Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Скачать 6.95 Mb.
|
НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ пьете, — вплоть доводы. Но нельзя подносить, например, позеленевшую часть сыра или пожелтевшую часть зелени дары должны быть хороши не годится, чтобы подношение чая перед каждым чаепитием походило на удаление из него соринки, — сказал Шара- ва 253 В Сутре сказано Ведь нельзя допустить, чтобы прекрасное поле осталось вовремя посева незасеянным. Таки сие священное поле, порождающее всё благополучие этой и следующей жизней, в которое можно все четыре времени года непрерывно сеять семена благополучия, — пашите плугом веры, сейте благие заслуги!» Не делать, как сказано, — огромный урон. Ведь говорится в Хвале достойному восхваления (P2029: Победоносный Нету в трех мирах подобного тебе иного поля для взращивания заслуг. Ты — высший из достойных подношенья, чистейший, очищающий ряды учеников своих. И как пространства ширь бесконечна, — так плоды безмерны деяния добра иль зла тебе». Не признавая этого высшего поля даже за обыкновенное, мы поступаем нехорошо. Поэтому следует все время усердствовать в подношении Трем Драгоцен- ностям. Если так делать, то, силой роста в священном поле корней добродетели, развиваются умственные способ б ПРИБЕЖИЩЕ 248 ности к этапам пути. Поэтому, когда умственные способности ничтожны хотя слушаете, — не запоминаете слов, хотя размышляете, — не понимаете смысла, хотя созерцаете, — ничего не зарождается в душе, — советуют полагаться насилу поля. Так говорит и славный Матричета (P2029: Имея великое счастье слагать тебе гимны, мой ум, хоть и мал, — возрастает, опору в тебе находя, подобно речушке вовремя периода летних дождей». К тому же сказано, что подношение заключается не в вещах, а в нашей вере. Значит, если есть вера, достаточно подносить мандалу, воду, невоспринимаемые 254 дары и подобное. Поэтому, если не имеете вещественных благ, таки делайте. Если же имеем их, но по скупости дарить неспособны и говорим: «Поскольку благих я заслуг не имею, — я беден, и нет подношений иных это напоминает сказанное Потобой: «Бросив в грязную чашу из раковины немножко нарда, говорить Вот благовонная сандаловая и камфорная вода, — значит уподобиться слепому, который морочит зрячего». Устами Пучунгвы: «Вначале я подносил остропахучий нард. Затем появилась возможность подносить сладко пахнущие куритель- НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ 249 ные палочки, из четырех благовоний. Теперь же подношу аквиллярий, ладан и другие благоухающие вещества». Согласно сказанному, если не совершать подношений, пренебрегая ими из-за скудости даров, то таки останется на всю жизнь. Если же усердствовать в подношениях, начиная хотя бы и с малого, то жизнь будет улучшаться. Поэтому подражайте ему. Говорят, что однажды он составил благовоние, стоящее сранга 256 золота. Если даже махасаттвы, достигшие власти над материей, проявившись многими сотнями тел, каждое из которых — с сотней тысяч руки т. п, многие каль- пы совершают подношения Победителям, придя вовсе их миры, то слова довольствующихся неким ничтожным подобием достоинств Я таким образом (те. при помощи подношений) не надеюсь достичь Пробуждения пустая болтовня тех, кто мало смыслит в Дхарме. Поэтому делайте, как сказано в Драгоценном облаке Слушайте сутры обо всех великих подношениях и почестях и от всего сердца, с наивысшей искренностью посвящайте подношения и почести Буддам и бодхисат- твам». в. Помня с состраданием о других существах, вести и их к такому же благому положению [Значит] — приобщать к Прибежищу, по возможности, и других существ, из любви к ним а ПРИБЕЖИЩЕ г. Какое бы дело ни предстояло совершить и какая бы нужда ни испытывалась, совершать подношение и молитву Трем Драгоценностям, не полагаясь на другие, мирские средства Что бы ни делали и какую бы нужду ни испытывали, полагайтесь на Три Драгоценности, совершайте подношения и т. п. их драгоценным символам. Полагаться жена не признающих их — бонцев 258 и прочих — нив коем случае нельзя всегда всецело доверяйтесь Трем Драго- ценностям. д. Трижды днем и вечером обращаться к Прибежищу, сознавая его полъзу Польза двояка: (1) указанная в Собрании ив других наставлениях. (1) Здесь две четверки [пунктов]: Первая четверка) Обретение великих заслуг Об этом в «Дхарани барабанной дроби бессмертия сказано: «Победоносный неохватен мыслью. Священное Ученье тоже мыслью не объять. Собрание святое неохватно мыслью б НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ От веры в неохватное необозримы и плоды заслуг». И в Кратком изложении парамит» (P5340: 11.5.1) сказано: «Если были бы вещественны заслуги обращения к Прибежищу, — они не вместились бы в три сферы мирозданья. Не измерить их, — как океан великий невозможно вычерпать рукой) Нахождение радости и высшего удовлетворения В Отделе памятования (15.9) сказано: «Тот, кто денно и нощно памятует о Будде, обращаясь к Прибежищу Будды, — владеет величайшим из достояний». Так же сказано ив связи с двумя другими Драгоценностями. Такой думает Возможность полагаться на такие Три Прибежища является моим счастливо приобретенным достоянием, — и радость его растет, 4) Достижение самадхи и полного очищения [Осуществляются] практики самадхи и мудрости, благодаря которым освобождаемся из сансары]. Вторая четверка) Обладание великой защитой Об этом расскажу позже — см. (2), (е). ПРИБЕЖИЩЕ 252 (2) Достижение убавления, совершенного уменьшения и полного исчезновения всей скверны ложной веры Уменьшается и истощается дурная карма, накопленная из-за веры и почитания за Прибежище плохих учителей, учения и друзей) Истинное становление возвышенным вступление в ряды возвышенных людей) Доставление удовольствия, радости Всемирным Учителям (Буддам), праведниками богам, проявляющим энтузиазм в Учении Входим в среду возвышенных людей радуются Учители и другие. Почему же радуются боги? Они думают Мы, будучи раньше такими-то людьми, обладали Прибежищем, благодаря чему после смерти там, родились здесь поскольку же этот человек обладает Прибежищем и многократно обращается к нему, он, родившись среди нас, станет нашим другом, — и радуются, хвалят его) Польза, указанная в других наставлениях Здесь восемь [пунктов]: (а) Становление буддистом Хотя существует много способов разделения на буддистов и иноверцев, Шантипа и Чжово провозгласили, 101 а НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ что буддистов отличает обращение к Прибежищу. Поэтому, обретя Прибежище, следует беречь его. Итак, когда впервые становишься буддистом, необходимо от всего сердца признать Три Драгоценности за Учителя и т. д. Без этого буддистом не становишься, какие бы добродетели ни совершал. (б) Обретение основы для принятия всех обетов В Толковании Сокровищницы (P5591: 201.3.5) сказано: «Обращение к Прибежищу является дверью к подлинному принятию всех обетов». И в Обращении к Прибежищу из семидесяти строф (P5478: 281.1.2-3) сказано: «[Положение] мирянина, принявшего Прибежище Трех Драгоценностей, является основой восьми обетов [пратимокши] 259 ». Имеется ввиду, что обращение к Прибежищу укрепляет помышление о нирване, что обеспечивает подлинность принимаемых обетов. (в) Ослабление и истощение накопленной скверной кармы В одном из разделов Собрания практик (P5336: 228.5.4), учащем об очищении проступков посредством обращения к Прибежищу, сказано Здесь следует взять в пример Сказание о свинье б ПРИБЕЖИЩЕ НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Там сын небожителя, которому предстояло переродиться в свинью, все жене переродился в нее, поскольку обратился к Прибежищу ибо обращение к Прибежищу устраняет причины дурной участи: «Пришедший к Прибежищу Будды в дурную участь не попадет покинув это тело человека, он тело бога обретет». Так же там говорится о Дхарме и Сангхе. Итак, некоторые из накопленных ранее проступков ослабляются, а иные — совсем истощаются. (г) Накопление великих заслуг Соответствует сказанному выше. д) Невпадение в дурную участь Это должно быть понято из предыдущего. (е) Люди и нелюдь не смогут создавать препятствия Как сказано в сутре 260 : «Многие люди, несчастий страшась, к прибежищам разным идут под защиту к духам лесов, гор, деревьев священных. Но эти прибежища неосновные и высшей защиты они не дают. К прибежищам этим приходят, но все жене избавляются от всех невзгод. Если же кто Прибежище ищет 255 102 а ПРИБЕЖИЩЕ в Будде, Дхарме и Сангхе святой, уходит воистину тот от страданий, — от результатов и их причин. И продвигаясь блаженно к нирване, священным путём восьмеричным идя, он истины высшие видит четыре доподлинно мудрости глазом их зрит. Вот эти Прибежища — основные. Вот эти Прибежища — выше других. И если Прибежищам этим вверяться, от всех избавляешься тяготи бед». Здесь следует взять в пример рассказ об иноверце, освоившем воздушный аркан, и т. д. (ж) Осуществление всего задуманного Если перед совершением какого-нибудь благого дела сделать подношение Трем Драгоценностями, обратившись к Прибежищу, помолиться об исполнении дела, то оно успешно осуществится. (з) Быстрое достижение состояния Будды В Вопросах Льва (Р) сказано: «Благодаря вере, избавляются от несвободных состояний Согласно сказанному, обращение к Прибежищу позволяет обрести особенное свободное положение, встретиться с Прибежищем и практиковать особенный путь, благодаря чему быстро достигается состояние Будды Таким образом, памятуя о пользе, следует ежедневно потри раза днем и три раза вечером обращаться к При- бежищу. е. Хранить преданность Трем Драгоценностям, не отказываясь от них даже в шутку или ради жизни Мы, несомненно, расстанемся с телом, жизнью и имуществом, но, если ради них откажемся от Драгоценностей, во всех жизнях постоянно придется страдать. Поэтому — вновь и вновь зарекайтесь Чтобы ни случилось, не откажусь от Прибежища И даже шутки ради не произносите слов отказа от Прибежища. 256 НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ %K!=ƒ%ì, C=ì 23 % C%ëüƒ�, “ë�ä3�2 �›�ä- …�"…% C% 2!, !=ƒ= ä…�ì , 2!, !=ƒ= "�÷�!%ì %K!=?=2ü- “ * o!,K�›,?3. �. u!=…,2ü [C!�ä=……%“2ü] Š!�ì d!=ã%ö�……%“2 ì, …� %2*=ƒ/"= “ü %2 …,. ä=›� " ø32*3 ,ë, !=ä, ›,ƒ…, l/, …�“%ì…�……%, !=““2=…�ì“ “ 2�ë%ì, ›,ƒ…üþ , ,ì3?�“2"%ì, …%, �“ë, !=ä, …,. %2*=›�ì“ %2 d!=ã%ö�……%“2�L, "% "“�. ›,ƒ… . C%“2% ……% C!,ä�2- “ “2!=ä=2ü. o%.2%ì3 O "…%"ü , "…%"ü ƒ=!�*=L2�“ü: &)2% K/ …, “ë3÷,ë%“ü, …� %2*=›3“ü %2 o!,K�›,?=![ h ä=›� ø32*, !=ä, …� C!%,ƒ…%“,2� “ë%" %2*=ƒ= %2 o!,K�›,?=. 364 НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ %K!=ƒ%ì, C=ì 23 % C%ëüƒ�, “ë�ä3�2 �›�ä- …�"…% C% 2!, !=ƒ= ä…�ì , 2!, !=ƒ= "�÷�!%ì %K!=?=2ü- “ * o!,K�›,?3. �. u!=…,2ü [C!�ä=……%“2ü] Š!�ì d!=ã%ö�……%“2 ì, …� %2*=ƒ/"= “ü %2 …,. ä=›� " ø32*3 ,ë, !=ä, ›,ƒ…, l/, …�“%ì…�……%, !=““2=…�ì“ “ 2�ë%ì, ›,ƒ…üþ , ,ì3?�“2"%ì, …%, �“ë, !=ä, …,. %2*=›�ì“ %2 d!=ã%ö�……%“2�L, "% "“�. ›,ƒ… . C%“2% ……% C!,ä�2- “ “2!=ä=2ü. o%.2%ì3 O "…%"ü , "…%"ü ƒ=!�*=L2�“ü: &)2% K/ …, “ë3÷,ë%“ü, …� %2*=›3“ü %2 o!,K�›,?=![ h ä=›� ø32*, !=ä, …� C!%,ƒ…%“,2� “ë%" %2*=ƒ= НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Мои предшественники упоминали еще одну обязанность В какую сторону света идешь, практикуй обращение к Прибежищу Татхагаты той стороны — но ее источника я не видел. Шесть общих обязанностей изложены, согласно Толкованию Светоча на пути первые три отдельные обязанности взяты из сутра три вторые — из Шестичленного обращения к Прибежищу, где сказано: «Пред образом Будды, строфою Ученья и желтой заплатой как признаком Сангхи] благоговейте — их почитайте, подобно Учителю. Будды реченья всегда на главу возлагайте с почтеньем, ни в коем случае не осуждайте. На членов Собранья безгрешных и грешных смотрите же как на святых». Об обязанностях, изложенных в Собрании установленного, Камапа сказал Они согласуются со сказанным Нэузурвой; он, как и я, слушало них у Гонпапы». Взяты они из Этапов пути, переданных им (Камапой) Лумбаве. Как несоблюдение обязанностей способствует ослаблению или оставлению Прибежища Некоторые считают оставлением Прибежища несоблюдение какой-нибудь] из шести обязанно- 102 б ПРИБЕЖИЩЕ 258 103 а НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ стей: первых трех отдельных, а также неустанного обращения к Прибежищу, неотказа от него даже ради жизни и подношения Драгоценностям иные, добавляя сюда и вторую тройку отдельных обязанностей, считают, что несоблюдение этих девяти — оставление Прибежища, а несоблюдение остальных — ос- лабление. Но я думаю, что подлинным оставлением Прибежища является несоблюдение неотказа от него даже ради жизни а также, если проявляют раздвоенность хотя и не отказываются от Трех Драгоценностей, признают за Прибежище и несогласных сними учителей да прочих из трех — это оставление Прибежища, поскольку противоречит требованию не признавать других прибежищ и не выказывать недоверия к Прибежищу. Иные же случаи являются лишь нарушением обязанностей, а не оставлением [Прибежища]. Итак, обращение к Прибежищу является великой входной дверью в Учение Будды, и если оно делается не только на словах, то имеет могучую силу. Благодаря ему перестают мешать внешние и внутренние препятствия, все больше развиваются разные достоинства, поскольку они легко зарождаются и мало подвержены упадку. Поэтому весьма важно, страшась дурной участи, памятуя о достоинствах Драгоценностей и подобного, — принять Прибежище и стараться не отступить от обязательств по отношению к нему. Возможен вопрос Если, памятуя о смерти и обдумывая возможность рождения после смерти в дурной участи, устрашиться и для спасения принять Три Драгоценности как Прибежище, не нарушая обязанностей 259 103 б ПРИБЕЖИЩЕ по отношению к нему, каким образом это Прибежище спасет?» В Отделах (12, 10) сказано: «Я указал вам путь, спасающий от боли круговерти. Татхагата — Прибежища Учитель. Помните об этом!» Согласно сказанному, Будда является Учителем Прибежища. Сангха — друг в осуществлении Прибежища, а подлинное Прибежище — это Драгоценность Дхармы: ведь, когда достигаем ее, избавляемся от страхов. Завершенная Драгоценность Дхармы 266 , однако, достигается лишь при завершении постепенного продвижения, начинающегося с избавления от некоторых пороков и осуществления некоторых достоинств. Иначе, сразу, она не является. Итак, на данном этапе Дхармой нужно считать умение выбирать правильные поступки, хорошо распознавая благое и неблагое сих плодами ведь если в результате долгого размышления о двух типах деяний сих плодами не обретем способности к правильному выбору, тоне избавимся от причин дурной участи. Стало быть, хоть и страшимся ее, не спасемся от этой беды. Поэтому, чтобы в период результата спастись от дурной участив период причины необходимо отвращать ум от неблагого, а это зависит от обретения убежденности в законе деяния-плода. Поэтому следующий подраздел — НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ Взращивание убежденной веры — основы всего благополучия Здесь три параграфа §1 общее размышление одеяниях и их плодах §2 особое размышление §3 как, после размышления, делать правильный выбор поведения Общее размышление о деяниях и их плодах Здесь две части 1) собственно общее размышление) размышление-анализ. 1. Здесь четыре пункта, из которых первый — (1) Непреложность закона кармы Всякое удовольствие в виде приятного ощущения у простого существа или святого — хотя бы и испытываемое от прохладного ветерка, внезапно поднявшегося в Аду существ — возникает вследствие благих деяний, накопленных в прошлом. Вследствие же неблагих деяний удовольствие возникнуть не может 261 104 а ЗАКОН КАРМЫ Всякое страдание в виде мучительного ощущения — вплоть до испытываемого арxатом — возникает вследствие неблагих деяний, накопленных в прошлом. Вследствие благих деяний страдание возникнуть не может. Как сказано в Драгоценном ожерелье (От неблагих деяний — все страдания и также все несчастные уделы. А от благих — счастливые уделы, довольство, благоденствие всех жизней». Итак, счастье и страдание не возникают без причина также не возникают от несоответственных причин, таких как пракрити и ишвара. Всякое счастье и страдание следствие благих или неблагих деяний. Также и отдельные случаи счастья и страдания — закономерное следствие отдельных видов тех двух типов деяний. Обретение убежденности в этом непреложном и непогрешимом законе деяния-плода, сие правильное воззрение всех буддистов — славится как основа всех добрых качеств) Огромное разрастание [плодов] деяний Хотя благое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод счастья. Хотя неблагое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод стра- дания. У внешних причини следствий нет такого разрастания, как у внутренних причини следствий. Ив Отделах (P992: 100.4.4-5) сказано Пусть даже малое содеем зло, оно большие ужасы и беды приносит нам в рождении другом, уподобляясь выпитому яду. Хотя и малое свершили мы добро, оно великое приносит счастье и пользу нам в рождении другом, как будто урожай зерна богатый». Убежденность же в том, что от малых деяний проистекают огромные плоды, придают рассказы о былых происшествиях, такие как в Основах Винаи» (P1030: 174.3.8-176.4.1): о пастухе Нанде и лягушке, раздавленной его палкой о пятистах гусях, рыбах, черепахах да пятистах претах, о земледельце и пятистах быках, а также рассказы Сутры о мудрости и глупости о случившемся с Суварнадевой, с Суварнавасу и надсмотрщиком слонов. Поэтому черпайте уверенность из «Винаи», Сутры о мудрости и глупости, Ста деяний и т. д. 268 Кроме того, сказано, что те, кто не нарушит последнего из четырех нравственность избегания естественных проступков, правила избегания запретных проступков, праведного получения средств существования и правильного воззрения, но будут небезупречны в трех первых нарушат некоторые их пункты, — топе- реродятся в наг. Об этом говорится в Вопросах Сагарамати» (P820: 109.5.7-110.1.4): «— Бхагаван! Когда я проживал в океане вначале каль- пы ив мире появился Татхагата Кракуччханда, тогда в океане было мало наг, сыновей и дочерей наг моя свита тоже была малочисленной. Бхагаван! Ныне же в океане безмер- |