Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
ОСНОВЫ ПУТИ расслабляться, ибо мысль Это время слушания и размышления, а это время практики, — является ошибочным мнением о несовместимости периодов слушания и практики Дхармы. Но, поскольку умение ввести в практику всё про- поведанное представляет собой крайнюю редкость, выделяйте суть каждой темы созерцания. Понимание или непонимание всего Слова как практического руководства целиком зависит от обретения или необретения убежденности в необходимости этого способа созерцания. Даже когда долго изучавшие великие тексты сутр и тантр осваивают путь, перед практикой текстов, которыми они занимаются, идет аналитическое созерцание, а что уж говорить о не изучавших Слова. Поэтому следовало бы подробнее описать аналитическое созерцание, но, боясь многословия, более распространяться не буду. Упразднение ложных представлений об этом способе созерцания закончено. Теперь необходимо разъяснить этапы, по которым Учителю следует вести правильно вверившегося ему ученика. Итак — ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ. j=* ƒ="�!ø,2ü [“%ƒ� !ö=…,�] [b ƒ=*ëþ÷�…,� “�=…“=] “ “,ëü…/ì ÷3"“2"%ì C%- “" ?=L2� …=*%Cë�……%� Kë=ã% "!�ì�……/ì , "/“ø,ì ö�ë ì, [÷,2= ] &o%›�ë=…,� ä%K!/. ä� …,L[, &o%›�- ë=-…,� ,ƒ “�ì,ä�“ 2, [“2!%-][ ,ë, *=*%L-…,K3äü ä!3ã%L [ì%…ë=ì]. Š=* “%ƒ�!ö=L2� ÷�2/!� !=ƒ=: …= ƒ=!�, 32!%ì, ä…�ì , "�÷�!%ì. m%, �“ë, "…=÷=ë� [“%ƒ�!ö=2ü] ä%ëã%, ì/“ëü ë�ã*% !=“Cë/"=�2“ ,ë, "%ƒK3›ä=�2“ . e“ë, * .2%ì3 C!,"/*…32ü, [C%2%ì] 2!3ä…% ,“C!=",2ü“ . o%.2%ì3 “%ƒ�!ö=…, [C%…=÷=ë3] ä%ë›…/ K/2ü *!=2- *,�, …% ì…%ã%÷,“ë�……/�. b�äü Если прервать созерцание, когда еще хочется созерцать, то и впредь каждый раз будем чувствовать тягу к нему. В противном случае, лишь увидим подстилку для созерцания, будет тошнить …�“*%ëü*% 3C!%÷,2�“ü [" “%ƒ�!ö=…,,], C!%- äë�"=L2� �ã%. o!, "“�. “�=…“=. ,ƒK�ã=L2� %ø,K%* ÷!�ƒì�!…%ã% …=C! ›�…, , ,ƒë,ø…�ã% !=““ë=Kë�…, . Š%ãä= C!�- C 2“2",L K3ä�2 ì=ë%, …� K3ä�2 32%ìë�…, , !=“Cë/"=- …, [ì/“ë,], " ë%“2, , C%ä%K…%ã%. 41 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ а Этапы духовного развития после вверения ОСНОВЫ ПУТИ Здесь два отдела 1) побуждение наделить смыслом свое благоприятное рождение 2) методика наделения смыслом 1. Побуждение наделить смыслом благоприятное рождение 124 52 б ОСНОВЫ ПУТИ Здесь три параграфа §1. Определение благоприятного рождения. §2. Размышление о его огромном значении. §3. Размышление о трудности его обретения Определение благоприятного рождения Его свободы и его блага) [Свободы] В Собрании драгоценных достоинств [Праджня-па- рамиты]» (P735: 192.2.5) сказано: «Благодаря нравственности избавляются от рождения разными животными и от прочих восьми несвободных состояний, таким образом всегда обретая свободу». Согласно сказанному, свобода — это отсутствие восьми несвободных состояний. О восьми несвободных состояниях говорится в Послании к другу (63, Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах, где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей — это изъяны восьми несвободных рождений. ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ а Свободный от них — ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре». То есть из четырех (1) родившегося в отдаленной стране, где нет четырехчастной общины (2) неполноценного — идиота, немого, не имеющего конечностей, ушей и т. д (3) приверженца ложного воззрения о несуществовании предыдущей и будущей жизней, закона деяния-плода, Трех Драгоценностей и (4) родившегося там, где нет Будды, те лишенного проповедей Победителя, — первые два и последний не могут узнать, что приемлемо, а что нет третий жене верит в святую Дхарму. У обитателей трех дурных уделов с трудом возникают мысли о Дхарме, а если чуть-чуть и возникнут, — практиковать они неспособны, поскольку слишком страдают. Богами-долгожителями в Толковании Послания к другу (P5690: 264.3.5) считаются бессознательные и бесформные небожители, а в Слове о восьми несвободных состояниях (P5423: 103.234.4.8-5.2) — боги сферы желаний, пребывающие в постоянной суете услаждения чувств. Бессознательные боги находятся — как будто вдалеке от населенных мест — водном из измерений состояния Больших плодов четвертой дхьяны 161 ; за исключением момента после рождения и вовремя смерти, где деятельность сознания и психические процессы прекращены на многие махакальпы, — говорится в Абхидхарме. Святые, пребывающие в сфере бесформности, не могут быть несвободными. Несвободны лишь родившиеся там простые существа, поскольку не имеют возможности практиковать путь Освобождения. Это относится и к богам сферы желаний, пребывающим в постоянном смятении [чувств]. Поэтому все эти состояния и называются несвободными. Как сказано в Толковании Послания к другу Поскольку в этих восьми состояниях нет свободы для благих занятий, они называются несвободными) Блага Из двух их видов первый а) Пять личных благ «[Рождение] человеком, рождение в центральной стране, полноценные органы чувств, несовершение крайних проступков, вера в источник. (Уровни шравак. P5537: Из них рождение в центральной стране — это рождение в той местности, где есть четырехчастная об- щина. «Полноценные органы чувств — это рождение не идиотом или немым, обладание всеми главными и второстепенными конечностями, глазами, ушами и прочими [органами]. «Не совершать крайние проступки — значит не совершать злодеяния неотложного возмездия и не побуждать других к их совершению. «Вера в источник — это вера в дисциплину — источник всех мирских и немирских достоинств. Дисциплиной здесь именуются все три «корзины». ОСНОВЫ ПУТИ Поскольку эти пять являются сугубо личными благоприятными условиями практики Дхармы, то и называются личными благами». (б) Пять благих обстоятельств «Приход Будды, преподавание священной Дхармы, пребывание Учения, приобщение к нему последователей, милосердие. (Уровни шравак. P5537: Из них приходили рождение Будды — это полное Пробуждение пребывавшего в сущности Пробуждения после трех безграничных кальп накопления собраний священной Дхармы» — это проповедование Учения Буддой или его слушателями. «Пребывание Учения — это отсутствие упадка практической Дхармы благодаря тому, что Будда, пока после завершения проповеди не уходит в нирвану, демонстрирует высшую священную Дхарму. «Приобщение последователей к пребывающему Учению приход других существ к Прибежищу священной Дхармы, вследствие осознания, что сей осуществивший Дхарму способен ясно, в соответствии с осуществлением, демонстрировать ее. «Милосердие» — предоставление монашеской одежды и прочих благ дарителями и милостынеда- телями. Поскольку эти пять относятся к другими служат благоприятными условиями практики Дхармы, их называют благими обстоятельствами». Хотя ныне, по-видимому, и недостает первых четырех благих обстоятельств, описанных в Уровнях ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ б 128 шравак», преподавание священной Дхармы Учителями, сохранение Учения и приобщение последователей к сохраняющейся Дхарме — их аналоги. Они могут иметься полностью Размышление об огромном значении благоприятного рождения Если, попав в счастливый удел, мы не занимаемся подлинной практикой Дхармы для созидания постоянного счастья, то уподобляемся животным, ибо стремление к счастью и старание избегнуть страданий этой жизни имеется и у животных. Ведь в Послании к ученику (P5683: 240.2.8-3.1) сказано: «Слоненок, соблазнившийся пучком травы, растущей на краю обрыва, так и не съев травы, летит ко дну. Вот таки тот, кто жаждет обрести мирское счастье в этой жизни». Поскольку не всякое жизненное положение годится для практики Дхармы, а в особенности — для пути Махаяны, необходимо такое положение, как описано. В Послании к ученику (240.1.1-2) говорится: «Пути такого, что находит человек, [чье положение — пути Сугат опора, решившийся вести существ и сильный духом, ни богине найдут, ни асуры, ни наги, ни птицы, знание хранящие, — гаруды, ни пресмыкающиеся и ни киннары». 54 а ОСНОВЫ ПУТИ И во Вхождении во чрево (P760: Хотя, родившись человеком, и испытываешь безмерные страдания, это — лучшее место его трудно найти даже за миллионы кальп. Когда божество умирает, другие боги говорят Желаем тебе обрести счастливый удел”. “Счастливый удел — это человеческий мир». Согласно сказанному, даже боги стремятся к нему. К тому же, хотя положение некоторых богов сферы желаний, обретших, практикуя путь в предыдущем человеческом рождении, огромную духовную силу, и годится для первого узрения Истины, из положения богов двух высших сфер впервые достичь уровня святого невозможно. Но и большинство богов сферы желаний несвободны, как указано ранее. Поэтому для начальной практики пути положение человека — самое лучшее. Однако положение жителей Уттаракуру не годится для соблюдения обетов. Поэтому хвалят три других континента, а более всего — положение жителей Джамбудвипы. [Подумайте]: Почему же мне, обретшему такое прекрасное положение, оставлять его бесплодным Если не наделю его смыслом, какие самообман и самообольщение могут быть больше Если, не использовав эту уникальную Свободу от беспрестанных скитаний по тропам дурных уделов и прочих несвободных состояний, опять пришлось бык ним вернуться, я уподобился бы потерявшему рассудок или одурманенному заклинаниями Вновь и вновь созерцайте эту и подобные мысли согласно сказанному Арьяшурой 168 : ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ б Кто станет из умных растрачивать жизнь, имея условья которой, возможно взрастить семя выхода из круговерти?! Она же является семенем для непревзойденного Пробуждения и превосходит саму Драгоценность всеисполняющую 169 , ведь эта жизнь потоки достоинств струит беспрерывно». И во Введении в практику (IV, Если я, приобретший такую Свободу, добродетелей не развиваю в себе, этот самообман всех обманов ужасней, эта глупость глупее всего. Если, и осознав это раз, все же буду вновь беспечен я по неразумию впредь, в смертный час испытаю великое горе: ибо тело обрек я на адский огонь, да и душу, конечно, снедать будет пламя мук раскаяния горького о былом. Если ныне, попав в эту участь благую, в области труднодоступной чудом родившись, я сознательно снова в ады направляюсь, словно сбитый с пути заклинаниями значит, совсем я рассудка лишился, и даже понять не могу, кто меня так дурманит 170 , и что внутри у меня происходит?» Тонпа спросил Чэнгаву: «Помнишь ли, что обрел свободное и благое человеческое тело а ОСНОВЫ ПУТИ 131 Чэнгава же каждый раз перед началом созерцания повторял слова из Вхождения в срединность]» (Если я не удержусь сейчас, здесь, пока благополучен и свободен, то, когда я рухнув пропасть, — кто ж извлечет меня-невольника оттуда?!» Затем совершал созерцание. Таки вы поступайте. Благоприятное положение очень важно и для высших целей, и для временных в этом положении можно легко взрастить причины прекрасного тела, богатства и друзей, те. даяние, нравственность, терпение и прочее. Об этом тоже подумайте. Размышляйте о том, что, если растратить попусту столь важное для высокого рождения и подлинного блага положение, не стараясь денно и нощно созидать причины их обоих, — уподобишься возвращающемуся с пустыми руками с острова сокровищ. В следующих [рождениях] лишишься счастья, не обретешь свободного положения и будешь постоянно страдать. Какой самообман может быть хуже?! Как сказал Арьяшура (P5424: Тот, кто стал человеком, владеющим счастьем, в результате заслуг бесконечных эпохи совсем не накопит по глупости ныне ни малейших сокровищ заслуг, тот войдет после смерти в дом страшного горя. Он подобен купцу, что домой из-за моря вернулся с пустыми руками, хоть на остров сокровищ ходил. ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ б Без заслуг десяти добродетелей впредь в человеческом теле не переродишься. Не родившийся в человеческом теле разве счастье узнает — Сплошное страданье! Так что при переходе в другое рожденье большего самообмана не сыщешь, глупости нет, чтоб глупее была». После такого размышления порождайте сильное желание наделить смылом свое благоприятное рождение. Как сказано во Введении в практику (V, Заплатив положенную плату телу своему, его отныне послужить заставлю мне во благо. А не послужившему мне с пользой ничего ему теперь не дам». И далее (VII, В лодке человеческого тела ты пересеки страданий реку. Будет трудно впредь добыть ту лодку, так не спи, глупец, пока есть время». Также обдумайте сказанное Потобой в Книге притч о поклоне гусеницы, езде на диком осле, рыбах из Цанг- по, о перловой каше и порождайте желание наделить смыслом [благоприятое рождение]. ОСНОВЫ ПУТИ 133 §3 Размышление о великой трудности его обретения Об этом свободном положении в Отделах Ви- наи» (P1030: 37.1.5-5.5) сказано: «После смерти в дурных уделах число рождений там же равно числу пылинок огромной земли, а перерождений в счастливой участи — числу пылинок на кончике ногтя. После смерти в обоих счастливых уделах число приходов в дурную участь — равно числу пылинок огромной земли, а число перерождений в счастливых уделах числу пылинок на кончике ногтя». Значит, это рождение трудно обрести и после счастливой, и после дурной участи. Почему же так трудно его обрести? Как сказано в «Четверосотнице» (P5246: 135.4.8-5.1): Ведь большинство людей — сторонники дурного; поэтому простые существа по большей части, несомненно, идут в дурную участь». Итак, большинство людей и прочих обитателей счастливых уделов весьма привержены дурному десяти неблагим деяниями подобному, посему и идут в дурные уделы. Также, если даже из-за одного мгновения гнева на бодхисаттву приходится кальпу пребывать в Аду непрерывного мучения, то, конечно же, придется многие кальпы пребывать в дурных уделах из- за множества проступков, допущенных во множестве ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ а прошлых рождений, — проступков, еще не принесших плодов и не подавленных противоядиями. Хотя и нередка счастливая участь, если подлинно очистить ранее накопленные причины дурных уделов и плотно закрыть дверь для новых, — сделать это удается весьма редко. Если не сделают этого, идут в дурную участь. Придя же туда, творят зло, не благо. В результате многие каль- пы даже названия счастливой участи не слышат. Вот почему ее трудно обрести. Во Введении в Практику (IV, 17-21) сказано: «Я не добьюсь поступками такими рожденья в теле человека и тогда, не обретя рожденья человеком, я не сумею добродетелей вершить, одни проступки, а когда, при всех условиях к свершенью добродетелей, теперь не совершаю их, — что буду делать во тьме страданий участи дурной?! А добродетелей не совершая, греходеяний множество копя, мне даже слова про удел счастливый не услыхать бессчетные века. Поэтому поведал Победитель, что трудно тело человека обрести, — настоль же трудно, как в отверстие ярма, носящегося в океане, — черепахе [слепой] просунуть шею. Если за проступок, продлившийся мгновение, эпоху б ОСНОВЫ ПУТИ приходится терпеть в аду Авичи, то нужно ль говорить, что за проступки, накопленные в безначальной круговерти, в счастливые уделы не прийти». Можно подумать Поскольку страданиями дурной участи прежняя дурная карма избывается, спастись нетрудно в следующий разродимся в счастливой участи». [Отвечу]: Поскольку при испытывании тех страданий накапливается новое зло, после смерти в дурной участи опять приходится блуждать в дурных уделах поэтому спастись из них трудно. Ведь сказано (Введение в практику, IV, Лишь избывая плоды прошлой кармы, освободиться нельзя. Так как, покуда их претерпеваешь, много проступков возникает опять». После такого размышления о трудности обретения благоприятного положения порождайте в себе желание наделить его смыслом, думая Осознав, что надолго утеряю это положение, если использую его для дурных деля буду проводить время в практике священной Дхармы». Как сказано в Послании к другу (59, Достичь человеческого рождения животному много трудней, чем шеей попасть черепахе — в отверстье по волнам носящегося ярма. Поэтому ты, о владыка людей, ученье священное практикуя, ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ свое тело с пользою употреби. Ведь тот, кто родился теперь человеком, но в жизни своей совершает проступки, гораздо глупее того, кто выносит блевотину мерзкую в ценном сосуде, каменьями выложенном, золотом». И в Послании к ученику (P5683: Обретший положенье человека, которое столь трудно обрести, теперь усердствуй в достижении целик которой устремился ты душой». Нэлчжорпа-ченпо сказал Чэнгаве: Немножко прогуляйся. Тот ответил Следовало бы, но слишком трудно обрести это благоприятное рождение». «В районе Пхан было большое селение, называемое Майчахар. Его отняли враги, и прошло много времени в порабощении. Один старик, скорбящий об этом селении, однажды услышал, что оно возвращено. Хотя не мог ходить, он взял копье и, едва передвигаясь сего помощью по земле, крикнул Неужто не сон это обретение Майча- хара?!” Также радуясь обретению благоприятного рождения, нужно практиковать Дхарму». Следуя этим словам Потобы, созерцайте, пока не обретете такой установки. Чтобы породить в себе совершенное по всем характеристикам желание наделить смыслом свободное положение, нужно обдумать четыре правила) Необходимость практиковать ибо все всегда желают счастья и не желают страдания, а достижение сча- 57 а ОСНОВЫ ПУТИ 137 стья и избавление от страдания зависит только от священной Дхармы. (2) Способность практиковать ибо имеешь внешнее сопутствующее условие — благого друга и внутреннее сопутствующее условие — благоприятное рождение) Необходимость практиковать в этой жизни ибо, если не практиковать в этой жизни, во многих перерождениях будет весьма трудно обрести благоприятное положение) Необходимость начать практику именно сейчас ибо смерть непредсказуема. Третье из этих правил подавляет отвергающую лень, когда думают Буду практиковать Дхарму в следующем рождении. Четвертое подавляет откладывающую лень, когда думают Хотя и нужно практиковать в этой жизни, можно практиковать не в этом, а в следующем году, в следующий месяц или день. Поэтому эти два можно свести к необходимости практиковать немедленно и получим всего три [правила]. Как видим, сними связано и памятование о смерти, ново избежание многословия, о нем расскажу ниже. Если обдумать данную тему с разных сторон, это весьма убеждает. Поэтому размышляйте, как изложено. Но, если вы неспособны к столь обширному размышлению, сократите тему до основных положений что из себя представляет благоприятное рождение его ДРАГОЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ б огромное значение для временных и высших целей трудность его обретения сточки зрения причини плодов. Потом созерцайте, отбирая все, что подходит, из ранее изложенного [материала]. |