Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а Враги ж эти мощные — омрачения способны мгновенно забросить туда, в то пламя, какое и гору Сумеру, золы не оставив, сожгло бы дотла. И мне омраченья с времен безначальных враги, и древнее врагов не найти. Другие любезными станут, друзьями, как только почтительность к ним проявить. А к сквернам почтение если проявишь, последствием будут страданье и вред». Осознайте объясненную здесь пагубность [омрачений]. Устами Гонпавы: «Дабы отбросить омрачения необходимо осознать их пагубность, узнать их характеристики, причины проявления, противоядия против них. Когда осознана их пагубность, они рассматриваются как пороки, воспринимаются как враги. А если не осознать их пагубность, они как враги не воспринимаются. Поэтому следует поразмыслить над ее описанием в Украшении сутр и Введении в практику”». И еще А чтобы узнать характеристики омрачений, следует прослушать Абхидхарму или хотя бы Объяснение пяти совокупностей». Ознакомившись с главными и вторичными омрачениями, надо, как только в душе возникает страсть, гневили какое-нибудь другое омрачение, опознать его Вот возникло такое-то и такое омрачение, — и сражаться с ним». Такое опознавание [омрачений] и нужно. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б 392 2. Накапливание кармы из-за [омрачений] Здесь две части А Определение кармы. Б Процесс ее накопления. А Существуют (1) побуждающая карма и (2) побуждаемая карма) Побуждающая карма В Антологии Абхидхармы» (P5550: 256.4.7) сказано: «Что такое волевой импульс Это побудитель мысли, действие ума — активный фактор, направляющий мысль на благое, неблагое или нейтральное». Согласно сказанному, побуждающая карма — это действия ума, психические факторы, влекущие, направляющие сопряженную сними мысль на объекты) Побуждаемая карма Это карма тела и речи, вызываемая этими волевыми факторами. Как говорится в Сокровищнице (IV, Карма — побуждающая и вызываемая; побуждающая — это действия ума; вызываемая — карма тела и речи». СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ В Толковании наставник Васубандху опроверг тезис вайбхашиков, что телесная и словесная карма которую они подразделяют на информативную и неинформативную 358 — исключительно физическая он утверждает, что иона представляет собой волевые импульсы, но возникающие в то время, когда совершаются действия тела и речи. Таким образом он показывает, что оба вида кармы — это волевые импульсы Какая карма относится к источнику страдания] Хотя карма в общем бывает благой, неблагой иней- тральной, здесь говорится, что к источнику страданий могут относиться лишь две первые. Из двух видов благой кармы — запятнанной и незапятнанной — сюда относится запятнанная. А из ее двух видов — имеющейся в духе святого и имеющейся в духе простого существа — такой кармой является лишь последний [вид]. Неблагая карма — это нехорошие деяния. Добродетельная карма — это благие деяния, присущие сфере желаний. Неколебимая карма — это омраченная благая карма, присущая сферам формы и бесформной. Поэтому поводу в Сокровищнице (4.46) сказано: РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а Карма благая — благие деяния сферы желаний. Неколебимая — это продукт высших [сфер]». Почему же она называется неколебимой кармой? В сфере желаний такая-то карма, влекущая, например, перерождение небожителем, созревает как состояние человека, животного или преты 360 , те. ее потенциальный плод колеблется. А в двух высших сферах карма, влекущая перерождение на другом уровне этих сфер, не втягивает в прочие уровни, поэтому она называется неколебимой. Так говорится в Сокровищнице (В ту только участь ввергает, [куда предназначено кармой]. И потому эту карму неколебимой зовем». Б Процесс накопления кармы Хотя в общем все святые производят и накапливают благую карму, а вступившие в потоки однажды возвращающиеся могут накапливать и неблагую карму, святые не накапливают карму, ввергающую в круговерть дурных и счастливых рождений. Как сказано в Основах срединности» (XXV, 10): «Сансары корень — движущие силы [кармы]: и мудрые не созидают их, поскольку реальность видят непосредственно. Конечно, те, кто их созидает, неумны СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б И наставник Васубандху говорил: «Коль истина видна, ввергающая [карма] не [накапливается]». Значит, пока находимся во власти цепляния за собственное я, ввергающая карма накапливается. А после прямого постижения реальности отсутствия я — хотя по причине прошлой кармы и омрачений еще перерождаемся — новая ввергающая карма уже не накапливается. Поэтому поводу в Уровнях йогической практики говорится, что, подобно тому как сильный человек одолевает слабого, вступивший в потоки однажды возвращающийся не поддаются цеплянию за я отбрасывают [его]. Итак, копители кармы, ввергающей в сансару, — все простые существа вплоть до ступени высших мирских качеств махаянской стадии применения включительно. То есть, когда эти простые существа, находящиеся под властью омрачающего неведения и эгоцентрического воззрения, совершают через три двери проступки — убийство и прочее, они накапливают неблагую ввергающую карму когда творят добродетели сферы желаний — подают милостыню, соблюдают нравственность и подобное, они накапливают благую ввергающую карму а когда осваивают безмятежность и прочее, относящееся к дхьянам или бесформному уровню, — накапливают неколебимую ввергающую карму. А если, осознав ущербность всех благ сансарного существования и руководствуясь лишь стремлением РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а к Свободе, совершать много благодеяний и проницательно размышлять, правильно исследуя суть отсутствия я Станет ли вся эта благая карма причиной, источником сансары? Несмотря на то, что находящиеся на стадиях снаряжения и применения накапливают сущую ввергающую карму, их благие деяния, совершаемые с подобной установкой и имеющие в своей основе мудрость, постигающую смысл несуществования я, собственно не являются подлинно ввергающим в сансару] источником, ибо служат противоядием от жажды дальнейшего сансарного существования и противоборствуют корню сансары — цеплянию за я и его проявлениям. Однако они связаны с подлинным источником дальнейшего сансарного существования, поэтому относятся к источнику. Так говорит и [Асанга] в Собрании установленного (P5539: Почему же мирские благие качества, противоборствующие жажде дальнейшего перерождения, ее подавляющие, отвратившиеся от нее и таким образом создающие путь ухода из сансары, относятся к источнику, о котором гласит Истина Хотя, в сущности, они и отвращают от сансарного становления, все же они связаны с хорошим поведением тела, речи и ума, ведущим к перерождению в счастливой участи. Поэтому следует знать, что они относятся к источнику, о котором гласит Истина». Иначе говоря, благие деяния, совершаемые при отречении от сансары, основанном на усердных размышлениях о ее ущербности, — добродетели, прокладывающие путь ухода от мирского, лишь связаны с источником. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а б Поэтому надо стараться породить в себе такую установку отречения и интеллектуальное понимание отсутствия «я». Это значит, что всеблагие занятия тех, кто из созерцания ущербности сансары во всевозможных ее формах не почерпнул противоядия против жажды благ сансары, кто правильно не исследует, проницательно анализируя смысл отсутствия я, и не осваивает двух аспектов бодхичитты 362 , — все их добродетели являются настоящим источником и, следовательно, вращают колесо сансары; за исключением некоторых случаев, когда опираются насилу поля 363 Накапливание ввергающей кармы двояко накапливание ради ублажения чувств накапливание ради бесстрастия. Первое подразделяется на два [вида]: (а) накапливание кармы при стремлении к наслаждению, получаемому от чувственных объектов — форм, звуков и т. д.; (б) накапливание кармы при отвращении от внешнего наслаждения ради блаженства, получаемого в са- мадхи. В первом из них — два варианта накапливание не- благой кармы в погоне за удовольствиями лишь этой жизни накапливание благой кармы при стремлении в основном к чувственным удовольствия будущего перерождения Второй вид, где преобладает стремление к блаженству самадхи, — это накапливание неколебимой кармы, РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а несущей рождение в областях от первой до третьей дхьяны включительно. Второе — это накапливание неколебимой кармы благодаря медитативной деятельности души, устремленной к бесстрастию, отвернувшейся не только от чувственных наслаждений, но и от внутреннего блаженства кармы, несущей рождение в областях от четвертой дхьяны до вершины сансарного существования Это мысли наставника Васубандху. Вывод: если в творении благодеяний трех дверей руководствоваться единственно мотивом Освобождения, отвратившись от всего сансарного существования, то происходит удаление от сансары, приближение к Свободе. Смерть, переход в бардо] и перерождение Здесь пять [частей]: А Условия смерти. Б Мысли умирающего. В Откуда и где собирается жизненное тепло. Г Переход после смерти в бардо. Д Процесс перерождения. А Условия смерти Смерть по истощении времени жизни — это умирание, когда полностью истощается время жиз- СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ ни, обусловленное прошлой кармой, — своевременная смерть. Смерть из-за истощения заслуг — это, например, смерть из-за отсутствия предметов первой необходи- мости. Смерть из-за неизбегания вредного: В сутрах упоминаются девять условий преждевременной смерти (1) переедание (2) нездоровая пища (3) поглощение новой пищи, пока не переварена прежняя (4) неизрыгание скопившейся в желудке непереваримой пищи (5) задерживание природных нужд (6) небрежности в приеме лекарств переоценка своих способностей (8) делание че- готов неподходящее время (9) половая распущен- ность. Б Мысли умирающего Они — трех типов) Благие мысли Это размышления — вовремя умирания, пока не угасает грубое сознание — о вере и других благих вещах сам ли умирающий вспоминает о них, другие ли ему напоминают. Когда умирает человек, совершавший и благие и злые деяния, о которых перед смертью вспоминает сам или же ему напоминают другие, — в его уме берет верх, завладевает мыслями та сторона, которой он раньше больше предавался, а другая забывается. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б Если он предавался обеим одинаково, то от той стороны, которую он вспомнил первой, мысли уже не отступают, к другой не переходят. Добродетельному тогда кажется, будто он идет из мрака в свет. Ко времени смерти в его уме возникают образы, подобные сновидениями это нестрашные, а разные прекрасные образы он умирает счастливый ив момент смерти не испытывает мучительных ощущений. Онемение и режущие боли у людей, совершавших благодеяния, весьма малы) Неблагие мысли Это воспоминания об [усладах] страсти и прочих не- благих делах, возникающие сами собой или вызываемые другими, пока не угасает грубое сознание. В момент смерти такой человек испытывает сильные телесные мучения. К тому же, умирая, злодей видит прообразы грядущих плодов содеянных зол. То есть в его уме возникает множество образов, подобных сновидениями они кошмарны ему кажется, будто он идет из света во мрак. Большие злодеи, когда видят эти кошмарные образы, мучаются физически волосинки их тела становятся дыбом, руки и ноги дергаются, они испражняются и мочатся, к чему-то тянутся, закатывают глаза, изо рта испускают пену и т. п. Средние злодеи испытывают часть этого не все. Онемение и режущие боли злодеев очень велики. Они бывают у всех существ, кроме небожителей и обитателей адов. И все, умирая, проявляют — пока не помутнеет сознание привязанность к сыздавна привычному я. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а Наконец они думают Сейчас меня не станет, — и жадно цепляются за умирающее тело. Это причина становления бардо. Хотя у вступившего в потоки однажды возвращающегося тоже возникает привязанность к я, они не поддаются ей, отбрасывают ее, прибегнув к мудрости одолевают, как сильный слабого. У невозвращающегося привязанность к я не возникает) Нейтральные мысли [Возникают] в том случае, если совершавший или жене совершавший благое и неблагое, умирая, ни сам об этом не вспомнит, ни другие ему не напомнят. В смертный час он не испытывает ни приятного, ни мучитель- ного. Когда человек умирает с благими мыслями, они возможны, лишь пока действует грубое сознание когда начинает действовать тонкое сознание — благие мысли исчезают, уступая место нейтральным. Тогда он уже не может усердствовать в добродетелях, привычных ранее, не могут ему о них напомнить и другие. Так же и с неблагими мыслями когда начинает действовать тонкий аспект сознания — сознание смерти, оно нейтрально. В Толковании Сокровищницы (3,43) говорится, что благими неблагим мыслям присуща ясность бодрствования, поэтому они несовместимы с подобным сновидению сознанием смерти, описанным ниже. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б В Откуда и где собирается [жизненное] тепло Сознание начинает покидать тело злодея сверху и до сердца, поэтому вначале холодеет верхняя его часть, а тело добродетельного — снизу, и вначале холодеет нижняя часть. У обоих сознание уходит из сердца. Сердце эмбриона начинает формироваться из той спермы-крови 369 , в которую вначале при зачатии входило сознание Значит, в конце жизни сознание уходит именно из того места, в которое оно в самом начале вошло. Таким образом, тепло тела вначале собирается в сердце сверху или снизу, а затем уходит, соответственно, снизу или сверху это должно быть ясно, хотя и него- ворилось. Г Переход после смерти в промежуточное состояние — бардо Когда сознание покидает указанное место, сразу же — словно одна тарелка весов опустилась, другая поднялась — наступает смерть и переход в бардо. Последнее зависит от двух причин (1) возникающей перед смертью привязанности к телу, разжигаемой приятными воспоминаниями о прошлых делах, и (2) благой или неблагой кармы. В бардо глаза и другие органы чувств всегда целы. Тело имеет форму того существа, в которое предстоит СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а переродиться. Пока не произошло перерождение, глаза, подобно божественному глазу, видят беспрепятственно, а также и тело, словно обладая магическими силами, движется беспрепятственно. В Сокровищнице (3.13-14) говорится: «В облике наступающего до-смертного существования 371 , которое продлится до будущей смерти с момента рожденья, он может быть видим схожими с ним существами и чистым божественным глазом». Волшебными силами по карме он обладает, имеет все органы чувств и не имеет препятствий движенью, неотвратимый — вот он, существо бардо 372 ». Здесь говорится, что существа бардо] видимы существами, имеющими такой же облик в бардо или же пречистый божественный глаз как результат созерцания, и что от той участи, бардо которой осуществилось, уже нельзя отвратиться к другому перерождению. Однако в Антологии утверждается, что можно. «До-смертное существование — это одно из четырех состояний существования. Промежуток после смерти до перерождения — промежуточное существование первый момент перерождения — это состояние перерождения период от второго момента перерождения до последнего момента смерти — это до-смертное существование и последний момент умирания — это состояние смерти. Так говорится в Толковании Сокровищницы РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б То есть [до-смертное существование — это время после перерождения до смерти. [Hекоторые], ошибочно поняв это, полагают, что существо в бардо] имеет облик прежнего существования, или же, столкнувшись с указанием на облик будущего существования, считают, что оно 3,5 дня имеет облик прежнего существования и 3,5 дня — будущего. Подобных мнений не подтверждают никакие достоверные источники они чистая фантазия. К тому же в Уровнях йогической практики говорится, что желание прежнего тела не может возникнуть, ибо отсутствует бодрствующее сознание. Поэтому мнение, что существо бардо], увидев свое прежнее (мертвое) тело, тоскует, — тоже фантазия. Бардо злодея выглядит подобно черному флагу или мраку ночи. Бардо добродетельного выглядит подобно белой простыне или полнолунной ночи. Существа бардо видят себя, родственных существ бардо, их и свое места рождения. В сутре Вхождения во чрево (P760: 103.5.4-6) сказано «Бардо ада — как обгоревшее бревно, бардо животных — как дым, бардо прет — как вода, бардо богов сферы желаний и людей — как золото, бардо сферы форм — белое. Таковы различия цветов. Когда перерождаются из сферы бесформности в две низшие сферы, бардо существует. Когда перерождаются из этих двух в сферу бесформности, бардо не бывает где происходит смерть, там и создаются нефизические совокупности личности. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а Поскольку источники не приводят случаев отсутствия бардо за исключением данного, нельзя считать, что бардо не бывает, когда совершают сверхдоброе или сверхзлое. В Уровнях йогической практики говорится, что боги в бардо поднимаются вверх, люди — идут горизонтально, а злодеи, опустив глаза, падают вниз головой. То есть последний случай здесь относится одинаково ко всем трем дурным уделам. Хотя в Толковании Сокровищницы (P5591: 172.5.2) сказано, что люди, преты и животные там идут так, как обычно ходят. 373 Что касается времени пребывания в бардо], то, пока не находятся условия для рождения, в каждом отдельном облике существо бардо] пребывает семь дней. Если все равно условия не находятся, существо, меняя тела, пребывает в бардо] до 7 ½ 7 дней за этот срок условия для рождения обязательно находятся, — дольше этого времени в бардо] не пребывают. Никакие источники на более долгое пребывание не указывают, поэтому неправильно полагать, что там можно пребывать дольше этого времени. Если после семи дней, например, в бардо богов не удалось родиться, существо умирает и для него наступает бардо асур или же бардо людей итак далее, ибо вступает в действие другая карма и от этого меняется семя бардо. Также и с другими уделами. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ Д Процесс перерождения Если предстоит рождение из чрева, существо бардо видит месторождения с такими же, как оно, существами и ему хочется любоваться ими, играть сними итак далее оно возгорается желанием идти в это месторождения. И тогда у него возникает ложное восприятие слившихся спермы отца и крови матери как совокупляющихся отца и матери, хотя они уже не совокупляются. Это видение притягивает его. Если предстоит родиться женщиной, возникает желание отстранить женщину и совокупляться с мужчи- ной. Если предстоит родиться мужчиной, возникает желание отстранить мужчину и совокупляться с жен- щиной. Таким образом, в Уровнях йогической практики выражено мнение, что существо бардов действительности не видит отца и матери, а ложно воспринимает сперму-кровь как совокупляющихся мужчину и женщину После того как возникло такое желание, существо бардо начинает приближаться, и чем ближе оно подходит, тем больше выявляются мужские и женские половые органы другие части тел мужчины и женщины исчезают из поля зрения. Возмутившись этим, оно умирает в бардо и перерождается. То есть еще до этого отец и мать начинают совокупление. Когда страсть достигает предела, отец испускает густую сперму. Затем оба обязательно выделяют СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б две капли жидкой прозрачной спермы и крови cоот- ветcтвенно. Обе смешиваются в матке материи, наконец, густеют, как пенка, наподобие той, что образуется на остывшем кипяченом молоке здесь кончается промежуточное состояние. Как только оно прекращается, силой вошедшей алаявиджняны 375 в эту смесь привлекаются тонкие частицы великих элементов как база органов чувств и создается иное образование, нежели смесь спермы и крови, — уже имеющее зачаточные органы чувств. Это вхождение сознания и называется перерождением. Не признающие алаявиджняны придерживаются мнения, что перерождается умственное сознание. Тот, у кого мало благих заслуг, рождается в низком роду. Вовремя выхода из бардо] и вхождения во чрево ему слышится нестройный шуми кажется, будто он входит в камыши, дремучий лес или подобное место. А добродетельный рождается в высоком роду ему слышатся спокойные, приятные звуки и кажется, будто он входит в прекрасный дом, небесный дворец и тому подобное. За 38 недель пребывания в утробе сформировываются все главные и второстепенные члены. Затем через четыре дня младенец рождается. Как сказано во Вхождении во чрево (P760: Там через девять месяцев или более зародыш становится вполне завершенным. Восьмимесячный зародыш еще не вполне совершенен. Шестимесячный или семимесячный не завершен еще неразвиты члены». Подробнее об этом можно узнать из того же Вхождения во чрево. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а Если бы у существа бардо] не было желания идти к месту рождения, оно не пошло бы туда, а если бы не пришло, то и не родилось бы там. Поэтому существа бардо, накопившие карму рождения в аду — не воздерживавшиеся при жизни от убиения овец, птиц, торговли свининой и прочего, видят, словно во сне, вместе будущего рождения овец и т. пи по старой привычке радостно устремляются туда. Потом прояснившийся реальный вид того места рождения (ада) вызывает у них негодование. Тогда для них кончается бардо и наступает состояние перерождения. Подобным образом происходит перерождение в зобастых и других прет, похожих на адских [существ]. Если предстоит родиться животным, претой, человеком или божеством сферы желаний или сферы форм, существо бардо] зрит месторождения, в котором радуются такие, как оно, существа, и, загоревшись желанием радоваться вместе сними, уходит туда. Прояснившийся вид места рождения вызывает у него недовольство, которое кладет конец его бардо и приводит к перерождению. Так говорится в Уровнях йогической практики. Перерождение в аду тех, кто не был заядлым птицеловом, торговцем свининой и т. п, тоже, по-видимому, происходит подобным об- разом. В Сокровищнице (3.15) сказано: «Другие — соблазнившись запахом и местом». То есть, по мнению [Васубандху], если предстоит рождение из тепла и влаги, существо рождается, увлекшись запахом, а если — рождение чудесным СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б 409 образом, то — увлекшись местом. К тому же в Толковании он говорит, что, если предстоит родиться в горячих адах, существо бардо идет туда, желая согреться, а если в холодных адах — желая охладиться. А рождение из яйца подобно рождению из чрева, — говорит он в Толковании Сокровищницы (P5591: 172.4.5-6). О смерти, переходе в бардо] и перерождении рассказано согласно Конкретным основам уровней, за исключением дополнительных примечаний. РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ. Размышление о двенадцатизвенной [формуле] обусловленного происхождения Здесь четыре параграфа 1 Определение отдельных звеньев 2 Группировка звеньев 3 За сколько жизней завершается цикл 4 Резюме 1 Определение отдельных звеньев Из двенадцати звеньев формулы обусловленного происхождения первый — (1) Неведение В Сокровищнице (III, 29) сказано: «Неведение походит на вражду, ложь и подобное». То есть как вражда и ложь являются непросто отсутствием дружбы и правды или только отличием от них, а их врагами, таки неведение — непросто отсутствие противоположности — ведения или только отличие от него, а его враг. Поскольку в данном случае противоположность — ведение — это понимание истины отсутствия индивидуального я, то его врагом (неведением) является РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ б цепляние за личную самость — эгоцентрическое воззрение, считает великий наставник Дхармакирти. Наставник Асанга с братом придерживаются иного мнения что неведение — это простое незнание истины, а не неправильное представление о ней. Одним словом, из двух установок ума ложного понимания и отсутствия какого-либо представления — неведением они считают установку отсутствия представления. Однако они сходятся в том, что главным противоядием против неведения является мудрость, постигающая отсутствие «я». В Антологии говорится, что незнание можно разделить на незнание закона кармы и незнание реальности. Из-за первого накапливаются движущие силы, влекущие в дурную участь из-за второго — движущие силы, влекущие при благих поступках в счастливую участь) Движущие силы Это карма те. неблагая карма, ввергающая в дурную участь, и благая карма, ввергающая в счастливую участь. Последняя двояка: добродетельная карма, ввергающая в счастливые уделы сферы желаний, и неколебимая карма, ввергающая в счастливую участь двух высших сфер) Сознание В сутрах говорится о шести классах сознания. 379 Но здесь речь идет о главном сознании для признающих универсальное сознание — это универ- СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а сальное, а для не признающих его — умственное сознание То есть из-за незнания, что плохие деяния приносят плоды страдания мучения, производится и накапливается неблагая карма. Сознание этой жизни, загрязняемое отпечатками такой кармы, является сознанием периода причины, а сознание, которое на ее основе в будущем, при перерождении, вступает в дурную участь, называется сознанием периода плода». Аналогично, из-за незнания реальности отсутствия я цепляемся за счастье счастливых уделов, не ведая, что в действительности они тоже — страдание, и накапливаем заслуги или неколебимую карму. Сознание этого времени — это сознание периода причины, а сознание, которое на его основе вступает при перерождении в счастливую участь сферы желаний или двух высших сфер, — это сознание периода плода) Психо-физическое Психическое — это четыре не физические совокупности ощущений, различающих мыслей, движущих сил и сознания. Физическое: в случае перерождения в сфере бесфор- мности физическое отсутствует, существуют лишь его зачатки, а в других случаях это название относится к мер-мер-по и прочим формам развития зародыша) Шесть органов чувств В случае рождения из чрева смесь спермы и маточной крови — мер-мер-по (то есть физическое) и психическое развиваются, и, наконец, формируются глаза и другие РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ б из четырех органов чувств тело и ум имеются со стадии мер-мер-по. В Конкретных основах уровней говорится, что в случае рождения чудесным образом органы чувств возникают сразу же, как только происходит перерождение, — такие стадии развития, как при рождении из чрева, отсутствуют а при рождении из яйца и рождении из тепла и влаги единственное отличие от первого случая — отсутствие чрева. Итак, в стадии психофизического создается основа организма, а в стадии шести органов чувств образуются отдельные особенности тела, создается готовность к восприятию. В сфере бесформности пять физических органов чувств отсутствуют) Контакт Это соединение объектов, органов чувств и сознания и последующее разделение объектов на приятные, неприятные и нейтральные. Сказано На основе шести органов чувств возникает контакт, — что косвенно указывает на причастность к возникновению контакта также объектов и сознания) Ощущение В соответствии стремя типами объектов, выделившихся при контакте, возникают три рода ощущений приятные, мучительные или нейтральные) Жажда Это желание, чтобы не кончалось приятное ощущение и устранилось мучительное. Сказано — жажда возникает на основе ощущения. Это значит, что жажда возникает от ощущения вследствие контакта, обусловленного неведением если же неведения нетто, хотя ощущение и наличествует, жажда не возникает. Таким образом, переживание объекта является полным уже от контакта и ощущения, ибо контакт — это восприятие объекта, а ощущение — возникающее или результативное его переживание. То есть, в трёх сферах есть три вида жажды) Привязанность Это четыре вида привязанности к четырем видам объектов. Четыре вида объектов — это (1) чувственные объекты — формы, звуки и т. д (2) дурные воззрения, за исключением эгоцентрического (3) связанные с дурными воззрениями дурные правила и аскетизм (4) эгоцентрическое воззрение. И соответственные виды привязанности (1) к чувственному (2) к дурным воззрениям (3) к правилами аскетизму (4) к представлению о самости) Становление Это состояние, при котором отпечатки кармы, оставленные в сознании прежними движущими силами, питаются жаждой и привязанностью, — то есть созревание силы, несущей новое существование обретение кармическими причинами имени (те. потенции) следствий. |