Главная страница

Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


Скачать 6.95 Mb.
НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Дата06.06.2022
Размер6.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
ТипРуководство
#573471
страница27 из 50
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   50
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
смердит и болит, избитое до синяков, тошнота подступает.
Невыносимо! — И память о прошлом тебя оставляет
324
».
Смысл этих строк раскрывается во Вхождении во чрево (P760: Затем, когда образовались все главные и второстепенные члены младенца, вместе мочи с застревающей, выпадающей гнилью — зловонном, мрачном, страшном на вид, загаженном испражнениями и мочой, — в проходе материнской раны, постоянно истекающей зловонной грязью, кровью и лимфой, как результат прошлой кармы возникает нервный ток. Под его воздействием две махины костей матери наносят ногам младенца, находящимся вверху, его голове, находящейся внизу, и обеим скрюченным ручкам сильные, очень сильные, чрезвычайно сильные толчки. От этого младенец испытывает большую, страшную, жестокую, ужасную, нестерпимую боль все члены тела изнывают, как от свежих ран, покрываются синяками, вся кожа горит. Мерзкие выделения утробы покрывают все тельце. Сохнут губы, горло и нутро. Младенец пребывает в страшной тесноте и неудобстве. Силой причини условий как результат прошлой кармы — возникший нервный ток посредством костей и мышц матери толкает его наружу, ион с величайшим трудом кое-как рождается.
Внешний воздух для новорожденного — как прикосновение кислоты кранам, а если его коснутся руки или одежда, — будто рубят мечом он испытывает сильную, страшную, жестокую, ужасную, нестерпимую боль».
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
И еще там говорится, что, когда новорождённо- го берут на колени и т. п, он испытывает такую же страшную боль, как бык с содранной шкурой, которого поедают паразиты, или как прокажённый, которого бьют кнутом. От жары или холода он тоже испытывает страшную, жестокую, ужасную, нестерпимую боль.
Из восьми страданий с особым усердием следует созерцать это первое и последнее. Поэтому вновь и вновь анализируйте и созерцайте их при помощи аналитической мудрости, как описано.
б. Размышление о страданиях старости
[У нее пять [страданий]:
(а) Утрата красоты
С уходом молодости человек становится некрасивым поясница изгибается, как лук, голова становится белой, как цветок эдельвейса, лоб покрывается морщинами, как помятая подстилка, итак далее.
(б) Немощь
[Старику] сесть — как плюхнуться мешку с порвавшейся веревки встать — будто дерево с корнями вырывать. Говорит он невнятно когда идет — падает, итак далее.
(в) Полное ослабление физических и умственных способностей
Глаза и прочие органы чувств уже не воспринимают ясно форм и прочего. Забывчивость велика память и другие умственные способности ослабли.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
г) Утрата способности наслаждаться
Пища и питье усваиваются с трудом, а наслаждаться желанными вещами нет сил.
(д) Страдание оттого, что жизнь на исходе Старик сознает, что жизнь почти прошла, скоро придет смерть, и страдает].
Вновь и вновь размышляйте об этих страданиях. В Большой игре (P763: 195.2.8-3.3) говорится:
«Старость старит тебя, молодость отнимает, словно молния, что дерево сокрушает.
И, как дом развалившийся, страшен старик одряхлевший. Так ответь же, о Мудрый, от старости как спастись?!
Старость так беспощадно женщин, мужчин иссушает, словно пыльная буря, что на саловый лес налетает, — энергичности, ловкости, умственной силы лишает и, как в топи болотной, вязнет бессильно старик.
Старость делает даже красавца уродом, а великолепного и могущественного — убогим, старость счастье уносит, презрение навлекает, старость смерть приближает, здоровья лишает».
Устами Чэнгавы:
«Страдания смерти сильны, но кратки, а старость сия — долгозлостна».
Устами Камапы:
«Хорошо еще, что старость приходит медленно, а если бы сразу пришла, было бы невозможно стерпеть».
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
в. Размышление о страданиях болезни
[Страданий] — пять:
(а) Неприятные перемены в теле
Худеет тело, высыхает кожа, и тому подобное проис- ходит.
(б) Почти все время — боль и уныние, которые растут Расстраивается равновесие между элементами тела — водой и прочими, а это приносит телу боль, которая порождает уныние, и их приходится терпеть дни и ночи.
(в) Невольный отказ от приятного
[Врач] сказало приятных вещах Противопоказано и нельзя наслаждаться желанным.
Также больному нельзя и делать, что он хочет.
(г) Необходимость прибегать к неприятному Больному необходимо регулярно поглощать горькие лекарства, еду, питье, а также терпеть прижигания, операции и прочие неприятные процеду- ры.
(д) Уход жизненной силы Осознание того, что болезнь неизлечима, порождает страдание.
Тщательно размышляйте об этих [страданиях].
И в Большой игре (P763: 195.3.3-5) говорится:
«Муки болезней и сотен недугов изводят существ, как охотники дичь
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
Взгляни на сраженных стареньем и хворью. Скажи как Свободы от мук тех достичь?
Как снег с сильным ветром с приходом зимы лишает красы лес, кустарники травы, существ так болезни лишают красы, способностей, силы, — и нет им управы.
Изводят богатство, зерно, наконец, презренье к хворающему вызывают, тело калечат, а сердце ожесточают к прекрасному. Словом, мучительны всем, как жар беспощадно палящего солнца...»
г. Размышление о страданиях смерти
[Их] пять:
(а) расставание с благами и милым богатством;
(б) расставание с добрыми и любимыми родственниками (в) расставание с добрыми и любимыми друзьями и близкими;
(г) расставание с хорошими милым телом;
(д) страшные боль и уныние в смертный час.
Многократно размышляйте об этих страданиях, пока не проймет.
Что касается первых четырех страданий, то возникают они от осознания необходимости расстаться с теми четырьмя благами.
В Большой игре (P763: 195.3.6-8) сказано
В смерти своей, при переходе, ив смерти меж жизней]
326
всегда отрываешься ты от любимых и близких.
И не возвратишься, не встретишься с ними.
Так с дерева лист облетает, вода утекает.
Смерть обращает могучих в бессильных, как щепку теченье, уносит нас смерть.
И мы без попутчика, друга идем одиноки теперь под властью деяний — уже не по воле своей.
Живущих хватает смерть сотнями, тьмами,
как чудище моря — существ мириады, как змеев — гаруды и как слонов — львы, как пламя — тьмы тварей, деревьев, травы».
д. Размышление о страданиях встречи с неприятным
[Здесь тоже пять [страданий].
Уже сама встреча с врагом и подобным порождает:
(а) душевное страдание и уныние;
(б) страх, что он обидит;
(в) боязнь его недружелюбной, злой речи;
(г) боязнь умереть в смятении (гневаясь на него);
(д) тревогу уж не попаду ли после смерти в дурную участь из-за того, что, враждуя с ним, отклоняюсь от
Дхармы?
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
е. Размышление о страданиях разлучения с приятным
Расставание с дорогим, любимым другом и подобным приносит пять [страданий]:
(а) душевное горе;
(б) стенания;
(в) вред телу;
(г) изнемогание от тоски при воспоминании о его достоинствах (д) неудовлетворенность.
Размышляйте об этих [страданиях].
ж. Размышление о страданиях неисполнения желаний
[Здесь] тоже пять страданий они похожи на страдания разлучения с приятным.
Неисполнение желаний — это, например, посеять, ноне получить урожай торговать, ноне получить прибыль и т. д когда надежды и старания к чему-то] устремлены, но это не исполняется. Последствие — досада.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ
з. Размышление о смысле слов Будды Вкратце, пять совокупностей личности —
страдание»
Вновь и вновь размышляйте над пятью положениями совокупности — это:
(а) сосуд создающихся страданий;
(б) сосуд осуществляющихся страданий;
(в) сосуд страдания мучения;
(г) сосуд страдания изменчивости;
(д) основа страдания обусловленности.
(а)
Из-за того, что обретаем эти составляющие личность совокупности, возникают омрачения накапливается карма, и таким образом создаются страдания будущих жизней.
(б)
Из-за того, что образовались совокупности личности, они служат основой для болезней, старости и прочих [страданий].
(в) и (г)
[Обретенные совокупности сопрягаются со скверными потенциями данных двух страданий, и они воз- никают.
(д)
Как только совокупности личности образуются, они становятся основой страдания обусловленности, поскольку все движущие силы, обусловленные прошлой кармой и омрачениями, представляют собой страдание обусловленности.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
Подробнее это будет разъяснено в разделе о трех аспектах страдания.
Пока не порождена подлинная разочарованность в сансаре, природа которой — прихватываемые совокупности, невозможно зарождение подлинной заботы о Свободе, а также нет возможности возникнуть великому состраданию к существам, скитающимся в санса- ре. Следовательно, это состояние разочарованности играет величайшую роль, вступаем мы в Махаяну или
Хинаяну.
Чтобы эта разочарованность зародилась, надо, пользуясь благородным Словом Будды и авторитетными комментариями, обрести ясные знания. Затем долго осваиваемое аналитическое созерцание должно произвести решающую духовную перемену. Я рассказал об этом, согласно арья Асанге, который хорошо разъяснил замысел Бхагавана, поведавшего в Истине страдания о восьми страданиях, —, чтобы мы осознали ущербность сансары Устами Потобы:
«Пока рождаемся среди шести типов существ, испытываем страдания болезни, смерти и прочие. Есть болезнь — значит есть причина болезни, есть смерть — есть причина смерти ни с того ни с сего они не возникают. Таков РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б
характер или природа сансары. Пока живем в сансаре, никуда не уйти от этого. А если, удрученные, мы решаемся покинуть ее, то необходимо покончить с рождением, покончить сего причиной».
До такого осознания и размышляйте о ранее описанных рождении, старости, болезни, смерти и прочих возникающих страданиях. Размышление о шести горестях В Толковании Послания к другу говорится о семи горестях, но, поскольку последняя из них — резюме предыдущих, здесь будем размышлять о шести.
а. Горесть неопределенности
Вращается колесо сансары... Отец, мать и прочие близкие в других жизнях становятся врагами враги становятся друзьями точно также отец становится сыном, а сын — отцом жена становится матерью, мать — женой итак далее после смерти сплошные превращения. Поэтому ни на что нельзя положиться.
В Послании к другу (66) сказано:
«В сына отец обратится. Женой мать может статьи друзьями — враги, или напротив. В сансаре нив чем определенности нет никакой».
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ
Даже в этой жизни враги и друзья меняются ро- лями.
В Вопросах Субаху» (P428: 35.3.5-6) говорится:
«Порой враги становятся друзьями, как и друзья становятся врагами.
Иль кто-то может стать нам безразличным, а безразличный может стать врагом, а может — другом. Зная это, мудрый привязанности не питает к людям].
Так бросьте тешиться своею дружбой, а предавайтесь-ка благим делам!»
Созерцая в таком духе, устраняйте привязанность и нетерпимость, возникающие из-за деления существ на друзей и врагов, поймите, что никак нельзя полагаться на сансарное, и разочаруйтесь.
б. Горесть ненасытности
Сказано (Послание к другу, Мы все уже высосали, перерождаясь, моря материнского молока, но, видно, хотят пить и пить его снова в сансаре живущие жизнью мирской».
Вдумайтесь, сколько каждый уже выпил материнского молока и сколько выпьет еще, если не будет практиковать путь Освобождения.
Это лишь образ, указывающий на необходимость разочароваться в сансаре, размышляя о том, что нет таких благ и страданий сансары, которых бы мы уже РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ а
не испытали. Ведь вкушение подлинного счастья должно удовлетворить душу, а сансарными удовольствиями, сколько ни радуйся, не удовлетворишься желание будет все возрастать, а из-за этого — вечное скитание в сансаре, нестерпимые, бесконечно долгие мучения, даже малой части которых не возмещают те удовольствия.
В Послании к другу (26) сказано:
«Как лезет в пламя ради избавленья измученный червями прокаженный, нотам успокоенья не находит, так мучается раб своих страстей».
В Кратком изложении парамит» (27) сказано:
«Если ты, обретая все то, что желаешь, вновь желаньям своим день заднем предаешься и, хоть много обрел, все равно ненасытен, — то какая болезнь хуже этой, скажи!»
И в Послании к ученику (Кто не перерождался сотни раз?
Каких блаженств при этом не изведал Какой чарующей красой не обладал, — великолепной, как на светлом острове Чамара!
330
Но страсть еще сильнее возрастает.
Нет мук, каких не знали б существа, и нет желаний, что насытили б однажды. Нет никого из всех живых существ, в чьей мы не побывали бы утробе.
Но как в сансаре не утратили страстей?!»
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
Подумайте над этими высказываниями.
А если поразмыслим еще и над сказанным [Ашваг- хошей] в Устранении мучений (P5677: 232.1.6-2.1), то совсем разочаруемся в [сансарном существовании]:
«И когда, вновь и вновь попадая в ады, пил расплавленную и кипящую медь, столько было ее, что всем водам морей с ней объемом никак не сравниться.
А когда ты рождался свиньей или псом, в те рождения столько сожрал нечистот,
что их куча была бы громадней горы под названьем Сумеру — царицы всех гор.
Отрываясь от близких своих и друзей в круговерти покуда ты в ней пребывал,
столько плакал, что море твоих горьких слез не вместит и сосуд океана.
По причине раздоров с другими и ссор головы ты лишался, — и если сложить все те головы в кучу, то будет гора, что мир Брахмы своей высотой превзойдет.
Ну, а если навозом, который ты съел от ужасного голода, бывши червем, Океана молочного глубь наполнять, весь великий заполнился бы океан».
Итак, в Устройстве древа (P761: 299.3.1-3) Будда увещает:
«Ты вспомни о прежних бессчетных телах, которые в низких желаниях зря растранжирил,
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ аи тотчас усилия все к Пробужденью направь, стараясь всецело отказываться от желаний.
Ты вспомни о прежних своих неисчислимых телах, которые в низких желаниях зря растранжирил, ведь тыне порадовал Будд, что бессчетны, как в Ганге песок, и слов наставлений подобных ни разу не слушал».
Согласно сказанному, следует помнить, что обретение любых сансарных благ — обманчиво и что уже растрачено бесчисленное множество тел, которые безмерно натерпелись бессмысленных мучений. Подумайте о том, что так будет и дальше, если не приложить усилий, и пусть в вас пробудится разочаро- ванность.
Устами Чэнгавы:
«Почтенный Учитель Каких только тел я не обретал с безначальных времен, не имея такой, как сейчас, возможности практиковать Дхарму Махаяны. Поэтому надо приложить все усилия».
Устами Сангпувы:
«Необходимость всей сансаре то подниматься, то низвергаться вверх тормашками обезнадеживает».
Надо вдумываться, пока не зародится подобное состояние ума, а когда зародится, необходимо его постоянно укреплять.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ
в. Горесть нескончаемого оставления тел
Сказано:
«[Если бы кто собрал кости всех своих воплощений, эта груда превысила бы и гору Сумеру». То есть, если б не потерялись кости от тел, которые обретало и оставляло, перерождаясь, каждое из существ, их груда была бы даже больше горы
Сумеру.
г. Горесть нескончаемых перерождений
Сказано
332
:
«Если комками земли по размеру с косточку финикового плода станешь считать матерей материнских всех до конца, тоне хватит земли».
Здесь не имеется ввиду, сколько раз одно существо побывало матерью, как думают иные. В толковании этого сочинения цитируется сутра:
«Монахи! Если бы, например, некие люди брали из этой великой земли комочки величиной с косточку китайского финика (ююбы, считая таким образом Вот моя мать, вот мать моей матери, — то намного быстрей, монахи, истощилась бы глина этой великой земли, нежели линии матерей тех людей».
333
То есть эти слова указывают на генеалогический ряд, линию матерей своя мать, ее мать и т. д. Ив РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б

370
тексте-источнике ведь сказано конец линии матерей Причиной разочарования это может послужить следующим образом:
В «Четверосотнице» (7, 10) сказано:
«Когда исходная причина невидна и у единственного результата,
кто страха избежит, узрев в едином тел плод бесконечного ряда причин».
В Толковании (P5266: 226.2.1-5) этого сочинения поясняется:
«То есть следует постоянно разочаровываться в санса- ре — этой великой непролазной чащобе безбрежных дебрей неведения — и, соответственно, осваивать правильный метод Освобождения]».
В таком духе и понимайте вышеприведенную цитату д. Горесть нескончаемых падений
Сказано
334
:
«То Индрой станешь, что почетен в мире, то свергнет вновь на землю сила кармы, и, пребывая здесь, в
круговерти,
то властелином будешь, то рабом.
Грудей и бедер райских дев касаясь, испытываешь райское блаженство;
но вновь в адах почувствуешь касанья дробящей, рвущей, режущей машин.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
То стопы нежишь шелковой травою, прогуливаясь на вершине Меру, а то опять страдаешь нестерпимо ив «Гнилотрупье», ив Горящей яме».
То в дивный лес приходишь развлекаться, где служат девы райские тебе,
то ввергнут в Лес деревьев мечеострых», что отсекают ноги, руки, носи уши.
То в Тихой речке лотосы златые и тыс красавицами, дочерьми богов, то снова — адская Река без брода
336
и ты в кипящей варишься воде.
В земле богов желаний — сверхблаженство или бесстрастье — в мире Брахмы обретаешь,
но, вновь в Авичи хворостом сгорая,
опять страдаешь беспрерывно ты.
То, достигая блеска солнца иль луны, ты светом тела озаряешь целый мира то опять в кромешной темноте не видишь и протянутой руки».
«Дробящая» и другие из трех машин соответствуют адам Раздавливающему, Чернолинейному и Жаркому. Прислуживание райских дев — это услаждающие заботы дочерей богов. Рай богов желаний великого наслаждения — это уровни богов сферы желаний, начиная с рая Тридцати трех. Блеск солнца иль луны — это образ обыденного представления, когда не отличают обители от обитателей-божеств, но если отличить, то это свет их дворцов, а не тел].
РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТРАДАНИИ б
Размышляя с помощью этих примеров о всевозможных падениях из высших сфер в низшие, разочаровывайтесь в сансарном существовании, ибо конец всех его благ один — упадок!
Или, как сказано в Отделах Винаи» (P1030: Конец всех накоплений истощение, конец у возвышения — падение, конец свиданий — расставание, разлука, конец живущих — смерть. Горесть одиночества
Сказано
338
:
«Так удручившись этим, устремись к сиянью светоча трех видов дел благих.
Ведь одиноким ты войдешь в бескрайний мрак, что не рассеять солнцу и луне».
«Стань удрученным — значит — осознай неизбежность смерти. И тогда устремись к сиянью светоча трех видов дел благих. Три вида дел благих — это благодеяния трех дверей, или же добродетели, которые относятся к даянию и другим из трех основ»
335
«Бескрайний мрак — это мрак неведения. Одиноким войти — это как говорится во Введении в практику Хоть это тело возникло единым, вместерожденные мясо и кости при разрушенье его разлучатся. Что ужо ближних своих говорить!
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   50


написать администратору сайта