Главная страница
Навигация по странице:

  • (б) Чистые дела: [Дело], зависящее лишь от нас

  • (в) Чистое поле

  • Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


    Скачать 6.95 Mb.
    НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
    Дата06.06.2022
    Размер6.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
    ТипРуководство
    #573471
    страница25 из 50
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   50
    (а) Чистые установки:
    Две, зависящие лишь от нас самих:
    (а) посвящение добродетелей творению причин высшего Пробуждения — неупование на плоды;
    (б) творение причин от всей души — мощный энтузиазм Две, связанные с другими:
    При виде высших, средних или низших последователей Дхармы а) отбрасывание зависти, соперничества или презрения и б) радость от их достоинства если нет способности к подобному, — ежедневные многократные думы о том, что следует так поступать.
    (б) Чистые дела:
    [Дело], зависящее лишь от нас, — долгое, непрерывное и весьма усердное творение причин. УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    Дела, связанные с другими — побуждение взяться за творение причин тех, кто еще подлинно не взялся восхваление ради вдохновения энтузиазма тех, кто взялся способствование непрерывности их практики и способствование неотступности от нее].
    (в) Чистое поле:
    Поскольку эти два типа установок и дел дают много прекрасных плодов, то уподоблены полю.
    Все это я изложил, дополнив сказанное в Уровнях бодхисаттв» примечаниями из Толкования Как после размышления делать
    правильный выбор поведения Здесь две темы а) общее разъяснение б) специальные правила очищения проступков четырьмя силами.
    а.
    Во Введении в практику (II, 62) сказано:
    «Источник всех страданий — неблагие поступки. Как же мне от них спастись?
    Об этом только следует и думать — всегда без перерыва, день и ночь. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    И далее (VII, 40):
    «Муни поведало том, что основа всех добрых дел — стремление к ним.
    А для того созерцай постоянно, как созревают деяний плоды».
    То есть, ознакомившись с хорошими и плохими деяниями и плодами, следует, не довольствуясь лишь знанием, вновь и вновь созерцать их тем более что обретение убежденности в законе деяния-плода сильно затрудняет его большая потаенность (недоступность для обычных средств познания).
    К тому же в Царе самадхи» (14.9) сказано:
    «Даже если бы упали звезды и луна,
    и разрушилась с горами, городами вся земля, и пространство стало бы иным, — ты ни словом не солгал бы, Бхагаван».
    То есть, если, доверяя Слову Татхагаты, не уверимся в законе деяния-плода], тоне обретем радующей Победителей убежденности нив одном из положений Дхармы.
    Некоторые говорят Я обрел убежденность в пустоте, — и не верят в закон деяния-плода, пренебрегают им. Значит, их понимание пустоты превратно ибо, если пустота понята правильно, она рассматривается как зависимое происхождение и способствует зарождению убежденности в законе деяния-плода.
    В той же сутре (22.2-4) сказано:
    «Дхармы, будучи иллюзии подобны, миражу, молнии и пузырю, походят на луну вводе, существа же после смерти в мир иной идут, не имея постоянных душ б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    Но притом не пропадают совершённые дела созревают результаты соответственных причин. Эта дверь прихода к истине прекрасна и тонка, очень трудно постижима, только Будды зрят ее».
    Поэтому, кто убеждается в причинно-следствен- ной зависимости обоих типов деяний и результатов, денно и нощно следит за тремя дверьми, тот ограждает себя от дурной участи. Актов самом начале хорошенько не разобрался в причинах и плодах, или знает немножко, но беспечно обращается со своими тремя дверьми, тот открывает ворота в дурную участь.
    Ведь в Вопросах Сагарамати» (P820: 114.1.4-5) ска- зано:
    «О владыка наг Одно качество истинно ограждает бод- хисаттву от рождения в несчастных уделах дурной участи падших. Какое это качество Именно — аналитическая проверка себя на благие качества Каков я при провождении дней и ночей?”»
    Если таким образом исследовать себя, то, по словам великих предшественников, — если на этой стадии знакомства с законом деяния-плода сличить свои поступки с Дхармой и они вовсе не сойдутся, значит — мы поступаем неправильно, а потому никак не спасемся. Поэтому следует проверять свое поведение по закону деяния-плода: согласуется оно с
    Дхармой] или нет.
    Если, проверяя себя по Дхарме, человек искренне признает полное отсутствие согласия поведения с
    Дхармой или несоответствие ей, он мудр. Как сказано в Отделах (P992: 98.4.7): НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    Тот ребенок, который признает себя ребенком, — мудр».
    Если же при сличении поступков и Дхармы они оказываются спиной к спине, будто труп, несомый могильщиком, но человек мнит себя последователем
    Дхармы и самым мудрым да благородным, то он глупейший ребенок. В Отделах (также 98.4.7) сказано:
    «О ребенке, думающем,
    что он мудри говорят “Дитя!”»
    Поэтому существует совет, по крайней мере, трезво поразмыслить о себе исходя из того, что знаешь о
    Дхарме.
    Потоба тоже высказывается за необходимость самоанализа, приводя цитату из джатаки (№ Как далеко от неба до земли!
    Далек сей берег моря от другого;
    путь от восточных гордо западных длиннее.
    Но Дхарма еще дальше от ума простых существ».
    То есть примеры показывают, что между нами, простыми людьми, и священной Дхармой — огромное расстояние.
    Сия строфа — это Дхарма, полученная бодхисат- твой Сутасомой после уплаты тысячи срангов золота некоему пришельцу брахману, несущему дары изящных изречений.
    И устами Толунгпы:
    «Если кто-нибудь из вдумчивых исследует себя, то найдет, что удаляется от Дхармы, как покатившийся клубок б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    Как после такого размышления воздерживаться от проступков
    В Главе о говорящем истину (P813: 253.1.8-2.1) ска- зано:
    «О князь, не убивай Жизнь очень дорога для всех рожденных. Более того кто хочет жизнь надолго сохранить, пусть даже не помыслит об убийстве!»
    Согласно сказанному, не допуская даже помысла о десяти неблагих деяниях, а также о ранее упомянутых проступках, следует всегда прибегать, привыкать к мысли о воздержании от зла, многократно повторять ее.
    Если таким образом не отвратимся от дурных поступков, придется помимо воли испытать страдания куда бы ни пошли, от них не спасемся.
    Поэтому не надо совершать такие деяния, которые, хотя и кажутся приятными, ново время созревания плодов заставляют лицо покрываться слезами.
    Совершайте такие деяния, при воздаянии за которые испытывают чистую радость и счастье.
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ
    В Отделах (P992: 92.5.6-8, 93.1.4-6, 93.1.7-2.1) ска- зано:
    «Если ты страдания боишься и тебе страданье неприятно,
    ты не совершай дурных поступков нив открытую, ни потаенно.
    Если совершил дурной поступок, или совершишь, то, даже если саван сбросишь и помчишься, от страданья все жене спасешься.
    И такого места не найдется,
    где тебя бы кармане настигла, — нив пространстве, нив пучинах моря, нив горах его не существует».
    И далее:
    «Эти неразумные дитяти, поступая как враги с собою, все греходеянья совершают, а плоды греходеяний жгучи.
    Хорошо, когда не совершают действий, от которых мучит совесть, и с лицом, покрывшимся слезами, страшные плоды их не вкушают.
    Хорошо, когда осуществляют добрые дела, а недурные, ив покое, с радостью и счастьем, с наслажденьем их плоды вкушают.
    Суетясь, для собственного счастья совершают скверные проступки а
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    но вкушают то, что заслужили — по грехам, — великие страданья».
    И еще:
    «И хотя проступки нас, конечно, сразу, словно меч, не разрубают, но они определяют участь, что нас ждет в других перерожденьях.
    А удел, который созревает из-за тех проступков, что заставят испытать нас жар различных видов, мы узнаем только после смерти.
    Как ржавчина, рожденная железом,
    его же и съедает, таки тот,
    кто не вникает правильно в свои поступки,
    сам создает себе дурной удел».
    Камлунгпа сказал Пучунгве:
    «Наш благой друг говорил, что закон деяния-плода исключительно важен. Ныне жене уделяют времени на его проповедование, слушание и созерцание. Думаю, что лишь его-то и трудно усвоить. Не так ли?»
    «Именно так ответил Пучунгва.
    Устами Тонпы:
    «Последователи Чжово! Не следует быть слишком уверенными в себе. Тонок сей закон причинности!»
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ б
    Устами Пучунгвы:
    «[Лишь] в старости я пришел к полному согласию с Сутрой о мудрости и глупости”».
    307
    И устами Шаравы:
    «Будда, чтобы ни случилось худое с ним в прошлых жизнях, — не винил за это ни страны, ни дома, а всегда говорил, что за такие-то деяния пришлось там-то родиться».
    б. Правила очищения проступков четырьмя силами
    Хотя стараемся не запятнаться грехопадениями, но, если по неосмотрительности, из-за обилия омрачений и т. п. допускаем проступки, то нельзя оставлять их без внимания, необходимо прилагать усилия к средствам исправления, заповеданным сострадательным Учителем Что касается способов исправления падений, то это следует делать так, как проповедано в связи с каждым из трех обетов. Исправление же проступков должно производиться посредством четырех сил.
    В Сутре, учащей о четырех качествах (P102: 224.3.5-
    6), сказано:
    «Майтрея! Если бодхисаттвы-махасаттвы обладают четырьмя качествами, то совершённые и накопленные проступки подавляются. Каковы эти четыре Вот они сила проявления полного раскаяния, применения противоядий, отказа от проступков и сила опоры. УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ

    320
    Совершённое и накопленное — это деяния определенного возмездия. Если те силы могут подавить даже их, тотем более — деяния неопределенного воз- мездия.
    Первая из этих сил — многократное покаяние вне- благих деяниях, совершённых с безначального времени. Чтобы она зародилась, нужно созерцать возможность порождения созревших и других из трех видов плодов [неблагих деяний].
    Практиковать же ее следует при помощи исповеди из Священной сутры золотистого света (P176: 78.5.8-
    80.5.4) и Исповеди 35 Буддам [покаяния]»
    311
    Вторая сила — шестеричная) Прибегание к глубоким сутрам восприятие слов, памятование смысла, чтение и т. п. Праджняпарамиты и других сутр) Вера в пустоту постижение сущности бессамост- ности и ясного света убежденность, что природа ума изначально чиста, а загрязнения лишь случайны) Прибегание к чтению [мантр]: чтение, согласно ритуалу, Стослоговой
    312
    и других превосходных дхарани.
    В Вопросах Субаху» (P820: 114.1.4-5) сказано:
    «Пожар, охватывая летом лес, легко растительность сжигает. — Также под ветром нравственности пламя мантр усердья пламенем сжигает все проступки.
    Как снег, согретый солнечным лучом, сияния его не терпит — тает, так снег проступков, согретый силой мантр, под солнцем нравственности исчезает. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    Как светоч, занесенный в мрак кромешный, рассеивает всюду темноту, так светоч мантр рассеивает тьму проступков, накопленных в теченье тысяч жизней».
    Читать же [мантры] следует до тех пор, пока не увидите признаков очищения проступков. Признаки, видимые во сне, описаны в «Дхарани Чунды»: изрыгаешь плохую пищу пьешь и изрыгаешь простоквашу, молоко и т. п видишь солнце и луну летаешь горишь в огне одолеваешь буйвола или черного человека видишь общину монахов и монахинь снится дерево, содержащее молоко слон, бык-вожак, гора или львиный трон залезаешь на крышу дворца или слушаешь
    Дхарму.
    (4) Прибегание к изготовлению священных образов благоговея перед Буддой, изготавливаешь его изображения) Прибегание к подношению совершение разных подношений Будде и его ступам) Прибегание к именам слушание и хранение в памяти имен Будд и великих сынов Победителей.
    Это лишь то, что действительно упомянуто в Собрании практик, но есть еще много другого.
    Третья сила — твердое обещание впредь не совершать десяти неблагих деяний. В «Сурьягарбха[-су- тре]» сказано, что эта сила подавляет все совершённые в прошлом [неблагие] деяния трех дверей, начиная с убиения, а также омрачения проступки против Дхармы, побуждения других совершить дурное и радость при виде совершения.
    128 б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    В Большом толковании Винаи» указано, что под словами Винаи: Зарекся ли на будущее — подразумевается, что исповедь без искреннего обещания больше не грешить — всего лишь слова.
    Поэтому обещание впредь не совершать проступков весьма важно. Зарождение же его зависит от первой силы.
    Четвертая сила — это освоение обращения к Прибежищу и устремлённости к Пробуждению.
    Хотя, в общем, Победитель преподал начинающим разные средства очищения от проступков, но полная четверка сих сил — это совершенное противоядие.
    Проступки очищаются настолько, что причины возникновения великих страданий дурной участи становятся причинами возникновения лишь малых страданий, или, даже если рождаемся в дурной участи, не испытываем ее страданий, или же возмездие исчерпывается всего лишь головной болью в этой жизни. Также проступки, за которые полагается продолжительное возмездие, приносят кратковременное, или вовсе не приходится испытать страдание. Но, поскольку это зависит от духовной силы очищающихся, от полноты четырех искупающих сил, от мощности и продолжи-
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    тельности их применения, — то полной определенности здесь нет.
    Слова из сутр и Винаи деяния не пропадают и через сто кальп» подразумевают отсутствие противоядия четырех сил если же очищаются посредством противоядия четырех сил, согласно изложенному, то искупаются даже проступки определенного возмездия, — как сказано в Большом толковании Восьмитысячной (P5189: Итак, то, что от некоторого сближения с противоядием уменьшается, — совершенно истощается от сильного противоядия как, например, налет на золоте и т. п.
    Проступки против священной Дхармы и все другие тяжкие проступки тоже обладают таким свойством. То есть все падения из-за гордыни и т. п могут быть иску- плены.
    Слова никакие деяния не пропадают и через сто кальп” и подобные высказывания следует понимать с уточнением если не осваивают противоядий. Иначе они противоречили бы логике и многим сутрам.
    Сказанное относится именно к деяниям определенного возмездия.
    Деяния же неопределенного возмездия таковы, что плоды их редки и без всякого культивирования противоядий Семена возмездия, подавленные посредством исповеди, обещания и прочих сил, не произведут плодов, даже если встретят благоприятные условия. Также и с семенами добродетели, подавленными посредством возникшего ложного воззрения или гнева. Об этом сказано в Пламени диалектики (P5256: 82.5.6-83.1.3):
    129 б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ

    324
    «— Когда добродетели подавлены ложным воззрением и злонамеренностью или же неблагие деяния полностью ослаблены раскаянием, клятвенным обещанием, исповедью и прочими противоядиями, тогда, хотя и собираются благоприятные условия, — откуда и какие плоды возникнут Ведь потенции благих и неблагих семян подавлены. Если при отсутствии благоприятных условий со временем они превращаются в ничто, то как же они не вырваны полностью с корнями Сказано ведь Преданный священной Дхарме испытывает в этой же жизни лишь малую неприятность даже за проступки определенного возмездия, и еще:
    “Так же за деянья, что ведут нас в дурную участь, воздается только головною болью, — если те противоядья применять Если существует плод воздаяния головной болью, то какое же это искоренение Как жене полное искоренение, если, вместо того, чтобы испытать полный плод проступков — адское страдание, благодаря тем противоядиям не приходится испытать даже малой частицы адских страданий Но, поскольку вследствие тех проступков возникает головная боль и прочие результаты, то разве обходится вовсе без последствий?!»
    Хотя и не обретено противоядие, уничтожающее семена омрачений, но, благодаря их подавлению противоположными факторами, они не дают плодов, даже если встречают благоприятные условия примеров тому много как во внешней причинности, таки во вну- тренней.
    314
    НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а

    325 130 б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    Поэтому, хотя усердствуем в накоплении многих добродетелей, но, если не остерегаемся причин уничтожения добродетелей — гнева и подобного, происходит то, о чем сказано ранее. Значит, необходимо прилежно остерегаться их и усердствовать в исправлении неблагих
    [деяний].
    [Возможен вопрос Если те четыре силы могут полностью очистить даже очень сильную карму, то почему же сказано За исключением созревших результатов прошлых деяний?»
    Так сказано потому, что вполне созревшую слепоту и прочее трудно удалить противоядиями настоящего времени, а пока плоды еще не осуществились, в период причин, от них избавиться легко. Поэтому ошибки нет. Как говорится в Пламени диалектики (P5256:
    83.1.3-2.1):
    «— Если возможно полностью очиститься от проступков, почему же указано за исключением созревших результатов прошлых деяний Указание намекает на период причин как основу слепоты, одноглазости, покалеченности, хромоты, немоты, глухоты и т. д. и период вкушения тех плодов. Почему Потому что плоды деяний, относящиеся к периоду полного созревания, не могут быть вполне очищены.
    [Деяния] же, побужденные помыслами периода причин, полностью очищаются, когда обретены помыслы иного (те. противоположного) рода как то было в случаях указания противоядий Ангуликамале, Аджаташатру,
    Сваке, убийце отца, Ашоке и др Хотя Аджаташатру и убийца матери зародили иные, благие, помыслы, почему же они переродились в Аду непрерывного мучения

    326
    — О перерождении в Аду непрерывного мучения и т. п. указано ради порождения веры в непреложность закона деяния-плода, но это не значит, что их греховные деяния не очистились без остатка подобно тому, как клубок шелковых ниток отскакивает от удара, они переродились там и сразу же спаслись языки адского пламени и т. п. даже не прикоснулись к ним].
    Вывод: проступки могут быть полностью искоренены, но и бесследно деяния не проходят».
    В отдельных случаях очищение противоядиями не- определённо — зависит от индивидуальных качеств. Например, в Царе самадхи» (35) повествуется о царе
    Шурадатте, который, раскаиваясь в убийстве Супушпа- чандры, построил ступу, совершил великое подношение и 950 миллиардов лет ежедневно трижды исповедовался в проступках, подлинно соблюдая нравственность, но после смерти переродился в Аду непрерывного мучения ив течение 62 неисчислимых кальп испытывал выдавливание глаз и другие бескрайние страдания.
    Хотя итак, покаяние небесполезно если бы не покаялся, пришлось бы испытать еще большие и продолжительные страдания. НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ а
    Хотя допустим, что покаяние и обещание очищают проступок без остатка, между первоначальной чистотой незапятнанностью проступком и его очищением через покаяние большая разница. Например, в Уровнях бодхисаттв» (P5538: 171.1.2) сказано:
    «Если случается коренное падение, то, хотя и можно его исправить повторным принятием обета бодхисат- твы, — уже не достичь в этой жизни первого уровня
    [арьи]».
    И в Сутре собрания нарушений (P893: 125.3.4-6) сказано О Бхагаван! Если некоторые, под влиянием плохих друзей, оставят Дхарму, как в этом случае, то как, Бха- гаван, им освободиться от этого проступка]?
    Бхагаван сказал Манджушри-кумарабхуте:
    — Манджушри! Если они в течение семи лет ежедневно потри раза будут каяться в своем проступке, то после этого очистятся. Затем, в самом кратком случае, через десять кальп достигнут Терпения
    316
    ».
    То есть, хотя проступок и очистится, для достижения Терпения потребуется 10 кальп.
    Итак, очищение без остатка означает, что полностью очищаются неприятные последствия но время зарождения осуществления пути и т. п. весьма удлиняется. Поэтому следует стараться вовсе не запятнаться.
    Поэтому сказано, что святые сознательно не совершали ни малейшего проступка, даже ценою жизни. Если бы очищение через покаяние и первоначальное недопущение проступка не отличались, не было бы нужды так делать.
    131 б
    УЛУЧШЕНИЕ КАРМЫ
    В миру тоже есть тому примеры хотя пораненные нога, рука и прочее излечимы, но это не одно и тоже, что неповреждение их вовсе.
    Прилагайте усилия к этому как сказано в Отделах
    (P992: Наделавший проступков, добра не совершивший, тот, кто от Дхармы отошел к неблагочестью, страшится сей злодей прихода смерти как ветхий челн крушенье терпит в море.
    Кто лишь добро творит и не грешит,
    и практикует Дхарму, как святые,
    тот никогда не убоится смерти:
    как в прочном корабле переплывает океан».
    То есть нельзя делать так, как первый, а следует поступать так, как второй.
    К тому же, если говорить много разумных словно вести себя беспечно, пользы мало. Если же, хотя и немного знаешь о Дхарме, правильно применяешь свои знания, польза большая. Об этом говорится в Отделах (Легкомысленные люди, хоть и много слов разумных говорят, не поступая соответственно при этом, пастуху уподобляясь, что чужой лишь скот считает, — те счастливой доли шраман все-таки не достигают.
    Те, кто мало слов разумных говорит, но поступает,
    Дхарме следуя, а страсти, заблужденья избегает, как и гнева, — достигают участи счастливой шраман.
    Монах, приверженный благоразумию на легкомыслие со страхом смотрит,
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   50


    написать администратору сайта