Главная страница
Навигация по странице:

  • (а) Чем обуздывают Полным сохранением памятования и постоянным прилежанием в нем.Из них первое — это незабывание и повторение наставлений, начинающихся с обуздания чувств;второе

  • (б) Что обуздывают Шесть чувств 136 (в) Для чего обуздывают Для [непривязывания] к приятными отсутствия неприязни к неприятным объектам.(г) Как обуздывают

  • Из двух способов первый —] охранение чувств

  • Действия главных и второстепенных членов [тела]

  • (б) Пять действий при жизни в монастыре Действия тела

  • Дневные и ночные действия

  • ОСНОВЫ ПУТИ Легкоперевариваемая пища

  • (б) Ущербность переваренной пищи

  • (в) Ущербность добывания пищи Она пятерична: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ Ущербность труда

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница12 из 50
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   50
    (б) Поклоны отдельными «дверями»:
    Поклоны телом:
    [«Силой пожелания деяний добрых вторая строфа.
    Представляйте, словно в действительности, всех Победителей всех направлений и времени, вообразив столько своих тел, сколько пылинок во вселенной, по- клоняйтесь.
    При этом, вызывая в себе сильную веру в благотворность объектов почитания, руководствуйтесь ею.
    «Велики заслуги поклона, совершенного и одним телом заслуги же поклона, совершенного столькими телами, намного больше, говорит наставник Ешей-дэ.
    Поклоны умом:
    «На пылинке каждой третья строфа.
    [Вообразите], что даже на каждой мельчайшей пылинке пребывают, в окружении бодхисаттв, Будды, равные числом всем пылинкам. Помня об их достоинствах, вызывайте в себе благоговение.
    Поклоны речью:
    «Им приношу неисчерпаемые четвертая строфа.
    ОСНОВЫ ПУТИ
    Представив, как сказано, на каждом теле бесчисленные головы, а в каждой голове — бесчисленные языки, благозвучным голосом возносите неисчерпаемые хвалы достоинствам почитаемых.
    «Благозвучие» в стихе означает восхваление, а его члены — его причины — языки. Океан же означает множество) Подношение Ограниченное подношение:

    «Превосходные цветы две (пятая и шестая) строфы.
    «Превосходные цветы — отдельные прекрасные цветы из стран богов, людей и прочих.
    «Гирлянды» — различные цветы, связанные в гирлянды. Цветы здесь разные — натуральные и искус- ственные.
    «Музыка» — музыкальные инструменты — струнные, духовые, ударные и играна них.
    «Духи» — благовонная вода.
    «Лучшие зонты — лучшие из зонтов.
    «Светильники» — это ясно светящие светильники, заполненные ароматным маслом и прочими благовонными веществами, а также ярко блестящие драгоценные камни.
    «Фимиам» — составные и несоставные благовония.
    «Великолепные одежды — лучшие из одежд.
    «Лучшие ароматы — ароматная вода, называемая подносимой для омовения, жидкости и т. п, пропитанные ароматом, распространяющимся по мириадам миров.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ б
    Благовонный порошок — это упакованный ароматный порошок для осыпания и воскурения или же куча цветного порошка для изображения Мандал — объемом с гору Меру.
    «Собрание» — это завершающее слово, имеющее отношение ко всем предыдущим дарам оно значит, что они многочисленны, красивы и разно- образны.
    Безмерное подношение:
    «И безмерные великие дары седьмая строфа.
    Ограниченное — это мирское подношение. Здесь же имеется ввиду созидание бодхисаттвами и прочими обладателями магических сил всего прекрасного.
    Последние две строки, дополняя все неполные строфы двух предыдущих частей ритуала, указывают объекты и побудительный мотив поклонения и подношения) Исповедь
    «Из-за страсти восьмая строфа.
    [Здесь имеются ввиду проступки, совершенные по причине трех ядов, на основе — тела и остальных из трех дверей. Природа же их в том, что они совершаются лично, или к ним побуждают других, или радуются, что их совершают другие.
    Совокупность их всех указывает слово всевозможные. Если, помня об их пагубности, от всего
    39 а
    ОСНОВЫ ПУТИ
    сердца исповедаться в них, раскаиваясь в прежних и твердо обещая не совершать будущих проступков, то прежние перестанут разрастаться, и прервется путь к будущим) Радость
    «Я радуюсь достоинствам девятая строфа.
    Помня о достоинствах пяти типов личностей, которые указаны в стихе, радуйтесь, словно бедняк, нашедший клад) Побуждение к вращению колеса Дхармы
    «Всех Светочей миров десятки направлений десятая строфа].
    Перед теми, кто, только что полностью пробудившись, обрел в землях десяти направлений беспристрастное и беспрепятственное знание, тоже явите свои тела и просите их проповедовать Дхарму.
    [Так] указывает наставник Ешей-дэ после цитируемых им слов:
    «...[непревзойденное вращать.
    (6) Моление
    «Тех, кто желает показать одиннадцатая строфа.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ б
    Сотворив в воображении громадное множество своих тел, молите показывающих уход в нирвану оставаться в мирах десяти направлений ради высшего блага и временного счастья существ, — не уходя в нирвану на протяжении стольких кальп, сколько пылинок вовсе- ленной) Посвящение [заслуг]
    «Какие малые заслуги двенадцатая строфа.
    Делая общим достоянием всех существ все корни добродетели, взращённые благом предыдущих шести частей ритуала, с великим устремлением посвящайте их совершенному Пробуждению. Благодаря этому добродетели никогда не иссякнут.
    Если, познав таким образом смысл слов Семеричного ритуала, произносить их медленно, не отвлекаясь, и делать то, что они указывают, — обретете безмерное множество заслуг.
    Итак, пять — поклонение, подношение, побуждение, моление и радость относятся к накоплению заслуг, те. способствующих условий.
    Исповедь — это очищение от скверн — препятствующих факторов. Один из аспектов радости — радость от собственных добродетелей — может, кроме того, и умножать наши заслуги.
    Посвящение даже самых малых добродетелей, происходящих из накопления, очищения и умножения еще больше их увеличивает и к тому же делает неистощимыми заслуги, иссякающие при принесении временных плодов а
    ОСНОВЫ ПУТИ
    Так получаем три группы элементов Семеричного ритуала) накапливающие, (2) очищающие и (3) умножающие делающие неистощимыми Затем, ясно визуализируя, поднесите мандалу
    133
    и много раз, с сильным чувством, повторяйте такую мо- литву:
    «Молю благословить, чтобы скорее исчезли все неправильные установки, начиная от непочтительности к благому другу и до цепляния за оба типа самости чтобы успешно зародились все правильные установки, начиная от почтения к благому другу до постижения реальности — отсутствия самости чтобы пропали все внешние и внутренние препятствия!»
    б. Сами правила практики
    Делятся на (1) общие правила практики (2) правила практики этого раздела о вверении].
    (1)
    «Созерцать» — значит вновь и вновь направлять мысль на благой объект, удерживать в уме его образ. Это нужно для того, чтобы наш ум, которому мы были подвластны с незапамятных времен, — тот самый ум, который, следуя за омрачениями и прочей скверной, порождает все зло и пороки, сделать подвластными способным полностью сосредоточиться на любом избранном благом объекте. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ б
    Если же будем созерцать случайно приходящее на ум, то, хотя и пожелаем созерцать столько-то благих объектов в такой-то последовательности, — созерцать пожеланию не получится и возникнет большое препятствие к способности произвольного сосредоточения на благих объектах, которое, войдя в привычку с самого начала, на всю жизнь испортит благие за- нятия.
    Итак, сначала четко наметьте число и последовательность объектов, которые будете созерцать. Затем несколько раз весьма решительно подумайте От намеченного не отклонюсь — и созерцайте ни больше, ни меньше того, что наметили, поддерживая внимательность и бдительность) Правила практики этого раздела
    Сначала обдумайте пользу вверения — быстрое достижение состояния Будды и т. д. — и вред неввере- ния — порождение страдания в этой и будущей жизни и т. д.
    Затем много раз обещайте Не допущу никаких мыслей о недостатках Учителя — и осваивайте размышление о нравственности, самадхи, мудрости, учености и других замеченных вами его достоинствах до тех пор, пока не зародится самая искренняя вера.
    Затем размышляйте, согласно ранее приведенным цитатам из сутр, о его доброте, выражающейся в том, что он вам помогает или будет помогать. Осваивайте это размышление, пока не зародится почтение к нему от всего сердца.
    ОСНОВЫ ПУТИ
    в. Как завершить [созерцание]
    [В заключение сеанса с сильным чувством посвящайте накопленное благовременными высшим целям, читая ] Пожелание добрых деяний, Пожелание из семидесяти строф или какой-нибудь другой
    [монлам].
    Так созерцайте четыре раза на заре, утром, днем иве- чером. Но, если вначале созерцать долго, мысль легко расплывается или возбуждается. Если к этому привыкнуть, потом трудно исправиться. Поэтому созерцания поначалу должны быть краткие, но многочисленные. Ведь сказано:
    «Если прервать созерцание, когда еще хочется созерцать, то и впредь каждый раз будем чувствовать тягу к нему. В противном случае, лишь увидим подстилку для созерцания, будет тошнить».
    Когда несколько упрочитесь в созерцании, продлевайте его.
    При всех сеансах избегайте ошибок чрезмерного напряжения и излишнего расслабления. Тогда препятствий будет мало, не будет утомления, расплывания мысли, вялости и подобного.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ. j=* ƒ="�!ø,2ü [“%ƒ�
    !ö=…,�]
    [b ƒ=*ëþ÷�…,� “�=…“=]
    “ “,ëü…/ì ÷3"“2"%ì
    C%-
    “" ?=L2� …=*%Cë�……%�
    Kë=ã% "!�ì�……/ì , "/“ø,ì
    ö�ë ì, [÷,2= ] &o%›�ë=…,�
    ä%K!/. ä� …,L[, &o%›�-
    ë=-…,� ,ƒ “�ì,ä�“ 2,
    [“2!%-][ ,ë, *=*%L-…,K3äü
    ä!3ã%L [ì%…ë=ì].
    Š=* “%ƒ�!ö=L2� ÷�2/!�
    !=ƒ=: …= ƒ=!�, 32!%ì, ä…�ì
    , "�÷�!%ì. m%, �“ë,
    "…=÷=ë� [“%ƒ�!ö=2ü]
    ä%ëã%,
    ì/“ëü ë�ã*% !=“Cë/"=�2“
    ,ë, "%ƒK3›ä=�2“ . e“ë,
    * .2%ì3 C!,"/*…32ü,
    [C%2%ì] 2!3ä…% ,“C!=",2ü“ .
    o%.2%ì3 “%ƒ�!ö=…,
    [C%…=÷=ë3] ä%ë›…/ K/2ü
    *!=2-
    *,�, …% ì…%ã%÷,“ë�……/�. b�äü Если прервать созерцание, когда еще хочется созерцать, то и впредь каждый раз будем чувствовать тягу к нему. В противном случае, лишь увидим подстилку для созерцания, будет тошнить …�“*%ëü*% 3C!%÷,2�“ü
    [" “%ƒ�!ö=…,,], C!%-
    äë�"=L2� �ã%.
    o!, "“�. “�=…“=. ,ƒK�ã=L2�
    %ø,K%* ÷!�ƒì�!…%ã%
    …=C! ›�…, , ,ƒë,ø…�ã%
    !=““ë=Kë�…, . Š%ãä=
    C!�-
    C 2“2",L K3ä�2 ì=ë%,
    …� K3ä�2 32%ìë�…, , !=“Cë/"=-
    …, [ì/“ë,], " ë%“2,
    , C%ä%K…%ã%.
    41 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ а

    96 2. Что делать в промежутках
    [«Тройной сверток В общем, есть много занятий поклоны, почтительный обход, чтение вслух и другие. Но вот что здесь главное:
    Если в свободное от созерцания время мы, не памятуя о темах созерцания, не печемся о них, даем мыслям волю, то продвинемся очень мало. Поэтому ив свободное время читайте, неустанно памятуйте, о чем они учат.
    Многообразно накапливайте заслуги, способствующие зарождению достоинств, и разнообразно очищайтесь от препятствующих этому скверн. Сознательно усердствуйте в основном — соблюдении принятых обетов.
    В некоторых инструкциях эту триаду — тематические созерцания, соблюдение обетов и накопление заслуг — называют тройным свертком».
    [Четыре вида снаряжения Кроме того, практикуйте четыре вида снаряжения для успешного вступления на стезю безмятежности и проникновения:
    а) Обуздание чувств.
    б) Сознательность действий.
    в) Разумное питание.
    г) Усердствование в йоге вовремя бодрствования и правильный способ сна б
    ОСНОВЫ ПУТИ

    97
    а)
    Здесь пять [положений]:
    (а) Чем обуздывают Полным сохранением памятования и постоянным прилежанием в нем.
    Из них первое — это незабывание и повторение наставлений, начинающихся с обуздания чувств;
    второе — непрерывное и преданное поддержание этого памятования.
    (б) Что обуздывают Шесть чувств
    136
    (в) Для чего обуздывают Для [непривязывания] к приятными отсутствия неприязни к неприятным объектам.
    (г) Как обуздывают
    Из двух способов первый —] охранение чувств
    После того, как от объектов и органов чувств возникают шесть сознаний
    137
    , в умственном сознании рождаются привязанность к шести классам приятных объектов и отвращение к шести классам неприятных. Постарайтесь, чтобы они не за- рождались.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ а
    Второй способ —] удержание самих
    чувственных способностей Это недозволение органам чувств воспринимать объекты зрения и т. д, пробуждающие омрачения.
    Чувства охраняются благодаря отказу от цепляния за характеристики и впечатления от шести классов объектов, а если, по забывчивости и обилию омрачений, дурное состояние ума все же возникает, то — благодаря немедленному его пресечению.
    «Цепляние за характеристики возникает с восприятием неподобающих форм и других специально представленных или случайно появившихся объектов, когда смотрим на них, проявляя внимание Цепляние за впечатления — это цепляние умственного сознания за объекты, порождающие привязанность, неприязнь и омраченность после их восприятия шестью сознаниями, или же размышления по чужим рассказам о таких вещах, которые мы не видели.
    (д) Что такое обуздание
    Это охранение ума от скверного и направление его на благое или нейтральное.
    Здесь имеется ввиду неомраченное нейтральное не вовремя сосредоточения мысли на благом объекте, а вовремя повседневных действий и т. п. ОСНОВЫ ПУТИ
    б) Сознательность действий
    Здесь две темы (1) действия, которые совершают
    (2) в чём суть сознательности) [Действия]
    [Они] двух типов (а) пять действий, связанных сдвижением (б) пять действий, связанных с монастырским образом жизни.
    (а)
    Из них первые пять [таковы]:
    Действия тела
    Это посещение других селений, храмов, иных мести возвращение из них.
    Действия глаз
    Это взгляд на разные объекты мельком, без внимания и внимательное рассматривание.
    Действия главных и второстепенных членов [тела]
    Это выпрямление и сгибание главных и второстепенных членов.
    Действия, связанные с монашеской одеждой и сосудом для подаяния
    Это использование и хранение трех частей монашеской одежды и сосуда для подаяния.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ б
    Действия, связанные с подаянием
    Это вкушение пищи, питья и т. п.
    (б) Пять действий при жизни в монастыре
    Действия тела
    Это гуляние, или хождение рядом с товарищем по
    Дхарме, или путешествие ради Дхармы и все подобное стояние перед руководителем, наставником, Учителем и подобными, сидение со скрещенными ногами и т. п.
    Действия речи
    Это получение и уяснение наставлений к двенадцати подразделениям Слова чтение вслух того раздела Слова, наставления к которому получены, и разъяснение его другим беседы с другими ради взращивания усердия.
    Действия ума
    Это сон в среднюю часть ночи обдумывание прослушанного в уединенном месте практика са- мадхи в девяти последовательных состояниях ума безмолвное усердствование в проникновении подавление сонливости, когда устанешь в жаркую погоду.
    Дневные и ночные действия
    Имеют место вовремя дневного бодрствования, в первую, а также последнюю часть ночи. Они включают также действия тела и речи. А выражение сон указывает лишь на ночные действия — действия ума.
    ОСНОВЫ ПУТИ

    101
    (2) Сознательность при этих десяти [действиях]
    Когда начинаете какое-нибудь движение или действие, с самого начала проявляйте неотступное внимание и осмотрительность. Сопровождая их этими двумя, думайте о них, осознавайте их в такой форме итак, как подобает.
    [Существуют] четыре аспекта [сознательности].
    Первый — осознавание таких-то действий тела и других из десяти действий так, как подобает. Например осознавая, согласно Винае, действия отправления и возвращения как повседневные действия ухода и прихода, думают Теперь делаю это и это».
    Второй — осознавание какого-либо направления так, как подобает. Например узнав, что, когда ходишь, нельзя заходить в винную лавку и прочие из пяти неподходящих места следует идти в другие места, так сознательно и поступают.
    Третий — это осознавание какого-либо времени так, как подобает. Например узнав, что до полудня можно идти в поселок, а после полудня нельзя, таки поступают сознательно
    144
    Четвертый — это осознавание всех правил действий так, как подобает. Пример — памятование о всех имеющихся правилах хождения, таких как:
    «Когда уходишь, крепко натяни узду чувств и иди к другому дому».
    Короче говоря, следует вспомнить все свои дневные и ночные привычные действия и распознать, какие допустимы и какие нет. И, когда их совершаете или отбрасываете, всегда сознавайте Сейчас это совершаю, или Это отбрасываю».
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ а б
    Если будете так делать, то, как сказано, в этой жизни не осквернитесь падениями, а после смерти не падете в дурную участь. Кроме того, будут накапливаться причины осуществления еще неосуществленного пути.
    Этот предмета также обуздание чувств изложены согласно арья Асанге, который толкует их, цитируя сутры.
    Если усердствовать в этих двух, то, как говорят, — польза для всех благих занятий ни с чем несравнима. В особенности же, успешно осуществляются совершенно чистая нравственность и недискурсивные са- мадхи
    145
    , относящиеся к безмятежности и проникновению. Поэтому усердствуйте.
    в) Разумное питание
    Здесь четыре правила:
    Не слишком мало
    Если есть слишком мало, чувствуется голод, ослабеваешь, отчего делаешься неспособным к благим занятиями голодаешь до завтрашней еды. Поэтому ешьте достаточно, чтобы не было вреда.
    Не слишком много
    Если же есть слишком много, тело становится тяжелым, будто обремененное ношей трудно дышать, увеличиваются сонливость и вялость, теряешь работоспособность и не можешь избавляться от
    омрачений.
    44 а
    ОСНОВЫ ПУТИ
    Легкоперевариваемая пища
    Избавляет от прежних неприятных ощущений, связанных с пищей и не порождает новых неприятных ощущений.
    Неоскверненная
    146
    , подходящая пища
    Не порождает дурных поступков и создает счастливое состояние [ума].
    Что касается противоядия против влечения к пище, то оно основано на созерцании ее ущербности.
    Три аспекта ущербности [пищи]
    (а) Ущербность поедаемого
    Подумайте: какими прекрасными цветом, запахом и вкусом ни обладала бы пища, — перемолотая зубами и увлажненная слюной она походит на рвоту.
    (б) Ущербность переваренной пищи
    Подумайте: из этой пищи, переваренной в средний или последний период ночи, образуется мясо, кровь и т. п некоторая ее часть, став калом и мочой, пребывает в нижней части тела, и каждый день надо опорожняться также от пищи возникают многие бо- лезни.
    (в) Ущербность добывания пищи
    Она пятерична: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАКТИКИ
    Ущербность труда
    Ради пищи и причин получения пищи мы много- старательно трудимся, подвергаясь опасностям, жаре и холоду. Если не достаем ее, горюем и страдаем. Но если и достаем — боясь, что ее отнимут или что потеряем, — страдаем, пытаясь ее сохранить.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   50


    написать администратору сайта