Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
11 испытать совершенно особые, различные состояния, и это все будет его собственным трансовым опытом. Как правило, со- стояния транса не повторяются, они могут быть относительно управляемыми, но эта управляемость очень относительна, мно- гое в ней зависит от различных переменных, которые, как пра- вило, не поддаются анализу и предсказанию, поскольку боль- шая часть из них расположена в бессознательном человека. Раньше считалось, что гипнабельность — одно из стабиль- ных свойств психики. Есть люди, которые погружаются толь- ко в поверхностный транс, другие, наоборот, способны идти и охотно идут в глубокие состояния транса. Одним из первых ис- следователей, который оспорил эту мысль, был Милтон Эрик- сон. Он считал и доказывал, что войти в глубокое состояние транса может практически любой человек. Возможно, это будет не первый и даже не десятый транс. Он рассказывал своим сту- дентам в качестве примера про одного своего клиента, который вошел в глубокое состояние транса примерно на 400-м погруже- нии. Зная об этом, вы можете рассчитывать, что каждый из ва- ших клиентов может пойти в транс очень глубоко, но возможно это случится не сегодня и не при работе с вами. Некоторые исследователи описывали еще более глубокие со- стояния транса, но важно понимать, что каждая классификация субъективна, поскольку у гипноза очень много разных проявле- ний, которые очень тяжело классифицировать. Например, чело- век, находящийся в глубоком трансе, может по внушению гип- нотизера открывать глаза, двигаться, говорить, делать какие-то достаточно сложные действия, но при этом находиться в состоя- нии транса, в которое легко возвращается, а после окончательно- го пробуждения может даже не помнить, что с ним происходило. Более того, глубина транса не является постоянным явлением. Человек не похож на подводную лодку, которая выбрала опреде- ленную глубину и идет только на ней. В трансе характерны коле- бательные движения. Человек то уходит глубже в себя, отрешаясь от всего внешнего, то, как будто бы всплывает, начиная больше ориентироваться на внешний мир, то вновь погружается в себя. Раньше считалось, что для терапевтического воздействия пригодно только глубокое состояние транса, и пока человек не вошел в это состояние, невозможно что-либо сделать, что-либо трансформировать в его психике. Именно благодаря работам Милтона Эриксона считается доказанным, что любое состоя- ние транса, даже очень поверхностное, способно иметь тера- 12 Глава 1 певтический смысл, и многое зависит, во-первых, от готовно- сти человека, во-вторых, от тех внушений и приемов, которые использует гипнотерапевт. То есть транс не обязательно должен быть глубоким, главное, чтобы он был терапевтически ценным. По данным различных авторов, без предварительной под- готовки и без длительного обучения в глубокий транс могут вхо- дить примерно от 10 до 30% людей. Многие приемы гипнотизеров XIX — начала XX века как раз и были направлены на то, чтобы по- стараться ввести человека в транс как можно глубже. Гипноз раз- вивался именно в этом направлении — сначала нужно ввести че- ловека в глубокое состояние транса и, используя его, директивно направить мысли загипнотизированного в нужную сторону. В со- временном гипнозе подход иной — мы принимаем то состояние транса, которое возможно для человека на данный момент, хотя и стараемся дать человеку возможность глубже погрузиться в себя, но это не является самоцелью. В зависимости от того, что мы ви- дим, используется тот или иной прием, та или иная идея, которая будет эффективна для данного человека в данный момент. Внушаемость Внушаемостью называется способность человека восприни- мать внушение. Сразу нужно отметить, что человек, живущий среди других людей, так или иначе определяет свое место в со- циальном пространстве, и немаловажную роль играет его бессоз- нательное понимание — кем управляет он и кто может управлять им. При этом под управлением мы понимаем не зомбирован- ное состояние, когда человек с остекленевшим взглядом делает какие-то несуразные вещи, а абсолютно бытовые действия, кото- рые связаны с повседневными потребностями человека, напри- мер, сходить в магазин за покупками, вынести мусорное ведро. Внушение — это команды, предложения, просьбы, исходя- щие от других людей и принимаемые человеком. Чем больше человек готов принять внушение от других людей, от средств массовой информации, чем больше он верит в рекламу, тем о большей степени внушаемости мы можем говорить. Наиболее внушаемы дети и пожилые люди. По среднестатистической вы- борке женщины, как правило, более внушаемы, чем мужчины. Уровень внушаемости у каждого человека свой, и многое зави- сит от того, кто является внушающим агентом: незнакомый че- Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 13 ловек на улице, или друг, близкий человек, которому наш клиент безгранично доверяет. Как правило, на психотерапевтическом приеме человек приходит к гипнотерапевту с доверием, и это один из факторов, усиливающий лечебный потенциал гипноза. Кроме того, внушаемость зависит и от той формы, в которой даются внушения. Большинство людей не приемлют команд- ного тона, которым директивно указывают, что делать и кото- рый принижает их как личность, но достаточно охотно могут выполнить различные просьбы, которые фактически являются внушениями, выраженными в недирективной форме. В этом и состоит основное различие между привычным классическим гипнозом и современным эриксоновским гипнозом, в котором очень мало директивного, а подавляющее большинство внуше- ний являются внушениями косвенными и направлены на то, чтобы обойти возможное сопротивление человека. При этом важно отметить, что в эриксоновском гипнозе могут использоваться внушения, которые вообще могут не предполагать наличия состояния транса и достаточно хорошо действовать на человека и в бодрствующем состоянии. В этом нет ничего удиви- тельного, поскольку именно подобные внушения используется в рекламе, политтехнологиях, педагогике, семейных отношениях. Человек, который презентует себя, например, на собеседовании при приеме на работу, стремится показать себя с выгодной сторо- ны, фактически стараясь внушить собеседующему с ним, что он лучше всего подходит для этой работы. Это не что иное, как вну- шение другому, чтобы он принял нужную для нас информацию. Часто люди задаются вопросом — как же защититься от вну- шения? На наш взгляд, сила внушений состоит как раз в том, что они являются бытовыми, понятными, привычными. Хо- рошо проработанные внушения рассчитаны на преодоление барьеров сознания и достижение бессознательных структур, ответственных за выполнение данного внушения. При этом важно понимать две вещи. Первое — внушения неизбежны, по- скольку мы живем в социально структурированном обществе, и, следовательно, любое взаимодействие может иметь под со- бой внушение. Это могут быть внушения, которые делают нам, и внушения, которые делаем мы. И второе — чтобы избежать воздействия внушения, важно знать его структуру, и, отследив внушения, которые направлены на нас, мы можем качественно от них защититься. При этом бóльшая степень защиты от вну- шений будет у взрослого, зрелого человека, имеющего актив- 14 Глава 1 ную жизненную позицию и собственное мнение о тех или иных явлениях. Важно знать, что, даже отследив внушение, которое сознательно или неосознанно направлено на вас, вы свободны как отказаться делать то, что внушается, так и согласиться, осо- бенно если это внушение действительно оправдано в контексте социальных взаимоотношений. Важно учитывать, что гипнабельность и внушаемость — это не связанные между собой вещи, по крайней мере не жестко связан- ные. Действительно, достаточно часто гипнабельность человека может зависеть и от того, насколько он готов к тому, чтобы ему внушали, насколько он готов подчиняться. И в то же время спо- собность к принятию внушения, то есть внушаемость, действи- тельно может зависеть от глубины транса. Но это условие вовсе не является обязательным. Для достижения большей внушаемости не всегда нужно добиваться глубокого погружения в транс. На са- мом деле, для этого нужно более простое условие — важно, чтобы клиент вам доверял, чтобы согласиться быть внушаемым вами. И хотя во многих случаях, чем больше глубина транса, тем лег- че проходит внушение, но, тем не менее, мы в любой момент мо- жем столкнуться со случаем, когда глубокий транс абсолютно не связан с внушаемостью, а человек просто получает удовольствие от этого состояния. И наоборот, повседневный, поверхностный транс, который возникает в обычных разговорах, в бытовом об- щении, может дать нам необходимый уровень внушаемости. Внушаемость для гипноза гораздо важнее, нежели глубина транса. Это подтверждается исследованиями, которые начинал Эриксон и продолжают его ученики и последователи. Резуль- таты этих работ говорят о том, что важна не столько глубина транса, сколько умение гипнотерапевта и готовность клиента. Именно два последних элемента и создают понятие внушаемо- сти, то есть внушаемость больше зависит от мотивации, нежели от глубины транса. Внушаемость напрямую связана с готовностью человека к из- менениям. И фактически с этого момента мы можем говорить, что самое главное в гипнотерапии — это не ввести человека в транс, а подобрать для внушения подходящие идеи, соответству- ющие потребностям данного человека и, в первую очередь, его бессознательного. Поэтому внушение в повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся постоянно, становится особенно по- нятным. И реклама, и политические мероприятия, и маркетинг определенных товаров, и презентация того или иного человека и Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 15 т.п. есть не что иное, как внушение, поскольку кем-то выражает- ся желание, чтобы была принята та или иная информация. Сознание и бессознательное В гипнозе мы принимаем традиционную структуру психики, которая уже около 100 лет доминирует уже не как теория, а как основополагающее правило: в человеческой психике есть созна- ние и бессознательное. В традиционном классическом гипнозе считалось, что главным является воздействие со стороны, ког- да с помощью гипноза очень важно дать возможность замолчать сознанию и, не обращая внимания на бессознательное, прове- сти свое внушение. Эриксоновский гипноз признает главенствующую роль за бессознательным. Нередко сознание считается досадной поме- хой на пути гипноза. По крайней мере таким было мнение Эрик- сона, который неоднократно подчеркивал это в своих статьях и в словах, обращенных к ученикам. Возможно, в этом есть своя логика, поскольку если человек знает, что его беспокоит, и если у него есть сильное, активное сознание, то кто же мешает ему из- менить свою жизнь, изменить себя и сделать так, чтобы пробле- ма исчезла. Но поскольку этого не происходит, мы должны при- знать, что существующие структуры, по крайней мере, сознание, неспособны адекватно отреагировать на проблему человека, на его потребности, и мы вынуждены идти глубже, к бессознатель- ному. Заслуга Эриксона в том, что он одним из первых выдвинул идею, что бессознательное является не только огромным коли- чеством комплексов и проблем, но, прежде всего, и огромным источником ресурсов. И для середины XX века это была револю- ционная идея, хотя сейчас она принимается как само собой раз- умеющееся. Именно структуры бессознательного оказываются ответственными как за наличие проблем, так и за наличие ресур- сов, которые расположены где-то там в этом огромном океане психологической реальности бессознательного человека. Эриксон писал: «Я рад, что наука наконец-то признала на- личие бессознательного, я только не понимаю, почему она до сих пор верит в сознание». В этой фразе сконцентрировано от- ношение Милтона Эриксона к двум структурам психики чело- века. И гипноз нужен прежде всего для того, чтобы на первом этапе отвлечь сознание и достичь бессознательного. Этого мож- 16 Глава 1 но достичь с помощью состояния транса, которое позволяет де- потенциализировать сознательные процессы и пробудить бес- сознательное, приблизив его к нам и предоставляя возможность свободного доступа к нему. С этой точки зрения работу в гипнозе можно разделить на четыре этапа. Первый этап — это наведение транса, благодаря которому мы снижаем активность сознания, отвлекаем его на какие-то зрелищные, чувственные процессы, которые создаем, чтобы ему было чем заняться. Нашей целью является второй этап — достижение бессознательного, пробуждение его в ответ на стимулы, которые являются для него интересными, кото- рые возбуждают его. То есть наши слова должны быть не только усыпляющими сознание, но и пробуждающими бессознатель- ное, дающими ему понять, что нам ясны его надежды, чаяния, стремления. И когда бессознательное активизировано, мы пере- ходим к следующему, третьему этапу, который является ос- новным — это работа с бессознательным. Работа, в результате которой происходит трансформация прежних бессознательных процессов, в результате которой решаются задачи психотерапии и задачи транса. И последний, четвертый этап — по окончании работы мы обязательно должны возвратить человека в бодрству- ющее состояние или переориентировать его, но при этом возвра- тить так, чтобы бессознательные механизмы, запущенные нами на предыдущем этапе, продолжали работать. Важно отметить, что основным является именно этап рабо- ты с бессознательным. Далее мы будем изучать и традиционные способы наведения транса и отвлечения сознания, будем гово- рить о неформальных трансах, необычных подходах, которые позволяют достичь бессознательного и работать с ним. Теперь продолжим идею Эриксона о бессознательном, кото- рое, по его мнению, представляет собой кладовую ресурсов, и все психологические ресурсы, которые есть у человека, расположе- ны именно там, именно они служат главным оружием и главной силой, способной справиться с проблемами. Можно считать, что бессознательное имеет разные части, разные отсеки, в одних из которых локализованы проблемы, в других — ресурсы. И, воз- можно, главная идея, которая решается в гипнотерапии, — найти пути соприкосновения, то есть соединить проблемы и силы для их решения. Иначе говоря, работа может проводиться без вы- ведения проблемы в сознание, что очень важно, поскольку дает нам большой простор для экологически-чистой работы, когда Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 17 трансформация происходит настолько глубоко и настолько есте- ственно, что человек даже не замечает процесса, а сталкивается только с результатом произошедшей трансформации. Если действительно принять идею, что бессознательное не- сет в себе и проблемы, и ресурсы, то возникает вопрос — а обязательно ли выводить и то и другое на уровень сознания? Поскольку структуры бессознательного, которые отвечают за проблему, знают эту проблему, а структуры, которые несут в себе ресурсы, знают их силу. Таким образом мы можем устроить их встречу прямо там, в глубине бессознательного, трансфор- мируя внутреннюю структуру, которая соединяет в себе и про- блему, и ресурсы для ее решения, что должно привести к исчез- новению проблемы. И, наверно, в этом и есть самый главный и мудрый способ решения проблем с точки зрения эриксоновско- го гипноза. Типичным примером такой работы может служить использование терапевтических метафор. Это далеко не един- ственный способ, но терапевтические метафоры являются са- мым ярким, самым известным примером такого подхода. Отношения между сознанием и бессознательным гораздо интимней и сложней, чем кажется на первый взгляд. Речь идет не о вертикальном подчинении бессознательного сознательно- му, не о попытке сознания создать некого рода крышу над бес- сознательным, а скорее всего речь идет о неоднородных струк- турах, о частях психики, которая не является единым целым. Их сложное взаимодействие и представляет собой комбинацию проблемных, ресурсных, нейтральных к данному событию ча- стей и возможности сознания налаживать взаимосвязь, взаимо- проникновение и действительно контролировать то, что выхо- дит на уровень понимания, оценки, представления. Гипноз может пробудить не только ресурсные и проблемные части бессознательного. В бессознательном, безусловно, живут и инстинкты, и глубокие и даже древние страхи, и именно эти структуры также могут использоваться различными методиками гипноза. Речь может идти и об использовании архетипических образов и тех структур, которые кодируют и отвечают за архети- пы коллективного бессознательного. В качестве примера может быть использовано чувство страха, в частности страха смерти, одного из самых основных, базовых страхов. На его использо- вание рассчитана, например, одна из известных гипнотических методик советского времени — методика кодирования Довжен- ко, когда симптом, в частности употребление алкоголя, связыва- 18 Глава 1 ется со смертью, и фактически создается производная от страха смерти — страх выпить по простой связи: выпьешь — умрешь. Эта методика не может считаться экологичной, но она четко по- казывает, что в состоянии транса, в состоянии гипноза различ- ные отделы бессознательного доступны и могут использоваться для того или иного психотерапевтического или какого-то друго- го вмешательства. Мотивация человека также расположена в бессознательном. В результате терапевтических сеансов нередко можно увидеть разные интересы бессознательного, например, когда запрос че- ловека, озвученный им сознательно, не является основным и в результате гипнотического сеанса как таковой не решается, но оказывается, что решились какие-то другие проблемы, которые были важны для человека, а прежде всего для его бессознатель- ного. Это могут быть абсолютно различные невротические или соматические проблемы, которые по тем или иным причинам (по непониманию, по нежеланию) человек, используя механизм вытеснения, не озвучивал или сам о них не знал, а в результате гипнотического транса и работы с бессознательным эти пробле- мы не только проявились, но и были успешно решены. Таким образом, получается, что в структуре психотерапевти- ческого взаимодействия главную роль играет клиент, а главную роль в клиенте играет его бессознательное, которое во многом определяет и запрос, и мотивацию для решения этого запроса, и является поставщиком ресурсов. Кем же тогда является пси- хотерапевт? Проводником для клиента на его пути изменения, на пути трансформации. То есть терапевт отвечает за процесс, в который вовлечен клиент. Для этого он применяет свои психо- логические знания, знания тех или иных подходов, методик, но содержание процесса и получаемый результат во многом зави- сят от клиента, а точнее, от его бессознательного. Одним из важных результатов работы является обучение кли- ента общению со своим бессознательным. Нередко клиенты при- ходят к нам в полной уверенности, что сознание должно контро- лировать все, и одним из главных запросов является подчинение не подчиняющихся внутренних структур бессознательного. Как научиться управлять бессознательным? Для этого очень важно дать человеку возможность научиться взаимодействовать, бесе- довать со своим бессознательным, сделать его своим учителем. Тогда необходимость каких-то экстренных мер бессознатель- ного, как, например, психосоматические расстройства, просто |