Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
221 торые мы даем, должны опираться на глубокое понимание лич- ности клиента, особенности его мышления и поведения. Метафора рассчитана на бессознательный характер реагиро- вания. Сознание, безусловно, внимательно слушает ее, но чаще всего отвлечено красивым предъявлением метафоры. А бессоз- нательное на своем глубинном чувственном уровне воспринима- ет идеи, заложенные в метафоре, перекладывая их на свое пони- мание процесса, выбирая то, что подходит для бессознательного. Мы стараемся предугадать, какой эффект даст то или иное наше воздействие, в том числе и терапевтическая метафора. Но здесь, так же как и в других техниках гипнотерапевтического воздействия, мы никогда не можем точно гарантировать, какой эффект будет получен, потому что главным оценщиком и глав- ным реципиентом метафоры является бессознательное. И оно даст ту реакцию, которая для него будет понятна и естественна. Варианты предъявления терапевтической метафоры Терапевтическая метафора может предъявляться разными способами. Это зависит от состояния клиента, готовности его идти в транс, уровня сопротивления, метафоричности его языка и многих других аспектов. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты. 1. История вне формального транса Метафоры могут предъявляться без состояния транса, в беседе с клиентом. Метафора, возможно, будет отделена от беседы фра- зой терапевта типа: «Мне это напомнило историю…». Дальше это может быть рассказ с реальными или вымышленными, или даже сказочными персонажами, притча с многовековой мудростью. Одним из вариантов таких историй будет группа метафор, ко- торые в эриксоновском гипнозе носят название «мой друг Джо». «Мой друг Джо» — одно из простых и гениальных изобретений Эриксона. Это история, где главный герой Джо чем-то напоминает клиента, скорее всего у него была подобная проблема, и, что осо- бенно притягательно для клиента, Джо ее решил или, по-видимому, решил, иначе для чего бы терапевту о нем рассказывать. Джо испы- тывает такие же страдания, с ним происходят подобные случаи, у него появляются решения, которые приводят его к успеху. Часто во время рассказывания таких историй, поведение клиента напоминает поведение ребенка. Он подается вперед, с 222 Глава 7 замирающим дыханием, застыв, слушает терапевта, не обращая внимания на все остальное. Что же это, как не транс. Эриксон часто использовал несколько историй, рассказыва- емых одна за другой, возможно, с небольшими перерывами. Ка- залось, что они не связаны друг с другом: он мог рассказывать о своем детстве, о случае из практики, своем знакомом, своих детях и многом другом. Задачей этого множества историй был взгляд на проблему клиента с разных сторон, предъявление его бессознательному многих вариантов идей. Так Эриксон стре- мился достичь двух целей: дать широкую возможность выбора решения и показать, как много выходов есть из ситуации, кото- рая человеку казалась тупиковой. Он решал главную задачу пси- хотерапии — дать клиенту видение выбора. 2. Метафора на фоне неспецифичного наведения транса Вариант второй и наиболее частый — использовать наведен- ный транс. Транс наводится обычными приемами. И когда он наведен, начинается рассказывание метафоры. Причем оно мо- жет также начинаться вводной фразой, напоминающей сказки «1000 и 1 ночи»: «Дошло до меня, о великий шах», и далее идет рассказ. Это фразы: «Я хочу рассказать Вам один случай…», «Мне пришла на ум история о …» Но предисловие необязательно, и когда транс наведен, вы без предупреждения начинаете расска- зывать метафору. «Трансовая логика» позволяет человеку легко принять неожиданное введение сюжета и сразу оказаться в нем. 3. Метафора на фоне ресурсного места Транс начинается как путешествие в ресурсное место. Это соз- дает повышенную открытость, готовность к восприятию, ощуще- ние ресурсности. Мы достигаем за счет такого приема большей глубины транса, что дает больший доступ к бессознательному. И на фоне ресурсного места, когда транс наведен, начинается метафора. Структура такого транса подобна встроенной метафоре, о которой я буду говорить дальше. 4. Метафора на фоне сопровождения в приятном воспоминании Вначале производится сопровождение в приятное воспомина- ние, что создает феномен возрастной регрессии. Это состояние повышенной восприимчивости к обучению и готовность к при- нятию нового. На фоне приятного воспоминания особенно хоро- шо пойдут сказочные метафоры, ведь сказки рассказывают и слу- шают в детстве. И поэтому здесь даже взрослому человеку можно рассказать сказку, в этот момент он гораздо ближе к внутреннему ребенку, нежели в своем обычном состоянии. Мне часто задают Метафоры 223 вопрос: «А можно ли взрослым рассказывать сказки?». Можно, но для этого их предъявление надо обосновать, и самым лучшим обоснованием сказки является возрастная регрессия, которая объясняет, почему используется сказка. Хотя сказка сама может создавать эффект возрастной регрессии. Но лучше для спокойно- го, постепенного ведения, без удивления, без внутреннего недо- вольства: «Что это он мне сказки рассказывает?!», лучше вначале создать возрастную регрессию, а потом уже рассказать сказку. Есть вариант сказок, подходящих взрослым — притчи. На- полненные псевдореальными сюжетами, они фактически явля- ются сказками, но представляются «мудростью веков», проявле- нием коллективного бессознательного. Они легко используются и в трансе, и вне транса, и хорошо воспринимаются людьми. Если возвращаться к сказкам, вы можете брать за основу сю- жет, близкий к сказочному. В нем может использоваться герой известной сказки: гадкий утенок, Золушка, Снежная королева. Но сюжет сказки будет другим. И воссоздавая, с одной стороны, память об этой сказке, я в чем-то меняю ее смысл и содержание. И персонаж, знакомый с детства, легко принимается, а новый сюжет привлекает внимание больше, нежели история с незна- комым героем. И получается история о Снежной королеве, как о глубоко несчастной одинокой женщине. И то, что начина- лось, как сказка, становится жизненной историей. Обычно терапевтическая метафора предъявляется тогда, ког- да мы уже достаточно хорошо знаем клиента, особенности его личности, его историю жизни. Мы должны четко понимать, чего хочет клиент на сознательном и бессознательном уров- нях. Мы стараемся принять его сознательный запрос, при этом предполагая, что стоит для этого человека за его запросом, и даже отделить его сокровенные желания от того, что он говорит. В метафоре мы фокусируем внимание человека на тех сторонах жизни, которые для него возможны или уже имеются, но им не уделяется должного внимания. Предположим, речь идет о челове- ке, который не может знакомиться с другими людьми или не мо- жет выстроить семейные отношения. Ему и раньше, и сейчас будут встречаться люди. Другое дело, что теперь они будут ему встречать- ся как бы со смыслом, он будет обращать на них внимание. В обучающих ситуациях я не буду создавать невероятные со- бытия, например, визиты инопланетян. Это будут ситуации, кото- рые, естественно, будут встречаться в его жизни. Просто раньше он на них не обращал внимания, теперь он ищет их. Ведь для того, 224 Глава 7 чтобы создать семью, он должен встретить кого-то, кто будет для него обладать особым значением. Если это женщина, то это, на- верное, будет мужчина, а если мужчина, то женщина. Опять же и тот, и другой встречают женщин и мужчин сотнями и тысячами. И получается, что сама по себе встреча ничего не значит. А я в эту встречу вкладываю смысл, что это будет именно ее мужчина, или это будет его женщина. Вот с этого момента встреча необычна. Получается, что в обучающих ситуациях я часто делаю определен- ный акцент в условиях обычной ситуации. И стараюсь, чтобы этот акцент тут же был направлен в бессознательное, чтобы бессозна- тельное как раз поняло, что это его женщина или это ее мужчина, оно даст сигнал. И обычная ситуация встречи, которых были ты- сячи, перерастает в одну из главнейших встреч в жизни, о которых рассказывают внукам на «золотой» свадьбе. Вы можете себе позволить проявлять его желания более ак- тивно, разрешая ему признаться себе, что они есть, и это будет метафора стремления. Он очень хочет Этого, он готов за Это от- дать все, он хочет, чтобы в мир снова вернулись краски, он хо- чет, чтобы у него был свой дом и чтобы он заполнял его уютом так, как лебедь выстилает пухом гнездо для своих детей, потому что ему Это важно, Этого хочется. Важно создать эмоцию у клиента, и когда мы рассказываем, важно в рассказе быть самому эмоциональным. Мы можем чув- ствовать себя соучастником событий, сопереживать героям. Такой рассказ, сопровождаемый эмоциями, воспринимается клиентом гораздо глубже, и запускаются его собственные эмоции и чувства. При создании терапевтической метафоры надо хорошо рас- спросить клиента не только о проблеме, но и о его жизни. Сре- ди прочего, нам важна информация, что может быть эмоцио- нально заряженным для клиента, что затрагивает его глубоко. Это необходимо для глубинного эмоционально-чувственного присоединения. Пример терапевтической метафоры (Метафора рассказывается вначале практически вне транса, но постепенно клиент погружается в транс) Клиент: Молодой человек с запросом на умение выстраивать глубокие дружеские и любовные отношения. В рассказе о себе говорит о боязни открываться, что стремится переводить отно- шения в формальные, от чего испытывает дискомфорт. Болез- Метафоры 225 ненно реагирует на нарушение личного пространства близкими людьми. Видит людей агрессивными. Считает себя человеком с низкой самооценкой, тревожен. Мечтает, о семье, детях, но со- мневается в осуществимости этой мечты. Из истории жизни известно, что в 15 лет пережил смерть отца, вследствие тяжелого заболевания. Старался «не раскле- иваться, быть сильным», но закрылся, ушел в себя, в виртуаль- ный мир. С тех пор привычной стратегией совладания со стрес- совыми ситуациями является уход. В ходе беседы называет себя Гадким утенком, что отслежива- ется терапевтом, и часть обсуждения проходит с использовани- ем этой метафоры сравнения. Затем происходит перевод в дру- гую метафору, героями, которой являются тоже утки. Т.: Хорошо. Переходим к «Утиным историям». Знаете же, та- кой сериал есть у Диснея? Кл. Да, про Скруджа Макдака и маленьких утят, которые пы- таются всячески действовать, в разные неприятности попадают. Т.: Да. И, естественно, героически их преодолевают. Кл. Да, Уолта Диснея раньше смотрел. Т.: И тогда, наверное, вы можете вспомнить, что является за- ставкой к этому сериалу, и ко всем мультфильмам Уолта Диснея? Кл. Ко всем?.. Если фирменный знак Уолта Диснея, то это за- мок, который фея облетает, создает вокруг него защитное поле. И, в общем, это все мерцает, сверкает. И дальше начинается мульт- фильм, если вы про это. Т.: Да. Именно об этом. Мало кто знает, что Уолт Дисней во время Второй мировой войны был в составе американского кор- пуса на территории Баварии. И это реальный замок, который он сделал знаком, символом своих мультфильмов. Увидев его, он ска- зал: «Этот замок будет моей эмблемой». И это реальный замок, который есть, и который стоит до сих пор. Но интересна больше не столько история замка, сколько история человека, который его построил. Это последний король Баварии Людвиг Второй, кото- рого и современники, и потомки называли королем-сказочником. Естественно, как каждого принца, его готовили к управлению го- сударством. Его учили и разным наукам, и манерам, и дипломатии. Всему тому, что должен был знать король. И, наверное, он был бы достойным продолжением рода классических королей. Но его роди- тели погибли, когда ему было мало лет. Едва-едва исполнилось 15. И Бавария, как королевство, стала его вотчиной. И можете себе 226 Глава 7 представить, что мог ощутить молодой принц, став неожиданно для себя королем. Когда он еще не готов к этому, когда окружаю- щие его придворные шушукаются за его спиной и стараются исполь- зовать его, чтобы получить земли, ордена, деньги. И он один. Один перед лицом всего мира. И невозможно одному справиться с целым миром, если начинаешь борьбу с ним. И тогда молодой король уходит в свои мечты, в сказки. И он решает вокруг себя создать сказочный мир. И, наверное, он был бы в восторге от того замка, который бы он увидел на экране, если бы видел мультфильмы Диснея. Но тогда не было кино, и еще не было тех замков. Но раз он король, у него есть все то, что нужно. У него есть желание создать себе мир сказочный и неповторимый. И он начинает строить сказочные замки. И по- степенно шаг за шагом, камень за камнем в предгорьях растут зам- ки, как будто бы вырастающие из сказок. Из тех сказок, которые он читал вечерами. Может быть, из тех грез, которые приходили ему в мечтах. Все силы королевства, все лучшие строители рабо- тают здесь. И замки доходят до небес. И он близок к своей сказке. И еще не закончены работы, а он уже живет в одном из этих зам- ков. Он любит комнату, которая большими окнами выходит туда, к горам, где перед ним среди зеленых отрогов гор располагаются три озера. И то, которое посередине, давным-давно пользуется особен- ной славой. Потому что именно на него прилетают белые лебеди. И это озеро издавна называют лебединым. И любой знает, свой за- мок он так и называет: «Лебединый Замок». И он смотрит туда: на этих птиц и на пары, которые вместе, и высиживают птенцов. И на стаи, когда они прилетают и собираются улетать. И, навер- ное, это как продолжение сказки. И в то же время он понимает, что там продолжается жизнь. Жизнь, которую он неожиданно для себя впустил в свою сказку, и которая служит для него напоминани- ем, намеком. Которая говорит с ним своим языком. Языком приро- ды, которую он чувствует в себе. И, может быть, много раз, мно- го раз он думает о том, как выйти из этой сказки. Выйти из этих красивых стен, которые он создал для себя, как будто ощущая за- мок своим… Как будто своим телом. Красивым, в которое заклю- чена душа, очарованная сказками и невыносимо желающая счастья. И, может быть, до конца неуверенный в том, что он создал дей- ствительно красоту с мятущейся душой, которая и рвется туда к людям, и в то же время остается здесь. И он выбирает сказку, как будто растворяясь в своих замках, не в силах управлять не только страной, но и своей жизнью. Как будто он не король, а человек, ко- торый обрек себя на сказку. Метафоры 227 И, может быть, это самые красивые замки, которые есть сей- час, и на которые можно любоваться. И теперь их красотой любу- ются другие люди, приезжая туда, как в сказку. Король как будто бы своей душой присутствует там. И больше его нет нигде. Сказ- ки тоже могут быть печальными. Хотя, наверное, то, что произо- шло с ним, необязательно должно было произойти. Потому что он показал себя человеком, который способен мечту сделать жизнью. И эти замки стоят, как сказка, которая вошла в жизнь, соедини- лась с ней и показывает другим, что может сделать человек, ко- торый умеет мечтать по-настоящему. И в то же время показы- вают то, что он может не сделать. И невдалеке от замка есть лебединое озеро, куда, как много ве- ков назад, прилетают потомки тех лебедей, которых видел король. Наверное, очень жаль, что потомки короля не могут любоваться на них. Потому что он не оставил потомков, единственными его детьми были эти замки. И ими восторгался не только Дисней. Чай- ковский, побывав в этих местах, смотрел на другую сторону кра- соты этих мест, красоту природы, и увидев прекрасное озеро и ле- бедей на нем, написал свое «Лебединое озеро» именно об этом озере. И в его балете жизнь торжествует над всем остальным. Жизнь и красота ее. И, может быть, действительно, каждый лебедь вна- чале рождается, как «Гадкий утенок». Но дальше его предназначе- ние в том, чтобы стать лебедем, и найти свое лебединое озеро, где ждут. И прийти туда так же, как вам сейчас приходит время на крыльях транса прилететь сюда. С той скоростью полета, с тем размахом, который будет удобен вам. Встроенная метафора Следующий вид метафоры — встроенная метафора, или еще она называется спиралью по Эриксону. Нередко использует- ся такой термин: двойная, тройная спираль по Эриксону. В чем идея встроенной метафоры? В определенной последовательности и компоновке в одном трансе предлагается не одна метафора, а две или три. Безусловно, каждая должна иметь терапевтическое значение, то есть она должна быть родственна терапевтической метафоре. Метафоры встроены друг в друга. Встроенность — это стиль предъявления данной метафоры, как мы ее предлагаем клиенту. Она напоминает матрешку, которая, разделяясь, откры- 228 Глава 7 вает следующую куклу, затем следующую и т.д. Но в закрытом со- стоянии кажется исключительно единой куклой. Во встроенной метафоре мы эксплуатируем удивительное свойство бессознательного — стараться собрать из частей целое. При этом смыкающиеся части метафоры, «выдавливают» про- межуточные из сознания в бессознательное, что создает фено- мен амнезии для внутренних метафор. Получается, что в одном сеансе можно дать несколько мета- фор, создав из них определенную структуру. В чем заключается суть структуры? Пришло время рассказать о двойной и тройной спирали. Двойная спираль по Эриксону Двойная спираль по Эриксону состоит из двух метафор, включенных одна в другую. Как она создается? Мы начина- ем рассказывать метафору, и это будет первая метафора. Мы ее раскрываем, появляется герой, развивается действие, создает- ся определенная драматизация. Мы доводим повествование до какого-то момента, далеко не до конца, примерно до середины, доводим и прерываем, и с этого места начинаем другую мета- фору. Рассказываем ее полностью, а затем возвращаемся к той точке, на которой прервали первую метафору, и досказываем ее. Что мы получаем таким приемом? Мы получаем очень интерес- ный эффект: бессознательное стремится соединить куски разо- рванной метафоры, а чтобы соединить их ему надо из проме- жутка убрать вторую метафору, и вторая метафора уходит вглубь бессознательного, амнезируется для сознания. Не стоит опасаться, что человек в момент разрыва мета- форы выйдет из транса, наоборот, он входит даже глубже. По- чему? А потому что у него осталась незаконченная метафора, и он единичку внимания оставляет здесь (срабатывает эффект Зейгарник), и ему еще нужно единицу внимания выделить на новую метафору. Кроме того, он не понимает, почему метафо- ру прервали, и это еще и определенный момент замешательства. Как правило, транс здесь даже углубляется, нежели уменьшает- ся. И когда клиент выходит из транса, то помнить он будет то, что было последним, то есть первую метафору. Как должна создаваться структура встроенной метафоры? Во-первых, раз это две разные метафоры, у них должны быть |