Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
60 Глава 2 на своем кресле, я, как будто бы расширяясь, увлекаю клиента в свое пространство. Это в чем-то похоже на соединение с че- ловеком, как будто некое пространство меня в какой-то момент становится больше, чем я сам, и как облако, как поле включа- ет в мое пространство клиента, создавая таким образом единое поле, единое пространство с ним, в котором я начинаю его луч- ше ощущать, лучше чувствовать. Нередко именно в этот момент приходят образы, которые, как оказывается позднее, появились у клиента, а может быть это наши совместные образы. В этом есть что-то эзотерическое, непознанное, но этот удиви- тельный вид присоединения дает и лучшее чувствование клиен- та, и бóльшую включенность его в процесс, фактически создавая между нами систему взаимодействия, которая направлена на его развитие. Безусловно, в этот момент я тоже нахожусь в трансе, потому что мое внимание сконцентрировано внутри этого поля, внутри этой системы, как будто мы вместе с человеком находим- ся в удивительном трансовом танце, сопровождающемся совмест- ными эмоциями, ощущениями, движением по процессу. При грамотном исполнении это не вызывает переносных, контрпере- носных реакций и очень значимо способствует терапевтическому прогрессу. Но при этом терапевт не должен забывать о своей за- щите, поскольку, когда речь идет о значимых переживаниях кли- ента, мы можем также ощущать его боль, хотя в этом случае я могу больше ощущать себя, например, в роли родителя, который осла- бляет эту боль, чтобы повести человека к избавлению от нее. Глубинное присоединение возможно только в том случае, если терапевт имеет хорошие навыки в создании контакта с са- мим собой, с ощущением себя, своих внутренних состояний, своих переживаний, контакта с собственными частями лич- ности и контакта с целостностью своей личности. Только по- сле этого возможно расширение себя за собственные пределы. Это присоединение нельзя осуществить технически, сознатель- но, оно происходит на уровне глубинных состояний, глубоких чувств, понимания себя. Это состояние лучше доступно лю- дям, занимающимся самоисследованием, но при этом оно обя- зательно несет в себе возможность открытия внешнему миру. Возможно, его следует назвать медитацией, центрированной на клиенте, но при этом, безусловно, следует помнить, что главная цель этого состояния — создание условий для терапевтического процесса. Это присоединение — не цель, а средство, с помощью которого происходит развитие клиента, движение его по этапам Присоединение и ведение в гипнозе 61 терапии, поскольку каждый вид присоединения и все вместе яв- ляются средством для последующего ведения, направления че- ловека к его терапевтической цели. В ходе работы не обязательно должны быть использованы все виды присоединения. Во-первых, мы присоединяемся так, чтобы в этом взаимодействии нам было комфортно. Во-вторых, взаимодействие с оппонентом — это не бланк, где я ставлю га- лочки: я присоединился по репрезентативным системам, я при- соединился по дыханию и так далее. Здесь должна быть целесо- образность и направленность. Виды присоединения перекрывают друг друга, и иногда сложно сказать, является ли это присоединением по дыханию или присоединением по голосовым характеристикам, являет- ся ли это присоединением по репрезентативным системам или по ключевым словам. Все смешивается и в то же время образует одно общее единство, из которого возможно и будет выходить более глубокое присоединение, о котором я говорил в конце. Для умелого практика присоединение уже не представляется сложным, оно часто становится автоматическим, неосознава- емым, но вначале, конечно же, присоединение будет требовать сознательного внимания и даже усилий. Но через определен- ное время использования те умения, которые мы приобрета- ем сознательно, становятся автоматизмами. Это относится и к умению присоединяться. Когда-нибудь вы с интересом только через какое-то время после начала взаимодействия сможете от- следить, что, оказывается, вы находитесь в присоединении, ко- торое сознательно и не планировали. И это скажет о том, что вы достигли в присоединении мастерства. 62 Глава 3 СОСТОЯНИЕ ТРАНСА Виды транса Транс очень многообразен. С его привычным бытовым про- явлением каждый из нас сталкивается не один раз раз в день, когда мы входим в состояние отрешенности, задумчивости, концентрируясь на своих внутренних переживаниях или просто отключаясь от внешнего мира. Это естественный, спонтанный транс. Один из самых известных учеников Эриксона Эрнест Росси в своих работах доказывает, что люди спонтанно создают это состояние примерно раз в полтора часа, и такое погруже- ние в себя, такая специфическая активность мозга длится около 20 минут. Он считает, что транс связан с одним из естественных ультрадианных ритмов жизнедеятельности мозга. По-видимому, такой транс решает больше физиологические задачи и едва ли способен решить психотерапевтические про- блемы, которые есть у данного субъекта. Возможно, он служит для переработки текущей информации. С большей степенью ве- роятности такое состояние наступит в случае появления неожи- данной информации или большого ее объема, и тогда это очень близко к состоянию конфузионного транса, который может ис- пользоваться для наведения транса терапевтического. Терапевтический транс, как правило, создается самостоя- тельно, но опираясь на работу Эриксона, можно сказать, что его удобнее создавать, используя тот самый естественный, или, как его еще принято называть, натуралистический транс как опор- ную базу. В своей работе Эриксон внимательно наблюдал за че- ловеком, ожидая наступление признаков натуралистического транса, и когда их замечал, вел дело к углублению транса, то есть использовал вначале собственные психофизиологические осо- бенности человека как основу, а затем только углублял получив- шееся состояние транса и переводил его в терапевтическое. Еще в XIX веке был известен другой прием, который в на- стоящее время применяется крайне редко, в основном для ро- дительской психотерапии. Речь идет о переводе естественного сна в гипнотический и использование полученного состояния. Часто используется в качестве приема в материнской терапии, 63 когда мама, усаживаясь рядом со спящим ребенком, либо го- ворит о своей любви к нему, либо дает более структурирован- ное внушение, направленное на работу с энурезом или другими проблемами, которые есть у ребенка. К сожалению, достаточно мало специалистов знают об этой методике и рекомендуют ее родителям для работы, хотя данная методика способна давать потрясающие результаты. Различают индивидуальное и групповое наведение транса. Хотя если строго следовать канонам эриксоновской гипнотерапии, стоит говорить только об индивидуальной работе, потому что именно при этом можно внимательно отследить обратную связь, реакцию со стороны клиента. Можно быть абсолютно специ- фичным, рассчитывая свою работу именно на данного человека, поскольку при групповой работе перед нами находится не один субъект, а группа. И даже если условно у данной группы сходная проблема, например, заболевание алкоголизмом, все равно каж- дый человек — это отдельная личность, имеющая свою личную историю, некие базовые основания, возможно, в сходной степе- ни измененные заболеванием, но, тем не менее, это разные люди со своими привычками, пристрастиями, интересами. И гипноти- ческая работа с группой всегда будет более стандартизованной, шаблонной и менее специфичной, что, безусловно, будет отра- жаться на результате лечения. Однако при работе с группой мы можем моделировать различные социальные ситуации, если это необходимо для терапии, мы значимо экономим время и усилия и можем охватить большее количество пациентов. Особенно це- лесообразна групповая психотерапия в условиях стационаров, при работе с людьми, имеющими сходные проблемы. Транс — удивительное состояние, которое соединяет в себе множество разных признаков, иногда внешне несовместимых друг с другом. Прежде всего, это удивительное состояние одно- временной сосредоточенности мышления и расширенности со- знания. Если это представлять метафорически, то погружение в транс похоже на просачивание песчинки в песочных часах, когда для того, чтобы перейти в другую половину часов, ей надо сначала пройти сквозь узкое отверстие, то есть сконцентри- роваться, сузиться, отбросить все то, что есть вокруг, а пройдя сквозь это состояние, получить одномоментно быстрое расши- рение своих возможностей, впечатлений, открытый новый мир. Нередко человек ощущает потерю своих внешних границ и без- граничность открывающегося мира. 64 Глава 3 В трансе многое зависит от направления внимания. Клиент может получить удивительные чувственные переживания, ко- торые были в его жизни и которых не было. Это могут быть и переживания далекого прошлого, и чувственные фантазии о будущем, и переживания опыта, выходящего за пределы при- вычного человеческого состояния, некого единения с миром, прохода за границы времени и пространства. Именно эти впе- чатления и дают возможность людям фантазировать о пережи- вании прошлых жизней, связи с Богом, переживать необычные интроперсональные и трансперсональные состояния, что до- бавляет гипнозу мистики, нередко привлекает шарлатанов и от- талкивает серьезных специалистов. Транс может делиться на внешний и внутренний. Большин- ство погружений в себя носит внутренний характер, и нередко именно поэтому используется термин «погружение», то есть движение куда-то вглубь, внутрь, когда человек занимается ис- следованием себя. И тогда наведение транса происходит следу- ющим образом: вначале внимание человека концентрируется на симптоме, на словах гипнотерапевта, на возникающем гип- нотическом феномене, а затем перенаправляется внутрь. На- верное, это похоже на то, как солнечные лучи собираются че- рез линзу, а затем узконаправленным пучком с гораздо большей результирующей энергией способны что-то зажечь. Примерно таким образом, по такой схеме происходит наведение внутрен- него транса, когда роль линзы играет наведение транса, в ре- зультате которого собранное внимание человека перенаправля- ется или на поиск ресурсов, или поиск причины, поиск выхода, решения проблемы. Часто это будет сопровождаться закрыва- нием глаз, бездействием, то есть привычными трансовыми при- знаками. Внешний транс имеет другие признаки. Вполне возможно, что у человека во внешнем трансе будут открыты глаза, он мо- жет проявлять двигательную, речевую активность. Но при этом совершенно ясно, что вокруг него раскидывается иная реаль- ность, то есть мы имеем дело фактически с галлюцинирова- нием, когда исчезает обстановка терапевтического кабинета и появляется другой мир, либо в терапевтическом кабинете по- являются образы, личности, которых в реальности там не су- ществует. Это ни в коей мере не связано с психиатрической патологией, хотя может напугать неопытного специалиста и, Состояние транса 65 возможно, испугало бы обычного зрителя, которого, к счастью, нет в этот момент в терапевтическом кабинете. Если говорить о нетерапевтическом появлении транса, то обычный транс вызывается многими состояниями. Напри- мер, транс появляется при совершении привычных монотон- ных движений, не важно, что делает человек — ведет машину по привычному маршруту или крутит ручку мясорубки. Транс достаточно легко индуцируется при различных групповых дей- ствиях, например, при групповом, хоровом пении, монотонном повторении фраз, при чтении молитв, при движении строем и в других случаях, когда человек чувствует себя только единицей, причем часто несамостоятельной, среди движения в какой-то группе. Это часто используется при промывании мозгов в сек- тах, при различных религиозных ритуалах, на митингах, спор- тивных матчах или концертах, когда группа фанатов скандирует что-то любимому артисту. Каждый из этих трансов специфичен, но тем не менее они имеют свои общие признаки, вне зависимости от того, чем дан- ный транс вызван. Признаки транса Состояние транса многозначно и неоднородно. Это ведет и к сложности его описания, и даже к появлению вопроса — а суще- ствует ли состояние транса? Следует отметить, что это многооб- разие связано с тем, что у каждого человека транс будет прояв- ляться по-своему, причем в различных трансовых погружениях один и тот же человек может давать совершенно разные тран- совые реакции, и транс будет проявляться абсолютно индивиду- ально. Описывая признаки транса, мы хотим дать максимально объемную картину возможных его проявлений, но скорее всего даже она не будет исчерпывающей, и при внимательном наблю- дении за своими оппонентами вы обнаружите еще какие-либо признаки или отдельные нюансы описанных признаков. Релаксационные признаки. К ним относятся снижение мы- шечного тонуса, расслабление. При этом расслабление являет- ся как субъективной характеристикой человека, так и внешне наблюдаемым явлением, когда за счет снижения мышечного 66 Глава 3 тонуса человек, сидящий в кресле клиента, обмякает, как будто «тает» в кресле, что заметно и по его позе, и по осанке. И здесь особенно бывают видны мышечные зажимы, которые расслаб- ляются позже. А главное, это легко заметить по лицу человека, когда его черты сглаживаются, теряется рельефность, контуры. Можно сказать, что расслабление будет прямо пропорциональ- но глубине транса: чем глубже человек находится в трансе, тем меньшим становится тонус его мышц. Для человека в трансе характерна неподвижность за счет стремления оставаться в рас- слабленном состоянии — даже выходя из транса, он все еще продолжает экономить свои движения. Когда мы запрашиваем у клиента вербальную или невербаль- ную ответную реакцию, прежде чем мы ее получим, заметно яв- ное увеличение латентного периода, и это следует учитывать. Время идет не только на пробуждение части сознания, чтобы обработать наш запрос, но и на то, чтобы напрячь те или иные мышцы, на- пример, мышцы пальцев рук, чтобы дать пальцевой сигнал, или мышцы, управляющие речью, для того, чтобы ответить вербально. На фоне погружения в транс явно заметно замедление дыха- ния , оно становится более ровным, менее глубоким. Это связано с тем, что телу в таком состоянии не требуется большое количе- ство кислорода, и такой автоматический, непроизвольный про- цесс как дыхание переходит в достаточно расслабленный режим. Если в этот момент у вас есть возможность измерить пульс, то вы заметите, что частота пульса снижается. Нередко на фоне мы- шечной релаксации появляется субъективное ощущение психо- логической релаксации, как будто что-то внутри, символизирую- щее проблему, отпускает. Часто это сопровождается состояниями комфорта, спокойствия, поэтому транс сам по себе может нести терапевтическое значение даже без встроенных в него внушений. Но обычно в результате такого тран сового расслабления все огра- ничивается состоянием отдыха и спокойствия. На фоне расслабления может проявляться другая группа фе- номенов, которые связаны с появлением идеомоторных эффек- тов, так называемые идеомоторные феномены. К ним относится подрагивание или фасцилляция век. Речь идет о мелких подра- гиваниях закрытых век, которые носят спонтанный, частый характер. В литературе есть описания этих быстрых подрагива- ний, сравнивающие их с подрагиванием крыльев бабочки. Сле- дует отметить, что для ряда субъектов подобное подрагивание Состояние транса 67 является чуть ли не нормальным. Даже когда они закрывают глаза при полном бодрствовании, у них уже может наблюдаться такое подрагивание век. Возможно, это связано с физиологиче- ской особенностью или с повышенным уровнем невротизации. У других подобная фасцилляция происходит уже после периода расслабления век, и это можно считать истинным гипнотиче- ским показателем. Могут подрагивать не только веки, но и пальцы рук, кото- рые подрагивают также очень мелко, как будто вздрагивают. Как правило, это связано с появлением какой-то информации, которая приходит из глубины бессознательного. Но вполне воз- можно, что клиенты даже не отслеживают, с чем это связано, в ряде случаев они даже не замечают и такого подрагивания. Подрагивание пальцев является значимым терапевтическим сигналом, и область кистей рук должна быть объектом нашего пристального наблюдения во время наведения транса, посколь- ку пальцы будут являться и показателем обратной связи. Но увидев такое подрагивание, можно использовать его для индук- ции более расширенных идеомоторных феноменов, например левитации руки. Левитация руки — это спонтанное движение рук, одной или обеих, когда или самостоятельно, или чаще под воздействием наших внушений рука начинает подниматься. Безусловно, это происходит за счет мышечного напряжения, но оно является настолько легким и незаметным, что клиент, если отслеживает такой подъем, считает его чудом, тем более, что у него есть ощу- щение, что рука поднимается самостоятельно. Левитация руки может происходить на различную высоту. Она может быть ми- нимальной, когда буквально только пальцы рук поднимаются вверх, а кисть остается лежать. В ряде случаев она бывает очень значимой, хотя обычная высота определяется рукой, когда она сгибается в локте. При этом левитация предполагает не просто подъем по вертикали, а вполне возможно переходит в различ- ные движения, иногда продолжающиеся в движениях тела, при этом руки могут быть самостоятельными, отдельными друг от друга, или взаимодействовать. В дальнейшем мы расскажем, как использовать левитацию для обратной связи, и чем этот феномен может быть полезен для терапевтической работы. Сейчас только могу сказать, что левитация, которая происходит у клиента, как правило, сохра- няет у него достаточно глубокий уровень транса, и при этом 68 Глава 3 оказывается отличным признаком обратной связи, которая по- казывает, как человек реагирует на те или иные внушения, ко- торые связываем с движениями рук. Например: «И ваши руки могут расходиться, открывая вас всему новому, что приходит в вашу жизнь». И наблюдая за движением рук, можно предпо- ложить, что если действительно руки расходятся, то человек на глубоком психологическом уровне действительно открывается. К идеомоторным движениям может относиться не только ле- витация рук или руки, могут также двигаться ноги, хотя это ме- нее вероятно. Во-первых, обычно сеанс проходит в положении сидя, а в этом положении ноги зафиксированы как в области ягодиц, когда оппонент сидит на кресле, так и в области стоп, опирающихся на поверхность пола. В положении лежа это более вероятно, но здесь вступает в силу второе ограничение — ноги гораздо тяжелее, нежели чем руки, и в расслабленном состоянии им тяжелее собрать остатки тонуса, чтобы начать подъем. Чаще наблюдается идеомоторное движение головы, когда голова начинает наклоняться вперед, отклоняться назад, дви- гаться по кругу. Это тоже можно отнести к левитации, хотя из-за того, что шея короче руки руки, у этих движений очень малая амплитуда. К идеомоторным движениям можно отнести также |