Главная страница
Навигация по странице:

  • (в) Сила, исходящая из даров

  • (г) Сила, исходящая из помысла

  • Ненакопленные деяния — перечисленные десять».В Собрании установленного (P5539: 292.3.8-4.8) к тому же описаны четыре возможности) Совершённое, но ненакопленное

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница24 из 50
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   50
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б

    295 118 а
    ЗАКОН КАРМЫ
    И в Отделах Винаи» (P1032: 1.4.4-5) провозглаша- ется:
    «Лучше раскаленного железа есть куски, чем, нравственность нарушив, будучи разболтанным, питаться подаяньем жителей окрестных».
    Здесь говорится как о нарушении нравственности, таки об ослаблении практики.
    По словам драгоценного Тонпы:
    «По сравнению с проступками относительно Дхармы, проступки десяти неблагих деяний — пустяки».
    Сказано правдиво.
    (в) Сила, исходящая из даров
    Из даров существам — дар Дхармы, а из подношений Будде — подношение практики весьма превосходят дары и подношения вещественных благ. Исходя из этого примера, судите и о других [дарах]
    295
    (г) Сила, исходящая из помысла
    В Груде драгоценностей сказано, что заслуга бросания в знак почтения к Будде единственного цветка бодхисаттвой, не утратившим устремлённости ко Всеведению, превосходит заслуги всех существ Вселенной, построивших каждое по ступе Будды величиной с гору Меру и почитавших их всячески столько кальп, сколько песчинок в Ганге].
    По сказанному судите о силе деяния в зависимости оттого, устремлен ли человек к высокой или
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б невысокой цели, заботится о собственном благе или о благе других, и по подобным различиям в помысле, а также в зависимости оттого, сильно ли выражен тот помысел или слабо, долго ли длится или кратко, и т. п.
    Проступки же сильны при сильно выраженных и долго длящихся омрачениях. Из всех [омрачений] наибольшей мощью обладает гнев.
    Как сказано во Введении в практику (Все обретенные в теченье тысяч кальп заслуги от даров и подношений Буддам уничтожаются одною вспышкой гнева».
    Гнев жена праведника, а особенно — на сына Победителей самый тяжкий.
    Как сказано в Царе самадхи» (Кто злонамеренность друг к другу проявляет, того ни слушание, ни нравственность не спасет, ни медитация, ни даже затворничество, ни щедрое даяние и подношение Буддам».
    И во Введении в практику (Кто плохо думает о щедром бодхисаттве,
    — тот в ад пойдет настолько кальп, насколько мгновений протянулась эта мысль дурная так Муни рек».
    в. Плоды этих путей кармы]
    Они трояки

    297 119 а
    ЗАКОН КАРМЫ) Созревающие плоды
    Их — потри на каждый из путей кармы, в зависимости от малой, средней или большой силы трех
    «ядов».
    То есть, как сказано в Конкретных основах уровней каждый из десяти больших проступков убиения и т. д. приносит рождение в аду, каждый из десяти средних — рождение претой, и каждый из десяти малых — животным.
    В Сутре десяти уровней плоды малых и средних проступков определены наоборот.
    (2) Плоды, отражающие причины
    Хотя из дурной участи, созревшей из-за тех проступков, перерождаемся человеком, они влекут соот- ветвенно: (1) короткую жизнь (2) бедность (3) неверность жены (4) много клеветы (5) ссоры — разлучения с друзьями (6) неприятные звуки (7) другие не слышат наших слов обладаем большими (8) привязанностью,
    (9) ненавистью, (10) невежеством.
    В Главе о говорящем истину (P813: 252.4.6-5.8) ив Сутре десяти уровней говорится о двух плодах каждого из тех проступков те, хотя и рождаешься человеком) жизнь коротка и много болезней (2) бедность и общее с другими имущество (3) непослушание слуг или невозможность на них положиться, измены жены
    (4) много клеветы и обмана от других (5) настроенность против тебя и вредный нрав окружающих (6) слы- шание неприятного и подверженность перебранкам
    (7) твои слова не уважаются, пропускаются мимо
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б ушей и не убеждают (8) жадн, ненасытно ищешь бесполезное и не ищешь полезное (9) вредишь другими они вредят тебе (10) приверженность к дурному мировоззрению и лицемерный [характер].
    Учители-предшественники считали, что, если человеческое рождение обретено, но остается пристрастие к убиению и прочим проступкам, то это плоды, отражающие причины в виде действия, а упомянутое ранее — плоды, отражающие причины в виде возмездия) Сильно влияющие или господствующие плоды
    Из-за убиения — малая питательность, ничтожная польза, потенция и сила пищи, питья, лекарств, плодов и прочего во внешнем мире они трудно перевариваются и порождают болезни, вследствие чего часто умирают преждевременно.
    От присвоения чужого
    — мало плодов урожая, плоды непитательные, портящиеся, пустые большие засухи, сильные дожди, засыхание и отсутствие плодов
    [урожая].
    От распутства — везде много испражнений, мочи, грязи, болот, гнилья, нечистот и дурного запаха беспокойство и неприятности.
    Из-за лжи — дела земледелия и мореплавания не развиваются, не ладятся, обычно обманывают наши ожидания ипритом дают много поводов для страха и опасений.
    Из-за злословия — местности бугристые, скалистые, то высокие, то низкие, труднопроходимые, суля

    299 120 а
    ЗАКОН КАРМЫ
    щие много страхов и опасностей. Из-за грубых слов — местности изобилуют пнями, колючими растениями, камнями, галькой и гравием дикие, серые, без рек, озер и родников почва сухая, солончаковая, песчаная, с обрывами, со скорпионами много поводов для страха.
    Из-за пустословия — фруктовые деревья не приносят плодов, а если и приносят, тоне вовремя, а несозрев- шие плоды кажутся созревшими корни растений непрочны, и они недолговечны парки, рощи или пруды доставляют мало радости и сулят много поводов для страха.
    Из-за алчности — все блага каждый год, сезон, месяц и даже каждые сутки убывают, уменьшаются без увели- чения.
    От злонамеренности — много эпидемий, бедствий, заразных болезней, смути войн, разжигаемых неприятельскими войсками много львов, тигров и т. п, ядовитых змей, скорпионов и тарантулов много вредных якшей, разбойников и т. п.
    От ложного воззрения — во внешнем мире истощаются лучшие, основные рудники, переводятся великие личности нечистые и приносящие страдание вещи кажутся совершенно чистыми и доставляющими счастье исчезают духовные наставники, защитники, спасители. Размышление о хороших
    297
    деяниях и плодах Оно охватывает две темы а) хорошие деяния б) их плоды.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    а. Хорошие деяния Это приложение усилий к подлинному воздержанию от убиения, присвоения чужого или распутства, а также действия тела, завершающие то воздержание, благодаря благим мыслям о пагубности тех проступков Сие относится и к четырем деяниям речи и трем ума разница лишь в названиях и обозначениях деяния речи и деяния ума».
    Так говорится в Конкретных основах уровней».
    Если, соответственно включая здесь объект, помысел, исполнение и завершение, взять примером путь кармы отказа от убиения то его объект — другое существо помысел — желание отказаться от убиения, осознав его пагубность исполнение — усилие подлинно воздержаться от убийства завершение — действие тела, полностью завершающее воз- держание.
    На этом примере судите и об остальных хороших деяниях].
    б. Плоды
    Они трояки) Созревшие [плоды]
    Благодаря малым, средними великим благим деяниям рождаются соответственно человеком, божеством сферы желаний или божеством двух высших сфер.

    301 121 а
    ЗАКОН КАРМЫ) Плоды, отражающие причины, и) Господствующие плоды
    Противоположны плодам неблагих деяний.
    В Десяти уровнях (P761: 251.3.1-4.2) сказано:
    «Благодаря этим десяти путям кармы устрашаются сансары и, при отсутствии сострадания, созерцают бес- самостность, понятую из проповедей других, вследствие чего осуществляют плод шраваки.
    Также, если, при отсутствии сострадания, не полагаясь на других, желают пробудиться собственными силами совершенствуются в познании зависимого происхождения и становятся пратьекабуддами.
    Если жена основе тех путей, с широко открытым умом, совершенствуют сострадание, с искусные средства, великое стремление, не отвергая ни одного существа, имея целью широчайшую Мудрость Будды, то осуществляют все уровни и парамиты бодхисаттвы.
    Вследствие же постоянного усиленного совершенствования в [парамитах] осуществляют все качества Будды».
    Все положения сего описания двух порядков десяти путей кармы сих плодами, ясно неосвещенные в других источниках, изложены согласно замыслу Конкретных основ уровней и Собрания установленного. ЗАКОН КАРМЫ) oë%ä/, %2!=›=þ?,� C!,÷,…/, ,
    (3) c%“C%ä“2"3þ?,� Cë%ä/
    o!%2,"%C%ë%›…/ [Cë%ä=ì] …�Kë=ã,. ä� …,L.
    b &d�“ 2, 3!%"… .[ (P761: 251.3.1-4.2) Благодаря этим десяти путям кармы устрашаются сансары и, при отсутствии сострадания, созерцают [бесса- мостность, понятую из проповедей других, вследствие чего осуществляют плод шраваки.
    Также, если, при отсутствии сострадания, не полагаясь на других, желают пробудиться собственными силами, совершенствуются в познании зависимого происхождения и становятся пратьекабуддами.
    Если жена основе тех путей, расширяя сознание,
    совершенствуются с состраданием, с искусностью в средствах, великим стремлением, не отвергая ни одного существа, имея целью сознание Будды, то осуществляют все уровни и парамиты бодхисаттвы.
    Вследствие же постоянного усиленного совершенствования в [парамитах] осуществляют все качества Будды C%ë%›�…, “�ã% %C,“=…, ä"3. C%! ä*%" ä�“ 2,
    &C32�L[ *=!ì/ “ ,. Cë%ä=ì,, “…% …� %“"�?�……/� "
    ä!3ã,. ,“2%÷…,*=., ,ƒë%›�…/ “%ãë=“…% ƒ=ì/“ë3 &j%…-
    *!�2…/. %“…%" 3!%"…�L[ , &q%K!=…, 3“2=…%"ë�……%ã%[.
    121 à
    409
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б. Разъяснение других подразделений кармы
    а. Подразделение кармы на ввергающую и завершающую Карма, ввергающая в счастливую участь, — благая, а карма, ввергающая в дурную участь, — не- благая. Что же касается завершающей, то определенности нет даже в счастливой участи — отсутствие главных, второстепенных конечностей и органов чувств, некрасивую внешность, короткую жизнь, множество болезней, бедность и прочие неприятности создает неблагая карма, а совершенное благополучие, иногда имеющееся и у животных или прет, создает благая.
    Итак, существуют четыре возможности две при ввержении посредством благой ввергающей кармы — завершение посредством благой завершающей кармы и завершение посредством неблагой; да две при ввержении посредством неблагой ввергающей кармы — завершение посредством неблагой завершающей кармы и завершение посредством благой.
    В Антологии [Абхидхармы]» (P5550: 257.1.2-4) гово- рится:
    «Знайте о карме, ввергающей в счастливую и дурную участи, вследствие благих или неблагих деяний, и о карме завершающей.
    Ввергающая — это та карма, которая бросает в рождение созревший плод пяти совокупностей личности].
    Завершающая — это та, которая заставляет после рождения испытывать желаемое и нежелаемое».
    ЗАКОН КАРМЫ
    В Сокровищнице (4.95) сказано:
    «Одно ввергает водно рожденье.
    Завершающие — многочисленны».
    Этим указано, что одно деяние ввергает в единственное рождение, а не во многие что завершающая карма складывается из многих деяний, а также — что многие деяния не ввергают водно [тело].
    В Антологии [Абхидхармы]» (257.1.4-5) же сказано:
    «Бывает карма, ввергающая водно тело, вследствие одного деяния, но бывает и карма, ввергающая во многие тела вследствие одного деяния бывает карма, ввергающая водно тело вследствие многих деяний, бывает карма, ввергающая во многие тела вследствие многих деяний».
    В Толковании поясняется:
    «Одно мгновение-деяние
    298
    питает семя плода только одной жизни или же одно деяние питает семена плодов многих жизней много мгновений-деяний вновь и вновь питают семя единственной жизни или же многие деяния, связываясь друг с другом, вновь и вновь питают семена всего ряда жизней».
    б. Деяния (карма) определенного и неопределенного возмездия
    Как сказано в Конкретных основах уровней (P5536: Деяния определенного возмездия — это преднамеренно совершённые и накопленные деяния. Деяния неопределенного возмездия — содеянные непреднамеренно и нена- копленные».
    Различие совершённых и накопленных деяний объяснено в том самом сочинении (256.3.4-7)]:
    «Совершённые деяния — каковы они — Это замыслы или же исполнение замыслов при помощи тела и речи».
    И далее:
    «Накопленные деяния — это не относящиеся к следующим десяти видам деяний (1) содеянные во сне,
    (2) содеянные несознательно, (3) содеянные неумышленно,
    (4) совершённые без порыва и непродолжительные, (5) содеянные по ошибке, (6) содеянные в забытьи, (7) содеянные против своей воли, (8) нейтральные по своему характеру,
    (9) очищенные покаянием и (10) очищенные противоядиями. То есть накопленные — это все остальные деяния, помимо сих десяти.
    Ненакопленные деяния
    — перечисленные десять».
    В Собрании установленного (P5539: 292.3.8-4.8) к тому же описаны четыре возможности) Совершённое, но ненакопленное убиение — это содеянное по незнанию содеянное во сне содеянное нечаянно содеянное против собственной воли, по принуждению других совершённое лишь однажды, но затем крайне ослабленное благодаря глубокому раскаянию, осознанию пагубности и зароку не повторить весьма подавленное в семени благодаря мирскому пути избавления от страстей
    301
    или вполне уничтоженное в семени благодаря не- мирскому пути ухода из сансары], пока не созрели последствия. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    305
    (2) Накопленное но несовершённое — происходит, когда долго раздумывают, рассуждают об убиении существа, ноне решаются лишить жизни) Совершённое и накопленное убиение — это все случаи убиения, не относящиеся к двум первым возможностям) Несовершённое и ненакопленное — не относящееся к тем трем [возможностям].
    Аналогично и для других проступков от присвоения чужого до пустословия включительно. Для трех проступков ума второй возможности не бывает, а впервой возможности отсутствует содеянное нечаянно и содеянное по принуждению других.
    Плоды деяний определенного возмездия — трояки повремени испытания) Испытываемые в видимой действительности — это плоды тех деяний, созревающие в этой самой жизни.
    Их же осуществляют факторы восьми видов) Большое внимание к телу, имуществу и быту приводит к испытыванию в этой жизни плодов не- благих деяний, а (II) явное невнимание к ним — бла- гих.
    Также: (III) явная злонамеренность к существами усердно осваиваемые сострадание и желание им помочь
    (V) явное недоброжелательство к Трем Драгоценностям, Учителями подобными) усердное благоговение и вера в них.

    Также: (VII) злоба и неблагодарность к родителям, Учителями другим помощникам приводит кис- пытанию в этой жизни плодов неблагих деяний, а
    (VIII) усердно осваиваемая благодарность за оказан б
    ЗАКОН КАРМЫ

    306
    ную ими помощь — к испытанию в этой жизни плодов добродетелей.
    Так говорится в Конкретных основах уровней) Испытываемые после перерождения — это плоды, испытываемые во второй (те. в следующей) жизни) Испытываемые в другой раз — это созревающие в третьей жизни и позже.
    в. Порядок созревания плодов благих и неблагих деяний, обильно посеянных в душе
    Те деяния, которые весомее, созревают раньше.
    Из деяний одинаковой тяжести раньше созревают те, которые приходят на память в смертный час.
    Из равных же в этом — те, которые более привычны.
    Из одинаково привычных деяний раньше созревают те, которые раньше совершены.
    Согласно приведенной в Толковании Сокровищницы цитате:
    «Деяния, которые тяжки, которые близки, которые привычней, деянья те, что раньше совершили, — плоды их раньше созревают в круговерти. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    307
    §2 Особое размышление Хотя благодаря отказу от десяти неблагих деяний и обретается хорошее положение, но, если достичь совершенного положения для осуществления Всеведения, то продвижение в освоении пути ни с чем несравнимо. Поэтому следует стремиться к такому положению.
    [Рассмотрим] его в трех аспектах а) [кармически] созревшие достоинства, б) их зрелые плоды ив) причины созревания.
    а. Созревшие достоинства]
    Их восемь) Долголетие
    Это долгая жизнь, — следствие потенциала, созданного прошлой ввергающей кармой) Прекрасная внешность
    Это привлекательность хорошего цвета кожи и телосложения миловидность, связанная с отсутствием изъянов, и красота пропорциональности) Благородное происхождение Это рождение в знатном роду, почитаемом, прославленном в мире. ЗАКОН КАРМЫ

    308
    (4) Благосостояние
    Это богатое достояние, обилие родственников и прочих близких, множество последователей) Уважаемое слово
    Это доверие других вследствие честности поступков и речей, а также авторитет слов, поскольку они могут быть представлены участникам любых споров в качестве доказательства) Широкая влиятельность
    Это большая слава, известность вследствие обладания такими достоинствами, как отвага или усердие в даянии и т. пи соответствующий почет, оказываемый многими людьми) Мужской пол Обладание мужским органом) Сильная [натура]
    Силой прошлых деяний естественным образом мало случается вреда, отсутствуют болезни, много энергии, вдохновляемой обстоятельствами жизни.
    Те достоинства можно обозначить и [по-другому]:
    (1) пребывание в счастливой участи (2) тело
    (3) рождение (4) богатство и помощники (5) авторитет среди жителей мира (6) слава (7) сосуд всех достоинств) обладание способностью к действию. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    б. Зрелые плоды
    Их — восемь) Длительное накопление множества заслуг для блага своего и других) Радостное приобщение учеников с первого взгляда их готовность внимать словам такого человека) Беспрекословное выполнение его указаний) Привлечение существ подарками и способствование их духовному созреванию) Обращение существ посредством добрых слов, помощи и соответствия между словами и делом и способствование их совершенствованию) Нахождение во всех делах друзей, готовых отблагодарить за оказанную помощь быстрое повиновение других) Становление сосудом всех достоинств, сосудом всех достижений, требующих рвения и упорства, сосудом обширной, проницательной мудрости, а также безбоязненность перед кругом слушателей, отсутствие препятствий и помех для гуляния, бесед или трапез вместе с другими существами или же — для пребывания в уединении) Быстрота постижения, вследствие больших аналитических способностей, обретенных благодаря неу- ныванию и постоянному мощному энтузиазму при осуществлении собственного и чужого блага.
    в. Причины созревания тех достоинств]
    Их восемь
    124 а
    ЗАКОН КАРМЫ

    310
    (1) Непричинение зла существами непомышление о причинении зла.
    Также сказано:
    «Когда обреченных спасают от смерти,
    иль выживать помогают и зла не творят существам,
    заслугами этими долгую жизнь обретают.
    А вследствие ухода за больными, раздачи лекарств, ненанесенья вреда камнями, палками, прочим — приобретают здоровье) Подношение света светильников, подобного и новой одежды.
    Еще сказано:
    «[Следствие] воздержания от злобы и подношения украшений — красивый облик. Результат же отсутствия зависти — счастливая доля. Так проповедано».
    (3) Подавив гордыню, совершать поклонение и проч. Учителями подобным почтительность к другим, подобная рабской) Даяние пищи, одежды и т. п. просящим, а также непросящим; раздавание имущества неимущим страдальцами полям достоинств) Привычка избегать четырех неблагих деяний речи) Молитвы о том, чтобы в следующей жизни осуществились разные достоинства подношение Трем Драгоценностям почитание родителей, шравак и пратьекабудд, наставников, Учителей и духовных руководителей. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б

    311
    (7) Радость от достоинств мужчины недовольство женским положением, признание его ущербным отвращение желающих обрести женское тело от их стремления спасение от оскопления) Личное совершение того, на что совершенно неспособны другие содействие, где требуется сотрудничество кормление и поение.
    Если у этих восьми причин есть три основы, то плоды будут совершенны.
    Три основы:
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   50


    написать администратору сайта