Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
340 Глава 9 она невелика, а иногда это клиническое состояние депрессии, которое проявляется и в изменении настроения, и в изменении отношения к сегодняшнему дню, и к прошлому, и к будущему, и к самому себе, снижение двигательной активности и другие симптомы, выдающие депрессию. Человек в депрессии сложен для гипнотерапии, поскольку де- прессия фактически подрывает основы гипноза, так как в этом состоянии снижается количество возможных образов, недепрес- сивных переживаний, которые возникают в трансе. Часто человек в депрессии, уходя в трансовое состояние, либо не получает раз- личных образов, либо они очень незначительны, тусклы и никак не могут быть источником ресурсов. То же самое происходит и с попытками дать ему ресурсы через путешествие в ресурсное место или приятное воспоминание. В депрессивном состоянии он может считать всю прошлую жизнь неприятной, он не может добиться по- лучения приятных воспоминаний, и значит, наши усилия насмарку. Если депрессия выражена, то, как правило, психотерапевтиче- ская работа будет происходить очень медленно. И возможно, что здесь лучше сочетать психотерапию и фармакотерапию с использо- ванием антидепрессантов, подобранных специалистом-психиатром. По мере выхода из депрессии работа в гипнозе становится более эффективной, дает большое количество внутренних ре- сурсов, и постепенно потребность в антидепрессантах будет уменьшаться, и мы медленно можем их убирать. Но важно пом- нить, что антидепрессанты нельзя убирать одномоментно, это приведет к обратному эффекту — ухудшению депрессивного со- стояния. Поэтому если клиент уже применяет антидепрессанты или антидепрессанты назначены ему сейчас, мы производим работу, которая возможна на этом уровне его состояния, созда- вая запас внутренней прочности, запас ресурсов. И когда такой запас создан, постепенно начинаем отмену антидепрессантов, чтобы к концу терапии человек уже обходился без медикамен- тозных средств и полностью реализовал свои желания. Разумеется, следует различать ситуативную депрессию, которая вызвана неприятными эпизодами в жизни: смертью близкого, неу- дачей на экзамене или потерей перспектив в карьере. Другое дело, когда депрессия вызвана эндогенными факторами, что называется эндогенной депрессией и фактически является синонимом ши- зофрении. Здесь психотерапия может быть только вспомогатель- ным элементом, а основное лечение производится психиатрами с использованием различных фармакологических средств. Стратегии и тактики работы в эриксоновском гипнозе 341 Важно помнить, что в состоянии депрессии клиент далеко не всегда заторможен, он может проявлять и озлобленность, и агрес- сивность, и, разумеется, это следует учитывать в работе. Важно помнить, что если речь идет о классическом течении депрессии со сниженной двигательной активностью, то на фоне терапии имен- но моторная активность пробуждается первой, и это происходит при сниженном фоне настроения. Специалисты знают, что это очень опасный момент для совершения суицида, и суицидальная настороженность должна быть у специалиста особенно выражена. Несмотря на то, что изменения в депрессии идут достаточно медленно, при работе с депрессивными клиентами терапевт дол- жен быть особенно активен, стараясь побудить их, в свою оче- редь, к большей активности. Если речь идет о депрессии, которая вызвана острыми переживаниями, здесь консультант принимает решение использовать более частые встречи или удержаться в бо- лее привычном для себя ритме. Возможно, что именно более ча- стые встречи при работе с депрессивными клиентами дают воз- можность быстрее включить их в нормальный жизненный ритм. Депрессивный клиент сложен еще тем, что ему тяжело или невозможно создавать цели, говорить о своих стремлениях, к чему он хочет прийти. Нередко могут быть обиды на близких людей, которые с точки зрения клиента отталкивают его, не по- нимают. Само погружение в транс способно давать клиенту по- ложительные эмоции, но в первых трансах это может быть толь- ко снижение негативных переживаний, и только затем на фоне продолжающейся терапии появляются и усиливаются эмоции положительные. И хотя при общении с терапевтом клиент не- редко не проявляет значимых эмоциональных реакций, но, как правило, депрессивные клиенты очень ценят желание терапевта работать с ними и вытаскивать их из болота депрессии. Организация самостоятельной работы, подбор домашних заданий для клиента В эриксоновском гипнозе клиент считается полноправным партнером в гипнотической работе. И мы должны создать ему условия и дать возможность самостоятельной работы, которую 342 Глава 9 он делает и в кабинете терапевта, но и у себя дома в привычном социальном окружении. Домашние задания являются необходимым дополнением каче- ственной работы, поскольку они выполняют несколько функций: 1) включают клиента как самостоятельного субъекта в процесс и возлагают ответственность за часть процесса на него; 2) дают возможность ему самостоятельно решать и пробле- мы, которые были, и возникающие трудности, чувство- вать себя борцом и победителем; 3) позволяют поддерживать терапевтический настрой, про- должая терапевтическую работу в промежутках между сес- сиями, поддерживая необходимое напряжение терапевти- ческого потенциала; 4) домашние задания показывают уровень мотивации кли- ента, немотивированный клиент стремится отказаться от домашних заданий и не выполнять их. Когда мы с клиентом на первой сессии договариваемся о режиме работы, я обязательно говорю о необходимости выпол- нять домашнее задание и директивно ставлю условие, что не- выполнение домашних заданий означает прекращение терапии. Это дает возможность клиенту не расхолаживаться, а восприни- мать домашнее задание полноценным элементом терапии, ко- торый, помимо всего прочего, экономит ему время и деньги. Но раз я ставлю обязательным условием выполнение домашних за- даний, то должен уважительно относиться к тому, что делает че- ловек, и домашнее задание мы обязательно обсуждаем на после- дующей сессии, уделяя этому некоторое количество времени. Домашние задания могут иметь различные формы, условно я делю их на информационные и терапевтические. Информаци- онное домашнее задание должно мне дать новую информацию о клиенте, которую я использую в терапии. Это история его жиз- ни, анализ его ценностей, его представление будущего, когда он детально описывает, каким оно будет и др. Терапевтические до- машние задания обычно имеют несколько целей, в зависимости от того, что я хотел бы от результатов домашнего задания. • Продолжение работы, начатой в предыдущем сеансе. Этой цели соответствует множество домашних заданий, наиболее частое задание — работа в самогипнозе, когда клиент учится самогипнозу, а затем использует его для продолжения решения тех задач, которые были в преды- дущем сеансе. Стратегии и тактики работы в эриксоновском гипнозе 343 • Подготовка к следующему сеансу. Например, такой цели могут служить записывание сновидений, которые были у человека в промежутке между сессиями, или ведение дневника с отчетом о возникающих ощущениях. Получив эту информацию и обсудив ее мы, как правило, будем ис- пользовать ее в текущей сессии. • Расширение видов поведения. Я могу давать человеку за- дания: искать, находить, создавать новые варианты пове- дения в тех ситуациях, которые кажутся для него проблем- ными. Такое домашнее задание часто будет характерно для поведенческого подхода, но может сочетаться и с любым другим. Приобретая новые умения и оценивая их как поло- жительные, человек расширяет спектр своего реагирования в привычной для него среде, становится более успешным, адаптивным и расширяет свои внутренние рамки того, что можно, того, что нельзя, того, что хорошо, и того, что плохо. • Задание, направленное на расшатывание ограничивающих убеждений . Я стараюсь создать для человека условия, в ко- торых он будет вынужден сделать исключение из привыч- ных правил, более того, даже выйти за привычные рамки мышления. Например, обосновать необходимость замены привычных мировоззрений, или найти, что хорошего дает ему алкоголь или курение, или другая проблема, то есть дать возможность посомневаться в своих прежних убежде- ниях и верованиях, и многое другое, создавая привычку к многополярному взгляду. • Сдвиг фокуса внимания человека. Например, внимание че- ловека направлено только на его проблему, допустим, на проявления аллергии, которые вот-вот возникнут и ожи- дание их, или на определенные негативные стороны его супруга. Я могу домашними заданиями сместить фокус внимания либо на другие аспекты жизни человека, так, чтобы аллергия исчезла из поля зрения, либо на другие качества супруга. Вновь показать, что мир не только чер- ный, он может быть многоцветным, а черный цвет только один из многих, причем не доминирующий. Расширяя возможности человека, я могу учить его общаться со своим внутренним миром, наблюдать за теми ощущениями, эмо- циями, которые возникают в той или иной обстановке, возможно, записывать их, быть более открытым самому себе, и принимать свой внутренний мир как очень важный элемент существования. 344 Домашнее задание может предполагать изменение отноше- ния к чему-либо. Например, больного со страхом я могу попро- сить исследовать тщательно его страх, где он зарождается, как развивается, что происходит от этапа к этапу. И тогда, сам того не зная, мой клиент вместо того, чтобы пугаться, станет иссле- довать свой страх, подойдет к нему не с позиции жертвы, а ис- следователя и изменит отношение к нему. Домашние задания обычно индивидуальны, они могут предъявляться в разной последовательности, но каждое домаш- нее задание должно иметь смысл и служить не просто интере- сам занятости клиента, а именно интересам терапии. На более поздних этапах одним из моих любимых домашних заданий яв- ляется предложение клиенту придумать домашнее задание себе самому, но придумать здесь, у меня в кабинете. Мы обговарива- ем условия выполнения такого задания. Получается, что чело- век уже сам ставит себе цели и выполняет их, это может озна- чать только одно — терапия приближается к своему финалу. Обычно я стремлюсь, чтобы человек записывал домашние задания, так как я говорю о них после транса, и вполне возмож- но, что, находясь еще в полутрансовом состоянии, он может за- быть домашнее задание, а человек немотивированный — сде- лать вид, что забыл или не понял. Я прошу человека записывать задание, если что-то непонятно — задать мне вопрос или даже позвонить, если в ходе выполнения возникнут вопросы. Клиенты всегда имеют возможность связаться со мной, кроме ночных часов, но пользуются этой возможностью крайне редко. Но главное, они знают, что такая возможность у них есть, и я всегда отзовусь: объяснить, рассказать, а может быть и обсудить какую-то экстренную ситуацию, возможно даже в экстренном порядке ор- ганизовать прием. Были случаи, когда мы обсуждали проблему по телефону, находясь очень далеко друг от друга, даже проводили се- ансы, но это случай исключительный и нельзя считать это нормой. Если с домашним заданием от клиента приходят написанные истории, рисунки или какая-то другая продукция, я собираю это и храню до окончания терапии, поскольку возможно, что та информация, которую он принес на один из сеансов, потребует- ся ему через некоторое время, а не сразу. 345 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пространство эриксоновского гипноза бесконечно. Пони- маю это еще раз, когда просматриваю книгу и вижу, сколько интересного не вошло в нее. Хотелось бы больше рассказать о работах учеников Эриксона Джеффри Зейга, Эрнеста Росси, Стивена Гиллигена, о подходах других гипнотерапевтов, ко- торые работали и работают в русле недирективного подхода: Майкла Япко, Дэвида Гроува и др. Подробнее описать работу при различных проблемах: стрессовых и посттравматических состояниях, психосоматических синдромах и заболеваниях, за- висимостях. Возможно, этому будет посвящена другая книга, в которой я расскажу об этой части своих знаний и опыта. Знанию нет предела, если знание является полезной исти- ной. Эриксона нет уже более 35 лет, но остается ощущение мо- лодости и свежести знания, фундамент которого он создал. Гип- ноз развивался и будет продолжать развиваться дальше. Эриксона отличала, по свидетельствам людей, которые его знали, бесконечная пытливость ума. Каждый новый случай в своей практике он воспринимал как возможность научиться но- вому, создать уникальное. Новые случаи бросали ему вызов, а он принимал их, обогащая свой подход. Завершая книгу, я хочу пожелать вам верить в свою гипноти- ческую звезду, в мудрость своего творческого бессознательного и безграничность своих возможностей. Стивен Гиллиген говорил, что Эриксон своим мудрым лукав- ством, напоминал ему Мастера Йоду из «Звездных войн». Поэ- тому, вспоминая описанное в этой книге, мне хочется закончить ее словами: Да пребудет с вами великая Сила… ГИПНОЗА! 346 ПРИЛОЖЕНИЕ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫХ ТРАНСОВЫХ ТЕКСТОВ Транс ´Встреча с Мудрецомª Можете поставить себе цель где-то там в глубине себя, позволить свое- му сознанию потрудиться и подумать. Возможно, затем оставить его с этими думами здесь и просто представить себя стоящим на какой-то дороге. Я не знаю, или это проселочная дорога, или тропинка, или шоссе. Но, главное, что можно позволить себе, переносясь сюда, — почувствовать, что эта до- рога имеет какое-то отношение к вам. Как будто вы по этой дороге идете, может быть, даже не задумываясь об этом, уже давно, как будто дорога чем- то похожа на жизнь. И где-то там есть то, что уже было. Наверное, позади. А впереди — то, что будет. Но самое главное — это просто дорога. И можно двигаться по ней вперед, уходя дальше и дальше. То ли в эту местность, то ли в себя. Позволяя себе ощущать, позволяя видеть то, что вокруг. И вокруг мо- гут быть деревья, поля, может быть, где-то виднеются дома и люди. Вдалеке или близко. А еще могут быть другие дороги, другие люди. Одни идут рядом, другие далеко, какие-то пересекаются с вашей и затем расходятся. Неваж- но. И вы идете по своей дальше и дальше, наслаждаясь красотой природы, и легкий ветерок приносит удивительные, чарующие запахи. И солнце дви- жется по небу. Может быть, слышно пение птиц, стрекотание кузнечиков. Дорога может то идти вниз, то подниматься вверх, проходя сквозь ложбины и пригорки. И день клонится к вечеру, солнце скрывается за горизонт и зву- ки дня медленно стихают, превращаются в другие, загадочные, или в какую- то особенную, глубокую тишину. На небе зажигаются звезды. Может быть, из-за того, что дорога входит под сень деревьев, ночь наступает быстро. И впереди загорается как звездочка, огонек. И он притягивает не только взгляд, а хочется двинуться к нему. И постепенно приближаясь, можно уви- деть, что это костер. Как будто его специально зажгли, зная, что вы придете сюда. Ждали. Может быть, верили, что пришло время вам оказаться перед этим костром. Может быть, чтобы согреться или о чем-то задуматься. И языки пламени костра приковывают внимание, завораживают, как будто бы танцуют, и искорки уносятся вверх, в темное небо, соперничая со звездами, и гаснут в полете. Спокойствие, тепло идет от этого костра. Как будто чело- век, который зажег его, тоже способен дарить спокойствие и тепло. И тогда можно заметить, что откуда-то из глубины в освещенный пламенем костра круг вступает мудрый человек. И возможно, мудрость видна уже в его взгля- де, который, кажется, проникает вглубь души и видит все, и все принимает. Наверное, это важно, когда уже вот так, в одном взгляде, есть это принятие. И как будто сам собой из глубины вас появляется вопрос. О том, что важно для вас сейчас. Вопрос, на который хочется получить ответ именно сейчас. Может быть, удивительно, но когда задаешь вопрос, ответ приходит быстро. Даже непонятно, возник ли он самостоятельно, или мудрец передал его вам. Тогда важно поискать место этому ответу в себе, просто почувствовать, где в 347 глубине есть что-то, что как будто резонирует, что ждет этого ответа, притя- гивает его. Глубоко. И постарайтесь вместе с ним пойти туда, на эту глубину себя. Как будто принося этот ответ с собой, вглубь себя, в основание себя. А затем можешь почувствовать, что можешь пойти еще дальше, где возникнет еще один вопрос. Может быть, более глубокий и более важный. Вопрос, на который тоже можешь получить ответ, удивительный и понятный. И вместе с этим ответом, как ни удивительно, почувствовать, что можешь поместить его еще глубже, погружаясь в себя. Тогда можно отыскать еще один, завер- шающий, вопрос. Самый важный. Может быть, зная его сразу, может быть, выбирая из многих. Хорошо. И ответ — пусть он придет. И во внутреннем мире настанет особенное состояние и ясность. И, наверное, есть что-то, что еще нужно проговорить, прочувствовать, уже без всяких вопросов. Может быть, продолжая, что-то завершая между собой и им. И есть время для это- го. Костер горит и звезды светят, деревья склоняются темной тенью. Сказать что-то, что осталось недосказанным. И может быть, услышишь что-то, что осталось неуслышанным. А может быть, просто чувствуешь, что есть… есть как будто невидимая нить, которая сохраняет внутреннюю глубокую связь. И затем Мудрец захочет сделать вам подарок. И вы можете даже не сразу понять, что это. Но этот подарок наполнен теплотой и заботой. Хочется не просто принять его, а бережно сохранить, принести с собой. И тогда небо начинает сереть, предвещая рассвет. Приходит время расставаться, чтобы каждый отправился по своему пути. И, оставляя в душе благодарность за эту встречу, вы находите дорогу. И возможно, дорога выглядит уже по-другому, что-то изменилось. Но главное — что наступает новый день. Новый день, и есть дорога, которая ведет по жизни. Где-то там есть смысл, цели, другие люди и их дороги. А сейчас вы постепенно можете приходить сюда, как буд- то пробуждаясь, сохраняя ценное и важное, чтобы использовать это. Описание транса «Встреча с Мудрецом» Я предлагаю клиенту визуализировать дорогу. Несмотря на то, что я веду транс, четко проговаривая его элементы, тем не менее я даю доста- точную свободу, по крайней мере стараюсь давать — там, где возможно. Поэтому применяю много открытых внушений. Может быть одно, может быть другое, может быть третье. Например, дороги могут быть разными. Это может быть тропинка, это может быть проселочная дорога, это может быть какая-то обычная дорога с асфальтом, это может быть магистраль. Но все-таки, если это магистраль, не совсем хорошо, когда по ней взад- вперед носятся машины. Но чаще всего этого не бывает, хотя была даже дорога, как взлетная полоса. Я проговариваю, что эта дорога в чем-то на- поминает жизнь. Дорога как символ собственной жизни. Метафора дороги подходит для введения человека в транс. Это удоб- ный способ: движение по дороге все глубже и глубже уводит его в гипно- тическое состояние. Я добавляю зрительных образов, звуков, ощущений — все, что может окружать его, создавая трансовую реальность. И затем я подвожу к ситуации, когда солнце садится, все засыпает, и впереди по- является костер. Костер, к которому человек идет, к которому его влечет. Опять же, огонь — это еще один способ ввести человека в транс. Сам по |