Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б как можно привязаться хоть на миг лишь к цели-для-себя?!» Поэтому сыны Победителей, сознавая, что полная отдача себя на благо других и плод — Пробуждение вырастают из ростка устремлённости, корнем которой является сострадание, отдают все силы его освоению. И когда, с обретением большого навыка, эти сострадание и устремлённость] становятся устойчивыми, естественно начинаются самые трудные и великие деяния. Об этом говорится в том же сочинении (Раз полная забота о других, равно как] Пробужденье, плод ее, взрастают из устремлё¸нности ростка, где корень — сострадание, сыны Победоносных взращивают этот корень]. А кто, трудясь, закрепит корень и росток — страдания других увидев, ужаснется и, отказавшись даже от блаженства дхьян, готов, чтобы спасти существ, хотя бы в ад идти, — тот восхищения и восхваления достоин. Вот — проявленье благородства наивысшего». Теперь пусть высказывания великих помогут вам обрести твердое доверие к перечисленным методам. Чжово с иронией сказал Тибетцы знают бодхисаттв, и не слыхавших, как воспитывать любовь и сострадание, — и когда его спросили, как же это делать, он ответил Их надо воспитывать постепенно, практикуя с самого начала». Лангритхангба сказал: ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 207 а Для Шавопы и меня существуют девятнадцать способов действий восемнадцать человеческих и один лошадиный. Человеческие действия — это все дела [18 профессий, после зарождения устремлё¸нности к высшему Пробуждению ставшие практикой на благо существ. Лошадиный способ — причинять всякий вред себялюбию, отвернувшись от него, не дающего зародиться, жить и развиваться устремлё¸нности, и всячески помогать существам, повернувшись к ним”». 435 Нэлчжорпа-ченпо сказал геше Тонпе: «Я владею самадхи равного введения ветров и другими самадхи». [Геше Тонпа ответил Даже если и большой барабан, в который бьют у самых ушей, не разрушит твое созерцание, нонет устремлё¸нности, проникнутой любовью и состраданием, — тебе предстоит перерождение в сферах, достойных денного и нощного покаяния». Речь здесь идет о пути, который приводит простых обитателей бесформной сферы, где перерождаются созерцавшие без устремлённости,] к перерождению вне- свободных состояниях. Камлунгпа сказал: «Если мы проявляем небрежение к существам, они отплачивают нам тем же». Укоренение или неукоренение Махаяны, подлинное примыкание или непримыкание к махаянистам — всё сводится к одному зародилась ли устремлённость]. Поэтому, если ее постоянно порождают, стремясь к ней всем сердцем, — это прекрасно. Но, если она не зарождается, не следует останавливаться на этом надо ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 207 б неотступно опираться на учащего устремлённости благого друга дружить с теми, кто поддерживает стремление к ней, читать наставляющее о ней Слово и комментарии, накапливать заслуги, чтобы породить ее, и устранять помехи к ее порождению. Если так упражняться, это, несомненно, приведет к полному созреванию семени [устремлённости]. Поэтому значение такого труда нельзя умалять, следует радостно усердствовать в нем. Как сказал великий Чжово: «В Ученье Махаяны кто войти желает, пускай хоть всю эпоху, напрягаясь, усердствует, чтоб устремлё¸нность породить, которая, подобно солнцу и луне, рассеивает мрак и унимает муки Нужная степень зарождения устремлённости 538 Об этом уже говорилось. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ Принятие [устремлённости] при помощи ритуала 540 Великий Чжово сказал: «Тот, кто желает устремлё¸нность воспитать, пусть долго и усердно осваивает любовь и прочие из четырех безмерных избавится от зависти, пристрастности, — тогда пусть ритуалом правильным ее он порождает». 437 Согласно сказанному, когда, духовно упражняясь, обретаем твердую основу для зарождения устремлённо- сти, следует исполнить ритуал ее принятия. В этой главе три раздела. Достижение недостигнутой [устремлённости]. 2. Сохранение достигнутой от нарушения. Методы исправления нарушений. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ 541 1. Здесь три подраздела I у кого принимается [устремлённость]; II кто может ее принимать III как проводится ритуал принятия У кого принимается [устремлённость] В Порядке действий Учителя (GI 256b2) ска- зано: «У наставника с необходимыми характеристиками». Это высказывание Чжово еще не вносит ясности. Великие предшественники считали недостаточным, чтобы Учитель имел вдохновенную устремлённость и исполнял ее требования требовали принятия практического обета Как сказал Джетари 438 : Придя прямо к благому другу принявшему обет бодхисаттвы...» В Десятке качеств (KHA 168a4-5) упоминается шравака, призывавший к зарождению устремлённости, но он лишь убеждал в достоинствах устремлённости] и ущербности ее отсутствия ритуала не проводил. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 208 а 542 II Кто может принимать [устремлённость] В общем, согласно сказанному Джетари: «...сыны и дочери благородной семьи, имеющие полноценные тело и ум». 439 Ее могут принимать боги, наги и все другие, кому тело и ум позволяют зародить вдохновенную устрем- лённость. Но, согласно Толкованию Светоча на пути Пробуждения (KHI Тот, кто удручен сансарой и памятует о смерти, обладает большой проницательностью и великим состраданием, достойными принимать обет вдохновенной устремлённости] мы считаем тех, кто, упражняя дух, прошел по ранее изложенным этапам пути и благодаря этому обрел небольшой опыт становления устремлённости. III Ритуал принятия [устремлённости] Здесь три параграфа из них первый ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ 543 § 1 Подготовительные занятия В них три части 1. Практика специального обращения к Прибежищу. 2. Накопление заслуг. 3. Духовные упражнения. Практика специального обращения к Прибежищу Здесь три дела (а) украшение места, выставление символов и расстановка подносимых даров (б) моление и обращение к Прибежищу (в) что нужно исполнять принявшему Прибежище. (а) В уединенном месте, вдали от дурных людей, наведите порядок и чистоту. Умастите его пятью коровьими продуктами, окропите благовонной водой, сандаловой и других душистых ароматов и усыпьте благоуханными цветами. Расставьте на небольшом возвышении, подставке или алтаре иконы, статуэтки и другие символы Трех Драгоценностей, Книги, образы бодхисаттв и подобное. Разместите балдахины, цветы и другие доступные подношения, музыкальные инструменты, яства, украшения и т. п. Приготовьте украшенное цветами сиденье для благого друга. Великие предшественники еще до всего этого накапливали заслуги, оказывая почести Сангхе и поднося бали- ны духам. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 208 б Если не имеете даров, то, согласно сказанному в Сутре счастливой кальпы» (KA 288b7), поднесите хотя бы кусок хлопчатобумажной ткани или что-нибудь вроде этого. Если же возможно, надо, не увиливая, старательно найти дары и подготовить, поражая воображение друзей. В Манг-Юл и Самье, когда тибетские Учители попросили Чжово о проведении ритуала устремлённо- сти, он сказал Поскольку подношения плохи, не зародится Относительно символов он сказал, что него- дится, если отсутствует освященный образ Главы Учения, и что должны быть книги Праджняпа- рамиты, по меньшей мере Собрание драгоценных достоинств]». Затем, согласно сказанному в Порядке действий Учителя (GI 256b3-4), приглашайте Собрание святых и, представив, что оно перед вами, вознесите славословие, трижды произнеся мантру облака подношений Затем Учитель побуждает ученика — умывшегося, одевшегося в красивую одежду и соединившего ладони зародить искреннюю веру в достоинства поля Собрания и, представив себя перед каждым из Будд и бодхисаттв, медленно исполнять Семеричный ри- туал. 443 Некоторые говорят При этом многие предшественники, принадлежавшие к линии преемственности Нагарджуны и Шантидевы, исполняли весь Семеричный ритуала принадлежавшие к линии Майтреи — Асанги исполняли лишь поклонение и подношение, ибо необходимость раскаяния в проступках вовремя исповеди делает ум безрадостным, ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а а для зарождения устремлённости необходим радостный энтузиазм...» Не следует так говорить. Поскольку великий Чжо- во сказал Перед ритуалом устремлённости и обета должны идти поклонение, подношение и т. д, — подразумеваются и все остальные части Семеричного ритуала. Ив Порядке действий Учителя (D3977 GI 256b3-5) ясно сказано, что перед ритуалом устремлён- ности следует исполнять все семь частей. Если бы аргументы другой стороны были справедливы, тем самым надо было бы признать, что у последователей школ Нагарджуны и Шантидевы [устремлённость] не заро- ждалась. (б) Моление и обращение к Прибежищу Затем, поскольку сказано, что Учителя надо воспринимать как Вселенского Учителя, поклонитесь ему с почтением, как Будде, поднесите дары, мандалу и, опустив правое колено на землю, молите об устремлён- ности: «Как в прошлом Татхагаты-архаты-истинно-совер- шенные-Будды и великосущные бодхисаттвы великих уровней впервые зарождали устремлённость к наивысшему истинно совершенному Пробуждению, таки я, по имени ..., молю наставника помочь мне зародить устремлённость к наивысшему истинно совершенному Пробуждению» 448 Произнесите это три раза. Затем исполняйте специальное обращение к Прибежищу. А именно: [Сначала порождайте общую мысль Обращаюсь с просьбой к объектам Прибежища к Будде — Победителю, к Дхарме — как Истине пути, главной целью ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 209 б которого является махаянское прекращение, к Сан- гхе — святым необратимым бодхисаттвам 450 ; молю Будду с этого времени и до тех пор, пока я не достигну сердца Пробуждения, быть Учителем Прибежища, Дхарму — подлинным Прибежищем, Сангху — другом, помощником в осуществлении Прибежища ради спасения всех существ». И в особенности, как говорится в Светоче на пути думая, что не оставишь их до самого достижения породите в себе горячее непоколебимое решение Никогда не отступлю от этой мысли — и обращайтесь к Прибежищу, действуя подобным же образом три раза произнесите: «Прошу внимания наставника Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу высших из людей — Будд Бхагаванов 452 ! Прошу внимания наставника Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу лучшего из учений — Учению [Махаяны], спокойному, свободному от страстной привязанности! Прошу внимания наставника Я, по имени ..., с этого времени до самого Пробуждения обращаюсь к Прибежищу лучшего из собраний — Сообществу святых необратимых бодхисаттв!» 453 Просьбой о внимании перед обращением к Прибежищу каждой из Драгоценностей и словами обращения к Прибежищу Дхармы этот вариант не сходится с другими но он полностью соответствует ритуалу, составленному Чжово. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ а в) Перечисление обязанностей, проистекающих из обращения к Прибежищу Наставник здесь должен перечислить те обязанности, которые были изложены в разделе о низшей личности. Накопление заслуг В Ритуале устремлённости» (GI 245b2-4) сказано, что на этом этапе опять-таки надо совершать поклонение, подношение и т. д. В Толковании Светоча на пути указывается, что надо исполнять Семеричный ритуал, вызывая в уме Будд, бодхисаттв, прошлых и теперешних друзей. Поступайте согласно указанию. Подношение Учителям из Семеричного ритуала, разумеется, надо совершать ив предыдущем подношении. Семеричный же исполняйте по тексту Пожелания добрых деяний или Введения в практику (2.1-65, 3.1-21). 3. Духовные упражнения В Светоче на пути (KHI 238b6) сказано, что устремлённость надо порождать, сначала вызвав в себе мысли о любви, сострадательно обозревая страдания существ. Поэтому после Семеричного вспоминайте темы воспитания любви и сострадания, изложенные ранее. ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 548 § 2 Основной ритуал Порождайте устремлённость перед наставником, соединив ладони и опустив правое колено на землю или сев на корточки, что тоже допустимо. То есть, как говорится в Светоче на пути (11): «... ты устремлё¸нность к Пробужденью порождай, клянясь не отступить от [цели]». И в Ритуале [устремлённости]» (GI 245b6): Порождаю до самого Пробуждения». Здесь имеется ввиду порождение не только лишь устремлённости: Для блага других достигну состояния Будды, — но и внутренней клятвы по отношению к этой устремлённости: Не отступлю, пока не достигну Пробуждения Такую установку следует порождать при помощи ритуала. Но, если неспособны исполнять обязанности вдохновенной устремлённости, не давайте клятвы. Если при помощи ритуала лишь породить мысль На благо всех существ да стану я Буддой, — то этого будет достаточно, независимо оттого, сумеете или нет исполнять требования устремлённости. Для вдохновенной устремлённости оба случая возможны, но никак нельзя принимать с помощью ритуала обет практической устремлённости, если чувствуешь себя неспособным исполнять требования практики. Поэтому большим заблуждением является мнение о линиях преемственности Нагарджуны и Асанги, что водной якобы можно совершать много ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б ритуалов принятия обета [бодхисаттвы], а в другой нельзя. Кроме того, некоторые учат о многократном ритуальном принятии обета вступления в духовную практику начинающего [бодхисаттвы], но при этом — из-за полного незнания общих требований, в частности коренных нарушений обета — не разъясняют особенностей его соблюдения. Это полная нелепость. В Сутре наставлений царю сказано: «Пусть нет способности совершать даяние и другие практики, но от одного лишь порождения устремлё¸нно- сти и то проистекает множество заслуг». На основе этого высказывания в Первой ступени созерцания » (KI 24a7) говорится: «Даже тому, кто вообще неспособен практиковать па- рамиты, следует ритуальным способом породить устрем- лё¸нность поскольку плоды е велики». Итак, совершенно ясно, что неспособному совершать даяния и другие практики [бодхисаттвы] порождать устремлённость можно а принимать обет [бодхисаттвы] нельзя. Ритуал принятия устремлённости таков О Будды и бодхисаттвы десяти сторон света Молю выслушать меня Прошу внимания наставника! Я, по имени ..., в этой и других жизнях заложил основы добродетели в виде природы даяния, нравственности и созерцания, практикуяих сам, побуждая практиковать других или радуясь, когда они их практиковали. Силой этих основ добродетели я, по имени, также как Татхагаты-архаты-истинно-совершен- ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 211 а 550 ные Будды и великие бодхисаттвы великих уровней в прошлом порождали устремлённость к наивысшему истинно совершенному Пробуждению, с этого времени до самого Пробуждения устремляюсь к наивысшему истинно совершенному великому Пробуждению! Не спасшихся существ спасу! Не свободных освобожу! Не вольных выведу на волю! Страдающих приведу в нирвану (Произнесите трижды.) Хотя ясно не говорится о необходимости повторять за наставником в обеих частях ритуала, при обращении к Прибежищу и здесь все же произносить вслед за наставником необходимо. Все это в том случае, когда наставник есть. Но если наставник не найден, надо делать так, как Чжово говорит в Ритуале устремлённости» (Если нет наставника, то ритуал порождения устрем- л¸ённости проводите сами. Вообразив Татхагату Шакья- муни и всех Татхагат десяти сторон света, совершайте церемонии поклонения, подношения и другие из Семеричного ритуала. Затем исполняйте все в той же последовательности, как выше обращение к Прибежищу и т. допустив лишь моление наставнику и все предложения, где упоминается слово наставник 3 Заключительная церемония Наставник должен перечислить требования вдохновенной устремлённости. ВЫСШАЯ ЛИЧНОСТЬ УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ б 551 2. Защита обретенной [устремлённости] от нарушений Необходимо знать, что выполнять для этого. Поэтому объясню, в двух параграфах § 1 Как заложить причины, препятствующие нарушению устрем- лённости в этой жизни. § 2 Как заложить причины, препятствующие утрате устремлённости в других рождениях. § 1 Здесь четыре [требования]: А — практика памятования пользы устремлённости для увеличения энтузиазма Б — практика порождать устремлённость шесть разв день ради ее усиления В — практика отказа от оставления существ, ради блага которых была порождена устремлённость; Г — практика накоплений заслуги прозрений. А Обдумываем пользу устремлённости, читая о ней в сутрах или слушая от Учителя. О пользе подробного- ворится в сутре Устройства древа (KA 309a3-325a3), поэтому ее надо читать. Как уже цитировалось оттуда, «[устремлённость] — семя всех качеств Будды. Говорится, что это — свод поскольку сводит в себе все деяния и ЗАРОЖДЕНИЕ УСТРЕМЛЁННОСТИ 212 а устремления бодхисатвы. То есть сколь бы ни были подробны и бесконечны разъяснения каких-либо элементов, если кратко их обобщить, это свод. Таки [устрем- лённость] называется сводом всех основных принципов пути бодхисаттвы. Польза, о которой говорится в Уровнях бодхисаттв» (WI 11a7-b1), — это польза вдохновенной устремлённости. Там описаны два вида пользы впервые порожденной устойчивой устремлённости: как священного поля и как кладезя всех благ неуязвимости. Первый аспект. Согласно сказанному «... для всего мира, богов и людей он становится объектом почитания, — как только у кого-то] зарождается устремлённость, он становится объектом почитания всех существ. И согласно сказанному Как только у кого-то] зарождается устремлённость, благодаря вступлению в благородную семью, он превосходит даже великих архатов», — становится высшим, величайшим. Также сказано Поскольку благодаря устремлённости даже малые благодеяния приносят бесконечно большие плоды, она — священное поле заслуги, поскольку поддерживает весь мир, она словно земля. Также она как отец для всех существ». Второй аспект. Породившего устремлённость] постоянно охраняют вдвое больше божеств-хранителей, нежели вселенского правителя даже если он спит, опьянен или совершенно беспечен, ему не могут причинить вреда местные якши или нелюдь. Используя тайные мантры и видьи 456 , он унимает заразные болезни, вред, недуги что не шло в руки существ отдает в их руки, а сколько еще делает! |