Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Вторичная выгода

  • 4. Прошлый опыт

  • 5. Идентификация

  • Шаги транса «Дом»

  • Шаги транса «Автоматический рисунок или автоматическое письмо»

  • Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
    Дата04.12.2022
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
    ТипРуководство
    #826666
    страница35 из 45
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   45
    2. Органический язык
    Объяснение: симптомы могут быть вызваны органическим языком — фразы в нашей повседневной речи, содержащие упо- минание органов, тела в негативном ключе. Например, мы го- ворим такие вещи, как, моя работа — это головная боль.
    Вопрос: Вы чувствуете, что ваши негативные слова и мысли проявляются в симптоме?
    3. Вторичная выгода
    (у ЛеКрона — мотивация)
    Объяснение: человек может быть мотивирован, чтобы иметь симптом, благодаря которому он решает другую проблему. На- пример, дети заболевают, чтобы избежать детского сада и остаться с мамой.
    Вопрос: Есть ли что-то, что хочет сохранить этот симптом?
    Помогает ли симптом решить другую проблему?
    4. Прошлый опыт
    Объяснение: одной из причин симптома является очень эмо- циональный эпизод, который произошел в прошлом, но влияет на человека до сих пор.
    Вопрос: Является ли симптом результатом события в прошлом?
    5. Идентификация
    Объяснение: Идентификация возникает, когда существу- ет сильная эмоциональная привязанность к другому человеку, который имел или имеет такой же симптом. Часто это связь с умершим человеком.

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 277
    Вопрос: Связано появление симптома с кем-то, кто имел та- кой же или похожий симптом?
    6. Самонаказание
    Объяснение: иногда тягостный симптом может компенсиро- вать чувство вины. Бессознательное выбрало его как форму са- монаказания.
    Вопрос: Является ли симптом наказанием себя за вину?
    Если ответ «да», следует придумать набор вопросов опреде- ляющих, перед кем и за что есть чувство вины.
    7. Внушение
    Объяснение: причиной симптома является внушение или са- мовнушение. Идея была принята на бессознательном уровне. Она обычно вводится на фоне эмоционального сдвига, и с тех пор яв- ляется автоматической и не подвергается критике сознания.
    Вопрос: Является ли симптом результатом внушения, кото- рое дали вам авторитетные люди, или вы дали его себе самосто- ятельно?
    Проективные методы
    К проективным методам гипноанализа условно относятся трансы, дающие информацию в символическом, завуалирован- ном виде, которые говорят не о конкретных событиях, а о лично- сти человека. Трансы предполагают определенные стандартные походы, в ответ на которые человек реагирует индивидуально.
    Транс ´Домª
    Наверное, дом — это больше, нежели чем просто строение, при-
    чем больше с разных точек зрения. Но сейчас я предложу вам на-
    чать проникновение в эту идею с очень простой и естественной
    вещи, с очень простого естественного предложения. Это даже не
    будет предложением закрывать глаза. Здесь закрывать глаза мо-
    жет быть и не обязательно, хотя вам будет виднее, правильно это
    будет сделать или неправильно. Просто я предложу вам подумать
    одной частичкой себя, а другой частичкой даже почувствовать. Но

    278 Глава 8
    почувствовать — это не просто чувство, это как интуиция, как
    притяжение. В результате и обдумывания, и интуиции, и внутрен-
    него притяжения я предложу вам осознать, какой уютный уголок
    природы был бы подходящим для вас, чтобы там построился ваш
    дом. Это может быть и опушка леса, и берег реки, и подножие гор,
    и поле, и многое-многое другое. Из всего такого многообразия и кра-
    соты можно позволить выбрать или разрешить выбраться тому,
    что будет подходящим для вас сейчас. И может быть, сейчас, когда
    выбирается это место, может быть, уже можете предположить,
    как встанет здесь дом, какой вид будет из окон, что будет вокруг.
    Но пока это мечты. И для того, чтобы стать планом, а затем до-
    мом, нужно начинать с чего-то более глубокого, и когда есть пони-
    мание необходимости углубляться, можно приступать, углубляясь,
    создавая котлован для фундамента — ведь дом начинается с фунда-
    мента. И фундамент — это то, что затем перестанет быть види-
    мым. Он будет глубоко, но он будет той опорой, на которую встанет
    и будет опираться весь дом. Создайте свой фундамент, оцените его
    крепость, надежность. И ощущая важность надежности, можно
    позволить фундаменту как опоре быть действительно таким, ка-
    ким он должен стать для вашего дома. И затем, когда выводится
    фундамент, он поднимается выше, выше и выше, опираясь на него, на
    ту часть, которая будет видна из земли, будут становиться стены.
    Стены высокие, и стены нужны, чтобы в доме было тепло, и стены
    дают и тепло, и защиту, и в них есть места для окон и для дверей.
    И они поднимаются выше. И когда они выросли, приходит время, при-
    ходит время строить крышу, ставить ее. Потому что она должна и
    сохранять это тепло, и защищать от непогоды, чтобы в доме было
    уютно, сухо, чтобы любая непогода обошла стороной тех, кто в доме.
    И там, наверху, где крыша соединяется, ставится конек. Прежде,
    в старину там действительно была фигурка коня, петуха, которая
    должна была защищать дом от злых сил и духов, сохраняя в нем до-
    бро и радость. И затем, заходя внутрь этого дома, можно понять,
    что будет внутри, какие комнаты и для кого. Потому что внутрен-
    нее убранство будет зависеть от того, кто будет жить в этом доме
    и приходить в него. Но из всех комнат сейчас я предложу выбрать и
    отыскать или создать одну комнату для себя. И в ней может быть
    все то, что нравится вам, все то, что вы любите — книги и цветы,
    может звучать музыка, может гореть камин — то, что дает уют
    и приносит удовольствие именно вам. Может быть тогда, очутив-
    шись в мягком кресле в этой комнате, вы можете позволить себе за-
    думаться о чем-то важном, самом важном для себя. И может быть

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 279
    это важно, что строя и украшая этот дом, здесь есть комната для
    вас, есть время для вас. Может быть тогда, когда это время вы ре-
    шите остановить, чтобы когда-то начать его вновь, вы можете вы-
    йти из своей комнаты, выйти из этого дома, закрыть за собой дверь.
    И идти по дороге, которую вы знаете, прийти сюда во внешний мир,
    зная, что дорога сохранится и в нужное время приведет вас вновь к
    вашему дому. И вы сможете войти туда. Потому что это ваш дом,
    ваш мир. Хорошо.
    Шаги транса «Дом»
    Транс «Дом», может быть и проективным тестом, и ресурс- ной метафорой, в зависимости оттого, как вы его используете.
    Для дома нужно место. Я предлагаю клиенту найти походя- щий природный уголок. Причем не только увидеть место, но оказаться там, ощутить его, ассоциироваться с этим местом.
    Возможно, просить дать сигналы о завершении того или иного действия или этапа. Можно еще представить, как в этом месте расположится дом, куда будут направлены окна, двери. Частое желание человека — представить дом сразу. Я не возражаю про- тив представления, я говорю о том, что процесс начинается с фантазии, а становится планом. И все происходит по порядку.
    Первый элемент, который человек строит — фундамент, без чего невозможен дом, то, на что он опирается. И от качества фундамента зависит, что будет с домом, насколько он будет на- дежным и устойчивым. Большая часть фундамента скрыта в земле. Здесь вы можете обыграть аналогию с бессознательным.
    Часть фундамента, которую называют цоколем, выходит из-под земли, и на нее выставляются стены.
    Стены определяют внешний вид дома, каким его видят со стороны. Стены дают тепло, стены дают защиту. В стенах остав- ляются проемы для окон и дверей. После в беседе я могу узнать про все элементы дома. Стены бывают и толстые, и тонкие, окна, как бойницы и как широкие витрины. Каждый строит свой дом, опираясь на свое понимание целесообразности.
    Крыша — то, что защищает от непогоды, от стихии. Если стенам приписывают функцию защиты от социума, то крыше чаще присваивают идею защиты от стихии. Я часто говорю, что на крыше есть конек —место, где соединяются половинки кры- ши. Он называется так с древних времен, да и сейчас в какой-то степени соответствует своему назначению. Это фигурка на кры-

    280 Глава 8
    ше, которая предназначена для того, чтобы злые силы и духи не смогли попасть в дом. Это необязательно голова коня, благо- даря которой такая часть архитектуры получила свое название.
    Это может быть стилизованное изображение солнца, трилист- ник или действительно фигурки.
    Далее переходим к внутреннему устройству. И здесь чело- век, с одной стороны, выбирает разные внутренние решения, создает разные комнаты. Я всегда акцентирую его внимание на одной комнате — комнате для себя. Хотя весь дом строится для себя, но обычно человек готов пускать в него других, планиро- вать жить с другими, но должна быть комната для себя. В ней все самое любимое, приятное, уютное. Эта комната может стать местом силы, ресурсным местом, убежищем для других трансов.
    Она может носить характер и защиты, и источника мудрости, и источника тепла, и внутренних изменений.
    Когда все выстроено, когда задачи решены, он покидает комнату, покидает дом, закрывая его за собой. И по дорожке приходит сюда. У него всегда есть шанс, возможность при жела- нии прийти в построенный дом.
    В трансе я могу ставить определенные акценты. Например, если меня интересует внутренний мир клиента, прежде всего, я буду разрабатывать идею собственной комнаты. Если меня будут инте- ресовать взаимоотношения в семье, мы будем исследовать, какие комнаты есть в доме, где и как они расположены друг относительно друга, убранство комнат, наличие общего пространства для всех.
    Если меня будут интересовать социальные связи, я узнаю, каков внешний вид дома и более тщательно буду предлагать оформить территорию около него. Хочет ли он проложить до- рожки для гостей или, наоборот, там непролазные кусты? Канва транса зависит от того, что мне будет важно узнать о человеке.
    После транса мы обсуждаем созданные элементы, и я могу составить представление о личности клиента.
    Транс ´Автоматический рисунок или автоматическое
    письмоª
    Перед началом процесса задайте себе цель: что бы вы хотели уз-
    нать от своего бессознательного? Это цель для себя. Это ваше обще-
    ние с собой. Что бы вы хотели узнать от своего бессознательного?
    И может проявиться какой-то рисунок или какая-то фраза, слово.

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 281
    И я попрошу вас устроиться удобно, так, чтобы можно было рисо-
    вать, писать, положить планшет на колени, чтобы это было удоб-
    но для вас. Определитесь. Может быть, даже задайте вопрос своей
    руке, которая держит ручку, каким образом ей будет удобно вхо-
    дить в состояние транса, каким образом ей будет удобно контак-
    тировать с вашим бессознательным. Удобно ли ей будет лежать для
    этого на листе бумаги. Может быть, удобнее, если она будет при-
    поднята над листом и касаться только ручкой. Может быть, она
    будет приподнята высоко с тем, чтобы потом могла опуститься.
    Затем, имея уже все необходимые условия для этой работы и имея
    запрос, вы можете с излюбленной вами скоростью погружать-
    ся вглубь себя, давая возможность руке и ручке в какой-то момент
    стать свободными, давая возможность стать свободными тем ча-
    стичкам в глубине вас, которые готовы откликнуться на тот за-
    прос или на тот вопрос, который появился у вас, который есть у
    вас к себе. Погружаясь глубже и глубже с этим вопросом в себя, вы
    можете с удивлением почувствовать, что в глубине вас рождается
    отклик. Пусть этот отклик отправится в вашу руку, в вашу ручку,
    и они начнут свое движение. Может быть, это где-то в глубине бу-
    дет напоминать вам время, когда вы учились: учились писать, с удив-
    лением чувствуя, как непослушные пальцы сжимают ручку, пытаясь
    найти комфортное положение так, чтобы она держалась уверенно.
    С удивлением чувствуя, как маленькая рука, детская ручка держит
    свою ручку, — может быть, первую. И пальцы начинают двигать-
    ся, рука учится писать, рисовать. Появляются первые знаки: палоч-
    ки, крючочки... Интересные движения, рождающиеся на кончиках
    пальцев маленькой ручки и в той ручке, которая пишет, продолжа-
    ющиеся из одного значка в другой, движения, рождающиеся в глуби-
    не. Позволяйте им становиться все больше и больше, как будто бы
    проникая с каждым движением глубже и глубже в себя, к тем ча-
    стичкам, которые знают, которые хотят сейчас поговорить, напи-
    сать или нарисовать, как будто бы это первые рисунки, где появля-
    ется домик, где появляется труба, из которой вьется дымок. Окно,
    дверь, солнышко в небе... Прекрасная, легкая картинка, которую
    хочется нарисовать. А могут появляться другие рисунки. Движения
    больше, сильнее, как будто бы они вступают в какой-то особенный
    резонанс с внутренними ощущениями. Хорошо. С внутренними чув-
    ствами, с желанием, которое становится больше и больше, инте-
    реснее. Чувство — как будто бы из глубины рождаются эти дви-
    жения, эти линии. Удивительным образом линии могут сливаться в
    рисунок. Крючочки превращаются в буквы и продолжаются в слово.

    282 Глава 8
    Может быть, в то слово, которое сейчас звучит где-то в глубине и
    приходит, появляется. Может быть, способное удивить. И каждое
    движение позволяет чувствовать себя чуточку по-другому, продол-
    жаясь, давая возможность пойти и еще глубже, двигаясь дальше,
    больше и больше позволяя найтись тем ощущениям, которые просят-
    ся, которые готовы пойти. И еще, и еще, столько, сколько нужно,
    как будто бы сейчас идет поток: поток, который интересным об-
    разом начинается где-то в глубине, проходит через руку, ручку, про-
    должается в бумагу больше и больше. Как будто бы сейчас выходят и
    идут чувства, эмоции, мысли. Они текут своей чередой. Разрешай-
    те, разрешайте им продолжаться, давайте им свободу, позволяйте
    этому удивительному чувству из глубины вас превращаться в дви-
    жения и продолжаться, и еще, и еще, больше и больше. Как будто бы
    рука может искать, пробовать, находить то, что продолжается в
    душе. Она может найти это в душе и в глубине получить согласие.
    И тогда это движение может происходить и еще, и еще. Столько,
    сколько хочется в глубине. Столько, сколько есть необходимость.
    Когда именно там происходит то, что должно происходить. Про-
    сто чувствуйте необходимость, чувствуйте значимость того, что
    происходит. Просто продолжайте столько, сколько нужно. И рука
    или ручка могут идти в своем внутреннем танце, позволяя продол-
    жаться этому танцу как движению в глубине, позволяя появляться
    какому-то внутреннему чувству, порядку, гармонии, давая возмож-
    ность получить те чувства, то состояние, к которому стремитесь.
    Давая возможность получить и узнать ответ. Давая возможность
    проявить себя, открывая себя наружу в каждом движении еще и
    еще, столько, сколько нужно. Разрешайте, позволяйте себе продол-
    жать это столько, сколько нужно. Потому что сейчас именно ваша
    рука может управлять этим движением. И тогда я замолкаю, давая
    возможность именно руке, ручке продолжать столько, сколько нуж-
    но... Хорошо. Позволяйте... Хорошо... Когда вы завершите, вы може-
    те позволить себе отдохнуть. Себе, руке, ручке. И затем вернуться
    сюда... Хорошо.
    Шаги транса «Автоматический рисунок или автоматическое
    письмо»
    Автоматический рисунок и автоматическое письмо — феноме- ны, описанные давно, напрямую связанные с двигательным авто- матизмом. Сейчас я описывал вариант, близкий к классическому, хотя в терапевтической практике чаще его применяю не с диагно-

    Гипноанализ как поиск в бессознательном 283
    стической целью, а с терапевтической. Когда человек, у которого в руке есть карандаш, ручка, входит в состояние транса и отыски- вает движение, которое хочет делать рука, проявляя негативные эмоции, которые в нем бушуют. Это движение остается на бумаге различными линиями, когда он выбрасывает свои эмоции.
    Как организовать процесс автоматического рисования?
    Чаще я использую планшет с фиксатором, в который вклады- ваются несколько листов бумаги. Почему несколько, а не один?
    Потому что бывает так, что человек, входя в контакт с негатив- ными эмоциями, давит с такой силой, что бумага рвется, просто клочки летят. Кроме того, несколько листов играют роль амор- тизатора, и человеку легче писать.
    Можно использовать ручку, карандаш, фломастер — все, что угодно. Но у всего есть плюсы и минусы. Ручка может перестать писать, карандаш может ломаться, фломастер — оставлять кляксы.
    Стратегия автоматического рисунка, автоматического пись- ма, состоит в следующем. Вначале ставим цель на работу, фор- мируем запрос к бессознательному, что хотим получить. Затем идет погружение в транс. На этом этапе возможны несколько вариантов положений руки с ручкой. Первый вариант: рука с ручкой или карандашом лежит на поверхности бумаги. Самый простой вариант для введения в транс. Сложность будет в огра- ничениях для руки. Как правило, лежащая рука будет рассла- бленной и малоподвижной. И поэтому рисовать или не будет, или рисунок будет ограничен, потому что ладонь зафиксирова- на, или нужно будет индуцировать ограниченную левитацию, чтобы рука не «улетела» от листа. Вариант второй, который я использую чаще: рука поднята вверх, рука выведена в позицию для каталепсии. Я добиваюсь в трансе автономности руки, до- биваюсь начала движения в воздухе, а затем предлагаю руке опускаться, чтобы движения продолжились на листе бумаги.
    В этом случае, также возможно несколько «но». Первое «но»: ручка может элементарно выпасть из руки. Тонус руки меняет- ся, и ручка может просто выпасть либо повернуться таким обра- зом, что она ни писать, ни рисовать не будет. Другое «но»: рука, опускаясь, особенно, когда она совершает какие-то движения, может опуститься благополучно мимо листа. В трансе человек не отслеживает свое точное пространственное положение.
    Третье положение руки с ручкой, которое я использую также до- статочно часто, когда рука поднята невысоко и касается бумаги пе- ром ручки, стержнем карандаша. Именно касается, но не опирается.

    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   45


    написать администратору сайта