Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект, представление и омрачение такие же, как при грубых словах.Намерение

  • Исполнение

  • Объект

  • (а) Сила, исходящая из «поля»

  • (б) Сила, исходящая из положения

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница23 из 50
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   50
    Помысел тройственный) Представление — осознание, что объект именно такой, (то есть чужой) Омрачение — какое-нибудь из трех) Намерение — желание сделать чужое своим.
    Исполнение — проявление склонности к осуществлению задуманного.
    О завершении сказано Окончательное решение сделать это своим. То есть мысль Пусть то богатство и т. п. станет моим».
    Для полноты алчности требуется пятерка факторов) чрезвычайная привязанность к собственному достоянию) страстное желание накапливать имущество) жадное любопытство — выведывание богатств и прочих хороших вещей других и мысленное упоение ими) навязчивая мысль То, что принадлежит другим, пусть станет моим) полное отсутствие стыда из-за такой алчности и полное неосознавание необходимости отбросить ее как пагубную

    281 112 а
    ЗАКОН КАРМЫ
    Если хоть одной из этих пяти установок не хватает характеристика алчности неполна.
    [В случаях неполной характеристики все десять не- благих деяний считаются в Уровнях йогической практики исполненными хотя и несовершенно Примеры неполной алчности следующие.
    Мысль: Эх, почему бы тому домохозяину не стать моим слугой и делать все по моему желанию — и подобные мысли в отношении его детей, жены и т. па также в отношении пищи и прочего его имущества.
    Мысль: Эх, почему бы другим не узнать омоем довольстве малым, отшельничестве, усердии, учености, щедрости и т. п.!»
    Мысль: Почему бы царю, сановниками четырехчастной общине не оказывать мне почести, доставлять пищу, одежду и прочее!»
    Проявление желания Эх, пусть я в следующей жизни, родившись богом, услаждаю пять чувств благами и пусть рождаюсь в мирах Угры, Вишну... вплоть до рая Богов, пользующихся чужими творениями (нирма- на)»!
    286
    Алчностью является также проявление желания получить имущество отца, матери, детей, жены, слуги подобных, а также праведников) Злонамеренность
    Объект, представление и омрачение такие же, как при грубых словах.
    Намерение — желание побить и т. п мысль Почему бы ему не быть убитым, связанным, не лишиться имущества благодаря другим или естественно, — и т. п.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    Исполнение — мысленное исполнение этого.
    Завершение — укрепление в намерении или твердое решение побить и т. п.
    Также и этот проступок полон, если присутствуют все пять установок, изложенных ниже, и неполон, если некоторые из них отсутствуют) ненависть, если усмотрел нечто вредное в поведении другого) нетерпимость, по неспособности терпеть вред) ярость от неустанного памятования о поводе гнева) злая мысль Почему бы не побить или не убить его) полные отсутствие стыда из-за проявленной злонамеренности и неосознавание необходимости отбросить ее как пагубную.
    [Примеры] простой (неполной) злонамеренности сле- дующие.
    Всякий помысел о причинении кому-то вреда при мысли Он мне навредил или вредит, — является зло- намеренностью.
    Также злонамеренностью является и желание, чтобы другой человек в этой жизни утратил друзей, достояние, добродетели и прочее желание, чтобы в другой жизни он переродился в дурной участи.
    (10) Ложное воззрение
    Объект — существующее.
    Помысел тройственный

    283 113 а
    ЗАКОН КАРМЫ) Представление — сознание, что отрицание в действительности существующего истинно) Омрачение — какое-нибудь из трех) Намерение — желание отрицать.
    Исполнение — начало мысленного осуществления этого [желания].
    Итак, оно четырех видов отрицание причин, следствий, процессов и существующих вещей.
    Отрицание причин — это думать Хороших, дурных поступков и подобного нет!»
    Отрицание следствий — это мысль Плодов тех двух не бывает!»
    Отрицание процессов троякое) Отрицание процесса зачатия — это мысль Отца и матери нет) Отрицание процесса прихода и ухода — мысль Предыдущей и следующей жизней не бывает) Отрицание процесса перерождения — это например, думать Существа чудесным способом не рож- даются!»
    Отрицание существующих вещей — это например, мысль «Архатов и т. пне бывает!»
    Завершение — укрепление в намерении высказать отрицание.
    Также и этот проступок делают полным пять установок) омраченность незнанием истинного положения вещей — объектов познания) моральная огрубелость, когда радуются дурному) сплошное заблуждение в дебрях неправильного мировоззрения) ослепленность нигилизмом Даяния, подношения, ритуального сжигания ошибок, добродетели и тому подобного нет) полные отсутствие стыда из-за такого ложного воззрения и неосознавание необходимости отбросить его как пагубное.
    Если не имеется всех пяти установок, то ложное воззрение неполно.
    Хотя существуют и другие ошибочные воззрения, ложным воззрением названо лишь это, потому что оно хуже всех ошибочных воззрений, ибо уничтожает все корни добродетели и способствует полной распу- щенности.
    Побуждением к убиению, грубым словами злонамеренности может служить любой из сильных трех ядов, а завершающий фактор — ненависть.
    Побуждением к присвоению чужого, распутству и алчности может служить любой из трех ядов, а завершающий фактор — только страстная привязан- ность.
    Как побуждением, таки завершающим фактором лжи, злословия и пустословия могут быть все три
    [«яда»].
    284
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ) “Cë%ø…%� ƒ=Kë3›ä�…,� " [ä�K! .] …�C!=",ëü-
    …%ã% ì,!%"%ƒƒ!�…, ;
    (4) %“ë�Cë�……%“2ü …,ã,ë,ƒì%ì: &d= …, , ›�!2-
    "%C!,…%ø�…, , !,23=ëü…%ã% “›,ã=…, [%ø,K%*]
    288
    ,
    ä%K!%ä�2�ë, , 2%ì3 C%ä%K…%ã% …�2![;
    (5) C%ë…%� %2“32“2",� “2/ä= ,ƒ-ƒ= 2=*%ã% ë%›…%ã%
    "%ƒƒ!�…, , …�“%ƒ…="=…,� […�%K.%ä,ì%“2,] %2K!%-
    “,2ü [�ã% *=*] C=ã3K…%�.
    e“ë, …� ,ì��2“ "“�. C 2, [3“2=…%"%*], 2% [ë%›-
    …%� "%ƒƒ!�…,�] …�C%ë…%.
    u%2 “3?�“2"3þ2 , ä!3ã,� %ø,K%÷…/� "%ƒƒ!�…, ,
    &ë%›…/ì "%ƒƒ!�…,�ì[ …=ƒ"=…% ë,øü .2%, C%2%ì3 ÷2%
    %…% .3›� "“�. %ø,K%÷…/. "%ƒƒ!�…,L, ,K% 3…,÷2%›=-
    �2 "“� *%!…, ä%K!%ä�2�ë, , “C%“%K“2"3�2 C%ë…%L
    !=“C3?�……%“2,.
    o%K3›ä�…,�ì * 3K,�…,þ, ã!3K/ì “ë%"=ì , ƒë%…=-
    ì�!�……%“2, ì%›�2 “ë3›,2ü [ëþK%L ,ƒ] 2!�. & ä%"[, =
    ƒ="�!ø=þ?,L -=*2%! O …�…=",“2ü.
    o%K3›ä�…,�ì * C!,“"%�…,þ ÷3›%ã%, !=“C32“2"3 ,
    =ë÷…%“2, ì%›�2 “ë3›,2ü [ëþK%L ,ƒ] 2!�. & ä%"[, =
    ƒ="�!ø=þ?,L -=*2%! O 2%ëü*% “2!=“2…= C!," ƒ=…-
    …%“2ü.
    j=* C%K3›ä�…,�ì, 2=* , ƒ="�!ø=þ?,ì -=*2%!%ì
    ë›,, ƒë%“ë%", , C3“2%“ë%", ì%ã32 K/2ü "“� 2!,
    [& НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ
    Побуждением же к ложному воззрению может служить любой из трех ядов, а завершающим фактором лишь заблуждение.
    [Связанные] с этими десятью проступками волевые импульсы являются кармой, ноне путями кармы.
    Семь проступков тела и речи являются как кармой, таки путями кармы, поскольку они — основа для волевых импульсов.
    Алчность и другие из трех проступков ума являются путями кармы, ноне кармой.
    290
    б. Разъяснение тяжести
    Оно состоит из двух) разъяснения тяжести десяти путей кармы и
    (2) краткого обзора источников силы деяний.
    (1)
    [Тяжесть зависит от пяти [факторов].

    Если взять, например, убиение, то тяжкое по помыслу совершается из-за трех «ядов».
    Тяжкое по исполнению
    — когда радуются, ликуют, совершив, совершая или намереваясь совершить убиение сами совершают его, а также других побуждают совершить и хвалят их за это когда радуются, видя других, совершающих подобное совершают убиение, долго и сосредоточенно помышляя о нем когда постоянно предаются убиению и убивают сразу много существ убивают, подвергнув жесто-
    113 б
    ЗАКОН КАРМЫ

    286
    ким пыткам убивают, угрозами побудив к совершению недостойного поступка когда убивают слабого, страдающего, нищего, стонущего жалобным голосом или плачевно молящего о пощаде.
    Оно тяжко из-за отсутствия противоядий — когда пропускают целый день без всякой религиозной практики не соблюдают однодневного обета в течение полумесяца или восьмого, четырнадцатого и пятнадцатого числа, не практикуют время от времени даяния, добродетелей, исповедания в проступках, поклонов, почтительного вставания, складывания ладоней, благоговения и т. дне испытывают время от времени стыда и угрызений совести перед собой и другими не достигают мирского избавления от страстей или прямого постижения
    Дхармы.
    291
    [Убиение] тяжко из-за неправильных побуждений, когда убивают, исходя из взглядов, что кровавые жертвоприношения это Дхарма; или когда убивают, опираясь на всевозможные неправильные воззрения, вроде того, что Поскольку Господь создал скот ради потребления в пищу, тонет зла в убиении его».
    Тяжко по своему объекту — когда убивают большое животное, человека или его плод отца, мать, брата или сестру Учителя и т. пили близкого тебе человека вступившего на путь, наставника, бодхисаттву, архата или пратьекабудду; а также, когда, зная, что Татхагату убить нельзя, со злым умыслом ранят его.
    Противоположности этих пяти факторов делают проступок убиения нетяжким.
    Знайте, что и тяжесть остальных девяти проступков, за исключением объекта подобна тяжести уби- ения.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    287 114 б
    ЗАКОН КАРМЫ
    Тяжкое по объекту присвоение чужого происходит, когда воруют много хороших вещей, попирая при этом оказанное доверие, воруют у низшего, бедняка, монаха или последователя сей Дхармы; воруют хранящееся в доме воруют вещи вступившего на путь, архата, пратье- кабудды, общины или ступы.
    Тяжкое по объекту распутство — это сношение с такими неподходящими для совокупления людьми, как мать или родственница, жена любящего мужа, бхикшуни, шикшамана или шраманерика; совокупление через такой неподходящий член, как рот сношение в такое неподходящее время, как соблюдение однодневного обета, последние месяцы беременности или болезнь совокупление в таких неподходящих местах, как соседство ступы или сад духовной общины.
    Тяжкая по объекту ложь — это высказывание много разной лжи из желания ввести в заблуждение, обмануть других высказывание лжи родителями подобным, вплоть до Будды, а также хорошему, или близкому человеку произнесение лжи, побуждающей к убиению и прочим из трех тяжких [проступков].
    Самая тяжкая ложь — произнесенная с целью раскола общины.
    Злословие, тяжкое по объекту — разобщающее старых друзей, благих друзей родителей и детей или членов сангхи, а также — побуждающее к трем тяжким проступкам тела.
    Тяжкие по объекту грубые слова — произнесенные родителям, Учителями подобным грубость, высказанная неправдивыми, несоответствующими действительности, лживыми словами открытые угрозы, ругательства, оскорбления
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    Тяжкое по объекту пустословие:
    Тяжесть пустословия в виде лжи и остальных из трех проступков речи соответствует вышеописан- ной.
    [Тяжкое по объекту пустословие как таковое — это слова, относящиеся к ссоре, обличению недостатков, спору или раздору чтение с радостью трактатов иноверцев и т. п хула, порицание, постоянно недовольные слова и неправдивые высказывания в адрес родителей, родственников, Учителей и подоб- ных.
    Тяжкая по объекту алчность — это желать имущества Сангхи или ступы а также желать, гордясь своими достоинствами, чтобы царь и подобные, а также мудрые праведники восхваляли и отдавали почести.
    Тяжкая по объекту злонамеренность — это проявление мысли о причинении вреда родителям, родственникам, Учителям, безвинному, бедному, страдающему или сострадательному человеку, а также — провинившемуся, который от всей души раскаивается.
    Тяжкое по объекту ложное воззрение — это отрицание всех ранее упомянутых вещей оно тяжелее всех других ошибочных взглядов. Также тяжко и такое воззрение В мире нет ни архатов, ни истинно прошедших путь, ни истинно вступивших на него]».
    Противоположности вышеупомянутых проступков легкие.
    В Конкретных основах уровней (P5536: 255.5.1-2) говорится о шести обстоятельствах весомости) Содеянное из сильного побуждения — это деяние, вызванное сильно выраженными тремя ядами или их противоположностями

    289 115 б
    ЗАКОН КАРМЫ) Привычка — это привыкание к благим или не- благим деяниям вследствие долгого и многократного их совершения) Сущность каждое предыдущее из семи деяний тела и речи тяжелее последующего, а из трех ума — каждое последующее тяжелее предыдущего) Объект оказание помощи или причинение вреда Будде, Дхарме, Сангхе, Учителю и подобным — самые весомые) Сплошное укоренение в неподобающем — это когда всю жизнь предаются исключительно неблагим деяниями ни разу не совершают добра) Отказ от неподобающего — это совершать благие деяния без привязанности, отбросив неблагое.
    И в Послании к другу (42) сказано:
    «Постоянно совершаемые в жизни, исходящие из сильных побуждений, противоположности лишенные всецело, совершённые к достойнейшему объекту или к помогающему объекту вот великие пять типов действий:
    неблагих, благих. В благих — усердствуй».
    То есть пять получаются при подразделении объекта на две части) достойнейший — Три Драгоценности и т. пи) помогающий — родители и т. п) Краткое указание источников силы деяний
    Здесь четыре пункта
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    (а) Сила, исходящая из «поля»
    Это Три Драгоценности, Учитель, подобные Учителю, родители и т. п поскольку, хотя им сделаешь и малую пользу или вред, без сильного помысла, — заслуга или проступок будут большими.
    Как раз об этом повествует Неотступное памятование Хотя и малое возьмешь у Будды, Дхармы и Сангхи, проступок велик. Из проступков присвоения принадлежащего Будде, Дхарме и Сангхе проступки перед Буддой и Дхармой очищаются, если затем поднести сходную вещь. Кража же у Сангхи не очищается без испытания мучительных ощущений, поскольку тяжко поле если украдено что-нибудь из собранного в чаше для подаяния, то вор падет в Великий ад существа если не из собранного в чаше, то переродится в великом мраке, окружающем находящийся в том аду Ад непрерывного мучения, или в подобных [местах]».
    Особенно, если презревший нравственные предписания использует вещь Сангхи для личных нужд — будь то всего лишь лист, цветок или плод, — он родится в Великом аду существ, но, если и спасется из него через долгое время, — переродится в пустынном, засушливом месте безногим животным или слепым, безногими безруким претой и долгие годы будет мучиться. Об этом и прочем огромном ущербе говорится в «Сурьягарбха[-сутре]».
    Также сказано, что даже цветами и прочими дарами, предназначенными для духовной общины и монахов, нельзя пользоваться самому, отдавать их мирянам,
    ЗАКОН КАРМЫ
    а мирянам пользоваться ими иначе — великий про- ступок.
    Та же сутра (P923: 234.4.7-5.2) повествует:
    «Лучше отрезать руки и ноги острою бритвой себе, нежели то мирянам отдать, что предназначено Сангхе.
    А члену Сангхи лучше железа съесть раскаленный кусок, нежели использовать лично принадлежащее Сангхе.
    Лучше огонь проглотить, по размеру равный Меру горе, нежели имущество Сангхи домохозяину взять.
    Лучше пусть внутренности вырвут или посадят накол, нежели имущество Сангхи домохозяину взять.
    Лучше мирянину оказаться в доме, что полон горячих углей, нежели в доме у члена Сангхи ночною порой пребывать».
    Из членов Сангхи личность бодхисаттвы — наипло- дороднейшее поле для благих и неблагих [деяний].
    Как говорится в Сутре символа прихода к зарождению силы веры (P5336: Тот, кто рассердится на бодхисаттву и отвернется от него, проворчав Не буду смотреть на этого негодяя, —
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б сотворит безмерно худший проступок, нежели тот, кто, рассердившись на всех существ десяти сторон света, заключит их во мрачные тюрьмы. Также и унижающий любого бодхисаттву безмерно больше грешит, нежели похититель имущества всех существ Джамбудвипы. Также и тот, кто проявит злонамеренность, рассердится на бодхи- саттву, преданного великой колеснице, или скажет о нем худое, — согрешит безмерно больше того, кто разрушит и сожжет столько ступ, сколь песчинок в Ганге».
    В Сутре символа постижения определенного и неопределенного) сказано:
    «Кто благоговейно смотрит на бодхисаттву, преданного Махаяне, или, желая благоговейно смотреть на него, возносит ему хвалу, тот сеет безмерно больше благих заслуг, нежели тот, кто с любовью возвращает глаза всем лишившимся глаз существам десяти сторон света или, вызволив всех существ из тюрем, дарит им счастье ча- кравартина или Брахмы».
    И в Сутре чуда прочного сотворения великого покоя) сказано:
    «Тот, кто препятствует добродеянию бодхисаттвы, хотя бы и такому малому, как даяние животному куска пищи, — совершает безмерно больший проступок, нежели тот, кто убивает всех существ Джамбудвипы или отнимает у них все имущество».
    Итак, по отношению к этому объекту (те. бодхисат- тве) следует быть особенно осмотрительным.

    293 117 а
    ЗАКОН КАРМЫ
    (б) Сила, исходящая из положения
    Сказано: как кусочек железа, хотя и мал, тонет вводе, а изготовленный из него сосуд, хотя и велик, плывет таки проступок, совершённый немудрыми мудрым, будет соответственно тяжким или легким. Причины этого объяснены в Великой нирване»:
    «Невежда, подобно прилипшей к соплям мухе, тща- щейся оторваться от них, неспособен отделаться даже от малого проступка и, не чувствуя раскаяния, не может творить добродетель. К тому же, скрывая свои пороки, он, если и обладает прежними добродетелями, — оскверняет их проступками, а потому причины испытывания в настоящей жизни малого неприятного плода преобразуются, и впоследствии его ждет весьма тяжкий ад.
    Это подобно тому, как трудно выпить воду малого сосуда, если в нее брошена пригоршня соли, или как не сумевший возвратить другому долг в одну монету потом мучается от чрезвычайной стесненности
    293
    Следующие пять факторов превращают легкий неприятный результат, который мог созреть в настоящей жизни, в плод ада (1) невежество (2) ничтожное количество корней добродетели (3) тяжкие проступки (4) неочище- ние их раскаянием и (5) несовершение первоочередных добрых дел».
    Это значит, что для мудрого, который раскаивается в прежних проступках, зарекается совершать их в будущем, не утаивает проступков и творит искупающее их добро, последствия проступков легки, а для того, кто, не поступая так, сознательно пренебрегая этим, мнит себя мудрым, — тяжелы.
    Также в Груде драгоценностей сказано:
    «Хоть и все существа мириадов миров Вселенной, обладая властью чакравартина и вступив в Махаяну, поднесли бы ступам всех Будд по светильнику, чаша которого была бы равна океану, а фитиль — горе Меру, их заслуги не достигли бы и сотой части заслуг бодхисаттвы, который, уйдя в монахи, подержал бы близ ступы горящий фитиль, пропитанный растительным маслом».
    Эти подношения не отличаются по помыслу —
    устремлённости к Пробуждению и полю и весьма отличаются по дарам, поэтому ясно, что сила здесь в индивидуальном положении
    294
    По этому же принципу ясно, что продвижение в пути, который осваивается теми, кто не обладает или обладает обетом или же обладает одним, двумя или тремя обетами, происходит быстрее в каждом последующем из этих положений. Также ясно, что, когда домохозяин и подобные практикуют даяние и т. д, величина силы их корней добродетели весьма существенно зависит оттого обладают ли они обетом, наподобие однодневного, или практикуют все это без обета.
    В Сутре, прекращающей нарушение нравственности, сказано:
    «Если бхикшу, нарушающий нравственность и носящий монашескую одежду — победный стяг праведников, воспользуется одни сутки подаянием верующих, он нагрешит намного больше человека, погрязшего непрерывно в десяти неблагих деяниях на протяжении ста лет».
    Здесь же положение монаха указано в качестве источника большой силы проступков.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   50


    написать администратору сайта