Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Окружение

  • 3. Обучающие ситуации

  • 4. Бессознательные процессы

  • Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
    Дата04.12.2022
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
    ТипРуководство
    #826666
    страница26 из 45
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   45
    204 Глава 6
    до того момента, когда человек не почувствует себя освободив- шимся от негатива.
    Следует учесть, что это ситуативная экстренная работа, и мы теперь имеем информацию о травматической проблемной ситуации, которая всплыла, а убрав эмоции, мы не убрали си- туацию. Предположительно на следующем сеансе нам придется возвращаться и все равно прорабатывать ее. А если негативное переживание сильное, то возможно нам потребуется время, что- бы подготовиться к проработке, но все равно проработка этого переживания неизбежна.
    Мы используем здесь основные принципы гипнотической работы: диссоциация от негативного состояния, контакт и ис- пользование ресурсов, чтобы справиться с негативным пережи- ванием и создать у себя позитивное состояние.
    Возрастная прогрессия
    Возрастная прогрессия имеет под собой идею переноса в будущее. В отличие от возрастной регрессии, прогрессия пред- ставляет из себя фантазию. Она больше опирается на желания клиента, хотя, безусловно, будущее состояние строится и с по- зиции настоящего, то есть используются какие-то блоки ин- формации, которые у человека уже есть.
    Возрастная прогрессия имеет множество разных вариантов.
    Например, широко известен прием Эриксона, когда он давал возможность человеку в трансе ощутить себя через некоторое время (как правило, не очень большое — порядка 3 месяцев) в состоянии, которое человек будет испытывать, находясь в этом времени. А затем как будто начинал откручивать время назад так, что человек в обратном порядке делал те же шаги, по кото- рым он пришел к цели, которая будет через 3 месяца. Последу- ющая установка на амнезию заставляла сознание забыть об этом плане, но бессознательное уже имело для себя путь развития и реализовывало его. Такое развитие возрастной прогрессии мож- но оценить, как решение проблемы, поиск решения.
    Возрастная прогрессия не обязательно должна быть ресурс- ным трансом, потому что ее основной смысл заключается в ощущении себя в будущем. Но чаще всего, когда речь идет о ре- сурсном трансе, предполагается даже не конкретная дата в бу- дущем, а конкретное состояние, которое для человека символи-

    Наведение ресурсных трансов 205
    зирует выход из проблемы. Получается, что основным в такой возрастной прогрессии является не время, когда это произой- дет, а достигнутое состояние.
    Когда человек говорит о своей проблеме, как правило, это оз- начает, что у него есть понимание, каким должно быть желаемое состояние. И даже если этого понимания нет на сознательном уровне, оно есть в бессознательном. То есть транс, связанный с возрастной прогрессией, когда она используется в ресурсном ключе, фактически не связан с конкретным временем, но мы рассчитываем, что человек получит конкретное состояние, ощу- щения, мысли, чувства, эмоции, которые для него желательны.
    Опираясь на это, транс происходит следующим образом.
    За наведением транса, которое может проходить как без отсут- ствия внушения некого места встречи, так и на фоне какого-либо ресурсного места, возможно из предыдущего транса, мы предла- гаем клиенту встретиться с собой будущим. Именно не создать себя будущего, потому что тогда в работу включилось бы созна- ние, а встретиться с собой будущим, то есть эту функцию мы перекладываем на бессознательное. При этом важно указать, что встретиться с собой будущим, который уже имеет нужное состоя- ние, который уже решил свои задачи, который избавился от про- блемы, то есть мы направляем мысли клиента на ресурсный лад.
    Я предлагаю увидеть себя будущего, внимательно разглядеть его, подойти ближе, установить контакт. При этом контакт — не про- сто диалог, хотя это тоже вариант контакта, и мой клиент в ходе транса может спрашивать своего двойника из будущего о том, как он себя ощущает, о том, что сейчас происходит в его жизни, и даже о том, каким путем он достиг такого состояния. Но здесь может быть важен телесный контакт: прикосновения, объятия между двумя ипостасями клиента: сегодняшней и будущей.
    И именно в момент такого контакта появляется ощущение, что действительно второй существует. И нередко в процессе кон- такта я предлагаю через данный контакт перейти в тело будуще- го, то есть диссоциироваться от сегодняшнего состояния и пере- йти в состояние будущего. Когда это происходит, можно глазами будущего посмотреть на себя сегодняшнего, увидеть то, что, мо- жет быть, человек сегодняшний не видит в себе. Но при этом са- мое главное — ощутить кинестетику будущего, как будущий себя ощущает, какие эмоции есть у него. Возможно, я предложу чело- веку осознать, какие мысли сейчас ходят у него в голове, и, воз- можно, именно в этот момент я предложу ему «вспомнить», как

    206
    он от настоящего состояния дошел до такого будущего, то есть вспомнить этапы достижения. Я могу предложить ему также по- нять, что сейчас (в будущем) окружает его в обычной жизни, ка- ковы его отношения с другими людьми, каковы его успехи, ка- ковы его планы на последующее будущее сейчас.
    После осознания и стабилизации такого ощущения себя в будущем я могу предложить установить более плотный контакт с сегодняшним, чтобы помочь сегодняшнему, дать ему необхо- димые силы и ресурсы. Как правило, устанавливается энергети- ческая «пуповина», через которую ресурсы от будущего субъекта идут к настоящему. И затем я предлагаю вернуться в состояние настоящего и ощутить приток, приход ресурсов, ощутить, как эти ресурсы поступают и сохраняются где-то внутри. Таким об- разом происходит и контакт с ресурсами, и их накопление, что- бы затем они могли быть использованы в реальной внешней жизни, в том числе и для реализации плана, который теперь есть, для изменений.
    Когда мы считаем, что такой процесс настроен и происходит, и наличие ресурсов становится явным, мы можем переходить к переориентации, то есть к возвращению из состояния транса. Но очень важно и в ходе становления такой энергетической «пупо- вины», и в дальнейшем настаивать на ее автоматизме, то есть от- носить ее к бессознательному. И тогда во время выхода из транса я могу давать внушение, что процесс принятия ресурсов будет продолжаться даже без участия сознания, и даже если сознание забудет о нем. Он будет продолжаться автоматически. Более того, эта «пуповина» еще носит определенный притягивающий характер, как будто она обладает эластичностью, и она дает воз- можность человеку притягиваться к своему будущему желаемому состоянию за счет подобных эластических феноменов.
    В качестве домашнего задания можно дать задание по само- гипнозу, когда клиент, самостоятельно входя в транс, отслежи- вает, как происходит движение и процессы в его энергетической
    «пуповине». Он может вновь входить в себя будущего, чтобы под- питываться ресурсами, задавать себе будущему какие-то уточня- ющие вопросы или просто наслаждаться этим состоянием, убеж- даясь в возможности и в желательности будущего состояния.

    207
    Глава 7
    МЕТАФОРЫ
    Терапевтические метафоры — один из главных видов внуше- ний, которые мы используем, даже не отслеживая этого. Язык транса, язык беседы с клиентом настолько метафоричен, что это привычное речевое взаимодействие. Напомню три основ- ных компонента, которые считаются необходимыми и доста- точными для работы в гипнозе.
    1. Запрос клиента, то есть цель, которую человек ставит пе- ред собой,
    2. Состояние транса,
    3. Внушение, представляющее из себя метафору изменений.
    Почему метафора является одним из главных видов рабо- ты в эриксоновском гипнозе? Во-первых, потому, что по своим свойствам она очень хорошо подходит к той структуре, с кото- рой мы работаем, — к бессознательному. Метафора обладает свойством передачи чувственных категорий: образов, звуков, ощущений, а это и есть язык бессознательного. Во-вторых, ме- тафора — это цельный объемный рассказ, а одним из свойств бессознательного является стремление к объединению частей в целое, стремление к нахождению общего или, если говорить философскими категориями, стремлением к синтезу. В проти- воположность этому, у сознания больше стремление к анализу.
    Есть еще одно свойство, которое делает метафору очень близкой к понятию транса. Ведь транс — не что иное, как созда- ние иной реальности, диссоциация от сегодняшнего настояще- го состояния. Вот и получается, что метафора таким целостным рассказом и предполагает создание иного состояния, создание иной реальности, в которую человек идет в трансе.
    Создается интересный круг: метафора может породить транс, а транс улучшает восприятие метафоры. Получается, что мета- фора сама по себе предполагает возможность создания трансово- го состояния и работы с ним, даже если это только разговорный, естественный транс. Такой базовый уровень транса при создании иной, трансовой реальности, мы уже получаем благодаря метафо- ре, и это дает возможность, например, работать с сопротивляющи-

    208 Глава 7
    мися субъектами. А на фоне наведенного транса метафора воспри- нимается более чувственно, ярко, действует более эффективно.
    Приблизительно слово «метафора» можно перевести как «ино- сказание», а буквальный перевод слова — перенос, переносное значение. Метафора способна описать состояние человека иным языком. Она способна описать человека способом, не до конца понятным сознанию, хотя для сознания есть свои элементы ме- тафоры. Для сознания есть картинки, для сознания есть сюжет, и сознание заинтересовано следует ему. Но в метафоре есть не только сюжет, в ней главное — смысл, или правильнее, смыслы.
    И многозначность метафоры очень хороша. Сознание занимается сюжетом, который в ней присутствует, красивым описанием, ин- тересным действием. Бессознательное работает и воспринимает свои потаенные смыслы, которые содержаться в метафоре.
    Существуют разные виды метафор, хотя, безусловно, они все способны соединяться друг с другом. Самая простая метафора, ко- торая нередко присутствует уже в рассказе человека — метафора сравнения. Метафора сравнения имеет очень простую структуру, фактически она описывает состояние или явление сравнением «как что-то». Как в известном фильме: «Стоим здесь, как три тополя на
    Плющихе». Метафора сравнения обычно достаточно короткая, но в то же время очень емкая. Она сразу представляет какой-то харак- терный образ, какое-то понятное состояние и становится намеком, который мы определяли как один из вариантов внушения. Неред- ко такую метафору дает сам клиент. Это показывает его готовность функционировать в трансовом состоянии. Метафора — это поня- тие уже бессознательное, это понятие, которое пришло в сознание из бессознательного для того, чтобы обобщить имеющийся опыт.
    Метафора стремится к обобщению. Чтобы пояснить сознанию, что такое три тополя на Плющихе, надо будет говорить о том, что стоим на видном месте, все смотрят, есть в этом состоянии какое- то одиночество, напряженность и т.д, и т.п. А бессознательное объ- единяет информацию и выдает общую идею, которая очень под- ходит человеку, на его бессознательном языке. Когда человек дает такие метафоры, помимо того, что он готов общаться на бессозна- тельном языке, на бессознательном уровне, они, в конечном итоге, являются ключевыми словами. Мы можем метафору сравнения, да и любую метафору, которую дает человек, расценивать как клю- чевые слова. Возможно обсудить с клиентом его определение, ис- пользуя слова, который он нам дал. Мы можем обсуждать и дере- вья, которые стоят, и как давно они здесь стоят, и что им хочется.

    Метафоры 209
    Самое главное, что метафору сравнения при желании доста- точно просто трансформировать в терапевтическую метафору, то есть создать из метафоры сравнения, которую дал клиент, ме- тафору терапевтическую, которая уже будет представлять собой сформированное внушение.
    Естественно, что метафоры сравнения могу давать и я, как терапевт. Они могут тогда носить диагностический характер, вбрасывание идей, зондирование. С одной стороны, это также информация для двух структур: сознания и бессознательного.
    Для сознания это способ аналитического сравнения, для бес- сознательного это будет призывом открыться, откликнуться и тоже, наверное, сравнить, но на более глубоком уровне, на уровне внутреннего подобия, потому что, так или иначе, мы бу- дем всегда в метафоре использовать подобие.
    Терапевтические метафоры
    Терапевтические метафоры так же, как всю работу в гипнозе, можно разделить на две части: присоединение и ведение. Это не- обходимо, чтобы человек воспринял метафору как подобную себе, и главным принципом метафоры является сходство. Мы должны вначале создать феномен подобия или изоморфизма, создать исто- рию, в которой человек, а самое главное его бессознательное, оты- щет подобие себя. И тогда метафора будет интересна и воспринята, потому что рассказ идет о самом клиенте. Хотя ясно, что главным героем метафоры может быть не только человек, может быть и рас- тение, и животное, явление природы, все что угодно. Но когда мы говорим о растениях, животных, явлениях природы, мы будем на- делять их человеческими чертами: характерами, интересами, жела- ниями, потребностями. Когда мы берем какой-то субъект, который отличается от человека, мы будем вынуждены наделять его челове- ческими чертами, как раз для того, чтобы создавать подобие.
    Структура терапевтической метафоры
    Структуру терапевтической метафоры условно можно поде- лить на три пары взаимосвязанных элементов, то есть структура ее носит парный характер.

    210 Глава 7
    Первую пару составляют два субъектно-объектных элемента.
    1. Герой
    Первый элемент — это герой, главный участник метафоры.
    Согласно условиям подобия, герой должен быть подобен наше- му клиенту. В герое должны быть какие-то черты, которые да- дут возможность клиенту узнать в нем себя. Причем здесь важно не сознательное узнавание (сознание может даже помешать), а именно бессознательное опознание подобия. Поэтому с точки зрения узнавания важно, чтобы у героя похожими были пре- имущественно бессознательные процессы, то есть стремления, желания, надежды, мечты, потребности, нежели чем внешнее подобие: сходный возраст, семейное положение, такой же про- блемный ребенок и т.д.
    Вовсе необязательным является биографическое подобие.
    Лучше, если подобие будет глубинным, потому что нам важно, прежде всего, бессознательное подобие. Герой является центром повествования, вокруг него развивается действие. И естествен- но, что герой находится не в безвоздушном пространстве, будет вторая сторона, второй элемент пары, связанный с героем.
    2. Окружение
    Вторая сторона — это окружение — те, кто (что) окружают героя. Если речь идет о человеке, то здесь может быть и семья, и друзья, и сотрудники, сослуживцы, но могут быть и животные, растения, явления природы и т.п. Даже если это не люди, части окружения в метафоре очеловечиваются, т.е. наделяются чело- веческими качествами.
    Окружение можно поделить на 3 категории.
    1. Окружение, которое благоприятно для героя, оно на его стороне.
    2. Окружение, которое противодействует, враждует с героем.
    3. Нейтральное окружение, которое может играть роль бу- фера, балласта.
    Обычно в метафоре нейтральное окружение либо отсутству- ет, либо на него не обращается внимание. Почему? Для того, чтобы метафора начала работать, должно быть эмоциональ- ное взаимодействие между героем и его окружением. Поэтому обычно в роли окружения в метафоре используются две первые категории: противники и союзники.
    Окружение героя символически напоминает окружение кли- ента в реальном мире. Оно ассоциативно совпадает по внутрен-

    Метафоры 211
    ним и внешним критериям, дает возможность клиенту узнать своих близких.
    Это как условие в математической задаче: то, что дано вна- чале, — герой и окружение. В метафоре все начинается как при- соединение. Но для того, чтобы началось развитие, мы должны из стоп-кадра, который представляет собой героя и окружение, сделать какое-то действие, потому что в жизни стоп-кадров не бывает. И когда начинается действие, выплывают элементы вто- рой пары, определяющей сюжет.
    3. Обучающие ситуации
    Первый элемент второй пары — больше внешний — это си- туации, которые происходят в общении между героем и окру- жением. Поскольку эти ситуации несут в себе некий смысл, их называют обучающими ситуациями. Обучающие ситуации должны чему-то научить человека, но это внешний слой. Со- знательное действие, поведенческое реагирование, война, мир, дружба, любовь, ненависть — это все внешний слой. Задача об- учающих ситуаций, переходящих из одной в другую, создавать необходимый фон для научения. Обучающие ситуации создают- ся и внешним окружением, и самим клиентом, который опира- ется в своих действиях на свои убеждения, ценности, интуицию.
    Обучающие ситуации вначале соответствуют критериям при- соединения, описывая то, что было и есть в реальной жизни че- ловека, а затем следующие обучающие ситуации придумываете вы, делая их внушением. Но скорее всего они будут не совсем придуманы. Это уже было в жизни человека, но я могу давать им иное продолжение, экологичное решение. Например, кон- фликты с людьми, которые были, скорее будут продолжаться до определенного времени, но герой будет в них испытывать иные чувства, демонстрировать иное поведение. Но я могу вве- сти и обучающие ситуации, отличающиеся от привычной жиз- ни: встречу с человеком обладающим важным знанием, падение звезды, готовой исполнить загаданное желание и т.д.
    4. Бессознательные процессы
    Второй элемент пары является более глубоким — обучающие ситуации чему-то учат, они поэтому называются обучающими. И поэтому основным является более глубокий уровень — это про- цессы, которые идут в бессознательном. Они становятся воз- можными благодаря двум силам: внутренней мотивации и внеш-

    212 Глава 7
    ним посылам, приходящим через обучающие ситуации. При этом, безусловно, мотивация — так же бессознательный процесс.
    Во взаимодействии обучающих ситуаций и бессознательных процессов в первую очередь реализуются два элемента, которые часто встречаются в гипнозе — присоединение и ведение. Мы начинаем метафору с присоединения, указывая обучающие си- туации, которые уже были в жизни клиента, и которые мы пере- кладываем на метафорический лад. И бессознательные процес- сы, желания, стремления, о которых я узнал или предположил в беседе, становятся началом метафоры. Но затем присоединение переходит в ведение, а ведение — это уже внушение, куда долж- ны пойти бессознательные процессы клиента и к чему привести.
    Обучающие ситуации и бессознательные процессы — это аб- солютно связанные между собой элементы. С человеком проис- ходит некое событие, что-то эмоциональное, оно отражается в его бессознательном и приводит к какой-то продукции бессоз- нательного. Золушка, которую не пускают на бал (обучающая ситуация), и которая принимает решение, что вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь (бессознательные процес- сы). И приняв это решение, она едет на бал (новая обучающая ситуация, которая приведет к новым бессознательным процес- сам). То есть все развивается эволюционно, по спирали: внешний фактор — внутренний. Внутренний фактор приводит к после- дующему действию, происходящему вовне. Результат действия становится опытом и уходит на бессознательный уровень, ста- новится бессознательным процессом, создавая основу для новой ситуации. Все происходит в связке. Но поскольку мы в гипнозе в основном работаем на интересы бессознательного, очень важно большое значение уделять именно бессознательным процессам.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   45


    написать администратору сайта