Главная страница

Ламрим Файл.том1. Руководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева


Скачать 6.95 Mb.
НазваниеРуководство к этапам пути пробуждения том Перевод с тибетского А. Кугявичуса под общей редакцией А. Терентьева
Дата06.06.2022
Размер6.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛамрим Файл.том1.pdf
ТипРуководство
#573471
страница30 из 50
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   50
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ

415
(11) Рождение Это первый момент вхождения сознания водно из четырех мест рождения) Старение-и-смерть
Старение — это созревание и дряхление совокупно- стей личности, а смерть — это оставление комплекса совокупностей.
§ 2 Группировка звеньев формулы В Антологии (P5550: 246.5.7-247.1.2) гово- рится:
«Как же группируются звенья Как ввергающие, ввергаемые, осуществляющие и осуществляемые.
Каковы ввергающие звенья — Неведение, движущие силы и сознание периода причины].
Каковы ввергаемые — Сознание периода результата психофизическое, шесть органов чувств, контакт и ощу- щение.
Каковы осуществляющие — Жажда, привязанность и становление.
Каковы осуществляемые звенья — Рождение, старе- ние-и-смерть».
[Может возникнуть вопрос указывают ли эти две серии — 1) ввергающие причины, ввергаемые резуль-
РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ а
таты и 2) осуществляющие причины, осуществляемые результаты — на одно и тоже перерождение существа, или жена два его перерождения Если первое, может показаться, что не годится учить о возникновении жажды и других осуществляющих вслед за осуществившимся ввергаемыми звеньями от сознания периода плода до ощущения если же второе, то вроде бы вцепи причини следствий второго перерождения не будет неведения, движущих сил и сознания периода причины, а вцепи причини следствий первого не будет жажды, привязанности и становления?
Ошибки здесь нет, поскольку те самые звенья, которые ввергают (в перерождение) ввергающие причины осуществляют осуществляющие причины и, когда они ввергнуты, к ним же относятся рождение, старение- и-смерть.
Но зачем же Будда тогда учит о двух сериях причини результатов?
Для того, чтобы, исходя из Истины страдания, отдельно показать характеристики ввергаемых результатов и осуществляемых результатов. Первые вовремя ввергания существуют лишь потенциально, сами по себе не существуют лишь в будущем становятся страданием. Вторые, поскольку относятся ко времени осуществления того страдания, являются страданием в этой жизни.
Кроме того, о двух сериях причини следствий говорится для того, чтобы различить два вида действующих причин вызывающих следствие, то есть ввержение в рождение, и осуществляющих ввержение.
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б
Как говорится в Конкретных основах уровней
(P5536: Ведь звенья от сознания до ощущения включительно и рождение, старение-и-смерть имеют общие характеристики, почему же они разделены на два типа А для того, чтобы показать различные стороны страдания и существенное отличие ввергающих и осуществляющих
[звеньев]».
И далее (263.4.8-5.2): Какие же и сколько звеньев, относящихся к факту страдания, становятся страданием в этой жизни — Два рождение и старение-и-смерть.
А какие звенья, тоже относящиеся к факту страдания, приносят страдание только в будущей жизни — Потенциально существующие ввергаемые звенья от сознания до ощущения включительно».
Из этого следует, что осуществляющее звено — жажда и породившее ее ощущение не принадлежат к одному циклу обусловленного происхождения ощущение, вызвавшее жажду, относится к результатам других циклов
384
О ввергающем и ввергаемом следует знать четыре вещи) Что ввергаемое — Это четыре с половиной звена от сознания периода плода до ощущения включительно) Что ввергающее — Обусловленные неведением движущие силы) Как они ввергают — Посредством кармических отпечатков, оставшихся в сознании периода причины. РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ а

418
(4) В чем суть ввергания? — Это создание, при наличии жажды и прочих осуществляющих звеньев, потенции осуществления тех результатов.
Об осуществляющем и осуществляемом следует знать три вещи) Что осуществляющее — Обусловленная жаждой привязанность) Что осуществляемое — Рождение и старость-и- смерть) Каким способом осуществляемо? — Путем усиления потенции кармических отпечатков, оставленных в сознании движущими силами.
В Толковании Сутры обусловленного происхождения [Васубандху] осуществляемым звеном считается одно лишь рождение старение-и-смерть рассматривается как его ущербность.
Итак, возникающие из-за неведения — незнания закона кармы — неблагие движущие силы оставляют в сознании отпечатки дурной кармы. Таким образом создается потенция осуществления в трех дурных уделах ряда звеньев от сознания периода плода до ощущения. Из-за того, что те кармические отпечатки часто питаемы жаждой и привязанностью, они обретают мощь ив будущем осуществляют рождение, старение-и-[смерть] в дурных уделах. Также возникающие из-за неведения — незнания об отсутствии я
— движущие силы накопления заслуг нравственности и прочих, заслуг сферы желаний, или же неколебимые движущие силы безмятежного созерцания, относящегося к высшим сферам, оставляют в сознании отпечатки благой кармы. Таким образом создается потенция осуществления ряда звеньев от сознания пе-
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б

419
риода плода до ощущения в счастливых уделах сферы желаний или уделах небожителей высших сфер.
Из-за того, что эти кармические отпечатки часто пи- таемы жаждой и привязанностью, они обретают мощь ив будущем осуществляют рождение и старение- и- смерть в счастливых уделах. Кроме того, двенадцать звеньев подразделяются натри категории омрачения, карма и страдание. Как говорит наставник Нагарджуна
385
:
«Первое, восьмое и девятое звено — омрачения второе и десятое — карма, а остальные семь — страдание».
Подобно же, в Сутре рисового ростка Будда, указывая на четыре ключевых фактора, к которым сводятся двенадцать звеньев формулы, говорит, что сеятель-не- ведение бросает в поле кармы семя сознания, которое, увлажненное водой жажды, выпускает росток психофизического во чреве матери 3 За сколько жизней

завершается цикл Бывает, что между ввергающими и ввергаемыми звеньями лежат бесчисленные эпохи, а бывает, что между ними нет даже одной жизни те. ввергаемые звенья осуществляются в следующем рождении.
Поскольку между осуществляющими и осуществляемыми звеньями не бывает промежутка, тов скором РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ а
случае цикл завершается в следующей жизни. Если, например, некто в этой жизни накопил новую карму, которая должна испытываться после перерождения небожителем, значит, в этой же жизни полностью наличествовали неведение, движущие силы, сознание периода причины (два с половиной звена, а также, до самой смерти, жажда, привязанность, становление три звена, и тогда четыре с половиной ввергаемых звена и два осуществляемых звена завершаются в следующем рождении.
«Долгий случай, однако, не выходит за рамки трех жизней. Здесь на осуществляющие, осуществляемые и ввергающие звенья приходится по жизни потому что ввергаемые звенья относятся к осуществляемыми потому что, даже если ввергающие и осуществляющие звенья отделены многими жизнями, это жизни других циклов обусловленного происхождения, а не данного цикла.
Жизнь в бардов счет не идет.
Однако при таком осуществлении звеньев-ре-зуль- татов никакого накапливающего карму и испытывающего ее плоды индивидуального я нет согласно вышеизложенному, от звеньев-причин, состоящих лишь из элементов бытия (дхарм), возникают зве- нья-результаты, состоящие лишь из элементов. Незнающие такого порядка сансары по темноте своей цепляются за них (дхармы) как за я. Желая ублажать это я, совершают благие и неблагие деяния трех дверей, и продолжается круговерть от трех звеньев омрачений возникают два звена кармы, от них — семь звеньев страдания, и опять такое же вращение таки вертится непрерывно колесо сан-
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ б

421
сарного существования. Как говорит наставник На- гарджуна
388
:
«От тех трех возникают два,
от двух — семь, от семи — снова три.
И так колесо круговерти вращается вновь и вновь».
Размышления о таком порядке блуждания в сан- саре — прекрасное средство для разочарования в ней. Также благодаря им можно обрести твердую убежденность, что, если накопленную благими и неблагими деяниями в течение бесчисленных эпох ввергающую карму, еще не давшую плодов и непогашенную противоядиями, питать в настоящее время жаждой и привязанностью, то из-за нее приходится блуждать в счастливых и дурных уделах а также — что, хотя архат имеет безмерно много ввергающей кармы, накопленной, пока он был обычным существом, — лишившись омрачений, он освобождается от сансары. Таким образом будет осознано, что омрачения — враги, и зародится усердие к их прео- долению.
По этому поводу великий благой друг Пучунгва ска- зал:
РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ
Вся духовная практика, в сущности, связана с этими двенадцатью звеньями обусловленного происхождения, и каждый этап пути имеет характерные установки противо- борствования им.
А именно установки против двенадцати звеньев обусловленного происхождения дурных уделов — это этап низшей личности установки, обращенные против двенадцати звеньев двух счастливых уделов, — это этап средней личности а порождение любви и сострадания из размышлений о существах-матерях — что и они, как я, скитаются в сансаре по вине двенадцатизвенного происхождения, освоение желания достигнуть состояния Будды ради их спасения и прохождение этого пути — этап высшей личности Резюме Хорошо поняв, как силой источника — кармы и омрачений — создаются несметные страдания сансары, а особенно — каким образом 12 звеньев вращают круговерть надо освоить созерцание этого. Обретенный опыт — священное средство, уничтожающее корень всех зол — страшный мрак неведения развеивающее все ложные представления о возникновении внешних и внутренних движущих сил без причинили от несоответствующих причин увеличивающее ценнейшие богатства сокровищницы проповедей Победителя вдохновляющее на путь Освобождения при помощи сильного разочарования, СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
проистекающего из познания подлинного характера сансары; пробуждающее в тех, кто раньше осваивал такое созерцание, предрасположенность к достижению состояния святого.
И в «Тантре вопросов Субаху» (P428: 35.3.5) сказано:
«[Все] вплоть до заблуждения возникает путем обусловленного происхождения».
А также в Сутре рисового ростка»:
«Хорошее понимание обусловленного происхождения избавляет от всех дурных представлений о прошлом, будущем и настоящем».
И наставник Нагарджуна сказал
389
:
«Эта формула обусловленного происхождения ценнейшее сокровище проповедей Победоносного».
«Предписания Винаи» повествуют:
«Обычаем Прекрасной пары было время от времени странствовать в пяти областях [сансары], после чего они возвращались в Джамбудвипу и рассказывали четырехчастной общине об увиденных страданиях.
Для тех из живущих вместе или рядом, в ком померк энтузиазм чистой жизни, это служило уроком, и они внимали наставлениям Прекрасной пары. Эти двое тоже их наставляли.
Получая наставления, они устремлялись к чистой жизни и весьма преуспевали духовно.
Учитель, видя это, на вопрос Ананды ответил Не всегда найдется подобная Прекрасная пара, поэтому пусть нарисуют при входе пятичастный круг сансары, а по его РАЗМЫШЛЕНИЕ О 12-ЗВЕННОЙ ФОРМУЛЕ б
ободу — двенадцать звеньев обусловленного происхождения, в прямом и обратном порядке. Тогда и нарисовали Колесо существования”
391
».
Также, когда царю Утраяне дарили изображение Будды, внизу написали строфы о двенадцати звеньях обусловленного происхождения, в прямом и обратном порядке. Царь, приняв дар, с наступлением зари уселся, скрестив ноги и выпрямив спину, для медитации. Глубоко вникнув в оба порядка обусловленного происхождения, он достиг состояния святости СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ а
Мера развития нужной установки

426

Когда, благодаря таким размышлениям об Истинах страдания и источника и о двенадцатизвен- ном обусловленном происхождении, тщательно изучен характер сансары — возникает ощутимое желание от нее избавиться и успокоить те страдания, отчего проистекает некоторая отрешенность. Но этого недоста- точно.
В Комментарии к “60 доводам сказано:
«Горящий в пламени непостоянства трех миров, словно запертый в пылающем доме, воистину желает выбраться оттуда».
Согласно этой и ранее приводившейся цитате см. л. б Как узник, ни о чем другом не помышляя желание спастись должно дойти до такой степени, как у человека, запертого в пылающем доме или заключенного в тюрьме но и тогда следует взращивать его еще более.
Если остановим развитие этой установки на середине, словно, как говорил Шарава, лишь бросив цампу в чанг
393
, то и нежелательность причины — источника сансары будет осознана лишь наполовину — дальше не пойдет. Такой же слабой будет и забота о Свободе прекращении страданий и их источника, поэтому желание следовать по стезе Освобождения останется лишь пустым словом. Не возникнет и нестерпимая СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ МЕРА РАЗВИТИЯ УСТАНОВКИ б
жалость к страданию других существ, блуждающих в сансаре, а также не зародится естественная мощная устремленность к высшему Пробуждению, и таким образом вся Махаяна сведется к одному лишь сло- воблудию.
Поэтому сей материал этапа средней личности следует практиковать с пониманием, что он является суще- ственнейшей частью руководства.
МЕРА РАЗВИТИЯ УСТАНОВКИ
Упразднение ложных представлений о данной установке

430

Некоторые полагают Если, подобно шравакам, осваивать сильную разочарованность, удрученность сансарой, то из-за нежелания оставаться в сансаре впадем в крайность Покоя, поэтому освоение разочарованности прекрасно для Хинаяны, но бодхисаттва не должен этим заниматься. Ибо в Сутре непостижимой тайны говорится
(P760: 87.4.1-2):
«Бодхисаттвы, отдавшись совершенствованию существ, смотрят на сансару как на нечто полезное для них нехорошо желать полного выхода из нее]».
И далее (Если бодхисаттву испугает деятельность в сансаре, то это недостойное падение».
И далее (87.5.2-3):
«Бхагаван, шравакам подобает бояться сансарной деятельности, а бодхисаттвам следует вновь и вновь без конца держаться сансары».
[Ответ:]
— Это большая ошибка, непонимание смысла сутры. А именно смысл ее слов не следует разочаровываться в сансаре» — вовсе не в том, что не должно быть удрученности рождением, старостью, болезнью, смертью и СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ УПРАЗДНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ а
прочими страданиями блуждания в сансаре по причине кармы и омрачений, а в том, что ежели бодхисаттва надел панцирь практики деяний бодхисаттвы набла- го существ до самого конца сансары, то, даже если на его тело и ум обрушатся в каждый миг все страдания существ, он не должен унывать, ослаблять радостное усердие в свершении великих дел — не должен разочаровываться в сансаре.
В подтверждение такого понимания наставник Чан- дракирти цитирует туже сутру:
«Не падая духом, даже если все страдания существ в каждый момент пребывания в сансаре причиняли бы новую боль телу и душе, и понимая, что каждое мгновение радостного усердия в сансаре, когда одновременно целиком переживаются все страдания существ, служит причиной зарождения безмерной сокровищницы знания всех аспектов бытия всех существ, бод- хисаттве] следует принимать сотни и сотни существований Почему [бодхисаттва] смотрит на сансарное существование как на нечто полезное, объясняется в той же Сутре непостижимой тайны — бодхисаттва усердствует для блага существ, и это усердствование доставляет ему духовную радость.
Значит, «неразочарованность в сансаре» — это нера- зочарованность в деятельности в сансаре для блага существ, радость от этого.
Итак, если блуждать в сансаре по причине кармы и
омрачений, испытывая множество страданий, тоне будет способности осуществлять даже собственное благо, что уж говорить о благе других. Поскольку они (карма УПРАЗДНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ б
и омрачения) — дверь всякого упадка, тов Махаяне] необходимо им препятствовать с еще большей разочарованностью, чем в Хинаяне, и при этом надо с радостью держаться — силой молитв, сострадания и подобного — рождений в сансаре. Поэтому эти две [неразочарованно- сти] не одно и то же.
О тех, кто говорит без такого различения, в Уровнях бодхисаттв» сказано, что они погрязли бы в омраченных нарушениях, если бы приняли обет бодхисаттвы; но, избегая многословия, цитировать не буду.
Поэтому, когда весьма удручаемся, узрев всю ущербность сансары, но, побуждаемые великим состраданием, ее не покидаем, — это замечательно. Но если мы, жаждая ничуть не меньше и видя в сансарных благах небесные дворцы, не оставляем сансару и претендуем на роль трудящегося для блага других, — разве это может радовать мудрецов?!
В Сущности срединности» сказано (P5255: Не в сансаре тот, кто зрит ее ущербность, по любви своей великой — не в нирване он.
Взявший клятву во спасенье всех других существ все-таки в сансаре остается».
К тому же полная неразочарованность в сансаре» противоречит необходимости породить в себе — благодаря осознанию таких безмерных страданий, как сто десять мук, описанных в Уровнях бодхисаттв», — мощное, непреходящее, нестерпимое сострадание ко всем существам.
Достижение истинной удрученности сансарой, затем осознание всех существ своими родными и вступление ради их блага в океан сансары — эти этапы пути так-
СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ УПРАЗДНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ а
же являются замыслом Четырехсот стихов о практике йоги бодхисаттвы» (те. «Четверосотницы»), что ясно показывает великий наставник Чандракирти в своем комментарии к ней (P5266: Во имя истинного приобщения к Махаяне тех, кто, придя в ужас от проповеди об ущербности сансары, захотел спастись, Бхагаван сказал Монахи Нет среди живых существ таких, о которых, долго вращавшихся в сансаре, нельзя было бы сказать, что они побывали вашими отцами или матерями, сынами или дочерьми, родными по крови или браку”.
Осознав эти слова Бхагавана, бодхисаттвы терпеливо жертвуют собой ради того, чтобы переправить через океан страдания кораблем средств Махаяны несчастных и беззащитных существ — матерей, отцов и других родных из безначального рода сансары».
Такой порядок необходим ив наивысшей колеснице сокровенной Мантры, как говорит Арьядева в Светильнике собрания практик (P2668: Этапы, после которых следует войти в практику совершенного прекращения мыслетворения
395
, таковы на самом первом из них подвизающийся, памятуя о страданиях безначальной сансары, возжелает блаженства нирваны, поэтому должен оставить все мирские дела и созерцать как страдание всё, вплоть до царской власти включительно...»
УПРАЗДНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ б
Основы пути
Освобождения

436

Шри Джагатамитра сказал (Письмо радже Чан- дре»: P5689: Когда в страдания бездонном море мы тонем, в волнах этой круговерти ноне тоскуя, не страшась, смеемся в утехах, — что же за сердца у нас!?
Хоть бедность, поиски, опасности и беды, разлуки, хвори, старость и упадок огнем палящим жгут нас беспрестанно, мы это счастьем мним. Быть может, мы безумцы?!»
И далее (251.4.3-4): Глазами обладаешь, но слепец Ты мир всегда отчетливо воочью видишь, ноне задумаешься все-таки ничуть.
Да разве сердце у тебя из кремня?!»
Если подобным образом побуждаем себя и созерцаем ущербность сансары, то, словами Сказания о семи молодухах Нам видится зыбкой, как месяц вводе, жизнь мирская,
желанья — как будто на нас неотступная тень от кобры, вздымающейся с капюшоном раздутым.
И, видя существ всех в пожаре страданий, о царь, СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ а
уйдем, отрешившись, мыс радостью жить на кладбище».
Согласно сказанному, когда осознаем, что живой и неживой мир сансары, подобно отражению луны в колеблемой ветром воде, ни на миг неустойчив, непостоянен, что желаемые предметы при своей ничтожной пользе и громадной опасности подобны тени ядовитой змеи и что существа пяти уделов мучаются, горя в пламени троякого страдания, — зарождается глубокое отвращение к сансарному существованию, как у мальчика северных краев крепе, а от этого — отречение, радостное стремление к Сво- боде.
Теперь об упомянутом мальчике-северянине.
Поскольку на севере Тибета цампа
397
— редкость, там едят репу, понемножку. И вот какой-то ребенок проголодался и хочет поесть цампы. Просит еду у материно цампы нет, и мать дает сырую репу. Он говорит Этого не хочу. Тогда она дает ему сушеную репу, он опять говорит Не хочу. Она дает пареную репу, но он говорит Яне хочу. Тогда дает ему печеную репу, а он опять Этого я тоже не хочу. И недовольно ворчит Это все та же репа».
Так и мы, какое бы мирское удовольствие ни увидели, ни услышали о нем и ни вспомнили бы, должны думать Это мирское, и это мирское это все — страдание никак нельзя отдаваться этому, — и почувствовать великое отвращение. Размышляя о вышеописанных блужданиях в безначальной сансаре, разочаровываемся и удручаемся, а из размышлений о неизбежности и дальнейших скитаний КАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛУЧШЕ б
зарождается, не только на словах, состояние тревожного опасения, которое — согласно сказанному в Послании к другу (Так как ущербна сама круговерть, ты человеком родишься иль богом, претой, животным, страдальцем в аду, знай все рожденья — сосуд бед несметных побуждает вырвать корень всех бед — рождение в сан- саре.
А это возможно лишь благодаря избавлению от обеих его причин — кармы и омрачений. Если, из этих двух, омрачения отсутствуют, то, сколько бы ни имелось кармы, рождения не будет а если омрачения есть, то, даже если и не стало бы кармы, накопленной прежде, она тотчас же накопилась бы поэтому необходимо уничтожить омрачения.
Уничтожение же это зависит от освоения безошибочного и полного пути.
Здесь два вопроса § 1 Какое положение лучше для избавления от сансары и § 2 Какой путь необходимо осваивать для избавления. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ

439
§ 1

В Послании к другу (63, 64) говорится:
«Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах, где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей — это изъяны восьми несвободных рождений.
Свободный от них, ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре».
То есть именно сейчас, когда обретено благоприятное рождение, необходимо избавляться от сансары], ибо в другом, несвободном, состоянии такой возможности не будет, как уже говорилось ранее.
Нэлчжорпа-ченпо сказал:
«Именно сейчас время обрести подлинное отличие от животного».
Потоба сказал:
«Сколько в прошлом ты ни скитался, отвращение к сан- саре] само собой не возникнет. Надо отвратиться! Время отречения сейчас, когда обретено благоприятное рождение».
Однако жизнь домохозяина ставит много препятствий для осуществления Дхармы и чревата многими пороками, а монашество — наоборот оно есть наилучшее положение для избавления от сансары и потому — предмет подлинной радости для мудрых.
Поразмыслим же усердно о недостатках домохозяй- ствования и достоинствах монашества.
КАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛУЧШЕ а
Благодаря такому размышлению дух посвященных в монахи крепнет, а непосвященные создают и пробуждают благие предрасположенности. Поговорим об этом несколько подробнее.
Домохозяин:
Если богат он, то страдает, стараясь сохранить это богатство. Если беден — его изнуряет забота о необходимом. Поэтому цепляние по неведению за несчастье положения домохозяина как за счастье следует считать плодом плохой кармы. Так говорится в джатаке (P5650: Домохозяин — словно в тюрьме,
не думай, что жизнь его — счастье.
Богатый иль бедный, он равно ведет жизнь, полную бед и невзгод.
Один достояние стережет,
омраченья меж тем умножая.
Другой о насущном хлебе своем заботами изнурен.
Богат или беден — нет счастья ему, а он это счастьем считает!
Его ослепление — вызревший плод греходеяний былых».
Следовательно, монах не должен иметь много вещей и чрезмерно заботиться о пропитании, иначе он не отличался бы от домохозяина.
Кроме того, жизнь домохозяина противоречит Дхар- ме, поэтому ему трудно осуществлять Дхарму. Там же
(18.13-15) сказано:
«Тот, кто хозяйством занят своим, должен врать иногда. СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫ ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ б
Ион не может жить, чтобы зла не делать вредящим ему.
Практика Дхармы — хозяйству в ущерб. Хозяйству предался — где Дхарма?!
Ведь для Учения нужен покой, в хозяйстве же — сплошь суета.
Прямо сказать — так хозяйство полно скверн, для Ученья противных».
И еще (18.20): Кто станет жить в подобном змей гнезду,
страданий нестерпимых полном доме, где разрушаются покой и счастия блаженство, где змеи чванства, гордости и глупости живут».
Обдумывая снова и снова эти и подобные недостатки жизни домохозяина, следует возжелать мона- шества.
[Монах:]
О приличествующем ему стремлении довольствоваться бедным монашеским одеянием, простым сосудом для подаяния, скудным подаянием и очистить в уединении свои омрачения таким образом становясь объектом почитания других существ, говорится в Сказании о семи молодухах (P5419: Когда же в монахини я постригусь?
Когда, наконец, облеку свое тело в одежды из брошенных тряпок?
Когда одиночества я, наконец, возжелаю?
Когда же все это свершится Когда же Когда КАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛУЧШЕ а
Когда же отправлюсь я в путь беспорочно, глаза на аршин пред собою уставя, и с глиняной чашею буду от дома до дома себе собирать подаянье к обеду?!
Когда жене буду стремиться к благами почету и жить на одно лишь селян подаяние стану?
Когда, наконец, я начну расчищать понемногу болото, колючкой заросшее, всех моих
омрачений
О достойном желании спать под открытым небом на подстилке из травы, когда одежда тяжелеет от росы, довольствоваться скудной пищей да питьем, жить и спать в сени деревьев на мягкой траве, радуясь Дхарме, говорится так (Когда, вставая с трав охапки, с одеждой, от росы тяжелой, довольствуясь лишь скудной пищей, привязанность отброшу к телу?!
Когда же стану засыпать в сени дерев, травой укрывшись зеленой, цвета попугая, блаженно в Дхарме жизнь ведя?!»
Потоба сказал:
«В эти дни, когда на поднебесных вершинах тает снег, происходит подобное описанному в Сказании о семи молодухах возникает радость, нет другого желания, как осуществить такое [самому]».
О стремлении к пониманию, что собственное тело и жизнь подобны всплеску, возникающему и исчезающе-
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   50


написать администратору сайта