Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ОСНОВЫ ПУТИ 71 шениями, и то, домохозяин, еще не было бы вполне оказано наставнику должное почтение, — что уж говорить о не таком великом почитании) Памятование о доброте В Десятке качеств (204.2.2-6) сказано: «[Эти благие друзья отыскивают меня, долго блуждавшего в сансаре; пробуждают меня, долго спавшего мрачным сном заблуждения вытаскивают меня, утопающего в океане обусловленного существования, указывают мне благой путь, если вступаю на дурной освобождают меня, запертого в тюрьме круговерти существований. Они — врачи, лечащие меня, измученного долгой болезнью дождевые тучи, гасящие пламя моих страстей. Так думай». И в Устройстве древа (184.1.7-2.4) говорится: «Со слезами так памятовал юный Судхана: Друзья благие эти ведь меня спасают ото всех участей несчастных круговерти 110 ! Равенство явлений понимать помогают мне. И проясняют к счастью и несчастию пути. Учат нас они своим примером — совершенной практикой своей. В град всеведенья указывают путь. Вводят нас в реальность — океан истинной природы всех явлений. Также нам показывают море познаваемого трех времен. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКа б ОСНОВЫ ПУТИ Области собрания святых демонстрируют 112 Друзья благие эти развивают, что есть доброго во мне”». Так ивы памятуйте, прибавляя вначале всех фраз слова Эти благие друзья, визуализируя перед собой образы благих друзей громко произнося слова и сосредоточиваясь на их смысле. Подобные слова прибавляйте и к фразам первой сутры. И еще говорится в Устройстве древа Эти вот мои друзья благие проповедники Ученья Будды, полностью показывают нам все достоинства его Ученья, совершенно демонстрируют они полноту деяний бодхисаттвы”, — с мыслями такими прихожу я в сосредоточении сюда. “Породившие во мне сии деянья схожи в этом с матерью моей. Так как поят молоком достоинств, то они кормилице подобны. Развивают, как отец, во мне звенья Пробуждения они. Эти добрые друзья меня спасают, [словно друг, — от всякого вреда. Избавляют, будто врач, меня от болезней старости и смерти. Проливают дождь нектара Дхармы, словно Шакра, властелин богов УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКа Преисполнены светлейших качеств, словно в полнолуние луна. Указуют направление к покою, словно солнце ясное, они. В отношениях с врагами и друзьями я за ними, как за каменной горою 115 Точно океан невозмутимый, ум их. И, заботясь обо мне, не давая в круговерти утонуть, кормчему они подобны, — с этой мыслью я, Судхана, прихожу сюда. “Эти бодхисаттвы расширяют ум мой. Порождают даже Пробужденье. Будды восхваляют их, — с такими мыслями благими прихожу. “Как герои, мир они спасают — предводители, Прибежище, защита, очи, что даруют счастье мне, — вот такими мыслями всечасно почитаю я благих друзей». Памятуйте о доброте Учителей такими благозвучными стихами, заменив имя Судханы на свое. б. Вверение делами В Пятидесяти строфах об Учителе (46) сказано: «Ну, надо ли здесь много говорить?! Что гуру радует, — то вы и совершайте ОСНОВЫ ПУТИ А что не радует, — отбросьте навсегда. И что есть что, исследуйте усердно. Ведь проповедал Ваджродержец сам, что за ачарьей следуют и сиддхи. Вы, это зная, способами всеми старайтесь гуру радость доставлять». Одним словом, — старайтесь доставлять Учителю радость и избегать того, что его не радует. Радость доставляется через три двери (а) подношение вещей, (б) почитание телом и речью, (в) выполнение указаний. Подобно говорится ив Украшении сутр (Другу благому вверяйтесь, его почитая, имущество поднося, служа, выполняя веленья. И еще: «Радует душу Учителя стойкий, выполняя его указания». (а) Подношение вещей] О первой из тех дверей в Пятидесяти строфах об Учителе (17) говорится: «Ты должен почитать всегда ачарью, пред кем тантрийские обеты принимали, что обычно не подносят — даже жену, детей, — все подносить. И жизнь свою. Так что уж говорить про преходящие другие блага!» И далее УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК б «Подносить Учителю такому — все равно что подносить всем Буддам. Поднося ему, ты пополняешь накопление заслуги через это наивысших сиддхи [достигаешь]». Устами Лагсорвы: «Если есть хорошее, а подносим плохое, — нарушается священное обязательство. Но, если нет ничего лучшего, чтобы порадовать Учителя, то дурного в этом нет». [Эти слова созвучны со сказанным в Пятидесяти строфах об Учителе (P4544: Желая Бесконечного достичь, мы совершаем гуру подношенья всем тем, что может радость доставлять, — изо всего, чем мы владеем, — лучшим». Подношение необходимо для ученика, поскольку является наилучшим средством накопления заслуг. Учитель жене должен обращать на это внимание. Устами Шаравы: «Учителем называют того, кто радуется практике, а неприятным вещам. Прочие учители неспособны привести к Освобождению». (б) Почитание Учителя телом и речью] Это омовение, растирание, укрывание тела Учителя, вытирание нечистот, прислуживание ему при болезни и т. д провозглашение его достоинств и т. п 76 33 а ОСНОВЫ ПУТИ (в) Выполнение указаний Учителя] Это соответствующая его наставлениям практика именно она — самое основное. Ведь в джатаке (P5650: 28.5.4-5) сказано: «[Лучший] дар в благодарность за помощь — практика, согласная наказу». [Может возникнуть сомнение:] Необходимо слушаться Учителя, но, если почитаемый Учитель поведет нас по неправильному пути или велит сделать что-то, противоречащее трем обетам, нужно ведь будет слушаться?! По этому поводу в «Виная-сутре» (201.2.6) сказано: «Если скажет делать неправедное, откажись». И в Драгоценном облаке (215.1.8) говорится: «В благом следуйте ему, а в неблагом перечьте». Поэтому в том случае не надо слушать его указа- ний. В двенадцатой джатаке 117 ясно показано, что не следует совершать недостойное. Однако нельзя на этом основании быть непочтительным к благому другу, презирать, порицать его и т. п. Поэтому и говорится в Пятидесяти строфах об Учителе (Если достойным образом не можешь веление исполнить, — объясни причину». То есть, лишь хорошенько оправдавшись, можно не выполнять наказ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК б К тому же, когда правильно вверяетесь, необходимо руководствоваться стремлением к Дхарме, согласно сказанному в Украшении сутр (Ради обретения достоинств, руководствуясь стремленьем к Дхарме, — мы вверяемся друзьям благим, а не ради материальных благ». Устами Потобы: «Когда Ананда был избран прислуживать Учителю, он, думая о будущих поколениях, обязался Пусть мне не дают те одежды, которые не носит более Учитель, и остатки пищи Учителя. Только ради того, чтобы мне было разрешено приходить к Учителю независимо от времени, буду прислуживать Учителю Этим он подал пример будущим поколениям. Мы же, вместо того чтобы рассчитать, как бы получить Дхарму у Учителя, при каждом чаепитии судим по уровню чая в чашке о благосклонности или неблагосклонности к нам Учителя. Это признак разложения». О том, сколько времени надо вверяться Учителю, Потоба сказал: «Для меня-то с появлением здесь каждого ученика ноша увеличивается с уходом каждого — нагрузка уменьшается. Вам жене годится жить вдали от меня. Вы должны практиковать долго, находясь от меня на подобающем расстоянии. 78 34 а ОСНОВЫ ПУТИ. Польза вверения Состоит в том, что мы приближаемся к состоянию Будды радуем Победителей никогда небу- дем лишены благих друзей не впадем в дурную участь трудно нас одолеть плохой карме и омрачениям; не нарушаем правила практики бодхисаттвы и помним о них, благодаря чему возрастает наше собрание достоинств, осуществляются все временные и высшие цели. Служа Учителями почитая их, усваиваем благие установки и дела, благодаря чему осуществляем благо для себя и других и пополняем собрание [заслуг]. Подобное говорится ив Устройстве древа (Сын благородной семьи Бодхисаттвы, которым истинно помогают благие друзья не впадают в дурную участь бодхисаттвы, о которых думают благие друзья не нарушают практику бодхисаттвы. Бодхисаттвы, которым покровительствуют благие друзья явно возвышаются над миром. Бодхисаттвы, которые почтительно прислуживают благим друзьям практикуют, не забывая ни одного правила практики. Бодхисаттв, о которых заботятся благие друзья трудно одолеть карме и омрачениям». Далее: «Сын благородной семьи Бодхисаттвы, вникающие в объяснения благих друзей радуют сердца Победоносных Будд. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК б Бодхисаттвы, чья жизнь не противоречит словам благих друзей приближаются ко всеведению. Те, кто не сомневается в словах благих друзей приблизятся к ним. Те, кто неустанно думает о благих друзьях достигают всех целей». И в Непостижимой тайне говорится: «Сынам и дочерям благородной семьи следует с большим почтением ввериться Учителю, служить ему и оказывать почести. Если так делать, то, благодаря слушанию благой Дхар- мы, мысли становятся благими, аза ними — и поступки. Благодаря этому совершаем благие дела, пребываем в благочестии и радуем духовных сотоварищей. Вследствие [вверения себя Учителю не творим зла и совершаем добрые дела, благодаря чему не мучаем себя и других. Оберегая от зла себя и других, совершенствуем путь высшего Пробуждения и потому способны помогать существам, попавшим на дурной путь. Итак, пусть бодхисаттва, опираясь на Учителя, совершенствует свое собрание достоинств». Кроме того, благодаря почитанию благого друга, карма, грозящая дурной участью, испытывается в этой жизни лишь как малый вред для тела и ума или даже во сне и таким образом исчерпывается. И это превосходит такие корни добродетели, как подношение даров бесчисленным Буддам, и несет прочую великую пользу. Ведь сказано в Сутре Кшитигарбхи»: 80 35 а ОСНОВЫ ПУТИ «Благодаря поддержке Учителя, деяния, из-за которых пришлось бы скитаться бесчисленные миллионы кальп в дурных уделах, очищаются через заразную или другую болезнь, голод или иной вред телу и уму в этой жизни иногда они избываются просто через упрек или неприятный сон. Всего лишь одно утро почитания Учителя закладывает корни добродетели, превосходящие те, что взращены даяниями, подношениями или соблюдением предписаний бесчисленных миллионов Будд. Почитание Учителя обладает неохватными мыслью достоинствами, что из этого возникают и все бесчисленные магические проявления достоинств Будд. Поэтому вверяйтесь, служите, почитайте Учителя, как Будду». И в джатаке говорится (P5650: Никто из разумных вдали от святых жить не станет, тот, кто умен, послушно вверяется этим благим. Ведь если вблизи находиться от них, — без усилий пристанут пылинки высоких достоинств и к нам». [Однако] устами Потобы: «Обычно мы склонны уподобляться сопревшим шкурам. Если волочить по земле сопревшую шкуру, к ней прилипает мусор золото не прилипает. Также и к нам не пристают достоинства благих друзей а пристают их мелкие недостатки УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК Поэтому не надо все время суетиться в их присутствии. Вред невверения Если, обретя благого друга мы нарушим правила вверения, — в этой же жизни нам будут вредить многие болезни и злые духи, а в будущем придется испытать безмерные, нескончаемые страдания дурной участи. В «Тантре посвящений Ваджрапани» (90.4.6-5.1) го- ворится: «Бхагаван! Каков будет плод для тех, кто презирает наставника Бхагаван ответил — Ваджрапани! Лучше не спрашивай, поскольку ужаснется весь мир вместе с богами. Владыка таящихся Лишь немного скажу об этом. Герой! Сосредоточенно внимай: Ад беспрерывного мученья и другие ады ужасные, описанные мной, для них местами станут пребывания на бесконечные эпохи. — Потому ни при каких условьях не годится презрение к наставнику питать». И в Пятидесяти строфах об Учителе (11-14) гово- рится: «Тот, кто к наставнику с презреньем отнесется, глупец великий этот встретит смерть от яда, эпидемий, от проказы, других болезней и от духов злых 82 35 б ОСНОВЫ ПУТИ или убьют его огонь, воды стихия, царь, дакини, грабители, змея, иль духи злые, лжеводители, — ион окажется в Аду живых существ. О, никогда не возмущайте ум наставника. — А если совершите сие по глупости, — то, несомненно, вам в аду кипеть. Ведь сказано правдиво, что за презрение к наставнику в аду Авичи ив других адах ужасных, вышеописанных, придется пребывать». И великий мудрец Шантипа в своем сочинении Толкование трудных мест Черного врага (P2782: 257.3.4-5) цитирует: «Если тыне почитаешь за Учителя того, от кого услышал хоть строфу Ученья, то переродишься ты собакой сотню раза затем ты мясником родишься». Кроме того, утех, кто презирает Учителей, не зарождаются достоинства, которые еще не зарождались, а зародившиеся приходят в упадок. Как сказано в «Самадхи для лицезрения нынешних Будд» (Если ученик помыслит о причинении ему вреда, озлобится или рассердится на него, тоне сможет обрести достоинства. Так же будет, если он не воспринимает его как Всемирного Учителя. Таким же образом, если он не будет питать почтения УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКа к личности третьей колесницы и к монаху, проповедующему Дхарму, не будет воспринимать их как гуру или Всемирного Учителя, тоне сможет достичь еще не достигнутых достоинств и утратит достигнутые. Ибо из-за непочтительности достоинства приходят в упадок». Если же вверяться плохому другу и дурным товарищам, имевшиеся достоинства постепенно уменьшаются, а худое увеличивается, порождая все нежелательные следствия. Поэтому всегда их избегайте. Поэтому поводу в Неотступном памятовании (P953: 309.5.23) ска- зано: «Плохой друг, охваченный страстью, гневом и заблуждением, подобен стволу ядовитого дерева». И в Великой нирване (P787: 9.2.2-7): «Бодхисаттва страшится плохих друзей больше, чем взбесившегося слона и прочих эти сокрушают лишь тело, а те уничтожают добродетели и чистые помыслы. К тому же вторые уничтожают лишь физическое тело, а первые уничтожают тело Дхармы; вторые неспособны переправить в дурную участь, а первые, несомненно, способны». И в Главе о говорящем истину (P813: 247.1.1-2) ска- зано: «Чей ум обвили змеи недостойной дружбы, и кто не пользуется вовсе “противоядием” благих друзей, хотя и слушают святую Дхарму, но падают, бедняги, в пропасть легкомыслия». И в Отделе о друзьях (P992: 98.2.8-3.1; 3.6-7): С теми, кто не верует, и также со скупыми, лживыми, клевещущими мудрый не в друзьях. И с другими недостойными он не имеет дел — ведь, когда не делающий зла с такими дружит, люди начинают его в зле подозревать, и распространяется о нем дурная слава. Тот же, кто общается с такими, с кем не должно, сверх своих пороков их пороки обретает, — что подобно яду коль отравленные стрелы положить в колчан, — они отравят и другие стрелы». Неблагой друг — такой, из-за которого имевшееся естественное и запретное зло не уменьшается, а неи- мевшееся возникает и умножается. Устами геше Тонпы: «Хотя низменный дружит с хорошим другом, он не достигает выше среднего. Если же великий дружит с низменным, он сам легко опускается до низости. Заключение Итак, необходимо как следует усвоить это важное наставление, известное под названием Гуру- йоги. Посвятив этой теме лишь несколько медитаций, ник чему не придем. Чтобы от всего сердца практиковать Дхарму, необходимо долго опираться на безошибочно ведущего святого друга. В тоже время, устами Чекавы: «Если плохо вверяешься Учителю, приходит сомнение не оставить ли его б ОСНОВЫ ПУТИ То есть, если вверяться, не зная правил, будет не польза, а вред. Посему правила вверения себя благому другу важнее всего и являются основным предметом постоянной заботы. Подробнее о них узнайте из других сочинений. Приведенные здесь сведения о них почерпнуты из безупречного Слова и первичных комментариев, для легкого понимания и усвоения они украшены изречениями святых, постигших смысл Слова. Обладая весьма грубыми омрачениями (клешами), мы не знаем правильного способа вверения себя Учителю, а если и знаем, не практикуем. Слушая Дхарму многих Учителей, мы допускаем бесчисленные проступки. Чувство раскаяния, обещание больше их не допускать и т. п также возникают у нас с трудом. Поэтому, ознакомившись, согласно изложенному, с пользой [вверения] и вредом [невверения], размышляйте, всей душой многократно раскаивайтесь в нарушениях правил вверения в прошлых жизнях и обещайте впредь этого не делать. Также старайтесь воспитать в себе качества подходящего сосуда, неустанно думайте о полном наборе качеств благого друга Накапливайте собрание заслуг для того, чтобы он помогал вам вплоть до достижения Пробуждения, и много молитесь об этом. Если так делать, то вскоре повезет также, как отважному сыну Победителей Садапрарудите или неустанному искателю благого друга Судхане. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКа. Краткое изложение правил практики Здесь два параграфа. Сами правила практики. Упразднение ложных представлений об аналитическом созерцании Из двух тем первая — 1. Что делать вовремя [созерцания] а. Шесть подготовительных действий 1) Чисто подметите комнату и красиво расставьте символы тела, речи и ума [Будд] 127 , — как например, указано в Житии Серлингпы». 2) Без лицемерия найдите дары и красиво их расставьте) Затем, поскольку в Уровнях шравак» (P5537: 58.4.2-5.8) говорится, что, когда очищаешь ум от скверн сонливости и вялости, нужно с кем-нибудь прогуляться, а когда очищаешь ум от такой скверны, как сильное желание, следует усесться со скрещенными ногами на подушку или подстилку сядьте, выпрямив туловище, на удобное сидение, скрестив или наполовину скреб ОСНОВЫ ПУТИ 87 стив ноги, и целиком обратитесь к Прибежищу и устремлённости к Пробуждению) Представляя, что в пространстве перед вами пребывают Учители линий преемственности широкого действия и глубокого воззрения, а также — бесчисленные Будды, бодхисаттвы, святые шраваки и пратьека- будды вместе с послушниками, визуализируйте поле собрания заслуг) Затем, хотя и прилагаем усилия к размышлению над темами — основной причине, поскольку без сопутствующих условий — те. накопления заслуг, способствующих зарождению в нас пути, и очищения препятствующих этому скверн — путь рождается очень трудно, то нужно практиковать Семеричный ритуал, объединяющий в себе основы накопления-очи- щения: (1) Поклонение а) Поклон всеми тремя «дверями»: Это первая строфа из Пожелания добрых деяний Сколько ни есть...» Представив всех Победителей прошлого, будущего и настоящего, пребывающих во всех сторонах света, а не только Будд какой-нибудь одной области мира и одного из трех времен, — от всей души, а не подражая другим, почтительно поклоняйтесь им своими трем «дверями». Кстати, в Толковании (Р 89.4.5-6) наставник Ешей-дэ указывает ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ а Если поклониться одному Будде, и то заслуги неисчислимые. Что уж говорить, если поклониться, представляя стольких Будд». |