Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
[Трудность обретения благоприятного рождения] Трудность обретения со стороны причин Вообще для обретения любого счастливого удела необходимо блюсти нравственность и творить какие-ли- бо чистые добрые дела. В особенности же для обретения полностью благоприятного рождения необходимо взять за основу чистую нравственность, сопровождать ее даянием и т. д, соединять с чистыми молитвами и заложить множество других корней добродетели. Но, как видим, таких причин создают очень мало. Делая вывод из этого, подумайте о трудности обретения плодов — общего и особого положения счастливой участи Трудность обретения со стороны плодов Подумайте о неродственных нам по положению существах дурной участи — по сравнению сними число существ счастливой участи крайне мало Подумайте и о родственных существах счастливой участи — для них это особенное благоприятное положение еще более редкостно (чем для первых — счастливая участь). Благой друг Долва, очень усердствуя в этом размышлении, говорил, что оно ведет за собой всю остальную Дхарму. Таки есть. Поэтому усердствуйте а ОСНОВЫ ПУТИ 2. Методика наделения благоприятного родения] смыслом 140 Здесь два отдела 1. Ясное объяснение общего порядка пути. 2. Сама методика наделения смыслом благоприятного рождения. Ясное объяснение общего порядка пути Здесь два параграфа §1. Каким образом путь трех личностей заключает в себе все Слово. §2. Разъяснение, почему учеников следует вести по этапам трех личностей постепенно Каким образом путъ трех личностей заключает в себе все Слово Сначала Будда породил в себе устремлённостъ к Пробуждению, затем накапливал собрания заслуги прозрений и, наконец, полностью пробудился. Все это — исключительно ради блага существ. Поэтому и вся проповеданная им Дхарма осуществляет только благо существ. При этом две цели существ подлежат осуществлению временная — высокое рождение и высшая подлинное благо. Всё преподанное Буддой в связи с осуществлением высокого рождения составляет Дхарму особой низшей личности, или [Дхарму], разделяемую с низшей личностью поскольку особая низшая лич- 58 б ОСНОВЫ ПУТИ 141 ность 178 не слишком благоустраивает эту жизнь, а заботится о том, чтобы после смерти родиться и процветать в верхних мирах, и предается созиданию причин для этого. Ведь в Светоче на пути (3) сказано: «Тот, кто достойными средствами заботится лишь о собственном сансарном счастье, известен как низшая личность”». Подлинное благо двояко Свобода — простое Освобождение от сансары — и состояние всеведения. Все изреченное Буддой для колесниц шравак и пратьекабудд составляет Дхарму особой средней личности, или разделяемую со средней личностью поскольку средняя личность, разочаровавшись всем обусловленным существованием, ставит целью Освобождение из сансары и прибегает к трем практикам пути как к средству для этого. Ведь в Светоче на пути (4) сказано: «Кто отвернулся от счастья сансарного разочарованно и деяния дурные отбросил, кто лишь о личном Покое заботится, личностью средней того называют». Чжово говорит в Светильнике кратко изложенной практики (P5379: 186.3.6-7): Пробуждение осуществляют на основе сокровенной Мантры и Парамит, так сказал Учитель — Будда; и поэтому я здесь их опишу». Согласно сказанному, средств осуществления всеведения два великая колесница сокровенной Мантры и великая колесница Парамит. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ 142 59 а ОСНОВЫ ПУТИ Эти две составляют Дхарму высшей личности, ибо высшая личность, движимая великим состраданием, ставит целью достижение состояния Будды ради прекращения всех страданий существ и практикует шесть парамит, две ступени и т. д. Ведь в Светоче на пути (5) говорится: «Кто всецело, искренне желает со страданьями других покончить, как свои мучительно их ощущая], тот и называем высшей личностью”». И ниже сказано, что средством осуществления этой личностью Пробуждения являются и Парамиты, и Мантра. Это обозначение трех личностей сходно по смыслу с описанным в Собрании установленного (P5539: К тому же существуют три типа индивидов) обладающие подлинным нравственным обязательством, которое не является обетом, ноне является и распущенностью) обладающие истинно принятым обетом нравственности шраваки; (3) обладающие истинно принятым обетом нравственности бодхисаттвы. Из них первые — низшие. Вторые — средние. Третьи высшие». Есть и много других способов определения низшей, средней и высшей личностей. И Учитель Васубандху в Толковании Сокровищницы) дает характеристику ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ б трех личностей, подобную той, что в Светоче на пути». Существуют два типа низшей личности та, которая старается ради этой жизни, и та, которая старается для следующей жизни. Но здесь вторая — прибегающая к безошибочным средствам осуществления высокого рождения Разъяснение, почему учеников следует вести по этапам трех личностей постепенно Здесь две темы (1) что означает ведение учеников по этапам трех личностей (2) разъяснение причин ведения учеников по тем этапам. (1) Хотя здесь говорится о трех личностях, путь высшей личности полностью охватывает этапы двух других личностей. Поэтому оба они являются элементами или составными частями пути Махаяны. Ведь Учитель Аш- вагхоша сказал в Освоении вдохновенной устремлённо- сти» (P5307: 18.3.4-7): «Непричиненье зла живым, правдивость речи, неприсвоение чужого, воздержание от распутства, даяние всего, чем обладаешь, вот образ жизни, что ведет в благой удел 144 60 а ОСНОВЫ ПУТИ А осознание страданий круговерти, аспектов Истин созерцание — вот путь к спасенью от страданий, избавленье от зол обоих — это образ жизни, которым обретается Покой. И высшей личности их следует усвоить. Ведь включены они в состав пути непревзойденного Освобожденья. Пустоты всех элементов бытия прямое постиженье; и рожденье потока состраданья к существами все искусные деянья бодхисаттвы вот образ жизни, позволяющий достичь непревзойденного Освобожденья». Итак, здесь ученики не ведутся лишь по пути низшей личности, стремящейся к сансарному счастью, или средней личности, стремящейся лишь к собственному Освобождению из сансары: часть пути, разделяемого с двумя предыдущими, предваряет путь высшей личности и считается составной частью практики пути высшей личности. Поэтому, когда, согласно ранее изложенному, зарождается желание наделить смыслом благоприятное рождение, — следуйте способу, указанному в Сущности срединности» (P5255: Кто же, если он разумный, не преобразует тело, не имеющее сути, словно стебель тростника или водяной пузырь ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ в нерушимую, как Меру, сущность Пробужденья Будды, превратив его в орудье щедрой помощи другим?! Те великие, кто знает состраданье, превращают с каждым мигом это тело, что подвержено болезням, смерти, старости, — в источник счастья всех других существ. С светочем священной Дхармы продвигаясь по пути высшей личности, — стремитесь с пользою употребить обретенную свободу от восьми изъянов 182 ». То есть следует вступить на путь Махаяны, думая Я заставлю свое тело, не содержащее сути, словно стебель тростника или пузырь на воде, — это гнездо болезней, источник старости и прочих страданий — проводить дни и ночи в практике высшей личности итак придам его существованию смысл». [Возможен вопрос Но тогда ведь с самого начала следует вести учеников по пути высшей личности зачем же практиковать путь, разделяемый с низшей и средней личностями Практика пути, разделяемого с теми двумя, является предварительной, порождающей путь высшей личности, а о том, каким образом это происходит, сейчас расскажу 146 60 б ОСНОВЫ ПУТИ) Причины ведения учеников по тем этапам Здесь две темы сами причины и потребности. (а) [Причины] Именно порождение устремлённости к высшему Пробуждению дверь вступления в Махаяну. Как сказано во Введении в практику (Лишь зарождается в сознанье бодхичитта, и узника, страдавшего в тюрьме сансары, к сыновьям Сугаты отныне уже можно причислять». Имя сына Победителей или «бодхисаттвы» обретают, вступая в Махаяну при зарождении бодхичитты], а, если ее утрачивают, выпадают из Махаяны. Поэтому желающие вступить в Махаяну должны стараться многими способами зародить бодхичитту. А чтобы зародить ее, сначала необходимо, созерцая пользу порождения этой устремлённости, от всего сердца увеличить силу энтузиазма, а также исполнять Семеричный ритуал вместе с обращением к Прибежищу. Так говорится в Собрании практики во Введении в практику — лучших исходных текстах, учащих об этапах пути бодхисаттвы. Польза, о которой здесь говорилось, имеет два аспекта временный и высший. Первый двояк: невпадение в дурную участь и рождение в счастливой участи. То есть, когда зарождается эта устремлённость, устраняются ранее на ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ а копленные причины дурной участии их накопление в будущем, тогда как накопленные причины счастливой участи, благодаря ее влиянию, увеличиваются, а новые, поскольку обусловлены ею, — никогда не истощаются. Высшие цели — Освобождение и всеведение — тоже легко осуществляются благодаря устремлённости. Если нет неподдельного стремления к достижению временной и конечной пользы, то, хотя бы и говорили Поскольку вся польза возникает из порожденной устремлённости, буду стараться породить устремлён- ность», — это останется лишь на словах, что легко уяснить, если прибегнуть к самоанализу. По этой причине, чтобы сначала породить в себе желание достигнуть двоякой пользы временной и высшей необходимо вырабатывать установки низшей и средней личностей. Когда порождено желание достигнуть двоякой пользы, чтобы приступить к освоению столь полезной устремлённости, необходимо породить ее основу — любовь и великое сострадание. Но, если при размышлении о собственном блуждании в сансаре, несчастливом и мучительном, от ужаса не задрожат волосинки, — не возникнет и нетерпимость к несчастью и мучению других существ, блуждающих в сансаре. Ведь во Введении в практику) сказано: «Если сначала в этих существах даже во сне и тоне возникает подобный помысел о помощи себе, откуда же тогда у них возьмется особый помысел о помощи другим 148 61 б ОСНОВЫ ПУТИ Поэтому на этапе низшей личности размышляют о возможности собственных страданий в дурной участи на этапе средней личности — о том, что ив раю страдание и нет счастья покоя. Затем, на основе собственного опыта, созерцают испытывающих тоже самое существ — родственников. Это служит причиной зарождения любви и сострадания, а из них рождается бодхичитта. Поэтому воспитание установок низшей и средней личностей является средством зарождения неподдельной бодхичитты, а неведением по каким-то иным путям. Также всяческое старание накапливать заслуги и очищаться от зол на двух первых этапах, исходя из обращения к Прибежищу, размышления о законе деяния-плода и т. д, соответственно претворяется в метод подготовительной духовной тренировки бод- хичитты — в Семеричный ритуал с обращением к Прибежищу. Поэтому знайте, что это тоже средство порождения устремлённости. Учители хорошо растолковали, каким образом изложенный здесь учебный материал низшей и средней личностей используется для порождения устрем- лённости к высшему Пробуждению. Ученики тоже убеждаются в этом и, припоминая сие перед каждым созерцанием, усердствуют в воспитании установок низшей и средней личностей как составных частей порождения бодхичитты. Если так не делать, путь высшей личности и путь тех двух станут отдельными, несвязанными, и до становления на путь собственно высшей личности мы не обретем никакой веры в бодхичитту, из-за чего возникнет препятствие к зарождению устремлённости или же ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ а б будет упущено ее огромное значение, имеющееся и до реального зарождения. Поэтому будьте прилежны в этом. Таким образом, практикуя этапы низшей и средней личностей, ив особенности то, что изложено для этапа высшей личности, старайтесь породить в себе неподдельную бодхичитту. Затем, чтобы упрочить эту устремлённость, совершайте ритуал вдохновенной [бодхичитты], предваряя его специальным обращением к Прибежищу. Приняв посредством ритуала вдохновенную [бодхичитту], старайтесь исполнять взятые обязательства. Затем старательно воспитывайте желание практиковать деяния бодхисаттвы — шесть парамит, четыре средства обращения и другие. Когда от всей души захотите практиковать, подлинно принимайте чистый обет практической бодхичитты. Затем, даже рискуя жизнью, не допускайте коренных падений, а также старайтесь не допустить малых да средних погрешностей и проступков против обета. Если все же допустили их, хорошенько очищайтесь, исходя из сказанного Учителями об исправлении нарушений обета. Затем практикуйте все шесть парамит, а в особенности — чтобы сделать ум способным произвольно сосредоточиваться на благих объектах — усердно практикуйте медитацию — сущность безмя- тежности. В Светоче на пути (38) сказано, что безмятежность порождают ради сверхобычных способностей, но это только пример. В другом месте Чжово говорит Ради порождения проникновения. Значит, и ради него осуществляйте безмятежность 150 63 а ОСНОВЫ ПУТИ Затем, чтобы разорвать цепь цепляния за две самости, с помощью воззрения удостоверьтесь в значении отсутствия самостей — пустоты и, безошибочно исполняя ее созерцание, осуществляйте сущность мудрости проникновение. Итак, в Толковании Светоча на пути (P5344, 103) говорится, что исполнение требований обета практической [бодхичитты], не охватывающего практики безмятежности и проникновения — это практика нравственности безмятежность — это практика са- мадхи или тренировки ума а проникновение — практика мудрости. К тому же безмятежность и остальные — это аспект метода, собрание заслуг, путь относительной истины, или широкий этап пути а порождение трех особенных типов мудрости — это аспект мудрости, собрание прозрений, путь абсолютной истины, или глубокий этап пути. Следует твердо убедиться в поочередности, спецификации этих этапов ив том, что Пробуждение не реализуется только лишь методом или только мудростью Таким образом, сын Победителей — этот царь гусей, летящий к океану достоинств Будды, летит, расправив два крыла крыло относительной истины, полностью заключающей в себе все части метода, и крыло абсолютной истины — настоящего постижения реальности как отсутствия двух самостей. Он не идет, словно птица со сломанным крылом, держась лишь одной части, стороны пути. Об этом сказано во Вхождении в срединность» (P5262: 106.2.4-5): Расправив широкие белые крылья относительного и реального ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ б этот царь гусей летит впереди [остальных] гусей — существ, несомый силой ветра своих добродетелей, на иной, прекрасный берег океана достоинств Победителя». А усовершенствовав себя на общих путях, нужно подлинно вступить в сокровенную Мантру, поскольку, когда в нее вступаешь, быстро пополняются оба собрания. Если же нет желания вступить в нее, оттого, что чувствуете себя неспособными к большему, или по недостаточной подготовленности, — остается лишь развивать общие этапы пути. Чтобы вступить в сокровенную Мантру, следует исполнять заложенный в ней особенный метод вверения себя благому другу отличный от прежнего в общем, все колесницы, а в особенности сокровенная Мантра, весьма настаивают на этом]. Затем, став зрелыми благодаря посвящению, основанному на подлинных тантрах, надлежащим образом сохраняйте, как собственную жизнь, все обязательства и обеты, принятые вовремя посвящения. Если случится коренное падение, то, хотя и можно снова принять обет, ваша душа пострадает зарождение в ней достоинств будет весьма затруднено. Поэтому старайтесь вовсе не допустить коренных падений. И простыми падениями старайтесь не замараться, а если замарались, очищайтесь покаянием и обещанием больше не грешить. Ведь обязательства и обеты — основа пути. Затем постепенно и тщательно практикуйте йогу с образами, согласно низшим тантрам, или же ОСНОВЫ ПУТИ йогу ступени зарождения согласно высшим тан- трам 188 . Утвердившись в этом, надлежаще практикуйте йогу без образов, согласно низшим тан- трам, или же йогу ступени завершения, согласно высшим. Такой порядок пути изложен в Светоче на пути и сохраняется этим руководством к этапам пути. Великий Чжово ив других сочинениях говорит тоже самое, например в Собрании средств осуществления пути Махаяны» (P5352: Если желаете достичь высшего Пробуждения, обладающего непостижимым величием, сосредоточьте все усилия на практике, ибо от практики зависит Пробуждение. Поскольку это тело с совершенными свободами и благами было обрести очень трудно и впредь столь же трудно будет обрести, используйте его, усердно практикуя». Далее (Как узник, ни о чем другом не помышляя, при удобном случае бежит из тюрьмы, так ивы раз представилась возможность спастись из океана круговерти, не помышляя ни о чем другом, бросайте дом сансарного существования». Далее (Постоянно практикуя обращение к Прибежищу 190 , высшую нравственность и требования ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ а вдохновенной [бодхичитты], решительно принимайте обет бодхисаттвы и постепенно, правильно практикуйте по мере сил шесть парамит и все другие деяния бодхисаттвы». И далее (Особенно осваивайте йогу безмятежности и проникновения сущность метода и мудрости». И в Главе собрания самадхи» (P3288: 257.5.2-5) ска- зано: «Сперва необходимо укрепить возникшее из состраданья стремленье к Пробужденью, — и потом, кто не привязан к наслаждениям сансары, и отвернулся от цепляния за истинность] имеет веру и других достоинств клад, от скупости отрекся и как Будду Учителя благого почитает, а также в точности с усердьем соблюдает им разъясненные вовремя посвященья все обязательства и, полностью приняв сосуда, тайное и остальные посвященья 191 , созрев, очистил тело, речь и ум, тот практикующий — сосуд пригодный для обретенья сиддхи. Завершив происходящие из составных частей самадхи два полных собранья 192 , быстро они высочайших сиддхи 193 достигает. Таков порядок сокровенной Мантры». б) Потребности [Возможен вопрос Если учебный материал низшей и средней личностей является предварительным для высшей личности, достаточно включить его в этапы пути высшей личности, — зачем же выделять этапы пути, разделяемые с низшей и средней личностями Существуют две большие потребности вести учеников по отдельным этапам трех личностей (1) так подавляется явная гордыня, когда признают себя высшей личностью, хотя еще не зародились установки, разделяемые с низшей и средней личностями (2) оказывается огромная помощь большим, средними малым умам. Огромная помощь оказывается следующим обра- зом. Поскольку и средняя, и высшая личности должны заботиться о высоком рождении и Освобождении, то разъяснение им практики развития соответствующих установок не является ошибкой, а порождает достоинства. Если же низшая личность будет практиковать высшее, — высшие установки не зародятся отбросив низшее, она не достигнет ничего. К тому же, если изложить общий путь обладающему высокой судьбой ион будет его практиковать, то ранее родившиеся достоинства полностью осуществляются, а еще не родившиеся быстро зародятся. Зарождение все более высоких достоинств позволит ему продвигаться выше и выше, поэтому на его путине будет задержек б |