Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
237 Сценарная метафора Сценарная метафора — это метафора, рассчитанная на не- сколько сеансов, причем их количество может варьироваться от двух-трех до бесконечности, в зависимости от вашего решения. Она представляет из себя историю, которая продолжается от се- анса к сеансу. Фактически с помощью этой метафоры мы создаем у человека вторую трансовую жизнь, мы создаем развивающееся действие, которое происходит сеанс за сеансом в трансовом про- странстве. Здесь должен быть сценарий, принципиальная идея. Условно можно выделить два варианта развития сюжета. Первый вариант — это принцип сериала, в котором есть об- щий сюжет. Для примера возьмем наши классические сериа- лы «Место встречи изменить нельзя», «17 мгновений весны» и другие. Заканчивается серия, остается что-то недосказанное, в следующий раз следующая серия начинается с того, на чем за- кончилась предыдущая, и так далее. То есть это принцип клас- сического сериала или, как раньше его называли, многосерий- ного фильма в последовательном развитии действия. Второй способ больше напоминает современные сериалы или ситкомы, я еще его про себя называю «кустовым» способом. Есть общее место действия, общие герои, но серии принципи- ально не связаны друг с другом. Каждая представляет завершен- ный сюжет. Каждый раз при погружении в транс начинается действие в одного определенном месте, сохраняются главные герои, их характеры и интересы, могут меняться герои второго плана. Например, это может быть природное место, в котором че- ловек оказался в трансе «путешествие в ресурсное место». Мы можем путешествовать из этого природного места в различные моменты жизни человека, в другие места, раскрывая все больше границы трансовой реальности. Мы можем на фоне этого ме- ста, когда оно становится уже родным, близким, защищающим, проводить важные встречи: с собой маленьким, с собой буду- щим, с членами семьи, то, что мы делаем в семейной терапии. И тогда на фоне этого места происходит какое-то действие. Такой уголок природы может стать вариантом места, с ко- торого все начинается, как плацдарм, из которого можно пу- тешествовать. Чем удобна такая идея? Нам не надо каждый раз тратить усилия для наведения транса. Закрыв глаза, клиент мо- ментально оказывается на своей полянке или берегу моря. Это 238 Глава 7 также удобно для заданий по самогипнозу, поскольку макси- мально используется собственный предыдущий трансовый опыт. При этом две схемы могут совмещаться легко и благополуч- но, так как не противоречат друг другу. В качестве примера можно взять предыдущую метафору. В нашем сеансе у нас были рисунки, у нас был фотограф, у нас был солнечный зайчик с фотиком, и каждый из них свое дей- ствие в этой метафоре завершил. Но я же могу перед выходом из транса сказать, что героям предстоят какие-то другие дела. И продолжение будет следовать. Например, зайчик с фотиком отправились узнавать мир, и это будет другая история. И когда в следующий раз я говорю про солнечного зайчика и фотика, история, начавшаяся в преды- дущей метафоре, продолжается. В трансе индуцируется память прошлого сеанса с героями, которые уже чувственно приняты клиентом, и их история продолжается. Это похоже на развитие идей, заложенных в структуре «1000 и 1 ночи». Там история имеет одну фоновую сценарную мета- фору — про Шахерезаду и царя Шахрияра. Она продолжается в течение всей книги, а на фоне этой метафоры другие так или иначе встраиваются в основную. Получается, что фоновая мета- фора продолжает развиваться, она имеет свой смысл, и продол- жает быть основой для других встроенных метафор. Помните, в этих сказках говорится, что наступает рассвет, и Шахерезада прекращает дозволенные речи. Примерно так же у нас — приходит время возвращаться, завершая сеанс, и дальше мы отправимся в следующий раз. При этом, когда у нас есть фо- новая метафора, которая продолжается, в нее мы можем, как вы уже поняли, встроить практически любые другие метафоры, по- скольку метафора, которая встраивается, никак от фоновой не зависит, и мы здесь совершенно не ограничены. И тогда фоновая метафора служит путем для вхождения в транс, она больше для сознания, но в ней также должен быть свой сюжет. А затем наступает время для перехода в другую метафору. Получаемая конструкция может быть и двойной, и тройной встроенной метафорой, как вы посчитаете нужным. Вас сопровождает память прошлого сеанса. Все сеансы, ко- торые вы проводите, используя фоновую метафору, за счет нее смыкаются, и мы используем тот самый эффект соединения ча- стей из встроенной метафоры, но на более высоком уровне. Тог- да терапия, разделенная на сессии, как будто не прерывается, а Метафоры 239 бессознательное смыкает один сеанс с другим, потому что идет одна и та же тема. И вдобавок мы имеем уже готовое, чуть ли ни автоматически создающееся состояние транса. Вот что у нас мо- жет получаться за счет создания таких многоразовых метафор, которые разделены на несколько сеансов. Но если мы пошли на сценарную метафору, то ни в коем слу- чае не приговорены к тому, чтобы идти только этим путем. Ког- да по каким-то причинам она нас прекращает устраивать, мы ее можем завершить, ничто в этом нам не мешает. Первый вариант сценарной метафоры предполагает опреде- ленную последовательность действий. Например, на первом се- ансе находится ресурсное место. Создавая ресурсное место, мы создаем место, где человеку просто хорошо, где он может под- питаться ресурсами. Во втором сеансе, на фоне этого ресурсного места, напри- мер, строится дом. Создавая дом, мы создаем некое убежище, некое место, которое может его защитить. Место, где он может чувствовать себя, не побоюсь этого слова, как дома, где есть то, что дорого ему и те, кто близок ему. Это метафора внутреннего мира, в котором есть место близким людям. В третьем сеансе, предположим, дом выстроен, и мы занима- емся больше внешним дизайном вокруг дома. Пространство во- круг дома во многом создается для гостей, это метафора созда- ния внешних связей. Дальше, когда все это создано, например, могут быть приглашены гости. И мы создаем ситуации, в кото- рых прорабатываем связи с реальными людьми, какими они мо- гут быть, какими они должны быть и так далее. В кустовой метафоре часто, но не всегда, герой тоже будет один, хотя это не обязательно. Я уже писал, что нередко в ку- стовой метафоре центральное звено вовсе не является централь- ным по смыслу, оно является фоном. Как бы могла развиваться история, если отправной точкой будет вновь ресурсное место. Первая история — путешествие в ресурсное место с метафорой изменений, вторая история, например, о том, как из этого места человек отправляется в путешествие по ручью, который проте- кает через ресурсное место, чтобы посмотреть, как ручей впада- ет в реку, река в море. Третий сеанс, предположим, о том, как на это место прихо- дит семья оленей, у которых есть своя определенная история, подобная семейной истории нашего клиента. И главным героем будет не место, а семья оленей, с их взаимоотношениями. В сле- 240 дующем сеансе я могу вновь пригласить человека отдохнуть в этом месте, закрыть глаза и уснуть, увидев чудесный сон. А сон, как вы понимаете, может быть о чем угодно, в том числе и с другим главным героем. В последующих сеансах клиент может в этом месте помеч- тать о будущем, может вспомнить прошлое, на это место может приехать бродячий театр и устроить там представление, и мно- гое другое. Здесь могут происходить разные ситуации, даже не связанные друг с другом. С одной стороны, кажется, что более правильной является работа в последовательной метафоре, с последовательным раз- витием. Но на самом деле мы имеем дело с двумя принципиаль- ными стратегиями терапии. Мы либо берем клиента целостно и ведем по этапам изменения последовательно. Либо мы стараем- ся от его проблем отхватить разные кусочки. И получается, если для первой идеи близка последовательная структура, то для вто- рой — кустовая. С точки зрения бессознательного, как ни удивительно, но может быть правильней вторая. Бессознательное обычно не об- ладает цепочечной логикой. У него есть логика, но она своя, не- последовательная. Вы ее хорошо можете проследить по снам, когда из одного сновидения начинается другое, затем третье, но понять вы ее не сможете. Последовательная цепочечная логи- ка — это логика сознания. Метафоры разнообразны, но они настолько близки бессоз- нательному, что являются главной силой психотерапии. 241 Глава 8 ГИПНОАНАЛИЗ КАК ПОИСК В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ Понятие о гипноанализе Под термином «гипноанализ» сейчас понимают использова- ние техник гипноза для выявления причин имеющихся у чело- века проблем. Впервые термин гипноанализ появился еще в 1920-е годы, когда развитие психоанализа фактически отрывало его от гип- ноза. Но стало понятно, что психоанализ — это длительная технология, и стали появляться попытки ускорить процессы, происходящие в психоанализе, в частности для этого стал при- меняться гипноз. И именно сочетание гипноза с психоанализом и стало называться гипноанализом. Это существенно позволя- ло сократить продолжительность психоанализа, но достаточно широкого распространения методика не получила. Чаще всего вместе с гипнозом использовались свободные ассоциации, ис- следования сновидений, введение в возрастную регрессию, трав- матические воспоминания, автоматическое письмо или рисунок. Сейчас под гипноанализом понимают исследование прошлого человека, которое связано с сегодняшней проблемой. Такое ис- следование производится в трансовом состоянии, с использова- нием приемов возрастной регрессии. Однако это не возрастная регрессия в приятные воспоминания, а по аналогии можно ска- зать, что это возрастная регрессия в неприятные воспоминания. А значит, мы заведомо должны предполагать, что можем таким образом проводить клиента в травматическое воспоминание, что будет для него крайне неприятным. Такое сопровождение жела- тельно проводить с использованием техники безопасности. Как правило, приемы гипноанализа сочетают в себе и диа- гностику, и терапию, поскольку главной задачей гипноанализа является поиск причин сегодняшней проблемы, но нельзя оста- вить найденную причину без разрешения. И поэтому вторым этапом гипноанализа должна быть терапевтическая проработка найденного события. 242 Глава 8 Если понимать гипноанализ еще шире — как всю диагно- стику состояния человека, а не только прямое нахождение причин произошедшего с ним — значит можно использовать и различные проективные методы диагностики, которые дают нам информацию о психоэмоциональном состоянии личности клиента, позволяя делать выводы и направлять в дальнейшем терапию. Как правило, когда в работе мы используем различ- ные проективные методы, нам будут интересны результаты, по- лученные в результате такого транса, и он не обязательно будет продолжаться в терапевтическую плоскость именно на этой сес- сии. Но, безусловно, полученный результат будет иметь послед- ствия для дальнейшей работы. Гипноанализ нужен нам для выявления причин проблем, ко- торые мы не можем найти в бодрствующем состоянии, в состоя- нии чистого сознания, либо подтвердить наши версии, которые мы имеем, исходя из анамнеза жизни человека. Гипноанализ может начинаться с первых встреч с клиентом, однако следует учитывать, достаточно ли у клиента ресурсов, чтобы справиться с найденным травматическим материалом. Если их недостаточ- но, следует начинать работу с ресурсных трансов. Как правило, человек приходит к нам не просто так, его что- то привело. У него есть симптом или несколько симптомов, ко- торые его беспокоят. Скорее всего, этот симптом возник не се- годня, и человек уже пытался справиться с ним самостоятельно с помощью отдыха, лекарств, советов друзей и чего-то еще, но это оказалось безрезультатным, и таким образом он оказывается у нас на приеме. Мы должны понимать, что такой симптом — это ни что иное, как сигнал из бессознательного, который не поддается контролю, вытеснение оказалось неэффективным, и симптом прорвался через кордоны защитных сил. Это может означать две вещи: либо осла- бели защитные силы, либо симптом оказался сильнее, нежели чем на то рассчитывали защиты клиента. Но даже в этом случае, как правило, симптом проявляется в недифференцированной форме. Симптомом могут являться неясные, дискомфортные ощущения в области тела, с которых часто начинается визит к терапевту, поступ- ки клиента, совершенные им по непонятным ему причинам, появ- ление соматических заболеваний, начало которых заставляет запо- дозрить психосоматику, тревожащие сны и многое другое. Если использовать ресурсные трансы, то существует боль- шая вероятность, что полученные ресурсы психика обратит на Гипноанализ как поиск в бессознательном 243 то, чтобы защититься от симптома и закрыть его. Формально это будет означать излечение, поскольку симптом перестал беспо- коить человека. Является ли это истинным излечением, сказать трудно, потому что можно предположить, что полученные ре- сурсы позволили закрыть брешь в защите, и симптом снова вы- теснен в бессознательное. Но это не значит, что он исчез полно- стью, а, скорее всего, при подходящем случае он появится вновь. Это может быть связано с какими-то бытовыми неурядицами, простудными заболеваниями, интенсивной работой. И поэтому психотерапевт, каждый раз сталкиваясь с симптомом, становит- ся перед выбором: работать непосредственно на исчезновение симптома или выявлять смысл, механизмы возникновения и поддержания этого симптома, которые стоят за ним. Об этом мы поговорим позже, когда будем рассматривать стратегии терапии. Гипноанализ предполагает, что симптом является той самой ниточкой, которая ведет к основе проблемы человека, к тем собы- тиям в его жизни, которые оказались для него неразрешимыми, в результате которых поменялось его отношение к себе и к миру. Если гипноз исследует прошлое, то прежде всего для поиска причин, с чего началась данная проблема, что привело ее к дан- ному человеку, кто принес эту проблему в жизнь человека, ка- ким образом она там создалась, каким образом поддерживалась и поддерживается сейчас, какими ракушками, как днище кора- бля, который долго был в плавании, обросла. Гипноанализ — это исследование бессознательного, которое проводится на фоне гипнотического состояния. Если мы ис- пользуем гипноанализ, то будет необходимо исследовать и про- межуточные этапы проблемы, и самый первый этап, с которого начинается то или иное поведение, то или иное состояние че- ловека. Это будет сложно, потому что первичный опыт обыч- но заложен в каком-то раннем возрасте. Это не стопроцентное правило, но, тем не менее, большинство опыта закладывается в состоянии «чистого листа», то есть ничего подобного в жизни у человека до этого момента не было. Такое состояние очень часто бывает в возрасте до трех лет, причем преимущественно в возрасте до года, а иногда возникает предположение, что мы заходим даже в дородовый период. И это самые сложные случаи. Очень часто здесь лежат корни таких проблем, как неуверенность человека в своем праве на жизнь. Ну, когда мама сомневалась, делать аборт или нет, а если еще, не дай Бог, сходила на этот аборт, но он оказался неудачным, вот 244 Глава 8 такой человек нередко будет сомневаться вообще в своем пра- ве на жизнь, он будет часто стараться заслужить это право перед окружающими. Чем больше сфер жизни пронизывает та или иная проблема человека, тем раньше она появилась в его жизни. Психодинамическая идея, на которой базируется гипноана- лиз, предполагает трансформацию личности. Гипноанализ — это только диагностика, следом за ним должно обязательно прийти воздействие, которое должно быть направлено не толь- ко на работу с травмой в прошлом, но и на исправление тех по- следствий травмы, которые есть на сегодняшний день. Использование возрастной регрессии для гипноанализа Гипноанализ проходит на фоне погружения в прошлое, и по- этому он напрямую связан с возрастной регрессией. В предыду- щих главах мы рассматривали возрастную регрессию в контек- сте тех положительных воспоминаний, которые будут давать человеку возможность ощутить свои внутренние силы. В случае гипноанализа возрастная регрессия принципиально меняется по своему смыслу, потому что здесь мы идем в воспоминания, но, безусловно, неприятные, причем сила этих неприятных вос- поминаний может быть непредсказуема. Даже если кажется, что проблема человека в сегодняшнем времени не так тяжела и нет никаких сознательных оснований беспокоиться о тяжелом прошлом клиента, все равно мы не- ожиданно можем попасть в очень серьезное воспоминание с сильной интенсивностью переживаний. И это будет говорить только об одном — защитные силы клиента были достаточно сильными и умелыми, чтобы вытеснить такое воспоминание. Гипноанализ будет напрямую связан с поиском неприятных воспоминаний различной интенсивности, и лучше будет изна- чально рассчитывать на значимую величину негативных эмо- ций, которые могут их сопровождать. Возрастная регрессия в случае гипноанализа также будет от- личаться тем, что мы будем идти против сил, которые вытес- няют неприятные воспоминания. Получается, какая-то часть клиента, которая защищает его, будет активно мешать и сопро- тивляться нашим поискам. И только в том случае, если защиты истощены, такое сопротивление будет небольшим, незначи- тельным. Гипноанализ как поиск в бессознательном 245 Возрастная регрессия может происходить практически в лю- бой момент времени, хотя, как правило, можно предположить, что чем более объемна проблема в жизни человека, тем в более раннем возрасте начались эти проблемы, и следует искать ис- точник этих проблем в далеком детстве. Сейчас уже никого не удивляет, что проблемы могут быть найдены в раннем детском возрасте, а иногда даже в дородовом периоде, хотя, разумеется, у нас едва ли могут быть доказатель- ства, которые будут объективно подтверждать подобную инфор- мацию. Но для нас важно понимать, что проблема в большин- стве своем субъективна, и поэтому мы успешно можем работать даже с субъективной информацией, которую не можем объек- тивно подтвердить или опровергнуть. Возраст, в который происходит регрессия, не всегда совпада- ет с биографическими данными. И скорее всего, это происходит из-за непонимания бессознательным астрономического време- ни и возраста человека. Попадая в проблемное воспоминание, он не идет туда с календарем в руках. По-видимому, в момент проникновения в базовое воспоминание бессознательное и со- знание человека обмениваются информацией, которая старает- ся подтвердить наличие этого воспоминания и каким-то обра- зом стандартизовать его, то есть определить, когда, где и с кем это было. Но следует подчеркнуть, что информация все равно субъективна, и очень вероятны случаи, когда, например, бес- сознательное человека говорит, что это воспоминание было в 4 года, а сознание упорно относит его к 6 годам. В большинстве случаев нам не важен биографический воз- раст человека, а важны его переживания, поэтому гораздо более значимую информацию мы получаем от бессознательного, мы сотрудничаем и работаем в первую очередь с ним. Для глубокой возрастной регрессии в большинстве случаев нужны будут более глубокие погружения в транс, чем требовались для проведения ресурсных трансов, поэтому следует вспомнить приемы углу- бления транса, которые могут здесь помочь. Как правило, не стоит торопиться в продвижении по трансу для его углубления. Напомню, что большинство людей в транс входят не момен- тально, а достаточно постепенно, и плавное сопровождение их, как правило, способно привести нас к действительно глубоким трансовым состояниям, которые облегчают гипноанализ. Учитывая, что гипноанализ скорее всего будет сопряжен с неприятными эмоциями, мы должны обеспечить нашему кли- |