Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ

  • ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ 231 б 6031.

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница39 из 50
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   50
    К ПРОБУЖДЕНИЮ а
    метод, — значит злословить о прекрасных прошлых рождениях нашего Учителя То было время, когда не постигался высший смысл».
    Думать: Разносторонняя практика даяния и других деяний оправдана при отсутствии устойчивого постижения пустоты но, если оно наличествует, его вполне достаточно, — тоже весьма ошибочный взгляд. Если бон был верным, то бодхисаттвам, дошедшим до великих уровней нерассудочного созна- вания
    477
    , прямо постигающего абсолютную истину, а особенно бодхисаттвам восьмого уровня, на котором их нерассудочное сознавание обретает силу, деяния были бы ненужны. Но это невозможно, поскольку в Десяти уровнях сказано:
    «Хотя на каждом из десяти уровней имеется своя главенствующая [парамита] — даяние и прочие, — практика других тоже не отсутствует».
    То есть на каждом из десяти уровней практикуются шесть или десять парамит. Также о них толкуют и почтенные Непобедимый, Нагарджуна и Асанга. Поэтому иная их интерпретация невозможна.
    Особенно на восьмом уровне, когда покончено со всеми омрачениями, когда пребывают в абсолютной истине — полном успокоении рассудочной деятельности если бы эти будущие Будды руководствовались одним лишь постижением пустоты они не могли бы стать Пробужденными ведь шраваки и пратьекабудды тоже достигают полного отсутствия мыслетворения
    479
    Увещевая: Опирайтесь на мое тело, сознание, чистую землю и другие безмерные достоинства По-
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ б а
    скольку у вас нет моих сил и других совершенств, радейте о них Размышляйте о неспокойствии существ, об их возбужденности из-за разных омрачений! Не оставляйте терпения и т. д, — Будда указывает на необходимость практиковать деяния бодхисаттвы. Поэтому думать, что для Пробуждения достаточно некоего тонкого самадхи, и отбросить остальное — значит смешить мудрых. Как раз об этом говорится в Десяти уровнях (О сыны Победителей, бодхисаттву, находящегося на этом непоколебимом уровне бодхисаттв, — пробудившего силу прежней клятвы и пребывающего в потоке источника Дхармы
    481
    , Победоносные Будды считают приближающимся к осуществлению сознания Татхагаты».
    Относительно этих слов Будда сказал:
    «Хорошо сказано, сын семьи, хорошо Это состояние также является абсолютным терпением, делающим возможным осуществление всех качеств состояния Будды. Но, поскольку у вас нет моих десяти сил, опор бестрепетности и других совершенных качеств состояния Будды, проявляйте усердие в стремлении к этим совершенным достоинствам. Не оставляйте итого источника терпения
    483
    Хотя, сын семьи, ты и достиг этого спокойствия, совершенной Свободы, размышляй о том, как неспокойны дети — простые существа, каких осаждают всевозможные омрачения как они всячески ссорятся.
    Также, сын семьи, помни о прежней клятве — о достижении цели-ради-существ и о непостижимой двери сознания А она, благородные сыны, — это сущность явлений. Появляются Татхагаты в мире, или нет, эта ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    сфера реальности (дхармадхату) существует всегда соответственно, все явления пусты все явления нереальны. Она не является исключительной особенностью
    Татхагат; этой неумозрительной сущности явлений достигают также все шраваки и пратьекабудды.
    Благородные сыны, вам следует опираться на мое безмерное тело, безмерное сознание безмерный мир Будды, безмерное проявление сознания на безмерную сферу света, безмерные чистейшие особенности моего голоса и таким образом самим реализовать такие же достоинства Вот, например, сколько пути задень проходит при попутном ветре парусник, выплывший в океан, столько пути до выхода в океан, пока приходится старательно грести, ему не пройти и за сто лет. Таки когда достигаем восьмого уровня сколько тогда без особого усилия проходим по пути всеведения, столько пути, пока не достигли этой стадии, мы неспособны пройти, усердствуя даже в течение ста тысяч кальп. Так сказано в Десяти уровнях (242a1-5). Поэтому говорить Существует быстрый путь, — и не практиковать деяний бодхисаттвы — значит обманывать себя.
    Можно придерживаться ошибочного мнения и не утверждая, что даяние и другие [парамиты] ненужны «[Парамиты] совершенны у того, кто не имеет никаких мыслей. Он ведь не привязывается к понятиям дающий, дар, принимающий поэтому его даяние — без реалистических представлений и, следовательно, совершенно. Таким же образом у него совершенны и остальные [парамиты]; а также потому, НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ а
    что, как говорится в сутрах, каждая из них заключает в себе все шесть».
    Если бы они были совершенны лишь из-за этого, то, поскольку иноверцы тоже не привязаны к таким понятиям вовремя погружения в безмятежность однонаправленного состредоточения, стало быть, и у них тогда совершенны все парамиты. В частности, шраваки и пратьекабудды, когда они — как говорилось в вышеприведенной цитате, — достигнув сущности явлений, избавляются от рассудочных мыслей, тоже были бы совершенны во всех бодхисаттвенских деяниях и оказались бы махаянистами.
    Если же придерживаться мнения, что достаточно этого безмыслия, ибо в сутрах говорится, что каждая из [парамит] включает все шесть, то, поскольку и о подношении мандалы говорится Поднося [мандалу], умащённую коровьим навозом и мочой, — те. сказано о том, что в ее подношении заключены все шесть [парамит], — выходит, что следовало бы заниматься только им.
    Поэтому относительно деяний соединенных с воззрением, и мудрости, соединенной с методом можно сказать следующее когда, например, мать, мучительно переживающая смерть любимого ребенка, разговаривает с другими и т. п. — сила её страданий не теряется, однако необязательно все её душевные состояния в это время мучительны. Подобно этому, если мудрость постижения пустоты имеет большую силу, то, хотя мысли, поглощенные даянием, поклонением, обхождением посолонь или декламацией, и не являются постижением пустоты они не лишены окраски или силы этого постижения ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ
    К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    Подобно же, если перед началом медитации с большой силой вызвать в себе устремлённость, то, хотя вовремя медитативного сосредоточения на пустоте и не будет самой устремлённости, ее оттенок не пропадет.
    Поэтому такое даяние с окраской постижения пустоты называется даянием без реалистических представлений, но если мысли о даянии полностью отсутствуют, то даяние невозможно. Также и с остальными
    [парамитами]. В таком же духе следует понимать и неразлучность метода с мудростью.
    Также не надо заблуждаться по поводу высказывания, что плоды накопления заслуг — это сансарные тело, благосостояние, долгая жизнь и прочее. Это верно в том случае, если отсутствуют искусность в методах и мудрость но если ими руководствуются, то они заслуги) вполне служат основой для Освобождения и всеведения. Согласно сказанному в Драгоценном ожерелье (Царь, в том сущность Тела Формы (рупакаи), что оно рождается из накопления заслуг».
    Подобные высказывания бесчисленны.
    А если выговорите, что иногда можно превратить в причины состояния Будды даже все злодеяния и омрачения ведущие в дурную участь, а также утверждаете, что иногда причины высокого положения даяние, нравственность и другие добродетели являются причинами сансары и не могут служить причинами Пробуждения, то хотелось бы, чтобы вы упорядочили мысли, а потом уже высказывали их.
    Также не надо заблуждаться относительно таких высказываний в сутрах:
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ а
    Даяние и остальные из шести [парамит, совершаемые с привязанностью к реальному, — дело Мары».
    Это говорится в сочинении Три набора (YA Когда при совершении даяния и соблюдении нравственности впадаешь в реалистические представления и фанатично цепляешься за них, — каждый раз раскаивайся».
    И в Вопросах Брахмы (BA Всякий анализ — мыслетворение;
    полное отсутствие мыслетворения — Пробуждение».
    Смысл первого высказывания в том, что даяние и прочие [парамиты], побужденные ошибочным пристрастием к двоякой самости, являются нечистыми и поэтому считаются делом Мары, но здесь не говорится, что даяние и прочее само по себе — дело Мары; иначе, поскольку здесь упомянуты все шесть [парамит], медитацию и мудрость тоже следовало бы считать делом
    Мары.
    Второе изречение тоже указывает, что нечисты деяния, побужденные ложным пристрастием, ноне учит, что не надо опираться на даяние и другие
    [парамиты]. Если было бы иначе, в словосочетании когда при даянии впадаешь в реалистические представления небыли бы нужны слова когда ... впадаешь в реалистические представления, следовало бы говорить Раскаивайся в даянии, — а не так, как сказано.
    Согласно Последней ступени созерцания, подобный ответ существенно важен, поскольку, неправильно поняв эти изречения, можно свести все деяния к це-
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б

    593
    плянию за признак самости индивидов или явлений и пренебрежительно считать их обладающими признаками. Если бы мысль о даянии Дам эту вещь, — или зарок Этого проступка больше не сделаю, — и все подобные благие рассудочные мысли были бы цеплянием затри фактора — цеплянием за самость явлений, то обретшим воззрение отсутствия самости явлений следовало бы всегда избегать их, подобно ненависти, гордыне и прочему, а не осваивать их специ- ально.
    Если бы все мысли Это — то, — сводились бык представлению о трех факторах — цеплянию за самость явлений, то, когда по простой необходимости удостовериться думаем Это — то, Из этого возникает то, В этом такие-то пороки и такие-то достоинства (при обдумывании достоинств благого друга при размышлении о благоприятном рождении, о смерти и о страданиях дурных участей, при обращении к Прибежищу, о том, что деяния приносят соответственные плоды, при освоении любви, сострадания и устремлён-
    ности, при исполнении всех требований практической
    устремлённости), — чем больше возрастала бы уверенность в этом, тем больше увеличивалось бы цепляние за самость явлений.
    И насколько возрастала бы убежденность в отсутствии самости явлений, настолько уменьшалась бы уверенность в этом пути. Поэтому деяния и воззрение стали бы такими противоположными, как жар и холодине было бы возможности взрастить твердую и долговременную уверенность в них обоих. Таким образом, как нет противоречия в том, что достижение Дхармакаи и Рупакаи относятся к периоду НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ а
    плода таки в периоде путине должны противоречить друг другу обретение уверенности в недискурсивности, не содержащей ни пылинки реалистического цепляния за признаки двоякой самости, и обретение убежденности, что из этого возникает то или это изъяна это достоинства».
    Более того, поскольку основное воззрение основывается на способе определения двух истин, то, если убедиться, что достоверное познание, устанавливающее при помощи свидетельств и логики абсолютную истину, определяющее подлинное состояние или истинный способ существования всех сансарных и несансарных явлений как полное отсутствие само- бытия, и относительное достоверное познание, устанавливающее без малейшего путания причини следствий отдельные подлинные причины и следствия, оба гармонируют между собой, а вовсе не вредят друг другу, — это считается постижением смысла двух истин и раскрытием замысла Победителя. Как в этом убедиться, будет разъяснено в разделе о проникно-
    вении.
    Смысл третьего изречения (те. цитаты из Вопросов Брахмы) заключается в следующем. Поскольку этот раздел сутры посвящен анализу возникновения и т. п, то ради указания, что даяние и другие [парамиты] не возникают реально, словом «мыслетворение» указывают лишь на обозначенное мыслью, а не на то, что их (пара- миты) надо отбросить.
    Поэтому, пока не достигнуто состояние Будды, не возникает обстоятельств, в которых не надо было бы практиковать деяния следовательно, шесть парамит и другие деяния практиковать необходимо.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    И если сейчас искренне стараться их практиковать, то практикуемое благодаря этим стараниям осуществляется. А те деяния, которые мы пока что неспособны практиковать, тоже будут быстро освоены, если поставить это своей целью и накапливать заслуги, очищаться от проступков, многократно молиться ради обретения способности к их практике. Кто, не удовлетворяясь этим, встает на позицию, что раз сам не понимает, то и делать не надои говорит Нет нужды практиковать их, — создает проблемы и себе, и другим. Не следует создавать условия для заката Учения!
    В Собрании из всех сутр (KI 164a2-4) говорится:
    «Исследовать необусловленное
    490
    , но отвергнуть обусловленное, то есть добродетели, — дело Мары.
    Изучать путь Пробуждения, ноне искать пути Парами- ты — дело Мары».
    И еще:
    «Бодхисаттве, неискушенному в методе не следует проявлять рвение к самой глубокой Дхарме».
    И в Непостижимой тайне (цит. по Последней ступени созерцания, KI 67b4-7) сказано:
    «Сын благородной семьи Огонь, например, горит на основе топлива. Если основа исчезает, огонь гаснет. Таки мысль воспламеняется на основе объекта. Если объекта нет, мысль угасает.
    Искусный в методе бодхисаттва посредством чистейшей парамиты мудрости умеет устранить объект как реалистическое понятие и при этом не устраняет мысленного объекта, представляющего собой корень добродетели, не НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ а
    допускает мысленной опоры в виде
    омрачений, опирается мыслью на парамиты, исследует объект — пустоту смотрит на всех существ как на объект великого сострадания».
    Указанные случаи отсутствия и наличия объекта надо различать. Также необходимо развязывать путы
    омрачений и цепляния за признаки (реального существования) и крепко препоясаться веревкой практики. Необходимо истреблять два вида проступков и не истреблять благодеяний. Поэтому «препоясывание» практикой и привязывание к признакам не одно и тоже. Ослабление соблюдения обетов и ослабление пут цепляния за я — тоже разные вещи.
    Всеведение — результат множества причин нескольких недостаточно. Поэтому, когда кто-то говорит Одной веревкой можно тащить сто птиц, — и вместо того, чтобы, обретя благоприятное рождение, всячески придавать ему смысл, ничего не практикует, кроме отдельных фрагментов пути, — это неблагой друг, закрывающий дверь двух накоплений и сопутствующий небла- гим деяниям.
    Практики большой и малой колесниц отличаются именно тем, что впервой накапливают безграничные заслуги, а во второй — нет ведь ограниченная и малая — это названия одной и той же колесницы, а ограниченная значит «односторонняя».
    Если даже для получения таких ничтожных результатов, как еда, питье и прочее, что сейчас имеем, потребовалось множество причини условий, то никак нельзя думать, что для достижения величайшей цели человека — состояния Будды достаточно чего-то одностороннего ибо сущность зависимого происхождения в том, что результат соответствует причине.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б
    НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАКТИКИ а
    Подразумевая это, в Белом лотосе, сутре посвященной состраданию, сказано, что ограниченное создает ограниченное, а безграничное — безграничное.
    «Сутра о происхождении Татхагат» (GA 80a4-b1) тоже подробно повествует:
    «Татхагаты происходят не от одной причины. Как же О сын Победителей, именно миллионы подлинных бессчетных причин создают Татхагат. Какие это миллионы Это несметные подлинные причины из накоплений заслуги прозрений».
    И в Сутре проповедей Вималакирти» (MA 183b3-
    184a1) подробно говорится:
    «О друзья, тело Татхагаты поистине результат многих сотен заслуг. Поистине произошло из всевозможных благих качеств. Поистине произошло из безмерных путей блага».
    И покровитель Нагарджуна говорит (Драгоценное ожерелье, Когда причины Рупакаи Будды и то неисчислимы, как причины мира, то можно ли исчислить причины Дхармакаи?!»
    Такая практика метода и мудрости, сводящаяся к шести парамитам, является, как уже говорилось, общей для обеих Мантра(яны) и Парамита(яны). Ведь во множестве великих источников Мантра(яны) — везде, где только говорят о божественных дворцах и обитающих в Мандале] божествах как об аспектах сознания, — неоднократно указывают на совершенный путь Парамита(яны): на шесть парамит, тридцать семь факторов Пробуждения, шестнадцать аспектов пустоты и т. д.
    То есть за исключением нескольких индивидуальных черт, таких как использование желания на пути, и некоторых других, которые одна из этих колесниц отбрасывает, а другая применяет, все остальное у них общее.
    Если, хорошо поразмыслив над вышеизложенным как над семенем, не убедимся в необходимости полного и всестороннего набора средств пути, тона- чало общего пути Махаяны останется незавершенным. Поэтому мудрые твердо убеждаются в этом и всячески увеличивают свои способности к высшей колеснице.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ
    Этапы практики
    [бодхисаттвы]

    
    Здесь две темы методика практики общей
    Махаяны; методика практики особой Ваджраяны.
    600
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    Методика практики общей Махаяны]

    602
    
    Здесь три части 1. Воспитание в себе желания практиковать деяния бодхисаттвы. 2. Воспитав его, принимаем обет бодхисаттвы. 3. Методика практики после его принятия.
    ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ БОДХИСАТТВЫ
    231 б

    603
    1.
    
    Ив Винае, ив Тантре, пока не приняты соответственные обеты, о требованиях практики слушать нельзя. Но здесь не так сначала как следует изучают требования практики, тренируются в них, затем, если возникает желание их исполнять, принимают обет.
    По этому поводу в Уровнях бодхисаттв» (WI 85a4-6) говорится:
    «Истинно желающему принять обет нравственности бодхисаттвы сначала следует изложить те обязательства и особенности проступков бодхисаттвы, воздерживаться от которых учит данное сочинение, основанное на Корзине бодхисаттв». Знайте, что бодхисаттва является стойким, если его побудило к принятию обета то, что он всем сердцем обдумали проницательно исследовала не был побужден другими или соперничеством с другими.
    И также он стоек, поскольку хранит подлинно принятые обеты в соответствии с ритуалом и размышляет о них».
    Поэтому если ознакомиться с требованиями практики, сделать их предметом размышлений и, воспитав таким образом искреннее стремление к практике, принять обет, то он бывает весьма устойчив. Значит, такое средство прекрасно. Но об этом буду говорить ниже, ибо, если говорить дважды — и теперь, и ниже, — бремя слов стало бы слишком тяжким.
    ЭТАПЫ ПРАКТИКИ а

    604
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   50


    написать администратору сайта