Главная страница
Навигация по странице:

  • Исполнение: (1) Исполнитель Нет разницы — совершил ли убийство сам, побудил ли других совершить его или соучаствовал в нем) Средство исполнения

  • Исполнение: (1) Исполнитель Подобен предыдущему) Способ исполнения

  • Объект

  • Помысел

  • Завершение

  • НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а 277 110 бЗАКОН КАРМЫляется как невиденное, невиденное — как виденное и т. д) Омрачений

  • Исполнение

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница22 из 50
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б

    263
    ное, неисчислимое множество наг, сыновей и дочерей наг. Какова причина этого, каково условие, о Бхагаван?
    Бхагаван сказал Владыка наг Те из посвященных в превосходно изложенную Дхарму Винаи, кто не вполне чисто соблюдает нравственность нравственность избегания естественных проступков, правила избегания запретных проступков, нарушает праведный способ получения средств существования и нарушает предписания обетов, — те. блюдет их не полностью, но честно держится своего воззрения не перерождаются в адах существ после смерти они рождаются среди наг».
    Далее говорится, что, когда учил Будда Кракучч- ханда, из-за нарушения правил монашеского быта, праведного получения средств существования и предписаний обетов переродились в наг 980 миллионов домохозяев и монахов когда учил Учитель
    Канакамуни — 640 миллионов, когда учил Учитель
    Кашьяпа — 800 миллионов ив период учения нашего Учителя переродились и переродятся 900 миллионов после ухода нашего Учителя в нирвану тоже будут перерождаться в наг те члены четырехчастной общины, которые дурно поступают, нарушают нрав- ственность.
    Однако указано, что, хотя и нечисты их поступки, благодаря сохранению убежденной веры в Учение после смерти в образе наг они переродятся в богов и людей затем все они вступят в Учения Пробужденных этой Благой кальпы и уйдут — за исключением вступивших в Махаяну
    269
    — поту сторону страданий.
    Поэтому, твердо уверившись, что даже малейшие хорошие и плохие деяния, следуя за нами, как тень,
    105 а
    ЗАКОН КАРМЫ
    порождают большое счастье или страдание, старайтесь творить хотя бы малейшие благие дела и избегать даже малейших проступков.
    В Отделах говорится:
    «Как тени птиц, парящих в небе, повсюду движутся под ними,
    деянья добрые и злые идут вослед за существами.
    Как отбывающий в дорогу не захвативши провианта идет страдать, — так в злую участь идет, кто дел не сделал добрых.
    Как те, кто провиант с избытком запас, — в счастливый путь уходят, таки творившие благое идут в счастливые уделы».
    И далее:
    «Хотя и мелко злодеянье, им все жене пренебрегайте не повредит, мол. Ведь по капле вода большой сосуд наполнит».
    И еще (XVII, 5, Проступок малый совершив, не думай:
    “Он не последует за мною”.
    Вода ведь, падая по капле, сосуд огромный наполняет.
    Так и проступки, накопляясь,
    переполняют глупых чад.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    И малое добро свершая, не думай Не пойдет за мною. Вода ведь, падая по капле,
    сосуд огромный наполняет.
    Так и добро, копясь помалу,
    упорного переполняет».
    И в джатаке (№15) сказано:
    «Благие деяния и неблагие по мере того, как к ним привыкают, потому людей переходят в привычку ив жизнях других совершаются просто, без всяких усилий — как будто во сне.
    Но если же они не практикуют — даянье, нравственность и остальное, то, пусть и родятся в роду благородном и есть красота, богатство и юность, — а в жизни другой тогда счастья не будет.
    Но, пусть род ваш низок и все неудачно, — раз вы не привязаны к скверным деяньям,
    имеете нравственность, щедры в даянье, тов будущей жизни, конечно, прибудет удачи и счастья, — как в летнее время наполнится озеро водами рек.
    Твердо уверившись, что после смерти вследствие дел неблагих и хороших будет страдание или же счастье, зла не творите Вершите благое!
    По прихоти действуют те, кто не верит а
    ЗАКОН КАРМЫ

    266
    (3) Невозможность встречи с плодами несодеянного
    Если не накоплена карма, причиняющая [такое-то] счастье или страдание, никак нельзя изведать плод той кармы. Также пользующиеся плодами бесчисленных собраний заслуг, накопленных Всемирными Учителями, хотя и не должны были накопить все их причины, но некоторую их часть — должны) Невозможность пропажи содеянного
    Благие и неблагие деяния обязательно приносят приятные или неприятные плоды.
    В Хвале превосходнейшему) сказано:
    «Брахманы учат передаются,
    точно дары, добродетель и проступок.
    Ты же сказал, что не исчезает всесовершенное раньше. А плод несовершённого — не обретают».
    И в Царе самадхи» (37.35) сказано:
    «Если что-то совершили, не разминетесь с плодами,
    но нельзя вкусить плодов совершённого другими».
    И в Отделах Винаи» (P1030: И через сотню кальп деяния не пропадают стекаются условия, и наступает время для обладающих телами получить плоды».
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б

    267 2. Размышление-анализ
    
    Здесь две части А) указание, что десять путей кармы — это основное, и Б) систематика деяний и плодов.
    А
    
    Тот, кто теперь узнало непреложном различии причин различных следствий — счастья и страдания, об огромном разрастании плодов деяний, о невозможности изведать плоды несодеянно- го и чтобы содеянное пропало, — в каком же законе одеяниях и плодах он должен сначала увериться, чтобы руководствоваться в поведении правильным выбором?
    Общеизвестно, что дверей хороших и плохих деяний три. И хотя всеблагие и неблагие деяния трех дверей не умещаются в десять путей кармы, Победоносный Будда, составив свод основных добрых и неблагих деяний и грубейших проступков, проповедовало десяти дурных путях кармы и, видя, что самые значительные принципы отказа от них тоже сводятся к десяти, — о десяти добрых путях кармы.
    В Сокровищнице (4.66) сказано:
    «[Будда] говорило десяти «путях»
    кармы в связи с благими и неблагими [деяниями],
    составив свод основных из них».
    И в Разъяснении Винаи» (P1032: 149.3.3-4): ЗАКОН КАРМЫ
    Кто речь контролирует, ум твердо держит в узде,
    поступков телесных совсем неблагих не свершает,
    тот кармы канала все три прочищает вполне и достигает стези, заповеданной Мудрым»
    272
    Распознав десять дурных путей кармы сих плодами, подавляем даже помыслы о них и обращаемся к десяти благим путям кармы, полностью затворяющим три двери для дурного. Вот необходимая основа осуществления всех трех колесниц и двух целей человека
    273
    .Поэтому Победитель всячески хвалил ее.
    В Вопросах Сагарамати» (P820: 114.1.6-7) сказано:
    «“Десять благих качеств — основа всего благополучия богов и людей, основа Пробуждения шравак и пратьека- будд, основа высшего истинно совершенного Пробуждения.
    Какова же эта основа — Это десять благодеяний».
    И далее (115: О владыка наг Ведь, например, все деревни, городки, города, провинции, государства, царские дворцы, все травы, кустарники, лекарства, деревья, все хозяйственные дела, все запасы семян, все дающие урожаи поля, распаханные, бороненные и плодоносящие, находятся на земле. Их основа — земля.
    О владыка наг Также и эти десять благих путей кармы основа рождения человеком и богом, достижения плодов учащихся и неучащихся шраман, Пробуждения пратьекабудды, всех деяний бодхисаттвы и всех качеств
    Будды».
    Поэтому в Сутре десяти уровней и восхваляется нравственность отказа от десяти неблагих деяний. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    И во Вхождении в Срединность» (2, 7) вкратце сказано:
    «Помимо нравственности, нет других причину подлинного блага и высокого рождения.
    Их нет и у простых людей, и урожденных речью
    274
    ,
    у лично-пробужденных
    275
    или бодхисаттв».
    Если не берегут себя от омрачений],постоянно стараясь соблюдать хотя бы некоторые правила нравственности, вновь и вновь зарекаясь преступить даже каждое отдельное ее предписание, но говорят Яма- хаянист», — то это большая низость.
    Как сказано в Сутре Кшитигарбхи» (P905: Идя этими десятью благими путями, становятся Буд- дами, а кто никогда в жизни не держался и одного благого пути кармы, но говорит Я махаянист: я стремлюсь к высшему истинно совершенному Пробуждению, — большой лицемер, великий лжец он перед всеми Победоносными Буддами обманывает мир, излагая нигилистические взгляды. Умирает он подавленный страданием и идет в обратное падение».
    «Обратное падение всегда следует понимать как синоним дурной участи.
    Б Систематика деяний и плодов Здесь три темы 1) дурные деяния и плоды
    2) благие деяния и плоды 3) разъяснение других подразделений кармы.
    ЗАКОН КАРМЫ

    270 1. Дурные деяния и плоды Здесь три раздела а) дурные пути кармы б) насколько они тяжки в) указание их плодов.
    а. Дурные пути кармы) Убиение
    Хотя в Собрании установленного говорится о пяти составляющих объекте, представлении, помысле, омрачении и завершении, — три средние можно свести к помыслу и добавить исполнение. Получается четыре основа, помысел, исполнение и завершение. Такое описание удобно для понимания и не противоречит замыслу [Татхагаты].
    Итак, объект убиения — живое существо однако, имея ввиду, что, если убьешь самого себя, то проступок будет исполнен, ноне завершен, [Асанга] в Уровнях йогической практики (P5536: 254.2.5) сказал точнее другое живое существо».
    Помысел тройствен: (1) представление — четырех видов представление об объекте — живом существе как о живом существе или как о не-существе, представление о не-существе как о не-существе или как о живом существе. Первое и третье представления безошибочны, а второе и четвертое ошибочны.
    Притом, если начинаешь исполнение убийства с конкретным намерением например Убью только Дева- датту», — но по ошибке убиваешь Яджнядатту, то это не самый настоящий проступок убиения для такого НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    требуется безошибочное представление. Если же вовремя исполнения имеешь общее намерение Убью всякого, кто попадется, — то безошибочное представление не требуется.
    Знайте, что это правило действительно и для остальных девяти проступков) Омрачение
    — какой-нибудь из трех ядов) Намерение — желание убить.
    Исполнение:_(1)_Исполнитель_Нет_разницы_—_совершил_ли_убийство_сам,_побудил_ли_других_совершить_его_или_соучаствовал_в_нем)_Средство_исполнения'>Исполнение:
    (1) Исполнитель
    Нет разницы — совершил ли убийство сам, побудил ли других совершить его или соучаствовал в нем) Средство исполнения

    Оно может быть всякое оружие, яд, заклинание и т. д.
    Завершение — смерть, вследствие исполнения, другого существа моментальная или отсроченная. К тому же в Сокровищнице (4.72) сказано:
    «Если убийца умирает раньше или одновременно с жертвой, подлинного убиения нет, поскольку зародилось другое тело
    277
    ».
    Это подобно вышесказанному) Присвоение чужого
    Объект — всякая вещь, принадлежащая другому. Помысел тройственный) Представление и (2) омрачение подобны предыдущим б
    ЗАКОН КАРМЫ

    272
    (3) Намерение — желание лишить другого вещи без его позволения.
    Исполнение:
    (1) Исполнитель
    Подобен предыдущему) Способ исполнения
    Отнял ли силой, или тайно украл — все равно.
    Такое же присвоение чужого — обман в возвращении долга или доверенного на хранение и прочее мошенничество, а также — когда берут ради своей пользы или чужой, или же с целью навредить врагу, и т. д.
    Завершение
    О нем в Собрании установленного (P5539: 289.4.6) сказано Перенесение вещи на другое место».
    Поскольку часто бывает несоответствие сказанному, перенесение вещи на другое место является лишь примером как, например, отнятая земля и т. пне уносится с места. Тем не менее, определить завершение требуется.
    Итак, по нашему мнению, это — возникновение мысли об обретении.
    При побуждении же других к грабежу или краже достаточно, чтобы она возникла у того, кто украл. Подобно тому, как у побудившего к убиению появляется подлинный проступок, как только умирает убитый его посланником враг, даже если он сами не знает об этом. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    273
    (3) Распутство
    Объект: (а) неподходящие для совокупления люди б) неподходящие члены тела (в) неподходящие места г) неподходящее время.
    (а)
    Это неподходящие для совокупления женщины все мужчины гермафродиты.
    [Женщины]
    В Собрании (P5533: 290.4.2) сказано:
    «Мать и прочие, охраняемые матерями и прочие, око- торых проповедано в сутрах, не подходят для совокупления Наставник Ашвагхоша поэтому поводу сказал
    279
    :
    «“Неподходящие для совокупления — это принадлежащие другим, обладательницы победного стяга Дхармы, охраняемые семьей или царем,
    проститутки, нанятые другими родственницы эти женщины не подходят для совокупления».
    «Принадлежащие другим — это жены других. Обладательницы победного стяга Дхармы» — монахини. Охраняемые семьей — незамужние девушки, которых охраняют отец и другие родственники, или будущий свекор, или привратника если нет таковых, то и которые сами стерегутся. Охраняемые царем и его доверенными лицами — это охраняемые законом. ЗАКОН КАРМЫ
    Сказано, что совокупление с проституткой, нанятой другим, — распутство. Подразумевается, что, если ей сам заплатил, то распутного совокупления нет. Так говорит и великий Чжово.
    Мужчины:
    Ты сами все другие.
    (б) Неподходящие члены тела Все члены, кроме влагалища. Наставник Ашвагхоша сказал:
    «Неподходящие члены — каковы они
    — Рот, задний проход, органы детей, сжатые бедра и трогающие руки».
    Это согласуется со сказанным великим Чжово:
    «“Неподходящие члены — рот, задний проход, задние и передние отверстия мальчиков и девочек, собственные руки».
    (в) Неподходящие места Близость Учителей и подобных, близость ступы, места на виду у многих людей и неудобные для сего шероховатые, твердые и т. п.
    Наставник Ашвагхоша (P5678: 232.3.5-6) сказал:
    «Неподходящие для этого места близость книг священной Дхармы, ступ, изображений и т. п местопребывание бодхисаттвы и т. п близость наставников, Учителей, а также НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    родителей в этих неподходящих местах не следует [совокупляться]».
    Так же говорит и великий Чжово.
    (г) Неподходящее время Период менструаций, последние месяцы беременности, кормление грудью ребенка, соблюдение однодневного обета наличие болезни, не позволяющей совокупляться и превышение меры мера — до пяти раз.
    Наставник Ашвагхоша сказал (Неподходящее для этого время — менструация, беременность, младенец, отсутствие желания, страдание, уныние и т. п, соблюдение восьми предписаний таково неподходящее время».
    Великий Чжово высказался подобно, однако считал, что дневное время тоже не подходит.
    Использование неподходящих членов и других из трех, то есть места и времени, даже соитие с собственной женой делает распутным что уж говорить о сношении с другими.
    Помысел: тройственный) Представление
    В Собрании (P5539: 289.4.7) сказано, что для этого проступка требуется безошибочное представление о тех объектах б
    ЗАКОН КАРМЫ
    Однако в «Винае» говорится, что для потери обета целомудрия неважно — ошибочное представление или безошибочное.
    В Толковании Сокровищницы (4.74) указаны две возможности при ошибочном представлении если сближаешься с чужой женой, думая, что она твоя, то пути кармы распутства нет, а если сближаешься с чужой женой, думая, что она жена третьего человека, то — есть) Омрачение любой из трех ядов) Намерение — желание совокупиться неправедным образом.
    Исполнение
    В Собрании (P5539: 290.4.6) сказано, что у того, кто побудил другого к распутству, тоже происходит проступок распутства.
    В коренном Толковании Сокровищницы (4.74) указано, что в таком случае подлинного пути кармы нет.
    Подразумевается ли в первом высказывании косвенный проступок, — нужно исследовать
    282
    Завершение — соединение половых органов двух людей) Ложь
    Объект — виденное, слышанное, воспринятое другими органами чувств или осознанное и четыре их противоположности объект понимания — понятное для другого.
    Помысел: тройственный) Представление измененное виденное представ-
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    277 110 б
    ЗАКОН КАРМЫ
    ляется как невиденное, невиденное — как виденное и т. д) Омрачений три) Намерение — желание говорить, изменив пред- ставление.
    Исполнение — произнесение слов, молчаливое согласие или указание движениями тела.
    Сказано, что не имеет значения — солгал ради себя или для пользы других.
    [Асанга] сказал, что побуждение других ко лжи, злословию или грубым словам — такой же проступок, как эти три.
    В коренном Толковании Сокровищницы (4.78) указано, что побуждение к любому из четырех проступков речи является путем кармы.
    В «Винае» сказано, что полное падение при этом возникает лишь тогда, когда произносишь ложь сам.
    284
    Завершение — понимание другим смысла если же он не понял, то ложь становится всего лишь пустословием указано в Толковании Сокровищницы Также со злословием и грубыми словами) Злословие
    Объект — живущие в согласии или враждующие су- щества.
    Помысел: тройственный) Представление и (2) омрачения подобны прежним НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а) Намерение — желание поссорить живущих в согласии или желание, чтобы враждующие не помири- лись.
    Исполнение — правдивыми или неправдивыми словами сказать, приятное или неприятное, для собственной нужды или ради других.
    О завершении в Собрании (P5539: 289.5.3) сказано:
    «Завершением считается полное понимание теми, кого ссорят те. понимание сказанных слов, вызывающих или углубляющих ссору) Грубые слова
    Объект — существо, вызывающее озлобленность.
    Помысел:
    (1) Представление и (2) омрачения подобны прежним) Намерение — желание сказать грубость.
    Исполнение — правдиво или неправдиво сказать неприятное по поводу недостатков происхождения или тела, ошибок нравственности или поведения.
    Завершение:
    В Собрании (P5539: 289.5.4) сказано:
    «Завершение — сказанная ему грубость».
    В Толковании Сокровищницы указано, что необходимо понимание смысла тем, кому она сказана ЗАКОН КАРМЫ) Пустословие
    Объект — бессмысленное содержание произнесенного Помысел тройственный) Представление
    Хотя о нем сказано не больше, чем представление таким, как есть, — проступок здесь — произнесение бессмысленных слов с представлением именно того, что хочешь сказать, поскольку для данного проступка не требуется понимающий собеседник) Омрачение — какое-нибудь из трех) Намерение — желание болтать вздор.
    Исполнение — начинание пустословия.
    Завершение — окончание пустословия.
    При этом пустословие имеет семь предметов) произнесение слов ссоры, обличения недостатков, спора или раздора (2) удовлетворяясь трактатами иноверцев или тайными мантрами брахманов, давать наставления о них, читать их и т. п (3) издавать горестные звуки, подобные стенанию (4) смех, шутки, радостные возгласы, рассказы о веселых похождениях (5) разговоры о правителе, министрах, стране, ворах и прочие мирские разговоры (6) подражание речи пьяного или сумасшедшего (7) слова, на которые опирается избравший неправедный способ получения средств к суще- ствованию.
    Бессвязные, нечестивые и бессмысленные речи — это отсутствие связи между предыдущими и последующими словами скверные поучения шутки, песни
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ бит. да также разговоры вовремя просмотра спектаклей и т. п.
    Существуют два мнения считать и не считать первые три проступка речи пустословием. Но здесь высказано согласие с первым мнением) Алчность Объект — богатство, имущество других.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50


    написать администратору сайта