Главная страница
Навигация по странице:

  • В Размышление о страданиях прет

  • (б) Внутренние помехи для еды и питья

  • (в) Помехи в самой пище и питье

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница18 из 50
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    сферы желаний. Срок жизни в Очень жарком аду — половина, а в Аду непрерывного мучения — целая промежуточная кальпа».
    В Конкретных основах уровней тоже так говорится
    (P5536: б. Соседние [ады]
    Каждый из тех восьми адов имеет по четыре стены и четверо ворота снаружи их еще окружают железные ограды, которые тоже имеют по четверо ворот. У каждых ворот — по четыре остальных ада существ (1) Огненная яма (2) Гнилотрупье болото или Болото испражнений, воняющее, подобно трупу (3) Дорога бритв и подобные
    (4) Река без брода.
    (1)
    [В этой яме — огненные угли, доходящие до колен. Как только существа, идущие искать жилище, ставят в них ногу, вся кожа, мясо и кровь разрушаются, а когда вытаскивают, опять восстанавливаются.
    (2)
    К той яме прилегает Болото испражнений, воняющее, подобно трупу Существа, ищущие пристанище, желая перейти это болото, падают и погружаются в него по горло. В этом болоте обитают так называемые остроносые черви. Они просверливают кожу, плоть, СТРАДАНИЯ В АДАХ
    жилы да кости и, достигнув костного мозга, роются в нем].
    (3)
    К болоту прилегает (а) Дорога, полная бритв Как только существа, идя через нее в поисках жилища, ставят ногу, отрезаются вся кожа и мясо с кровью, а когда поднимают, опять отрастают.
    К ней прилегает (б) Лес деревьев с листьями-мечами. Когда ищущие пристанище входят в него и устраиваются в тени деревьев, с них сыплются мечи и протыкают, отсекают их главные и второстепенные члены. Когда существа падают, — прибегают темно-красные собаки, хватают их сзади и едят.
    К тому лесу прилегает (в) Роща железных деревьев

    «шалмали».
    Ищущие жилище существа приходят туда, и их заставляют лезть на эти деревья. Когда они лезут, острия шипов направляются вниз, а когда слезают, поднимаются вверх. Эти шипы протыкают, рассекают их главные и второстепенные члены. Там обитают так называемые
    «железноклювые вороны. Они садятся на плечи или голову и выклевывают глаза.
    Поскольку эти три места похожи по нанесению повреждений оружием, то считаются одним [адом].
    (4)
    Мимо «шалмали» протекает так называемая Река без брода наполненная кипящей едкой жидкостью. Существа, ищущие жилище, падают в нее, варятся, перемещаясь то вверх, то вниз, подобно горошинами т. п, бро-
    79 б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ

    197
    шенным в наполненный водой котел, подогреваемый сильным огнем.
    На обоих берегах реки сидят существа с палками, крюками и сетями в руках. Они не дают вылезти из реки, а когда, наконец, вытаскивают несчастных крюками или сетями, то кладут их на спину на большой раскаленной площадке испрашивают Чего хотите Те отвечают Мы ничего не знаем и невидим, номы голодны и испытываем жажду. Тогда им в рот кладут раскаленный, пылающий кусок железа и вливают кипящей меди.
    Все это тоже изложено согласно Конкретным основам уровней. Там говорится, что в соседних и прочих адах продолжительность жизни неопределенна.
    Но в общем страдания от тех предметов испытывают до тех пор, пока не истощается потенция кармы, навлекающая эти мучительные переживания.
    в. Восемь холодных адов
    Они находятся на тех же уровнях, что и восемь отделений Великого ада существ, и отдалены от них на десять тысяч йоджан. Отсюда вниз, на расстоянии
    32 тысяч йоджан, находится Ад волдырей. Вниз от него, через каждые две тысячи йоджан
    217
    , расположены остальные семь холодных адов) Ад волдырей
    От сильного холодного ветра вся кожа тела стягивается, покрываясь волдырями а
    СТРАДАНИЯ В АДАХ

    198
    (2) Ад лопающихся волдырей
    [Кожа еще больше стягивается волдыри лопаются) Ад стука зубов, (4) Ад звуков
    «хью» и (5) Ад звуков «а-чху»
    Названы так по характерным звукам, которые там издают существа) Ад трещин, подобных голубому лотосу утпа ла
    От сильного холодного ветра кожа становится синей и трескается на пять или шесть лепестков) Ад трещин, подобных лотосу
    Его особенности таковы кожа из синей превращается в красную и трескается на десять и более лепестков) Ад огромных трещин, подобных лотосу
    Его особенности таковы кожа становится очень красной и трескается настои более «лепестков».
    Последовательность этих адов, расстояния и страдания изложены, согласно Конкретным основам уровней».
    В джатаке (№ 20) сказано:
    «В следующей жизни нигилист
    218
    попадет туда, где мрак кромешный б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    где студеный ветер дует так, что ломаются от боли кости.
    Кто ж, себе желающий добра, будет предаваться [нигилизму]?!»
    То есть в холодных адах] пребывают во мраке.
    И в Послании к ученику (52, 53) сказано:
    «От шквалов стыло-ледяного ветра, пронизывающего до самых костей,
    все тело коченеет и трясется и ежится. На коже волдыри вздуваются и лопаются, в ранах роятся черви — плоть едят и рвут.
    И тело вязкой кровью истекает, сочится гной, исходит костный мозг.
    А челюсти смерзаются друг с другом, с зубами — н¸бо. Бьются на ветру и волосы и волосинки тела. Уши, глаза и горло все изъязвлены.
    Всецело телом сокрушенные и духом в аду холодном пребывают, вопия».
    СТРАДАНИЯ В АДАХ
    Эти страдания испытываются до тех пор, пока не истощается навлекшая их карма. К тому же в Конкретных основах уровней сказано (P5536: Знайте, что жизнь существ, родившихся в холодных адах, наполовину короче жизни существ, родившихся в соответственных отделениях Великого ада существ».
    В цитатах из сутр, приведенных в Толковании Сокровищницы (АКБ, 187: P5591: 184.2.3-5), говорится:
    «Монахи! Если, например, доверху наполнить семенами кунжута магадхский закром для хранения кунжута, объем которого 80 кхалов
    219
    , и затем, если через каждые сто лет кто-нибудь будет выбрасывать по одному семени кунжута, то, о монахи, я говорю, что ненамного быстрее, чем полностью опустошится тот магадхский восьмидеся- тикхаловый закром, полностью закончится жизнь существа, родившегося в Аду волдырей.
    О монахи Двадцать жизней в Аду волдырей равны одной жизни в Аду лопающихся волдырей».
    И так далее, и [наконец]:
    «Опять-таки, о монахи, двадцать жизней в Аду трещин, подобных лотосу, равны одной жизни в Аду огромных трещин, подобных лотосу».
    В течение таких вот периодов испытывают страдания в холодных адах].
    г. Малые ады
    В Конкретных основах уровней говорится, что они
    81 а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    находятся в окрестностях горячих и холодных адова также ив стране людей.
    В Основах Винаи» (P1030: 42.5.2) еще сказано, что они находятся на побережье океана это согласуется со Сказанием о Сангхаракшине» (P5655: Ив Толковании Сокровищницы (АКБ, 717) го- ворится:
    «Те шестнадцать адов существ созданы силой деяний всех существ. Малые же ады созданы деяниями многих, двух или одного существа. Их разновидности многообразны. Места неопределенны. Они находятся в реках, горах, в пустынных местностях ив других местах, атак- же — под [землей]
    221
    ».
    Итак, очень легко породить причины рождения во всех этих [адах], как будет сказано ниже, поэтому помногу накапливаем их ежедневно, а тем более бесчисленны накопленные ранее. Следовательно, не подобает пребывать в благодушии, а следует, поразмыслив о тех страданиях, устрашиться поскольку их ничто не отделяет от нас, кроме прекращения дыхания б
    СТРАДАНИЯ В АДАХ
    Так сказано и во Введении в практику (Как, натворив деяний, в ад ведущих,
    возможно быть счастливыми спокойным?!»
    И в Послании к другу (83, 84) говорится:
    «Тот злочинец, кто, услышав о безмерных муках ада, отделенного лишь гранью прекращения дыханья, не страшится мук ста тысяч, тот имеет сердце — камень.
    Ведь когда мы видим только на рисунках муки ада иль о них прочтем, иль вспомним, иль в скульптуре их увидим, и тогда приходим в ужас!
    Как же претерпеть мы сможем страшные плоды своих проступков]?!»
    Наиболее трудно переносимые из страданий сан- сары — страдания дурной участи, а из них невыносимейшие страдания ада страдание от непрерывного прокалывания в течение одного дня в этом мире тремястами острых пик не сравнится даже с ничтожной частью самого малого страдания в аду.
    Из них страдания Ада непрерывного мучения — наибольшие.
    Как говорится в Послании к другу (85, Как пресечение влеченья
    222
    превыше всех блаженств возможных,
    так всех страданий много хуже а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Ад непрерывного мученья.
    Страдание, что в этом мире нам причинили б триста пик, прокалывая беспощадно всю плоть на протяженье дня, не только не ровня страданию, пускай малейшему, в аду, но и частице адской муки страданье это неравно Осознайте, что причинами порождения таких страданий являются лишь злодеяния собственных трех дверей, и изо всех сил, доступных человеку, старайтесь не запятнаться даже маленьким проступ- ком.
    Как сказано в том самом сочинении (Семена плодов тяжелых этих — злодеянья тела, речи, мысли.
    Всеми силами старайся, чтобы с собою ни пылинки их не прихватить».
    Б Размышление о страданиях животных В Конкретных основах уровней говорится, что сильные животные убивают слабых став имуществом богов и людей, животные несвободны и подневольны, поэтому их убивают, бьют и обижают. Живут они вместе с богами и людьми — в других сферах не обитают.
    В Толковании Сокровищницы (P5591: 184.2.5-6) сказано Животные — обитатели суши, воды и неба. СТРАДАНИЯ ЖИВОТНЫХ
    Их родина — великий Океан животные, обитающие в других местах, — выходцы из него».
    И в Послании к другу (89, 90) сказано:
    «В среде животных много разных бед убийство, взнуздывание, избиенье.
    И те, кто ранее пренебрегал ведущими к Покою добрыми делами, — ужасным образом друг друга пожирают. Иных же умерщвляют ради шкур, костей и мяса, жемчуга иль меха. Других, невольных, к рабскому труду жестоко принуждают, побивая руками и ногами и кнутом, железными крюками или палкой».
    Первая из этих строф показывает общие страдания, а вторая — частные. Выражение других. побивая охватывает использование в работах, прокалывание ноздрей и т. д. Это означает убиение и прочие страдания, причиняемые людьми и нелю- дью.
    «Пожирание друг друга обозначает вред, причиняемый особями из рода животных. Умиротворяющие добрые дела — это добродетели, ведущие к достижению нирваны.
    Указано, что пренебрегающие ими — большие глупцы и неподходящие сосуды для пути.
    Пять средств принуждения к работе — от ударов руками до ударов палками — соответственно относятся к лошадям, буйволам, ослам, слонам, быками прочим б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Эти пояснения даны согласно Толкованию Послания к другу (P5690: 267.3.5-268.1.1). К тому же животные рождаются в темноте и воде, там же старятся и умирают изнуряются тяжелыми ношами на них пашут, стригут им шерсть, преследуют их, а также убивают многообразными мучительными способами они страдают от голода и жажды, солнца и холодного ветра разными способами им причиняют зло охотники, поэтому они постоянно испытывают тревожный страх.
    Размышляя о том, как они страдают, разочаровывайтесь, удручайтесь жизнью в сансаре]!
    О продолжительности их жизни в Сокровищнице
    (3, 83) сказано:
    «У животных самая долгая жизнь — кальпа».
    Это указание на то, что долгожители могут прожить кальпу, а предельный возраст короткоживущих неопределенен.
    В Размышление о страданиях прет
    Те, кто весьма скуп, перерождаются в прет. Они мучаются от голода и жажды, их кожа, плоть и кровь совершенно иссохшие они походят на обгоревшие пни их лица покрыты волосами, рты пересохли, и они лижут губы языком.
    У них имеются три вида помеха) Внешние помехи для еды и питья

    Когда они приходят к роднику, озеру или пруду, тамошние существа мечами, копьями и пиками отгоняют
    83 а
    СТРАДАНИЯ ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
    их от родника и т. п. Да и вода обретает для них вид кровавого гноя, и желание пить ее пропадает.
    (б) Внутренние помехи для еды и питья
    Рот некоторых прет — как игольное ушко во рту горит огонь они имеют зоб и огромный живот. Даже если они, не встретив помех от других, находят пищу и питье, — есть и пить не могут.
    (в) Помехи в самой пище и питье
    У так называемых обладателей огненных ожерелий все съеденное и выпитое превращается в огонь и жжет нутро. Так называемые едоки нечистот едят испражнения и пьют мочу они способны есть и пить лишь то, что нечисто, зловонно, вредно и низменно. Некоторые отрезают и едят собственное мясо чистой и хорошей пищи и питья употреблять не могут.
    О местах проживания их в Толковании Сокровищницы) сказано б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ

    207
    Царя прет зовут Ямой. Их родина находится под
    Джамбудвипой, в 500 йоджанах вниз от Раджагрихи.
    [Преты, живущие в других местах, — выходцы оттуда».
    И в Послании к другу (91-95) говорится:
    «А у голодных духов — без конца неотвратимо постоянные страданья из-за отсутствия желаемого им приходится терпеть большие муки от голода и жажды, от жары иль холода, усталости и страха.
    Одни из них, имея малый рот с игольное ушко, живот же — с гору, в мученьях голодают даже крох отбросов грязных съесть они не могут.
    У некоторых — кожана костях худы настолько, да к тому же голы они — как высохшие кроны пальм.
    А у других рот изрыгает пламя в ночную пору. Чтобы что-то съесть,
    еду приходится им класть в свой рот горящий.
    Иные, у которых ниже род, для пищи не находят даже гноя иль крови, испражнений. Нечистоты и те отсутствуют. Тогда друг друга бьют по лицу они и гной сосут из зоба, страшно вспухшего на горле. Голодных духов летом жжет луна, зимою даже солнце их морозит.
    Для них плоды с деревьев исчезают, они лишь глянут, — реки высыхают а
    СТРАДАНИЯ ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
    Первая из этих строф указывает общие страдания, а остальные — частные.
    «Усталость» — от беготни за пищей. Страх увидев существ, держащих мечи, палки и арканы, преты пугаются их. В ночную пору — то есть ночью, у некоторых изо рта пышет пламя.
    Реки с вкусной и прохладной водой высыхают, словно выжженные ядом ядовитых глаз. Некоторым [пре- там они кажутся наполненными пылающими углями, некоторым — текущим гноем, полным разных червей.
    [Все это — пояснения Толкования (P5690: Ив Послании к ученику (35-40) говорится:
    «[Томясь] от страшной жажды, видят вдалеке реку воды прозрачной — к ней стремятся, подходят, чтоб напиться, — но река становится текущей смесью гноя зловонного, волос и водных мхов, наполненною илом, калом, кровью.
    А в летний зной, когда они подходят к растущей на горе прохладной роще сандаловых деревьев в каплях брызг от волн, вздымаемых летящим ветром, охватывает рощу жаркий пламень, — для них она становится костром.
    Когда они приходят к океану, сверкающему пеной бурунов на устрашающе огромных волнах, — для них пустыней делается он, где бурный ветер, завывая, кружит мглу знойного багрового песка б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    И коль они возжаждут, находясь там, чтоб появились дождевые облака, то дождь из облаков на них несется стрел наконечниками, дымом и золой, искр россыпями, твердыми камнями, гирляндой молний, блещущих, златых.
    Для прет, изнемогающих от жара, становится и вьюга горяча, а для терзаемых студеным ветром и пламя холодно для них, кто омрачен созревшими плодами страшной кармы, все это — ложных восприятий явь.
    И эти мученики обладают ртом с игольное ушко, а животом — громадным.
    И если выпьют целый океан, вода не попадает в горло к ним яд рта ее до капли иссушает».
    Размышляйте и над этими словами.
    О продолжительности жизни прет в Конкретных основах уровней (P5536: 230.2.8-4.1) ив Сокровищнице) сказано, что они могут прожить
    500 собственных лет, каждые сутки которых — один людской месяц.
    В Послании к другу (96) сказано:
    «Иные, кто страдает непрерывно и чьи тела затянуты арканом греховной кармы чрезвычайно крепко, и за пять тысяч лет не умирают, иль даже и за десять тысяч лет».
    СТРАДАНИЯ ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
    Толкование (P5690: 268.1.1-2) поясняет, что продолжительность жизни некоторых прет — 5000 лета некоторых Во всех трех дурных уделах величина тел существ неопределенна в Конкретных основах уровней говорится, что различия величины тела определяет силане- благой [кармы]
    224
    Когда таким образом размышляете о страданиях дурной участи, сопоставляйте сними примеры из нынешней жизни, думая Ежели трудно вытерпеть одни сутки, сунув руки в горящие угли, пробыть столько же времени голым в ледяной пещере в зимний мороз, не есть и не пить несколько суток, стерпеть укусы пчел и прочих насекомых, то как я перенесу страдания горячих и холодных адов, прет и животных, проглатывающих друг друга живьем, и т. д, — и созерцайте до тех пор, пока душа не содрогнется от ужаса, не устрашится. Если же, узнав об этих страданиях, не пропитать ум их осознанием или созерцать их недолго, то никакого толка не будет.
    «Основы Винаи» (P1030: 36.3.3-37.1.3) повествуют:
    «Когда два сына сестры Ананды были посвящены в монахи, им велели читать. Почитав несколько дней, они за б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    ленились и читать перестали. Тогда их отдали учиться Ма- удгальяяне, но они по-прежнему ленились. И вот Ананда попросил [Маудгальяяну]: “Удручи этих двух. Посему Ма- удгальяяна отвел их на расстояние однодневного пути и магически воспроизвел Ад существ. Услышав звуки резания, рассекания и т. д, те два подошли посмотреть и увидели страдания отрезания и прочего. Также там обнаружились два больших железных котла с кипящей водой. Не бросят ли в них кого-нибудь?” — спросили они. Им ответили Здесь возродятся после смерти два племянника Ананды, которые, став монахами, праздно проводят время. Те очень испугались и, подумав Если нас узнают, то могут сейчас же бросить, — прибежали туда, где находился Маудгалья- яна. Когда рассказали ему о случившемся, Маудгальяяна молвил “Шраманеры! Эти и другие беды проистекают от лени, поэтому усердствуйте. Те стали прилежными, и если вспоминали об аде перед едой, тоне могли есть, а если вспоминали он м после еды, то их рвало.
    [Однажды Маудгальяяна] опять отвел их на расстояние однодневного путина другое место, где магически воспроизвел рай. Услышав звуки вины и т. д, те подошли посмотреть и увидели райский дворец, полный дочерей богов, но без сыновей. Когда они спросили о причине отсутствия сыновей богов, им ответили Здесь возродятся после смерти два племянника Ананды, поскольку, став монахами, проявляют усердие. Те два обрадовались и сообщили об этом Маудгальяяне. Он сказал О шрамане- ры! Эта и другая польза проистекает от усердия, поэтому усердствуйте. И они усердствовали.
    [Однажды], когда они получали от Маудгальяяны] наставление, он сказал — как в приведенной ранее ци-
    85 б
    СТРАДАНИЯ ГОЛОДНЫХ ДУХОВ
    тате из Заповеди для подлинного соблюдения, — что из счастливой участи перерождаются в дурной. Тогда они спросили О святой Разве нам, когда умрем людьми и богами, придется возродиться в трех дурных уделах Тот ответил]:
    “О почтенные В круговерти пяти уделов приходится постоянно вращаться, подобно водяному колесу, до тех пор, пока не прекращаются
    омрачения”.
    Те два, удрученные, попросили Маудгальяяну: Молим преподать такую Дхарму, благодаря которой действие
    омрачений прекратилось бы навсегда. Он изложил такую Дхарму, и они достигли архатства».
    Итак, созерцание страданий славится как основа подавления лени, порождения усердия в практике пути, пробуждения ума к достижению Свободы и причин ее достижения. Поэтому, даже если бы сам Всемирный Учитель присутствовал, он не мог бы ничего прибавить к тому наставлению [Маудгальяны]. В нем совершенно очевиден последовательный порядок порождения установок низшей и средней личностей. И что касается меры созерцания необходимо неустанно, усердно созерцать, пока такие установки не зародятся.
    И устами Нэузурвы:
    «Исследуйте: создали или не создали раньше причины перерождения в тех дурных уделах, создаете или не создаете их теперь, склонны или не склонны создавать их впредь. Если при этом окажется, что вы их создали раньше или создаете теперь, или склонны создавать впредь, тоне- пременно] отправитесь туда. Поэтому, когда вы представите, что, когда там возродитесь, жар нахлынет на ваш мозги вы сразу же вскочите, неспособные усидеть при мысли а
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50


    написать администратору сайта