Главная страница
Навигация по странице:

  • НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ 1631

  • (б) Мысль о том, что жизнь не может продлиться, а сокращается непрерывно

  • НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ в) Мысль о том, что смерть неизбежна, но и при жизни нет времени для практики Дхармы

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница16 из 50
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50
    ОСНОВЫ ПУТИ
    О необходимости совершенствовать ум постепенно Будда сказал в Вопросах властелина дхарани» (P814:
    300.5.4), приводя пример о постепенном шлифовании искусным ювелиром граней драгоценного камня. Ново избежание многословия, цитировать не буду.
    И покровитель Нагарджуна сказал:
    «Сначала проповедь идет Учения о достижении высокого рождения,
    впоследствии — Учения о том,
    как порождают подлинное благо,
    поскольку при рождении высоком и благо высшее приходит в свой черед».
    195
    То есть он говорит, что по пути высокого рождения и подлинного блага нужно идти постепенно.
    И арья Асанга сказал (Уровни бодхисаттв; P5538: К тому же бодхисаттва, чтобы постепенно претворить в жизнь благое, людям с детским разумением сначала преподает легкую Дхарму, приобщает их к легким наставлениями пояснениям.
    Когда видит, что они обрели среднее разумение, он приобщает их к средней Дхарме, к средним наставлениями пояснениям.
    Когда узнает, что обрели большое разумение, он преподает глубокую Дхарму, приобщает их к тонким наставлениями пояснениям.
    Так постепенно оказывается помощь существам».
    И Арьядева в Светильнике собрания практик) доказывает, что необходима ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПУТИ а

    156
    постепенность — сначала выработать установку Пара- митаяны, затем вступать в Мантру, — и, подводя итог, говорит Совершенный Будда поведал, что подобен лестнице путь к наивысшему как по ступеням, совершают его новички».
    И в «Четверосотнице» (P5246: 136.3.2-3) сказано:
    «В начале неблагое отстранить,
    а в середине веру в я отбросить и, наконец, — все ложные воззрения.
    Кто знает этот метод, тот — мудрец».
    Здесь говорится об обязательной последовательности пути.
    И мудрый наставник Матричета сказал
    196
    :
    «Подобно тому, как стирают платье перед окраской,
    так же сперва в даянии ив других совершенствах проповедью наставляют,
    добрый настрой порождая, — затем созерцают учение о фактическом положении дел. Взяв за основу эти слова, великий Учитель Чандра- кирти убедительно доказал обязательность последовательности пути.
    Итак, последовательность ведения учеников по пути весьма важна для практики, поэтому твердо убедитесь в ее необходимости а
    ОСНОВЫ ПУТИ

    2. Собственно методика наделения смыслом благоприятного рождения

    
    Здесь три книги этап духовного развития общий с низшей личностью этап духовного развития, общий со средней личностью этап духовного развития высшей личности
    Этап духовного развития низшей личности

    
    Здесь три части развитие установки низшей личности нужная степень ее развития упразднение ложных представлений о ней.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Развитие установки низшей личности

    162
    
    Здесь два раздела 1) взращивание заботы о будущем родении; 2) применение средств созидания счастья будущего рождения.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ

    163
    1
    
    Здесь два параграфа §1 размышление-памято- вание о смерти о том, что долгов этом мире нежить размышление о том, что будет после смерти о сча- стии и страдании двух участей [Размышление-памятование о смерти о том, что долгов этом мире нежить Здесь четыре подраздела А — Вред пренебрежения памятованием о смерти. Б — Польза освоения его. В — Каково состояние памятования о смерти. Г — Метод освоения памятования о смерти.
    А
    
    Из четырех ошибок, мешающих приступить к наделению свободного положения смыслом, именно ошибка принятия непостоянного за постоянное является первой дверью вреда. Она двояка: тонкая и грубая. Грубое непостоянство — это смерть, поэтому грубая дверь вреда — это мысль не умру»
    200
    То есть, хотя мы все осознаем, что смерть в конце концов придет, но, ежедневно думая Сегодня не умру, сегодня тоже не умру, — до самой смерти склонны верить, что не умрем.
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    Если не усвоить противоядия против такой установки, омрачиться ею, — то утверждаешься в мысли, что жить будешь долго, и думаешь только о средствах создания счастья и устранения страданий этой жизни Сейчас нужно это и это. В результате, не возникает желание исследовать великое значение будущего рождения, Освобождения, всеведения и т. д, из-за чего не может возникнуть мысль о вступлении в Дхарму. Далее, если иногда и приступают к слушанию, размышлению, созерцанию и т. п, все делается лишь ради этой жизни, и поэтому сотворенные добрые дела оказываются слабы. К тому же они связываются с проступками, ошибками и падениями и очень редко не смешиваются с причинами дурной участи.
    Но, даже если начинают практиковать ради будущего перерождения, не могут перестать откладывать и лениться, думая Буду практиковать потом, ма- ло-помалу». Время проводят в сонливости, вялости, пустых разговорах, веде, питье и прочих праздных занятиях, поэтому усердной, правильной практики не получается.
    Когда так обманываются надеждой о долгой жизни, зарождается сильная привязанность к богатству, почестями прочему, и извергаются, словно поток, страшные главные и второстепенные омрачения сильная ненависть к тому, что им (богатству и т. п) препятствует или может воспрепятствовать заблуждение — неосознавание их ущербности связанные сними гордость и зависть и подобные
    [омрачения].
    А от них ежедневно умножаются десять грехо- деяний тела, речи и ума, злодеяния неотложного
    66 а б
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    воздаяния и родственные им, оставление святой
    Дхармы и прочие неблагие поступки, вполне способные принести страшные страдания дурной участии т. п. Тогда противоядием против них — нектаром хорошо изложенной Дхармы — все больше пренебрегают, и обрывается возможность обрести высокое положение и подлинное благо. Так дурные деяния уводят человека, после того, как его побеждает смерть, в дурную участь — место страшных, жестоких, жгучих и нестерпимых страданий. Поэтому, что может быть хуже той склонности верить, что не умрешь]?!
    И в «Четверосотнице» (P5246: 131.2.3-5) сказано:
    «Если спят спокойно те, кто во [власти]
    Князя смерти — властелина трех миров, действующего самолично, не при помощи других, разве может что быть хуже?!»
    И во Введении в практику (II, Не сознавая, что уйти придется мне одному, оставив всех, кого любил, я увлекался дружбой и враждою и много злодеяний совершил!»
    Б Польза освоения памятования о смерти Когда зарождается подлинное памятование о смерти, например, если твердо убедишься, что сегод- ня-завтра умрешь, приходит осознание, что, помимо собственных малых познаний в Дхарме, не имеют РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    значения ни друзья, ни вещи, ни прочее, и тогда пропадает влечение к ним. Обычно при этом возникает естественное желание наделить смыслом остаток жизни, прибегая к даянию и т. п. Ведь когда осознаешь, что все старания ради богатства, почестей, славы и прочих мирских вещей подобны поднятой ветром мякине, лишены смысла и обманчивы, отвращаешься от дурного и с постоянным, преданным усердием накапливаешь такие добрые деяния, как обращение к Прибежищу и нравственность. Так, наделяя священным смыслом тело и прочее, не содержащее сути, сам восходишь к святому состоянию Будды и ведешь к нему существ. Поэтому, что может быть значительнее памятования о смерти]?!
    На этом основании оно восхваляется и многими сравнениями например, в Великой нирване (P787:
    147.3.5, 7-8) сказано:
    «Из всех пашен наилучшая пашня осенняя. Из всех следов наилучший — след слона. Из всех осознаваний наилучшее — осознавание непостоянства и смерти оно устраняет в трех сферах всякое желание, неведение и гордыню Также оно восхваляется как молот, сразу разбивающий все омрачения и дурные поступки, великие врата в полное осуществление благополучия и т. д. Ив Отделах (18, 19) говорится:
    «Тело вы воспринимайте чаше глиняной подобным,
    как мираж осознавайте все явленья бытия.
    И цветочное оружье Мары
    201
    сломится при этом, даже сам Владыка смерти не увидит вас тогда а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    И далее (1, Увидав болезни, старость, смерть, крадущую созна- нье, стойкие (иль — бодхисаттвы) покидают дом — тюрьму. А обычные миряне дом оставить неспособны Короче говоря, время осуществления цели человека только то, когда обретено особенное свободное положение. Большинство из нас пребывает в дурной участи, а если некоторые и приходят в счастливую участь, то большей частью — в несвободные состояния. Поэтому не находят возможности практиковать
    Дхарму. Но если немногие, обретшие положение, позволяющее практиковать, должным образом не практикуют Дхарму, тов этом полностью виновна мысль Еще не умру. Поэтому склонность верить, что не умрешь, — дверь всякого упадка, а ее противоположность памятование о смерти — дверь всего благо- получия.
    Итак, не думайте об этом памятовании Это практика тех, кто неспособен осваивать другой, глубокой
    Дхармы», или же Хотя и следует его осваивать, буду осваивать лишь вначале, немного, постоянно практиковать его не стоит. Убедившись всем сердцем, что оно необходимо ив начале, ив конце, ив середине, осваивайте его.
    В Каково состояние памятования о смерти Появление страха из-за боязни расстаться сродными и т. п. вследствие прочной привязанности к ним — это страх смерти тех, кто вовсе не практиковал
    67 б
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    путь. Здесь следует породить не такой страх. Тогда какой же?
    Поскольку все, кто обрел тела силой кармы и
    омрачений, несомненно, не избегнут смерти, то правда хоть и устрашишься ее, ничуть не сможешь помешать. Однако следует опасаться лишь, чтобы смерть не наступила, пока не подготовился к следующей жизни — не покончил с причинами дурной участии не сотворил причин высокого положения и подлинного блага.
    Вот если думать о смерти с таким страхом, то осуществляем те цели и поэтому в смертный час небу- дем бояться. Если жене выполнить тех целей, тов час смерти — страшно переживая, что не освободились от сансары вообще, а в особенности, что падем в дурную участь — будем горько раскаиваться.
    Как говорится в джатаке
    202
    :
    «Хотя и старался бы я из всех сил, — вечно ведь жить не смогу.
    Так что же за польза страшиться тогда того, что не отвратить?!
    Если взглянуть, как устроен сей мир, видим приходится всем каяться в греходеяньях своих и, дел благих не свершив,
    бояться страдания в будущей жизни.
    При смерти людей мучит страх.
    Я ж не припомню, чтоб что-то свершил, в чем каяться буду потом, к благим же поступкам я очень привык, а кто станет, в Дхарме живя,
    испытывать страх перед смертью
    68 а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Ив «Четверосотнице» (P5246: 133.3.4-5) сказано:
    «Кто подлинно имеет мысль Я умру, тот полностью избавится от страха,
    его Владыка смерти устрашит ли?!»
    Итак, если вновь и вновь думать о непостоянстве Несомненно, скоро расстанусь с телом и благами, — то избавимся от страстной надежды не расставаться сними и тогда встретим смерть без страха, возникающего из-за скорби от расставания.
    Г Как осваивается памятование о смерти Его следует осваивать исходя их трех основ, девяти предпосылок и трех решений.
    Три основы (1) размышление о неизбежности смерти (2) размышление о непредсказуемости смерти
    (3) размышление о том, что в час смерти все, кроме
    Дхармы, бесполезно) Размышление о неизбежности смерти]
    Здесь три предпосылки, из которых первая а) Мысль о неизбежности и неотвратимости

    прихода Владыки смерти
    Какое тело ни получили бы при рождении, смерть неизбежна.
    Как сказано в Отделе о непостоянстве (1, 25):
    68 б
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    Коль Будды, шраваки, пратьекабудды оставить вынуждены плотские тела, так нечего тогда и говорить о нас — обыкновенных людях».
    В какой стране ни проживали бы, смерть приходит. Там же сказано (1, Такого места нет, живя в котором, для смерти неприступным сможешь быть в воздушном нет пространстве или в море, и также нет его в ущельях гор».
    Как раньше смерть всегда уничтожала существ, таки впредь будет.
    В том самом тексте сказано (1, Осознавая, что уйдут, покинув свои тела, все те, кто родился или родится — тлен разрушит тело, — согласно Дхарме мудрый пусть живет».
    От Владыки смерти не спасешься бегством, не отвратишь его мантрами и прочим.
    В Наставлениях царю (P887: 97.5.4-80.1.2) говорится:
    «Например, если бы с четырех сторон надвигались четыре огромные горы — крепкие, прочные, цельные, неповрежденные, без трещин, без изъянов, очень твердые, совершенно плотные и, касаясь неба, выворачивая землю, крушили бы в прах все травы, деревья, кусты, ветви, листья, существ, насекомых, все живое, то было бы нелегко спастись бегством или отразить их силой, откупиться богатством или отделаться от них пожертвованиями, ман- трами или лекарствами а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Великий царь Таки когда приходят эти четыре великие беды, нелегко спастись от них бегством или отразить силой, откупиться богатством или отделаться от них пожертвованиями, мантрами иль лекарствами.
    Какие же четыре — Старость, болезнь, упадок и смерть.
    Великий царь Старость уничтожает молодость. Болезнь уничтожает здоровье. Упадок уничтожает все благополучие. Смерть уничтожает жизнь. Спастись от них бегством или отразить силой, откупиться богатством или унять их пожертвованиями, мантрами и лекарствами нелегко».
    Устами Камапы:
    «Смерти нужно бояться теперь, а умирая, надо быть спокойным. Мы же — наоборот сейчас не боимся, а, умирая, вонзаем в свою грудь ногти».
    (б) Мысль о том, что жизнь не может продлиться, а сокращается непрерывно
    Во Вхождении во чрево (P760: 108.4.7-8) сказано:
    «Если теперь как следует охранять здоровье тела, тов лучшем случае можно прожить 100 лет или немного больше».
    Лишь таков предел продолжительности жизни.
    Хотя и можно его достичь, но время очень быстро сокращается годы истекают входе месяцев, месяцы истекают входе суток, а сутки истекают с уходом дня и ночи.
    Они же истекают с уходом утра и т. д. Итак, мало что невелика общая продолжительность жизни, — большая часть ее уже прошла, а оставшаяся, ни на
    69 б
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    мгновение не продлеваясь, дни и ночи непрерывно сокращается.
    Как сказано во Введении в практику (II, Не останавливаясь ни на миг, жизнь эта днем и ночью убывает, прибавка ж ниоткуда не приходит, — так можем ли мы все не умереть?!»
    Также всесторонне созерцайте скоротечность жизни, обдумывая разные примеры хотя при изготовлении материи ткач пропускает не больше одной поперечной нитки зараз, тканье заканчивается быстро когда ведут овец и прочих животных на убой, они с каждым шагом приближаются к смерти как мчится бурный поток или падает вода с крутой горы, так быстро и жизнь пролетает как пастух гонит палкой скот помимо его воли домой, таки болезнь да старость приближают нас, помимо воли, к Владыке смерти.
    Согласно сказанному в Отделах (1, Когда, например, на станке пропускают меж нитей основы по ниточке, — вмиг подходят к концу поперечные нити И жизнь человеческая такова.
    Как скот, например, направляясь на бойню,
    идет, предназначенный на убой,
    он с каждым движением близится к смерти такова и жизнь человека.
    Как горный поток низвергается мощно и не возвращаются воды реки, таки жизнь человека уходит, — уходит от нас и возврата ей нет а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    Она трудна и коротка, полна страданий…
    И очень быстро исчезает — словно как нарисованная палкой на воде.
    И как, например, по домам направляет скотину пастух, погоняя кнутом, так нас подгоняют болезни и старость — к Властителю смерти приводят людей».
    Рассказывают, что и великий Чжово, придя на берег реки, говорил, что клокочущий поток воды благоприятствует созерцанию непостоянства, и созерцал.
    И в Большой игре (13, 70) приводится много примеров непостоянства:
    «Непостоянство трех сфер бытия схоже с осенними облаками.
    Смерти, рождения разных существ — как театральный спектакль.
    Жизнь эта быстро проходит — мелькнет и исчезает, как молния в небе.
    Словно с обрыва паденье воды, — бег быстротечный ее».
    Итак, сказано, что для того, кто хоть немного вдумчив, нет внешних вещей, которые не обнаруживали бы непостоянства. Таки есть. Поэтому размышляйте относительно многого. Если вновь и вновь размышлять, убежденность зародится. Говорить же, лишь немного подумав, что она не появляется, — пустое.
    Как сказал Камапа:
    «Говорите, что размышляете, а убежденность не приходит. Когда вы размышляете Днем отвлекаетесь, а ночью спите. Поэтому не лгите б
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    В другой мир мы идем непросто побежденные в конце жизни Владыкой смерти, но и ранее никогда не было, чтобы наша жизнь не убывала ходим ли мы, гуляем или спим. Поэтому, начиная с вхождения в чрево матери, мы идем прямо в другой мир, не останавливаясь ни на миг.
    Итак, поскольку и жизнь — всего лишь приближение к смерти, к которой нас ведут ее посланцы — болезнь и старость, тоне следует радоваться, думая, что вовремя жизни не идем в другой мир, стоим как, например, нет повода для радости, когда летишь в воздухе, падая с вершины высокой скалы на землю.
    Об этом повествует и цитата, приведенная Чан- дракирти] в Толковании “Четверосотницы”» (P5266: Герой людей Ведь с первого мгновенья той ночи, когда мы в утробу входим, ежеминутно, без какой-либо задержки, мы приближаемся к Владыке смерти».
    И в Речи опровержения четырех ошибочных взглядов) сказано:
    «Разве счастлив человек, когда, падая на землю с кручи гор, еще летит в воздухе, — пока не гибнет?!
    Существа ведь от рожденья мчатся к смерти каждый миг.
    Так какое в это время счастье может быть у них?!»
    Все это ясно показывает, что смерть приходит быстро а
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЗРАЩИВАНИЕ ЗАБОТЫ
    в) Мысль о том, что смерть неизбежна, но и при жизни нет времени для практики Дхармы
    Хотя и можно достичь упомянутого предела продолжительности жизни, не следует надеяться, что время еще имеешь. Уже много лет жизни прошло бесполезно половина оставшихся пройдет во сне, а также ив других житейских занятиях много уйдет впустую. Когда минет молодость и приходит пора старости, телесные и умственные силы уменьшаются, вследствие чего, хотя и хочешь заниматься Дхармой, нет сил практиковать. Поэтому время занятий Дхармой на протяжении жизни ничтожно.
    Во Вхождении во чрево (P760: 108.4.7-8) гово- рится:
    «Сон крадет половину всей жизни].
    Десять лет отнимается детством, также старость из жизни берет двадцать лета еще — горе, слезы, страдание, скорбь, смятенье и сотни болезней».
    И в Речи опровержения четырех ошибочных взглядов) сказано:
    «Даже самая долгая жизнь у людей — всего лишь сто лети детство лишает пользы ее начало, а старость — ее конец.
    Сон и болезни время крадут и все надежды уносят
    [на плодотворную практику Дхармы].
    Так сколько женам остается на то, чтобы в истинном счастии жить б
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЕРТИ
    И устами Чекавы:
    «Если из шестидесяти лет жизни вычесть время, потраченное на пищу, одежду, сони болезни, не остается и пяти лет, посвященных Дхарме».
    Итак, думая Все блага этой жизни станут в час смерти лишь воспоминанием, подобно вспоминаемому после пробуждения счастью, изведанному водном из снов если враг — смерть приходит неудержимо, неизбежно, как же мне радоваться обманчивым благам этой жизни, — твердо решите, что необходимо практиковать Дхарму, и многократно упрочивайтесь в этом решении.
    В джатаке
    203
    сказано:
    «Мирские страдальцы, увы!
    Жизнь не вечна, потому я невесел сей праздник Кумуды, вся пышность его лишь воспоминанием станет.
    Таков во всем мире порядок вещей, но как удивительно, как непонятно бесстрашие в душах людей!
    Владыка смертей все пути преграждает,
    они ж не боятся ничуть,
    вовсю веселятся, беспечно гуляют.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   50


    написать администратору сайта