обманул?!» Итак, в том же сочинении, 3.27] сказано: «Как дар слепцу, который в куче грязи нашел блистающую драгоценность, — такой же силы дар судьбы бесценный во мне родившаяся устремлё¸нность». Согласно сказанному, думайте Как прекрасно, что я обрел ее — и никогда не отступайте. Обдумывая это с разных сторон, неустанно повторяйте себе, что ни на миг не отступите. б. Не отступать от [устремлённости] недостаточно надо с большим усердием — три раза утром и три раза вечером ее усиливать. Если можете совершить весь ранее описанный ритуал, делайте как прежде. Ежели не можете, тогда, созерцая поле Собрания, поднося дары и осваивая любовь, сострадание и прочее, шесть разв сутки порождайте [устремлённость], исполняя сокращенный ритуал то есть произносите потри раза: «Вплоть до Пробужденья прибегаю к Будде, Дхарме и Общине высшей пусть благодаря даянью и другим деяниям стану Буддою на благо всех существ!» 461 ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 215 а В Практика неоставления существ Хотя об этом не говорится нив Светоче на пути, нив разделе о требованиях Ритуала устремлён- ности», в Толковании Светоча на пути (KHI 252a1-2) сказано: «Итак, никогда не оставляя заботы о живых существах, следует регулярно созерцать темы устремлё¸нности, размышлять о ее пользе, усиливать ее ритуалом порождения или обычным способом и заботиться о том, чтобы не забыть ее». Поскольку здесь упоминается отказ от оставления существ, следовательно, он не противоречит и смыслу основного сочинения и тоже должен практико- ваться. Признак оставления существ — появление из- за нанесенной обиды или по каким-нибудь другим причинам мысли Больше не буду заботиться об их благе». Г Практика двух накоплений Чтобы усиливать вдохновенную устремлён- ность после ее ритуального принятия, надо ежедневно усердствовать в накоплении заслуг посредством подношений Драгоценностями другими способами. Хотя эта практика и не упоминается в первоисточниках, а только в высказываниях предшественников, она очень полезна. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ 559 § 2 Освоение средств, препятствующих утрате устремлённости в последующих рождениях Здесь две практики 1. Избегание четырех дурных факторов, приводящих [устремлённость] в упадок. 2. Освоение четырех благих факторов, препятствующих упадку Когда в Главе Кашьяпы» (CHA 120a6-b6) из Груды драгоценностей говорится об избегании четырех факторов, способствующих забвению или не- проявлению устремлённости в других жизнях, и об упрочении четырех факторов, способствующих памятованию или полному проявлению устремлённости вплоть до достижения Пробуждения, то это относится к обязанностям того, кто породил вдохновенную устремлённость. В Комментарии к Главе Кашьяпы”» (Толкование Главы Кашьяпы” из Ратнакута-сутры», № 4009 JI 206b3-207a4) повествуется, что из четырех дурных факторов обман руководителя, наставника, Учителя или достойной почитания личности следует рассматривать в двух аспектах объектов и деяния]. Объекты. Относительно руководителя и наставника все понятно. Учитель — это желающий помочь. Достойная почитания личность — тот, кто к ним не ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 215 б причисляется, но также обладает большими достоин- ствами. Если задаться мыслью, какое же действие по отношению к таким объектам считается дурным фактором, то ответ в том, что дурной фактор — это сознательный словесный обман одного из объектов. Обман состоит в следующем объекты проявляя сострадание, растолковывают нам поступки, а мы морочим им головы лживыми словами, — таково разъяснение Комментария. Тибетские же Учители считали, что сюда включаются всевозможные умышленные способы обмана. Однако есть и обман, несвязанный со словами, который объяснен ниже как й дурной фактор. Поэтому для го фактора характерен обман именно лживыми словами. Ведь в Собрании практик (KHI 35a2-4) сказано, что полностью отброшенные дурные факторы — это благие факторы противоположностью — противоядием против данного фактора является первый из четырех благих факторов Например, спросив некий совету ламы ноне последовав ему, говоришь по секрету другу, чтобы помалкивал об этом, а то Благой друг услышит, что ты иначе поступил, чем он советовал — так ученик совершает умышленное морочение головы Учи- теля. [Второй дурной фактор — старание вызвать сожаление у человека с чистой совестью. Здесь тоже два аспекта) объект — это другой добродетельный индивид, не чувствующий сожаления (2) деяние — это умышленное провоцирование сожаления о том, что не дает повода для сожаления. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а В Комментарии к Главе Кашьяпы”]» указывается в качестве примера) на лицемерное одурачивание безупречно выполняющих такую же как и ты практику. Утверждая, что для обоих факторов нет разницы — удался обман или не удался, вызвано или не вызвано сожаление, — по-видимому, не противоречу Комментарию. Однако в Комментарии приравнивается к обману и второй [фактор]. [Третий дурной фактор — говорить непочтительными или подобными словами об истинно вступивших в Махаяну. Что касается объекта то одни полагают, что это обладатели устремлённости, принятой посредством ритуала. Другие считают, что это породившие устремлённость в прошлом и необязательно обладающие ею сейчас. Эти мнения несостоятельны, поскольку противоречат сутре В Комментарии Главы Кашьяпы»] сказано лишь «Бодхисаттвы», — но это не вносит ясности. В других местах находим много указаний, что истинно вступившими в Махаяну являются те, кто принял обет бод- хисаттвы. Но, думается, что необходимо и сохранение обретенной устремлённости. Деяние — это непочтительное высказывание о них и тому подобное. Считаю, что такое высказывание должно быть вызвано злобой, — это согласуется с Комментарием Главы Кашьяпы»]. В Комментарии Светоча на пути говорится, что фактор допущен, когда объектом высказывания являются те, кто ищет Дхармы бодхисаттв, кто верит в Махаяну или желает ее практиковать, а целью — их отвращение от нее. Однако, по-видимому, для допуще- ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 216 б 562 ния этого фактора достаточно, чтобы кто-нибудь понял смысл непочтительных слов]. Непочтительные слова — такие, в которых не выделяются отдельные недостатки например, говорим У него дурные наклонности». Оскорбительные слова — когда высказываемся подробнее, например Ведет нецеломудренный образ жизни Непристойные слова — когда пускаемся в подробности, например Таки разэтак предается разврату И дурные слова — добавляются к каждому из трёх предыдущих. Так объясняется в Комментарии Главы Кашьяпы»]. А мы склонны к таким речами пагубность их велика, о чем вкратце уже говорилось. Также ив Сутре чуда прочного сотворения великого покоя сказано, что сколько бодхисаттва допустит презрительных мыслей в адрес другого бодхисаттвы, столько кальп он должен будет пребывать в аду в то время как из-за всех других проступков — за исключением злословия обод- хисаттве — бодхисаттва не должен будет пасть в дурную участь. Ив Собрании драгоценных достоинств Праджняпарамиты]» (24.5) говорится: «Когда не получивший предреченья бодхисаттва озлоблен, ищет ссоры с получившим, он должен будет столько кальп повторно панцирь надевать, сколько мгновений длилась эта злоба». Иначе говоря, сколько живет такая гневная мысль, столько кальп придется с самого начала проходить ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а путь происходит очень большое удаление от Пробуж- дения. Поэтому обязательно надо во всех случаях подавлять гнева если все же возник, сразу раскаяться и обещать больше его не допускать. Как говорится там же (Кто осознал, что эта мысль нехороша, кто от нее, раскаявшись, отречься обещает, не радуется, унывает, — тот на самом деле Дхарму Будды практикует». Если порой предаваться злобе, то имевшиеся раньше любовь и сострадание слабеют, а впервые их породить становится трудно, даже долго стараясь так подсека- ется корень устремлённости. Если же, подавляя препятствующую злобу, осваивать [устремлённость], как описано выше, то она все усиливается, пока не станет безмерной. Или, как говорится в Толковании логики Глава сиддхи, Если не вредит противник гнев, [ устремлё¸нность] станет естеством души». И еще (Если любовь и подобные свойства в душе вызревают, произрастая из добрых семян, посеянных прежде, где же еще пребывать им, если не в ней?!» [Четвертый плохой фактор — это притворство и лживость в отношениях с другими отсутствие искрен- ности. Объект — какое-нибудь другое существо. Деяние — когда с ним нечестно поступаем. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ В Комментарии к Главе Кашьяпы”]» (JI 207a4) поясняется, что искренность — это душевная подлинность. Нечестность — мошенничество при измерении, взвешивании и т. п. А Гьелва Ежунг приводил такой пример вместо того, чтобы отдать подношения, предназначенные подвижникам Рагмы, — отдать их жителям Толунга, а подвижникам Рагмы спокойно пообещать дать потом. В Антологии [Абхидхармы]» (RI 50b6-51a1) сказа- но: «Оба, притворство и лживость, возникают из-за привязанности к обретениям и почестям в их основе может лежать и страсть, и заблуждение. Притворство — это попытка при отсутствии достоинств производить впечатление их наличия. Лживость — маскировка своего порока». «Маскировка» здесь означает скрывание своего порока при помощи уловок. Освоение четырех хороших факторов, препятствующих упадку устремлённости] Объект первого из четырех хороших факторов все существа. Деяние — это полный отказ сознательно произносить лживые слова даже ради спасения жизни или в шутку если так делать, то обман таких выдающихся ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б людей, как собственный руководитель и наставник, не случится. Объект второго хорошего фактора — все существа. Деяние — это безобманность, искренность, честность в отношениях с ними. Этот фактор — противоядие против четвертого плохого фактора. Объект третьего хорошего фактора — все бодхисат- твы. Деяние — восприятие [бодхисаттв] как Вселенских Учителей и соответственное их восхваление в четырех сторонах [света]. [Вот, например, мы вроде тужимся совершать добродетели, но признаков продвижения нет, а признаков упадка много. Это единственно из-за злобы, презрения к бодхисаттвам и помощниками обличения их недостатков. Поэтому, если мы способны никогда не обличать недостатков помощников и бодхисаттв, то, как говорится в Собрании практик, не будем испытывать никакого вреда от существ. Но поскольку не знаем, кто является бодхисаттвой, то, согласно Вопросам Кашьяпы» (CHA 120b5), приходится осваивать чистое видение восприятие всех существ как Вселенских Учителей. Что же касается прославления их достоинств, то, если итак находятся слушатели, — нет проступка, если не прославляем их, ходя повсюду. Этот фактор — противоядие против третьего плохого фактора. Объект четвертого хорошего фактора — существа, духовно созревающие с вашей помощью. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 218 а Деяние — не побуждать их к ограниченной колеснице, а помогать устремиться к совершенному Про- буждению. То есть, со своей стороны, вы должны побуждать к этому учеников, но если в них не возникает помысел о Пробуждении, вашей вины здесь нет, поскольку они могут быть неспособны к достижению. С помощью этого избавляемся от второго плохого фактора, так как, если от всего сердца желаем привести других к высшему счастью, мы не станем делать нарочно того, что может вызвать у них мучительное сожаление. В Вопросах льва (KHI 35a6-7) сказано: «Коль нам во всех перерождениях стараться даже во сне не утерять священной бодхичитты, то разве можно наяву ее терять?! Сказал Победоносный “Повсеместно, во всех деревнях, городах иль странах, в которых, может быть, вам жить случится, везде людей зовите к Пробужденью, — тогда и устремлё¸нность сохранится”». В Устройстве земли Манджушри» сказано, что устремлённость не теряется, если, помимо прочего, испытываем четыре благих чувства подавляем гордыню, выкорчевываем зависть, скаредность, а видя благосостояние и преуспеяние других, радуемся. Ив Драгоценном облаке ясно показано, здесь и далее Если практиковать устремлё¸нность при всех действиях и вызывать ее в себе перед каждым благодеянием, то драгоценная устремлё¸нность не потеряется ив других жизнях. Если много, много правильно творить...» ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б 567 3. Методы исправления нарушений |