Главная страница
Навигация по странице:

  • Двойная связка, или выбор без выбора

  • Намеки

  • Трюизмы (банальности).

  • Контекстуальное внушение

  • Невербальное внушение

  • Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
    Дата04.12.2022
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
    ТипРуководство
    #826666
    страница20 из 45
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   45
    Пресуппозиция.
    Пресуппозиция является предположением, которое на самом деле имеет силу команды. Оно содержит в своей структуре внушение, которое якобы само собой разуме- ется. «И после того, как ваши глаза закроются, вы сможете рас-
    слабляться все больше и больше» — в этой фразе предполагается, что глаза закроются, это не подлежит сомнению. Это и есть пре- суппозиция. «Когда пойдешь в магазин, вынеси мусорное ведро» — вроде бы речь идет о ведре, на самом деле, как само собой раз- умеющееся, предлагается идея о походе в магазин.

    Внушения 157
    Нередко пресуппозиция имеет структуру, похожую на сложно- составное внушение, но если в сложносоставном внушении одна часть была присоединением, а другая ведением, здесь обе части являются ведением. «Когда Вы найдете решение, Вам станет легко
    и комфортно», пресуппозиция в том, что решение вы найдете.
    Но это не единственная структура пресуппозиции. «Инте-
    ресно, как быстро Вы погрузитесь вглубь себя» — пресуппозиция в том, что вы погрузитесь, это не вызывает сомнения, просто интересно, как быстро. Если я говорю своему клиенту, что после
    транса мы обсудим его результаты, это предполагает, что он дол- жен будет войти в состояние транса. И даже мой вопрос, когда
    мы встретимся с ним в следующий раз, уже сам по себе предпо- лагает, что у нас будет следующая встреча. А поскольку вопрос носит бытовой характер, он не может быть задан по-иному, то получается, что пресуппозициями пронизано наше взаимодей- ствия с другими людьми. Очень часто мы говорим им, что пред- полагаем, что нечто обязательно произойдет, и даже если они не решали этого до наших слов, они будут готовы это сделать. Пре- суппозиция, как правило, не предполагает, что необходимый отклик должен произойти сразу, она не настаивают на мгновен- ном исполнении, и это облегчает ее принятие.
    Двойная связка, или выбор без выбора.
    Механизм этого внуше- ния в чем-то похож на пресуппозицию, но в нем человеку дает- ся выбор.
    «Вы можете погрузиться в себя быстро или постепенно», «Мы сна-
    чала пойдем в кино, а затем в магазин, или наоборот?», «Вы можете
    начать исследование себя с открытыми или с закрытыми глазами».
    То есть мы делаем вид, что предлагаем выбор, но это поверх- ностное предложение, под ним четкое указание бессознатель- ному направлению движения.
    Следует учесть, что у человека могут быть возражения против обоих вариантов выбора. В этом случае двойная связка не сработа- ет. Например, это часто происходит с детьми, с которыми фраза «Ты
    пойдешь спать сейчас или когда соберешь игрушки?», скорее всего, не сработает, так как ребенок сразу заявит, что спать он не пойдет.
    Для принятия подобных внушений в гипнозе очень подхо- дит контекст согласия между клиентом и терапевтом, который возникает в самом начале. А поскольку внушение направляет достаточно мягко, то в большинстве случаев в терапевтическом контексте это внушение срабатывает.

    158 Глава 5
    Метафора
    самый известный и наиболее часто применяе- мый вид внушений. Это объясняется тем, что метафора по сво- им свойствам очень близка к бессознательному, к потребностям бессознательного. Метафора содержит в себе красочный образ, который сопровождается проявлением эмоций, чувств, кинесте- тики, она говорит на языке, легко воспринимаемым бессозна- тельным. Метафорические образы обладают характером цельно- сти, что дает возможность бессознательному отыскивать нечто подобное в своих кладовых, ища по подобию ассоциативно близкое к данной метафоре. И когда поиск увенчается успехом, метафора, рассказываемая терапевтом, становится еще ближе, еще роднее. Подробнее о создании терапевтических метафор и об их предъявлении мы будем говорить в главе о метафорах.
    Метафора — слово греческого происхождения, которое мож- но перенести как «иносказание», буквальное значение — «пере- нос». Самые простые метафоры — это метафоры сравнения, ког- да о твердом человеке говорят, что он как кремень, о ласковом обращении — как солнышко согрело. Получается, что короткая фраза уже способна вызвать образ и массу ассоциативных ре- акций. А когда речь пойдет о терапевтической метафоре, то мы будем говорить, что это целая история, в которой обязательно будет и подобие, и ведение. Удивительно, что являясь самостоя- тельным внушением, терапевтическая метафора дополнительно является еще и вместилищем для других внушений, которые впи- сываются в нее, как крупицы лекарства вписаны в таблетку. Ме- тафорический язык облегчает взаимодействие с бессознательным клиента, позволяя нам иметь с ним прямой контакт, а сознание при этом отвлекается на фразы, красиво уложенные в рассказ.
    У метафоры есть еще одно чудесное свойство — она содержит в себе множество смыслов. При этом, возможно, там есть смыслы, которые мы даже и не предполагали в ней, но бессознательное кли- ента отыщет тот смысл, который срезонирует. В этом есть колос- сальный выигрыш, ведь главная проблема передачи внушений —
    сделать их подходящими внутреннему миру клиента, ключами к его проблемам и силам, способным с этими проблемами справиться.
    Намеки
    эта форма предполагает собой, как правило, уже либо достаточное знание клиента и его проблемы, либо можно намекать на что-то общеизвестное, общепринятое. Клиенту на- мекают либо на какое-то событие, о котором он рассказывал, либо на поведение, которого от него ждут.

    Внушения 159
    «Теперь вы можете подумать и рассказать о том, что действи-
    тельно вас волнует» — это намек на то, что клиент предъявил второстепенную проблему, а главное замалчивается. «В прошлую
    нашу встречу мы уже хорошо поработали» — намек, который за- ставляет подумать клиента о прошлой встрече, давая терапев- ту возможность сегодняшнюю встречу сделать продолжением.
    «И вы можете решить то, что беспокоит вас» — намек, соотно- сящий внутреннюю работу клиента с той историей, которую он рассказал вам, придя в ваш кабинет. «Зима тоже иногда кажет-
    ся бесконечной» — это намек, объединяющий метафору и трюизм о том, что после зимы всегда следует весна. Иначе говоря, вну- треннее состояние клиента, которое он ассоциирует с зимой, тоже будет завершено, и придут изменения, похожие на весну.
    Намеки могут быть полезны, когда информация, которую давал клиент либо объемна, либо, что очень важно, травматична для него.
    Используя намеки, я говорю о драматических событиях (насилии, потере) более мягким путем. С одной стороны, мы оба знаем, о чем идет речь, но с другой стороны, эти слова не ранят человека.
    Намеки в разговорной речи используются часто, они со- ставляют основу анекдотов, бытового взаимодействия и поэто- му воспринимаются так же легко, как привычный стиль речи.
    В быту намеки могут сопровождаться интонациями, жестами, мимикой, но, как правило, в трансе мы ограничены в этих сред- ствах сопровождения намеков, и они имеют исключительно вербальный характер.
    Трюизмы (банальности).
    Трюизмы — это соотнесение наших внушений с известным опытом, придание им формы общеиз- вестных истин. «После зимы наступает весна», «Люди приходят
    к психотерапевту и избавляются от проблем», «Дорогу осилит
    идущий», «Все течет, все меняется». Важно подобрать фразы, которые соответствуют желаемым для нас внушениям. Это мо- гут быть пословицы, поговорки, высказывания великих людей, естественное течение природных феноменов. И если одному клиенту я буду говорить, что жизнь коротка и жить нужно бы-
    стро, то другому буду внушать прямо противоположное: поспе-
    шишь — людей насмешишь. В этом и есть искусное владение язы- ком, когда есть множество фраз, из которых просто выбираем подходящие человеку и ситуации.
    Трюизм может стать посевом идей. «Утро вечера мудренее».
    После того, как вы сказали эту фразу, следует отправить чело-

    160 Глава 5
    века в транс, как будто он засыпает вечером, а пробуждение из транса сделать похожим на пробуждение утром. Получает- ся, что трюизмом вы посеяли идею, что с утра проблема ре- шится, а затем создали эффект пробуждения как будто утром.
    Ты пробудился, вот и утро — ты стал мудрее, и к тебе пришло решение.
    Трюизмы хорошо дополняют и подтверждают другие внуше- ния, соединяя их с общечеловеческой, общепринятой мудростью.
    Контекстуальное внушение
    — это вид внушения, который свя- зан напрямую с тем, как произносится фраза, если речь идет о гипнозе. Контекстуальное внушение — выделение голосом того или иного слова или фразы среди вашей речи. Его использование связано с тем, что монотонная речь усыпляет. Но когда есть выде- ление слова или фразы, в этот момент как будто срабатывает сто- рожевой механизм, который мысленно отмечает это слово или фразу, таким образом выделяя его из общего контекста.
    Выделять фразы можно громкостью голоса, интонациями, паузами (когда среди непрерывной речи, мы останавливаемся и делаем паузу). Это вызывает ориентировочную реакцию, внима- ние к вам, и следующая фраза будет воспринята особенно вни- мательно.
    В такой ориентировочной реакции играет роль сознание. Но если оно соотнесет то, что было выделено, с остальными частя- ми фразы, то не найдет ничего особенного. А бессознательное воспримет это выделение как идею и будет искать отклик в сво- их глубинах.
    Мы часто сталкиваемся с контекстуальными внушениями в быту, когда видим выделением цветом фразы в рекламе, курсив или жирный шрифт в тексте. Даже подчеркивание в студенче- ских учебниках заставляло нас читать именно то, что подчер- кнуто, не обращая внимания на то, что вокруг подчеркивания.
    По-видимому, это особенность, которая связана с одним из по- нятий гештальт-терапии: фигуры и фона. И получается, что вы- деление фактически создает фигуру, которая выгодно отделяет- ся от фона и привлекает к себе внимание.
    Хороший лектор использует контекстуальное внушение для выделения фраз, которые, по его мнению, студенты долж- ны записать в свои конспекты. А хороший студент, находясь в трансовом, полусонном состоянии, автоматически записывает эти фразы, чтобы потом удивиться, откуда у него появился кон-

    Внушения 161
    спект. Технически для произнесения контекстуальных внуше- ний бывает важно научиться выделять тоном голоса отдельные слова и фразы.
    В конце жизни у Эриксона были парализованы голосовые связки, и он уже не мог выделять слова интонационно. Тогда он придумал прием: говоря что-то, поворачивать голову, что за- ставляло клиента эту часть фразы слышать по-иному — так и создавалось контекстуальное внушение.
    В некоторых случаях контекстуальное внушение может на- поминать открытые внушения. Например, когда человеку да- ется выбор, и терапевт перечисляет различные варианты, пред- лагая их клиенту, при этом тоном голоса выделяя желаемое.
    «Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, пригласить масса- жиста, заниматься физическими упражнениями, посещать пси- хотерапевта», делая интонационное выделение на последнем варианте. Таким образом, вместо реального выбора появляется внушение, что именно должен выбрать клиент.
    Открытые внушения
    Это третья большая группа внушений, которые даже не по- хожи на внушения. Их главной задачей является дать человеку выбор или показать, что выбор у него есть. В таких внушениях заложено уважительное отношение к клиенту, и преследует- ся главная цель, которую имеет любая психотерапия. Если наш человек не видит вариантов поведения, вариантов мышления, чувств, и пришел к нам, чтобы изменить такое состояние, нашей главной задачей является дать ему выбор, как действовать, как думать, как чувствовать. При этом говоря о психотерапии вооб- ще, мы ни в коем случае не должны заставлять человека что-то менять, мы должны именно предложить ему выбор, сделать так, чтобы этот выбор он увидел, и затем он может найти то, что наи- более привлекательно для него, наиболее подходит его личности и ситуации.
    Открытые внушения являются прямым продолжением такой идеи. Они могут различаться, когда мы предлагаем человеку все варианты выбора.
    «Отыскивая уютный уголок природы, вы можете отправиться
    на берег моря или реки, в горы или на опушку леса».

    162 Глава 5
    Если здесь в конце предложения поставить точку, то мы пред- лагаем человеку выбрать из предложенных вариантов. Но мы мо- жем оставить это предложение открытым, то есть сказать так:
    «Отыскивая уютный уголок природы, вы можете отправиться
    на берег реки или моря, в горы или на опушку леса, или пойти туда,
    куда вы захотите, отыскивая тот уголок природы, который боль-
    ше всего будет подходить вам сейчас».
    Так мы раскрываем выбор, давая несколько вариантов, что- бы направить ассоциативный поиск, и в то же время не ограни- чиваем человека в количестве вариантов. И напомню, что мы не должны ни один из вариантов выделять голосом, иначе тогда вы- бор окажется ложным, потому что мы предлагаем человеку не что иное, как контекстуальное внушение.
    Возможно, что открытые внушения будут использовать ко- личественные и даже универсальные количественные слова:
    «много», «все» или «ничего».
    «Может быть множество способов решения», «Вы можете
    отправиться по любой дороге», «Новые ощущения будут появлять-
    ся всегда, когда вам нужно», «Очевидно, что вы способны пойти к
    дальнейшим переменам».
    Иногда меня спрашивают, какие внушения и когда нужно давать, в какой пропорции, что за чем. Мне кажется, что многое зависит от вашего понимания клиента, от понимания процес- сов, которые идут в нем, от стадии и глубины транса, которые есть на данный момент. Косвенные и открытые внушения мо- гут даваться практически на любой глубине транса и даже вне транса, или на уровне повседневного транса, когда вы видите, что человек задумался, ушел мыслями в себя, или когда он смо- трит на вас неподвижным взглядом и кивает больше автомати- чески, нежели чем вкладывая в это смысл.
    Для результата, за которым пришел человек, большее зна- чение имеет не глубина транса, а искусство, с которым мы контактируем с бессознательным, предъявляя ему те или иные внушения. Иногда бывает сложно сказать, к какой группе вну- шений относится та или иная фраза, произнесенная нами. Но, наверное, такая классификация вовсе не обязательна, гораздо важнее результат, который будет получен.
    Беседуя с клиентом и предполагая те или иные мишени психотерапии, на следующем шаге мы предполагаем, какие рекомендации, пожелания, то есть внушения мы хотим дать бессознательному, а затем эти рекомендации обретают форму

    Внушения 163
    конкретных внушений. При этом каждая поставленная нами цель может формулироваться разными видами внушений, как будто мишень обрабатывается не точным выстрелом, а дробью, что увеличивает вероятность попадания.
    И важно не экономить на внушениях, а пройтись по мише- ням терапии с разных сторон. Часть внушений пройдет впу- стую, будет воспринята не больше, чем просто звуковые волны, но какая-то часть обязательно найдет свое отражение в бессоз- нательном и вызовет резонанс. И чем лучше вы понимаете че- ловека и чем больше вы знаете о нем, тем более точными будут ваши внушения.
    При этом следует заметить, что внушения даются на протя- жении всей встречи. Если в предварительной беседе они прежде всего носят характер расшатывания ограничивающих убежде- ний и посева идей, то в процессе гипноза они напрямую на- правлены на потребности бессознательного в решении той про- блемы, которая заботит его сейчас.
    Разумеется, следует помнить о постгипнотических внуше- ниях, которые предполагают собой конкретные чувства, мыс- ли, действия, эмоции, которые произойдут позже, в привычном контексте, ради чего он и пришел на прием, то есть в периоде после гипноза. Они являются необходимой частью терапии, так кау перебрасывают мостик между гипнотическим трансом и по- вседневной реальностью человека, интегрируя полученное со- стояние, умение, ощущение из транса в реальную жизнь. Они даются либо перед выходом из транса, либо иногда даже после выхода из него. При этом следует отметить, что любые внуше- ния могут даваться в беседе, которая завершает встречу. Напом- ню, что в это время человек находится в полутрансовом состоя- нии и также восприимчив к внушению.
    Невербальное внушение
    — носит больше общий характер.
    К невербальным внушениям относится и внешний вид тера- певта, и его уверенное поведение, уверенная манера говорить.
    К ним следует отнести и ту позу, которую терапевт занимает от- носительно клиента, когда, садясь напротив, он негласно заяв- ляет о своем доминировании, а садясь сбоку, представляет кли- енту невербальный вариант открытого внушения, показывая, что перед клиентом свободное пространство.
    Вглядываясь в клиента, наблюдая за тем, как он начинает смаргивать, можно медленно прикрыть свои глаза и пару секунд

    164
    подержать их закрытыми, намекая клиенту, что он тоже может закрыть глаза, только с той разницей, что они уже не откро- ются до конца сессии. Чтобы недирективно показать клиенту в первом сеансе, как следует сесть, чтобы ноги стояли обеими ступнями на полу, руки лежали на коленях или на подлокотни- ках, спина опиралась на спинку кресла, я очень часто начинаю непосредственно перед гипнозом демонстративно медленно устраиваться, глядя на свои ноги, как я устраиваю их на полу, на руки, делаю движения спиной, как бы обживая спинку кресла.
    И, как правило, без какого-либо директивного указания клиент делает то же самое, идя за мной, показывая, что мы находимся в раппорте, и он готов сотрудничать, то есть принимать внуше- ния, как невербальные, так и вербальные,
    Мимика, жесты, интонации голоса могут показывать мое от- ношение к тому, что рассказывает мой клиент, и они могут ме- няться по ходу сессии, демонстрируя мое отношение к нему, иногда несколько утрированно, но именно с расчетом на то, что он увидит это и примет.
    Во время сессии гипнотерапевт должен следить и за инто- нацией голоса, и за языком тела, и за другими невербальными сигналами, которые идут к клиенту, поскольку это также на не- вербальном бессознательном уровне будет способствовать или противодействовать успеху терапии.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   45


    написать администратору сайта