Главная страница

Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Дата04.12.2022
Размер1.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
ТипРуководство
#826666
страница7 из 45
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   45
52 Глава 2
с точки зрения физиологии. На вдохе межреберные мышцы, диафрагма напрягаются и растягивают грудную клетку, чтобы в нее устремился поток воздуха. Это и есть вдох, то есть вдох активен, и тело человека во время вдоха напрягается. А выдох, напротив, пассивен. Расслабляются мышцы, за счет эластиче- ской тяги грудная клетка становится меньше, и воздух, уже обо- гащенный углекислым газом, выбрасывается наружу. То есть в момент выдоха человек расслабляется. И это очень важно знать, поскольку нет границы между телом и психикой. Когда человек расслабляется, ему легче признать, принять то или иное внуше- ние, принять ту или иную идею, поэтому важно, чтобы наши слова он получал именно на своем выдохе. А это как раз и про- исходит в том случае, если дыхания синхронизированы.
Итак, в трансе одним из базовых условий является присоеди- нение по дыханию, поскольку это обеспечивает нам большее расслабление человека и лучшее принятие наших идей. Хотя могут быть прямо противоположные случаи. Например, когда нам нужно активизировать нашего клиента, мы выходим в про- тивофазу дыхания, когда наш вдох будет идти на выдохе клиен- та, а наш выдох вместе с речью, которая произносится, на вдохе.
И слова, которые клиент получает на вдохе, его активизируют.
Чаще всего такой прием нужен, когда нам нужно получить либо какой-то активный феномен транса, например левитацию, либо когда нам нужно мобилизовать человека на внутреннюю борьбу с той проблемой, которая открылась во время терапии. Поэтому гипнотерапевт должен очень хорошо понимать, когда и какой прием он должен использовать, потому что искусство гипноте- рапии складывается из множества небольших, но хорошо отто- ченных и вовремя использованных приемов.
Начинающие гипнотерапевты часто спрашивают: как су- меть одновременно и отследить множество признаков обратной связи, и в то же время помнить и придумывать, что нужно го- ворить, быстро реагируя на изменяющееся состояние клиента.
Возможно, одним из главных приемов является вхождение са- мого гипнотерапевта в трансовое состояние. И это связано не с тем, что для кого-то трансовое состояние обостряет чувстви- тельность, нет. Одним из феноменов трансового состояния, которое мы будем обсуждать позже, является феномен диссо- циации, когда гипнотерапевт, как легендарный Юлий Цезарь, может одновременно делать несколько дел. В частности, среди этих дел может быть и одновременное наблюдение за дыхани-

Присоединение и ведение в гипнозе 53
ем человека и за другими его проявлениями, и при этом умение говорить осмысленно, стараясь своими словами «поразить» те внутренние мишени, которые он определил, как болевые точ- ки проблемы, которые должны быть трансформированы. При этом начинающий гипнотерапевт с удивлением осознает, что в трансовом состоянии гораздо легче подбирать слова для транса, нежели когда ты обдумываешь их в полном контакте со своим упирающимся сознанием.
Здесь важно отметить, что присоединение — это первый этап взаимодействия. Далее мы, благодаря установившемуся контак- ту, поведем человека по трансу. С точки зрения ведения по ды- ханию речь может идти об изменении его ритма. Как правило, для наведения транса нам нужно, чтобы дыхание клиента стало более редким, более поверхностным. И мы можем, подхватив ритм дыхания клиента, синхронизировавшись с ним, подышав с ним какое-то время в одном ритме, постепенно начать замед- лять свое дыхание. Раз за разом мы притормаживаем дыхатель- ное движение за дыхательным движением: чуть позже начинать делать вдох, чуть позже начинать делать выдох. Как правило, человек, который с вами уже связан своим дыханием, начинает делать то же самое и при этом расслабляется все больше и по- гружается в трансовое состояние.
Когда же речь пойдет о выведении человека из транса, мы можем делать свое дыхание более активным, тем самым акти- визируя человека, и это облегчит и сделает естественным его возвращение из состояния транса. Если говорить о дыхании до транса, то нередко тот же прием — ведение по дыханию — мы можем использовать, например, когда наш клиент взволнован, и его дыхание очень активное и быстрое. Мы точно так же мо- жем присоединиться к этому дыханию и повести клиента, делая его дыхание более редким, и тем самым успокаивая его. Это до- статочно простой, но очень эффективный прием.
Напомню только, что, как правило, любое ведение в сво- ем исполнении предполагает постепенность. Если мы дышали ровно и вдруг задышим заметно медленнее, скорее всего это приведет к дискомфорту у клиента и, наоборот, к выходу его из уже начинающегося состояния транса. Поэтому здесь важно не торопиться и вести медленно и бережно. Напомню, что присо- единение к больным бронхиальной астмой достаточно риско- ванно, хотя нередко в межприступный период изменения в их дыхании достаточно плохо различимы. Но если, присоединив-

54 Глава 2
шись, вы почувствовали тяжесть в своей грудной клетке, следует разорвать такое присоединение, выйти из него, по возможности перейдя к перекрестному присоединению.
Не буду скрывать, что после наведения транса, присоедине- ние по дыханию становится намного проще. В этот момент нам уже не нужно отслеживать свое дыхание, насколько оно абсо- лютно соответствует дыханию нашего клиента, нам важно от- слеживать ритм своей речи, чтобы наши слова попадали в выдох нашего оппонента. Это намного проще и при этом получается, что мы не тратим единиц внимания на наблюдение за своим ды- ханием, мы наблюдаем только за нашим оппонентом, как будто бы вкладывая свои слова в его выдох.
Удивительно, что присоединение по дыханию может рабо- тать даже на достаточном расстоянии. Единственное условие за- ключается в том, чтобы вы видели ритм дыхания оппонента, к которому присоединяетесь. То есть можно присоединяться мо- розным вечером к человеку, который стоит на улице, и по пару, который выходит из его рта, виден его выдох. Хотя, кажется, что вы далеко и расстояние играет против вас, на самом деле здесь присоединение сработает с тем же эффектом, с той же эффек- тивностью, которая будет и при близком контакте. При этом еще скажу, что присоединение по дыханию может быть усилено, когда, например, в такт своей речи вы еще совершаете посту- пательные движения телом или кивающие движения головой.
Фактически это уже двойное присоединение к одному ритму.
Присоединение по поведению
В основе этого присоединения лежит присоединение по позе и жестам, хотя оно гораздо шире, потому что здесь мы можем присоединяться и по имеющимся эмоциям. Как правило, речь идет о положительных эмоциях. Возможно, нам будет удобнее присоединяться по мимике. Каждый раз мы опираемся на це- лесообразность и пользу, которую это присоединение принесет всему процессу гипнотерапии. И опять же мы можем говорить о том, что присоединение во время беседы будет отличаться от присоединения в период транса. Обычно в беседе человек боль- ше жестикулирует, более активен, у него гораздо больше внеш- них признаков меняющихся состояний. В этот момент и гипно- терапевт доложен быть более активным. И, разумеется, встает

Присоединение и ведение в гипнозе 55
вопрос: насколько же точным должно быть присоединение по позе, жестам?
Существуют разные точки зрения, нередко диаметрально противоположные. Одни специалисты считают, что присоеди- нение должно быть абсолютно точным, другие, наоборот, счи- тают, что оно возможно за счет неких минимальных признаков, минимального подобия. Скорее всего, истина лежит где-то по- середине, поскольку если присоединение будет абсолютным, то массу времени, сил, внимания мы потратим именно на то, чтобы отследить, как выглядит человек, перенести мысленно его позу на себя, устроиться в подобной позе. А если учесть, что человек активен, то его поза будет меняться, значит, нам нужно будет каждый раз себя перенастраивать. Скорее всего, это при- ведет к двум неприятным эффектам: дискомфорту психотера- певта, который постоянно вынужден изменять свою позу, и по- тере большого количества времени и внимания на этот процесс.
Кроме того, поза, комфортная для клиента, может быть неком- фортна и даже дискомфортна для психотерапевта. А если при- нять положение, что при хорошем уровне присоединения пси- хотерапевт и клиент начинают чувствовать друг друга, то можно себе представить, какие впечатления будут у нашего клиента.
Поэтому если говорить о позе, то она должна быть похожей, но не абсолютно подобной позе клиента, а удобной и комфортной для вас. Здесь еще следует учесть, что есть разница в позах мужчи- ны и женщины. Эти гендерные различия следует учитывать, по- скольку если перед вами клиент противоположного пола, то впол- не возможно, что для вас его поза либо сложна, либо неадекватна.
Кроме того, если передо мной находится человек в агрессив- ной позе, я подумаю, прежде чем принимать подобную позу, к каким эффектам это может привести. Возможно, что грубиян утихомирится, а возможно, сочтет такое проявление, такую де- монстрацию моей позы сигналом для расширения конфликта.
При хорошем присоединении, как правило, если один из двоих участников разговора меняет позу, то второго неосознан- но тянет делать то же самое. С одной стороны, это помогает мне быть в соединении с клиентом. С другой стороны, в ряде слу- чаев это вновь играет мне на руку. Когда я вижу клиента в за- крытой позе, я могу вначале принять подобную позу, посидеть с ним некоторое время, возможно, присоединиться по другим параметрам, а затем раскрыть свою позу, рассчитывая на то, что следуя за мной, он раскроется и будет более доступен в диалоге.

56 Глава 2
Когда наступает время для транса, мы с клиентом обычно уже находимся в достаточном присоединении, и он готов следовать за мной. И тогда нередко наведение транса начинается с того, что я принимаю расслабленную трансовую позу, демонстратив- но начинаю прикрывать глаза, медленно давая им закрываться, что вызовет подобную реакцию с его стороны. Обычно во время транса я буду сохранять ту же позу, которая есть у клиента; это позволяет мне лучше воспринимать его и лучше чувствовать.
Часто до транса клиент много жестикулирует, что особенно характерно для визуалов. Как же правильно присоединяться к жестам? Если жестов немного, то, скорее всего, я буду повто- рять их. Возможно, это будет не сразу, а с небольшим интерва- лом после появления его жеста. Если жестов много, в первую очередь я буду внимательно отслеживать ритм и направление жестов, потому что, как правило, они будут присутствовать.
И, скорее всего, я буду присоединяться именно по ритму и на- правлению, поскольку если я буду размахивать руками как мельница, то человек это заметит, и это может вызвать у него раздражение, потому что не исключено, что он может принять это за насмешку. Поэтому обычно в моих руках с этим же рит- мом и в подобном направлении будет покачиваться ручка, воз- можно будет перекрестное присоединение, когда к жестам ру- кой я буду присоединяться ритмом движения стопы, которая будет покачиваться в сходном ритме.
Важно поймать общий настрой человека, его активность и соответствовать именно этому настрою. Я не обязательно дол- жен повторять каждый жест, причем часто жесты оппонента будут сопровождать его слова, а значит, мое присоединение по ритму речи также будет играть на руку присоединению по же- стам. Главное правило здесь — вновь присоединяться с умом и со смыслом, понимая, для чего мы это делаем, создавая присо- единение, которое комфортно мне как терапевту и которое по- может наладить взаимодействие, а не делая это ради галочки, не осознавая того, к чему приведет подобное действие.
Присоединение по жестам возможно и в трансе. Например, транс изначально начинается с какого-то положения рук, с какого-то положения тела, и тогда я принимаю это положение тела, и мои руки точно так же оказываются в воздухе в нужном жесте, на нужной высоте. Если клиент идет в транс с открыты- ми глазами, тем более я буду сопровождать все движения его рук, и, возможно, именно моя поднимающаяся рука даст сигнал

Присоединение и ведение в гипнозе 57
для левитации его руки. Часто я буду копировать его движения, хотя, как правило, когда глаза закрыты, я уже могу этого не де- лать, поскольку человек больше в своем процессе, и я не считаю необходимым соответствовать его движениям полностью.
Присоединение по характеристикам голоса
Когда мы говорим о присоединении по характеристикам голо- са, то имеем в виду громкость, тембр, паузы, ударения, скорость речи. Наибольшее богатство характеристик голоса будет в беседе, когда речевой аппарат оппонента находится в тонусе, и мы мо- жем слышать все многообразие его речи. Я стараюсь по возмож- ности соответствовать человеку, который сидит передо мной, но не всегда это бывает возможно. Если я могу соблюсти громкость, наличие пауз, то высоту голоса я могу воспроизвести далеко не всегда, если передо мной сидит человек или с очень высоким го- лосом, либо с низким басом. Я могу постараться сыграть на воз- можностях своего голоса, но это будет некое подобие, а не абсо- лютное присоединение, хотя этого абсолютно достаточно.
Часто первое, с чего мы начинаем, это громкость. Человек, который приходит на прием к психотерапевту, нередко смуща- ется или чувствует бессилие перед тем, что с ним происходит, и поэтому голос его звучит тихо. И нередко, начиная беседовать с ним, я также делаю мой голос достаточно тихим, но при этом обязательно он должен быть хорошо модулирован, чтобы оппо- нент слышал его. И постепенно, войдя в присоединение с дан- ным клиентом, я начну делать свой голос чуточку громче, затем еще чуточку громче, то есть начинаю вести его за собой, и, как правило, человек начинает говорить громче, а это уже опреде- ленный терапевтический эффект, поскольку он может громко заявить о своей проблеме.
Голос — это мое основное терапевтическое оружие, мой ос- новной терапевтический инструмент, с помощью которого я по- веду человека в транс. И поэтому, когда мой голос замедляется, становится более тягучим, растянутым, с большими паузами, это, как правило, воспринимается человеком как сигнал на- ведения транса, как сигнал для вхождения в транс. В трансе мы можем получать от клиента обратную связь, когда он использует свой голос. И нередко в этот момент мой голос также будет соот- ветствовать его интонациям, его стилю, паузам. В ряде тран сов,

58 Глава 2
например рекомендованных Дэвидом Гроувом, мы говорим с клиентом в течение всего сеанса, и тогда я очень тщательно при- соединяюсь по характеристикам речи своего клиента, чтобы это не выбивало его из транса, а наоборот, погружало еще глубже.
Присоединение по голосу, по голосовым характеристикам напоминает пение дуэтом, когда два человека вместе поют одну песню, и это их сплачивает. Это очень важный вид присоедине- ния, который создает эффект совместной песни, совместного творчества. Именно благодаря этому эффекту, клиент вместе с моим голосом, вслед за моим голосом последует в трансовое со- стояние и в трансовые переживания, находя в них много своего.
Присоединение по ключевым словам
Ключевыми считаются слова и фразы, на которые человек в ходе разговора делает особенное смысловое ударение, сразу слы- шится, что эти слова значат для него гораздо больше, нежели просто слова. Вполне возможно, что они говорят о его характе- ристике себя, о его характеристике будущего, о том, как он опи- сывает прошлое. Возможно, здесь прозвучат некоторые метафо- ры сравнения, которые я затем использую, создавая на их основе терапевтические метафоры. К ключевым словам ни в коем случае не относятся жаргонные слова или слова-паразиты. Даже если мой клиент будет их использовать, я не пойду за этим предложе- нием, поскольку считаю этически правильным освободить свою речь и наше взаимодействие с ним от таких слов. Возможно, это проявленная таким образом попытка сопротивления, попытка защититься, отстраниться от терапии, но более подробно эту си- туацию мы рассмотрим в главе, посвященной сопротивлению.
Присоединение по ключевым словам имеет несколько положи- тельных моментов. Во-первых, слыша и выделяя подобные слова и фразы, я прикасаюсь к структуре убеждений и ценностей челове- ка, начинаю понимать, что для него является значимым и важным.
Во-вторых, когда я использую эти слова в своей речи, это дает мне возможность показать человеку, что я его слышу, и это им положи- тельно воспринимается. А кроме того мне не надо опасаться, что эти слова не будут им восприняты, поскольку это его слова, они родные и близкие для него и с большой готовностью будут им при- ниматься, и, опираясь на подобные слова, я могу развивать свои терапевтические идеи. Нередко эти слова подчеркиваются инто-

Присоединение и ведение в гипнозе 59
нацией, ударением, нередко перед ними стоит небольшая пауза, за время которой происходит осмысление, и затем эти слова прихо- дят к человеку как инсайт и, по-видимому, несут в себе достаточно глубокую бессознательную информацию. Часто они являются но- сителями результата осмысления человеком своей ситуации, свое- го прошлого, будущего, то есть имеют более глобальный характер.
И это значит, что они прекрасно встраиваются в структуру гипно- тического языка, который часто несет в себе признаки глобально- сти, чтобы человек мог встроить в них свой конкретный опыт.
В случае если человек предъявляет метафору сравнения, предположим, говорит: «Вы знаете, я чувствую себя как птица в клетке», я могу перейти сразу на метафорический язык. Я могу спрашивать об ощущениях этой птицы, о качествах клетки, имеет ли птица возможность выходить из этой клетки, кто соз- дал клетку и так далее, то есть с языка сознательного мы перехо- дим на язык метафорический, более бессознательный. Вполне возможно, что затем в трансе клиенту будет предъявлена мета- фора, где у этой птицы будут качества, которые клиент уже опи- сал, говоря мне, о чем мечтает эта птица.
Ключевые слова — значимый рабочий материал, который можно использовать в этом трансе, но вполне возможно, что его действие будет перенесено на другой и даже на несколько сеансов. Может быть, подобное обозначение клиентом себя мы будем использовать как символ состояния и пронесем его че- рез всю терапию, отмечая и сравнивая изменения в состоянии клиен та с тем образом, который он дал. Возможно, что в его речи будет много значимых идей, много ключевых слов. Скорее всего я не буду использовать все, да и не смогу этого сделать, но обязательно использую те, которые кажутся наиболее подходя- щими, наиболее демонстративными для клиента, больше всего соответствуют его состоянию.
Глубинное присоединение
Это сложно объяснимый вид присоединения. Как прави- ло, подобное присоединение возможно, когда мы уже имеем все предшествующие виды присоединения. Чаще всего оно на- прямую связано с опытом терапевта, с опытом ощущения себя, пространства вокруг себя. Нередко это происходит и может про- изводиться следующим образом: ощущая себя в своем кабинете

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   45


написать администратору сайта