Главная страница
Навигация по странице:

  • Шаги транса «Альбом с фотографиями»

  • 1. Конфликт (внутриличностный)

  • Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
    Дата04.12.2022
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
    ТипРуководство
    #826666
    страница34 из 45
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   45
    269
    есть мысли, представления, которые направлены и ориентированы
    на будущее. Получается, что сейчас для вас могут связаться три
    времени вашей жизни. Три динамичных времени. И по мере того,
    как глаза закрываются, вы можете расслабляться и одновремен-
    но, возможно, чувствовать движение времени. Движение, кото-
    рое происходит каждую секунду, с каждым моим словом, которое
    может проходить сквозь вас. Движется время, которое отдаляет
    прошлое и приближает будущее. Но самое удивительное в этом со-
    стоянии, которое мы создаем, — это свойство, способность оста-
    новить время. Остановить, иногда повернуть вспять, иногда за-
    ставить идти вперед быстрыми шагами.
    Наверно, у каждого человека есть способ остановить свое вну-
    треннее время, течение своей жизни, остановить и запомнить.
    И чаще всего это очень простой способ, который есть у многих. Это
    альбом с фотографиями, который есть в семье, который может
    быть у каждого. И я попрошу сейчас увидеть совсем другой альбом,
    отличающийся от того, который есть у вас в реальной жизни, по-
    тому что это альбом вашего собственного времени. Я не знаю, за-
    хочется вам плакать или захочется улыбаться. Это ваше право.
    Наверно, многое будет зависеть от того, что найдется внутри. Но
    вначале это просто альбом. Может быть, толстый, может быть,
    тонкий, который лежит перед вами, и вы можете видеть его об-
    ложку, его корешок, давая себе возможность решить, нужно ли вам
    идти туда, смотреть в него. И может быть, для начала я предложу
    вам представить, как будет выглядеть фотография этого момен-
    та: сегодняшнего времени. Как будто вспышка — и готова фото-
    графия вас теперешнего. И затем ваши руки открывают альбом
    на первой пустой странице, потому что предыдущие заполнены.
    И это будет страница сегодняшнего дня. И на нее можете накле-
    ить, в нее положить или поместить каким-то иным образом эту
    фотографию сегодняшнего момента. А затем можете начать пере-
    листывать альбом назад. И какие-то фотографии будут большими,
    цветными, яркими, а какие-то — маленькими, черно-белыми. И где-
    то будет хотеться перелистнуть не одну страницу, а несколько,
    как будто они слиплись, склеились. И может быть, на каких-то
    страницах окажутся пустые места, как будто нет фотографий
    того времени. Дальше и дальше, до самой первой страницы, до самой
    первой фотографии. Пролистывая то, что хочется пролистнуть, и
    задерживаясь там, где хочется задержаться, разрешая себе смот-
    реть и не смотреть. И так Вы доходите до самой первой фотогра-
    фии, с удивлением и интересом, разглядывая себя на ней.

    270 Глава 8
    А затем руки могут медленно и внимательно, страница за
    страницей начать листать обратно: от самой первой фотогра-
    фии к фотографии сегодняшнего дня. Страница за страницей, от-
    мечая разницу в снимках, решая открывать ли страницы, которые
    могут стремиться остаться закрытыми, и понимая, что может
    быть там. И, возможно, фотографии уже меняют свой цвет, раз-
    мер и даже ракурс, в каком сделан снимок.
    И понимая важное для себя, вы доходите до сегодняшней стра-
    ницы, с удивлением замечая, что последняя фотография сегодняш-
    него времени уже другая. Ведь прошло время с момента начала, и
    настал черед другой фотографии. И важно, что дальше уже по-
    являются контуры следующих снимков, фотографий завтрашне-
    го дня. И Вы можете заинтересованно предположить, что будет
    дальше. Но это дело грядущего.
    И тогда Вы можете закрыть альбом, отложить его, рассла-
    биться и погрузиться глубже, давая себе время, принять все, что
    узнали на глубоком уровне себя. Побудьте в этом состоянии сколь-
    ко нужно, а затем с удобной для себя скоростью можете прихо-
    дить во внешний мир сегодняшнего дня, который уже готовиться
    перейти в завтрашний.
    Шаги транса «Альбом с фотографиями»
    Транс подходит как для индивидуальной работы, так и для ра- боты с семейными проблемами. Сейчас я предложил вариант для исследования индивидуальной истории — альбом в этом случае доходит, как правило, до первых фотографий жизни человека.
    Нередко это фотографии, которые есть в реальности. Человек не помнит себя в самом раннем детстве, и здесь он обычно визуали- зирует фотографии, которые реально есть. Если речь идет о се- мейном альбоме, то альбом создается в зависимости от того, какая семья пришла на терапию. Если это супружеская пара, то первой фотографией может быть фотография свадьбы, либо фотографии знакомства. И там, и там все равно есть рождение, но вопрос: рождение отношений, рождение человека… Если это многопоко- ленная семья, то там могут быть фотографии, которые были еще до рождения клиента, то, как он представляет свою семью.
    Процесс начинается с фотографии сегодняшнего дня. Вы можете сфокусировать внимание человека, когда это личный альбом, на фотографии себя, а когда это семейная фотография, вы можете обратить его внимание на то, как расположились

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 271
    члены семьи на этой фотографии, кто где стоит, позы, выра- жения лиц и т.д. Можете создать в трансе эффект подготовки к фотографированию: как они собираются, становятся, стараясь создать нужное выражение лица, нужный ракурс, поворот тела.
    В этом случае я могу обыграть следующий феномен: фото- графия делается, но когда она проявляется, оказывается, что на ней может быть иное расположение людей, иное выражение лиц, нежели то, которое предполагалось. Первая фотография — маска, которую они надевают для фотографирования и носят в жизни. А полученная фотография показывает реальность, как оно есть на самом деле. Вместо улыбки может быть оскал, вме- сто любви ненависть.
    Полученную фотографию вкладываем на первую свободную страницу, все предыдущие заняты, и клиент начинает перели- стывать альбом с сегодняшней страницы назад. Это момент ис- тины для клиента. И я предполагаю, что он может столкнуть- ся с не очень радостными воспоминаниями. И поэтому я могу ему предлагать пройти эти моменты диссоциированно. Я гово- рю, что он может перелистывать не одну страницу, а когда ему нужно — две-три, на одних страницах может задерживаться, а другие — перелистывать быстро. И фотографии могут быть разными: цветными, черно-белыми, большими, маленькими.
    Подобная разница в качестве фотографий может менять отно- шение к ним. Это возможность для человека ослабить воспоми- нания о негативных событиях и усилить приятные воспомина- ния. Я даю возможность не ввалиться в проблему, а опознать ее для себя, понять, что она есть.
    Итак, он доходит до самой первой фотографии. В подавляю- щем большинстве случаев она хорошая. А затем уже начинается прямой просмотр, тщательный и педантичный, сопровождаю- щийся возможным изменением проблемных фотографий.
    Если клиент чувствует, что он с этим событием так просто справиться не может, следует перелистывать. Мы вернемся к найденному событию позже. Еще я могу ввести следующий ва- риант защиты: в старых книгах по искусству была полупрозрач- ная папиросная бумага, которая прикрывала страницы с карти- нами. Раньше были и альбомы для фотографий с такой бумагой, она позволяет видеть только контуры изображения, если смо- треть через нее. Такой прием помогает избежать возможности воспринять негативно ту или иную ситуацию. После транса, в беседе мы можем обсудить, были ли такие страницы.

    272 Глава 8
    Бывают ситуации, когда фотографий нет, есть пустые места.
    Как правило, это то, с чем клиент не хочет встречаться. Таким образом присутствует диагностика напряженных моментов.
    Если есть моменты, которые он может реставрировать, из- менить, то я предлагаю сделать это сразу. В этом трансе есть не только диагностика, но и возможна работа. Тем более, что транс у нас заканчивается не той фотографией, с которой мы начина- ли, а я говорю, что время уже прошло, и та фотография, с ко- торой начинали (она может быть проблемной фотографией, потому что начиналось с проблемного состояния), — это уже прошлое. И он может сделать новую фотографию сегодняшнего дня, сегодняшнего времени.
    Кроме того, за этой фотографией, на следующих страницах альбома, могут проявляться контуры фотографий будущего.
    Это планы, выводы, которые он делает, чаще всего позитивные.
    Они поддерживают изменения, которые он произвел рань- ше, или которые хочет произвести. Затем альбом закрывается, помещается в какой-то укромный уголок. Если до этого был транс с домом, который будет описан ниже, он может поме- стить этот альбом в свою комнату. Если дома нет, он может хра- нить его где-то в глубине себя. Или представить, как отправ- ляет альбом в свою реальную квартиру, в свой реальный дом.
    Выходим из транса, затем обсуждаем, принимая решения для дальнейшей работы.
    Гипноанализ с использованием сигналинга
    Я попрошу Вас отследить ощущения в своем теле, потому
    что сейчас важно будет зафиксироваться на ощущениях, пре-
    жде всего, ощущениях в пальцах. И я попрошу Ваши пальцы от-
    вечать движением, когда я буду задавать им вопросы. И пусть
    они определят, какой палец, какой руки захочет ответить, захо-
    чет показать ответ «да». И палец, готовый говорит «да», пусть
    вздрогнет. (Сигнал.) Хорошо. А какой палец, какой руки сможет
    показать мне ответ «нет»? (Сигнал.) Хорошо. И я попрошу Вас
    почувствовать, ощутить, какой палец, какой руки покажет от-
    вет «не знаю». (Сигнал.) Хорошо. И я попрошу какой-то из пальцев
    принять на себя возможность какого-то иного варианта отве-
    та, кроме «да», «нет», «не знаю». Это могут быть разные отве-
    ты, и это общий ответ, который отличается от «да», «нет», «не

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 273
    знаю». И я попрошу какой-то из пальцев принять на себя этот
    четвертый еще один вариант ответа. (Сигнал.) Хорошо.
    И тогда я попрошу Ваши пальцы дать мне ответ, сможете
    ли Вы быстро погрузиться в состояние транса. Разрешите паль-
    цам определить, сможете ли Вы быстро погрузиться в состояние
    транса. И пусть они ответят, может быть «да», может быть
    «нет», может быть «не знаю», а может быть какой-то еще от-
    вет. (Сигнал «да».) Хорошо. И тогда я дотронусь до Ваших рук и
    дам им большую свободу, попрошу их стать активнее. (Каталеп-
    сия обеих рук.) Хорошо. И они могут подниматься выше, погружая
    Вас глубже и глубже в себя. И в какой-то момент, когда Вы до-
    стигнете этого ощущения, о котором Вы хотели бы больше узнать
    (Сигнал «да»), хорошо, и возможно, тогда Вы можете узнать от-
    вет, знаете ли Вы, что это за ощущение, с чем оно связано, погру-
    жаясь глубже и глубже в него, отыскивая сильный ответ. (Сиг-
    нал «да».) Хорошо. И тогда я предложу Вашим рукам повести Вас
    к той самой частичке, которая знает об этом чувстве, об этом
    ощущении. И когда Вы достигнете ее, палец, который отвечает
    «да», покажет это. (Сигнал «да».) Хорошо.
    И тогда я попрошу Ваши пальцы сказать мне, есть ли что-то,
    что мешает Вам узнать правду об этом. Есть, нет, не знаю. (Сиг-
    нал «да».) Есть, это важно. И тогда, когда есть что-то, что ме-
    шает, есть ли возможность узнать об этом? (Сигнал «не знаю».)
    Хорошо. Пусть рука, на которой отвечает палец «да», определит
    путь к возможности узнать. И если такая возможность есть, она
    может начать подниматься к голове. Но если такой возможно-
    сти нет, она может начать опускаться. Просто позвольте это-
    му происходить, и в этом есть что-то важное. (Рука начинает
    опускаться). Хорошо. И пока эта рука опускается, другая тоже
    может начать опускаться, находя решение того, что есть сей-
    час, решение мудрое, которое принесет внутреннее спокойствие,
    гармонию, силу. Хорошо. В то же время можно пожелать себе то,
    что важно для Вас сейчас, отыскивая.
    Позволяйте. И из глубины может прийти решение, которое
    позволит пройти, поменять, сделать лучше. И можно пройти
    сквозь привычные чувства, дела. Решая, чему пришло время уйти,
    что можно отдать, отпустить, и что принять взамен. (Сигнал
    «да».) Хорошо. Почувствуйте, что еще должно произойти. (Сиг-
    нал «да».) Хорошо. И когда это будет завершено, это может по-
    чувствоваться в глубине себя и сохраниться там.

    274 Глава 8
    Шаги гипноанализа с использованием сигналинга
    Мы будем говорить о структурном использовании сигналов.
    Когда мы говорили о сигналах, я писал, что движением паль- ца клиент может показать, нашел он ресурсное место или нет.
    Можно показать, в предыдущем трансе, что пришел более мо- лодой. Одиночный сигнал показывает наличие факта, что опре- деленный этап транса произошел.
    Другой вариант: сигналы пальцами «да» и «нет», ответы на во- просы «да» и «нет». Обычно сознательно или бессознательно определяются 2 пальца, один из которых будет отвечать «да», дру- гой — «нет». Но возможны, по меньшей мере еще 2 варианта отве- та. Во-первых, «Не знаю». «А не знаю я, нашел это событие или не это», — третий ответ, который выбивается за пределы такой двой- ственности. И четвертый — совершенно разнородный, это «Сом- неваюсь я, что нашел я этот ответ». Или «вообще я сейчас не о том думаю, о чем Вы меня спрашиваете» и т.п. Все это входит в понятие четвертого ответа, не укладывающегося ни в «да», ни в «нет», ни в
    «не знаю». Надо оставить возможность такого варианта ответа.
    Получается, что у нас уже 4 варианта. Если я хочу дать чело- веку возможность реализовать все варианты, значит, у меня дол- жен быть клиент, который входит в транс достаточно глубоко.
    Если погружение будет неглубоким, сигналы будут под контро- лем сознания, и мне не удастся этот контроль обойти. А нужно состояние, когда пальцы сигнализируют сами по себе, опираясь на бессознательные посылы. Значит, я должен постараться соз- дать у клиента состояние глубокого транса.
    Я могу предлагать давать сигналы движениями пальцев бук- вально с самого начала транса, когда сознание еще бодрствует, приучая пальцы двигаться, и постепенно погружать клиента в транс так, что сигналы сознательные будут переходить в сигна- линг, в бессознательную реакцию.
    Могу начинать индуцировать сигналинг на фоне наведенного транса. Я буду предлагать клиенту в трансе вопросы с заранее пред- полагаемыми ответами, создав диссоциацию пальцев, предлагая им отвечать самостоятельно. Лучше, если руки к этому моменту в ле- витации или в каталепсии, это дает бóльшую свободу пальцам.
    Итак, сигнал ставится, либо до начала транса, либо в самом начале, затем мы углубляем транс, и при этом можем задавать вопросы, определяя глубину транса, которую демонстрирует клиент. Что это значит? Это значит, что когда транс неглубокий,

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 275
    мы будем получать ответы больше от сознания. Это видно по движениям пальцев, они достаточно размашистые, с большой амплитудой, медленные. Чем глубже транс, тем движения все больше становятся малоамплитудными, быстрыми, подрагива- ющими. По характеру движений пальцев мы можем судить, на какой глубине транса находится человек.
    Когда мы считаем глубину транса достаточной, то задаем вопросы, рассчитанные так, чтобы в их основе лежали ответы
    «да», «нет». При этом возможны еще 2 варианта ответов. Вопро- сы зависят от того, что предложил клиент как проблему, какими путями мы хотим пройти к информации, это личное творчество терапевта. И получив достаточное количество ответов, транс можно продолжать в зависимости от того, что было заявлено, что узнали в результате ответов. Можно завершать, если транс был чисто информационным.
    Если задача транса не только информация, а это чаще бывает именно так, то можно в зависимости от полученной информа- ции переходить к терапевтическим действиям. Это могут быть и ресурсные трансы с поиском необходимых ресурсов, это мо- гут быть и внушения, направленные на преодоление того, что узнали, на разрешение ситуации. Это могут быть и неспецифи- ческие внушения, направленные на активизацию бессознатель- ных процессов, в частности, в предлагаемом трансе мы перешли на работу с идеомоторными движениями.
    Использование сигналинга удобно еще тем, что найденная ин- формация может оставаться на уровне бессознательного, т.е. мы не столкнемся с абреакцией и необходимостью на нее реагировать.
    Ключи ЛеКрона
    Психолог и гипнотерапевт Лесли ЛеКрон предложил ис- пользовать 7 общих вопросов, ответы на которые приходят че- рез сигналинг. Вопросы стараются охватить весь спектр воз- можных ситуаций и проблем, которые вызывают симптомы или дискомфорт. Это помогает быстро добраться до источника ка- ких-либо физических или эмоциональных симптомов.
    Он предлагает после индукции транса, настроить идеомотор- ные сигналы «да», «нет», «не могу сказать». Затем вопросы зада- ются по одному. Если ответ неясен, вопрос переформулируется и задается повторно.

    276 Глава 8
    Он создал эти ключи, прежде всего, для гипноанализа при- чин психосоматических расстройств, но они применимы и при других проблемах.
    Вы можете использовать акроним КОВПИСВ, чтобы запом- нить их: конфликт, органический язык, вторичная выгода, про- шлый опыт, идентификация, самонаказание, внушение.
    1. Конфликт (внутриличностный)
    Объяснение: конфликт происходит, когда внутри вас одно- временно борются два стремления. Вас разрывает в двух на- правлениях, и это отнимает много энергии.
    Вопрос: Является ли симптом результатом конфликта внутри вас? Ощущаете ли вы, что вас тянет в двух направлениях?
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   45


    написать администратору сайта