Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ Когда сострадание в форме желания, чтобы все полностью избавились от страдания — будто любимый ребенок от несчастья, — начинает течь спонтанно, естественно, тогда оно обретает совершенство, обретает имя великого сострадания». То есть, когда возникает естественное сострадание ко всем существам, такое же сильное, как сострадание материк ее бесценному страдающему малышу, — набор признаков великого сострадания полон. Такова же и нужная степень зарождения великой любви. Далее в Первой ступени созерцания (KI Когда, побуждаемые осваиваемым таким образом великим состраданием, даем клятву спасти всех существ, устремлё¸нность, сущность которой — вдохновенное устремление к высшему, истинно совершенному Пробуждению, зарождается без всякого усилия воли». То есть причиной этой вдохновенной устремлённости обязательно является охарактеризованное выше великое сострадание. Такова же и нужная степень зарождения устремлённости. Но это не устремлённость продвинувшегося по пути здесь говорится об устремлённости начинающего. В Собрании Махаяны» (гл. 5, заключ. стих) сказано: «Бодхисаттва, [ устремл¸ённость обретая, наделенную возвышенностью, силой и, конечно, постоянностью стремления, — начинает три неизмеримые 425 ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 200 а То есть чтобы бодхисаттва начал три неизмеримые он должен зародить такую устремлённость. Поэтому знающим основы Махаяны смешно смотреть на того, кто, будучи далек от этого, явно утверждается в гордыне, ложно полагая, что [устремлённость] обретена, крайне ошибочно приняв за нее лишь зарождение мысли Да стану Буддой ради блага всех существ ради этого буду вершить добро. Не осваивая устремлённость как сущность наставлений, ища чего-то другого и усердствуя в этом, такой лишь желает пройти побольше стадий совершен- ствования. Ведь во многих текстах пишется, что святые бод- хисаттвы многие эпохи взлелеивают [устремлён- ность] как сущность духовной практики тем более должны ее взращивать лишенные опыта. И никто не говорит, что нельзя осваивать другие (средства) пути говорится лишь, что все правила воспитания устремлённости необходимо исполнять как сущность наставлений. Даже если и указанное переживание неподдельной устремлённости] еще не зародилось, знакомый с обязанностями махаяниста и имеющий твердую веру в Махаяну может сначала принять устремлён- ность и обет [бодхисаттвы] при помощи ритуала, а потом воспитывать устремлённость. Подобно же во Введении в практику сначала (изложено) принятие обета и устремлённости, затем способы развития устремлённости подробно обсуждаются в разделе о медитации — практике шести парамит. Но, чтобы стать для нее подходящим сосудом, нужно многое воспитать в себе, размышлять о пользе [устремлён- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б а 519 ности], облагораживать сознание Семеричным ритуалом и обращением к Прибежищу, а также ознакомиться с обязанностями [махаяниста] и возжелать их исполнять. Поэтому высказывание, что для продвижения по пути необходим прогресс в постижении пустоты — это еще формальность а в высказывании, что для продвижения по пути необходим прогресс враз- витии устремлённости, никакой формальности уже нет. В трактатах, наставляющих о Парамите 426 , этом единственном пути, по которому идут все Победители, упоминаются двадцать две разновидности устремлён- ности 427 . Сведения о них следует почерпнуть из сочинений великих подвижников, объясняющих способы продвижения по пути. В Освоение ответственного решения После освоения любви и сострадания углубляйтесь в мысль Ведь эти родные и милые мне существа таким ужасным образом лишены счастья и терпят страдание как же принести им счастье и освободить от страдания — и воспитывайте в себе самозабвенную готовность принять ответственность за их Освобождение. Подобная установка уже должна была в некоторой степени начать зарождаться при освоении благодарности, но здесь указывается на недостаточность лишь любви и сострадания, когда просто желают, чтобы существа обрели счастье и избавились от страданий здесь необходимо зародить любовь и сострадание, ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ способные привести к решению Я помогу существам обрести благо и счастье!» И такое решение не должно иметь место лишь вовремя созерцания очень полезно держаться его постоянно, помнить о нем и после созерцания, во всех будничных делах. Как говорится в Средней ступени созерцания Сострадание должно присутствовать не только в медитации о сострадании, но и во всех повседневных делах осваивайте его все время ив отношении всех существ». Сострадание здесь упомянуто только как пример. Сказанное относится ко всем осваиваемым достоинствам. И великий Учитель Чандрагомин 429 сказал: «Если древо сознанья с безначальных времен горьким соком от омрачений пропиталось, сразу сладким не сделается оно. Разве может отдельная капля сока достоинств изменить его вкус?!» То есть, как не можем, например, подсластить очень горький толстый стебель горечавки несколькими каплями патоки, точно также, если лишь изредка и помалу осваиваем любовь, сострадание и другие достоинства, — ничего не сможем сделать со своим умом, с безначального времени пропитанным горечью омрачений. Следовательно, необходимо их осваивать постоянно. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б 521 § 2 Воспитание заботы о Пробуждении Следуя вышеописанными этапами, видим, что для осуществления цели-для-других необходимо Пробуждение, ив нас загорается желание его до- стичь. Но поскольку одного этого недостаточно, то сначала, исходя из созерцания достоинств тела, речи, ума и деятельности Будды, согласно ранее изложенному в разделе об обращении к Прибежищу, надо обрести благоговение, затем, как говорится, благодаря благоговейной вере созидается основа стремления. Поэтому надо породить искреннее стремление достичь таких достоинств, твердую убежденность, что и для достижения собственной цели требуется обрести все- ведение. В Первой ступени созерцания цитируется «Самад- хи джнянамудры» (Da 240b5-7), где сказано, что, хотя имеется много причин зарождения устремлённости, сострадание превосходит их все и особенно хорошо, когда ее порождают собственной силой 3 Определение порождения устремлённости к Пробуждению как плода практики Общая характеристика [устремлённости] уже дана в цитате из Украшения ясных постижений» 430 О видах ее, придерживаясь сутры Устройства древа, [Шантидева] сказал во Введении в практику (ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 202 а Как отлично желанье идти от процесса ходьбы, так, по мнению мудрых, отличны и два устремлё¸нности вида». Здесь говорится о двух видах устремлённости: вдохновенной и практической. Хотя в связи с этим существует много разногласий, следует понимать, что устремлён- ность с мыслью Да стану я Буддой ради блага существ или Я стану Буддой, — пока не принят обет [бодхисат- твы], является вдохновенной, независимо оттого, практикуются или не практикуются даяние и другие деяния. Когда принимается обет устремлённость становится практической. Поэтому поводу в Первой ступени созерцания) сказано: «Та устремлё¸нность, которая вначале есть поглощен- ность ума порывом Да стану я Буддой ради блага всех существ, — является вдохновенной. Практической устремлё¸нностью называется последующее принятие обета и начало накопления заслуги прозрений]». Хотя возможны многие возражения этому, распространяться не буду 431 ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б 523 2. Этапы воспитания [устремлённости] согласно Шантидеве В этой части три раздела из них первый А Размышление о пользе установки обмена себя на других и об ущербности отказа от обмена Во Введении в практику (8.120) говорится: «Кто хочет быстро сам спастись, других спасая, святое таинство пускай осуществляет, в котором он себя с другим взаимно местами благородно поменяет». И далее (Какое только существует в мире счастье — вс¸ё от желания, чтоб стали счастливы другие. Какие только есть страданья в мире — все от желанья счастья лишь себе. И что еще здесь стоит объяснять? Глупец старается для собственного блага, мудрец же трудится для счастья других вот каково их главное отличье. И коль свое не обменяешь счастье, взяв на себя страдания другого, ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ тоне достигнешь состоянья Будды, да ив сансаре счастья не увидишь». 432 Согласно сказанному, следует понимать, что себялюбие источник всех зола любовь к другим — источник всех благ. Идея обмена себя на других способна укорениться в уме благодаря освоению. Ум следует привычке. Бывало, только услышишь имя врага, как возникал страха если сдружиться с этим врагом, то, когда его нет, — тоскуешь. И, если привыкнуть смотреть на себя как на других и на других как на себя, нетрудно зародить готовность обмена себя на других. В том же тексте (8.119) сказано: «Трудного не надо отвергать если ты сумеешь подружиться стем врагом, чье имя вызывало страх, — станешь тосковать, когда с ним разлучишься!» И далее (Не так уж тебе трудно свое тело взамен других, страдающих, поставить». Может возникнуть вопрос Тела других — немо тело как же возможно зарождение такой мысли?» [Ответим]. Ведь и это тело, поскольку сформировалось из спермы отца и крови матери, состоит из частиц других тел, однако по привычке цепляемся за него как за свое. Подобно этому зарождается и любовь к телам других как к своему, если её долго осваивать. В том же тексте (8.158) сказано: «Раз ты вцепился в спермы смесь и крови других людей, е своим считая [телом], то также и к телам других старайся [относиться]». ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а Хорошо обдумав пользу установки обмена себя на других и ущербность обратного и почувствовав, благодаря этому, всеохватывающую тягу к ее развитию, а также осознав, что, если ее долго осваивать, она вполне может зародиться в потоке сознания, надо переходить к осуществлению. Б Этапы освоения обмена себя на других Выражение обмен себя на других или я поставлю себя на место другого, а его — на свое означает не воспитание такой установки, когда думаем Другие это я, Их глаза и прочее — мои, — а взаимо- замену двух позиций любви к себе и пренебрежения к другим. Это достигается порождением любви к другому, как к себе и пренебрежения к себе, как ранее к другим. Это также называется обменом своего счастья на страдание других, что происходит, когда, осознав, что врагом является себялюбие, все меньше думаем о собственном счастье и, отбросив пренебрежение к страданиям других, видя достоинства любви к другим, все больше заботимся об уничтожении их страданий. Одним словом — когда устремляемся к уничтожению страданий других, не беспокоясь о своем счастье. Воспитать такую установку мешают два препятствия представление, что основы своего и чужого счастья и страдания, я и другие, существуют порознь, независимо, как синий и желтый цвета из такого представле- ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 203 б 526 ния о счастье и страдании следует мысль Мои нужно соответственно созидать или уничтожать, а чужими можно пренебречь». Противоядием первому препятствию служит осознание того факта, что я и другие — не изолированные сущности, а взаимозависимые, ив отношении меня у других возникает мысль Другой, а в отношении себя у другого возникает мысль Я. Здесь такая же связь, как между понятиями тамошние горы и здешние горы. Здесь, например, в отношении тамошних гор возникает мысль Тамошние горы, а когда приходим к тамошним горам, возникает мысль Здешние горы». Поэтому это не так, как с цветами, где, как ни смотри на синий цвет, все равно возникает мысль, что это именно синий цвета не какой-нибудь другой. Об этом же сказано ив Собрании практик (KHI Когда мы привыкаем одинаково к себе и ко всем прочим относиться, становится стабильной устремлё¸нность. Взаимозаменимы я с другими итак же иллюзорны, как понятия тот берегу реки иль этот берег”: сам берег не бывает теми этими я, из-за которого становится он этим берегом, само не существует так как же он способен стать “другим”?» Этим поясняется, что я » и другие есть лишь во взаимозависимости они не существуют как самодовлеющие сущности. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а Для устранения второго препятствия — мысли Страдания других мне не вредят, поэтому не стоит трудиться для их уничтожения, — надо осознать сле- дующее. Если так думать, то выходит, что не стоит, опасаясь страданий старости, накапливать богатство в молодости, поскольку страдания старикане вредят молодому. Или же что руке не стоит облегчать боль ноги, поскольку рука одно, а нога другое, — так говорится. [На самом деле, старый и молодой, прежнее и будущее рождение — всего лишь примеры, такие же как вчера и завтра или утро иве- чер» и т. д. Возможно возражение, что, поскольку старый и молодой один и тот же поток сознания, а нога и рука принадлежат к одной и той же совокупности они не аналогичны я и «другим». Ответим. Потоки совокупности являются обозначением множества моментов и множества элементов соответственно они не являются независимыми, самодовлеющими сущностями. Как собственное я, таки я других обязательно входят в этот поток-со- вокупность. Поэтому я и другие определяются, опираясь друг на друга, и самостоятельно не суще- ствуют. Поскольку из-за безначальной привычки к себялюбию мы все же нетерпимы к собственным страданиям, то, если привыкнем любить других, станем нетерпимы и к их страданию. Устранив таким образом препятствия к идее обмена себя на других, перейдем к следующей теме. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ В Методика развития установки обмена себя на других Подумайте «Из-за себялюбия, существующего из-за привязанности к я, с безначальности санса- ры до настоящего времени снами случалось много нежелательного. Хотя мы, может быть, имели желание стать совершенными, но, отдавая предпочтение цели-для-себя, применяли неподходящие средства так проходили бесчисленные эпохи, но ни свои, ни чужие целине осуществлялись. Мало того, что целине осуществлялись мы испытывали лишь страдания. Если бы вместо помышления лишь о цели-для-себя мы больше думали о благе других, то, несомненно, давным-давно уже достигли бы состояния Будды и полностью осуществили все цели-для-себя и для-дру- гих. Не делая этого, мы теряли время в бессмысленных трудах». Когда, благодаря многим усилиям, с помощью внимательности и бдительности мы все это осознаем, величайший враг — себялюбие — больше не возникает, а возникнув, не длится, — поэтому мы должны вновь и вновь пресекать его. Во Введении в практику) сказано: «Это себялюбие миллиарды раз причиняло мне страдания в сансаре. Ты, мой ум, желал осуществить цель лишь для себя, но бесполезно пронеслись бесчисленные кальпы в изнурении большом и до сих порты лишь страдания одни осуществил». ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б И еще (8.157): Если бы прежде как следует ты осуществлял это дело благое, не был бы счастья лишенным сейчас, не говоря ужо счастье быть Буддой». Не поддерживая такого ущербного положения, необходимо неустанно воспитывать установку бескорыстной отдачи существам своего тела, богатства, корней добродетели и трудиться на благо тех, кому это отдаем, никогда не делая им ничего дурного. Поэтому надо избавляться от забот о собственном теле, благе и т. д. Во Введении в практику (8.137-138) говорится Другим принадлежу я, — это ты, мой ум, теперь потверже осознай, и ни о чем другом уже не думай, помимо блага всех живых существ. Тем, что уже отдал другим — глазами и т. п, творить не подобает собственное благо. Тем более не подобает вред чинить другим глазами и т. п, подаренными им». Подумайте: Если, отбросив мысль об [отдавании] тела и прочего на благо других, я устремлюсь к собственному благу или же употреблю свои тело, речь и ум для вреда другим, то насколько это раньше мне бесконечно вредило, настолько и сейчас — если поддамся такой глупости, ошибочно приняв ее за полезное, — это принесет мне страшнейшие страдания, — и не допускайте этого. Во Введении в практику (8.169-172) говорится: ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 205 а Минуло время то, когда из-за тебя, мой ум, я опечален полностью бывал. Теперь я зрю тебя, куда стремишься, вижу и уничтожу все твои обманы, спесь и козни. Отбрось надежду всякую на то, что ныне снова день для личных целей тебя другим я продаю в подмогу без тени сожаления. Трудись И если я по беспечности тебя вдруг не отдам другим, ты, без сомнения, толкнешь меня в объятья стражей ада! Так много-много раз ты отдавал меня на долгие мученья, но сегодня, припомнив вражеские выходки твои, я раздавлю в тебе слугу корыстной цели!» Также, черпая искренний энтузиазм из неустанных размышлений о пользе любви к другим, не допускайте пренебрежения к другим, а если возникнет, не позволяйте длиться. При этом, переживая симпатию, радость и дружелюбие к другим, порождайте — подобно тому как прежде любили себя — любовь к другим, согласно сказанному Других возлюби, как самого себя». Чтобы зародилась такая любовь к существам, необходимо осознать их доброту или понять, что они оказывают нам добрую помощь. То есть как зарождается любовь к плодородной земле, когда видим, что от посеянных хороших семян она дает большой и прекрасный урожай, таки любовь к существам зарождается, когда убеждаемся, что из почвы существ, если в нее сеять даяние и другие благие се- ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б мена, вырастают все временные и высшие блага. Об этом надо размышлять. Во Введении в практику (6.113) сказано: «И от существ, и от Победоносных равно рождаются все совершенства Будды; но разве правильно тогда Будд почитать, но не любить существ?!» Затем размышляйте согласно строфам, где говорится, что если убивать существ, это ведет в три дурных удела, а если их спасать от убиения, то ожидает продление этой жизни и счастливые уделы в будущей. Кроме того, в дурные или счастливые уделы идут в зависимости оттого, воруют ли у существ, или даруют им блага, ненавидят их или взращивают любовь и сострадание. В особенности от них зависит наше достижение состояния Будды, поскольку именно думая о них порождаем устремлённость и для их блага совершаем деяния при этом, когда мы опираемся на существ, даяние и прочие [парамиты] становятся совершенными — на радость существам. Ив Толковании “Устремлённости к Пробуждению (Нагарджуны, 76-80) говорится: «Желанные иль нежеланные плоды уделов мира несчастливых и счастливых возникли из благодеяний существам или, напротив, причиненья им вреда. Когда и высших состояний Будды мы достигаем, опираясь на существ, то разве стоит удивляться, понимая, что вовсе нет в трех сферах бытия ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 206 а такого блага нет ни у людей, ни у богов — у Брахмы, Индры или даже Рудры, и ни у Стражей мира четырех, которое возникло бы не силой благодеяний существам другим?! В адах, в мирах животных и упрет, среди страданий всевозможных, бед таких, которыми страдают существа, нет, чтобы не возникли от вреда, какой мы причиняем существам. Страданья от лишенья пищи и питья, прокалыванья и жестокого битья, неотвратимые и без известного конца возникли тоже от вреда, что причиняли существам». Там же рекомендуется с помощью размышления о том, что плод шраваки ниже из-за малости труда набла- го существа достижение высшего плода — состояния Будды происходит от великого труда на благо существ, даже на миг не привязываться к цели-для-себя. В той же работе (82-84) сказано]: «Как от яда, старайтесь избавиться от своего к существам равнодушия ведь, любви не имея, шраваки Пробужденья достигнут лишь низшего! Благодаря заботе неотступной о существах других и достигают Будды Пробужденья высочайшего. Удостоверившись в неотвратимости плодов благих и неблагих деяний, |